Игра танграм для дошкольников

Рубрики

  • Игротека (195)
    • Игры в помещении (46)
    • Игры на улице (39)
    • Конкурсы (28)
    • Народные (49)
    • Развивающие игры (37)
  • Мастерилки (594)
    • Аппликация (43)
    • Вышивка (144)
      • Вышивка крестом (95)
      • Вышивка простыми швами (43)
      • Интересные вышивки (12)
    • Лепка из пластилина (55)
    • Одежда для кукол (48)
    • Оригами (64)
      • оригами 4-7 лет (35)
      • Оригами от 12 лет (3)
      • оригами от 8 лет (28)
      • Секреты оригами (3)
    • Плетение из резиночек (15)
    • Поделки для мальчиков (21)
    • Поделки из бумаги (65)
    • Поделки из помпонов (18)
    • Поделки из фетра (47)
    • Разное (29)
    • Рисовалки (28)
    • Текстильная кукла (22)
    • Украшения для девочек (28)
  • Народная кукла (96)
    • Мастер-классы. Народные куклы. (69)
    • Мини музей (22)
    • Статьи. Народные куклы. (11)
  • Сценарии (41)
    • Сценарии праздников (21)
    • Театр дома (20)
      • Куклы для театра (8)
      • Пальчиковый театр (9)

Шаблон для вырезания

Для удобства пользования, возьмем черно-белый вариант. Его удобно распечатать или начертить самим. Лучше это сделать на плотной бумаге или картоне. Затем квадрат необходимо аккуратно разрезать по линиям.

Для начала попросите ребёнка сложить из этих кусочков квадрат. Лучше, если ребёнок, справится с заданием, не глядя на рисунок квадрата. Но если не получается, то конечно же, можно воспользоваться образцом.

Из элементов танграма выкладываются самые разные силуэты. Ребёнку проще сделать это, пользуясь образцами с прорисованными составными частями. Контурные образцы более сложны для воспроизведения.

Головоломки: танграм, сложи квадрат, колумбово яйцо — Мастер-класс на тему «Использование головоломки «Танграм»» в работе с дошкольниками»

Публикация «Мастер-класс на тему «Использование головоломки «Танграм»» в работе с…»
Тема: Использование головоломки «Танграм»» в работе с дошкольниками. Цель: повышение мотивации педагогов к использованию геометрических головоломок. Задачи: — познакомить педагогов с приемами использования головоломки «Танграм» и показать возможности для развития ребенка;…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект открытого занятия «Знакомство с «Танграм»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Космос» Муниципального образования городской округ Люберцы Конспект открытого интегрированного занятия для подготовительной гнруппы на тему: «Знакомство с танграмом» Подготовила и провела Голованова Ю.В….

Игра-головоломка «Пентамино» своими руками
Головоломка «Пентамино» — очень популярная логическая игра и головоломка одновременно. Предлагаем вашему вниманию игру головоломку «Пентамино», изготовленную своими руками. Автором «Пентамино» является американский математик, изобретатель головоломок и занимательных задач С. В….

«Развивающая головоломка». Абстрактное обучающее средство в самостоятельной деятельности детей
Не так давно в нашей группе появилась развивающая головоломка PLAY THE GAME

Эта игра просто находка для воспитателя, она сразу завладела вниманием воспитанников, они с большим интересом конструировали, собирая из простых геометрических фигур сложные комбинации по карточкам..

Головоломки: танграм, сложи квадрат, колумбово яйцо — Игры-головоломки с палочками

Статья «Игры-головоломки с…»
Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) головоломки с палочками (можно использовать спички без серы. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация,…

Дидактическое пособие «Развивающая настольная игра «Головоломка лабиринт» своими руками из коктейльных трубочек
Изготовление данного пособия будет интересно для педагогов дошкольного, дополнительного образования, родителей детей. Назначение: развивающая игрушка, применение на практике детьми дошкольного возраста. Настольные игры все больше и больше завоевывают сердца наших дошколят….

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Головоломка «Собери квадрат»
Данный мастер класс будет интересен педагогам дошкольного и педагогам младшего школьного возраста и родителей. В ДОУ ориентирован для детей старшего возраста от 5-7 лет Данная игра состоит из плоских геометрических фигур-головоломок, которые развивают умственные и творческие…

Дидактическая игра-головоломка «Колумбово яйцо», для детей старшего дошкольного возраста
6 июня. День головоломок на МААМ Уважаемые коллеги и гости моей странички! Сегодня, я хочу познакомить вас с игрой — головоломкой «Колумбово яйцо» , эта игра является одной из разновидностей танграма и её можно предложить воспитанникам старшего дошкольного и младшего школьного…

Страницы:

Что это такое?

Сама головоломка пришла к нам из древнего Китая, и уже тот факт, что ей более тысячи лет, говорит о том, что она увлекательна и полезна. Слово, несколько непривычное для носителей русского языка, в переводе с китайского означает «семь дощечек мастерства».

Суть игры проста: из семи геометрических фигур на плоскости необходимо построить нечто, заданное схемой. Это может быть фигурка человека или животного, растений, каких-то бытовых предметов, игрушек, а дошкольникам постарше можно предложить построить цифры и буквы.

Состав набора таков:

  • треугольники (их пять) различаются по размеру – больших и малых по два, средний один;
  • параллелограмм;
  • квадрат.

Интересно, что если сложить элементы в определенной последовательности, то получится квадрат. Можно купить готовую головоломку, а еще интереснее – сделать ее самостоятельно из плотного картона, раскрашенного в разные цвета, – так малышу будет проще ориентироваться в схемах.

Свободу творчества ограничивает два простых правила – нельзя накладывать один элемент на другой, а в построении должны быть задействованы они все.

Как сделать своими руками?

Головоломку «Танграм» можно встретить в магазинах, но ее без проблем получится изготовить самостоятельно, взяв за основу плотный картон. Можете распечатать шаблон, представленный ниже, и перенести его на картон либо нарисовать схему своими руками.

Также вы можете распечатать танграм в цветном виде на плотной печатной бумаге или на тонкой, обклеив ее после печати скотчем – тем самым сделав прочнее.

Как начертить танграм?

Вместо картона для изготовления элементов игры также подойдет пластиковая офисная папка, пластиковая коробка для дисков, фанера или другой подручный материал.

Схему, как расчертить нарисованный на картоне квадрат, чтобы в итоге получилось семь элементов, создать достаточно просто. К примеру, возьмите квадрат со стороной 10 см, проведите диагональ, которая разделит его на два одинаковых больших треугольника. Один из них разделите второй диагональю пополам, в результате чего вы получите 2 первые детали – большие треугольники.

Из второй треугольной половины квадрата нам надо будет сделать оставшиеся 5 фигур. Для начала пометьте середину каждой из сторон квадрата. Соединив эти точки, вы получите средний треугольник. Далее отметьте середину диагонали и поставьте еще две точки посредине каждого из получившихся отрезков (все эти точки поделят диагональ на 4 равных отрезка).

Соединив самую нижнюю из этих точек с острым концом среднего треугольника, мы получим первый маленький треугольник. Если провести линию из средней точки диагонали до гипотенузы среднего треугольника, получится маленький квадрат. Теперь осталось соединить самую верхнюю точку на диагонали и середину гипотенузы среднего треугольника. Результатом будет еще один маленький треугольник и параллелограмм.

Если вы распечатали несколько наборов, хранить каждый из них рекомендуется по отдельности.

Схемы и шаблоны

Отдельно надо подготовить листы с шаблонами, на которых малыши будут раскладывать геометрические фигуры. В зависимости от возраста нарисованная на таком шаблоне фигура может быть поделена линиями, чтобы подсказать ребенку место каждой отдельной детали. Кроме того, для наглядности можно распечатать рисунки или фото реальных предметов, изображения которых предстоит собрать, например, рисунок лисы, елки или домика.

Детям постарше рекомендуется предложить картинки, на которых составляемая фигура представлена лишь общим контуром, чтобы малыш сам определял, как разложить элементы. Если же ребенок уже хорошо справляется с такими вариантами, распечатайте для занятий листы со схематическими изображениями маленького размера, глядя на которые он сможет составить нужный рисунок из всех элементов «Танграма».

Поэтапный процесс создания танграма вы можете увидеть в следующем видео.

Многообразие заданий

Танграм для дошкольников – увлекательное и полезное занятие, к которому можно приступать с 4-5 лет. Сначала малыши знакомятся с новым для себя набором, изучают его элементы, находят по заданию родителей треугольник, показывают, какой из них большой, какой – маленький. Далее взрослые распечатывают схему в полную величину, предлагая крохам наложить элементы на рисунок. Это могут быть домики, животные, птицы, рыбы, елочка, человечек.

Постепенно задания усложняются, детям предлагается схема-подсказка, которая по размеру уже может не соответствовать реальным «габаритам» фигурок, и задание сложить что-либо, например птицу.

Детям, как правило, становится интересно еще и то, что из конкретного числа элементов можно сложить несколько разновидностей пернатых.

Чтобы дошкольникам не было скучно, следует придумать сюжет – например, сочинить сказку про животных, которые хотели бы поселиться в домике. Чтобы каждый из них занял свою «комнату», следует собрать зверя из элементов головоломки. Далее дошкольникам предлагается следующая схема:

Они делают котика, зайца, лошадь, рыбу, утку, собаку. Рядом с домиком мы можем «посадить» ель, чтобы было красиво (ее схема также представлена выше). Наконец, жилище для зверинца выстроил человек – его фигурка также есть на схеме.

Любителям котиков можно предложить составить этих животных из элементов головоломки по следующим схемам:

Установка дается примерно такая: сегодня день кошек, давай попробуем собрать как можно большее количество различных видов. Или другой вариант: к нам в гости пришла кошка, рассказала много нового о своих родственниках. Давай покажем ей, как мы умеем собирать котиков.

Еще очень интересны домики, которых из элементов танграма можно составить огромное множество:

Вместе с ребенком следует обсудить, какой именно домик он хотел бы построить, например, для своих питомцев, после чего предложить ему поработать. Если что-то не получается, не стоит нервничать и кричать на малыша, такое отношение только уничтожит его стремление к постижению тайн китайской головоломки. Лучше всего помочь, подержать, похвалить за старания, тогда и результат будет очень скоро.

Далее следует усложнить задания, предложив малышу уже более сложные схемы:

При работе с танграмом важно использовать игровой элемент, придумывать сказки и увлекательные сюжеты. В противном случае малыш быстро заскучает и будет заниматься через силу

Поэтому лучше рассказать ему про волшебный квадрат, который по велению доброй волшебницы распался на несколько фрагментов, из них можно создать буквально все. Но волшебнице нужен помощник, поэтому ребенок на время наделяется чудесной силой, а по магической книге (рисункам и схемам) он будет населять вымышленное царство различными жителями, строить там дома, лодки, елки и прочее.

Танграм – замечательная тренировка для ума, которая поможет весело провести время и закрепить полезные навыки. Среди огромного количества схем можно найти те, которые придутся по душе каждому дошкольнику.

https://youtube.com/watch?v=0WDj1bA3Xqo

Ход занятия:

Организационный момент. Упражнение «Путешествие на облаке»

Воспитатель: Дети, сегодня у нас будет необычное путешествие, и я буду не Анна Сергеевна, а королева всех наук – Математика. Я хочу вас пригласить в свое королевство, где нас ждут занимательные игры, интересные задания. Вы согласны?

Включается музыка для релаксации.

Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните. Я хочу, пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Облако перенесет вас сейчас в моё королевство.

Открывайте глаза, Я очень рада видеть вас у себя в королевстве, где живут числа и цифры. А что бы вам не было скучно, я приготовила для вас задание.

I часть. Игровое упражнение «Отсчитай столько же».

Упражнение выполняется на наборном полотне.

Воспитатель предлагает ребенку выложить на верхнюю полоску 7 собак.После выполнения задания спрашивает:

— Сколько собак ты отсчитал?

— Каким числом можно обозначить семь собак?

— Какой цифрой можно обозначить число семь?

Воспитатель показывает цифру «7». Дети находят ее у себя и обводят рукой.

На второй полосе ребенок выкладывает столько кошек, сколько собак на первой полосе.

— Почему ты отсчитал столько кошек? (потому что, на первой полосе столько собак)

На третьей полосе – столько коров, сколько кошек. (Вопросы те же) .

После выполнения упражнения воспитатель спрашивает:

— Что можно сказать о количестве собак, кошек и коров? (по семь, поровну)

Воспитатель обобщает: «Семь собак, семь кошек, семь коров, всех по семь». Затем просит детей показать соответствующую цифру.

II часть. Работа с раздаточным материалом.

Дети выполняют аналогичное задание на трехполосных карточках. На верхнюю полосу кладут 9 щенят, на вторую – 9 котят, на нижнюю – 9 телят.

-Ребята, мы с вами вместе считали домашних животных, а теперь вы, каждый самостоятельно будете считать их детенышей. (самостоятельное выполнение задания) .

Пальчиковая игра «Левая –правая»

— Славно потрудились. Не думайте, что в моём королевстве, так скучно, и все время нужно заниматься. Я хочу, чтобы вы отдохнули и поиграли со мной. Вы не против?

Включается музыка Е. Железновой «Левая – правая». Дети выполняют игру с воспитателем.

III часть. Игровое упражнение «Расположи правильно»

-Пора продолжить наше путешествие. Для вас новая игра.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает доску:

— На какую геометрическую фигуру похожа доска?

Что есть у доски прямоугольной формы. (Жестом показывает стороны и углы.) Воспитатель предлагает ребенку показать стороны доски и назвать их. (Верхняя сторона, нижняя сторона, правая сторона, левая сторона) .

Воспитатель показывает и называет углы: «Правый верхний угол, левый нижний угол.

Положите красный круг в правый верхний угол, зеленый круг – в правый нижний угол, желтый – левый верхний угол, синий — в левый нижний угол. (Дети выполняют задание по очереди). В каком углу вы расположили красный круг? В каком углу зеленый круг? И т. д.

IV часть. Игровое упражнение «Спрячь собаку за елку»

— Ребята, у меня есть друг. Хотите знать кто это? Отгадайте загадку,и вы все поймете:

Он пушистый и глазастый,

Он ушастый и зубастый.

Травку кушает, морковку,

Проявив свою сноровку —

В клетке сгрыз дощатый полик.

И не зайчик он а (кролик) .

— А теперь нужно спрятать собачек за елочку. Как вы думаете, за какую елочку спряталась бы самая большая собака? За какую елочку спряталась бы самая маленькая собачка? А за какую елочку спряталась бы собачка поменьше? За какую елочку спряталась бы собачка ещё поменьше, чем предыдущая? (за елочку, которая ещё меньше)

Дети выполняют данное упражнение по очереди и прячут собачек, в соответствии с размером.

V часть. Игра «Танграм».

На доске образец. Воспитатель предлагает составить портрет кролика, чтобы порадовать его.

VI часть. Рефлексия.

Мне было очень интересно играть с вами в моем королевстве. Но теперь, к сожалению, мне придется вернуть вас в детский сад. Присядьте и закройте глаза. Звучит музыка для релаксации.

Мы побывали в чудесном и волшебном королевстве. Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в детском саду. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

Ход занятия:

Дети, к нам пришли гости, поздороваемся с ними. А теперь встанем в круг и поприветствуем друг друга.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Только смелый и упорный

Доберется к цели бодро.

А еще в дороге нужно

Знать секреты прочной дружбы.

Подойдите к доске, внимательно посмотрите на задание и найдите лишнюю фигуру (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Ответ детей: круг

Почему? (ответ детей)

Молодцы, вы очень внимательные. Я тоже была внимательна и утром, когда зашла в группу, обнаружила вот этот конверт, которого вчера здесь не было. Садитесь за столы и мы узнаем, что в нем.

Он подписан:Кому: ДЕТЯМ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ (значит нам).

От кого: КИТА. ДЕТИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ.

Это письмо прислали из Китая, это такая страна. А в какой стране мы живем? (В России)

Прочитаем письмо?

Здравствуйте, ребята!

Мы хотим научить вас играть в увлекательную игру. Она называется танграм (достать из конверта).

Кто – нибудь знает о такой игре? (Нет).

Кажется я могу вам помочь. Танграм – это головоломка, состоящая из 7 плоских фигур, которые складывают определенным образом для получения другой, более сложной фигуры. Появилась эта игра в Китае более 4000 лет назад (картинка). У одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на 7 частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из 7 геометрических фигур, назвали «Доской мудрости», а фигурки – танами. Прежде, чем начать играть, четырехугольник или танграм, нужно разрезать по линиям.

Возьмите ножницы и разрежьте.

Что получилось? (фигурки)

Как называются фигурки танграма? (таны)

Сколько танов? Посчитайте. (7)

Какие это фигуры? (квадрат, четырехугольник, 2 больших треугольника, 2 маленьких треугольника и 1 средний)

Молодцы! А теперь положите все на стол и немного отдохнем.

Физ. минутка.

Мы устали, засиделись

Нам размяться захотелось

(одна рука вверх, другая вниз, рывка менять руки).

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево, поворот,

А потом – наоборот

(повороты корпуса).

Приседания начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз

Приседай, не торопись

(приседания).

И в последний раз присели,

А теперь на место сели

(садятся).

У игры танграм есть свои правила:

Необходимо использовать все 7 фигур танграма;

Фигуры не должны накладываться друг на друга.

Попробуем составить фигурку? А какая это будет фигура, отгадайте.

Загадка

Угадайте, что за шапка

Меха целая охапка,

Шапка бегает в лесу

У кустов грызет кору.

(заяц)

Правильно. (Показать картинки)

Что вы знаете про зайца?

Из каких частей состоит фигура зайца? (туловище, голова с ушами, лапы, хвост)

На столах лежат образцы, по которым будем собирать из танграма фигуру зайца.

Какие части есть у этого зайца? (Правильно.)

В конверте еще что-то осталось. Ребята прислали нам образцы фигурок для танграма. Эта игра останется у нас в группе и вы всегда сможете в нее поиграть.

Наше занятие окончено, попрощаемся с гостями. Зайчиков поместим на выставку, чтобы все могли на них посмотреть.

Затем мы начали заниматься со схемами для танграм — цифры.

Перед ребенком лежит листочек, я ему читаю стишок, затем он начинает заштриховывать контур цифры.

После того как контур цифры готов, он начинает выкладывать из частей танграма цифру.

Затем переходим к следующей цифре, читаем стишок про цифру 1, заштриховываем контур цифры и переходим к танграму.

Так последовательно мы выложили все цифры от 0 до 9, а затем перешли к листочкам со схемами предметов для наложения танграм.

В этом наборе листочки также в 2-х вариантах: в цветном и контурном, на каждом листочке еще раскраска и прописи.

Мы выбрали из комплекта 3 схемы: с домиком, ракетой и самолетом и ребенок их выложил из деталек.

Схемы к танграм для детей

Схемы к танграм для детей

Схемы к танграм для детей

Если Вам понравились эти листочки — схемы, то заходите на сайт https://shop.amelica.com, там вы найдете еще много полезных развивающих материалов для проведения занятий с детьми дома, в детском саду и школах раннего развития.

А теперь еще немного фото как мы выкладывали из частей танграма цифры. Успехов Вам и Вашему малышу!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наш детеныш
Добавить комментарий