Scratch

Модификации и дальнейшее развитие

На основе исходного кода Scratch 1.4 был создан ряд модификаций языка, таких как:

  • BYOB (ныне Snap!)
  • Panther
  • Slash (модификация BYOB)

BYOB (Snap!)

Разработан в Университете Беркли. Основным расширением языка, которое было введено в BYOB, стала возможность построения составных пользовательских блоков — аналога процедур обычных языков программирования. Поддерживаются рекурсия, замыкания и лямбда-выражения. Также добавлены отладчик и возможность компиляции в исполняемые файлы, вложенные спрайты, многомерные списки, улучшенная работа со скроллингом и компиляция исполняемых файлов. Начиная с версии 3.1 в BYOB добавлена поддержка ООП — спрайты BYOB теперь позволяют наследование на основе прототипов. Для этого в язык, в частности, введён механизм клонирования спрайтов.

Panther

Panther — расширяет Скретч поддержкой drag-n-drop управления спрайтами, возможностью клонирования спрайтов (объектов), и подсистемой CYOB (которая, как и BYOB, позволяет создавать собственные командные блоки, но требует для этого знания языка Squeak (современный диалект Smalltalk, на котором написан Скретч и его модификации).

Механизм Mesh

И BYOB, и Panther включают поддержку механизма mesh, обеспечивающее взаимодействие скретч-программ через сеть посредством разделяемых переменных и посылки широковещательных сообщений.

Slash

Slash дополняет возможности BYOB 3.0 новыми возможностями Panther: клонированием и перетаскиванием спрайтов (объектов).

StarLogo TNG

В 2008 году в Массачусетском технологическом институте также разработан образовательный язык программирования StarLogo TNG, который расширяет возможности системы StarLogo возможностями трёхмерной графики и скретчподобным языком визуального блочного программирования. В отличие от оригинального OpenStarLogo и MIT Scratch — StarLogo TNG в настоящее время не является программным продуктом с открытым исходным кодом.

Скретч 2.0

В феврале 2011 была выпущена первая онлайновая бета-версия Скретч 2.0, в который планируется включение некоторых из возможностей BYOB (таких, как создание пользовательских процедур), векторной графики, клонирование спрайтов, возможность групповой работы над проектами и т. д.. Официально бета-версия вышла в релиз 9 мая 2013.

Скретч 3.0

Scratch 3.0 является третьей и текущей основной версией Scratch. Это полная переработка и повторная реализация Scratch, написанных на HTML5 и JavaScript
. Он имеет новый, современный вид и дизайн. Он совместим со многими мобильными устройствами и не требует Flash. Выпущена 2 января 2019 года.

App Inventor

Основная статья: App Inventor

Ещё одной средой программирования, использующей стыковку визуальных логических блоков в стиле мозаики стал App Inventor — экспериментальная система визуального программирования для платформы Android.

Более прямым аналогом языка Скретч на Android является язык Catroid, который разрабатывается в Институте Технологий Программного Обеспечения Технического Университета Граца в Австрии.

Онлайн уроки по Скретч

В декабре 2019 года я начал выкладывать уроки по scratch для дистанционного обучения. Все материалы оттестированы на детском кружке юных программистов в городе Балашиха. Вот ссылка на кружок робототехники и программирования. У меня занимаются дети от 7 до 12 лет, поэтому занятия будут рассчитаны на этот возраст. Если вы хотите оформить подписку на онлайн уроки по скетч, напишите мне об этом через комментарий в этой статье. Для ознакомления с полным перечнем проектов перейдите в категорию Scratch программирование. Здесь можно увидеть оглавление первых уроков:

  • 10 мультипликационных проектов на Скретч начального уровня
  • Урок № 1. Едущая машина
  • Урок № 2. Едущая машина со сменой костюма и движение другого спрайта
  • Урок № 3. Scratch алгоритмы на примере проекта Ниндзя
  • Урок № 4. Как сделать прыжок в scratch
  • Урок № 5. Скроллинг в Скретч (плавная смена фона, как в Марио)
  • Урок № 6. Прыжок спрайта без привязки к цвету (код написан через взаимодействие со спрайтами)
  • Урок № 7. Смена фона (изменение локации) и новый способ программирования движения персонажа в игре

Видео уроки по Scratch можно посмотреть на канале YouTube (ставьте лайки — это позволит сделать материалы более популярными) — ссылка на канал.

Обратите внимание, что на сайте вы найдете уроки по разработки приложений для Андроид в Апп Инвентор, бесплатные уроки и проекты по Lego WeDo и инструкции по детской анимации в стиле Stop Motion. Полистайте страницы сайта и найдете много полезной информации

Элементы интерфейса

Интерфейс программы состоит из нескольких частей: сцена, спрайты, палитра блоков и область скриптов. Спрайты (или костюмы) – это любые объекты: люди, животные, растения, предметы. При запуске программы в редакторе всегда появляется рыжий кот, который является символом Scratch.

Сцена

После запуска программы автоматически создается белая сцена размером 480 на 360 пикселей. Для замены фона нужно нажать на квадрат «сцена», расположенный в нижнем левом углу.

Поменять его можно, кликнув по одной из следующих кнопок:

  1. Фон из библиотеки.
  2. Нарисовать новый фон.
  3. Загрузить фон из файла.
  4. Получить новый фон с камеры.

В центральной части ПРОГРАММЫ расположены 5 кнопок для работы со спрайтом:

  1. Дублировать.
  2. Удалить.
  3. Увеличить.
  4. Уменьшить.
  5. Помощь по блоку.

Для совершения любого действия нужно кликнуть мышкой по нужной кнопке, а потом по спрайту на сцене.

Графический редактор

Редактор работает в растровом (пиксельном) или векторном режиме. Картинки в векторной обработке состоят не из отдельных пикселей, а из различных геометрических объектов (точек, линий, прямоугольников, окружностей и т.д.). В отличие от растровых они сохраняют хорошее качество, не смотря на изменение размера. Переключаться между режимами можно в нижнем правом углу экрана.

Графический редактор открывается если нажать на кнопку «фон». В нижнем правом углу можно переключить режим с растрового на векторный. Здесь есть кисть, линия, овал/круг, прямоугольник, ластик, текст, заливка краской, выделение области.

Для удобства на сцену можно вывести декартову системой координат с осями Y и X, центр которой приходится на примерно на середину поля, примерно на то место, где при запуске программы находится кот. Это поможет управлять перемещением объекта, задавая координаты. Как это сделать рассмотрим немного дальше.

Список спрайтов

Над спрайтами расположены 4 кнопки:

  1. Библиотека, в которой расположены готовые объекты.
  2. Графический редактор для создания новых спрайтов.
  3. Загрузка персонажа из файла.
  4. Получение спрайта с камеры.

После нажатия на кнопку «Библиотека готовых персонажей» откроется окно со множеством объектов, среди которых есть животные, люди, предметы, транспорт и другие.

Попробуем выбрать спрайта из библиотеки. Кликните мышкой по любому спрайту, пусть это будет балерина.

И она сразу появилась на сцене возле кота и в списке спрайтов.

Чтобы удалить со сцены один из объектов, в нашем случае рыжего кота, нужно кликнуть по нему правой кнопкой мышки, выбрать пункт «удалить» и спрайт исчезнет со сцены.

Кота больше нет, на сцене осталась одна балерина.

В графическом редакторе можно создавать новых персонажей. Для этого нажмите на кнопку в виде кисти «нарисовать новый спрайт». Справа появится поле редактора с колонкой инструментов для рисования.

Простейшие картинки в редакторе сможет создать любой пользователь. Например, при помощи круга, квадрата и линий можно быстро нарисовать вот такого робота. Новый персонаж появится в списке спрайтов.

Следующая кнопка позволяет импортировать персонажа из файла. Для этого выберите любой рисунок с компьютера и он окажется в списке.

С помощью последней кнопки можно преобразовать фотографию с вебкамеры в спрайт.

Палитра блоков

Основная часть Scratch 2.0 – это палитра блоков. Здесь расположены «движение», «внешность», «звук», «перо», «данные», «события», «управление», «сенсоры», «операторы», другие блоки. Если нажать на любой из них, внизу появится список команд такого же цвета.

Любая программа начинается с вкладки коричневого цвета «события». С помощью блоков из нее задается момент, с которого спрайт начнет выполнять заданную программу. Обычно это команда «когда щелкнут по зеленому флажку».

Потом добавляются команды из вкладки «движение», «внешность», «звук», «управление». Для того, чтобы собрать блоки в единый скрипт необходимо перетащить их с помощью мышки в правую часть рабочего пространства и соединить друг с другом как кубики лего.

Поэтическая викторина

Следующий пример — мой любимый. Scratch можно использовать даже на уроках литературы!

В этом проекте ученику предстоит проверить, как он выучил стихотворение. Помимо знания самого стихотворного произведения потребуется умение быстро читать и анализировать прочитанное. Три персонажа этого проекта будут произносить по одной строке стихотворения, причём правильную сроку произносит только один из них, а двое других — с ошибками. Ученик должен быстро прочитать три варианта и кликнуть на персонажа, который говорит верно.

Доработать или изменить этот проект достаточно сложно. Это потребует не только умения программировать, но и умения сочинять стихи. На основе нескольких подобных проектов можно устроить весёлое литературное соревнование между учениками.

Как видите, Scratch помогает по-новому взглянуть на учебный материал. Scratch даёт возможность совмещать занятие программированием с изучением чего угодно. При разработке викторины ученик твёрдо запомнит ответы на вопросы. При создании физической формулы из разноцветных блоков формула станет понятной и почти родной.

Простые мультики написанные на Scratch

Первые несколько проектов сложно назвать мультиком — это больше сюжетная анимация. Но начинать надо с простого и не забывать, что это не основная часть урока по скретч. Оживление нарисованных мультяшек начнется с использования простого кода, которые ребенок сможет написать более-менее самостоятельно. Первым мультиком на scratch станет сюжет с отравившемся котиком:

    1. Проект №1. Отравившийся котик.
      Как обычно заходим в Скретч и создаем новый проект. Для тех, кто не знает как это сделать посмотрите Урок № 1. Едущая машинка. Далее загружаем спрайт кота — это мы так же умеем делать после первого урока. Переходим в раздел — Код и перетаскиваем блоки в следующем порядке:Когда клавиша Пробел нажата — находится в левом блоке События и обозначает запуск кодаИзменить эффект Цвет на 25 — располагается там же где и Событие и называется Внешний вид, меняет цвет спрайта на зеленыйГоворить Ой! На надо было есть просроченный корм …2 секунды — объект из левого блока с названием Внешний вид, процедура выводит написанный текст на экран и держит его для чтения в течении 2 секундУбрать графический эффект — возвращает цвет мультяшки в свое изначальное состояние.ВОТ КАК ЭТО БУДЕТ ВЫГЛЯДЕТЬ (для начала нажмите Пробел на клавиатуре):
    2. Проект № 2. Появляющееся приведение
      На предыдущем мультпроекте мы меняли цвет у спрайта, а в этот раз изменим его прозрачность. Изучая свойства объектов при программировании мультиков с написанием кода для основного проекта, уроков через 20 дети смогу самостоятельно запрограммировать быстрый мультфильм. Возникнет правда проблема с идеей — это всегда основная проблема детей, но это уже иная история.
      Первым делом загружаем фон черного цвета в проект. Далее выбираем из списка готовых спрайтов приведение, называющееся в коллекции Ghost. После проделанных манипуляций пишем код для приведения, показанный на картинке ниже:Описание написанного кода:
      Блок 1Когда Флаг нажат — кнопка старта приложенияИзменить эффект прозрачность на 100 — делаем объект полностью прозрачным (невидимым) на черном фонеБлок 2Когда клавиша пробел нажата — при нажатии и удерживании пробела будут происходить следующие измененияУстановить способ вращения влево-вправо — спрайт будет двигаться лицом по ходу движения, а на идти задом при достижения и отталкивания от края экранаИдти 1 шагов — при однократном нажатии на кнопку пробел делается одни шаг, при удерживании объект двигается многократноЕсли касается края, оттолкнуться — спрайт не останавливается, а отталкивается от края экрана и продолжает движение в обратном направленииИзменить эффект Прозрачность на -1 — при каждом новом нажатии на пробел прозрачность приведения уменьшается на 1 единицу и объект начинает плавно появляться на черном фонеСказать Бууууу! — при каждом нажатии на пробел спрайт говорит Бууу!, пугая окружающихДомашнее задание к этому проекту:Добавить еще один спрайт, например кладбище на задний фон и описать для него появление или движение.
      ВИЗУАЛЬНЫЙ ПРИМЕР ПРОЕКТА НА СКРЕТЧ (для начала нажмите на зеленый флаг, а потом на Пробел):
    3. Проект № 3. Скоро появится на сайте — ожидайте

В данном материале представлены 10 базовых мультипликационных проектов по Скретч, рассчитанные на детей 6-8 лет. На сайте в ближайшее время появится много бесплатных уроков по scratch, робототехнике, мультипликации и другим интеллектуальным занятиям для развитию ребенка. Заходите периодически на сайт и следите за обновлениями. Сейчас предлагаю ознакомиться с еще несколькими интересными статьями:

  • Создаем приложения для Android вместе с детьми
  • Бесплатные уроки по робототехнике — изучаем Космос (в стадии подготовки)
  • Снимаем мультики вместе с детьми (в стадии подготовки)

Наглядная физика

Следующий проект моделирует простейший закон физики — полёт тела по параболе. Это позволяет вместо скучных уравнений представить полёт в виде небольшого мультфильма. Изменяя угол наклона и начальную скорость снаряда, ученик может смоделировать различные ситуации и почувствовать, как работает закон.

После минимальной доработки этого проекта получается отличная игра для тренировки юных артиллеристов. Необходимо попасть в злыдня, который появляется в случайном месте экрана. Игроку необходимо задать начальную скорость снаряда и угол наклона ствола. Чем-то игра неуловимо напоминает Angry Birds. Если пушку заменить на рогатку, а снаряд на птичку, то отправить детей на перемену будет непросто!

Реактивная математика

Как известно, в наш век повсеместного распространения телефонов со встроенными калькуляторами устный счёт у детей «не в почёте», однако, выполнение в уме математических операций ещё со времен древней Греции считалось отличной гимнастикой для ума.

Ниже приведён проект на Scratch, целью которого является тренировка способностей к устному счёту. Задача ученика — решить как можно больше примеров за отведённый промежуток времени.

В данном проекте нужно перемножить как можно больше чисел от 2 до 12 за 30 секунд. После того, как дети вдоволь наиграются, им можно дать задание немного попрограммировать и изменить условия задачи — например, умножать числа от 2 до 20. При этом интервал времени нужно соответственно увеличить. Затем можно добавить операци деления, вычитания и сложения. Это позволит «размять мозги» ещё качественнее. Так на одном уроке дети и тренируют скоростной счёт, и с удовольствием кодят. На основе подобных проектов можно проводить соревнования по «спортивной математике» в рамках образовательного заведения, или на вечеринке, в веселой компании, между шахматами и нардами.

Бесплатно

Scratch онлайн/офлайн и ScratchJr на Android/IOS

Пользоваться Scratch можно совершенно бесплатно:

  • Создавать проекты в онлайн-редакторе на официальном сайте
  • Скачать офлайн-редактор на ПК

На сайте также размещены небольшие видео-уроки, которые помогут разобраться с основным функционалом.

Для дошкольников создана упрощенная версия в формате мобильного приложения — ScratchJr. В блоках не используется текст, поэтому дети могут учиться программированию еще до того, как научатся читать.

Скачать официальное мобильное приложение ScratchJr можно по ссылкам:

  • Версия для Andoid
  • Версия для IOS

«Смарторика»

Возраст: 7-9 летСайт: https://smartorica.comТелефон: +7 (966) 078 22 77

Бесплатный онлайн-курс программирования для детей на scratch

7 уроков из видео-фрагментов и текстовой части. На каждом уроке ребенок создает новую компьютерную игру: смотрит видео и повторяет действия преподавателя на своем компьютере.

Среда программирования не требует установки и доступна онлайн (но можно установить и оффлайн версию). После каждого занятия — тестовые задания и/или отчет об экспериментах с созданной игрой.

«Лаборатория линуксоида»

Сайт: https://younglinux.info

Курс: «Программирование в Scratch»

Курс доступен онлайн, в pdf формате и в мобильном приложении. Цикл уроков посвящен основам работы в среде Scratch, но параллельно знакомит ребят с базовыми концепциями программирования.

В программе 10 уроков + 2 дополнительных, а также ответы к заданиям.

Udemy

Возраст: от 8 летСайт: https://www.udemy.com; https://www.udemy.com

Курс: Scratch — программирование для детей
Базовые навыки по Scratch 3. Для школьников со 2 класса и старше.

Курс: Программирование в среде Scratch

Изучение визуально-событийного программирования. Курс подходит для школьников, которые начинают изучать программирование. Рассчитан на 7 недель. В каждой неделе есть лекционные и практические занятия.

4Create

Сайт: https://4creates.com

Обучение работе в Scratch 2.0

Сборник видеоуроков для пошагового изучения scratch. Автор рассказывает о всевозможных функциях среды и обучает программированию различных проектов.

Сборка состоит из 21 урока общей продолжительностью 4 часа 55 минут. Ознакомиться с первыми 10-ю уроками можно онлайн на сайте, а полный курс — скачать архивом.

«Программирование на Scratch для детей и не только»

Возраст: 8-13 летСайт: https://antsarev.ru

Сайт с полезной информацией для детей, которые увлечены компьютерными играми и интересуются тем, как эти игры устроены. На сайте вы найдете 22 урока и познавательные статьи о программировании в scratch. Информация представлена в формате текста с наглядными фото и видео материалами. По мере изучения уроков ребята научатся создавать мини-игры и сцены мультфильмов.

Лаборатория информационных технологий

Возраст: 6-15 летСайт: http://scratch.aelit.net

Видео-курс по программированию игр

24 урока в формате текст + видео для начинающих. После прохождения уроков ребенок научится создавать разнообразные игры и анимации. Дальше можно изучать другие разделы сайта:

  • Уроки, посвященные отдельным особенностям программирования в Scratch или интересным проектам и играм
  • Статьи с дополнительной информацией о Scratch, мире разработки игр, ИТ, различных событиях и профессиях
  • Раздел игр, в который собраны различные игры, созданные в Scratch (можно отправить свой проект)
  • Игровые механики с проектами-заготовками (для тех, кто уже знает основы программирования в Scratch и умеет читать код)

Youtube-каналы с уроками по Scratch

Бесплатные уроки всегда можно найти на ютубе. Видео охватывают темы от знакомства со средой программирования до создания популярных игр. Ниже — подборка плейлистов с видео-уроками:

  • Цикл видео-уроков для 5-6 классов
  • Создаем крутые игры на Scratch
  • 88 уроков по Scratch с нуля
  • Игры на Scratch для начинающих
  • Мини-курс по играм в Скретч
  • Обучение ScratchJr
  • Знакомство со Scratch

Немного о Скретч

ВНИМАНИЕ:
Скаченный дистрибутив является Офлайн-редактором для программирования в среде Scratch без Интернета. Зарегистрировавшись на официальном сайте на русском языке — https://scratch.mit.edu доступен больший функционал

Для работы в личном кабинете требуется Интернет. В офлайн-редакторе Scratch Desktop есть некоторые ограничения:

  • Недоступна публикация проектов. Требуется подключение к Интернету и перенос проекта
  • Дистрибутив не работает на Хромбуках и Linux. Для запуска программы требуется Windows 10 или Mac OS 10
  • В версии Desktop можно привязывать расширения, но для этого придется подключаться к Интернету
  • Существуют две старые версии (скачать их можно нажав на название программы): Scratch 2.0 ПК (скачать) и Scratch 1.4 ПК (скачать) (это для тех у кого старые версии Windows и Mac)
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наш детеныш
Добавить комментарий