Детская агрессия: причины. 10 игр на преодоление детской агрессии

Игры при агрессивном поведении

В данный возрастной период ведущая деятельность ребенка – игровая. Специалистами в области детской психологии были выделены специальные игры, которые позволяют снять агрессию, ощутить комфортное психоэмоциональное состояние.

«Обзови меня»

Главный атрибут – небольшой мячик. Нужно встать напротив ребенка и кидать друг другу мяч. Каждый бросок сопровождается «обидным словом», которое должно быть безобидным. К примеру, «Костя – гвоздик», «Мама – панама».

«Выбивание пыли»

В моменты, когда ребенок ощущает желание выплеснуть агрессию, стоит поработать с его телом, чтобы помочь ему справиться с эмоциями. Для данной игры можно взять мягкую подушку и попросить малыша активно бить ее, подбрасывать, кричать, пинать, выбивая таким образом из нее пыль.

«Как насчет драки»?

Следует захватить небольшие подушки и устроить с ребенком самый настоящий бой. Можно обеспечить звуковое сопровождение. Лучше сказать малышу, что можно лишь использовать подушки, не обзывая и не распуская руки, что приведет к прекращению игры.

«Обстрел снежками»

Необходимо заранее заготовить скомканную бумагу, бросаясь ей друг в друга.. Не нужно забывать уворачиваться от «снарядов», прятаться и искренне радоваться победе. Дети в восторге от подобного развлечения, которое способно не только снять агрессивность, но и обеспечить прилив положительных эмоций.

«Салют»

Для данной игры понадобится разноцветная бумага, которую следует отдать ребенку. Суть данного способа снять агрессию в том, чтобы для начала разорвать листы на кусочки, а затем начать подбрасывать их вверх. Главное – обеспечить достаточное количество бумаги, чтобы ребенок смог вдоволь насладиться игрой, а уже после собрать все листки с пола.

«Катание мячика»

Данная игра предполагает использование теннисного мячика, который следует расположить на поверхности. Задача малыша – дуть на мячик, чтобы тот смог сдвинуться с места. Также можно придумать различные траектории, по которым будет катиться мячик. Глубокий вдох будет способствовать расслаблению всех мышц, успокоению, вследствие чего не стоит недооценивать пользу дыхательных упражнений для коррекции агрессивного поведения.

«Буря в море»

Можно устроить игру в процессе купания или набрать воду в глубокую и широкую посуду, воображая, что это море, на котором вот-вот начнется шторм. В данной игре также используется сила дыхания, что позволяет устраивать самые настоящие волны.

«Повелитель ветров»

Нужно усесться напротив ребенка и дать ему звание повелителя ветров. Суть игры – дуть как можно сильнее на своего спутника. Мама может подыграть малышу, делая вид, что ее активно сдувает, что приходится сопротивляться порывам ветра.

«Упрямый ослик»

Малышу необходимо улечься на что-то мягкое. Суть игры- поднять и силой опустить ноги, сопровождая действиями фразами «Нет!», «Никогда». Ребенку позволительно выплескивать эмоции, активно отстаивать в этот момент свою позицию.

«Футбол дома»

Понадобится подушка или мяч, изготовленный из тряпок или ненужной бумаги. Родитель и ребенок начинают игру, обсудив правила. Суть – возможность ребенка попинать, покидать мяч, сбросив таким образом, эмоциональное напряжение.

Чтобы подобрать наиболее оптимальную игру для малыша, стоит испробовать все варианты. Не нужно делать акцент на том, что она необходима, чтобы скорректировать агрессивное поведение

Лучше всего понимать, что это прекрасный способ лишний раз уделить внимание своему ребенку

Что такое агрессия?

Суть агрессии — атака, когда внутри мозга рождается порыв к чему — либо. Агрессия- это:

  • Любая вспышка атакующей энергии, направленная на что-то или кого-то.

  • Не план, а движение эмоции фрустрации к выходу.

  • Не плохое поведение, а эмоциональная, физическая конкретная атака.

Метафорой для агрессии может служить котел с кипящей водой и крышкой. Пар внутри- это накапливающееся напряжение, раздражение, которое в конце концов, если ему нет выхода, срывает крышку. В таком случае можно ли сказать, что котел себя плохо, отвратительно ведет?

Понимая абсурд этого вопроса, можно понять и абсурдность наказаний за вспышки агрессии у ребенка. Тем боле, что агрессия имеет много лиц. И наказывать тогда пришлось бы за каждое ее проявление.

Многоликая агрессия

Вот какие облики может приобретать агрессия у детей и взрослых.

  • Удары и драки
  • Подлые поступки
  • Проявление неприязни
  • Агрессивные жесты
  • Нытье, ворчание, ругательства
  • Осуждение самого себя
  • Нетерпеливость, раздражительность
  • Унижение
  • Укусы, бросание предметов, крики, плевки
  • Оскорбления
  • Игра «Молчанка», игнорирование
  • Злорадство в детских играх
  • Самоагрессия
  • Припадки и истерики
  • Фантазии о причинении вреда другому.

Обычно родители наблюдают всего несколько проявлений агрессии у своих детей, а не все сразу. Но каждый раз- это испытание для родительски нервов. Очень немногие мамы и папы способны выдерживать чувства ребенка и его агрессивные атаки, относясь с пониманием.

Знание о механизме агрессии позволяет многие выпады ребенка понимать и прощать.

Часто мы видим «смещенную агрессию», когда ребенок злится на папу и это всем очевидно, но достается тумаков младшему брату. Ребенок так ведет себя потому, что на папу наскакивать для него слишком уязвимо. Папа может ответить, может «перестать любить» в понимании ребенка. Агрессию на папу выражать очень небезопасно для отношений, а на брата- можно. Ведь при прочих равных ребенок всегда предпочтет сохранить контакт с родителями.

И в этой связи важно обратить внимание, что если агрессия все же направлена на родителей, а не на брата, то это в каком-то смысле повод для тихой радости. Потому что ребенок внутренне чувствует уверенность, что он может себе позволить освобождаться от напряжения именно так. И это ему ничем не грозит

Ни наказанием, ни аутоагрессией и психосоматикой.

И это ему ничем не грозит. Ни наказанием, ни аутоагрессией и психосоматикой.

Так что первое, что нужно делать в инциденте с агрессией ребенка- принимать его выпад. И никогда не принимать агрессию на свой счет, не обижаться, не оскорбляться.

Затем важно быстро- быстро скомкать агрессию, выведя ее в игру. Дело в том, что игра- это всегда понарошку, ребенку так легче выносить собственное поведение.

Упражнения на преодоление агрессии

Чтобы снять физическое напряжение, скопившееся в теле:

  • Спортивное соревнование с мамой/папой на выход физического напряжения в ребенке. Кто дальше прыгнет? Кто быстрее пробежит?

  • Устроить прыжки на кроватях или батутах.

  • Пойти на улицу и бегать в догонялки с захватом заложника.

  • Устроить бой с подушками

  • Кусать все мягкое, что попадется под руку.

  • Поиграть в корриду, где ребенок бык или тореадор.

  • Щекотка и бессмысленная возня с родителями на кровати или на полу.

Снять напряжение можно с помощью голоса и работы рук:

  • Покричать в баночку или коробочку.

  • Порвать, покомкать бумагу, пластилин, почеркать на бумаге

  • Повыть голосами разных зверей.

Словесную агрессию можно преодолеть так:

  • Устроить словесные поединки, игру с вычурными обзываниями.

  • Придумать, над чем в ситуации можно посмеяться?

Можно использовать деликатную Холдинг- терапию. Это терапия удерживанием агрессивного ребенка. Когда его берут(хватают) в охапку и удерживают. Такой способ подходит для маленьких детей, которые точно не смогут вырваться из маминых рук. Это попытка «смирить ребенка насильно» с неизбежностью, что ничего не остается, как только успокоиться, расслабиться и поплакать. Может сработать только, если родители не впадают в крайность.

Агрессия ребенка- это «боль» родителей, воспитателей и учителей. И ее снимать, преодолевать успешно и быстро не всегда получается. Но главное, что нужно помнить — агрессия ребенка не должна влиять на отношения между родителями и ним.

Автор статьи, Елена Садовниченко, психолог, мама двоих детей.

ÐÑкÑда беÑеÑÑÑ Ð°Ð³ÑеÑÑиÑ

Ркаждом Ñеловеке Ð¾Ñ Ð¿ÑиÑÐ¾Ð´Ñ ÐµÑÑÑ Ð°Ð³ÑеÑÑиÑ. ЭÑо ÑвоеобÑазнÑй заÑиÑнÑй меÑанизм, ÑеакÑÐ¸Ñ Ð½Ð° ÑаздÑажение. Ðогда Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐµÑ Ð¾Ð¿Ð°ÑÐ½Ð°Ñ ÑиÑÑаÑÐ¸Ñ â напÑимеÑ, кÑо-Ñо оÑобÑал игÑÑÑÐºÑ Ð¸Ð»Ð¸ дал лопаÑкой по голове, Ñебенок заÑиÑаеÑÑÑ Ð¾Ñ Ð½Ð°Ð¿Ð°Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ. Ðо иногда агÑеÑÑивнÑм ÑÑановиÑÑÑ Ñоновое поведение â Ñебенок Ð½Ð°Ð¿Ð°Ð´Ð°ÐµÑ Ñам, акÑенÑиÑÑеÑÑÑ Ð½Ð° плоÑÐ¸Ñ Ð³ÐµÑоÑÑ Ð² ÑказкаÑ, говоÑÐ¸Ñ Ð¾Ð±Ð¸Ð´Ð½Ñе Ñлова. ЭÑо не знаÑиÑ, ÑÑо он вдÑÑг ÑÑал плоÑим. ЭÑо знаÑиÑ, ÑÑо еÑÑÑ ÑаздÑажиÑелÑ, коÑоÑÑй поÑÑоÑнно пÑÐ¸Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ ÐµÐ³Ð¾ агÑеÑÑÐ¸Ñ Ð² акÑивнÑÑ ÑазÑ.

РпÑежде вÑего, ÑодиÑели Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð¿Ð¾Ð½ÑÑÑ, ÑÑо ÑÑало пÑиÑиной агÑеÑÑии:

-ÐбÑÑановка в ÑемÑе.
ÐÑли папа и мама ÑÑгаÑÑÑÑ Ð¸ ÑпоÑÑÑ, Ñебенок пÑÐ¸Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ ÑÑо на Ñвой ÑÑеÑ. Ðак мÑÑÐ»Ð¸Ñ Ñебенок: «Ðни ÑÑгаÑÑÑÑ, знаÑиÑ, Ñ Ð¿Ð»Ð¾Ñой».

-ФизиÑеÑкое и моÑалÑное наказание, Ñнижение, пÑиÑологиÑеÑкий оÑказ Ð¾Ñ Ñебенка.
ÐапÑимеÑ, в надежде ÑÑкоÑиÑÑ Ð´ÐµÐ¹ÑÑÐ²Ð¸Ñ Ñебенка Ð¼Ð°Ð¼Ñ ÑаÑÑо говоÑÑÑ: «Я ÑейÑÐ°Ñ ÑйдÑ, а ÑÑ Ð¾ÑÑанеÑÑÑÑ». СÑÑÐ°Ñ ÑазлÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ Ð¼Ð°Ð¼Ð¾Ð¹ â ÑамÑй ÑÑÑаÑнÑй Ð´Ð»Ñ Ñебенка. ÐÑли она полÑзÑеÑÑÑ Ñакими пÑиемами, малÑÑ Ð½Ð°ÑодиÑÑÑ Ð² поÑÑоÑнном ÑÑÑеÑÑе.

-ÐеблагопÑиÑÑÐ½Ð°Ñ Ð¾Ð±ÑÑановка в деÑÑком ÑÐ°Ð´Ñ Ð¸Ð»Ð¸ в Ñколе.
РгÑÑппе еÑÑÑ Ð´ÐµÑи-агÑеÑÑоÑÑ, коÑоÑÑе пÑовоÑиÑÑÑÑ Ð¼Ð°Ð»ÑÑа на поÑÑоÑннÑÑ Ð·Ð°ÑиÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ воÑпиÑаÑели полÑзÑÑÑÑÑ ÑгÑозами Ð´Ð»Ñ Ð´Ð¾ÑÑÐ¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ Ñелей.

-ÐепÑинÑÑие ÑÑвÑÑв Ñебенка, запÑеÑÑ Ð²ÑÑажаÑÑ Ð³ÑÑÑÑÑ, обидÑ, гоÑеÑÑ.
Ð ÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÑ Ð³Ð¾Ð²Ð¾ÑÑÑ: «ФÑ, ÐºÐ°ÐºÐ°Ñ ÑÑ Ð½ÐµÐºÑаÑиваÑ, когда плаÑеÑÑ!» или «Ðе Ñеви, ÑÑ Ð¶Ðµ малÑÑик!». ÐÑли ÑмоÑии не пÑоÑабаÑÑваÑÑÑÑ, они накапливаÑÑÑÑ Ð¸ вÑливаÑÑÑÑ Ð² агÑеÑÑивное поведение.

-ÐовÑÑÐµÐ½Ð½Ð°Ñ ÑÑевожноÑÑÑ Ð¼Ð°Ð»ÑÑа.
ÐÑли мама Ñама наÑодиÑÑÑ Ð² поÑÑоÑнном ÑÑÑеÑÑе или ÑÑезмеÑно Ð¾Ð¿ÐµÐºÐ°ÐµÑ Ð¼Ð°Ð»ÑÑа: «Ðе Ð»ÐµÐ·Ñ Ð½Ð° гоÑкÑ, ÑÑо опаÑно!» или «Ðе Ñоди ÑÑда, ÑпадеÑÑ». ÐÐ¸Ñ Ð½Ð°ÑÐ¸Ð½Ð°ÐµÑ ÐºÐ°Ð·Ð°ÑÑÑÑ Ð¼Ð°Ð»ÑÑÑ Ð¾Ð¿Ð°ÑнÑм и он заÑиÑаеÑÑÑ Ð¾Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾.

Появление детской агрессии

Во многих случаях агрессия – это своего рода защита, которая естественна не только для детей, но и для взрослых. В случае возникновения угрозы, мы стараемся защититься. Дать сдачи обидчику – это адекватная реакция. Другой вопрос, что довольно часто агрессивное поведение становится нормой. В это случае кроха не только выказывает защиту, но и старается напасть сам, без всяких на это объективных причин. Это может говорить о том, что ребенок в силу каких-либо причин просто вынужден проявлять агрессивность. Для того, чтобы скорректировать данное поведение, необходимо разобраться в истоках.

Эмоциональная атмосфера в доме

Если ребенку приходится наблюдать за постоянными ссорами и конфликтами родителей, ему становится некомфортно. Маленькие дети могут ощущать, что именно они являются виновниками испорченных отношений между значимыми взрослыми. Более того, в результате семейных разборок, у ребенка закладывается модель поведения семьи, вследствие чего, в будущем, он будет неосознанно воспроизводить ее в своей семье.

Неправильно выбранный стиль воспитания

Когда мать и отец не могут справиться с эмоциями, позволяют себе кричать на ребенка, бить его, игнорировать, высмеивать интересы, малыш может проявлять агрессивность, чтобы заставить таким образом уважать себя. Более того, во многих благополучных семьях считает нормой напугать кроху разлукой, возможностью отдать его посторонним, отправить в детский дом или оставить на улице, если он не начнет слушаться. Эти методы, также как и проявление гиперопеки, когда ребенок пытается отстоять личные границы и сделать самостоятельный выбор, способный привести к появлению агрессивному поведению.

Некомфортная атмосфера в детском учреждении

К сожалению, в детских коллективах можно встретить не только агрессивно настроенных детей, но и взрослых, которые позволяют себе физическое и моральное унижение над воспитанниками и учащимися. Немудрено, что ребенку приходится защищаться, чтобы не дать ощутить моральное превосходство над собой и защитить, таким образом, чувство собственного достоинства.

Обесценивание чувств и эмоций ребенка

Маленький ребенок – это не только радостные моменты, связанные с его улыбкой, смехом, какими-либо достижениями и хорошим отношением к родителям. Каждый человек имеет право выразить свои чувства, которые могут быть, как положительными, так и негативно окрашенными. Не стоит говорить ребенку, что он не имеет право плакать, злиться, выказывать раздражение и показывать, что ему в данный момент некомфортно. Ни одно чувство и эмоция не проходят для психики бесследно, трансформируясь в психосоматические расстройства, проблемы с доверием, с построением отношений с другими людьми и попыткой выразить себя через неформальные увлечения и экстремальные виды спорта, чтобы почувствовать себя «живым».

Повышенный уровень тревожности у ребенка

Родители, руководствуясь благими намерениями, могут стараться обезопасить малыша от каких-либо опасностей, выказывая предостережение относительно тех или иных действий ребенка. Это лишает кроху инициативы, здоровых амбиций, желания узнавать окружающий мир. Нередко мнительность и впечатлительность – черты характера самого ребенка. В том и другом случае можно наблюдать проявление агрессивности как способа обезопасить себя от возможных трудностей.

Снимаем ÑÑÑеÑÑ

ЧÑÐ¾Ð±Ñ Ð½Ð°Ð¿ÑавиÑÑ Ð°Ð³ÑеÑÑÐ¸Ñ Ñебенка в нÑжное ÑÑÑло и даÑÑ ÐµÐ¹ вÑплеÑнÑÑÑÑÑ, пÑиÑологи ÑовеÑÑÑÑ Ð¸Ð³ÑаÑÑ Ð² опÑеделеннÑе игÑÑ, где ÑÑо негаÑивное поведение Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ ÑпÑавлÑемÑм. Ð ÑÑи игÑÑ Ð¼Ð¾Ð³ÑÑ Ð¸Ð³ÑаÑÑ Ð¸ ÑодиÑели, и Ñами деÑи в Ñадике. Чем болÑÑим колиÑеÑÑвом вÑемени Ð²Ñ ÑаÑполагаеÑе, Ñем лÑÑÑе: малÑÑ Ð¿ÐµÑвое вÑÐµÐ¼Ñ Ð±ÑÐ´ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð´Ð¾Ð»Ð³Ñ Ð·Ð°Ð¸Ð³ÑÑваÑÑÑÑ Ð² «СалÑÑ» и «УпÑÑмого баÑаÑка».

ÐгÑа 1. «ÐбзÑвалки»

Ðама и Ñебенок вÑÑаÑÑ Ð´ÑÑг напÑоÑив дÑÑга и кидаÑÑ Ð´ÑÑг дÑÑÐ³Ñ Ð¼ÑÑ. Ðогда Ñебенок кидаеÑ, он Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð½Ð°Ð·Ð²Ð°ÑÑ Ð¼Ð°Ð¼Ñ Â«Ð¾Ð±Ð¸Ð´Ð½Ñм» Ñловом, коÑоÑое на Ñамом деле ÑазÑеÑено, напÑимеÑ, Â«Ð¢Ñ ÐºÐ°Ð¿ÑÑÑа!» â «РÑÑ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¸Ð´Ð¾Ñ!» и Ñ.д.

ÐгÑа 3. «ÐоÑÑба на подÑÑкаÑ»

ÐклÑÑиÑе веÑелÑÑ Ð¼ÑзÑкÑ, возÑмиÑе в ÑÑки подÑÑки и Ñлегка подеÑиÑеÑÑ Ð¸Ð¼Ð¸. Ðо ÑодиÑели ÑеÑко Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ ÑÑÑановиÑÑ Ð¿Ñавила â не биÑÑ ÑÑками, не кÑиÑаÑÑ Ð¾Ð±Ð¸Ð´Ð½Ñе Ñлова. ÐÑли пÑавила наÑÑÑаÑÑÑÑ, игÑа оÑÑанавливаеÑÑÑ.

ÐгÑа 5. «СалÑÑ»

Ребенок ÑÐ²ÐµÑ Ð±ÑÐ¼Ð°Ð³Ñ Ð¸ Ñ Ñилой бÑоÑÐ°ÐµÑ ÐµÐµ ввеÑÑ. ÐоÑом вÑе вмеÑÑе ÑбиÑаÑÑ Ð¼ÑÑÐ¾Ñ Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð°.

ÐгÑа 6. «ÐÑÑик, каÑиÑÑ!»

ТенниÑнÑй мÑÑик кладеÑÑÑ Ð½Ð° ÑовнÑÑ Ð¿Ð¾Ð²ÐµÑÑноÑÑÑ. Ð ÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÑ Ð¿ÑедлагаÑÑ ÑдÑÑÑ ÐµÐ³Ð¾, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð½ пÑокаÑилÑÑ Ð¿Ð¾ заданной ÑÑаекÑоÑии. ÐгÑÑ Ñ ÑÑаÑÑием дÑÑаÑелÑнÑÑ ÑлеменÑов пÑиÑологи ÑÑиÑаÑÑ ÑамÑми ÑÑÑекÑивнÑми.

ÐгÑа 7. «ÐÑгÑÑка»

ÐÑли малÑÑ Ð»ÑÐ±Ð¸Ñ ÐºÑпаÑÑÑÑ, пÑедложиÑе ÐµÐ¼Ñ Ð´ÑÑÑ Ð½Ð° повеÑÑноÑÑÑ Ð²Ð¾Ð´Ñ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑилиÑÑ Ð²Ð¾Ð»Ð½Ñ. УÑÐ¸Ð»Ð¸Ñ Ñебенка Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð±ÑÑÑ Ð´Ð¾ÑÑаÑоÑно инÑенÑивнÑми.

ÐгÑа 8. «УÑаган»

СÑдÑÑе напÑоÑив малÑÑа и пÑедложиÑе ÐµÐ¼Ñ Ð²Ð°Ñ ÑдÑÑÑ. ÐÑÑÑÑ Ð¾Ð½ набеÑÐµÑ Ð² легкие поболÑÑе воздÑÑа и как ÑледÑÐµÑ Ð´ÑÐµÑ Ð½Ð° Ð²Ð°Ñ â мама пÑи ÑÑом Ð´ÐµÐ»Ð°ÐµÑ Ð²Ð¸Ð´, ÑÑо ÑопÑоÑивлÑеÑÑÑ Ð¿Ð¾Ñокам воздÑÑа.

ÐгÑа 9. «УпÑÑмÑй баÑаÑек»

ÐалÑÑ Ð»Ð¾Ð¶Ð¸ÑÑÑ Ð½Ð° пол и Ñ Ñилой вÑпÑÑмлÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð³Ð¸, в воздÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ бÑÐµÑ Ð¸Ð¼Ð¸ об пол. Ðа каждÑй ÑÐ´Ð°Ñ Ð¾Ð½ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð³Ð¾Ð²Ð¾ÑиÑÑ Â«ÐеÑ!».

ÐгÑа 10. «ФÑÑбол»

Ребенок и взÑоÑлÑй игÑаÑÑ Ð² ÑÑÑбол подÑÑкой. Ðе можно оÑнимаÑÑ, пинаÑÑ, бÑоÑаÑÑ â главное, ÑоблÑдаÑÑ Ð²Ñе пÑавила.

Самое ÑиÑаемое:

Ðак обÑÑÑниÑÑ ÑебÑнкÑ, ÑÑо воÑоваÑÑ â ÑÑо плоÑо?

7 ÑÑоков ÑÑÐ¸Ð»Ñ Ð¸ кÑаÑоÑÑ Ð¾Ñ ÐºÐ¾ÑолевÑкой пеÑÑонÑ

ÐÐÐÐÐÐЫ. ЭССРÐÐЯ УСТÐÐШÐÐ¥ ÐÐÐ

ÐеÑÑва Ñади Ñебенка?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наш детеныш
Добавить комментарий