Физиологические особенности новорожденного ребенка

Виды темперамента

Зная сильные и слабые стороны темперамента, можно развивать, усиливать полезные свойства характера и корректировать недостатки. Известно 4 основных вида темперамента:

  • Сангвиник — добрый, активный, жизнерадостный, легко усваивает новые знания. Практически не капризничает. Сангвиники являются лидерами в компаниях. При чрезмерной опеке могут вырасти безынициативными исполнителями.
  • Флегматик — спокойный, обстоятельный, никогда не торопится. Довольно инертный: такому ребёнку нужно время, чтобы привыкнуть к новым изменениям. Для воспитания флегматик — один из самых «удобных объектов». Ему достаточно поставить задачу, чтобы малыш начал сосредоточенно работать над её решением. Главная проблема — это медлительность и неторопливость в действиях.
  • Холерик — очень эмоциональный, чрезмерно возбудимый. Своей активностью напоминает сангвиника. Недостатки: быстро загорается, а потом легко бросает начатое дело, не доведя его до завершения. Очень конфликтный, не любит спокойных занятий. Такие дети склонны к авантюрным поступкам.
  • Меланхолик — ранимый, застенчивый, трудно находит общий язык в новом коллективе. Творческая личность с богатой фантазией. Положительные черты: пунктуальность, неконфликтность. Такому малышу трудно найти друзей, задача родителей — помочь ему наладить отношения с окружающими.

Следует понимать, что темперамент — это врождённое свойство человека, которое нельзя изменить. Темперамент не является причиной появления дурных наклонностей. Как воспитать характер ребёнка — этот вопрос волнует не только родителей. Надлежащее воспитание поможет направить недостатки характера в конструктивное русло. Негативные моменты можно компенсировать развитием сильных сторон характера.

Безусловные рефлексы новорожденного

С самого рождения у малыша присутствует ряд рефлексов, которые помогают ему выжить и приспособиться к новой жизни. Эти рефлексы называются безусловными и проявляются непроизвольным сокращением мышц в ответ на внешнее раздражение. Некоторые из безусловных рефлексов останутся на всю жизнь (например, роговичный рефлекс: в ответ на легкое касание роговицы глаза малыш моргает; глотательный, сухожильные рефлексы и многие другие), а некоторые просуществуют лишь 2-3 месяца, а затем угаснут. Но, несмотря на такой короткий срок своей «жизни», эти рефлексы очень важны для родившегося крохи.

Так, при прикосновении пальцем или грудью матери к углу рта ребенка у него опускается нижняя губа, отклоняется язык и поворачивается голова в сторону раздражителя. Малыш как бы «ищет» материнскую грудь. Поисковый рефлекс важен в первые месяцы жизни, в последующем он сменяется уже осознанной реакцией при виде груди матери или бутылочки с молоком.

Если в ладонь ребенка вложить большой палец, он крепко схватит его и будет прочно удерживать какое-то время благодаря врожденному хватательному рефлексу.

В ответ на резкий звук или внезапное разгибание ножек малыш сначала резко отводит ручки в стороны, раскрывая кулачки, а потом сводит их, как бы обхватывая себя руками. Этот рефлекс может появляться при пеленании малыша и называется рефлекс Моро.

Среди безусловных рефлексов важное значение имеет защитный рефлекс новорожденного. Если выложить ребенка на живот, он инстинктивно повернет голову в сторону

Этот рефлекс позволяет малышу дышать даже в положении лежа на животе и проявляется уже с первых часов жизни.

Новорожденные могут совершать ползающие движения. Если положить ребенка на живот и подставить к его подошвам свою ладонь, малыш оттолкнется от нее, как от опоры, и продвинется вперед благодаря рефлексу ползания.

Если новорожденного поставить на опору, он будет опираться на нее полной стопой и непродолжительно стоять на полусогнутых ногах, а если малыша слегка наклонить вперед, он начнет переступать ножками. Так проявляются рефлексы опоры и автоматической ходьбы.

Родители могут сами вызывать и наблюдать рефлексы у новорожденного, однако проверяет и оценивает эти рефлексы только врач. Именно по наличию безусловных рефлексов, их выраженности и срокам угасания доктор может судить о правильном созревании и развитии нервной системы малыша на первом году жизни. Наличие рефлексов определенным образом обеспечивает ребенку и физическое развитие.

Кроме того, физическому развитию малыша на первом месяце жизни будет способствовать выкладывание его на животик начиная со второй недели жизни. Положение на животе очень полезно для крохи: пытаясь поворачивать и приподнимать головку на несколько секунд, он укрепляет мышцы спины и шеи; кроме того, в положении на животе лучше отходят газы, что может облегчить состояние малышей, страдающих кишечными коликами. Уже в возрасте 1 месяца дети с удовольствием проводят в положении на животе несколько минут, приподнимая и удерживая голову над поверхностью в течение 5-20 секунд.

Как и что видят новорожденные малыши?

Научно доказано, что новорожденный ребенок способен видеть, ведь эта функция человеческого организма является врожденной и формируется еще в утробе матери. Другой вопрос состоит в том, насколько хорошо развит зрительный орган. Сразу после того, когда ребенок начинает видеть, все предметы и люди вокруг ему кажутся расплывчатыми. Это легко объяснимо, ведь так зрение постепенно адаптируется к новой среде жизнедеятельности и перестраивается.

Точно можно сказать, что ребенок после родов хорошо различает свет и тьму. Он сильно щурится, если на него направлен источник яркого света, и приоткрывает глаза во тьме и полутьме. Это также легко объяснить, ведь даже взрослому человеку сложно привыкнуть к яркому свету после пребывания во тьме. Ребенок в утробе матери находится именно в полутьме, а рождается, как правило, в родовом зале, где яркий свет и лампы.

Хотя бывают и такие случаи, когда первые минуты после рождения малыш может проводить с широко открытыми глазами, и кажется, что он наблюдает за всем происходящим вокруг и не отводит глаз от своей мамы.

На протяжении около 2 недель после рождения малыш может останавливать взгляд на предмете лишь на 3-4 секунды.

АФО костно-мышечной системы у новорожденных детей

Имеет свои анатомо-физиологические особенности (АФО) и костно- мышечная система новорожденных: масса мышечной ткани младенца по отношению к общей массе тела значительно меньше по сравнению с взрослым человеком. Распределение ее в организме также особое: большая часть мышечной ткани приходится на мышцы туловища, меньшая — на мышцы конечностей. Поэтому новорожденный ребенок кажется существом с очень большим животом и головой и тонкими ручками и ножками. Постепенно это соотношение костно-мышечной системы у новорожденных меняется, мышцы конечностей тренируются, и строение тела приближается к взрослому.

У новорожденных повышен тонус мышц, сгибающих конечности, поэтому в первое время их ручки и ножки находятся преимущественно в согнутом состоянии, ребенок как бы по привычке сохраняет внутриутробную позу.

Мышцы шеи в первое время практически не развиты, поэтому новорожденный не удерживает головку. Движения рук и ног беспорядочные, размашистые.

Костная ткань новорожденного содержит небольшое количество солей, поэтому кости малыша непрочные, гибкие и легко искривляются при неправильном уходе.

Особенностью черепа малыша является наличие родничков — неокостеневших участков черепа. Различают два основных родничка и несколько малых. К основным относятся передний (большой) и задний (малый) родничок. Большой родничок находится надо лбом ребенка, в месте соединения лобных и теменных костей. Он имеет вид ромба и размеры от 1,5х 2 до 3 х 3 см и закрывается полностью к 1-1,5 годам. Малый родничок расположен в затылочной области на месте соединения теменных и затылочной костей. Он имеет вид треугольника и закрывается на 1-2-м месяце жизни младенца.

Позвоночник новорожденного прямой и не имеет физиологических изгибов, свойственных позвоночнику взрослого. Шейный изгиб формируется после того, как ребенок начинает держать голову. Грудной изгиб начинает формироваться в 6-7 месяцев, когда ребенок уже может сидеть. Поясничный начинает складываться с 9-12 месяцев, когда ребенок учится ходить. В целом формирование позвоночника заканчивается примерно к 20-ти годам.

Признаки недоношенного новорожденного ребенка

Недоношенным новорожденным считается ребенок, который родился в период между 28-й и 37-й неделями развития, с массой тела 1000-2500 г и ростом 35-46 см. Чем раньше до положенного срока родился малыш, тем более заметны его отличия от доношенного младенца.

Причинами недоношенности могут быть рождение двойни, возраст матери меньше 18 и больше 35 лет, ее недостаточное питание и заболевания, в том числе инфекционные (сифилис, герпес, цитомегаловирусная инфекция, даже ОРВИ и грипп), стресс, профессиональные вредности, злоупотребление алкоголем и курение, пороки развития плода, различные внутриутробные заболевания плода, патология беременности, токсикозы.

Недоношенные дети в первое время довольно заметно отличаются от доношенных как по внешнему виду, так и по функциональным признакам.

Как же выглядят недоношенные дети при появлении на свет? Внешними признаками недоношенного новорожденного являются:

1. У недоношенных слой подкожно-жировой клетчатки развит в меньшей степени или полностью отсутствует, поэтому такие младенцы выглядят очень худенькими, иногда похожи на морщинистых старичков.

2. Одна из анатомо-физиологических особенностей недоношенных новорожденных – непропорционально большая голова при слишком коротких и тонких ножках. Дело в том, что на том сроке беременности, когда родился малыш, все дети выглядят именно так. Это один из этапов нормального развития плода.

3. Мозговой отдел черепа больше лицевого, большой родничок имеет большие размеры, швы между костями черепа открыты.

4. Густые пушковые волосы покрывают всю поверхность тела, и даже лицо.

5. Ещё одна особенность недоношенных новорожденных – мягкие, податливые, плотно прижатые к черепу ушки.

6. У девочек большие половые губы не закрывают полностью половую щель, у мальчиков яички не опущены в мошонку.

Есть значимые отличия в работе различных органов и систем организма недоношенного ребенка, связанные с их недостаточной зрелостью. Степень выраженности этих признаков недоношенного ребенка зависит от срока беременности, в который малыш родился. Особое значение при уходе за недоношенным ребенком имеют незрелость дыхательной, пищеварительной систем и системы терморегуляции. В связи с этими отличиями есть некоторые особенности домашнего ухода за недоношенными малышами. Если ребенок родится глубоко недоношенным, то после рождения его помещают для выхаживания в специальную камеру — кувез (инкубатор). В ней поддерживаются определенные температура и влажность, имитирующие внутриутробные условия. Малыша кормят в особом режиме, защищают от попадания инфекции, и таким образом он растет и развивается до тех пор, пока не сможет существовать в обычных условиях. Сроки пребывания в кувезе зависят от степени недоношенности и общего состояния младенца. Наиболее крепкие находятся там от нескольких часов до 2-4-х дней. Малышей с массой при рождении менее 1500 г выхаживают в кувезе 8-14 дней, а от 1500 до 1750 г — 8 дней. После этого их переводят в отделение для недоношенных. Детей массой более 2000 г дольше наблюдают в роддоме в специальных отделениях, и если они чувствуют себя нормально, их отпускают домой.

Посмотрите на фото, как выглядят недоношенные дети, рожденные раньше срока:

Существуют ли «чистые» типы характера?

Конечно же, нельзя со сто процентной уверенностью отнести ребёнка к одному конкретному типу. В одной личности вполне уживаются черты, характерные как двум, так и трём типам. Например, активному лидеру вполне может быть присуща чувствительность и эмоциональность. Иначе откуда бы взяться руководителям организаций по защите бездомных животных? Тот же лидер вполне может иметь такую черту характера, как ненависть к рутине и порядку. Желание сделать всё совсем иначе, чем это было раньше, многим руководителям сыграло на руку: именно они делают прорыв, вводя в работу завода новый режим, изменяя в корне даже само направление в выпуске продукции.

Или, например, человек сенситивного склада вполне может быть наполовину рецептивным любителем порядка и размеренности. Как, впрочем, зачастую в таком человеке может присутствовать стремление к переменам.

Типы темперамента

Типы темперамента, описанные еще в V столетии до нашей эры, и до сих пор имеют право на существование. Наверное, они известны и вам.

Это:

  • сангвиник — энергичный, подвижный (сангвос — кровь);
  • флегматик — малоподвижный (флегма — слизь);
  • холерик — легко возбудимый (холе — желчь);
  • меланхолик — нелюдимый, необщительный (мелана холе ~ черная желчь).

Знаменитый физиолог Павлов приравнивал темперамент к типу высшей нервной деятельности.

На этом основании он выделил четыре типа высшей нервной деятельности.

I тип — сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник)

Такой ребенок большинство времени — активен, подвижен, веселый. Его речь, по обыкновению, громкая, быстрая, эмоциональная, сопровождается мимикой и жестами. Такие дети, как правило, не склонны к продолжительному капризничанью, быстро усваивают новую информацию, утомляются не так быстро как другие. Родителям с ними проще, они в большинстве случаев предвидены, легче подвергаются воспитательным действиям, но вместе с тем, если воспитание будет основываться на внешней опеке, они могут вырастить безынициативными.

II тип — сильный, уравновешенный, инертный (флегматик)

Дети, которые принадлежат к такому типу высшей нервной деятельности, отмечаются не только покоем, а и медленностью; они довольно выносливы и терпеливы, даже когда ощущают боль; разговаривают медленно, плавно, благоразумно, сдерживая эмоции. Даже в раннем возрасте они способны долго самостоятельно играть. Если у мамы темперамент холерика, то, подрастая, такой ребенок может бесить ее своей медленностью.

III тип — сильный, неуравновешенный (холерик), с преобладанием процессов возбуждения

Дети — холерики по обыкновению неспокойные, раздражительные, нетерпеливые во всех своих проявлениях, им не нравятся тихие занятия, они часто вступают в конфликты с другими детьми; с раннего возраста претендуют на первенство во время игры с другими детьми и неадекватно реагируют, если им это не удается. Они тяжелее подвергаются воспитанию и часто выводят родителей с состояния равновесия. Если ребенок-холерик вечером весьма активно играл или перенервничал через конфликт, который возник, то ему долго не удается заснуть, а сон может быть неспокойным и прерывчатым.

IV тип — слабый (анергетичний) (меланхолик)

Такие дети чаще всего нерешительны, боязливы, нелюдимы, быстро утомляются. Они тяжело приспосабливаются к новой обстановке.

В обычном окружении знакомых людей они чувствуются довольно уверенно, легко справляясь с задачей и проявляя интерес ко всему новому. Во время игр с ровесниками почти никогда не стараются лидировать и избегают конфликтных ситуаций. Этим детям необходимо помогать налаживать контакты с другими детьми.

Не переживайте и не приходите в раздражение, когда ваш ребенок в незнакомой обстановке ни на шаг от вас не отходит, тогда как малыш ваших друзей легко и свободно к ней адаптируется. Не спешите ставить это в укор малышу. Помогите ему преодолеть страх и обрести уверенность. Чтобы не настало переутомление, малыш со слабой нервной системой нуждается в четком режиме дня.

Помогите своему малышу проявить свои лучшие качества. Постарайтесь не угнетать желания ребенка, и не баловать его чрезмерно.

Подумайте. Помечтайте… Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка в будущем? Какими чертами характера вы хотели бы его наделить? Возможно чем-то, чего не хватает и вам для более счастливого и успешного существования? Запишите это. И постарайтесь быть образцом для своего малыша, ведь он копирует ваши действия, ваши поступки, то как вы проявляете свои чувства (радость, негодование, злость, несдержанность, любовь…), он считает это заведомо правильным, и сам в дальнейшее будет поступать так же как и вы. Постарайтесь быть таким человеком, для своего ребенка, с которого ему хотелось бы брать пример и в сознательном возрасте.

Голова у новорожденных

Голова у новорожденных отличается преобладанием мозгового черепа над лицевым. Обычно, после прохождения родовых путей, лицо у новорожденного ребенка отечное. На голове могут образоваться гематомы. Иногда можно наблюдать тремор (видимую дрожь) в области челюстных суставов. Все эти особенности очень быстро пройдут при правильном уходе. Голова новорожденного обычно запрокинута, что также обуславливает внутриутробное положение ребенка.

Роднички у новорожденных

Роднички у новорожденных – это анатомические образования из перепончатой ткани, расположенные на головке малыша. Благодаря наличию родничков головка может беспрепятственно проходить через родовые пути, изменяя свою форму (конфигурацию).

Большой родничок у новорождённого

Большой родничок у новорожденного —  это самый заметный из родничков. Он  расположен на макушке между лобными и теменными костями. Получил свое название не зря. Размер его достаточно крупный и составляет в среднем 3 см. Форма большого родничка ромбовидная, а при внимательном рассмотрении можно увидеть пульсацию.

Маленький родничок у новорождённого

Маленький родничок у новорождённого расположен в месте соединения теменных и затылочных костей. Выглядит этот родничок как треугольник размером около 5 мм. Часто рождаются дети с уже закрытым малым родничком, у остальных он закрывается течение одного-двух месяцев.

Сосцевидные и клиновидные роднички

Два парных родничка можно обнаружить в височных областях. Это клиновидные роднички. Ещё одна пара родничков, сосцевидных, обнаруживается позади уха. Все они закрываются вскоре после рождения ребёнка и диагностической значимости не имеют. Функции родничка у новорожденных

Родничок играет важную роль во время родов. Благодаря родничкам головка малыша сжимается и легче проходит через родовые пути.

Размер головы у новорожденных

У здорового доношенного ребенка окружность головы составляет 32- 38 см. Она составляет ¼ общей длины тела. Если сравнить с пропорциями взрослого человека, то у взрослого голова составляет  1/8 часть от длины тела. Лицевая часть черепа у новорожденных сравнительно небольшая. Шея у новорожденных короткая и поэтому кажется, что голова у них расположена прямо на плечах.

Форма головы у новорожденных

В зависимости от особенностей протекания родов форма головы может быть различной: долихоцефалической (вытянутой спереди назад), брахицефалической (вытянутой вверх) или неправильной (асимметричной). Нормальная форма головы, как правило, восстанавливается в течение первой недели жизни.


1-норма, 2-ассиметричная, 3-брахицефалическая, 4 -долихоцефалическая форма

Типы характеров

Американские педиатры выделяют три типа темперамента у младенцев, а также промежуточные случаи.Ребёнок с легким темпераментом отлично приспосабливается к условиям извне, им легко привыкнуть к режиму, они спокойны, их очень легко уложить спать.Такие дети прекрасно себя чувствуют на руках мамы и папы, среди игрушек, лояльны к посторонним, зачастую они даже минуют «страх чужаков».

После того, как ребёнок вырастает, не возникает проблемы отнимания от груди и отучения от пустышки.Таких малышей можно назвать наградой для родителей. Когда они взрослеют, они уравновешенные – флегматики и сангвиники, они доброжелательны, им легко влиться в коллектив, они доброжелательные.Следующий тип – средней тяжести, они немного хуже переносят перемены, несколько негативны к чужим людям, но в целом особых проблем с ними нет.

Заставить заснуть самостоятельно такого малыша на первом году жизни практически невозможно.Тяжёлые дети всегда считались проблемным явлением, считались «наказанием».Некоторые книги, близкие к сфере психологии, писали о будущих проблемах в подростковом возрасте, о том, что такие дети вырасту истеричными, непослушными эгоистами, даже писали о криминальных наклонностях.

Произошла реабилитация тяжёлых детей благодаря педиатру Уильяму Серзу. Он не стал давать термин «трудное дитя», вместо этого он называет таких детей, имеющими повышенные психологические потребности. Уильям Серз говорит о положительных качествах таких детей. Это эмоциональность, способность к переживаниям, сильная воля, в будущем развитая эмпатия, способность к пониманию смысла вещей. Для проявления таких положительных качеств необходимо грамотно подойти к воспитанию дитя, быть чутким с ним.

8 ролевых типов характера

А некоторые психологи считают, что всех детей следует делить не на 4, а на 8 подгрупп:

  • руководитель;
  • тайный вождь;
  • художник;
  • ночной сторож;
  • охотник;
  • хранитель очага;
  • политик;
  • работяга.

Руководитель – это типичный лидер, модели поведения которого рассматривались выше: инициативен, свободолюбив, решителен.

Интересен тип «тайного вождя». Это не умеющий руководить лидер, он мечтает завоевать власть, но сам неактивен и не обладает ни одним необходимым для этого качеством. Обычно реализует он свою тягу к властвованию в семье. Это – семейный тиран

И родителям стоит обратить на это факт особое внимание. Ведь именно из таких типов детей получаются маньяки, домашние садисты, преступники

Поэтому иной раз следует даже поработать с психологом, чтобы предотвратить нежелательные последствия.

Художник – творческая личность. Часто в коллективе бывает «белой вороной». Но с близкими людьми – родными, друзьями, любимыми – художники бывают нежны безмерны.

Ночной сторож – это «сова», активная по вечерам, с трудом просыпающаяся по утрам, часто мнительная и боязливая натура.

Охотник – личность жёсткая, властная, быстрая, активная. По сути, это лидер, но не ощущающий стремления к руководству. Поэтому, несмотря на то, что часто он как раз и возглавляет команду, вполне может действовать в одиночку.

Хранитель очага – это тот самый рецептивный тип размеренного, педантичного исполнителя. Ненавидит новшеств, любит животных, детей, порядок во всём.

Политик – ярко выраженный коммуникативный тип. Общителен, падок на похвалу, умеет сглаживать конфликты и легко решает жизненные проблемы. Но может от скуки создать сам интригу, сделать скандал «из ничего». Хорошо учится, но только по тем предметам, которые ему интересны. Требует внимательного отношения к себе, так как никогда нельзя быть уверенным в том, что придёт в голову «политику» в следующую минуту.

Работяга – ребёнок физически сильный, но с некоторыми отклонениями в умственном и иногда нравственном развитии. Подвижен и драчлив, достаточно смел. При недостатке внимания со стороны воспитателей и родителей может вырасти в хулигана и забияку. Но по сути добр. Поэтому при правильном воспитании из него вырастает прекрасный семьянин, хороший исполнитель – работяга, одним словом.

Подводя итоги вышесказанному, можно отметить, что все типы характеров переплетаются между собой, что каждый ребёнок – индивидуум. Поэтому не существует конкретных строгих правил на все случаи жизни. Воспитатель – творец личности, скульптор души. Поэтому от того, как точно он подберёт подход к конкретному ребёнку, зависит результат.

Как из темперамента вырастает характер

Вслед за западными учеными связью между темпераментом младенцев и характером подросших детей занялись и российские исследователи. Это были (минутка региональной гордости!) Елена Слободская и Елена Козлова из новосибирского Института физиологии и фундаментальной медицины. Они опросили 45 родителей и попросили их оценить темперамент своих детей. когда им было несколько месяцев, а через восемь лет повторили анкетирование.
Оказалось, что из младенцев-интровертов выросли школьники, склонные к неврозам, а улыбчивые младенцы в школе проявляли большую эмоциональную устойчивость. Если до года ребенок был способен контролировать свое поведение и не отвлекаться от игры с психологом на посторонние факторы, то в школе он оказывался одним из самых аккуратных учеников.

А вот другое исследование, проведенное чешскими учеными. И снова на него были затрачены годы жизни, все-таки люди – не лабораторные мыши… Здесь на старте изучали детей от года до трех лет, а повторную проверку (оцените терпеливость чешских ученых) провели спустя почти сорок лет. 

Ну и еще одно исследование, на это раз от британских ученых, которые, как известно, самые ученые ученые мира. Научный коллектив Института психиатрии в Лондоне в 1975-1976 изучил тысячу (!) детей трехлетнего возраста, а затем этих же детей, но спустя 23 года.

Оказалось, что время ничего не изменило, во всяком случае – для юных британцев. Уверенные дети стали взрослыми с самым высоким уровнем экстраверсии, а у «зажатых» детей этот показатель, напротив, был самым низким.

Какой вывод можно из этого сделать? Увы, сколько не вырабатывай и не закаляй характер, это лишь наработка масок, не меняющая нашей истинной сути. К примеру, если вы застенчивы, можно научиться быть приветливым и дружелюбным с незнакомыми людьми, но для вас это всегда будет работой, требующей волевых усилий. А если тревожны, то обретенное умение «держать себя в руках» только переведет эмоциональное напряжение в соматическое заболевание.

Любите себя, а главное – своих детей такими, какие они есть. Помните, что в знаменитом советском романе «Как закалялась сталь» речь все-таки идет о закалке изначально стального характера, и пытаться воздействовать таким образом на чистое золото – значит, идти против природы!

20.05.2020Подготовила Антонина Рыбакова

По мотивам публикации BBC 
  

Сущность и основные характеристики периода новорожденности

Неонатальный период – это такой промежуток времени, когда младенец отделен от матери физически, но физиологическая связь очень сильна.

Характеристика периода новорожденности малыша имеет ряд особенностей:

– неполная зрелость систем и органов новорожденного младенца;

– значительная незрелость центральной нервной системы;

– изменения функционального, биохимического и морфологического характера;

– функциональная подвижность водного обмена;

– организм новорожденного малыша сильно подвержен воздействию внешних факторов (даже незначительные изменения могут привести к серьезным нарушениям, а физиологические процессы перетекают в патологические).

Период новорожденности характеризуется тем, что малыш практически постоянно спит. Окружение лаской, заботой, удовлетворение потребностей в еде, питье и сне взрослыми помогают выжить младенцу.

Данный период также является адаптационным к новым незнакомым условиям жизни:

– постепенно малыш начинает меньше спать, а больше бодрствовать;

– развиваются зрительная и слуховая системы;

– развиваются первые условные рефлексы (к примеру, если малыш лег на колени к матери, он знает, что нужно открыть ротик и повернуть голову).

Сентитивный (чувствительный) тип

Каждому типу характера соответствуют определённые особенности. Причём проявляться они начинают в раннем детстве.

Например, считается, что сентитивный характер маленьких детей определяется их повышенным проявлением эмоций, чуткой душевной организацией, восприимчивостью к переживаниям других людей. Такие малыши болезненно реагируют на свои промахи, сильно расстраиваются даже из-за мелких неудач. Таких детей не стоит лишний раз стыдить, высмеивать, иронизировать над ними, наказывать, одёргивать во время проявления эмоций.

И уж точно не стоит отвлекать расстроенного малыша, пытаясь его рассмешить в тот момент, когда он переживает очередную бурю эмоций. Тем более не стоит показывать ему накал своих страстей, связанных с событиями, изменить которые или повлиять на которые малыш не в состоянии.

Положительные особенности характера ребенка, относящегося к чувствительному типу, – это возможность воздействия на него при помощи проявления своего недовольства мимикой или всего лишь несколькими словами, описывающими своё грустное настроение: «Я расстроена…» или «Как мне стыдно за тебя!» Такого ребёнка не нужно ругать, взывать к его чувствам и тем более наказывать.

Однако этот тип характера ребенка развивает в нём неуверенность в себе, зажатость, страх что-то сделать не так. Поэтому они обычно малообщительны, стеснительны. Это не самые лучшие качества. И если не корректировать эти черты характера ребенка, то вряд ли можно надеяться на то, что из него впоследствии вырастет уверенный в себе успешный человек, способный самостоятельно принимать решения, совершать поступки.

Очень важно достичь с таким малышом понимания. Он должен почувствовать, что рядом живут люди, которые тоже так же переживают, что и у них бывают неудачи

Но они умеют бороться с ними.

Пусть малыш общается с детьми подобного типа – не стоит заставлять его дружить с лидерами, грубыми и властными детьми, которые будут подавлять его. Но воспитывать чувство собственного достоинства следует начинать уже с раннего детства. При необходимости ребёнок должен уметь противостоять насилию, отказывать, говорить «нет».

Обычно из таких детей вырастают творческие личности: художники, писатели, музыканты. Немало из чувствительных натур появилось врачей, педагогов, психологов. Да и учёные часто в детстве были склонны посидеть в сторонке в одиночестве в то время, пока другие ломали игрушки, забирались на крыши гаражей или беспощадно дрались друг с другом.

Особенности характера новорожденных детей: 5 основных типов

Мы, в свою очередь, выделили пять типов характера ребенка, основываясь на главных чертах личности, присущих новорожденным малышам.

Наша классификация поможет вам понять, какие особенности и качества особенно ярко проявляются у вашего чада. Подобная информация, безусловно, пригодится в непростом процессе воспитания детского характера.

Вы принесли домой крохотный лучик счастья и радости из больницы? Некоторые детки добродушны и покладисты во всех отношениях. Скорее всего, ваш солнечный малыш крепок и здоров, обладает отменным аппетитом и не капризничает при укладывании.

Такие крохи положительно относятся к прикосновениям чужих людей, приходят в настоящий восторг от поездок, новых ситуаций. Однако помните, что даже самый неприхотливый и жизнерадостный младенец нуждается в ощущении надежности и безопасности. В общем, можно сказать, что вам повезло – в вашей семье поселилось настоящее солнышко.

Ваше чадо больше походит на ворчливого старика, чем на сладкого ангелочка? Кажется, он вечно недоволен всем, что бы вы ни делали? Некоторым младенцам очень сложно угодить, пусть даже мама тратит на это очень много усилий.

Прежде всего, вам нужно удовлетворить физические потребности ребенка, удостовериться, что он сытый и отдохнувший. Уже затем необходимо работать, что создать для крохи спокойную, предсказуемую среду, придерживаясь удобного для него графика.

Такой сварливый малыш негативно относится к новым ситуациям, поэтому относитесь к этой особенности характера с пониманием.

Если ваше чадо остро реагирует на каждый громкий звук или появление незнакомого человека, можно сказать, что у вас родился сверхчувствительный малыш. Его слезы нельзя объяснить банальными коликами, просто он выдает гораздо более яркую реакцию на любой раздражитель или стимул.

Например, ласково и нежно говорите с младенцем, гладьте его, прежде чем войти в комнату, полную незнакомых людей.

Тем самым вы сможете облегчить его привыкание к детскому коллективу в более старшем возрасте.

И, конечно, советуйтесь с педиатром, чтобы убедиться, что капризы и слезы ребенка не связаны с реальными заболеваниями.

Энергичный младенец раньше своих сверстников начнет поворачиваться на животик, ползать и садиться. Поэтому постарайтесь создать дома такую среду, чтобы малыш мог спокойно и без опаски исследовать мир.

Чтобы не возникли проблемы с засыпанием и едой, найдите мероприятия, которые успокоят вашего энергичного ребенка. Возможно, ему нравится слышать, как вы поете или читаете сказки, он любит принимать ванну? Перед сном такое чадо лучше всего пеленать, чтобы он смог быстрее заснуть.

Предсказуемый ребенок довольно легко приспосабливается к окружающей среде, а советы по его воспитанию вы всегда сможете найти в любой психологической книге.

Безусловно, непросто найти точное описание характера новорожденного малыша, поскольку каждый младенец уже является яркой индивидуальностью.

Вот почему ранее застенчивый и тихий малыш впоследствии может стать энергичным и общительным дошкольником. Наблюдение за особенностями характера вашего чада поможет вам найти его сильные стороны и преодолеть слабости. А вообще, постарайтесь любить кроху таким, какой он есть – со всеми его достоинствами и недостатками.

На стадии развития от рождения до года очень важно выделить в характере те черты, которые описывают его в наибольшей степени. Это поможет родителям научиться воздействовать на них, чтобы избежать большинства неприятных проблем в будущем

Ведь в этом возрасте малыш полностью зависит от мамы и папы. Именно на этом этапе формируются такие значимые черты характера как дружелюбие, открытость и умение строить доверительные отношения.

Характер новорожденных

Психологи выделяют следующие типы характера младенцев:

Грустный ребенок

Такие детишки очень ранимы и готовы плакать по любому поводу и без повода. Родителям грустного крохи необходимо сделать так, чтобы все изменения, касающиеся малыша, протекали очень плавно и почти незаметно для него самого, ведь любые перемены для такого ребенка – своеобразный стресс. А по мере взросления, нужно приучать ребенка к тому, что перемены неизбежны, и бояться их не стоит.

Капризный ребенок

Капризного малыша распознать очень легко: ему быстро все надоедает, он может весь день не слазить с родительских рук и плакать без видимой причины. По мере взросления родителям следует аккуратно корректировать характер малыша, выявляя положительные черты его характера и развивать их путем похвалы.

Чувствительный ребенок

Есть очень чуткие дети, реагирующие на  каждый звук, даже во время ночного сна. Задача родителей – на первых порах свести к минимуму наличие всех внешних раздражителей.

Активный ребенок

Активных детишек видно с первых дней жизни: они не хотят соблюдать необходимый для них распорядок дня, чем изрядно настораживают родителей. В данном случае просто нужно запастись терпением и постепенно приучать малыша к режиму, свойственному его возрасту.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наш детеныш
Добавить комментарий