Что делать взрослым, если ребенок ни с кем не дружит?
На самом деле, родители смогут сделать очень много полезных вещей, чтобы помочь малышу подружиться с другими детками. Например, познакомить с ровесником, который обладает схожими интересами. Предлагаем еще несколько советов от опытных психологов.
- Одинокому ребенку необходимо ощущать родительскую поддержку. Если у вас был личный неприятный опыт в детстве (отсутствие друзей), обязательно поделитесь им. Главный смысл подобной беседы – рассказать, как вы справились с этой ситуацией.
- Попробуйте устраивать у себя дома различные праздники и развлечения, на которые можно пригласить одногруппников. Вполне вероятно, вне стен дошкольного учреждения дети подружатся намного быстрее. Еще одна идея – познакомиться с мамами других ребятишек и выбираться на совместные семейные посиделки: в парк и кафе.
- Если изолированность и отчужденность связаны с психологическими особенностями поведения самого чада (обидчивость, агрессия, избалованность, замкнутость), не бойтесь обращаться за поддержкой к опытному специалисту.
- Запишите своего отпрыска в танцевальную школу или спортивную секцию, если ребенок стесняется лишнего веса. Этим вы поможете малышу избавить от психологических комплексов, мешающих дружбе и знакомству со сверстниками.
- На детскую площадку или в садик принесите мячик и разноцветные мелки, тогда вы сможете организовать совместную игру, в центре которой окажется ваш ребенок. Предложите деткам поиграть в подвижные развлечения: салки, жмурки, прятки, казаки-разбойники.
- Призовите на помощь воспитателя, который сможет включить малыша в театрализованную деятельность. Подобные занятия замечательно действуют на застенчивых деток, которые в непринужденной обстановке смогут выстроить добрые отношения с ровесниками.
- Опытные педагоги также способны подсказать мамам и папам, с кем из детей их маленький одиночка лучше всего взаимодействуют. Попросите воспитательницу высаживать их за один стол во время завтрака и учебных мероприятий.
И все же, несмотря на вашу обеспокоенность по поводу отсутствия хороших приятелей, психологи советуют быть предельно тактичными по отношению к своему чаду.
Нельзя принуждать малыша дружить с конкретным сверстником, навязывать общением с товарищами по детской площадке и одногруппниками. Не забывайте, что любые неосторожные слова и поступки могут вызвать негативные последствия в будущей школьной жизни.
Первые друзья в жизни ребенка
Регулярные контакты с ровесниками чаще всего завязываются у малыша в момент поступления в ясли, садик или группы кратковременного пребывания. Как же начинается детское приятельство?
- Двухлетки завязывают взаимоотношения с другими малышами через совместные игры. Дети обучаются игре и одновременно учатся дружить, наблюдая и подражая друг другу. Четкого лидера в таком взаимодействии нет, эта роль плавно переходит от одного малыша к другому.
- Высокие способности к дружеским отношениям проявляются у тех деток раннего возраста, которые умеют свободно общаться с родителями и прочими значимыми взрослыми.
- Трех-четырехлетние дошкольники уже могут поставить себя на место приятеля. Когда другой ребенок плачет или обижается, кроха может проявиться сочувствие, пожалеть, встать на его защиту.
- И уже в четыре-пять лет мы можем говорить о постоянных дружеских отношениях, когда малыш по собственным критериям находит себе одного-двух близких товарищей, с которыми хочет поддерживать добрые отношения не только в садике, но и за его пределами.
Именно в раннем и дошкольном возрасте образуются первые социальные связи, которые потом упрочняются и переходят в полноценную дружбу.
Ребенок не умеет общаться со сверстниками: причины
Вы уверены, что ребенок – вовсе не интроверт, он совсем не против того, чтобы наладить коммуникации с другими людьми, но у него не получается. Помогите ему.
Лучше всего развитие навыков социализации начать еще с песочницы. Если одни малыши смело вступают в разговор и играют в коллективные игры, то другие достаточно болезненно относятся к любым попыткам общения. Если такая реакция наблюдается постоянно, ребенок требует повышенного внимания.
Такие дети отличаются повышенной возбудимостью, они редко смеются (особенно в присутствии посторонних) и часто без причины обижаются. Вместе с тем психологи уверяют, что примерно до 10 лет взрослые могут повлиять на развитие личности маленького человечка, главное – найти источник проблемы и действовать целенаправленно. Если же спохватиться уже в подростковом возрасте, прививать навыки коммуникации будет весьма затруднительно.
Что может стать причиной застенчивости и проблем с социальным развитием?
1. Чрезмерная стеснительность и, как следствие, необщительность, развиваются как защитная реакция, например, если у ребенка есть врожденные физические недостатки, из-за которых он чувствует себя неполноценным.
Огромное значение имеет поведение родителей. В семье с авторитарным воспитанием дети опасаются гнева за любой поступок. Они не знают, чего ждать от посторонних, поэтому предпочитают свести к минимуму внешние контакты, а взрослея, сохраняют эту привычку.
2. Ограничение круга общения ребенка со стороны родителей. Некоторые взрослые сами, осознанно или вынужденно, с раннего детства ограничивают круг знакомств своего ребенка, и дети, вырастая рядом с одной мамой, бабушкой или няней, не получают навыков общения с другими людьми.
3. Нельзя забывать про проблемы неврологического характера. Если у ребенка постоянно болит голова, повышенная/постоянная утомляемость, проблемы со сном, то ему просто не хочется общения с более активными и здоровыми детьми. В подобных случаях требуется консультация невролога.
4. Поведенческие проблемы. Если одни дети совершенно искренне и бесконтрольно робеют перед другими людьми, то есть и такие, которые капризничают, демонстрируя свое упрямство. Причем временное упрямство со временем может перерасти в постоянную привычку и модель поведения. Проблема с социализацией возникает также у эгоцентричных детей, которые хотят, чтобы все подчинялись их воле. В свою очередь, эгоцентризм обычно развивается вследствие чрезмерной опеки со стороны близких.
5. Трудности с коммуникативными навыками возникают у детей, имеющих проблемы с умственным развитием. Нарушения памяти и внимания мешают социально-психологической адаптации так же, как и различные осложнения психического развития.
6. Эмоциональные и личностные проблемы
Детям постоянно требуется внимание, чтобы поделиться своими эмоциями. Маленький человечек каждый день узнает и учится чему-то новому, и своими открытиями и достижениями ему нужно с кем-то поделиться, в первую очередь – с родителями
Если они не реагируют, он учится сдерживать свои эмоции, впечатления и желания, что в итоге приводит к замыканию в себе.
7. Задержка социального развития. Ребенок по мере взросления должен пройти несколько этапов – от самостоятельной игры до командного взаимодействия со сверстниками, предполагающего распределение ролей. К последней стадии дети обычно приходят в 4–6 лет. Если же и в этом возрасте малыш так и не научился играть вместе со сверстниками, возможно, он задержался на каком-то этапе. Причинами, почему малыш «не взрослеет» могут быть:
длительные болезни (когда ребенок долгое время находится в больнице);
переживания из-за рождения в семье других детей (малыш страдает из-за недостаточного внимания);
чрезмерная занятость (такое встречается, когда родители хотят вырастить ребенка-вундеркинда: из-за того, что дети много занимаются, у них не хватает времени для традиционных детских игр, которые позволяют освоить навыки общения).
Советы родителям
Бывает так, что с ребенком никто не желает дружить. В детском саду не хотят с ним играть, а в школе избегают общения. Тогда родителям надо придерживаться данных рекомендаций:
- Многие родители поступают неправильно, говоря своему чаду, что не стоит продолжать общение с подобными друзьями. Таким образом родители сами провоцируют малыша становится замкнутым, вследствие чего ему будет еще труднее наладить контакт с окружающими. Взрослым следует поговорить с ребенком и оказать помощь по налаживанию общения.
- Не стоит забывать, что некоторым малышам свойственна застенчивость. В этом случае рекомендуется вместе с ребенком, взяв его за руку, подойти к другим детям. Помогите ему познакомиться, предложив любую простую игру. Как только вы поможете наладить первоначальный контакт, на этом ваша помощь заканчивается. Далее дети уже сами станут продолжать общаться.
- Вечером расспросите чадо о том, как он провел день, что собирается делать завтра. Нужно проявлять интерес к жизни малыша, но не осуществлять за ней контроль. Если вы будете в курсе того, какие ребенок имеет отношения с окружающими, у вас всегда будет возможность оказать помощь хорошим советом. Можете поговорить с малышом о том, как проходило ваше детство, каких вы имели друзей, чем увлекались, во что играли — нужно поделиться собственным опытом, однако навязывать его не надо. Обычно детям свойственно брать пример с родителем, поэтому подобное общение принесет немало пользы.
- Изредка можете устроить у себя дома детский праздник. Пусть малыш сам выберет, кого он желает видеть в гостях, а кого нет. Добавьте в список приглашенных детей их родственников.
- Если у вас дома собрались ваши знакомые, предоставьте ребенку возможность побыть вместе со взрослыми, чтобы он чувствовал себя увереннее. Разрешите поговорить на темы, которые ему будут интересны. В любом случае малыш может просто посидеть рядом с вами, играя в любимые игрушки.
Что делать, если ребенок ни с кем не дружит? Пути преодоления этой проблемы
Если ребенок является аутсайдером в детском коллективе по причине недостаточно модной одежды или мобильного телефона, не стоит бросаться в крайности – игнорировать эту проблему или же сразу покупать самую дорогую модель. Необходимо поговорить с ребёнком, какую бы вещь он хотел иметь, обсудить план предстоящей покупки – как сэкономить деньги для приобретения телефона, когда купить, на какой модели остановиться
Так ребенок будет чувствовать значимым, потому что с его мнением будут считаться – а это очень важно.
Если ребенка не принимает детский коллектив по причине излишней полноты или худобы, решение этой проблемы может быть в занятиях спортом. Необходимо записать ребенка в спортивную секцию, заняться программой по его оздоровлению
Хорошо, если в спортивную секцию он пойдёт с кем-нибудь из одноклассников, друзей по детской площадке, детского сада – у него появится больше возможностей контактировать с другим ребенком, обрести в его лице друга и единомышленника.
Родителям необходимо понять самим, а также дать понять ребенку – из-за каких его поступков, качеств, выходок с ним не хотят общаться сверстники. Ребенку необходимо помочь преодолеть трудности в общении, а также свои собственные комплексы, и в этой работе очень хорошей поддержкой будет консультация опытного психолога.
Ребёнку, имеющему трудности в социальной адаптации, родители могут рассказать о собственном опыте в детстве, когда они также оказывались в одиночестве, без друзей.
Родителям, как самым близким ребёнку людям, не стоит отмахиваться от этой детской проблемы – одиночества – в надежде, что все «само пройдёт». Нужно посвятить ребенку максимум внимания, посещать с ним детские мероприятия. Поскольку ребенок, имеющий трудности в общении со сверстниками, наиболее спокойно чувствует себя в своей привычной домашней обстановке, нужно устраивать у себя дома детские праздники – и на День рождения малыша, и просто так.
Ребенок должен обязательно чувствовать поддержку родителей. Ему необходимо постоянно говорить, что они его любят, что вместе они решат все проблемы, что он сильный и очень уверенный в себе. Ребенку можно поручить раздать детям на детской площадке конфеты или яблоки – он сразу станет «авторитетом» в детской среде, и это будет первым шагом в его правильной социализации.
Каждую инициативу замкнутого и нерешительного ребенка необходимо поддерживать, ободряя его. Любые его шаги, пусть и неловкие, к установлению контактов с другими детьми, нужно поощрять и хвалить. Ни в коем случае при ребенке нельзя говорить плохо о тех детях, с которыми он чаще всего играет или общается – это может убить на корню всю его дальнейшую инициативу.
Для наилучшей адаптации ребенка необходимо учить уважать других детей, уметь говорить «нет», управлять своими эмоциями и находить приемлемые формы их демонстрации окружающим людям. Лучший способ адаптации ребенка – через коллективные игры с участием и под мудрым руководством взрослых людей. Можно организовывать веселые конкурсы, театральные представления, сюжетно-ролевые игры – всё пойдёт только на пользу, и вскоре у ребенка появятся друзья, а он сам научится правильно выстраивать контакты с окружающими людьми.
Если ребенок, не имеющий друзей, посещает уже детский сад или школу, родителям необходимо поделиться своими наблюдениями и переживаниями с педагогом. Взрослые люди должны вместе продумать пути социализации данного малыша, его мягкого вливания в активную жизнь коллектива.
Ребенок ни с кем не дружит: что делать родителям?
- Если с ребенком не хотят общаться из-за того, что у него старый мобильный телефон или нет модной одежды, не стоит бежать в магазин за дорогими гаджетами и вещами. Лучше всего поговорить с малышом, выяснить его мнение по данному вопросу. Можно купить новый телефон, но с учетом имеющихся финансов. Стоит отметить, что многие родители сами выбирают для ребенка престижную школу, в которой учатся более обеспеченные дети, но при этом сами не отличаются высокими доходами. Лучше всего, чтобы ребенок обучался в заведении, где не будет испытывать комплекса неполноценности из-за материального положения своей семьи.
- Можно записать ребенка в спортивный или танцевальный кружок, если у него присутствует лишний вес, а также не забывать про сбалансированный рацион. Это позволит ребенку приобрести новое увлечение, обрести новых приятелей, а также стать более стройным.
- Всегда можно записаться на прием к психологу, если присутствуют особенности поведения, из-за которых у ребенка возникли трудности в общении.
- Любимому чаду обязательно нужно ощущать поддержку родителей: можно делиться собственным опытом общения со сверстниками. Не нужно критиковать друзей ребенка, лучше, если они будут в пределах видимости, чем будут слоняться по подъездам и заброшенным местам. Возможно, что удастся завести дружбу семьями и тогда можно организовывать грандиозные мероприятия, на которых удастся отдохнуть и самим родителям.
- Можно испечь печенье или купить конфеты, чтобы ребенок смог поделиться ими со сверстниками. Более того, родители способны своими усилиями создать подходящие условия для игры, в которой любимый малыш сможет раскрыть свои способности и научиться общаться со сверстниками.
- Родители должны мотивировать ребенка знакомиться с новыми друзьями. Можно попросить педагогов включать стеснительного ребенка в театральные занятия, которые будут способствовать избавлению от застенчивости, отточат навыки ораторского мастерства и позволят обучиться работе в команде.
При попытках наладить отношения сына или дочери со сверстниками, не стоит принуждать к дружбе и общению. Вы в любом случае должны помнить, что ребенок – прежде всего, личность, и у него может быть своё собственное мнение.
Как помочь адаптироваться
Повысить навыки общения поможет совместная деятельность. Пусть малыш принесет в коллектив мелки или карандаши и предложит всем порисовать. Нужно чаще приглашать сверстников в гости, вместе играть в настольные игры, жмурки, прятки.
Обычно игнорирование отбивает у ровесников интерес дразнить и обижать
Следует обратить внимание и на педагога, ведь негатив может исходить и от него. В разобщенном коллективе часто не хватает влияния грамотного наставника
Хорошим решением будет записать сына или дочь в кружок. На дополнительных занятиях они смогут найти себе много новых друзей. Детям, получающим удовольствие от одиночества, родители могут помочь только оставив чадо в покое. Мудрый не по годам малыш сам решит, когда и с кем ему дружить. А вот ряд признаков должен насторожить родителей и заставить обратиться к специалисту. Патологическая необщительность выражается в крайней отстраненности малыша, заторможенности, невнятной речи, неспособности концентрироваться во время разговора, игнорировании общепринятых правил и установок.
Травля ребенка: что делать?
Родителям желательно почаще присматриваться, в чем причина непопулярности их ребенка.
- Может выглядит не слишком современно? Тогда следует заняться его гардеробом и внешностью.
- Слишком слаб физически? Тогда заинтересуйте каким-нибудь видом спорта.
- Плохо учится? Кто-то из родителей может стать для ребенка репетитором или привлечь специалистов.
- Недооценивает себя? Помогите ему обрести уверенность в своих силах и способностях.
Подчеркивайте достоинства своего ребенка при каждом удобном случае! Защищайте своего ребенка, проконсультируйтесь с психологом. Не скупитесь на похвалу, восхищаясь своим чадом и не забывайте, что ребенок смотрит на себя глазами своих родителей.
Социальные навыки
«Меня довели до одиночества моя безграничная самокритичность, необщительный и робкий характер, отъезд немногих друзей на учебу в другой город и ощущение своей полной неспособности к общению. Год альтернативной службы в должности школьного помощника в спецшколе и упражнения в общении с „приятелями“ по музыкальной группе, к счастью, помогли в развитии социальных навыков и уменьшили склонность к бормотанию и заиканию, и я даже принял вполне серьезное решение касательно того, что моей необщительности и (нередко весьма болезненному) одиночеству нужно положить конец. Возможно, через полтора года я решусь называть этих ребят из группы просто приятелями, без ехидных кавычек».
«Что может помочь нам, одиноким, лучше всего? Я знаю, что никому нельзя показывать, что ты одинок, иначе будет плохо. Сейчас у людей так мало сочувствия, что одиночество считают явлением недостойным и жалким.
Это какой-то замкнутый круг — если нет ни одного приятеля, то их и не завести. Ну и вот нужно уметь как-то врать другим, что тебя знают и любят, даже если это не так, и стараться скрывать, как обстоят дела на самом деле. Но потом, если кто-то случайно заметит, что никаких приятелей у меня нет, он всем расскажет, и все усилия ― насмарку».
«Я всегда был достаточно замкнутым, и у меня никогда не было настоящих друзей. Жизнь меня не баловала. В школе я по-прежнему оставался одиночкой: несколько приятелей не в счет ― среди них не было ни одного друга. В седьмом классе началась травля. Меня так и норовили задеть, обзывали недоразвитым и еще по-всякому. Те, кто меня дразнил, начали разносить такие слухи, что моя репутация в родном городе и до сих пор чернее черного. Когда я туда приезжаю, даже сейчас, многие, увидев меня на улице, обзываются».
«В конце младшей школы у меня развилась депрессия. При переходе в старшую школу мое состояние ухудшилось, и я рассказала об этом друзьям. Они, видимо, испугались и оставили меня в одиночестве. Депрессия, которая у меня до сих пор, мешает заводить новых знакомых. Она привела к тому, что я стала сторониться общества других людей».
Что такое детское одиночество
Общаться между собой детки начинают примерно в 2–3 года. Но о дружбе ещё речь не идёт. Трёхлетнему малышу просто интересно играть с ровесниками, не более того. И из-за отсутствия партнёров по играм он не станет переживать. Обычно первые друзья появляются у детей в возрасте 5 лет
С этого момента начинают активно развиваться навыки социального поведения, что очень важно для формирования личности человека. И чем старше становится ребёнок, тем важнее для него становится общение со сверстниками, и тем хуже переносит он одиночество
Но далеко не у всех малышей отношения с детским коллективом в детском садике, а затем в школе складываются удачно. По наблюдениям детских психологов, примерно 5–7% детей в возрасте от 5 до 15 лет — одиночки, у которых практически нет друзей. Такие дети или вообще не пытаются подружиться со сверстниками, или их попытки оканчиваются неудачей — коллектив отторгает их.
Основные причины проблемы
Есть несколько факторов, которые могут отрицательно повлиять на отношения ребёнка с другими детьми:
- Неправильное воспитание. Первые навыки общения ребёнок получает в семье, взаимодействуя с матерью и отцом. И его будущая адаптация в социуме во многом зависит от того, какие отношения у него сложатся с родителями. Замечено, что когда ребёнка подавляют, излишне опекают и часто критикуют, он растёт робким, пугливым и застенчивым. Такой малыш будет бояться сближения со сверстниками, ожидая от них негативного к себе отношения. Чрезмерное потакание детским капризам тоже ни к чему хорошему не приводит. Если дома ребёнку всё позволяют, выполняют все его прихоти и постоянно говорят о том, какой он замечательный и исключительный, то к своим ровесникам он будет относиться свысока, ожидая от них восхищения и подчинения. Понятно, что дружить с ним никто не захочет.
- Смена коллектива. Часто бывает, что при переезде или по каким-то другим причинам, родителям приходится переводить ребёнка в другой детский садик или в новую школу. В таких случаях должно пройти определённое время прежде чем малыш адаптируется среди незнакомых детей, и у него появятся новые друзья.
- Особенности характера и темперамента. У общительных и инициативных малышей редко возникают проблемы со сверстниками. Куда хуже дела обстоят у детей замкнутых и нерешительных — они тоже хотят иметь друзей, но редко первыми начинают общение, а ждут, когда ребята пригласят их в свою компанию.
- Непохожесть на других. Чтобы ребёнка приняли в коллективе, его уровень развития, а также интересы и увлечения должны быть такими же, как и у других детей. Многие известные люди в детстве страдали от отсутствия друзей только потому, что были очень одарённым, оригинальными и нестандартными.
- Психические отклонения или физические недостатки. Таких деток в школе часто дразнят и обижают.
Робкие и стеснительные детки часто не имеют друзей
Нарушение социализации – когда стоит волноваться?
Отсутствие социальных контактов у детей обязано встревожить любого родителя. Однако отдельных мам и пап устраивает ребенок-одиночка, потому что он удобен. Все время на виду, а не пропадает с приятелями, от которых может набраться вредных привычек. Занят домашними делами, а не висит на телефоне. Не приводит домой шумных сверстников, после которых начинается приступ мигрени. Случается, что взрослые сами невольно изолируют малыша из-за постоянной тревоги и страхов. Хорошо ли это? Конечно, нет!
Нежелание взаимодействовать со своим окружением – тревожный звоночек. Не секрет, что от умения общаться со сверстниками зависит дальнейшая жизнь: личные и профессиональные успехи, достижение карьерных высот. По каким признакам
можно догадаться, что ваше чадо одиноко и имеет серьезные проблемы с общением?
Мамам на заметку!
Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…
- Ребенок постоянно жалуется, что ребята в садике или школе не желают с ним играть, дружить и даже смеются над ним. Кстати, подобных признаний вы не услышите от застенчивых и замкнутых детей.
- Стоит приглядеться внимательнее к поведению на детской площадке. Малыш может бегать, качаться на качелях, строить замок из песка, но при этом не контактирует другими детками или, наоборот, устраивает многочисленные конфликты.
- Своеобразная изолированность особенно заметна в группе или классе, где дети проводят вместе большую часть дня. Присмотритесь, с кем общается ваш ребенок, просит ли он кого-то о помощи. На утренниках отмечайте, насколько он активен, выбирают ли его одногруппники в пару для танцев и конкурсов.
- Маленький нелюдим не горит желанием рассказывать о детсадовских приятелях, вам приходится буквально вытягивать из него эту информацию. Он не страдает от отсутствия друзей, крайне неохотно выходит на улицу, любит оставаться дома на выходные и играть в одиночестве.
- Ребенок с большой неохотой ходит в сад или школу, стараясь найти любую лазейку, чтобы их не посещать. Возвращается же он из школы/садика расстроенным и нервным. На любые расспросы отвечает уклончиво: «Я не хочу говорить про садик»
. - День рождения превращается в действительно грустный праздник без одноклассников. Кстати, они также не хотят его видеть на собственном торжестве.
Безусловно, бывают дети, не особо нуждающиеся в компании – например, интроверты или так называемые вундеркинды. Они самодостаточны и любое вмешательство во взаимоотношения со сверстниками воспринимают в штыки. И все же, если вы отметили тревожные сигналы, говорящие о серьезных сложностях в общении, принимайте все необходимые меры для лучшей социализации ребенка.
Пытаясь наладить взаимоотношения своего ребенка со сверстниками, будьте предельно тактичны: не принуждайте его дружить с кем-то, не навязывайте общение с другими детками
Помните, неосторожное вмешательство в личное жизненное пространство может привести к нежелательным последствиям
Воспитание детей
3258
16.03.14 10:16
Говорят, что скромность украшает человека. На самом деле так и есть, однако излишняя скромность ребенка иногда приводит к тому, что он не хочет общаться с другими детьми. Хотя причиной может стать не только скромность или робость, но и ненависть к детям, нежелание заводить друзей.
Как вести себя родителям в такой ситуации? Что следует говорить ребенку и как научить его общаться с другими сверстниками? На эти вопросы вам поможет ответить данная статья, но обо всем по порядку.
Ребенок не хочет общаться с другими детьми: возможные причины
Существует несколько причин, по которым ребенок не желает разговаривать и дружить с другими детьми. Выявив точную причину такого поведения, вы сможете легко исправить ситуацию к лучшему.
- Предрасположенность к застенчивости. Ни для кого не секрет, что многие дети рождаются с предрасположенностью к скромности. Многие робеют перед незнакомыми людьми, а также детьми их возраста.
- Неумение общаться. В некоторых семьях родители мало общаются со своими детьми, что может привести к тому, что и дети не захотят общаться с окружающими.
- Неприятие. Ребенок может плохо относиться к своим сверстникам, из-за чего ему и не захочется с ними общаться.
- Конкуренция между детьми. Зачастую бывает так, что один ребенок является авторитетом для всех остальных. Однако всегда найдется тот, кто не захочет подчиняться ему, в результате чего такой ребенок может даже перестать общаться с остальными.
Последствия
Если ребенок не желает общаться с другими детьми, это может привести к некоторым негативным последствиям в будущем:
- излишняя застенчивость даже в зрелые годы;
- неумение влиться в коллектив;
- ненависть к людям;
- склонность к депрессиям.
Как улучшить ситуацию?
Данную проблему можно разрешить несколькими способами:
- Будьте внимательны к своему ребенку и показывайте ему свою привязанность. Дети, чувствующие на себе любовь родителей, начинают проявлять открытость и дружбу по отношению к другим детям.
- Будьте хорошим примером. Родители и сами должны относиться друг к другу с любовью, показывая правильный пример нормальных отношений.
- Не скупитесь на похвалу, когда ребенок демонстрирует свои успехи. Поощряйте его желание помочь близким людям.
- Если ваш ребенок слишком робок, помогите ему научиться знакомиться с другими детьми. Например, научите его представляться: «Меня зовут Саша, а тебя как?» и т.д.
- Помогите ребенку подружиться с одним ребенком. Затем он обязательно познакомиться и с другими сверстниками.
Жестокое обращение или недостаток внимания в детстве
В идеальном случае родной дом — самое безопасное и наиболее благоприятное в смысле социализации место для развития ребенка. Именно здесь ребенка принимают и дают возможность ощутить принадлежность к семье. Но так бывает не всегда. Иногда дом больше всего травмирует, из-за чего мальчик или девочка испытывает одиночество, чувство непричастности и собственной ненужности.
«Ребенком я страшно стыдилась моих родителей-алкоголиков и того, что никогда не могу позвать друзей в гости. Это привело к потере уверенности в себе, робости и настороженности — проблемам, которые сохранились у меня и по сей день».
«Все пошло из семьи. Мне было примерно восемь лет. Мой отец погиб от несчастного случая, когда мне было где-то пять. Мать до безумия влюбилась в мужчину с ребенком от первого брака. Скоро она забеременела, а ее избранник уже рвался в брак, совместную жизнь и общий дом. Надо же было доказать бывшей жене и собственным родителям, как у него все здорово.
Мы переехали в дом по соседству с его бывшей женой. То есть она жила через забор! Уже через год этот мужчина отдалился от матери. Но из-за ипотеки они были вынуждены много лет провести под одной крышей. В этом омуте все кипело и пузырилось, и все это негативно повлияло на мое поведение.
С виду мы выглядели „счастливым семейством“. То, как этот мужчина относился ко мне, только ухудшало мое состояние. Он был холоден, отстранен и молчалив. Друзей нельзя было пригласить кроме как на день рождения. Он соорудил в нашей гостиной собственный развлекательный центр, и в его присутствии доступ туда был мне закрыт. Я был „чужой сорванец“, как он сам выразился.
Скоро мне купили телек и всякой развлекухи, чтобы я не ходил в гостиную, которую этот мужик считал своим „личным пространством“. Так начались мое одиночество и изоляция. Я играл в своей комнате, жил своими выдумками и сидел перед телевизором или за компьютером много лет, пока не закончил школу и не уехал учиться в другой город».