Подари ребенку невроз: 10 правил детской невротизации

Откуда берется оптимизм?

Все дети без исключения появляются на свет оптимистами. Они одаривают нас радостной улыбкой еще будучи в пеленках, старательно учатся делать первые шаги, невзирая на падения и ушибы. Самая главная задача родителей – не загубить в своем чаде умения радоваться жизни, научить ощущать удовольствие от событий повседневной жизни. Своими запретами, мы можем вызвать у ребенка нежелание познавать окружающий мир и радоваться от тех или иных действий. Это способствует формированию чувства опасности, боязни инициативы и самостоятельных действий.

При общении с ребенком, мать и отец делятся с ним собственным восприятием мира. Если жизненным кредом родителей является радость от повседневной жизни, спокойное восприятие действительности, преодоление трудностей и уверенность в себе – они способны «заразить» столь прекрасной привычкой и ребенка.

Оптимизму можно научить. Самое главное не упустить момент. Когда малыш только- только начинает делать самостоятельные шаги, пытается сделать что-либо своими силами, стоит похвалить, чтобы у него возникло ощущение уверенности в себе и желание дальше познавать окружающий мир, зная, что взрослые его поддержат. Именно родители должны развить в ребенке положительное восприятие окружающего мира.

К чему приводит воспитание маменькиного сыночка

Отсутствие самостоятельности и низкая самооценка

Если ребенок привык к тому, что мама все решает за него, то ему просто нет смысла напрягаться, что-то делать самостоятельно. Это приводит к тому, что у него нет друзей, учится он тоже кое-как, не доводит начатое дело до завершения. Такой молодой человек постоянно не уверен в своих силах, он не может даже определиться с выбором профессии и поступлением в институт. Подсознательно он привык, что это тоже должна решать мама.

Проблемы в семейной жизни

Маменькиному сыночку практически не удается построить счастливую семейную жизнь. Сначала он долго выбирает вторую половинку, а когда женится, то понимает, что мама все равно лучше. Ведь она всегда знает, чего хочет ее сын, что он любит покушать, какой костюм он хочет надеть. Невестка и свекровь в данной ситуации становятся настоящими конкурентами во многих домашних делах, а если они живут вместе в одном доме, то атмосфера в такой семье всегда напряженная.

Жизнь без радости

Одиннадцатилетний мальчик из богатой семьи после уроков пришел на день рождения к однокласснику. Пообедав, дети собрались в парк аттракционов, но он сказал, что не сможет поехать: ему надо в музыкальную школу, а вечером на занятия по айкидо. Мальчик даже не расстроился: не получилось пойти с друзьями и не надо!

На вопрос о том, как он выдерживает такую насыщенную программу, ребенок, улыбаясь, ответил: “Не проблема, привык, все это вполне можно проглотить”.

Мальчик нашел очень точное слово — “проглотить”. Чтобы что-нибудь для себя выделить, зацепиться, заинтересоваться, необходимо время и определенная внутренняя работа. А когда события следуют одно за другим, как в калейдоскопе, только и успеваешь, что “по-быстрому проглотить” — возможности прожевать, переварить и усвоить просто нет.

Ребенок так загружен, что не в состоянии прочувствовать, понять, чего он на самом деле хочет, что ему по-настоящему нравится, а что нет, что поднимает настроение, а что портит и почему. Он движется в потоке дней, принимая и приятное, и неприятное с одинаковым безразличием и равнодушием. Это своего рода защитный панцирь, от которого отскакивает все, что могло бы задеть его за живое.

Безразличие проявляется в особом расположении духа — оно “никакое”. Как говорила Марья-искусница, героиня известной киносказки, “что воля, что неволя — все равно”. Живой человек излучает эмоции: радость и огорчение, принятие и отвержение. Безразличный производит впечатление скорее тусклое, трудно уловимое, у него нет четких контуров и акцентов.

На первый взгляд, в таком невозмутимом спокойствии нет ничего страшного — ведь это не агрессия, это не взрывоопасно. Даже хорошо — послушный ребенок! Но все не так просто. Из блеклого эмоционального состояния его может вывести только что-то из ряда вон выходящее, какое-то экстремальное переживание, сильный раздражитель.

Ошибка 1. Угрозы и обвинения

Такая методика воспитания, при которой присутствуют угрозы, запугивание и пристыжение – это большая ошибка, которая пустила свои корни еще в прошлом. Все прекрасно знают такую фразу «Как же тебе не стыдно!» и применяют ее в разговоре со своими детьми. Опускание глаз, вызванное чувством стыда, всегда отрезает желание проявлять свою инициативу и приостанавливает любую активность. Небольшая промашка совершенно этого не стоит! Ведь эти незначительные ошибки детей не смогут привести к каким-либо крупным проблемам.

Вместе с этим неприятным чувством большинство родителей часто применяют другое чувство – вину. Называя детей виноватыми, эти родители словно пытаются дать некий стимул для достижения целей. Однако, такое благостное намерение никогда не оправдывается и дети при этом замыкаются в себе. Применения чувства вины родителями приводит лишь к тому, что у ребенка совершенно пропадает заинтересованность в чем-либо, и он чувствует себя совершенно бесполезным и ни на что не годным, не способным.

Применение запугиваний и угроз не приведет также ни к чему положительному. Лишь немногие люди способны потом спокойно перебороть в себе чувство страха. В большинстве случаев, применение таких методов не дает толчок к действиям, а наоборот, парализует все ощущения и делает человека несамостоятельным.

Не нужно растить морального калеку и перестаньте запугивать своих детей. Многие родители говорят самую ошибочную фразу своему чаду о том, что больше не будут его любить. Для маленького ребенка это настоящий шок, вызывающий душевную истерику, а для более взрослого – психологическое давление, которое пробуждает делать что-то назло. Все равно вы не сможете выполнить эту угрозу, с возрастом малыш это поймет. Такая пустая и неоправданная угроза будет воспринята им как ложь и перестанет работать. Это грозит потерей доверия к вам, и ребенок просто начнет видеть во всех словах неправду.

Кризис 3-7 лет. «Укрепление корней»

Данному периоду жизни ребенка неспроста дано столь необычное название. Именно от становления малыша в дошкольном возрасте зависит его становление как личности.

Малыш понимает, что окружающий мир способен быть доброжелательным или враждебным. Основная цель воспитания в этот период – формирование у ребенка ощущения, что именно в семье он сможет ощутить безопасность и защиту. Такое воспитание позволит ребенку в будущем устанавливать доверительные отношения с окружающими людьми. Дети, воспитанные с данной мыслью, обладают уверенностью в себе, ощущают собственную значимость, не боятся проявлять любознательность. Их отличают оптимизм, инициативность и самостоятельность. Родители должны внушать малышу мысль, что он обязан упорно достигать своей цели, воспитывать в нем амбиции, что позволит уверенно двигаться по жизни в более взрослом возрасте.

Если родители, руководствуясь благими намерениями, заявят ребенку, что никому в этом мире доверять нельзя, это может привести к серьезным проблемам, в то числе в будущем. Дети, воспитанные с данной установкой, постоянно сомневаются в правильности своих действий, не стремятся проявлять инициативу, отличаются апатией, отсутствием амбиций. Они способны лишь вызвать жалость, но не симпатию, что заставляет их ощущать собственную ущербность. По мере взросления чувство вины лишь возрастает вместе со страхом наказания за допущенные ошибки. Неуверенность в себе оборачивается агрессией по отношению к окружающим и близким людям.

В этот возрастной период родители должны показать малышу, что они испытывают по отношению к нему безусловную любовь – это будет гарантией его адекватного развития и становления как гармоничной личности.

Инфантильность взрослых людей, в чем причина?

  • Культ стремления к молодости и культура потребления, развлечений, игрушек и гаджетов в нашем обществе провоцируют остановку во взрослении, сохранение детских черт в поведении взрослого человека.

  • Избалованность, когда дети растут в домашних условиях, сильно привязаны к родителям, которые не хотят, чтобы ребенок взрослел. В итоге уже взрослый человек желает, чтобы его счастливое детство продлилось всю оставшуюся жизнь.

Сегодня если ты не обеспечиваешь детей до их пенсии, то ты – плохой родитель.

Из беседы с клиентом

Контролирующая, опекающая мать, которая родила ребенка «для себя». Часто это очень энергичная женщина, производящая впечатление сильной личности. Если отец отсутствует физически или психологически, то создается впечатление, что инфантильный мужчина как будто «женат» на матери. Он зависим от ее настроения, выполняет ее прихоти, даже если мать и сын живут раздельно. Также он может восхищаться матерью, ставя ее относительно всех женщин на некий пьедестал.

Женщина может родить и воспитать трех, пятерых и больше детей. Если все силы сосредотачиваются на единственном ребенке, то это вредно для самого же ребенка. Избыток женской энергии его подавляет…

Из беседы с христианским священником

Не даем детям рисковать

В современной жизни детей везде подстерегает опасность. Родители, бабушки и дедушки очень волнуются за малышей, и иногда их забота становится чрезмерной. Но специалисты уверены: чтобы человек не страдал различными фобиями во взрослом возрасте, он должен играть на улице с другими детьми, иметь возможность упасть, содрав коленку и т.д. Малыш должен несколько раз упасть, чтобы понять, что это будет больно. В следующий раз он уже сам будет стараться обезопасить себя от падения. В подростковом возрасте ребенок должен пережить все хорошее и плохое, что есть в первой любви. Только так он сможет стать эмоционально зрелым человеком, и в дальнейшем построить уже долгие взрослые отношения. Когда родители не позволяют детям рисковать, из них вырастает заносчивый человек, но имеющий при этом низкую самооценку.

Не проявляем интерес к совместным играм

Чтобы укрепить эмоциональную привязанность между родителем и ребенком, можно обратиться к настольным играм, вместе приготовить ужин или же прибить полку. В раннем детстве у ребенка еще наблюдается интерес к совместной деятельности, чем родители должны активно пользоваться. Взрослые должны сами проявлять творческое начало, чтобы лишний раз продемонстрировать любовь к ребенку, желание обучить его полезным навыкам, которые непременно пригодятся во взрослой жизни.

Следуя этим рекомендациям, можно вырастить из ребенка по-настоящему счастливую и гармонично развитую личность. Не стоит считать, что малыш должен заниматься лишь изучением книг, посещением кружков и обучением. Именно игра позволит развить самостоятельность, навыки, способные пригодиться в будущем и поспособствуют развитию эмпатии и коммуникативных навыков.

Психологический надлом

И вот ребенок подрос, родители готовы “пожинать плоды своих трудов”: еще немного — и он прославится, что-нибудь изобретет, выиграет международный конкурс, попадет в сборную страны. Но после многих лет стараний, самоотречения все неожиданно начинает рушиться: талантливые, трудолюбивые, послушные дети больше ничего не хотят и не могут, катятся по наклонной вниз, превращаются в откровенных лузеров — они даже не “как все”, а хуже всех. У одного нервный срыв, у другого глубокая депрессия, третий начинает воровать в магазинах, четвертый подсаживается на наркотики.

Характерный пример — история одной из героинь фильма “Рожденные в СССР”. Этот проект режиссер Сергей Мирошниченко начал в 1989 году. Он встречался с одними и теми же детьми каждые семь лет — когда им было 7, 14, 21 и 28.

С девочкой Катей из Вильнюса родители начали заниматься очень рано и интенсивно. В школу она ходила только на выборочные занятия, остальному ее учила дома мама. В семь лет она бегло читала, играла на фортепиано и легко формулировала мечты о будущем на английском языке. В четырнадцать Катя продолжает нас восхищать — автор фильма открыто характеризует ее как “вундеркинда”. Она уже заканчивает школу экстерном, свободно говорит по-английски, учит японский.

Но уже в первой серии (“Семилетние”) можно увидеть признаки неблагополучия — и неврологические (локальные тики лицевой мускулатуры), и психологические. Например, на вопрос: “Есть ли у тебя друзья?” — Катя безо всякой иронии отвечает: “У меня друзей настоящих нет пока. У меня однопланетники и однопланетницы”. В 14 лет она так говорит о своих занятиях: “Как на ишака нагрузили этой зубрежки, и вези, сколько у тебя спина выдержит…”

В третьей части цикла, когда Кате 21 год, мы ожидаем увидеть ее молодым перспективным ученым или профессиональным переводчиком. Но нас ждет разочарование. После окончания школы Катя поступила на факультет психологии, а то, что произошло дальше, она объясняет так: “Мне там стало тяжело, и я ушла оттуда. Я себя чувствую виноватой. Я не знаю, из-за чего. Так, на всякий случай. Я психически была нездорова тогда. И это долго чувствовалось, я долго от этого отходила: наверное, года три. И до сих пор у меня бывают моменты, когда я себя чувствую совершенно выжатой и физически, и внутренне”.

Катя была яркой и неординарной девочкой, но она не выдержала — в какой-то момент произошел надлом, даже понадобилась помощь специалистов. Позднее она все-таки смогла справиться с этой жуткой ситуацией и поступить в вуз во второй раз.

Ведущий спросил, не слишком ли высокая планка ей была задана. Катя ответила: “Сейчас я стала от этого избавляться. Может, я просто расту и учусь принимать себя такой, какая я есть. И не прыгать так высоко, что я заранее знаю, что я не допрыгну. А раньше, да, это было”.

Эта история имела вполне благополучное продолжение: в очередной серии фильма мы видим, как 28-летняя Катя завершает обучение в Вильнюсском университете по специальности “английская филология”, работает оператором на телефоне — принимает звонки из Великобритании, пишет книгу вместе с американской подругой. К сожалению, не всем детям удается “перерасти”, преодолеть тяжелые ситуации, в которые их загоняют родительские амбиции.

Влияние телевизора на ребенка

Можно сколько угодно говорить о вреде просмотра телевизионных передач на ребенка. Отрицательное влияние на зрение никто не отменял, как и отсутствие смысловой нагрузки в большинстве детских мультфильмов. Другой вопрос, что многие родители часто пользуются помощью телевизора, чтобы отвлечь ребенка, а самим заняться домашними делами. Стоит осознать, что до трехлетнего возраста этого делать категорически нельзя, так как психика малыша отличается неустойчивостью. Ко всему прочему, просмотр мультфильмов может сделать ребенка более ленивым, лишить его фантазии, давая готовые шаблоны при попадании в те или иные ситуации. Взрослые фильмы и передачи способны развить в ребенке ненужную агрессивность, а также вызвать испуг и самую настоящую зависимость от телевизора.

Важно! Ребенок может проводить от 15 до 40 минут в возрасте 2-5 лет и не более часа, если старше 5 лет. Детям до 2 лет просмотр телевизора не рекомендуется!

Следуйте принципу «все, или ничего!»

Запомните: все плохое, что происходит с ребенком, все домашние проблемы – это ваша вина. Но это совсем не повод отчаиваться или давать себе пол часа отдыха. Будьте всегда сильными, не жалуйтесь.

Если все же наступила минутка слабости, сделайте наоборот: бросьте все эти проблемы. Пусть детей воспитывают детский сад, школа, бабушка. Можно подумать, вам нечем больше заняться, кроме того, как вечно возиться с неугомонным и капризным ребенком.

Сам разберется, не маленький!

Дорогие мамы и папы, если вы будете следовать этим десяти советам, мы гарантируем вам разлад в семье, ребенка-невротика и путевку к семейному психологу. Вы всегда сможете пожаловаться окружающим, что ваш малыш не уверен в себе, замкнут, озлоблен и имеет проблемы с общением.

Друг, тиран или слуга? Проверьте, кем вас видит ваш ребенок, пройдя тест от Я – Родителя.

Алексей Квасников

Список книг

Книги — главным источником знаний. Поэтому прежде чем идти на консультацию к семейному специалисту, полистайте следующие издания. Вы сока вероятность, что в них вы уже найдете ответы на свои вопросы.

  1. Ольга Маховская «100 ошибок воспитания, которых легко избежать».
  2. Татьяна Воробьева «Как воспитывать детей. Советы православного психолога».
  3. Юлия Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?».
  4. Владимир Леви «Нестандартный ребенок».
  5. Екатерина Мурашова «Ваш непонятный ребенок».

Только понимая и уважая своего воспитанника, родители получат в ответ взаимность. Поэтому чем скорее они исправят ошибки в воспитании, тем быстрее получат желанный результат.

Ошибка 10. Замена деньгами

Зачастую сейчас можно встретить родителей, которые заменяют свою любовь к ребенку деньгами. Все понимают, что деньги нужны, но они никогда не заменят любовь родителей. Даже самая дорогая покупка может померкнуть, если малыш чувствует недостаток вашей ласки и внимания. Совместное увлечение означает намного больше, чем пачка денег в вашем кошельке.

И последнее, самое важное – это подача личного примера. Никогда не требуйте от своих детей то, что сами выполнить не в состоянии

Воспитывайте и развивайте, прежде всего, себя, ведь дети учатся на родительском примере.

Избегайте этих серьезных ошибок при воспитании своих любимых детей, и тогда они вырастут самостоятельными и счастливыми людьми.

Не делимся собственными ошибками

Когда ребенок подрастает, он становится все более самостоятельным. В жизни ему приходится набивать свои шишки. Родители должны позволить ему учиться на собственных ошибках. Но в то же время они должны помочь ему в решении проблем. Ведь для этого и нужны родители. Можно рассказать о тех ошибках, которые вы совершали сами. Но это должно быть выражено в виде рассказа или совета, но не должно быть похоже на нравоучения. Столкнувшись с проблемой, ребенок научится правильно реагировать на такие ситуации, находить решения, полагаясь только на себя. Расскажите ему, какие чувства у вас возникали, когда вы сталкивались с подобными проблемами, как вы вышли из положения, и какой из этого усвоили урок.

Навязывание собственных взглядов

Родители всегда считают, что лучше знают, чем именно заниматься ребенку. Это довольно распространенная практика их поведения. Они справедливо полагают, что руководствуются лишь благими намерениями. Лучше всего набраться терпения и позволить малышу повозиться с игрушечной посудой. Многие взрослые организовывают для ребенка игрушечные кухни, инструменты, что позволяет любимому чаду почувствовать себя большим, способным брать пример со взрослых.

Нет ничего плохого в изучении ребенком подручных предметов. Это позволит ему найти увлечение, которое действительно нравится. При ограничении пространства и видов деятельности, можно подавить в ребенке самостоятельное начало, из-за чего придется столкнуться в дальнейшем с инфантильностью и нежеланием принимать собственные решения. Беззаботное детство, возможность пофантазировать, позволят раскрыть в малыше творческое начало. От взрослого требуется контролировать игру, но никак не ограничивать ребенка. Кто знает, возможно, именно благодаря игровому процессу, ребенок сможет понять, какое увлечение придется ему по душе и в дальнейшем выбрать себе профессию.

Еще по теме “Как возникают неврозы у детей”:

истерики

Немножко получше стало когда замуж вышла, и особенно когда дети появились (далеко не сразу и поздновато). Сначала требовала прекратить истерики. Когда это не помогло, стала повышать голос и стыдить Игоря. У подростка вспышки гнева, посоветуйте или успокойте…

Послушные дети

Были ли Вы в детстве “послушным ребенком”? И как во взрослой жизни – стали вдруг “непослушным ребенком”, или так же все – хорошая, примерная девочка? Каким ребенком Вы хотели бы видеть своего – послушным или нет?

Наркотики в школе

Наркотики в школе. Школьные проблемы. Образование детей. Есть информация КТО покупает, есть догадки и подозрения КТО продает. НО… Директор у нас такая, что если придешь к ней с вопросом: А что школа делает для борьбы с таким явлением, окажешься сам и…

Миф 2. Нужно ли утешать, если плачет?

«Будете часто жалеть – воспитаете плаксу. Закалять нужно с детства». Это очень распространённое мнение. Многие взрослые считают, что детские проблемы «не стоят выеденного яйца». Но ведь это мнение того, кто имеет жизненный опыт, а у маленького человека его очень мало. Нужно уметь посмотреть на беду глазами ребёнка. Главное, не переборщить.

Слезливость может быть признаком тонкой душевной организации, повышенной эмоциональности. Чайковский в детстве плакал, когда звучала музыка. Его родители огорчались, думали, что ему не нравится. А оказалось, что так будущий композитор выражал переполнявшие его чувства.

Успокоить малыша помогут внутренне спокойствие и уверенность родителей. Пусть он поделится своими горестями, почувствует поддержку. Чем старше становится ребёнок, тем легче справляется с возникающими препятствиями. Если же загонять его негативные эмоции внутрь, вырастет неуверенный в себе человек.

Причиной «холодных» отношений могут быть собственные комплексы взрослых. Душевная закрытость копируется детьми. Сколько бы родители ни воспитывали, начинать должны с себя. Они показывают ежедневный пример ребёнку. Оптимизм и жизнерадостность будут передаваться ребёнку.

Неспособность к творчеству

Дети по своей природе креативны, они все время что-то придумывают, воображают. Сегодня это качество востребовано как никогда: мир меняется, необходимые еще вчера знания и навыки завтра, возможно, будут не нужны, зато гибкость, умение быстро перестраиваться, готовность к восприятию всего нового и необычного всегда в цене.

Самый благодатный возраст для развития фантазии, воображения, творческих задатков — дошкольный, от трех до пяти лет. Дать бы детям свободное время, чтобы просто поиграли — увлеченно, беззаботно. Но нет: каждое занятие должно приносить практическую пользу, чему-нибудь служить и что-нибудь развивать.

Сын во всех тетрадках рисует фантастические замки — везем его к профессиональному педагогу; дочка под музыку крутится перед зеркалом, изображая принцессу на балу, — записываем ее в модную танцевальную студию. Мы будто пытаемся избавиться от спонтанности, загнать стремление ребенка к самовыражению в заданные рамки — “все должно идти в дело”.

Даже совместная прогулка теперь не просто прогулка — мы непрерывно чему-нибудь учим ребенка и тут же проверяем “усвоенный материал”. Из-за постоянного “как называется этот цветок?”, “повтори, какие бывают животные” ребенок не чувствует себя свободным, не может просто помолчать, побегать, потрогать, послушать, посмотреть и поговорить о том, о чем ему хочется.

У ребенка нет не только времени, но и места, где можно реализовать свои фантазии. В продуманном до мелочей пространстве дома и сада, вычищенном и вылизанном, не найдешь ни одного потайного уголка, “островка свободы”. А вот игрушки — самые дорогие, современные, развивающие. Негоже ребенку играть с кастрюлей и шваброй — на них же не написано “развивающие”!

Любопытство, воображение, творчество подобны мышцам: если ими не пользоваться, они слабеют и в конце концов атрофируются. Своим вечным “надо” и “должен” мы гасим в детях любые творческие порывы, а потом удивляемся, почему они растут пассивными, инертными, безынициативными.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наш детеныш
Добавить комментарий

Adblock
detector