А не сумасшедший ли он? детские фантазии и странное поведение подростков

Маленькие фантазеры

С 3 до 7 лет продолжается следующий этап в развитии фантазии. Здесь главенствует Ее величество Игра. Именно в игре у малышей идет развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, интеллекта. К игре нужно относиться крайне бережно, ведь именно она – ведущая деятельность в возрасте с 3 до 7 лет.

В этом возрасте важными в развитии воображения являются сюжетно-ролевые игры, в которых участвует несколько детей. Примеры этих игр хорошо известны: “дочки-матери”, “войнушка”. Часто дети играют в повседневные ситуации: уход мамы на работу, возвращение мамы с работы, поездка на море и т.д.

Многочисленные исследования подтверждают: дети в игре пользуются двумя параллельными “реальностями” – настоящей, в которой они дети, и фантазийной, в которой они индейцы, ковбои, полицейские или манекенщицы. Доказано, что здоровые дети вполне способны различать, где реальность, а где их собственная выдумка. Но все-таки, чем меньше ребенок, тем способность увидеть эту разницу меньше. Поэтому 3-4-летние малыши, захваченные игрой или театральным представлением, вполне способны принять игровой вымысел за действительность и всерьез испугаться, например, огромного старика с бородой и в тулупе (Деда Мороза).

То, что ваш малыш стал активно фантазировать и при этом отделять фантазии от реальности, вы можете понять по появлению в его речи слов “понарошку” и “как будто”.

Практические советы для родителей по развитию воображения

Развитие фантазии и воображения у детей очень важно для усиления интеллектуальных данных ребенка. Поэтому даем вам несколько рекомендаций, как это осуществить

  • Складывайте вместе с ребенком развивающие конструкторы, не пользуясь инструкцией.
  • После просмотра фильма, мультфильма, прочтения книги предложите малышу представить себя на месте определенного героя. Пусть он расскажет, как бы он поступил в различных ситуациях (моделируйте вместе), почему именно так, каковы будут последствия таких действий.
  • Обсуждайте разнообразные способы применения предметов.
  • Побуждайте ребенка к сочинению историй с описанием характеров персонажей, места действия.
  • Во время прогулки обсуждайте прохожих. Пусть малыш придумает историю для каждого: где он живет, кем работает, куда спешит.
  • В этом возрасте обучающие курсы будут как никогда кстати. Специалисты рекомендуют отдать предпочтение ментальной арифметике. Эти занятия направлены на гармоничное развитие полушарий мозга. Это положительно сказывается на физическом и творческом развитии, способствует воображению и креативному мышлению.

Развитое мышление — залог успеха в учебе. Если родители культивируют в ребенке эту способность, в дальнейшем он становится активным, любознательным, легко справляется с нестандартными задачами и ситуациями

Но в ходе воспитания важно четко разграничить творческое мышление и беспочвенные фантазии

Светлая сторона луны

Фантазия начинает развиваться в дошкольном возрасте. Строго говоря, активно она развивается только после 2,5-3 лет. Но до этого идет подготовка. Насколько у малыша будет развито воображение, зависит от того, как он прожил период жизни с 1 года до 3 лет. В это время дети еще не играют, а манипулируют предметами, изучая их свойства. И оказать помощь в познании мира предметов должны близкие малыша.

Часто мамы задаются вопросом: почему малыши этого возраста постоянно требуют их внимания? Мамам уже очень хочется, чтобы ребенок занимал себя сам, играя в игрушки. Но в этот возрастной период ребенок познает мир через руки мамы: именно она показывает, что делать с веником и как играть с куклой. Для того чтобы дать хороший “старт” развитию фантазии, есть 3 главных пути:

  • Читайте малышу самые разные книги: сказки, стихи, рассказы. К 2-2,5 годам он уже должен быть хорошо знаком с самыми простыми сказками (“Колобок”, “Курочка Ряба”, “Репка” и др.). Именно сказочные образы – это “кирпичики”, фундамент фантазии.
  • После 1,5 лет предлагайте ребенку игры с предметами-заместителями. Например, ставьте стулья и говорите: “Давай, это будет машина? А это колесико от пирамидки – руль. Садись, поехали к бабушке в гости… Тр-р-р-р-р-р (крутя колесико)”.Таких игр может быть великое множество. Детский носочек может стать веселым танцующим червячком, а одеяло – гаражом для машины. Проявите свою собственную фантазию и дадите импульс для развития воображения вашего крохи!
  • Предлагайте игры с образами-заместителями. Скажите малышу: “Давай мы с тобою побудем кисками”. Имитируйте движения кошек, говорите “мяу-мяу”. Побудьте собачками, лягушками, лошадками. Это не только прекрасно развивает воображение, но и замечательно влияет на моторное развитие ребенка. В этой же игре вы можете дать первые понятия о профессиях людей: водителе, поваре, строителе.

“Мой сынок очень интересно играет. Во время мытья наливает в чашечки воду и предлагает мне “чай”, да не просто, а с “конфетой”, деталькой от конструктора. То вдруг примется “тушить пожар”, “наливая воду” из построенной башенки. То подберет на улице палку и сверлит-чинит ею скамейку, говоря, что он мастер и работает “дрелью”, – рассказывает Татьяна, мама 2-летнего Толика.

Такое активное использование в игре предметов-заместителей и образов-заместителей говорит о том, что малыш перешел на новую ступеньку развития: у него начало развиваться образное мышление. Ваш ребенок становится фантазером!

Еще по теме “Когда повзрослеет “вечный” ребенок?”:

Про совместную жизнь взрослых людей и родителей.

Тема скорее трындетельная. Сейчас везде пишут, что жизнь взрослых детей с родителями это ужас – ужас. Мне кажется это для тех детей которые согласны вечно оставаться именно детьми в семье – т е мама все решает, а они не против.

психологическая проблема

Взаимоотношения со взрослыми детьми : учеба, высшее образование, любовь, армия, свадьба. Отстать от него – он и повзрослеет :) 21.01.2016 23:35:15, baba jozhka.

Взрослый сын и его вклад в хозяйство

Конференция ” Взрослые дети ( дети старше 18 лет)”. Раздел: Финансы ( взрослый сын не хочет жить самостоятельно). при таком состоянии здоровья они ещё и с ребёнком сидят? восхищаюсь 27.06.2013 15:18:48, Вечная Весна.

Как помочь ребенку в период адаптации

Оформляя ребенка в детский сад, родители часто переживают: как встретят ребенка? Будет ли ему хорошо в детском саду? Как его будут кормить, поить, укладывать спать? Волнение это вполне объяснимо: родители впервые оставляют ребенка с незнакомыми людьми. До этого все происходило на их глазах

Было внимание, любовь всех близких. А будут ли любить ребенка в детском саду? Все ли дети ведут себя одинаково при поступлении в детский сад? Одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают..

Тяжелая УО…

Это произойдет, когда она немного ПОВЗРОСЛЕЕТ. Сама будет проситься позаниматься. 11.12.2012 10:45:48, мама Жени. Там ребята с 16 до 20 лет. Но наш конечно все равно вечный ребенок.

Нужно ли детям участвовать в конкурсах с точки зрения психологии?

Админы боятся рекламы как огня :)))) Попробуем без ссылок :))) Предыстория. У нас в Екатеринбурге проводится международный конкурс, где может принять участие каждый желающий со своими работами на компьютере. При этом есть несколько номинаций для взрослых до 30-35 лет, и есть номинация для деток до 13 в программе, которой мы давно пользуемся, и классных с моей точки зрения в ней работ у ребенка – пруд пруди. А, главное, потом работы финалистов будут представлены на выставке! И что-то я…

насколько реально ребенку “потерять” диагноз зпр?

Скажите пож-та, а в каком возрасте вашему ребенку в итоге поставили аутизм и УО ? Т.е. когда ЗПР так сказать переходит в какой-то установленный диагноз? Кстати я такое не раз встречала у разных людей, это выравнивание со взрослением.

Ребенок обзывается

Ребенок обзывается. Дочь 8 лет обзывает родителей, может стукнуть, импульсивно, в ответ на требование, напоминание, запрет. Замечания и пр. мы стараемся высказывать корректно, зная о проблеме.

Кхе-кает постоянно ребенок:(

Девочки, подскажите пож-та, постоянно кхе-кает ребенок, не кашляет, а просто реально может каждые минут 10-15 , а то и чаще. Я уже ругаюсь, напоминает вредную привычку. Мама говорит, типо может чего не хватает в организме.Витамины пьем. Может кто подскажет, причина в чем?

Проблема отношений взрослого сына и матери

Что его, конечно, не оправдывает.Но ребенок подрастет, жена на работу выйдет, глядишь, и полегче станет. А если всегда был потребительски настроен, то поздно пить боржоми… 11.06.2006 00:07:52, маугленок.

Ваш ребенок хочет стать взрослым?

Ваш ребенок хочет стать взрослым ?. Ситуация…. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет.

Гороскоп для младенцев!!!

Гороскоп для младенцев!!!. Возрастные нормы. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни Его живость, нежелание ложиться спать и вечные вопросы о том, почему все в этом мире устроено так, а не иначе, утомляют вечно занятых взрослых.

Как помочь ребенку победить страх

Ребенок от трех лет и старше поделился с вами своими страхами. Что делать, чтобы ему помочь?

1. Показать, что вы сами не боитесь монстров (пожара, собак, машин и так далее). 

Неважно, три года ребенку или 15 лет. Он ориентирован на то, что чувствуют родители

Малыши даже копируют их мимику, дыхание, эмоциональное состояние.

Поэтому если ребенок чего-то боится, первое, что должны сделать мы — это показать ему, что мы в отношении этой проблемы совершенно спокойны. Например, наш дом не сгорит, потому что мы правильно используем электроприборы, знаем правила безопасности и вообще это случается очень редко. И монстр из-под кровати не выпрыгнет — я точно это знаю.

2. Не обесценивать чувства ребенка.

Для чего детям страшилки о черных занавесках и красных пятнах

Ребенка ни в коем случае не надо стыдить, ругать или смеяться над ним («такой большой, а боишься»). Выразите понимание и поддержку.

Ни в коем случае не говорите ребенку: «Не думай об этом, не смотри на это, не говори про это». Так мы лишаем человека поддержки. Вспомните себя — если вы чего-то сильно испугались, то вы хотите кому-то об этом рассказать. И пока говорите, эмоциональный накал спадает, становится легче.

Детям в этом смысле сложнее. Они редко рассказывают о своих страхах. Поэтому родители порой долго не знают о проблемах в жизни ребенка.

3. Рассказать, что страх нормален и он обязательно пройдет.

Можно сказать: «Ты боишься, это нормально, со мной было то же самое, когда я была маленькой. Все пройдет, вот увидишь».

Если ребенку пять и он боится монстра из темноты, вы можете сказать, что в этом возрасте очень многие дети его боятся. Потом они подрастают и спокойно спят, потому что им больше не страшно. Пока ребенок маленький, мы занимаемся «маминым гипнозом», внушаем ребенку отсутствие страха.

Подростку мы говорим иначе: «Да, я вижу, что ты боишься экзаменов. Любой бы на твоем месте чувствовал себя так же, все боятся экзаменов. Но страх помогает тебе лучше подготовиться. Ты все выучишь и сдашь хорошо, вот увидишь».

4

Не акцентируем внимание на страхах

Страхи приходят и уходят. Это же эмоции, а они подвижны

Поэтому важно не укоренять их. Например, если ребенок сегодня боится один войти в темную комнату, не надо ему завтра говорить: «Включи свет, ты же боишься»

А он уже перестал бояться или забыл, что боится. Лучше напомните ему о том, где он проявил смелость.

5. Бороться со страхом на его территории — в фантазии. 

Если ребенок поделился с вами страхами и попросил помощи, помните — с ними надо бороться на их территории, в воображении.

Если сказать, что под кроватью монстра нет, это не поможет. В фантазии ребенка он живет. Поэтому лучше взять швабру, запустить ее под кровать и сказать: «Монстр, ну-ка, уходи! Не мешай моему Коле спать!» Это может помочь.

Помните: то, что смешно, уже не страшно. Многие папы — отличные психотерапевты, которые запросто могут Бабу Ягу или Бабайку представить в ином свете — придумать и рассказать смешную сказку. Или нарисовать страх, а потом переделать рисунок так, чтобы он стал смешным.

Можно поиграть в игру, которая нейтрализует страх

Но действовать стоит осторожно. Одному ребенку это поможет, а другого напугает еще больше

Поэтому если вы не уверены в себе, лучше заручиться поддержкой психолога, который поможет сделать все правильно.

Например, ребенок боится пожара. Можно поиграть в пожарных, которые спасают всех жителей дома, а потом те строят новый — лучше прежнего. В магазине можно купить наборы с фигурками пожарных, лестницами, машиной. Во время игры вы можете еще раз поговорить о том, что вы не боитесь пожара. А то, что ребенку страшно — это нормально и обязательно пройдет. Так ребенок увидит, что есть люди, которые в силах защитить его и родителей от этой беды.

В 99% случаев, чтобы скорректировать страхи, не потребуется медикаментозная терапия. Нужно будет время для созревания психических функций, либо семейное консультирование и коррекция воспитания, либо поведенческие приемы, которые позволят ребенку сделать проблему не страшной, а смешной, или почувствовать себя в безопасности.

Как и чем фантазии помогают детям

Умение фантазировать помогает деткам справиться с множеством их переживаний и проблем. Дети остро ощущают запреты и ограничения. Чем больше взрослые ограничивают свободу своего чада, тем больше он фантазирует. С помощью воображения он может создать себе другой мир, где только он все контролирует.
То же касается и травматических ситуаций. Например, переезд в иной город или страну может трудно даваться ребенку. Вместо веселого общения со сверстниками, он будет проводить время в одиночестве с воображаемыми друзьями. Но это не значит что нужно заставлять его быстро приспосабливаться к жизни в других условиях. Ему нужно на это время. Фантазии для него – защитный механизм

И очень важно в такой момент дать ребенку время на адаптацию.
С помощью воображения дети учатся понимать, что они чувствуют на самом деле. Например, когда тихий и спокойный малыш постоянно фантазирует о сражениях, войнах, победах над врагом, это может свидетельствовать о внутренних переживаниях

Возможно, ребенка кто-то обижает, и он не знает, как с этим справится. В таком случае подобная защитная фантазия может помощь родителям понять, что не так с их чадом.
Когда ребенок фантазирует, он проявляет творческие способности. Он учится мыслить креативно и самостоятельно искать решение проблем. Именно фантазии детей способствуют появлению на свет художников, музыкантов и других творческих личностей. Поэтому, если ваш малыш часто фантазирует и это не причиняет никому вреда, стоит проявить спокойствие и понимание. Возможно, у вас растет будущий гениальный творец.

  • Напряженные отношения между родными, которые ребенок наблюдает каждый день, отражаются на его эмоциональном состоянии. Он может и не понимать, что чувствует. Но фантазия помогает ему справиться с проблемой своим способом. Если ситуацию в семье не менять, малыш может и дальше продолжать жить в своём вымышленном мире. А в результате это чревато психическими расстройствами.
  • В детских играх фантазии также помогают детям познавать мир взрослых и примерять на себя их роли. Так дети учатся общаться между собой, вливаться в общество и формировать свою личность. Конечно, они не могут сыграть во все ситуации и попробовать все роли. Но их воображаемые роли помогут им в будущем во взрослой жизни.
  • Часто дети могут скрывать свои страхи и обиды, поскольку не осознают до конца, что они чувствуют и что с этим делать. И вместо того, чтобы сказать об этом родителям, они фантазируют.

Например, ребенок испытывает обиду на своих родителей. Он не знает, как выразить свои чувства, и не может это сдерживать. Малыш фантазирует, что с его родителями случилась беда. Это может ему снится или казаться.

Воображение у детей от 7 до 12 лет

Если развитие ребенка происходит нормально, к 7 годам он самостоятельно отказывается от излишнего фантазирования. Теперь ему гораздо интереснее изучать окружающий мир и взаимодействовать с ним, а не с плодами своего воображения. В это же время обостряется воссоздающее воображение – ребенок читает книги, смотрит фильмы и играет в игры, поэтому непроизвольно начинает придумывать продолжение полюбившихся историй

Такая ситуация абсолютно нормальна, но очень важно наряду с воссоздающим развивать и творческое воображение. То есть ребенок должен научиться не только придумывать продолжение услышанным историям, но и создавать собственные – без отрыва от реального мира

Как это сделать?

Советы для родителей, как развить воображение:

  • Поставьте перед ребенком предмет и попросите перечислить все возможные способы его применения.
  • Купите развивающий конструктор и складывайте его вместе с ребенком, не используя прилагаемую инструкцию.
  • Когда ребенок читает книги и смотрит фильмы, предложите ему представить, как он действовал бы на месте главных героев. Как поступал бы в определенных ситуациях и что из этого получилось бы? Какие действия привели бы к наилучшим последствиям, и как их можно было бы воплотить в жизнь?
  • Предложите ребенку сочинить собственную небольшую историю. Пусть продумает персонажей и их характеры, определит место и время действия рассказа, распишет ключевые события.
  • Во время прогулки попросите ребенка рассказать историю прохожих. Кто они и куда идут, как протекает их жизнь, к чему они стремятся? Какие события, возможно, случились у них вчера или за пару часов до вашей случайной встречи?
  • Запишите ребенка на обучающие курсы. Идеально подойдет ментальная арифметика – занятия направлены не только на обучение быстрому счету, но и на развитие правого полушария мозга, отвечающего за образное и креативное мышление.

Неусидчивость или неспособность к учебе?

Учатся инфантильные дети чаще всего плохо, но не из-за отсутствия способностей. Основная трудность, с которой сталкивается учитель или воспитатель, – это неумение инфантильного ребенка включиться в общую работу: он даже не пытается ее выполнять, невпопад задает вопросы, не имеющие отношения к делу. Причем часто такое поведение сочетается с искренним желанием ребенка соответствовать собственным представлениям о “хорошем ученике”. Он старается ровно сидеть, как можно выше поднимает руку, радостно вскакивает, когда его спрашивают. Но непосредственные желания через довольно короткое время пересиливают, и ребенок перебивает учителя, разговаривает с соседом, ходит по классу. Такие дети склонны к дурашливости и клоунаде, в школе отличаются неусидчивостью, расторможенностью, неумением вести себя на уроке.

Почему так происходит, постараемся понять

Для инфантильного ребенка сама ситуация общения со взрослым или сверстником является более важной, и любое задание имеет значение лишь постольку, поскольку оно вплетено в эту ситуацию общения. Например, он изо всех сил тянет руку, просит, чтобы его спросили

Когда учитель его вызывает, он встает, гордый тем, что его вызвали, и, радостно улыбаясь, молчит. Оказывается, вопрос уже забыт, но ребенок и не думает об этом, ведь его “вызвали”!

От заданий такого ребенка отвлекают и посторонние звуки, и внезапно нахлынувшие воспоминания, и шаги в коридоре, и фломастеры соседа, что, естественно, затрудняет его обучение, а педагоги отмечают, что он постоянно отвлекается. Инфантильные дети, как правило, неистощимы в фантазиях и играх, но в учебе быстро устают и пресыщаются. Необходимость упорного, систематического труда вызывает у такого ребенка пассивный протест.

Говоря об инфантильности детей, нужно помнить, что незрелость касается эмоционально-волевых проявлений, ничуть не затрагивая интеллектуальную сферу: “вечно маленький” ребенок может быть способным и талантливым. Особенно в таких сферах человеческой деятельности, как музыка, изобретательство, сочинительство, актерство. Ведь высокие достижения в этих областях возможны именно вследствие яркости, образности, живости мышления, выразительной эмоциональности и непосредственности поведения.

Когда пора обратиться к психологу

Большая часть страхов проходит, человек развивается, и меняется его отношение к действительности. Но есть признаки, по которым можно определить, что ребенку нужна помощь психолога.

1. Продолжительность.  Страх не проходит месяц, два или три или даже усиливается. Ребенок много говорит о нем, сильно переживает.

2. Физиологические проявления. Когда ребенок рассказывает о том, чего он боится, то кусает губы, заламывает руки, грызет ногти. У него продолжительные проблемы со сном из-за страха (не одну ночь он спал плохо, а уже несколько).

3. Нерациональность страха. В нем отсутствует логика. Например, ребенок не хочет садиться на скамейку, потому что она его съест.

Если увидели хоть один из этих признаков, стоит обратиться к психологу, чтобы понять, что же происходит.

Иногда ребенок постоянно говорит про свои страхи, но у него не меняется тон, он спокоен и ведет себя как обычно — возможно, у него есть другая проблема, которую он так выражает. Это повод задуматься.

Сколько страхи задержатся в жизни ребенка, зависит прежде всего от поведения родителей. Большая часть рекомендаций специалистов — психолога, психиатра или невролога — будет касаться общения с ним, а не лекарств или медицинских процедур.

В мире фантазий

Помните известную книгу “Малыш и Карлсон”? Это, конечно, сказка, но в ней очень точно отображено состояние души одинокого первоклассника. У родителей не хватает для него времени, собаку ему не покупают, а отношения с друзьями не складываются. Вот он и уходит в мир фантазий, придумывает себе идеального друга, который принадлежит только ему. В жизни очень часто такое бывает.

Взрослые говорят про такого ребенка, что он странный, что он постоянно врет, волнуются: все ли в порядке с его психикой? На самом деле вечное пребывание ребенка в фантастическом мире, катание на звездолете или круглосуточные разговоры с вымышленным существом свидетельствуют о том, что в реальном мире ребенку плохо, а как решить свои проблемы, он не знает, да и не верит, что их можно решить. В этом случае родители должны поговорить с ним и предложить свою помощь. Может, проблема-то решается просто, а ребенок страдает! Главное, проявить доброжелательность и постараться понять ребенка, успокоить его, обнадежить! Пусть реальный мир повернется к нему хорошей стороной!

Что нужно делать, если фантазии у ребенка затянулись

Стоит понимать, что вера в чудо и фантазия – не одно и то же. Если ваш ребенок верит в Санта Клауса, то рассказывать пятилетнему чаду, что это неправда не нужно. В это время ему нужно верить во что-то доброе и светлое. Со временем он сам поймет, что это выдумка.

Но если дети старшего возраста продолжают дружить с вымышленными приятелями, то за ребенком нужно понаблюдать. Скорее всего, он боится выходить из зоны комфорта и ему не хватает чего-то в реальности. Возможно, ребенку не хватает вашего внимания или ему некуда выплеснуть накопившуюся за день энергию.

Старайтесь качественно проводить время с ребенком. Полчаса времени, когда вы полностью уделяете ему время, будет достаточно для полноценного общения. Это принесет больше пользы, чем когда вы целый день находитесь с ним, но каждый поглощен своим гаджетом.

Если же он придумывает что-то от скуки, то подумайте, чем занять ваше чадо. Возможно, стоит отправить его на танцы, музыку или рисование. И в скором времени все вымышленные персонажи уйдут из его жизни.

Почему ребенок должен уметь фантазировать

Фантазии – неотъемлемая часть детства. С ними ребенок познает окружающий мир, учится творчески мыслить и нестандартно решать проблемы. Без этого дети не могут полноценно развиваться и быть индивидуальностью. Это помогает им с интересом проводить время самим с собой, мечтать и быстрее определиться со своим предназначением в будущем.

Ребенок в раннем возрасте практически не отличает реальный мир от вымышленного. Его фантазии часто дополняют реальные истории из жизни, если детям чего-то не хватает. Через них они учатся взрослой жизни, применяют роли членов семьи, представителей разных профессий, применяют то, что они замечают за взрослыми в игре. Живое и богатое воображение позволяет им без труда придумывать и воплощать свои идеи в играх. У взрослых это умение гораздо менее развито. Поэтому им часто сложно играть с детьми.

До 8 лет ребенок часто не может четко разделить фантазию от реальности. И если эта способность сохраняется и в дальнейшем, это признак того, что в его жизни далеко не все в порядке.

Фантазия и действительность

Бытовое представление, что фантазия совсем оторвана от действительности, ошибочно. Во-первых, любая фантазия может строиться только на впечатлениях от реальности, т.е. на том, что человек воспринял.

Об этом хорошо пишет преподобный Никодим Святогорец («О хранении чувств»): «Воображение – это широкая доска, на которой изображается то, что мы видели глазами, о чём слышали ушами, что чувствовали и осязали».

Лев Выготский раскрывает это через образ избушки на курьих ножках: её не существует, но элементы, из которых построен этот сказочный образ, взяты из опыта человека. Можно добавить, что и сама сказка, читаемая ребенку на ночь, становится опытом и человека, и семьи, и рода, и страны. Выготский выводит закон о том, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека.

Кстати, очень многие учёные увидели результаты своих многолетних исследований именно как вспышку воображения, как озарение. Так обрывочные пазлы представлений складываются в целостную картину, взгляд, гештальт. И эта возможность воображения также важна.

Например, ребёнок урок за уроком изучает особенности какого-либо великого события. Он узнаёт о том, что ему предшествовало, какие тогда жили люди, как они одевались, какие у них были обычаи и нравы, как они строили и развивались. Всё это должно выстроиться в картину, и это задача воображения. Такая форма работы становится возможной благодаря чужому опыту, опыту социума, и расширяет личный опыт ребёнка и взрослого.

Эмоциональность или неадекватность?

Инфантильные дети отличаются от сверстников наивностью, беспечностью, над всеми интересами у них преобладает стремление к игре и удовольствиям. Нередко они предпочитают общество младших детей или, напротив, взрослых, покровительствующих им

Стараются максимально завладеть их вниманием: показывают им принесенные игрушки, хвалятся вещами, жалуются на конфликты со сверстниками

Зачастую они не способны к волевым усилиям, не учитывают последствий собственных поступков, не умеют сдерживать свои чувства. У них часто меняется настроение: от бурных проявлений радости и восторга они легко переходят к слезам, рыданиям и отчаянию и обратно. Вот еще один пример из практики.

Во время перемены учительница увидела горько плачущего восьмилетнего Юру, привела его в класс, пытаясь понять причину слез, утешить. Оказывается, старшие мальчики назвали его “почтальон Печкин” из-за сумки, которую Юра носит через плечо. Жалуясь на обидчиков, Юра вдруг улыбнулся, его лицо внезапно озарилось – он вспомнил о какой-то девочке, которая когда-то назвала его Юрием Гагариным. Мальчик тут же засмеялся, утирая мокрые ресницы.

Такое быстрое эмоциональное переключение, выразительность мимики и впечатлительность подкупает и умиляет взрослых. И часто за такой детскостью им не заметна очевидная поверхностность чувств, в общем-то неадекватная реакция и эмоциональная несдержанность ребенка.

Этот пример не столь безобиден, как кажется на первый взгляд. Во-первых, такое поведение ребенка в детском саду или школе нарушает правила поведения в коллективе, что вполне может привести к тому, что такой ребенок станет предметом насмешек и издевательств со стороны сверстников

Во-вторых, сильно осложняет работу воспитателей и учителей, которые вынуждены уделять все внимание такому инфантильному ребенку, в то время как остальные дети остаются без присмотра

Родителей, воспитателей детских садов и учителей смущают непосредственность, несоответствие поведения возрасту и неприспособленность детей к реальности. Отсутствие представлений о том, что можно и чего нельзя, рождает манеру вольного и даже бесцеремонного отношения со взрослыми.

Еще пример из школьной жизни, подтверждающий это.

Девятилетняя Наташа подошла к маме своей одноклассницы и, пока та разговаривала с учительницей, открыла сумку женщины и стала с интересом выкладывать оттуда содержимое, разглядывая его. Когда мама наконец обернулась, она с изумлением обнаружила свои разложенные на школьной парте телефон, ключи, косметику и документы.

Конечно, эта ситуация хоть и выходит за рамки элементарных приличий, но опять-таки может умилить кого-то детской непосредственностью. Однако вполне вероятны и более опасные варианты такой доверчивости инфантильных детей в отношении незнакомых взрослых: ребенок способен подойти на улице к кому угодно и начать разговор, пойти за незнакомцем, который может использовать эту детскую открытость в своих целях, далеко не всегда благородных. Так что инфантилизм в определенных случаях чреват серьезными последствиями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наш детеныш
Добавить комментарий

Adblock
detector