Детская зависимость от компьютера

Возрастные особенности

Компьютерная зависимость у подростков редко проходит сама собой. Чтобы помочь молодому человеку преодолеть проблему, ему требуется поддержка родителей и, возможно, профессиональная терапия. А у системы образования теперь есть новая задача – отучение молодежи от интернет-общения.

Многие специалисты склонны считать, что появление разного рода зависимостей (до второй стадии) у подростков из разных стран – вариант возрастной нормы. Дети стремятся познать мир взрослых и примеряют на себя взрослые увлечения, в том числе компьютерные. Но все же не стоит оправдывать родительские упущения этой мыслью.

Когда мама желает заполучить часок-другой свободного времени, самым простым решением она видит посадить малыша перед телевизором или дать ему в руки планшет с мультиком. И уже в 2–3-летнем возрасте у ребенка начинает формироваться ошибка мировосприятия: невозможно жить, отдыхать и общаться без планшетника и мобильника.

В редких случаях и лишь под пристальным надзором родителей (педагогов) неуемная тяга к компьютерным технологиям обретает формы здоровой увлеченности и профессиональной направленности подростка. Статистика утверждает, что так происходит лишь у 0,5% интернет-зависимых детей – юных программистов, сайтостроителей и веб–дизайнеров. Все остальные представители подрастающего поколения, увы, в группах риска.

Отсутствие контроля

Риск: временной фактор. Предоставленный сам себе ребенок выбирает самые простые занятия, не требующие усилий. Вместо чтения книги – просмотр ТВ, а вместо спортивных упражнений – компьютерная стрелялка.

Решение: обучать ребенка обращению с электроникой необходимо, но нужно также тщательно контролировать время, проведенное в киберпространстве, и уместность обращения к нему. Профилактика – самый короткий путь избавления от проблемы, потому как ребенка отучить от компьютерной зависимости легче, чем подростка. Малышу с раннего детства стоит объяснить, что компьютер, телефон, телевизор и планшет – это инструменты для работы и познания, а не средство развлечения.

Что делать, если проблема уже есть? Когда хаос царит в жизни родителей, то подростку не остается иного, кроме как обрести необходимый порядок в виртуальном мире. Поэтому начните с себя и забудьте об ультиматумах!

Сложные семейные отношения

Риск: любые конфликты в семье могут послужить поводом для ухода от реальности. Скандалы возникают при столкновении интересов несовершеннолетнего и взрослых. В ситуации с подростковыми всплесками «дурного характера» бороться, значит, договариваться.

Решение: пересмотр семейных отношений и требований – главный профилактический шаг родителей. Сделайте это раньше, чем сын или дочь найдут замену семье в сетевой ролевой игре или общем чате.

Груз ответственности

Риск: завышенные ожидания родителей. Возникают они чаще из-за собственной нереализованности. Например, мама окончила школу с серебряной медалью, а дочь должна во что бы то ни стало заработать золотую. Но задумайтесь, нужно побеждать в войне за оценки девочке, которая увлечена живописью и фортепиано? Почему мамины честолюбивые помыслы оказались выше девичьих интересов? Признание и одобрение, недополученные в семье, ребенок станет искать в мире эльфов и мировых войн.

Решение: отделите свои интересы от интересов и потребностей ребенка. Помните, что он не обязан заслуживать вашу любовь и отвечать вашим идеалам. Любовь – безусловное родительское чувство. И даже самый отчаянный негодяй имеет право быть любимым сыном.

Одинокие дети

Риск: одинокий подросток – это не тот юный человек, у которого нет друзей или контактов, а тот, который не ощущает поддержки, понимания и эмоциональной близости со старшими. Нет у одинокого подростка человека, с которым можно поделиться радостями или переживаниями.

Решение: научитесь понимать, оказывать поддержку и убеждать

Ребенка важно научить справляться с причинами переживаний, а не держать их в себе

Потрясения и стрессы

Риск: подростковый возраст называют «нежным» за уязвимость детской души. Первая любовь, первое предательство, трудные отношения с учителями, дрязги со сверстниками, борьба за лидерство в классе, огромное количество эмоциональных переживаний.

При этом «мальчики ведь не плачут», а «девочки должны быть гордыми и не показывать слез». Вот и уходят ребята в виртуальность, чтобы отвлечься, провести время там, куда не вторгнется бестактный папа или слишком любопытная мама.

Решение: посетите психолога, научитесь использовать правильные модели поведения при воспитании подростка, научитесь быть союзником своего ребенка.

Причины

Знаете, тут можно бесконечно спрашивать мнения психологов, рассуждать и искать первопричины. И ответов может быть миллион. Но давайте разберем на собственном примере. Спросите себя: «Почему я сижу в Одноклассниках (Вконтакте и т.п.)?». Что вы ответите: «общаюсь с близкими и друзьями, которые далеко», «мне только по работе», «от скуки по пути на работу/домой», «смотрю приколюхи» и т.д.
 
Раньше проблема была с дефицитом информации, человеку приходилось прилагать усилия, чтобы ее добывать, фильтруя ненужное. Сейчас же достаточно посмотреть в телефон, но, к сожалению, изобилие информации засоряется ненужным и бесполезным хламом, так называемой информационной пеной, развлекательным контентом. Нам весело, это забирает у нас много времени, а пользы никакой. С ребенком все аналогично, он увлекается просмотром этой информационной развлекательной пены, тратя свое драгоценное время.

Вывод: мы ждем от Интернета, от соцсетей в том числе, развлечений, веселого времяпрепровождения, потока информации, который нас уносит в чертоги сетеголизма (честно, мало кто заходит в соцсети только попереписываться с друзьями и близкими).
 
Хорошо, а что насчет игр? Сейчас все чаще всплывают истории про то, что видеоигры влияют на психику детей, делают их жестокими и т.д. Спорное утверждение, поскольку это справедливо и для продуктов кинематографии, например. Как и киноленты, игры имеют обязательные ограничения по возрасту, и, естественно, содержащие неприемлемый контент, имеют отметку 18+. Конечно, что мешает подростку скачать взрослый «кинчик» или стрелялку, но это уже другой вопрос. Исследований, которые доказывали, что ребенок «озверел» после очередной стрелялки, не существует.

 

 
Увлечение играми – это своего рода азарт, хобби, увлечение в прямом смысле слова. Как чтение книг. Окунаясь в увлекательный сюжет одиночной игры (игрок выступает в роли главного персонажа, вокруг которого разворачиваются события), хочется пройти игру до конца (как прочитать быстрее книгу), погружаясь в мир игры, в новую вселенную. Сетевые игры сопряжены с азартом, стремлением к победе. Но это хорошо звучит, когда все в меру (почитал и успокоился, прошел игру и отвлекся на другие занятия), а когда такое увлечение занимает все свободное время, все мысли и разум, вот тогда…

Итак, каковы могут быть причины:

компенсация избытка свободного времени (видеоигры, серфинг в сети);

азарт (сетевые онлайн игры);

свободный доступ к гаджетам;

желание скрасить свой досуг (просматривать развлекательный контент и т.д.);

проблемы в общении с родителями, сверстниками и т.д.;

желание абстрагироваться от реальности.

Опасно то, что, как мы уже говорили, теряется ощущение меры, времени и пространства, ребенок «залипает» в компьютер или мобильное устройство, отказываясь от других игр, развлечений, занятий и т.д.
 
И пусть с азартом и кучей свободного времени все более-менее ясно, но бытует мнение среди специалистов, что ситуация в семье, отношения с друзьями и сверстниками, осознание своей личности и ее роли в обществе могут иметь далеко не последнее значение. И такая точка зрения имеет право быть.
 
Пример: мама и папа постоянно скандалят, дело близится к разводу, ребенок находится постоянно в стрессовой ситуации. Что хочется сделать? Вернуть все как было или убежать от этого всего. Куда убежать? В виртуальный мир, который, как омут, затягивает с головой, да так, что не выбраться.
 
Строгий отец колотит периодически, а в школе высмеивают за очки и полноту. Обидно? Еще бы! Злость прям и кипит, где бы выплеснуть ее, чтоб не попало за это? В интернете, конечно же, ведь никто не знает, кто ты и где живешь. Так и берутся так называемые тролли.
 
Мать-одиночка души не чает в своем единственном сыне, да настолько, что его угнетает тотальный контроль и гиперопека. Зато в мире видеоигры полная свобода действий, да еще столько возможностей.
 
Все это яркие примеры, реальные примеры из жизни. Есть над чем задуматься, правда?

Последствия

Компьютерная зависимость может привести к весьма плачевным последствиям:

  • Социальная изоляция, отсутствие у ребенка умения общаться и договариваться.
  • Нервные и личности – психоз, клиническая депрессия, истерия, шизофрения.
  • Сложности с обучением, отсутствие мотивации.
  • Ассоциальное поведение, отсутствие понимания границ дозволенного, в том числе и законом. Как следствие – ребенок может стать преступником.
  • Заболевания: , , геморрой, синдром хронической усталости, истощение всего организма, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, миопия, глаукома, «синдром сухого глаза», , дисплейный синдром.

Признаки компьютерной зависимости у детей и подростков

Одержимость компьютерными играми

Самый очевидный признак компьютерной зависимости. Ребенок постоянно занят игрой. Он думают, читает, смотрит видео и говорит о ней даже когда не играет (но использует первую возможность, чтобы возобновить игру)

Страдает концентрация и внимание, подросток мечтает об игре, когда он должен быть сосредоточен на другом (слушать учителя, делать домашнее задание, выполнять контрольную работу или готовиться к экзамену)

По мере того, как одержимость прогрессирует, подростки могут полностью игнорировать школьные или домашние обязанности, опаздывать на встречи и перестать проводить время с друзьями в реальном мире.

Ложь о времени, которое ребенок проводит за играми

Дети часто скрывают правду о том, сколько времени они проводят в видеоиграх. Особенно, если компьютер или игровая консоль находятся в спальне ребенка. Он скажет, что делал домашнее задание, когда на самом деле провел несколько часов за игрой. Некоторые специально просыпаются ночью, чтобы поиграть.

Потеря интереса к другим видам деятельности

Подростки и дети, которые становятся зависимыми от видеоигр, постепенно теряют интерес к вещам: спорту или другим хобби, которыми они когда-то увлекались. Пренебрежение учебой, если ранее ребенок учился хорошо, – первый признак пагубного влияния видеоигр.

Интерес к видеоиграм постепенно трансформируется в одержимость, потом, – зависимость. Если приятные в прошлом занятия утратили свою привлекательность для ребенка, стоит задуматься.

Если ребенок интересуется только компьютерными играми, это указывает на то, что “привычка” становится или уже стала нездоровой. Родители должны принять меры.

Социальная изоляция

Подростки и дети, которые любят видеоигры, заметно меняются. Недавно общительные подростки могут перестать проводить время с друзьями и семьей. Они могут заявить, что все лучшие друзья теперь в Интернете. Они могут показаться замкнутыми и антисоциальными. С большей вроятностью предпочтут видеоигры социальному взаимодействию.

Дипломатия – защита – нападение

Типичная цепочка поведения на разных этапах развития проблемы.

На ранних стадиях зависимости дети торгуются за игровое время и дают много обещаний, которые не выполняются. Разными способами выпрашивают себе разрешение на игру:

Родители перестают верить обещаниям. Если спросить, почему они не выполняются, и он играет так много, подросток будет защищать своё увлечение:

Когда это перестает работать и родители вводят ограничения, они могут быть встречены агрессией, враждебностью, ругательствами, оскорблениями и, даже, физическим насилием.

Раздражительность, тревожность и упадок настроения

Дети, которые вынуждены прекратить играть в течение некоторого времени, становятся раздражительными. Вместо того, чтобы найти другие занятия, позвонить друзьям или выйти на улицу, они будут думать, как восстановить доступ к компьютеру. Они будут говорить, что все занятия “скучные”. Трудно сосредоточиться, мешают мечты об игре.

Компьютерные игры как побег от реальности

Зависимость сопровождается использованием компьютера или другого устройства для ухода от реальных проблем или переживаний. Дети сбегают в игры от любой внешней опасности, реальной или надуманной. Вместо того, чтобы решать проблемы, их игнорируют.

В подобных случаях компьютерная зависимость у детей и подростков рассматривается как следствие причин, о которых мы говорили выше.

Если убрать причины, которые привели к зависимости это, скорее, не повлияет на компьютерную зависимость, потому что она уже будет существовать независимо.

Если у ребенка есть хотя бы один из перечисленных выше признаков, нужно принимать меры.

Скачайте памятку для родителей по профилактике компьютерной зависимости

Если форма для скачивания памятки не отображается – отключите блокировщик рекламы.

Две популярные ошибки родителей

Первая. Использование жестких ограничительных мер и введение “санкций” на использование компьютера, не предлагая ничего взамен. Закрывая подростку вход в виртуальный мир, вы вынуждаете его обороняться, становитесь врагом.

В 33% случаев родители не могут повлиять на ситуацию потому, что ребенок не идет на контакт с “врагом”.

Вторая. Родители намекают подростку, что он не в себе. Начинаются разговоры о походе к врачу или в поликлинику. Профиль подобных мест – психиатрия. Худшее, что вы можете сказать ребенку – что он ненормальный: физически либо морально. Главное условие успешности любой терапии – желание сотрудничать с врачом, которое вы не получите от ребенка. Вспомните себя в юности: хотели бы вы отправиться к “специалисту”?

Признаки компьютерной зависимости у ребёнка:

— Ребенок теряет интерес к другим занятиям.

— Все свое свободное время ребёнок стремится провести за компьютером или ТВ.

— Общение с другими детьми начинает сводиться только к компьютерным играм.

— Происходит постепенная утрата контакта с родителями.

— Ребенок все меньше стремится к общению с другими, общение становиться поверхностным.

— Формально отвечает на вопросы, избегает доверительных разговоров.

— Ребенок начинает обманывать, стремится любыми способами заполучить желаемое.

— Ребенок скрывает, сколько на самом деле времени провёл за компьютером или телевизором.

— На любые ограничения, связанные с компьютером, ТВ, планшетом или телефоном реагирует нервно, сильно переживает, злится , грубит, может плакать.

— Теряет контроль над временем, проведенным экраном.

— Ребенок начинает кушать возле компьютера.

— Ребёнок уже с утра начинает просить мультики или компьютер.

— Ребёнок приходит со школы и первым делом садиться под тв или включает компьютер.

Если вы замечаете какие-то из этих признаков у вашего ребёнка, нужно обязательно обратить на это внимание и принять меры как можно быстрее. А лучше всего не ждать появления всех этих признаков и симптомов у ребёнка, а заранее изучить всё, что связано с темой компьютерной и экранной зависимости, чтобы помочь ребёнку развить здоровое отношение к компьютеру и ТВ

А лучше всего не ждать появления всех этих признаков и симптомов у ребёнка, а заранее изучить всё, что связано с темой компьютерной и экранной зависимости, чтобы помочь ребёнку развить здоровое отношение к компьютеру и ТВ.

P.S. Получите БЕСПЛАТНО мою электронную книгу «КАК ВОСПИТАТЬ СЧАСТЛИВОГО РЕБЕНКА. 9 ПОДСКАЗОК РОДИТЕЛЯМ».

Вы узнаете ключики к взаимопониманию с вашим ребенком – с её страниц с вами будет говорить… ваш собственный сын или дочка!

Екатерина Кес, детский и семейный психолог. Мой Инстаграм

Симптомы компьютерной зависимости у подростков

Первый тревожный симптом компьютерной зависимости — стремительно нарастающее количество времени, которое ребенок сидит за компьютером вне учебы. Подросток готов пожертвовать временем на сон, отказаться от прогулок, общения с друзьями. Забывает поесть, сделать уроки, выполнить обязанности по дому.

Родителей должно насторожить, когда ребенок включает компьютер сразу, как просыпается, или, как только приходит из школы. Зависимым людям необходимо, чтобы компьютер постоянно работал как фон, даже тогда, когда он якобы делает уроки или выполняет свои домашние обязанности.

Если при попытке родителей «вырвать» подростка из виртуального мира, выключить игру, он реагирует агрессивно, приходит в ярость или плачет – это тоже признак зависимости. В этом случае нельзя терять времени, и сразу заниматься выведением ребенка из этого состояния.

Если зависимость еще не приобрела серьезных форм, то можно обойтись воспитательными мероприятиями. В противном случае ребенок нуждается в лечении специалистами.

Помимо психологических симптомов есть и физические проявления, связанные с длительным нахождением у монитора – покраснение и усталость глаз, головные боли, боли в спине и запястье – туннельный синдром.

Советы по предотвращению развития компьютерной зависимости у детей и подростков

  • Так как первопричиной ухода ребенка из реального мира является неудовлетворенность существующей действительностью, необходимо в первую очередь выяснить, что же побудило ребенка уйти «в компьютер».
  • Неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером.
  • Если вы видите у ребенка признаки компьютерной зависимости, не обостряйте ситуацию, отведите его к психотерапевту.
  • Можно попытаться вникнуть в суть игры, разделив интересы ребенка, это сблизит ребенка с родителями, увеличит степень доверия к ним.
  • Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии.
  • Пребывание ребенка за компьютером необходимо ограничивать. Недопустимо, чтобы дети играли по нескольку часов. Детям младшего школьного возраста — не более получаса, старшего школьного возраста — не более часа в сутки на игры.
  • Компьютер следует устанавливать в таком месте, где вы будете видеть, чем занимается отпрыск. Если вы будете периодически заходить в комнату и проверять, это будет выглядеть как тотальный контроль, да и на ваши шаги ребенок скоро научится быстро «захлопывать» запрещенные страницы. А если удастся найти такое место для компьютера, где вы мимоходом, не привлекая к себе внимания, можете увидеть, какая страничка открыта, это будет ненавязчиво, но в то же время эффективно.
  • Ребенку все же лучше не покупать отдельный компьютер. Пусть играет на папином. Тогда у вас в любое время будет веская причина сказать «достаточно» — компьютер нужен папе.
  • Лишая ребенка желаемого количества времени в интернете, всегда предлагайте альтернативу. Не позволяйте ему маяться от скуки. Его необходимо задействовать в каких-то мероприятиях. Это, в первую очередь, работа по дому, кружки по интересам, спортивные секции. Очень действенный метод — отдать его в компьютерный класс, где он научится работать на компьютере по-настоящему, а не просто гонять зайчиков по экрану. Пусть освоит фотошоп, пусть научится создавать сайты, верстать полиграфию — к 18 годам у него уже будет профессия, и он перестанет относиться к компьютеру исключительно как к средству развлечения.
  • Поднимайте самооценку ребенка. Найдите ребенку занятие, в котором он будет успешен и будет выгодно отличаться от товарищей. Например, это какой-то редкий вид спорта, фехтование, например. Или кружок квиллинга. Его наградные листы, удачные поделки, медали необходимо выставлять на витрине, чтобы гости семьи видели его успехи.
  • Поощряйте дружбу ребенка с другими детьми. Приглашайте в гости его друзей и его отпускайте в гости к друзьям.
  • Родителям придется ознакомиться с популярными у их детей играми. Дети часто думают, что родители запрещают им играть потому, что не понимают, насколько это увлекательно. В этом случае мнение родителя, который знает игру, будет гораздо весомей, чем мнение родителя, который «не читал, но осуждаю».

Возможно ли лечение от компьютерной зависимости? Как избавиться от симптомов компьютерной зависимости? Конечно, это возможно. Но это долгий и сложный процесс, успех которого зависит от многих факторов. Как лечить симптомы компьютерной зависимости во многом зависит от индивидуальных особенностей человека. Лечение любой зависимости — трудный процесс, требующий участия как зависимого человека, так и его окружения. Скорее всего, потребуется время для того, чтобы страдающий компьютерной игровой зависимостью снова начал чувствовать вкус жизни. В этом отношении компьютерная зависимость сродни наркомании

Важно также помнить: если пустота, образовавшаяся в жизни человека после полного или частичного отказа от игр, не будет заполнена, велика вероятность рецидива. Лечение компьютерной зависимости, как и лечение любой другой зависимости, требует дальнейшего психологического сопровождения пациента

В тяжелых случаях лечением компьютерной зависимости занимается врач-психиатр.

Итак, зависимым от компьютера, в принципе, может стать любой ребенок и подросток, но шансы уменьшаются, если: 

  • в семье присутствует атмосфера дружелюбия, покоя, комфорта и доверия; 
  • у ребенка разносторонние интересы и увлечения; 
  • ребенок умеет налаживать позитивные отношения с окружающими; 
  • ребенок умеет ставить перед собой хотя бы самые маленькие цели.

Важно знать:

Резко отнимать или запрещать компьютерные игры ребенку, который уже втянулся — нельзя. Делать это стоит последовательно, лучше подготовиться вместе с психологом.

Можно пройти различные тесты в интернете, чтобы оценить компьютерную зависимость вашего ребенка и вас самих.

Не все игры плохо влияют на психику, некоторые способствуют развитию познавательных и моральных качеств. Тут решающее значение приобретает то, какие игры выбираются.

Понятие компьютерной зависимости и как все начинается

Вообще это весьма распространенное явление, которое можно охарактеризовать как постоянное, навязчивое желание находиться за компьютером (играть в игры, копаться в сети, бесцельно листать ленту в соцсетях и прочее). И не обязательно нужно сидеть за ПК или ноутбуком – телефон и планшетник тоже считаются.
 
И, может быть, это даже не так плохо: часто контактировать с гаджетами, ведь мы столько всего успеваем, постоянно в курсе событий и информационного потока, всегда на связи. Спросите себя: «А сколько времени я провожу за компьютером/смартфоном?» и удивитесь, что очень много! А ведь раньше зависимыми считали людей, проводивших около 2 часов за ПК (сейчас дружно посмеемся).
 
Находясь в постоянном окружении устройств, мы постепенно позволяем им становиться неотъемлемой частью нашей жизни и жизни наших детей. Редкая мама не включала своему малышу мультики, чтобы отвлечь его и успеть сделать домашние дела. Полчаса свободы, как это заманчиво! Затем ребенку торжественно выдавался планшет или мобильник, чтобы он посмотрел еще, а мы как раз постирать и книжку почитать успеем (или залипнуть в Инстаграм)…И вот так незаметно дитятко подсаживается на эту интернет-иглу, уже самостоятельно и настойчиво требуя вожделенный гаджет.
 
Вот она – зависимость.
Другой пример: шкед постарше, допустим, лет 10 от роду, выклянчил у родителей классный ноутбук на день рождения («у пацанов в классе есть, а я че как отстой» или вот еще популярное: «мне для учебы надо»). Казалось бы, вот оно – счастье! Учебой, правда, счастье не пахнет, зато развлекательным контентом и видеоиграми очень даже. А как мы любим отдыхать и развлекаться, а не учиться/работать – это известно каждому. И вот долгожданный ноутбук с доступом ко всем знаниям мира становится чем-то вроде виртуального Лас-Вегаса, где очень смешно, весело и не хочется оттуда уходить.

Причины

Причины, почему у детей и подростков формируется компьютерная зависимость, — могут быть самыми разными. Но специалисты называют четыре основных, наиболее распространённых.

Семейные проблемы

Во-первых, компьютерной зависимостью страдают чаще всего те дети, чьи родители постоянно заняты и не уделяют им должного внимания по причине своего вечного цейтнота. Причём он может быть продиктован не только работой, но и какими-то сугубо личными интересами. Например, мама развелась с папой и пытается снова выйти замуж. Или оба родителя любят путешествовать, но не берут с собой ребёнка, избегая лишних хлопот и оставляя его на бабушку. Или они слишком общительны и всё свободное время уходит на друзей, совместные праздники и вечерники.

Во-вторых, такое случается, если нарушается эмоциональная близость с родителями. Последние настолько устают после работы и домашних дел, что даже не интересуются, как дела у ребёнка, чем был занят его день, какие эмоции он испытывает. Так что ему больше ничего не остаётся, как искать поддержки в играх и у виртуальных собеседников.

Отсутствие увлечений

Если жизнь с детства ничем не наполнена (нет хобби, увлечений, привязанностей), всё равно потенциальная энергия, имеющаяся в каждом, будет искать выхода. Не зря психологи советуют с начальной школы задумываться о секциях и кружках. Спорт, театральное искусство, рисование, бисероплетение, научные интересы — всё это направляет в нужное, здоровое русло. В такой ситуации компьютерные игры носят не более чем развлекательный характер, а общение в соцсетях не выходит за рамки нормы. Когда жизнь ничем не наполнена, ребёнок начинает забивать её тем, что находится в зоне видимости, — компьютерами и гаджетами.

Проблемы в общении

Одной из самых частых причин детской компьютерной зависимости является социальная дезадаптация. Если у ребёнка не складываются отношения со сверстниками и взрослыми, он заменяет потребность в коммуникации возможностью виртуального общения. Причин, почему он не уживается в реальном обществе, может быть огромное количество: внутренние комплексы, физические недостатки, сложный характер, плохое воспитание и т. д. Например, изгои и аутисты в 75% случаев страдают от компьютерной зависимости. В классе их постоянно унижают, они аутсайдеры и неудачники, а в игре — крутые герои, спасающие Вселенную.

Неудачи общего характера

Есть люди, которым патологически всегда и во всём везёт. Они оказываются в нужном месте и в нужный час. И есть совершенно противоположная группа: несмотря на все усилия, на каждом шагу терпят крах, проигрывают, переживают неудачи. Среди детей тоже есть такая тенденция. Учитель невзлюбил, кого-то другого взяли в команду по футболу или на олимпиаду, попадаются самые сложные варианты на контрольной, друзья предают и т. д. Каждый раз спотыкаясь на таких трудностях, ребёнок опускает руки, перестаёт бороться и мирится со своим клеймом неудачника в реальной жизни. Зато он компенсирует его в играх и сетевом общении. Оскорбили его — он тут же так же жестоко потроллил кого-то в Сети, написав неприятный комментарий.

Помимо этих основных причин детской компьютерной зависимости, есть и другие:

  • любопытство, склонность детского возраста впитывать в себя, как в губку, всё новое и интересное;
  • желание быть как все: все играют в World of Tanks или World of Warcraft — и я буду; у всех есть аккаунты в Instagram и Facebook — и мне надо завести;
  • копирование поведения родителей, которые сами постоянно «зависают» в гаджетах и оспаривают друг у друга место за компьютером.

В группы риска попадают:

  • чьи родители постоянно заняты;
  • подростки от 12 до 15 лет;
  • мальчики: во-первых, у них вырабатывается большая зависимость от компьютерных игр, чем у девочек; во-вторых, они труднее переживают возрастной кризис.

На самом деле причины компьютерной зависимости могут быть более разнообразными. Здесь может сыграть свою роль как случайность (пришёл к другу в гости, увидел, как тот «зависает» за игрой, — и тоже увлёкся), так и психические особенности (склонность к фантазированию, аутизму, социальным фобиям).

Если ребенок не хочет играть

«Давай поиграем в…» говорят родители, и, если дети отказываются, то принуждение не принесет пользу психике и развитию. Инициатива, творчество, неукротимое желание действовать — прыгать, бегать, ползать, «летать» — главные показатели игры, которая точно будет полезна ребенку.

Почему дети отказываются играть? Может быть, они устали, перегружены информацией, переутомлены или получили стресс? Ответов на этот вопрос может быть много. Взрослым, чтобы не навредить, следует прислушиваться к тому, что происходит с ребенком и больше доверять его интуитивной, природной части личности.

Тест на детскую Интернет-зависимость (С.А. Кулаков, 2004)

Ответы даются по пятибалльной шкале: 1 — очень редко, 2 — иногда, 3 — часто, 4 — очень часто, 5 —  всегда.

  1. Как часто Ваш ребенок нарушает временные рамки, установленные вами для пользования сетью? 
  2. Как часто Ваш ребенок запускает свои обязанности по дому для того, чтобы провести больше времени в сети?
  3. Как часто Ваш ребенок предпочитает проводить время в сети вместо того, чтобы провести его в кругу семьи? 
  4. Как часто Ваш ребенок формирует новые отношения с друзьями по сети?
  5. Как часто Вы жалуетесь на количество времени, проводимые Вашим ребенком в сети?
  6. Как часто учеба Вашего ребенка страдает из-за количества времени, проведенном Вашим ребенком в сети?
  7. Как часто Ваш ребенок проверяет электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?
  8. Как часто Ваш ребенок предпочитает общение в сети общению с окружающими?
  9. Как часто Ваш ребенок сопротивляется или секретничает при вопросе о том, что он делает в Интернете?
  10. Как часто Вы заставали своего ребенка пробивающимся в сеть против Вашей воли?
  11.  Как часто Ваш ребенок проводит время в своей комнате, играя за компьютером?
  12.  Как часто Ваш ребенок получает странные звонки от его новых сетевых «друзей»? 
  13.  Как часто Ваш ребенок огрызается, кричит или действует раздраженно, если его побеспокоили по поводу пребывания в сети?
  14.  Как часто Ваш ребенок выглядит более уставшим и утомленным, чем в то время, когда у Вас не было Интернета?
  15.  Как часто Ваш ребенок выглядит погруженным в мысли о возвращении в сеть, когда он находится вне сети?
  16.  Как часто Ваш ребенок ругается и гневается, когда Вы сердитесь по поводу времени, проведенного им в сети? 
  17.  Как часто Ваш ребенок предпочитает своим прежним любимым занятиям, хобби, интересам других нахождение в сети? 
  18.  Как часто Ваш ребенок злится и становится агрессивным, когда Вы накладываете ограничение на время, которое он проводит в сети?
  19.  Как часто Ваш ребенок предпочитает вместо прогулок с друзьями проводить время в сети?
  20.  Как часто Вы чувствуете подавленность, упадок настроения, нервничает, когда находится вне сети, а по возвращении в сеть все это исчезает?

При сумме баллов 50-79 родителям необходимо учитывать серьезное влияние Интернета на жизнь вашего ребенка и всей семьи. 
При сумме баллов 80 и выше, у ребенка с высокой долей вероятности Интернет-зависимость и ему необходима помощь специалиста.

Использованные ресурсы:

  • http://www.computer-timer.ru/
  • http://smorgon-spc.narod.ru/article_14.html
  • http://tank4you.blogspot.ru/2014/09/blog-post_30.html
  • http://www.sibmedport.ru/article/9027-kompyuternaja-zavisimost-kak-uberech-rebenka-ot-razrushitelnogo-vozdeystvija/
  • http://azbyka.ru/deti/komp-yuternaya-zavisimost-u-detej-prichiny-formirovaniya-i-metody-profilaktiki
  • http://ipsyholog.ru/osnovnye-priznaki-kompyuternoj-zavisimosti-u-rebyonka/

Об авторе: Силантьева Татьяна Георгиевна, учитель информатики, МБОУ «СОШ №2 р.п. Базарный Карабулак Саратовской области». Фото: Елена Чулихина.

Причины компьютерной зависимости

Любое действие человека, которое нравится мозгу, поощряется выработкой эндорфинов (гормона радости). Таким образом, мозг сообщает, что это действие нужно повторять снова и снова.

Человек – социальное существо и информация представляет для него наиболее высокую ценность. Сегодня человек за день в среднем получает столько же информации, сколько человек, родившийся в 1800 году получал за всю жизнь. И объем получаемой информации увеличивается на 6% в год.

Основную часть информации современный человек потребляет из Интернета. Если раньше люди получали информацию из разговоров, книг, газет, телевизионных передач, то сейчас намного проще взять эту информацию из Интернета. Соцсети и сайты обеспечивают нас все большим потоком информации, который стимулирует мозг вырабатывать все больше эндорфинов.

Причины игромании

Мозг поощряет также достижение целей. Например, получение нобелевской премии, хорошей работы, создание семьи. Этим эффектом пользуются разработчики игр

Мозгу не важно, получили ли вы какую-то высокую награду в реальной жизни или достигли результата в виртуальном мире. Он приравнивает эти достижения, вырабатывая гормон радости и в том, и в другом случае

Человек стремится быть счастливым и старается быть в этом состоянии как можно дольше. Но достичь результата в виртуальном мире куда проще, чем в реальном. Поэтому он тратит свое время на игры, которые помогают ему достичь этой цели и быть счастливым. Этим и опасна компьютерная зависимость, она развивается практически у любого человека.

В итоге приходим к выводу, что причиной развития компьютерной зависимости является жажда к получению новой информации, которую человек утоляет постоянным обходом сайтов (серфингом сайтов). Но бывают исключения. Причиной зависимости также могут быть неуверенность в себе, комплексы по поводу внешности, боязнь общества.

У детей и подростков есть еще один провоцирующий фактор – недостаток внимания со стороны родителей, родственников, сверстников. Подросток получает необходимые эмоции, общаясь в соцсетях, играя в компьютерные игры или просматривая видео.

Наиболее подвержены развитию зависимости:

  • дети 13-16 лет;
  • зависимость у мальчиков развивается в 10 раз чаще, чем у девочек того же возраста;
  • дети, чьи родители мало бывают дома;
  • безработные люди.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наш детеныш
Добавить комментарий