Что такое методика монтессори и стоит ли её пробовать

Правила обучения и материалы для занятий

Интересно, что в роли игрушки по данной методике могут выступать самые обычные предметы: тазик, ситечко, салфетки, ложка, губка и пр. Наряду с ними, существуют и специально разработанные Монтессори-пособия: например, Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши, числовые станки, рамки с застёжками и пр.

Наряду с обычными предметами методика предполагает использование специальных пособий, разработанных Марией Монтессори

Занимаясь с дидактическим материалом, нужно учить ребёнка соблюдать определённые правила:

Все пособия и игрушки расположены в открытом доступе

Но малыш должен усвоить, что их нельзя разбрасывать по комнате, а нужно обязательно класть на свои места.
Малыш всегда сам выбирает материал для занятия.
Взрослый должен рассказать крохе, что не стоит переключать внимание с одного пособия на другое: упражнение следует довести до конца.. Вообще, что касается домашнего воспитания по Монтессори, то любым родителям под силу сделать весь свой дом «развивающей средой»

Для этого, помимо приобретения соответствующих игрушек, нужно разрешать ребёнку участвовать в бытовой жизни семьи: делать посильную уборку, ухаживать за растениями, домашними питомцами, ремонтировать свои игрушки, заниматься рукоделием

Вообще, что касается домашнего воспитания по Монтессори, то любым родителям под силу сделать весь свой дом «развивающей средой». Для этого, помимо приобретения соответствующих игрушек, нужно разрешать ребёнку участвовать в бытовой жизни семьи: делать посильную уборку, ухаживать за растениями, домашними питомцами, ремонтировать свои игрушки, заниматься рукоделием.

Родителям (поклонникам системы Монтессори) под силу организовать у себя дома «развивающую среду» — позволять детям участвовать в уборке и прочей бытовой деятельности

С какого возраста можно использовать монтессори-метод?

Методика раннего развития Марии Монтессори недаром имеет в названии слово «раннее». Сама автор считала, что начинать подготовку к обучению ребёнка необходимо ещё до его появления на свет.

Именно твёрдое решение родителей познакомиться с принципами развивающей системы и желание реализовать её на практике, в том числе создав оптимальную среду дома, – это уже практически половина успеха.

Нидо-группы

В период новорождённости ребёнок и мать крайне зависят друг от друга, вот почему их разрыв нежелателен. Да и кроха по физиологическим причинам ещё не слишком интересуется окружающим миром.

К трёхмесячному возрасту малыш активизируется, проявляя живейший интерес к окружающей действительности. Уже с девятой недели некоторые центры развития, работающие по системе Монтессори, приглашают мам с крохами в классы нидо (в переводе с итальянского языка – гнёздышко).

Однако подобные «занятия» скорее полезны для самой женщины, поскольку позволяют немного забыть про многочисленные домашние хлопоты и разнообразить досуг. Столь маленькому ребёнку посещение класса нидо пока не нужно, так как необходимое раннее развитие можно обеспечить и дома.

Как только малыш начнёт ползать (после 7 месяцев обычно), уже можно целенаправленно посещать монтессори-группу. Такой вариант возможен, если мама хочет приступить к раннему развитию ребёнка, однако не имеет возможности создать подходящую обстановку в домашних условиях.

Тоддлер-группы

Как только ребёнок начинает активно ходить (обычно в один год или полтора), его переводят в тоддлер-группу (в переводе с английского – самостоятельный малыш). В отечественных монтессори-центрах так называют классы по адаптации детей к садику.

Посещение такого класса расширяет детские возможности, поскольку ребёнок от 1,5 до 3 лет:

  • становится более самостоятельным и независимым;
  • учится общаться и строить отношения с незнакомыми взрослыми (воспитателями);
  • приобретает навыки самообслуживания (учится одеваться-раздеваться, шнуровать, расстёгивать пуговицы и т.д.);
  • обучается пользоваться ножницами, молотком, кистью;
  • начинает убираться в комнате (элементарные действия – подметание и протирание пыли);
  • учится общаться с ровесниками, понимает правила работы в коллективе.

Существуют различные варианты посещения тоддлер-группы: на целый день, на половину дня, посещение занятий только несколько раз в неделю. Всё зависит от особенностей ребёнка и финансовых возможностей родителей. Кроме того, реализуема методика Монтессори для детей 1 — 3 лет в домашних условиях.

Таким образом, посещение монтессори-групп начинают с двухмесячного возраста, если это нужно маме. А вот тоддлер-класс действительно может быть полезен для развития ребёнка младше 3 лет и его адаптации к садику.

Основные занятия проводят с малышами от 3 до 6 лет. Это неудивительно, поскольку именно в этом возрасте дети переживают основные сенситивные периоды для получения знаний и умений.

Впитывающий разум

В первые шесть лет жизни человек обладает рядом особенностей, чтобы не сказать — сверхспособностей. Он может вбирать огромное количество информации о культуре, человеческих взаимоотношениях и качествах, и буквально делает ранний опыт частью своего мозга.

Благодаря впитывающему разуму:
— ребёнок закладывает основы собственной личности,
— выучивает один или несколько языков любой сложности,
— овладевает собственным телом, превращаясь в умелого и ловкого деятеля.

Но у такого сверхинтесивного приобретения и сохранения навыков есть слабая сторона. То, что в раннем детстве любой повторяющийся опыт с такой лёгкостью впечатывается в мозг, делает невозможным его систематизацию, анализ, вычленение существенного и случайного, общего и частного. Для этого хорош взрослый способ приобретения опыта и навыков.

Опыт раннего возраста нуждается в логичности, систематизированности, свободе от лишнего стресса и других помех. Воспитание по Марии Монтессори готовит взрослого к тому, как сделать обстановку вокруг ребёнка такой, чтобы впитывание всего и сразу было удобным и полезным.

Восприятие и установление порядка

Чтобы научить малышей раннего возраста самостоятельности и поучаствовать в их развитии абсолютно незаметно, вы должны установить определенный режим дня. Он может быть примерно таким:

  1. В восемь утра вся семья просыпается. Первое, что делают все члены семьи – одеваются. У малыша должен быть свой стульчик или детский шкафчик, на котором лежит его одежда для переодевания. Далее – это утренние процедуры. У него есть свой горшок, у него есть своя полочка в ванной с зубной щеткой и пастой, также у него есть стульчик, который помогает ему достать до раковины.
  2. В половину девятого вся семья собирается на кухне и все вместе готовят завтрак. Малыш также помогает в меру своих возможностей.
  3. В половину десятого завтрак закончен и нужно убрать со стола. Кроха, даже самого раннего возраста, должен знать, что за собой нужно убирать. Система воспитания Марии Монтессори подразумевает, что вы вовлечете детей в процесс уборки, к примеру, дадите им полотенце для протирки посуды или попросите малыша смахнуть крошки со стола.
  4. После завтрака наверняка захочется заняться своими делами, поиграть с игрушкой, которая была выбрана им самостоятельно. Дайте крохе такую возможность, не заставляйте его делать что-то другое. Но помните, что если игры детей закончились, то обязательно нужно использовать главный принцип в методике воспитания детей Марии Монтессори – поиграл, после этого убери за собой.
  5. Когда придет время обеда, вы не должны прекращать заниматься с ребенком. Пусть он станет вашим помощником – достанет продукты из холодильника, помогает накрыть на стол.
  6. После обеда вы наверняка положите детей спать, так как им нужно набраться сил для новых игр.
  7. После обеда, прежде чем идти на прогулку или начинать занятия по развитию речи или прежде чем учить буквы, нужно будет как следует подкрепится. Дайте малышу возможность самому насыпать себе еду, налить сок или йогурт. Если даже что-то будет рассыпано или разлито ребенком, не переживайте, а просто покажите малышу, как это убрать. Система развития Марии Монтессори подразумевает, что постепенно ребенком любого возраста будут выполняться несложные бытовые манипуляции самостоятельно и помощь мамы ему будет абсолютно не нужна.
  8. Когда вы начнете собираться на прогулку, то у ребенка должна быть возможность самостоятельно достать верхнюю одежду. Пусть у малыша будет крючок на уровне его рук, обувь также должна быть на виду. На улице малыш должен заниматься любимыми делами, но обязательно следите за ребенком, особенно раннего возраста.
  9. После прогулки он должен самостоятельно раздеться и положить свои вещи на место. Если нужно что-то просушить, поясните, как и где он может это сделать, помогите малышу если это нужно.
  10. Для развития детей по методике Монтессори очень полезно, если кроха будет помогать вам готовить ужин. Такие занятия помогут крохе научиться быть самостоятельным, это и есть основные принципы воспитания детей по методике Монтессори.
  11. После ужина нужно поиграть с малышом, но не будьте главным в этих играх. Пусть малыш сам ведет игру, так происходит процесс его развития и создания новых для него игр, развитие его речи в процессе пояснения того или иного его занятия.
  12. Когда придет пора готовиться ко сну, проконтролируйте, что малыш убрал свои игрушки. Пусть карапуз разберет свою постель, пойдет умоется и переоденется в пижаму. Одежду, в которой малыш был днем, он должен сложить на стульчик или в свой шкафчик. Можно почитать малышу перед сном сказку и оставить в его комнате ночник, так малыш не будет вас будить, если ему ночью нужно будет встать в туалет.

Суть такого порядка по системе  Монтессори заключается в том, что с малышом занятия проходят совершенно не заметно, а обучение является постепенным и спокойным. В этой методике раннего воспитания детей можно спокойно учить малышей развитию речи, кроха может учить буквы и обучатся правилам разных игр абсолютно без нажима и без напряжения, так как кроха сам выбирает, чем ему заниматься.

Методика Марии Монтессори

Создание Монтессори-среды дома

Полностью организовать правильную Монтессори-среду во всей квартире, а не только в детской комнате мне удалось к Валериным трём годам. Старалась продумать всё до мелочей, чтобы ребёнок мог самостоятельно выполнить любое действие: приготовить нехитрый перекус, достать нужную игру, сделать влажную уборку. Сейчас наша домашняя Монтессори-среда выглядит так.

Возникали ли сложности? Долго думала над этим вопросом… Хотелось ответить нет, ведь всё было по обоюдному желанию. Но вспомнила большую сложность в создании Монтессори-среды — это проблема небольшого города. В нашем городе нет такой возможности пойти и всё купить, всё, что нужно для Монтессори-ребёнка. Город небольшой, магазины игрушек пестрят только ярким пластиком.

Поэтому много времени я потратила на оформление: заказывала материалы по интернету, в городе нашла чудо-мастера, который мне делает деревянные подносики и разные изделия из дерева. Зато теперь я убеждена, что даже в глухой деревне (если есть почта России) можно организовать идеальную среду с правильными материалами. Ну а жителям мегаполиса можно только позавидовать!

То чувство, когда у тебя есть уникальные материалы Монтессори. Они достались нам от прабабушки Риммы — ручная работа, берестяные

К появлению второго ребёнка я Валеру готовила тщательно, чтобы он был подкован во всех вопросах. У Кристины будет своё Монтессори-пространство, отличное от Валериного, конечно. Мы уже начали, с чёрно-белых картинок и мобилей Монтессори. Ей сейчас 3 месяца, и мы вовсю развиваемся по системе, что даёт замечательные плоды. Об этом я подробно буду писать в своём инстаграме.

Мобиль Мунари — это самая первая игрушка, первый элемент мира Монтессори. Он не споёт колыбельную, на нём нет милых мишек и зайчиков и звездных проекторов. Но он даёт именно то, что нужно малышу на самом первом этапе развития зрения

Чёрно-белые элементы мобиля очень лёгкие, они вращаются, следуя движению воздуха, концентрируя внимание ребёнка. А в прозрачной сфере малыш может наблюдать отражение лучей света

Плюсы и минусы Монтессори-педагогики

  1. Методику можно адаптировать под разные культуры, ведь она опирается на базовые потребности ребёнка.
  2. Ребята учатся всему с удовольствием, ведь они сами выбирают, чем им заняться. Нет скуки, страха перед трудным заданием, которое навязывает взрослый.
  3. Дети, которых обучали по Монтессори, лучше других справляются с бытовыми обязанностями, более ответственные, могут правильно распределять своё время, умеют занять себя, при этом уважая потребности окружающих.
  4. Дидактические пособия и упражнения с ними способствуют ускоренному развитию мыслительной деятельности, логики и моторики.

Методика Монтессори способствует ускоренному развитию интеллекта, логического мышления

Однако же у методики есть и свои противники. И их критические замечания можно изложить в следующих тезисах:

Отсутствуют спонтанные творческие игры, например, сюжетно-ролевые

А это очень важно для развития воображения ребёнка, его эмоциональной сферы. Система не уделяет достаточного внимания творческим видам деятельности (изобразительному искусству).
Преимущественное интеллектуальное развитие искажает нормальную психологию, лишает малыша беззаботной радости детства

Монтессори недооценивает роль игры в развитии ребёнка, заменяет её полезными занятиями с обучающими пособиями.
В педагогическом процессе игнорируется чтение сказок. Мария Монтессори считала их уходом от реальности и заменяла реалистическим описанием предметов. Отсюда у ребёнка не формируется умение сопереживать, фантазировать, вести внутренний диалог с героями произведения.
Ребёнку, который дома занимался по этой системе (а также посещавшему такой детский сад) будет довольно сложно в обычной школе, где все ученики сидят за партами, выполняя конкретное задание учителя. К тому же у такого школьника уже сформировано отношение к взрослому как к помощнику, а не как к авторитету.
Многие дети воспитываются в семьях с авторитарным порядком и поэтому не каждая мама способна выступать в роли старшего товарища, помощника (что предполагает система Монтессори).

Методика подходит не всем детям. Это неудачный вариант для слишком подвижных, активных ребят, имеющих проблемы с усидчивостью, концентрацией внимания. Кроме того, если у малыша выражены творческие способности, то они будут невостребованными, поскольку методика опирается на рациональный способ познания мира.

Методика Монтессори не подойдёт для слишком активного, подвижного ребёнка, поскольку она нацелена на спокойные занятия, предполагающие концентрацию внимания

Монтессори-материал

Часть Монтессори-материала вы могли видеть уже выше в разделе Монтессори-среда.

Дидактический материал Монтессори создавался не на пустом месте, частично это наработки уже известного на протяжении 200 лет «Даров Фребеля» (Фребель — немецкий педагог, основатель первого детского сада в 1836 году), частично это методики Сегена и Итара. Монтессори дорабатывает их материал, а также создает свой собственный.

Материал выполняется преимущественно из дерева и других природных материалов. На каждую группу выделяется по одному-два экземпляра каждого вида Монтессори-материала, что может вызывать у детей некое негодование. Детям не разрешается мешать другому ребенку, который уже действует с набором, и поэтому приходиться ждать, когда он освободиться (но ребенок как правило не ждет, а берет другой набор). По завершению действий с набором, ребенок должен самостоятельно сложить его и отнести на полку, лишь после этого набор доступен другим детям. Так Монтессори-среда вырабатывает в детях терпение, дисциплину и чувство личных границ других людей.

Особенность Монтессори-материала — это заложенная функция контроля при действиях с инструментом, когда ребенок сам видит свои ошибки. Это важный элемент в данной системе. Например, Блок с цилиндрами. Если ребенок неправильно расположит цилиндры местами, то некоторые будут слишком глубоко в отверстии, а некоторые будут возвышать над уровнем границы.

Принцип Монтессори-материалов частично можно перенести в домашние условия на многие предметы обихода (но в них не будет функции контроля): банки с крышками, коробки, застежки, прищепки, различные дары природы (камешки, песок, желуди), продукты (крупы, макароны, бобы) и так далее. Все это доступно ребенку дома, при должном подходе родителей.

Стоит также учитывать, что в Монтессори-среде весь материал располагается на стеллажах и комодах открытого типа, не выше уровня глаз ребенка, чтобы он мог спокойно и в любое время подходить и брать его.

Немного фактов из жизни Марии Монтессори

В 1870 году, 31 августа, в городе Кьяровалле, в семье выдающихся известных аристократов Монтессори-Стоппани, появилась на свет девочка. Имя, которое ей дали родители – Мария. Она переняла все лучшее, что было у ее родителей. Отец – награжденный орденом Италии, государственный служащий, мать выросла в семье либералов.

Родители старались дать дочери наилучшее образование. Мария училась отлично, имела хорошие математические способности. В 12 лет девочка столкнулась с социальным неравенством, когда хотела поступить в техническую школу, где учились только мальчики. Авторитет отца Марии, ее способности в обучении сделали свое дело, и ее приняли на учебу. Она окончила школу превосходно, несмотря на то, что ей приходилось постоянно подтверждать право учиться на равных с молодыми людьми.

В очередной раз разрушить стандарты у нее получилось в 1890 году, когда она начала обучение в Римском Университете на факультете медицины. В 1896 году, впервые за весь период развития Италии появилась девушка врач, Мария Монтессори, успешно защитившая диссертационную работу по психиатрии.

Во время студенчества Мария устроилась на подработку в больницу при Университете ассистентом. Именно тогда она первый раз столкнулась с работой с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Она стала внимательно изучать литературу о приспособлении таких детей к жизни в социуме. Огромное влияние на деятельность Марии оказали работы Эдуарда Сегена и Жана Марка Итара.

Она начинает изучать различные литературу по теории воспитания и образования, педагогике. В 1896 году Мария начинает работу с ребятами, имеющими ограниченные способности, и готовит их к экзаменам в младшей образовательной школе. Результативность, которую показали ее выпускники, была просто ошеломляющей.

В 1898 году Мария решается родить ребенка вне брака. В тот же период жизни она становится директором Ортофренического института по подготовке особых детей. Отказаться от дела, которому она решила посвятить свою жизнь, означало для нее предать саму себя, и поэтому она приняла решение отдать своего сына на воспитание в приемную семью.

В 1901 году она поступает на факультет философии. Одновременно с учебой, Мария не прекращала работу в школе. Ее поражало то, в каких условиях проводится образовательный процесс, строгая дисциплина на занятиях, стремиться к всестороннему развитию личности никто из педагогов не хотел. В воспитании же особых детей вообще очень часто применялись насильственные методы.

В 1904 году Мария становится завкафедрой антропологии в Римском Университете. По-прежнему она продолжала ставить эксперименты в образовательном процессе школы, вести исследования. И вот, в 1907 году, с мыслями о том, что в социуме не хватает гуманности и просвещенности, она открывает собственное учебное заведение – «Дом ребенка». Все свои остальные годы жизни она посвящает развитию и введению своей системы, воспитательному процессу.

В 1909 году Монтессори начинает опыт проведения международных учебных семинаров. Тогда на него попали много учителей разных стран. В этот же период она печатает свое первое издание, в котором рассказывает о «Доме ребенка» и приемах работы с ребятами, использующиеся в школе. Мария постоянно занималась усовершенствованием своей системы, проводила курсы для обучения педагогов всего мира.

Забрать своего сына Марио из приемной семьи она смогла, когда ему исполнилось 15 лет. С тех пор Марио стал ее верным помощником, взял на себя все организаторские моменты в ее работе. Он всерьез был заинтересован системой Марии и стал отличным преемником своей матери.

В1929 году была создана международная ассоциация Монтессори.

Из-за событий, происходящих в мире, Мария вместе с сыном были вынуждены иммигрировать в Индию, где прожили 7 лет. В послевоенный период она возвращается в Европу и до конца жизни продолжает развитие и внедрение своей системы.

Если вам интересна жизнь Марии Монтессори, посмотрите следующее видео.

Занятие «Волшебный мешочек» ( от 3 до 5 лет )

Цели упражнения:

знакомство с предметами разной формы, развитие тактильных ощущений.

Вам понадобится:

мешочек с 8-10 знакомыми ребенку предметами ( например, расческа, свисток, шнурок и т.п. ).

Презентация:

  • завяжите малышу глаза или попросите закрыт их;
  • пусть ребенок вытащит из мешочка один предмет и попробует определить его на ощупь; после того как ребенку удастся-таки определить все вещи, находящиеся в мешочке, можно заменить их на другие, постепенно повышая уровень сложности в зависимости от возраста малыша.

Данное упражнение может также быть использовано с предметами, начинающимися на одну букву ( например, если вы уже выучили с малышом букву «л», положите в мешочек ложку, лист, ластик и т.п. ).

Конечно, это далеко не полный перечень тех упражнений, которые вы можете проделать со своим ребенком в рамках методики Монтессори. Подробнее об этом можно прочитать в книгах и пособиях, написанных на эту тему

Самое важное то, что вы готовы посвящать время занятиям с малышом и получать удовольствие от совместного творчества!

Развивающая среда

Итак, как организовать дома развивающую среду по методу Монтессори деткам до года?

1. Расположить материалы, игрушки, пособия и предметы так, чтобы малышу удобно было ими пользоваться.

2. Расположить игрушки и пособия согласно 5 зонам развития:

Зона практического развития.

Малыши быстро учатся, повторяя простые действия: открыть, закрыть, взять, дать и пр.

Пересыпание круп, переливание воды и раскручивание крышек баночек улучшают координацию движений.

Удержание в руках предметов различных форм, рисование пальчиковыми красками и мелками на мольберте развивают тактильные ощущения, восприятие цвета, концентрацию внимания.

Сортировка кубиков, каштанов и грецких орехов по разным емкостям, игры с прищепками, которые можно прицепить по краю корзинки, веревки, плотного капрона или ткани, развивает тактильное чувство через ощущения руками.

Зона сенсорного развития — очень важная зона.

Включите музыкальное сопровождение. Это могут быть детские песенки, классика или инструментальная аранжировка.

Окружите малыша яркими игрушками

Цветная пирамидка, которую он собирает, развивает восприятие цвета, координирует движения, концентрирует внимание. Рисование красками с 3-4 месяцев руками помогает изучать цвета

Яркие пирамидки, матрешки или рамки-вкладыши – развивают внимание и мелкую моторику. Удерживая в руках разные на ощупь предметы — легкие, колючие или круглые, способствуют развитию тактильных ощущений – улучшая связь рук и головы.

Мешочки, сшитые из подручных материалов разной фактуры с различными наполнителями (пшеном, горохом, фасолью, гречкой и др.), звуковым диапазоном и цветом – развивают тактильные и зрительные ощущения, расширяет информационное поле. Обязательно проверьте качество ткани на безопасность.

Емкости, в которых находятся специи, листья мяты, какао или кофе – развивают обоняние.

Зона математического развития.

Здесь собраны предметы, обучающие основам математики: пирамидки, матрешки, рамки-вкладыши, которые учат счету. Развесьте по стенам картинки с цифрами, математическими символами. Предметы этой зоны учат ребенка считать, сравнивать размер и форму.

Зона языкового развития.

Здесь закладываются задатки чтения и письма, расширяется словарный запас. Для этого необходимо организовать игры, развивающие мелкую моторику.

Это может быть интересная игра с пластилином — мама разминает шарик пластилина и приклеивает его к поверхности, а ребенок снимает и пробует повторить действие самостоятельно.

По методу Монтессори можно сделать пособие: вырезать буквы из шершавой бумаги, например, бархатной, приклеить на твердую поверхность, а малыш пусть обводит их пальчиками. Изучение букв будет происходить через прикосновение.

Зона естественно- научного развития.

Здесь закладывается основа познания естественных наук и представления об окружающем мире. Развесьте на стенах на уровне малыша карту мира, картинки с растениями, животными, звездным небом, луной и солнцем. Фото с цветами, овощами, фруктами и др. не только украсят пространство, но и способствуют развитию зрения и памяти. Разместите в этой зоне глобус, наборы фигурок животных, птиц, насекомых, рептилий и пр., разложите книжки этой тематики.

Основное правило- свобода действий

Особенности создания условий дома

Педагогические идеи Марии Монтессори можно реализовать и дома, если нет возможности отдать малыша в специализированный детский сад. Конечно, в домашних условиях создать среду по всем правилам вряд ли получится, но ввести отдельные ее элементы в игру малыша под силу каждому родителю.

Для этого не обязательно приобретать дорогостоящие материалы: воспользуйтесь предметами, которые есть дома под рукой. Это может быть посуда, в которую вы положите крупу и предложите малышу переложить ее ложкой в другую емкость.

Учебным материалом может быть шнурок для завязывания бантиков, бутылка и лейка для переливания жидкости и т.д. Эти бытовые навыки многим родителям кажутся бесполезными для развития ребенка, в то время как именно они способны приобщить его к взрослой жизни, организовать, научить быть внимательным и собранным.

Философия метода Монтессори

Любая методика развития — это прежде всего ценности автора и его взгляды на воспитание. Сами же упражнения являются только средствами достижения этих ценностей. Главная же цель которую должен достичь ребенок по Монтессори, это включиться во взрослое общество, овладев присущими ему качествами.

Методика Монтессори строится на принятии природы ребенка, который с рождения выступает в роли любознательного и свободного исследователя, который стремится активно познавать мир и овладевать навыками. Взрослый же ни в коем случае не должен препятствовать активности ребенка. Как предупреждает сама М. Монтессори:

Метод Монтессори предусматривает индивидуальный подход к ребенку, где он самостоятельно выбирает себе занятия и их продолжительность, таким образом он развивается в собственном ритме на основе собственных желаний. Занятия проходят в специально созданной Монтессори-среде, которая преимущественно состоит из дидактического Монтессори-материала (про это мы расскажем чуть позже).

Чего нет в Монтессори среде, так это тяжелых фиксированных парт, которые, по ее мнению, «сковывают души» детей, принуждая их учиться. Также нет оценок и всевозможных поощрений от взрослых: вкусняшек, грамот, наград и т.п. Ребенок в свободной среде действует исходя из своих интересов и интересов своего развития, и внешняя награда лишь насмешка над его чувствами и личностью. Поэтому в данной методике нет наград от других людей, но есть удовольствие от самостоятельного удовлетворения своих желаний.

Многие родителю думают, что развитие по методу Монтессори это обеспечить ребенка Монтессори-материалом и оставить его в покое. Но Монтессори это прежде всего свободный ребенок и наблюдательный взрослый. Сколько родителей готовы дать ребенку свободу и сделать над собой усилие не отнимать ее? А также просто следить за деятельностью ребенка, не поучая и не вмешиваясь в нее?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наш детеныш
Добавить комментарий