Когда терпеть больше нельзя: как наказать ребенка за плохое поведение?

Что делать, если ребенок 3-4 лет не слушается?

Существует множество ситуаций, когда дети не слушаются и продолжают баловаться. Допустим, малыш отказывается убираться игрушки, не желает одеваться, рвет книжки. Что делать? Предлагаем универсальный алгоритм на все случаи жизни.

  1. Объясняем, что так поступать нельзя, предоставляем ребенку возможность самому прекратить так себя вести.
  2. Если он продолжает «хулиганить», говорим, что его ожидает наказание. Оно может быть разным – не идем в парк, на детскую площадку, не смотрим вечерний мультик. Главное – не угрожать отсроченным наказанием: «Не пойдем с тобой в субботу в цирк». К концу недели малыш уже забудет о своем поступке.
  3. Если и после этого ребенок продолжает баловаться, приводим в действие наказание, закрепляя словами: «Отлично, ты хочешь разбрасывать вещи, а значит, гулять в песочницу мы сегодня днем не пойдем».
  4. Скорее всего, через пару часов малыш забудет о наказании. Напоминаем, почему он не идет на улицу, только спокойно – без усмешек и злости: «Утром ты баловался, бросался вещами, а этого делать нельзя. Поэтому ты не идешь гулять на улицу».
  5. Не уступаем ни при каком условии. Не следует отменять наказание, жалея проказника. Своей жалостью вы только причините ему вред и осложните жизнь себе.
  6. Если ребенок просит, ноет – не сдаемся. Переборов нашу волю сегодня, завтра он снова будет баловаться, а мы потеряем свой родительский авторитет. Мы же хотим, чтобы он слушался и ценил наше мнение?

Психологи также советуют игнорировать только плохие поступки, а не самого ребенка. Иногда родители по несколько часов не общаются с детьми, если те не слушаются. Это неправильно. Наказывайте кроху (конечно, в разумных пределах), но не лишайте своей любви и ласки

Ну и напоследок, если ваш ребенок в 3-4 года не слушается, пересмотрите ситуацию и задайте себе вопрос: «Действительно ли мне важно именно это? Так ли сильно я хочу добиться этого от своего сына или дочки?» Если запрет относителен, перестаньте сердиться. Тогда малыш поймет, что он свободен в выборе и не станет дальше противостоять родителям

И, как по мановению волшебной палочки, начнет делать то, что вы от него ждете.

Главные правила педагогики

  • В первую очередь нужно отметить, что нельзя давить на своих маленьких детей авторитетом и всячески пытаться сдерживать их самостоятельность. Это палка о двух концах. С одной стороны, можно воспитать довольно послушного ребенка. Но с другой стороны, это также грозит тем, что во взрослом возрасте он не сможет брать ответственность за свои поступки. Отношения родителей и детей должны выстраиваться по принципу партнерства.
  • Не требуйте от ребенка послушания в форме ультиматумов и приказов. Намного правильнее свои просьбы преподносить в виде пожеланий.
  • Чаще хвалите своего ребенка за хорошие дела.
  • Никогда не повышайте в разговоре с малышом голос, не теряйте самообладания и будьте спокойны.
  • Помните, что вы авторитет для детей. Всегда будьте положительным примером для них. Малыши видят в родителях идеал и внимательно наблюдают за тем, как они ведут себя в кругу семьи и среди чужих людей. Прежде чем отчитать своего ребенка за нарушение каких-либо запретов, убедитесь, что вы также их не нарушаете.

С какого возраста можно наказывать ребенка?

Наказание в возрасте до 2-2,5 лет не несет никого смысла. Ребенок, скорее всего, поймет лишь одно – родители перестали любить его, и не разрешают играть в обычные игры. В этот промежуток взросления малыш понимает, что его игрушка сломана, а постель испачкана карандашами или красками, но его мышление еще не достаточно развито для того, чтобы связать вместе от чего это получилось и кто в этом виноват. Поэтому, гораздо проще не наказывать ребенка в 2 года, а планомерно объяснять ему как обходиться с вещами и предметами, почему тарелка может разбиться, а машинка может лишиться колесиков.

Можно ли наказывать ребенка в 2 годика? Нет, скорее просто пожурить и собственным примером показать, какие поступки могут порадовать близких людей, а какие огорчить.

Умение управлять собственными поступками и поведением приходит к малышу в 2,5-3 года. Но и в этом возрасте наказывать непослушного ребенка нужно правильно. Прежде всего, не кричите, старайтесь рассказать малышу, что он не прав строго, но спокойно. Пройдет еще пол года или год, и кроха начнет отличать хорошие поступки от плохих. Однако боясь вашего гнева, скорее всего, не расскажет сам, что именно он натворил.

В трехлетнем возрасте ребенок начинает чувствовать независимость и очень часто идет наперекор своим родителям не потому, что чувствует правоту, а потому, что старается показать, насколько сильно он уже может сопротивляться. Как наказывать ребенка в три года, если он начал показывать свое «я» и стоять на своем во что бы то ни стало?

Выбирая, как правильно наказывать ребенка в 3 года нужно учитывать и то, насколько вы сами можете управлять в данную минуту своими эмоциями, умеете ли выслушать малыша, уделить время для разговора и детального разбора его поступка. Ведь, как известно, этот возраст славится своим «Почему?», и может быть, вызвав интерес у крохи, вы сможете раз и навсегда остановить порчу обоев в прихожей или «игру за хвостик» с котенком.

В возрасте от 3 лет и старше причин непослушания может быть несколько, и как наказать ребенка в 4 года и старше, зависит именно от того, почему он поступил неправильно:

  • Малыш самоутверждается;
  • Кроха испытывает недостаток вашего внимания и старается обратить его на себя;
  • Взрослый обещал что-то и не сделал, и теперь ребенок старается изо всех сил «насолить» взрослому обидчику;
  • Малыш потерял веру в себя, слыша каждый раз какой он «недотепа», «не аккуратный» и «не умелый», и решил подтвердить мнение родителей.

Выбирая наказание, помните, что вслед за ним обязательно последует прощение, а значит – вы никогда не должны напоминать малышу о случившемся.

Как быть, если ребёнок заслуживает наказания?

Как
поступить, если, всё-таки, капризный
и упрямый ребёнок должен быть наказан за какие-либо действия? Дело в том,
что очень часто бывает, что родители, после наказания своего ребёнка, сами испытывают
чувство разочарования и жалости, по отношению к нему. Они пытаются утешить себя
мыслями, что это делается для его же блага и что они поступают правильно. Но
этим самым они лишь обманывают себя. Нет, возможно, на ребёнка стоит воздействовать,
это бесспорно. Просто родители не знают, как это сделать и бьют ремнём. А потом
сами сожалеют об этом.

На самом деле, очень многие поступки (в том числе и плохие) дети совершают,
если они хотят обратить внимание, своих родителей на себя. Общение с родителями
— одна из потребностей у ребёнка

Если она не удовлетворяется, он подсознательно
будет искать способ её удовлетворить. И если ребёнок склонен к непослушанию,
то он будет искать внимания родителей, вытворяя что-нибудь такое, что родители
точно не оставят без внимания.

К чему это может привести, сложно сказать. Последствия могут быть самыми непредсказуемые.
Не зря же говорится в Библии: «До трёх лет — носи, как яичечко. С трёх
до семи — паси, как овечечку»

Т.е., основное направление деятельности
— это наше внимание к ребёнку, общение и разговоры с ним. Вы даже не представляете
есбе, насколько сильны эти методы

Не постоянное внимание, конечно, чтобы ребёнок
не привык к нему и не стал его требовать, но регулярное. Особенно, если он единственный
ребёнок в семье. Ведь, как известно, такие дети часто вырастают избалованными
детьми.

В
многодетных семьях, где несколько детей с небольшой разницей в возрасте,
такой проблема может не стоять столь остро. Т.к. в этом случае ребёнок не будет
требовать от родителей много внимания. Если он будет играть со своими сёстрами
или братьями, то потребность в родительском внимании у него будет меньше.

При наказании ребёнка, если всё-таки, это произошло, не надо смеяться над ним.
Иначе это уже не наказание, а издевательство. А многие взрослые просто не могут
удержаться от смеха, когда видят, физиономию ребёнка, которого они только что
отшлёпали. Ребёнок страдает (для него это, действительно, страдание), а над
ним смеются. Уважаемые взрослые, если причинение страдания ребёнку доставляет
вам удовольствие и радость, то это, называется садизм, по научному.

Далее, что нужно отметить, не стоит вспоминать о проступке ребёнка после наказания.
Не надо постоянно тыкать ему этим и напоминать эту ситуацию. Всё, он понёс за
неё наказание, он сполна расплатился. А его продолжают наказывать снова и снова,
повторяя и напоминая об этом снова и снова и ставя, тем самым, его в неловкое
положение.

И, всё-таки, в первую очередь, родителям стоит создать атмосферу уважения к
чувству собственного достоинства у ребёнка. Быть жёстким, но не жестоким. Идти
на встречу, но не идти на поводу. Любить
ребёнка, но не потакать во всех мелочах. А когда ребёнка бьют — то оскорбляют
его достоинство. И ребёнку тяжело принять лидерство такого родителя.

Следующая наша статья будет посвящена ещё одному популярному методу воспитания
детей в семье — их поощрению. И называется она: «Методы
поощрения детей. Как поощрять ребёнка»?

Рекомендуем также посмотреть статьи:

Нужно ли наказывать

Считается, что самые действенные наказания всегда основываются на страхе испытать неприятные физические или моральные ощущения. Но времена, когда детей за проступки в конце недели били розгами или ставили коленями на горох, к счастью, остались в прошлом. Постепенно вслед за розгами исчезает ремень, а значит, можно надеяться, что канут в лету и оскорбительные пощечины, и обидные затрещины, и унижающие слова. По крайней мере, в цивилизованных семьях.

Однако семей, вырастивших ребенка, которому к подростковому возрасту уже никаких наказаний не требуется и достаточно только разговора по душам, все равно немного. Как немного и подростков, которые не врут (ну или почти), поддерживают в комнате порядок, пропускают школу только с согласия мамы-папы, приходят домой вовремя и не заставляют родителей сходить с ума, потому что «аппарат абонента выключен…». Как нужно реагировать, чтобы проступки подростков больше не повторялись?

Можно ли избежать наказаний? А если наказывать, то как избежать при этом обид, психологических травм, да и просто ухудшения отношений с подростком?

Есть семьи, где взрослые применяют тип воспитания, носящий в педагогике название «сотрудничество». Родители стремятся не опекать ребенка, а оказывать ему поддержку во всех сферах, особенно — в эмоциональной. Ребенку дается достаточно самостоятельности, но взрослый все время находится рядом, готовый вовремя прийти на помощь, поддержать, успокоить, объяснить. Членов таких семей объединяют общие ценности, традиции, они испытывают эмоциональную потребность друг в друге. Когда дети, выросшие в таких семьях, достигают подросткового возраста, то проблема наказаний, как правило, не стоит. Достаточно разговора, разъяснения и осознания своей вины. Но в большинстве семей, а особенно в тех, где применялись такие стили воспитания, как авторитаризм или гиперопека (или оба сразу), или ребенок рос в условиях противоречивых инструкций, получаемых от разных членов семьи, с осознанием вины и взаимопониманием между родителями и детьми есть проблемы. И поэтому добиться желаемого поведения родители могут только при помощи системы контроля и ограничений — иными словами, наказаний.

Безусловно, есть выбор. Не хотите наказывать — не наказывайте. Повторяйте по сто раз, делайте все за ребенка сами, надейтесь, что с возрастом это пройдет, до бесконечности объясняйте и говорите по душам. Действительно, вам что сложно убрать бардак в его комнате? Не первый же раз? Не чистит зубы? Не моет голову? Ничего, влюбится — эта проблема отпадет. Прогуливает школу? Его дело! Не можете же вы, в конце концов, бросить работу и сопровождать его повсюду? Пора уже самому брать на себя ответственность.

Такой стиль воспитания иногда называют «попустительским», но и он имеет право на существование.

Да, родители закрывают глаза на многие нежелательные моменты в поведении своих подросших детей. И надеются, что с возрастом все само собой изменится. Не всегда это заканчивается чем-то плохим

Приходит время, неорганизованные подростки вдруг меняются, перестают опаздывать, начинают проявлять внимание к домашним обязанностям. Обычно такие изменения происходят, когда подросток на самом деле сам берет на себя ответственность за свое поведение, и часто совпадают с появлением собственной (а не навязанной родителями) цели

Или подросток, «переболев» протестами, вдруг на той или иной почве сближается с родителями.

Но есть подростки, с которыми применять «попустительский» стиль воспитания опасно. Согласно классификации знаменитого психолога Юлии Гиппенрейтер, это прежде всего дети с явно выраженными чертами неустойчивого, напряженно-аффективного и демонстративного характера. С такими подростками не обойтись без строгости в воспитании. То есть без четких правил, инструкций и наказаний за их невыполнение. А еще есть проступки, не отреагировать на которые невозможно даже самым продвинутым родителям (например, воровство, драки, употребление алкоголя, наркотиков).

Когда недопустимо наказание

Необходимо учитывать, что наказывать дитя следует за преднамеренное запрещённое действие. И наказание должно соответствовать тяжести злого деяния. Если он украл деньги, поднял руку на сестру или брата, ушёл из дома, то и последствие должно быть соответствующим.

Нельзя порицать дитя в следующих случаях:

Если он совершил определённое действие в стремлении познать мир. Например, он мог шагать по лужам, чтобы выяснить их глубину

Или он мог разобрать довольно дорогой предмет, чтобы понять, как он сделан.
За то, что он ведёт себя определённым образом из-за болезни или расстройства (невроз, психиатрическое заболевание).
За поступки, произошедшие по неосторожности. Например, он пролил стакан воды или испачкался, когда упал.

В качестве вывода

Наказание – метод неоднозначный, поэтому мнений и суждений о возможности и желательности его применения существует множество. Следует подвести краткие итоги вышесказанного и озвучить самые важные и полезные мысли.

Идеального ребёнка не существует. Малыш – это личность, у которой есть желания, не всегда совпадающие с требованиями родителей

Результатом этого противоречия и является наказание.
Детей младше 2 — 3 лет не имеет смысла наказывать, поскольку они ещё не понимают взаимосвязь между своим поступком и родительским воздействием.
Важно учитывать возможные причины непослушания, иногда знание мотивов приводит к отказу от применения наказания.
Нельзя наказывать детей за стремление познать окружающий мир, за желание помочь или неосторожные поступки. А вот злонамеренные действия должны быть наказаны.
Все вопросы, касающиеся мер дисциплинарного воздействия, нужно согласовать со всеми членами семьи.
Лучше использовать конструктивные методы воздействия на ребёнка, которые должны помочь исправить детское поведение.
Следует отказаться от физических наказаний (по возможности), угроз, оскорбительных действий

Осуждать нужно проступок, а не личность ребёнка.

Вопрос, как наказать ребенка за непослушание или серьёзный проступок, должен решать самостоятельно каждый родитель

Самое важное в такой ситуации – выбрать максимально конструктивный метод, который поможет изменить детское поведение

Без криков и наказаний. Давайте попробуем разобраться, почему это не всегда у нас получается, и узнаем, что нужно сделать для того, чтобы в нашем доме царила мирная и спокойная обстановка.

По мнению психологов, зачастую родителям не удается ничего добиться словами, потому что они используют неправильную методику воспитания. Также специалисты отмечают, что большую роль в этом вопросе играет и темперамент малыша. Конечно, в воспитании ребенка советов, которые бы одинаково подходили каждой отдельной семье, быть не может. Однако основные правила, соблюдая которые можно построить правильные взаимоотношения, следует знать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наш детеныш
Добавить комментарий