Опекающий стиль воспитания
Гиперопекающими родителями становятся обычно очень тревожные люди, которые уверены, что ребенок очень долгое время остается маленьким и неспособным к самостоятельным действиям и решениям. Это детоцентрированные семьи, в которых все устроено так, чтобы малышу было хорошо, даже если это доставляет неудобство взрослым. Самостоятельность ребенка пресекается любыми способами, ему постоянно транслируются установки об опасности и враждебности окружающего мира.
Преимущества гиперопеки:
- спокойный кроха, который не полезет лишний раз на высокую горку и не станет испытывать свойства спичечного коробка;
- он всегда под контролем, не говорит и не делает ничего лишнего;
- первые несколько лет малыш безоговорочно доверяет маме, слушаясь ее при каждом действии.
Недостатки опекающего стиля:
- тревожность, ощущение беспомощности, задержка личностного развития;
- чувство вины за попытки обойти родительские наказы;
- не чувствует, что ему доверяют;
- малыш растет не самостоятельный, ленивый и пассивный;
- недоверие и страх по отношению к миру, так как родители постоянно транслируют информацию об опасностях вокруг.
Примеры фраз гиперопекающих родителей: «Ты еще слишком маленький, дай, я сама», «Ну и что, что все дети катаются с горки? Тебе нельзя, упадешь и расшибешь лоб», «Не трогай кошку, вдруг она блохастая», «Не бегай, а то упадешь».
Каковы последствия для ребенка
Человек, выросший у слишком опекающих родителей, возможно, навсегда останется жить вместе с ними: умение принимать собственные решения не сформировано, мотивация к успешной жизни отсутствует, устраивать собственное будущее – страшно и неохота, брать на себя ответственность на работе – опасно и не хочется, бытовые навыки развиты слабо.
Если же человек сможет отделиться от родителей, то вряд ли он станет успешным. У него низкая самооценка, он не умеет самостоятельно постоять за себя, всего боится и за все тревожится. Таких работников не ценят, а о таких супругах не мечтают.
Минусы
Воспитание свободой несет в себе существенные преимущества. Однако, как и любая система, она имеет погрешности. С какими же проблемами может столкнуться ребенок и какие трудности ожидают родителей, решивших воспитывать чадо либеральным стилем?
- Баловство. Поскольку многое позволено и практически нет запретов, малыши часто вырастают избалованными. Если внутри семьи родитель и ребенок смогли найти некий компромисс, то вне дома возникают проблемы. В детском саду, в школе, где установлена дисциплина и определенные нормы поведения, ребенка может встретить жесткая критика и нетерпимость к его шалостям.
- Нет требовательности к себе. На самом деле, дети любят правила и требования. Для них это своего рода маячки, по которым они ориентируются в мире взрослых и серьезных людей. Зачастую малыши, воспитанные свободой, не умеют быть требовательными к себе и от этого страдают. Столкнувшись с запретами и строгостью, они не понимают, чего от них хотят. Реальная действительность может вызвать в них агрессию.
- Сложности в общении. Свободная личность привыкает к тому, что близкие люди воспринимают его таким, каков он есть. Для ребенка это естественно. Он убежден, что весь мир должен принимать и любить его. Выслушивать детские доводы и рассуждения, считаться с мнением. Ожидая особого к себе отношения, ребенок сталкивается с сопротивлением, испытывает трудности в общении.
- Завышенная самооценка. Малыш наравне со взрослыми — это может сыграть злую шутку. Уверенность без труда перерастает в самоуверенность. Переоценивание собственных возможностей нередко приводит к краху в начинаниях. Результат — отсутствие признания обществом, непонимание, разочарование, депрессия.
- Не всем подходит. Есть дети, которым правила просто необходимы. Они плохо чувствуют границы «хорошо-плохо». Дезориентация приводит к баловству, капризам, детским истерикам, непониманию. Поскольку нет одинаковых детей, насколько оправдано применение «свободного» метода воспитания для всех без исключения?
- Родители — не авторитет. Родителям тяжело поддерживать авторитет в глазах малыша. Равноправие взрослого и ребенка стирают границы дозволенного. Ведь дети и балуются, и дерутся, значит и со взрослым так вести себя можно: не слушаться, кривляться, ударить. Однако ругать и наказывать ребенка — не соответствуют методу свободного воспитания. Договориться по-хорошему не всегда получается. Как быть?
- Дорого. Частные сады и школы, работающие по данной методике, стоят дороже обычных. Нанимать воспитателя на дом тоже недешево. Можно воспитывать дошкольника самостоятельно, но тогда придется пожертвовать доходом одного из родителя.
- Трудно реализовать. Отсутствие или удаленность специализированных учебных заведений затрудняют реализацию данного метода. Допустим, дошкольника воспитывать могут родители. Но далее ему предстоит пойти в школу. Учебные заведения государственного образца работают по другой методике. Специализированных школ недостаточно. Самостоятельно в полной мере реализовать свободное воспитание смогут лишь те родители, в округе которых функционирует «школа свободного стиля».
Нужно понимать, что единого для всех малышей метода воспитания быть не может. Помимо того, что дети разного пола, они еще отличаются по типу темперамента: меланхолики, флегматики, сангвиники, холерики, плюс их всевозможные комбинации. Невозможно создать универсальный способ решения задачи. Как нельзя придумать книгу, которую бы читали все, фильм, который бы удовлетворял интересы всего общества.
Скромным и застенчивым требуется больше свободы, шустрые холерики нуждаются в правилах, шалунам необходимы границы. Поскольку дети разные, то и метод, и приемы воспитания будут отличаться.
Тонкости либерального подхода по Вентцелю
Если вы всё же решились на вольное воспитание, можете ознакомиться с любопытными идеями К. Н. Вентцеля – знаменитого пропагандиста естественного воспитания. Основная идея, которую нёс гуманист, – уважение детской личности.
Вначале 20 века педагог даже организовал Дом свободного ребёнка, в котором к детям относились как к товарищам, и помогали только в случае их просьбы.
Автор теории естественного воспитания утверждал, что удовлетворение желаний ребёнка способствует его гармоничному душевному развитию.
Исходя из этого, педагог ставил к воспитательному процессу такие задачи:
- породить в ребёнке желание получать новые знания;
- делать акцент на самовоспитании и самообразовании – чтобы дети изучали то, что им интересно;
- формировать у малыша нравственные ценности, опираясь на собственный опыт;
- создавать социум свободных личностей на основе самоуправления.
Педагог настаивал, чтобы дети сами себя обслуживали, умели ухаживать за животными, свободно занимались трудом, искусством, игрой.
Профессор полагал, что только через вольные взаимоотношения можно построить дружелюбное и толерантное общество.
Вентцель протестовал против школьной модели образования, он предлагал отменить календарное планирование и программы уроков. Гуманист вообще отрицал пользу от школы. Он стремился развиться в детях инициативу и творчество, не осознавая, что переоценивает маленьких личностей, идеализируя их.
Методика Глена Домана
Методика Домана уникальна тем, что, уделяя развитию пару минут в день, можно добиться повышения уровня интеллекта и заложить в детскую голову большой объем информации.
Глен Доман считал, что самый активный период развития мозга – от 0 до 6 лет. Это значит, что обучение можно начинать уже с 6 месяцев, когда ребенок учится ползать.
Как воспитывать
Весь процесс происходит с помощью специальных карточек, разделенных на тематические группы. На них есть рисунки, надписи или знаки. Каждая из карточек одной группы показывается ребенку непродолжительное время несколько раз в течение дня.
Предполагается, что малыш получит сразу много информации об окружающем мире: будет знать не просто собаку, а разные породы, не только фрукты и овощи, которые ест, но и множество других и т.п.
С помощью таких карточек проводится обучение чтению, математике и английскому языку. Детям предлагаются карточки со словами, написание которых они должны запомнить механически, опираясь на визуальные отличия. Вычисления тоже проводятся подобным образом: ребенок должен запомнить расположение точек на картинке, не пересчитывая их, чтобы производить операции с числами.
Плюсы и минусы методики
В зависимости от того, насколько полно и активно использовать элементы методики воспитания детей раннего возраста, можно выделить в ней как плюсы, так и минусы.
Плюсы:
- занятия с самого раннего возраста способствуют тому, что уже в 2 года ребенок хорошо развит;
- не занимает много времени;
- родители сами могут выбрать необходимый материал и заготовить карточки, не требуется обращаться к специалистам;
- занятия носят ненавязчивый характер, дети не испытывают от них негативных эмоций.
Минусы:
необходимо систематично заниматься с малышом, не делать пропусков, чтобы получить результаты;
с детьми, которые не занимались в раннем возрасте по такой методике, не смогут обучаться таким образом, им будет неинтересно;
ребенок пассивен в обучении, не может задавать вопросы и интересоваться тем, что его привлекло, не учится анализу и синтезу полученной информации;
все внимание уделяется именно обучению, возможность творческого развития не предусмотрена.
Следующие шаги
Дело в том, что мир изменился за последние несколько десятилетий. Не обязательно в опасности, которые существуют, но в нашем восприятии этих опасностей, и как это отражается на наших взаимоотношениях с обществом в целом. Эти изменения могут сделать свободный выгул воспитание детей более трудным, хотя и не невозможно.
Там, безусловно, место для корректировки здравого смысла здесь
Примите во внимание вашего ребенка, вашу семью и ваше окружение, и решить, какой уровень свободы соответствует этим условиям. Это не должно быть все или ничего: Вы не должны позволить своему 6-летний дом ходьбы от школы только для того, чтобы вписаться в свободном выгуле формы
Вы просто должны иметь желание поднять сильные и независимые ребенок, обеспечивая достаточную свободу и гибкость, чтобы культивировать эту независимость.
Cons
Con: Повышенный риск
Там причина, все больше и больше родители склонялись к helicoptering в последние годы. Это потому, что мы все слышали трагические истории о том, что может произойти, когда свобода детства идет наперекосяк.
Есть ночные новости сообщения о похищениях или утопления. Мы все слышали случаи издевательств зашел слишком далеко, или дети, которые пострадали от автомобилей.
По статистике, не существует больший риск для наших детей сегодня , чем было 20 лет назад. Незнакомец похищения людей, к примеру, всегда были и продолжают быть, крайне редко . Но цикл новостей 24 часа означает , что мы теперь более осведомлены об этих трагедиях, которые могут сделать это тяжелее , чтобы отпустить. Большинство родителей считают , что если они держат своих детей в виду, что они могут держать их более безопасными. И до такой степени, что они могут быть правы.
Con: Вмешательство правительства
Сегодня один из самых больших проблем для родителей, которые знакомы с этой независимой разведкой является возможность работать вразрез с законом. Там было несколько случаев в новостях Службы защиты детей Называния от родителей, которые уже позволили своим детям играть на улице в одиночку, или предоставленные им разрешение ходить домой из школы, сами по себе. В некоторых случаях уголовные дела даже принесли.
Важно знать законы в вашем штате, и что разрешено. Даже если вы на законных основаниях в пределах ваших прав, нет никакой гарантии, что некоторый назойливый сосед не будет звонить в полиции на вас за пренебрежение, просто потому, что вы позволили вашему ребенку некоторой свободы
Страх этого достаточно, чтобы держать много родителей обратно из полностью охватывающей стратегии на свободном выгуле.
Con: Отсутствие деревни
Общество сегодня просто не то же самое, как это было 20 лет назад. Тогда родители часто могли позволить своим детям бродить, потому что они знали, что каждый второй родитель на улице делает то же самое, и держать пассивные глаза.
Если что-то случилось, если ребенок пострадал или возникла проблема, родители вмешаются, чтобы помочь и звонить друг друг с обновлениями.
Сегодня, это гораздо более вероятно, что даже другие родители на вашей улице менее настроены на то, что происходит за пределами их собственной входной двери, в основном потому, что они, вероятно, имеют свои собственные дети внутри видеоигры. И вы больше не можете рассчитывать на это село менталитет, чтобы умереть, чем вы можете быть уверены, что ваш сосед не будет вызывать полицию на вашем блуждающий ребенок.
Против свободном выгуле воспитания детей
- Дети подвергаются более высокому риску без постоянного наблюдения.
- Некоторые родители были обвинены в безнадзорности.
- Родители могут не иметь общественную поддержку они имели в предыдущие десятилетия, если что-то пойдет не так.
Что значит свободное воспитание детей: принципы и положения. Свободное воспитание: теория и практика
Впервые заговорили о свободном воспитании в 18 веке. Ее основоположник Жан-Жак Руссо. Настаивал на развитии детей в гармонии с природой. В 19-20 веках эту систему пытались внедрить на практике К. Н. Вентцель «Дом свободного ребенка», Л. Н. Толстой «Яснополянская школа», А. Радченко «Школа шалунов» и другие. Она рассматривалась в трудах М. Монтессори, Ю. И. Фаусек, Э. Кей, Д. Дьюи.
На практике свободное воспитание не прижилось ни в России, ни за рубежом. Но современной педагогикой были позаимствованы у нее многие принципы и методы, применяемые теперь на практике.
Например: замена авторитарного стиля обучения демократическим, устранение телесных наказаний, использование метода вовлеченности, индивидуальный подход, упор на физическое развитие, создание благоприятных условий и др.
Особенности воспитания в Японии
- Раннее развитие. Родители создают все условия для того, чтобы развить творческие навыки и интерес к познанию. А также реализовать свои способности.
- В сад малыш отправляется в три года. При этом группы с максимальным количеством в 8 человек. Для более успешной социализации каждые 6 месяцев группы переформировывают. А также меняют воспитателей, чтобы не возникало привыкание.
- Мальчишкам с самого рождения запрещено посещать кухню. Они не принимают никакого участия в домашних делах. Он будущий самурай, опора и поддержка семьи. Поэтому требований с 5 лет к нему масса. Порой очень жёстких. После школы обязан посещать кружки. Где получает дополнительное образование.
- Девочки испытывают меньше требований. В них развивают ценность семьи и умение с лёгкостью управляться с бытовыми вопросами. После школы они обычно проводят время с подружками в кафе, болтая о девичьем.
Несмотря на то что в раннем возрасте детям все позволяется и они ничего не знают о запретах, они тем не менее вырастают очень дисциплинированными.
Если взять во внимание теорию Руссо, Нилла и даже японской системы воспитания, то можно заметить одну закономерность. Которая заключается в том, что такое понятие, как теория свободного воспитания направлено на естественное и полноценное развитие ребёнка
А это означает, что не нужно за него что-то делать
Которая заключается в том, что такое понятие, как теория свободного воспитания направлено на естественное и полноценное развитие ребёнка. А это означает, что не нужно за него что-то делать.
Характеристика системы образования в Виленском учебном округе
На территории Беларуси реформа, начатая в 1804 г., затянулась почти на четверть века. Ее реализация тормозилась из-за недостатка государственных дотаций, отсутствия учителей, новой учебной литературы. Меры, предпринятые Виленским университетом …подробнее
Возрастная периодизация Жан-Жака Руссо
Первый период (от рождения и до двух лет). Обязательным должно быть физическое развитие. К примеру, зарядка и плаванье очень позитивно сказывается на растущем организме.
Второй период (от двух лет до двенадцати)
В этом возрасте важно научить распознавать свои чувства и ощущения. По мнению Руссо, ребёнок ещё неспособен логически мыслить или рассуждать
Зато он накапливает силы, чтобы выплеснуть в более взрослом возрасте.
Третий период (от 12 до 15 лет). Наконец, начинает активно развиваться умственная сфера. Получая опыт, подросток удовлетворяет свою потребность в получении знаний.
Четвёртый период (с 15 лет и до совершеннолетия). В это время происходит развитие нравственности. Жак Руссо дал этому возрасту название «период бурь и страстей».
Задача родителя или воспитателя не в полном бездействии, а в руководстве и направлении интереса ребёнка. Только так, чтобы он не заметил влияния.
Среда должна быть организована таким образом, чтобы подталкивать к определённым решениям. Таким образом, присутствует естественное развитие, и сохраняется безопасность.
Совместное и раздельное обучение при советской власти
Советская власть провозгласила всеобщее равенство, в том числе и равенство полов, поэтому образование стало единым для мальчиков и девочек и проводилось в одних и тех же классах, то есть, стало совместным. Девочки получили право поступать во все учебные заведения. Ведущие педагоги того времени подчёркивали, что именно смешанное обучение формирует чувство товарищества между мальчиками и девочками. Эксперимент был успешным, однако в 1943 году, во времена Великой Отечественной войны вновь восстанавливается раздельное обучение мальчиков и девочек. Это было связано с вполне реальными и практичными причинами. Мальчиков обучали быть воинами — защитниками Отечества, а девочек учили совмещать материнство и труд на благо Отечества, быть такой универсальной «матерью-труженицей». Поэтому «профильные» предметы в школах вновь разделились: у мальчиков преобладала физкультура и начальная военная подготовка, у девочек домоводство, рукоделие, стенография, педагогика дошкольного воспитания.
Если в дореволюционный период были сильны традиции отношений полов и семей в целом, а потому обучение не играло первостепенной роли именно в воспитании людей, то в советский период родители детей полностью отдавали себя труду, а воспитанием занималась школа, и, конечно, не справлялась. Мальчики и девочки, разделённые на период уроков, воссоединялись после школы и стремительно навёрстывали упущенные возможности, но уже «за глазами» учителей и родителей. Поэтому уже в 1954 году правительство принимает решение о возвращении совместного обучения в школах, где развитие взаимоотношений полов будет под происходить приглядом педагогических работников. В это же время вводится практика задавать много заданий на дом, только с единственной целью — минимизировать свободное время у школьников, сделать так, чтобы практически всё его они проводили за уроками. В летний период создаются трудовые лагеря и пионерские лагеря.
Методика Бориса и Елены Никитиных
Борис и Елена Никитины – советские родители, которые воспитали семерых детей и на основе своего опыта составили собственную методику развития. В сравнении с современными методами воспитания детей некоторые принципы могут показаться устаревшими, но для своего времени это было настоящим новаторством.
Как воспитывать
Суть методики – дети полностью сами выбирают, что им делать, системных занятий нет. Ребенок может выбрать спортивное или интеллектуальное времяпрепровождение, а родители должны показать ему все на собственном примере.
Спорту действительно уделено в этой методике особое место, потому что дети должны привыкать к здоровому образу жизни
Особенно важно приучать их к закаливанию
Секрет отсутствия всякого порядка и расписания занятий в том, что именно это должно приучать ребенка к самостоятельности.
У Никитиных есть специальный сборник с задачами и головоломками, которые предлагаются детям разных возрастов. Если малышу сложно справиться с заданием, то предлагается просто пропустить его и оставить на потом, а не давать готовое решение.
Преимущества и недостатки
К плюсам методики можно отнести:
внимание не только к интеллектуальному, но и к физическому развитию детей;
легка в применении;
основные принципы быстро осваивают даже те родители, которые далеки от педагогики.
Минусы:
- закаливание ребенка следует проводить только при условии, что у него нет проблем со здоровьем, лучше проконсультироваться с врачом;
- отсутствует индивидуальный подход к каждому малышу;
- недостаточно внимания к творческому развитию и мелкой моторике детей.
Критика и похвала
Родители, которые по своей природе авторитетны, не стесняются давать честные, непредвзятые отзывы, даже если это звучит немного резко. Обратная связь помогает детям расти и понимать свои слабости и сильные стороны. Они также не забывают хвалить и ценить прогресс, когда наступает время. Смешивая признательность и критику, вы настраиваете их развитие и строите характер.
Например, если ваш ребенок плохо сдавал экзамены и, несмотря на напоминания, он не обращает на это внимания. Вы указываете на изменения в его отношении и на то, как ему нужно работать над этим, а затем последствия в будущем, если он продолжит двигаться в этом направлении. Хотя ваш ребенок немного грубоват, он может подумать об этом и постепенно начать меняться.
Когда он показывает признаки изменений и приносит результаты, вы цените его за его изменения и прогресс, что подтверждает его усилия в позитивном ключе.
Влияние на психику ребенка
Дети в такой семье являются, скорее, объектом воспитательного процесса, нежели личностями. Фигура родителя, которая всегда является подавляющей, выступает главной и обладает непререкаемым авторитетом. Однако, чаще всего, он основан не на уважении членов семьи друг к другу, а на страхе наказания. Что происходит с психикой ребенка, если он воспитывается подобным образом?
- У детей развивается тревожность. В силу того, что они вынуждены постоянно ощущать на себе давление и ограничение свободы, слышать критику в свой адрес, ребенок начинает думать, что с ним что-то не так.
- Дети чувствуют себя одинокими, потому что с авторитарными родителями нет духовной и эмоциональной близости, лишь приказания, запреты и оценка.
- Дети часто вырастают с патологическим чувством вины, однако, часто не могут понять, за что чувствуют себя виноватыми.
- Авторитарное воспитание детей может привести к развитию детской лжи. Ребенок стремится расти и развиваться самостоятельно — так устроена его природа. Подавление детской воли способствует развитию желания обмануть родителей и сделать по-своему, в любом случае, чтобы хоть немного ощутить вкус свободы, почувствовать себя личностью, а не дополнением к жесткому, контролирующему взрослому.
- Дети могут вырасти пессимистами. В авторитарной семье почти нет места радости — общение и отношения основаны на указаниях, критике и нравоучениях.
- Если у ребенка с рождения сильная воля, то он, в качестве сопротивления, может стать демонстративным, озлобленным, агрессивным, уйти из дома или начать «воевать» с родителями: отстаивать себя и свое право на личное мнение, добиваться свободы любыми путями.
- Дети ведомые, со слабыми волевыми процессами быстро становятся безынициативными, неуверенными. Они часто страдают невротическими расстройствами. У них рано формируется базовое недоверие к окружающему миру и другим людям.
Авторитарный стиль воспитания
Этот стиль присущ жестким родителям, которые не считают, что младший член семьи может иметь свое мнение и желания. В семье с авторитарным стилем воспитания обычно есть жесткие правила, за малейшие нарушения которых следует серьезное наказание. Малышу не предоставляется выбор практически ни в чем, его судьба определяется родителями. Взрослые решают все: от того, какие кружки будет посещать их чадо, до того, в какое учебное заведение после школы пойдет.
Примеры фраз, которые часто употребляют авторитарные родители: «потому, что я так сказал», «мал еще свое мнение иметь», «нос еще не дорос свои решения принимать», «мы все для тебя делаем, а ты – неблагодарный», «подрастешь, тогда и будешь высказываться».
Преимущества авторитарного стиля семейного воспитания:
- родители стараются дать детям все самое лучшее – чаще всего это касается материальных благ и успешного места в жизни;
- дети послушны, воспитаны и вежливы;
- практически идеально ведут себя в общественных местах;
- выполняют все просьбы;
- не спорят со взрослыми;
- родителям легко руководить своими детьми, навязывая свое мнение;
- по мнению взрослых членов семьи, детям светит успешное будущее и легкость в достижении целей.
Недостатки авторитарного стиля:
дети в такой семье не получают любви и ласки в достаточном для них количестве;
ребенок не умеет принимать собственные решения, привыкая, что всю ответственность за выбор берут на себя другие люди;
не умеет отказывать, в том числе тогда, когда это необходимо: может пойти с незнакомым человеком, под давлением более взрослой компании попробовать алкоголь или наркотики;
нерешительность, ощущение своей неважности, подавленность и жизнь в постоянном страхе перед собственными родителями;
утрата доверия к миру и взрослым.
Каковы последствия для детей
Одно из главных последствий авторитарного стиля возникает в подростковом возрасте. Став более свободным физически, почувствовав поддержку компании, подросток может полностью перестать слушаться родителей, так как они теряют в его глазах весь свой авторитет. Привыкший к насильственным формам воспитания: крику, физическим наказаниям и угрозам, подросток перестает их воспринимать как воздействие на себя. Родители, привыкнув к беспрекословному выполнению их указаний, часто теряются и опускают руки, так как других форм воспитания для себя не представляют, а прежние перестают работать.
В зависимости от индивидуальных особенностей, бывает и другая ситуация: человек на всю жизнь остается под родительским контролем, а после естественной кончины старших родственников продолжает жить по их правилам. Они выбирают за него учебное заведение, работу, супруга, место жительства и прочее. Такой человек не может быть успешным, так как не умеет принимать собственные решения, отстаивать свою точку зрения и противостоять тому, что ему не нравится.
Теория свободного воспитания
Нужно понимать, что воспитание свободой не имеет ничего общего с вседозволенностью и баловством. С детьми постоянно занимаются, но эти занятия проходят незаметно: посредством игры, труда, помощи, творчества, чтения, бесед. Детям рассказывают о хороших и плохих поступках, к каким последствиям приводит неправильное поведение, прививают уважение к товарищам, бережное отношение к природным ресурсам.
Ребенок всегда находится под присмотром. Когда он поступает плохо, вместо одергивания, поучения или игнорирования, ему объясняют последствия его поведения
Малыш вредничает и балуется — не ругают и не наказывают, а переключают внимание на полезное занятие: творчество, труд
С одной стороны ребенку предоставляют право выбирать самому, что делать и когда. Нет наставлений и поучений, но с другой — не идут на поводу, и не делают за него то, что он способен сделать сам. Например: расчесать волосы, одеться, самостоятельно покушать.
Ребенок свободен в своих действиях и поступках до тех пор, пока не наносит вред окружающим, и не нарушает свободу другого человека.
Свободное воспитание — не вседозволенность
Одной из причин, почему воспитание свободой не прижилось на практике, является искаженное представление этой концепции. И если бы это были отдельные личности… Но доходило до того, что создавались специальные школы, где дети были предоставлены сами себе. Отсутствовали какие-либо занятия и учения. Делали, что хотели без ограничений. Итог — ни знаний, ни навыков, ни воспитания. По окончании школы далеко не все из учеников смогли адаптироваться и нормально жить в социуме.
Ошибки искаженного представления о свободном воспитании
- Вседозволенность. Некоторые родители путают свободное воспитание с «все можно». Позволяя ребенку делать, что ему хочется, не ограничивая, не запрещая, даже если это наносит ущерб другим. Отсутствие контроля над ребенком, никакого воспитания и научения. Результат — неуправляемый, безнравственный, социально отвергнутый ребенок.
- Попустительство. Встречается, что родители прикрываются данным термином, скрывая безразличие к развитию и обучению своего чада. Малыш предоставлен сам себе, потому что у взрослых нет на него времени: «Вырастет как все остальные». Только вот каким он вырастет, не задумываются.
- Подчиненность или «Пляшут под его дудку». Еще одна распространенная ошибка — выполнять приказы ребенка. Он закомандовал, родители тут же сделали. Дети должны иметь свою позицию, но мама и папа не рабы. Взрослый — это надежность, защищенность и опора для малыша.
- Делают за него. Ребенок капризничает, отказывается самостоятельно кушать и одеваться, мама тут же покормила с ложки и одела. Это не свобода выбора, а скорее воспитание манипулятора. Теперь он точно знает, что нужно сделать, чтобы получить желаемое.
Как и за что наказывать ребенка
В этом разделе:
Исследователи выяснили, что помогает детям быстрее выздороветь
Детские инфекции приводят к психическим заболеваниям
Американские исследователи выявили неожиданный эффект кормления грудью
У курящих мужчин сыновья обделены сперматозоидами
Дети-сладкоежки становятся взрослыми алкоголиками
Новости партнеров
Задача родителей — понимать, как и за что следует наказывать отпрысков, а в каких случаях лучше обойтись без наказания.
Комментирует Инна Долинина, детский психолог: «Есть четко определенный круг действий, за которые ребенка категорически нельзя наказывать. Например, за возрастные и физиологические особенности: неусидчивость, гиперактивность, медлительность, болезненность, а также за психоэмоциональные особенности, такие как тревожность и страхи.
Не надо наказывать детей за проявление познавательной активности, ведь в определенном возрасте это естественное поведение — задавать вопросы, бегать, разбирать все, что попадает в руки. И еще: не следует наказывать за выражение чувства ревности или соперничества».
Самое страшное наказание для ребенка — отказ в развлечениях. Сдайте билеты в цирк или театр, не берите малыша в гости, отмените просмотр мультфильма. В крайних случаях накажите бездействием — посадите провинившегося на стул на 20-25 минут. Для дошкольника это действительно тяжело — просто сидеть на стуле и ничего не делать, к тому же психологи считают, что подобный метод наименее травматичен для психики и максимально эффективен.
Обязательно выполняйте свои обещания. Если сказали, что накажете за какой-то проступок, — наказывайте, не надо «тысячу первых предупреждений». Ребенок должен знать, что за словом у мамы немедленно следует дело. Именно немедленно, поскольку период между проступком и наказанием должен быть тем короче, чем младше ребенок.
Бесполезно вечером напоминать дошкольнику утренние проступки. Наказание вообще всегда должно быть конкретным, а не «за то, что ты весь день плохо себя вел». Старайтесь четко и внятно объяснять, какие именно вещи и поступки запрещены.
Какое влияние оказывает авторитетный родительский контроль на ребенка?
Следующее — влияние авторитетного родительского контроля на детей
Открытые обсуждения — вы свободно обсуждаете разные темы со своими детьми. От запугивания до школьной работы, заводить друзей, выходить на улицу и предоставлять им открытую и вдохновляющую среду для постоянных разговоров.
Внимательное слушание — Ваши дети внимательно слушают вас, и вы тоже, когда им есть что сказать. Внимательное слушание на самом деле способствует лучшему общению, когда дети начинают относиться к вам с уважением и доверием, когда вы слушаете их без осуждения.
Любовь и уверенность — родители обожают своих детей с любовью и любовью. Они заставляют своих детей чувствовать себя в безопасности, их любят и защищают. Таким образом, дети не уходят в угол и не сдерживают свои чувства. Выражая свои чувства, они целостно развиваются в лучших людей.
Честная дисциплина. Последовательная и справедливая дисциплина является порогом для авторитетного воспитания детей. Ваш ребенок знает правила дома и правила жизни. Здоровым образом соблюдая дисциплину, вы гарантируете, что ваш ребенок не будет подвергнут гневным наказаниям, если он не соблюдает правила. Вместо этого вы предпринимаете дисциплинарные меры, чтобы минимизировать или снизить плохое и подчеркнуть его, сообщив им, что вы вернулись к нормальной жизни после выполнения своих задач. Это способствует душевному спокойствию и служит защитной сеткой для детей.
Рекомендации
Научите ребёнка осознавать свои поступки. Зачем он это делает, какого результата ожидает. А понимает ли о последствиях? Если да, то каким образом будет с ними справляться? Если не понимает, пусть пофантазирует о возможных вариантах. Подскажите собственные пути решения проблемы, а он пусть сам выбирает подходящие.Не сваливайте всю ответственность на него, и при этом не берите её на себя. При необходимости включайтесь в процесс, не более того. Ребёнок должен знать, что может положиться на вас и ваш опыт.
Не стоит угождать ребёнку во избежание снижения его самооценки и влияния. Свобода развития — это хорошо, но всё равно должны соблюдаться границы. Если ребёнок не будет мыть руки перед едой — это чревато заболеваниями. Или будет игнорировать полезную еду, требуя только шоколад и конфеты — со временем обзаведётся такой проблемой, как ожирение…
Не стоит превращать ребёнка в центр вселенной вашей семьи. Есть также и вы с вашими чувствами и потребностями
Важно уметь уважать другого и заботиться о нём. Не только брать, но и уметь давать
Не забывайте отстаивать и свои интересы при его свободном развитии.
Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию
Светлана Бук