Нужно ли учить ребёнка не жадничать и делиться своими игрушками

Что не так с нашими реакциями на детскую «жадность»

Банальная вещь, но бревно в чужом глазу лучше всего заметно при наличии собственной такой же соринки. Мы замечаем и реагируем наиболее эмоционально на то, что отзывается в нас:

Накатывает обида, когда наш ребёнок как-то не так делит с товарищем по песочнице формочки.
Стыдно, что ребёнок жадничает — не хочет отдать свою лопатку или отнимает чужую.
Паникуем, заведомо предполагая, что делёж игрушек кончится дракой.
Делаем со своими детьми обидные вещи, которые делали в детстве с нами: например, заставляя делиться игрушкой, которую малыш отдавать не готов.
Не находим спокойных и простых слов, чтобы помочь детям объяснить, чья вещь, кто готов или не готов делиться, как не следует отбирать то, что тебе не разрешили брать, как нужно договариваться.
Нам кажется, что можно поделиться последним (спойлер: последним невозможно поделиться, его можно отдать, если вам почему-либо это важно).

Когда собственный похожий опыт не был прожит качественно, нас взрослых, «выбрасывает» в то состояние, в котором мы «застряли». И мы актуализируем из прошлого опыта эмоции (вероятно, отрицательные), решения (неудачные, коль скоро мы не переросли ситуацию), убеждения (скорее всего, необдуманные как следует чужие, коль скоро у нас не находится взрослого решения такой задачи).

Чем помочь себе:

  1. Замечайте эти состояния, чтобы отделять их от ситуационных проблем и потребностей ребёнка. И не высказывайте ребёнку, его другу Васе или Васиной маме чувства, которые вы длите в себе со времён собственной игры в песочнице. Вместо этого лучше помочь детям договориться по поводу происходящего сейчас.
  2. Замечайте эти состояния с тем, чтобы напомнить себе, что вы — взрослый человек, и уже знаете и умеете гораздо больше, чем в свои два, три, четыре года, когда не смогли отпустить ситуацию. Это тот случай, когда отличный ответ, который вы придумали через много лет после того, как диалог закончен, может и пригодится. Дайте его себе, и вернитесь в происходящее.

Как помочь ребёнку научиться отказывать

В период этой первой волны негативизма может быть нормальная реакция отрицания, принимаемая за жадность: «не дам, потому что хочу прочувствовать, как это НЕ дать, НЕ хотеть». Организуйте пространство выбора и отказа. Примите мнение ребёнка везде, где это возможно, в таких ситуациях, в которых ему по силам сделать выбор или осознанно отказаться от чего-то или отказать кому-то.

Если же вы понимаете, что вам уже предъявляют отрицание где попало, по-прежнему не уступайте в том, что касается правил, требований, распорядка и т. п. Например, нужно идти в сад, нужно есть за столом, пора уходить с прогулки.

Но пересмотрите свои родительские привычки и начните интересоваться мнением и без осуждения принимать отказы там, где это уместно. Не надо смеяться над крохой, которому жалко вам дать покатать свою машинку. Не надо выклянчивать у ребёнка еду, которую он ест, принуждая делиться. Не надо настаивать на своём там, где выбор ребёнка не опасен. У вас и так есть обязанность очерчивать границы и обеспечивать соблюдение правил. Не добавляйте себе работы, а малышу — поводов огорчаться.

Как воспитывать щедрость

Дети копируют манеру поведения родителей. Привить им щедрость, доброту, отзывчивость можно только личным примером.

Вместе с ребенком подкармливайте бездомных животных, отдавайте ненужную одежду и вещи в приюты или центры помощи.

Вместе с ребенком делайте поделки-подарки для бабушек и других родных. Пусть малыш почувствует, как приятно дарить. Собираясь в гости, прихватывайте с собой небольшие презенты.

Психологи рекомендуют еще несколько способов, как научить ребенка делиться.

Уделяйте ему достаточно внимания, выслушивайте, играйте, будьте искренны. Ребенок должен чувствовать, что дорог вам. Помните, любовь не заменят игрушки и угощение.

  1. Не балуйте малыша, не делайте из него смысл своей жизни. Не превращайте карапуза в тирана, которому все дозволено.
  2. Читайте стишки и сказки, смотрите мультфильмы о щедрости. Обсуждайте увиденное, услышанное, позвольте ребенку порассуждать.
  3. Рассказывайте, что делится это приятно и весело, что можно и нужно обмениваться игрушками.

Хвалите за проявление доброты и щедрости, говорите, что гордитесь его поведением.

Чего делать не стоит

Не хотите, чтобы у ребенка развилась патологическая жадность, и во взрослой жизни он напоминал диккенсовского Скруджа – прислушайтесь к советам психологов.

Уважайте личные границы и чувства собственности дочери или сына независимо от возраста. Не раздавайте его даже ненужные игрушки без разрешения. В обратном случае ребенок усвоит, что он не имеет право на личные вещи. А во взрослом возрасте он превратится либо в скрягу, либо в бессребреника.
Не принуждайте двух, трехлетнего карапуза делиться. Это лишь вызовет у него обиду и злость. Во взрослом возрасте это приведет к патологической жадности, подсознательному страху потери.
Не принижайте старшего ребенка, не называйте его жадиной, если он не делится с младшим братом или сестрой. Это вызовет ревность и зависть. А во взрослой жизни подобное воспитание выльется в чувство патологическое чувство ущемленности и нездоровой конкуренции.
Обходитесь без нравоучений в стиле никто с жадиной не дружит

Подобные высказывания вырабатывают у малыша установку – я никому просто так не нужен, чтобы получить внимание, нужно отдать что-то. Во взрослой жизни это выльется в стремление угождать всем, отказу от собственных потребностей, неумению выстраивать здоровые отношения с людьми.

Даже если ваш малыш действительно жадничает, не отчитывайте его прилюдно и не устраивайте «показательную порку».

Практические рекомендации

Перед прогулкой обсудите с ребенком, что он хочет взять с собой, готов ли он этим делиться. Если нет, лучше оставить игрушки дома.
Перед приходом гостей с детьми выберите то, чем ребенок разрешит играть гостям

«Особо ценные» вещи спрячьте.
Если между детьми разгорается конфликт, попробуйте переключить их внимание. Предложите совместную игру с предметом раздора.
Позволяйте ребенку не делиться и защищать свои личные вещи

А восклицающим о жадности вашего малыша, предложите отдать вам на время свой телефон или сумку.
Учите карапуза спрашивать разрешение у владельца игрушки. Если ребенок стесняется, спросите за него.
Объясните, что вещь малыш отдает на время и ее ему обязательно вернут.
Обсуждайте с ребенком его чувства (злость). Поясняйте, что это нормально.

Когда жадность – норма

Малыши в возрасте 1-3 лет неохотно делятся игрушками. Каждая мама сталкивалась с ситуацией, когда ребенок отнимает свои игрушки, не подпускает к ним других детишек.

В таком положение мы обычно испытываем неловкость. Особенно если мама «обделенного» карапуза начинает комментировать ситуацию: «Фу, какой жадный». Именно из-за этого многие начинают давить на своего ребенка и требовать, чтобы он поделился.

Но годовалые дети только учатся говорить «нет». Они начинают осознавать свои потребности и желания.

Двухлетки воспринимают любимую вещь, а другие они с собой и не берут на прогулку, как часть себя. У них развито чувство собственности, и это нормально. Ведь и мы не готовы отдавать незнакомому дяде телефон, кошелек, личные вещи. Так и малыши не готовы отдавать то, что имеет для них особую ценность.

Не нужно со словами: «Не будь жадиной», заставлять их делиться

Переключите внимание детей на другую вещь или занятие. В этом возрасте это еще легко сделать

Дети трех лет могут избирательно «одаривать» других. Они делают это неохотно. Задача родителей не давить: «Дай посмотреть/поиграть». А объяснить, что откровенная жадность – это плохо, одолжить другу вещь на время – хорошо.

Не стоит принуждать делиться со всеми подряд. Ведь и мы сами готовы одолжить технику, машину или личные вещи только близким.

Четырехлетние дети охотно обмениваются игрушками, дарят их. Для них это инструмент для налаживания общения с интересными им людьми. Опять же-таки не нужно заставлять ребенка делиться, называть его жадиной.

Что важно помнить

У ребенка тоже есть чувство собственности, и его нужно уважать. Любимая машинка или кукла, да просто камушек, для малыша так же ценны как для нас смартфон, машина или украшения. Мы ведь не раздаем их направо и налево.

Встаньте на место ребенка, тогда его нежелание отдать нужную вещь, покажется вам естественным и здравым.

Разбор полетов: что такое жадность

Жадность, как качество, не присуще нам при рождении, получается, в нас его взрастили, а мы, в свою очередь, делаем это с нашими детьми. В подавляющем большинстве случаев ответить на столь частый вопрос: «почему ребенок жадничает?» логично одним простым словом – «возраст».

Жадина в 2 года

Вступая в новый этап своей жизни, годовалый малыш потихоньку превращается из маленького беспомощного грудничка в непоседу, для которого открыт целый мир, такой интересный, а ему море по колено! Уже к двум годам ребенок начинает понимать свое самоощущение, место в мире, свою зону комфорта, чужое и свое. Он верит, что его игрушки – это продолжение его самого, словно рука и нога (например, любимый зайчик, с которым ну никак не расстаться даже на секундочку), его собственность, с которой трудно делиться. Для нас, взрослых, можно провести аналогию с личным имуществом, например, мобильным телефоном, авто, ноутбуком. Вы готовы предоставить в пользование свой автомобиль незнакомому человеку, с которым вы только что познакомились в баре? Вот, пожалуйста, отличный пример возрастного периода жадности: двухлетняя девочка не хочет делиться чем-либо, постоянно повторяя «Мое!». И знаете, стоит уважать ее решение, ведь это действительно ее, ее собственное, тогда почему она должна делиться, если не хочет? Вы бы стали? Интересно, что со временем, через полгода, а может лишь к годам 4-5 из таких вот «жадин-говядин» вырастают щедрые и добрые дети, не наделенные чувством эгоизма. Да, это возрастное, переломный этап развития вашего ребенка, эгоизм в детстве, жадность являются важным этапом. Можно сказать, что это качество на инстинктивном уровне: разве мы бы выжили, если бы доверяли и делились с первым встречным?

5-6 лет, но все еще «Не дам!»

К 4-5 годам малыш уже может отказать в предложении поделиться осознанно, лишь потому, что он не считает нужным это делать или же попробовать наладить контакт с другими детьми с помощью обмена. Он понимает, что к нему – щедрому – на площадке будут относиться лучше, захотят с ним дружить и играть, если он с радостью будет меняться игрушками. Но если 5-6-летний рубеж уже позади, а как был, так и остался ребенок жадина – что делать в таком случае? Говорить о временном возрастном явлении тут вряд ли целесообразно, ведь это неправда. У ребенка выработалась явная черта характера, которая кем была подпитана и выращена? Думаю, догадались. Но бить тревогу не спешим, ведь есть масса других причин

Жадность в младшем школьном возрасте может быть следствием такого распространенного явления как недостаточное внимание со стороны взрослых, ревность к другим братьям и сестрам. Подумайте сами: такое поведение вполне оправдано, если это действительно так

Как бы вы привлекали так недостающее внимание мамы и папы, если не капризами? Если младший братик забрал всю любовь мамы (по сугубо личному мнению ребенка), а теперь покушается и на ваши игрушки, то что бы вы сделали, если не попытались забрать последнее и дорогое сердцу?

Источники

  • https://nashi-de-ti.ru/chto-delat-esli-rebenok-zhadnichaet
  • https://psyhoday.ru/alchnost/detskaya-zhadnost.html
  • https://razvitie-krohi.ru/eto-polezno-znat/moy-rebenok-zhadina-chto-delat-borotsya-ili-smiritsya-prichinyi-detskoy-zhadnosti.html
  • https://baby4u.ru/otuchit-rebenka-zhadnichat-goda/
  • https://tutknow.ru/psihologia/9363-kak-otuchit-rebenka-zhadnichat.html
  • https://its-kids.ru/chto-delat-esli-rebenok-zhadnyj.html
  • https://LuckyMummy.ru/427-moy-rebenok-zhadina-chto-delat.html
  • https://all-mama.com/zhadnye-deti-chto-delat/

Работа психологов

Когда негативные черты характера становятся утрированными и даже приобретают маниакальную форму, такие дети нуждаются в помощи специалистов. Взрослым необходимо поискать хорошего психолога, который с использованием эффективных методик будет работать с чадом и выявлять основные причины проблемы. Существуют такие методы общения с детьми:

  • Разговор о несуществующем герое. Психологи дают ребенку посмотреть или послушать интересные истории о мальчике или девочке, которые не делились своими игрушками. Маленькому пациенту предлагается придумать окончание сказки, а специалист подводит итог, что жадины остаются без друзей.
  • Игра в коллективе. Детей делят на команды. Суть игры — соревнование, в ходе которого нужно как можно скорее передавать друг другу игрушку. У психологов существуют различные мнения касательно подобной терапии. Но большинство из них сходится к тому, что в процессе выработается рефлекс, который поможет в будущем отдавать и дарить свои вещи, не испытывая сожаления.
  • Арт-терапия. Участвовать должны несколько детей. Им предлагают нарисовать нечто красивое, используя фломастеры, краски, ручки, карандаши — на выбор. После дети рассказывают, что нарисовали, дают пояснения. После всего руководитель предлагает обменяться рисунками. И объясняет, что любой вид деятельности, а тем более творчество, должно приносить радость не только себе, но и окружающим.
  • Консультации с родителями. Часто неправильная модель поведения закладывается с детства. Взрослым не лишним будет поговорить о теме, которая их волнует, если они чувствуют в себе проблему жадности и понимают, что неправильно воспитывают своих крох. Хорошо, когда в процессе участвуют обе стороны: и родители, и дети. Конечно, подобные консультации должны проходить отдельно.

Причины детской жадности

В воспитании ребенка особую роль играет индивидуальный подход. В случаях, когда родители ищут способы для борьбы с жадностью у ребенка, стоит постараться наладить контакт с малышом и найти причины его поведения.

Чаще нежелание детей делиться со сверстниками возникает из-за следующих факторов:

  • Нехватка внимания со стороны родителей. Каждый ребенок хочет чувствовать себя нужным и любимым. Если он начинает сомневаться в любви родителей в силу того, что они стали обращать на него меньше внимания, то в нем зреет неуверенность в себе и своей роли в семье. Занятые на работе мама и папа просто забывают о том, что их чадо остро нуждается в совместном времяпрепровождении. Для многих современных мам и пап намного проще откупиться от ребенка очередной новомодной игрушкой, чем провести с ним вместе пару-тройку часов вечером. Для таких детей подарки, полученные от любимых и самых дорогих людей, становятся чуть ли не сокровищами, с которыми они ни за что не согласятся расстаться, даже на короткое время.

  • Конфликт с братом или сестрой. Нередко после рождения второго ребенка первому начинает уделяться меньше времени, что практически всегда приводит к возникновению ревности к младшему брату или сестре. Старший ребенок видит в младшем угрозу своему счастью и привычному укладу жизни. Он начинает воспринимать его как конкурента и соперника в борьбе за родительскую любовь. Именно поэтому ребенок и начинает жадничать по отношению к малышу.
  • Некорректное поведение родителей. Иногда на детской площадке можно услышать гневный окрик матери, призывающей свое чадо поделиться игрушками с другими детьми. Видимо таким образом ей хочется произвести благоприятное впечатление на других родителей, но вот беда: ребенок воспринимает подобное требование как попытку лишить дорогой для него вещи. В итоге все заканчивается слезами и безобразной истерикой.
  • Статус сироты. Дети, оставшиеся без родителей и вынужденные жить в приютах и детских домах, не могут похвастать наличием вещей, которые принадлежали бы только им. Если ребенок получает подарок, например, в результате распределения спонсорской помощи, то начинает считать его сугубо личной вещью и будет оберегать всеми доступными силами, что со стороны будет выглядеть именно как жадность.

Вышеперечисленные причины можно устранить без особых сложностей, но в большинстве случаев вина за появление у ребенка жадности лежит все-таки на родителях. Они своими действиями провоцируют его на подобную модель поведения, а потом с недоумением выслушивают претензии в адрес своего чада и судорожно ищут способы решения этой проблемы.

Важно

В редких случаях можно определить только один фактор, влияющий на проявление жадности у ребенка. В основном, на подобное поведение его толкает совокупность ряда причин.

Как перевоспитать жадность

При перевоспитании маленького жадины помните одно главное правило: не называйте его жадиной при других людях, будь то дети или взрослые. Каждое слово о его жадности в присутствии посторонних заставляет ребёнка чувствовать себя зависимым от мнения окружающих. И потом будет практически не избавить кроху от этого чувства.

Уделяйте ребёнку больше времени, проявляйте к нему искренние чувства, чтобы крохе точно было понятно, насколько сильно вы его любите. Разговаривайте с ним, играйте, гуляйте, будьте добры и ласковы. Именно ваши чувства помогут вам сблизиться, а для малыша это будет прекрасная профилактика жадности.

Не позволяйте ребёнку становиться маленьким тираном, который с лёгкостью манипулирует своими родителями. Маленький эгоист заставит вас идти у него на поводу, и не позволит другим детям завладеть своим имуществом. Поэтому не балуйте чрезмерно дитя, всё должно быть в меру.

Объясните малышу, что такое щедрость, чем она важна и нужна. Почему щедрость и благородство — это положительные и необходимые качества как для взрослых, так и для маленьких детей. Для этого сами проявляйте щедрость к другим людям и животным — кормите животных на улице, подавайте милостыню тем, кто просит. Но научите, что делиться необходимо разумно — не стоит отдавать любимую игрушку совсем, если другому ребёнку она нужна на время. Но, например, можно отдать какие-то вещи или игрушки деткам, которые живут в детском доме, без родителей. Или тем, кто больше вас нуждается в этих вещах и игрушках.

Не забывайте при каждом проявлении разумной щедрости хвалить ребёнка, и поощрять его желание поделится. Если при этом вы не будете ругаться на него при проявлении жадности, а станете грамотно объяснять, как не надо делать, малыш запомнит и поймёт, что хорошо, а что плохо, самостоятельно. Иногда, если не получается справиться с жадностью ребёнка самостоятельно, не бойтесь обращаться за помощью к психологу, он поможет вам действовать правильно и выявит истинные причины жадности у малыша.

Причины детской жадности

Жадные дети после 5 лет требуют особого внимания со стороны взрослых. Но не стоит считать, что если ребенок жадничает, то это не самое лучшее качество станет одной из черт его характера. Взрослые легко путают подобное детское состояние с другими причинами.

Избирательное проявление жадности

В один момент добрый и щедрый малыш вдруг отказывается угостить конфетой незнакомого дядю. Этим человеком, вызвавшим подобные эмоции, также может оказаться кто-либо из родственников. Вероятно, этот человек просто не нравится ребенку или чем-то обидел его накануне, а тут появился шанс показать характер. В подобной ситуации следует проявить правильную реакцию.

Бывает, что следствием подобного поведения является плохое настроение или усталость. В такие моменты лучше не усугублять состояние, а подождать пока малыш успокоится.

Нехватка внимания

В ситуации, когда родители много работают или просто мало уделяют внимания, но пытаются компенсировать нехватку общения игрушками, малыш со временем заменяет недостающие эмоции чем-то другим. Игрушки становятся утешением, предметом любви. Естественно, что он будет нервничать, когда кто-то захочет поиграть ими. Такое поведение требует не наказания, а особого отношения. Следует пересмотреть свое поведение в первую очередь самим родителям и наладить связь с ребенком.

Желание лидерства

Это своеобразная манера самореализации малыша, который желает выделиться из толпы и привлечь к себе внимание любой ценой. Как правильно сделать это, он не понимает, поэтому и возникает такая ситуация

Он с малого возраста предпочитает быть первым во всем, и самый лучший способ — выделиться тем, чего нет у других детей. Когда его просят поделиться игрушкой, он чувствует, что ему завидуют, дать свою игрушку другому отказывается и ощущает себя в этот момент эмоционально возвышеннее других.

В подобной ситуации оптимально будет помочь малышу направить свои лидерские задатки в правильное русло. Следует давать ему задания, за выполнение которых обязательно хвалить, удовлетворяя этим его потребность в признании.

Ревность

С появлением в семье еще одного малыша обычно приступов жадности поначалу не наблюдается. Прогрессировать процесс начинает с того момента, когда братишка или сестренка подрастет. В подобном случае следует понимать причину поведения и проявлять меры относительно ревности. Это поможет нивелировать скупость.

Желание торговаться

Когда на просьбу поделиться ребенок говорит, что он согласен, но взамен ему следует вернуть в двойном размере, родителей скупого малыша это не просто шокирует, но и неприятно удивляет. Данная ситуация требует от взрослых терпения и понимания того, что ребенок не осознает степени их досады. Следовательно, необходимо объяснить правильный принцип поведения и не допускать рыночных отношений с близкими людьми.

Привязанность к вещам

Когда малыш проявляет интерес к накопительству (собирает марки, календари) у него проявляется излишнее привыкание к вещам, и формируется такая черта характера, как педантизм. Не все дети такого типа в перспективе окажутся прижимистыми. При правильном воспитании жадность трансформируется в бережливость.

Застенчивость

Отсутствие налаженного контакта в общении с другими детьми со стороны также выглядит как жадность. Малыш наблюдает за другими, обняв любимую вещь, и чувствует себя спокойнее. Тут следует понимать, что игрушка в данной ситуации — единственный дружелюбный объект для ребенка. Потому на просьбу дать поиграть он ответит отказом.

Причины жадности у детей 5-7 лет

Дошкольники и дети постарше уже понимают – нужно делиться. Они охотно разделят угощение с другом или подарят ему игрушку. Детская жадность в этом возрасте – сигнал о внутреннем дисбалансе, о том, что ребенку нужна помощь.

В психологии выделяют несколько причин, приводящих к жадности:

  1. Недостаток родительского внимания и любви. Занятые папы и мамы компенсируют недостаток заботы подарками. Вещи приобретают для малыша особую ценность. Ведь они знак любви самых близких людей. Поэтому попытки забрать их вызывают недовольство и злобу.
  2. Чрезмерная опека. Обратная сторона медали избалованный карапуз мнит себя центром вселенной. Ему все должны, никто не может ему отказать. Именно такой ребенок клянчит игрушки у других, неохотно их возвращает хозяину.
  3. Скромность и неуверенность в себе. Стеснительным детям сложно наладить контакт со сверстниками. Они привязываются к игрушкам, они становятся для них лучшими друзьями. Отсюда и вытекает нежелание ими делиться.
  4. Ревность. Нередко старшие дети ревнуют родителей к младшим. Им кажется, что о них забыли, их разлюбили. Агрессия и жадность становятся защитной реакцией.
  5. Бережливость. Некоторые малыши очень трепетно относятся к своим игрушкам. Они никому не позволяют их трогать.
  6. Недоверие. Детям не все равно, с кем дружить. Даже в двух-, трехлетнем возрасте они имеют симпатии и антипатии. Именно этим может быть продиктовано нежелание делиться.

Отучить ребенка жадничать поможет понимание причины возникновения этого чувства.

Причины жадности у детей 5-7 лет

Дошкольники и дети постарше уже понимают – нужно делиться. Они охотно разделят угощение с другом или подарят ему игрушку. Детская жадность в этом возрасте – сигнал о внутреннем дисбалансе, о том, что ребенку нужна помощь.

В психологии выделяют несколько причин, приводящих к жадности:

  1. Недостаток родительского внимания и любви. Занятые папы и мамы компенсируют недостаток заботы подарками. Вещи приобретают для малыша особую ценность. Ведь они знак любви самых близких людей. Поэтому попытки забрать их вызывают недовольство и злобу.
  2. Чрезмерная опека. Обратная сторона медали избалованный карапуз мнит себя центром вселенной. Ему все должны, никто не может ему отказать. Именно такой ребенок клянчит игрушки у других, неохотно их возвращает хозяину.
  3. Скромность и неуверенность в себе. Стеснительным детям сложно наладить контакт со сверстниками. Они привязываются к игрушкам, они становятся для них лучшими друзьями. Отсюда и вытекает нежелание ими делиться.
  4. Ревность. Нередко старшие дети ревнуют родителей к младшим. Им кажется, что о них забыли, их разлюбили. Агрессия и жадность становятся защитной реакцией.
  5. Бережливость. Некоторые малыши очень трепетно относятся к своим игрушкам. Они никому не позволяют их трогать.
  6. Недоверие. Детям не все равно, с кем дружить. Даже в двух-, трехлетнем возрасте они имеют симпатии и антипатии. Именно этим может быть продиктовано нежелание делиться.

Отучить ребенка жадничать поможет понимание причины возникновения этого чувства.

Родительские хитрости

Почему делиться приятно? – Это нужно растолковывать большинству детей, ведь рано или поздно каждый ребенок демонстрирует чувство собственности. Это естественное явление, которое проходит, если не вызвано определенными причинами: скажем, ревностью к младшим или повышенной потребностью во внимании. В первом случае, бороться нужно не с жадностью, а с проявлениями ревности, особенно, если дети – родственники.

Временами родители сами тормозят развитие щедрости у ребенка, безоглядно жертвуя своими интересами. Конечно, приятно отдать свою конфетку любимому чаду, притворившись, что вы не любите сладкое. Но проблема в том, что вам действительно ничего не жалко, а вот ребенок воспринимает это как должное и не понимает, что мама на самом деле тоже сладкоежка, просто нарочно отказывается в его пользу.

Показывать щедрость лучше собственным примером: все в семье делите поровну, не забывая оставить лакомство и папе, если он задерживается на работе или отнести бабушке, которая живет неподалеку. Ребенок постепенно к этому привыкнет, и такая «дележка» станет вполне нормальным явлением для него. Если ваш карапуз самостоятельно отдаст причитающуюся долю пришедшему в гости дедушке, то можно считать, что эксперимент удается. Если кроха угощает вас, обязательно благодарите его и возьмите подношение, обнимите малыша, чтобы он понял, что делиться – это тоже приятно.

Отношения с другими детьми. Бывает и так, что развитию жадности способствуют сами родители: «Ты почему не следишь за своими игрушками? – сейчас придет другой мальчик и их заберет». Возможно, никто и не покушался на любимую машинку или куклу ребенка, но теперь у него в голове прочно засядет утверждение, что с игрушек нельзя спускать глаз и уж тем более нельзя давать их потрогать чужим.

Не называйте своего ребенка «жадиной» или «ты плохой мальчик, с тобой не будут играть другие дети». Услышать такое из уст мамы или папы неприятно и взрослому человеку, что уж говорить о крохе, у которого моральные устои еще не сформированы. Нередко дети с радостью объявляют «Да, я жадный, я не дам свой паровозик!».

Не скупитесь на похвалы, почаще рассказывайте крохе, какой он хороший и щедрый, и что дать машинку подержать другу – это совсем не страшно

Очень важно, чтобы поделиться – это было решение ребенка, ведь куда проще решить скандал, забрав у него игрушку и дав другому. Только этим вы продемонстрируете чужому ребенку, какая вы щедрая мама, а вот свое собственное чадо затаит обиду

Лучше начать с уговоров, а если малыш поддается, обязательно его хвалите, чтобы ему захотелось попробовать еще раз и получить новую порцию ласки. Предложите крохе альтернативу: ты дашь мальчику свою лопатку, а он тебе мячик, а потом вы снова поменяетесь.

Поощряйте стремление ребенка играть с другими детьми – так он быстрее поймет, что вместе куда интереснее, чем в одиночестве. Все конфликтные ситуации старайтесь решать миром, будьте авторитетом для крохи, который всегда разъяснит ему, что верно и что неверно. Если уж какая-то игрушка очень дорога сердцу ребенка, лучше оставить ее дома и не брать в детский сад или во двор. Либо сразу подготавливайте карапуза к мысли, что придется поделиться и с другими. В некоторых ситуациях учить малыша слову «нет» тоже нужно: если он сам будет уметь отказывать в нужное время, то и в свой адрес это слово будет воспринимать вполне адекватно.

Будет здорово, если ваш ребенок с детства будет знать, что дарить подарки не менее приятно, чем получать. Если вы идете в гости, попросите ребенка подарить тете, дяде или другому малышу подарок. Кроха поймет на собственном опыте, что это приятно. Приучайте ребенка к щедрости и дома: давайте ему 2 конфетки, 2 яблока, чтобы у него была возможность поделиться. Отдавать последнюю вкусняшку не любит никто.

«Быстро поделись, я говорю!»

На площадке каждый год происходит сцена на тему- «Поделись!», год за годом меняются только участники. Бывшие «жадины» с возрастом становятся более дружелюбными, зато подрастают новые участники баталий, которые за «моё» могут и стукнуть для убедительности. Мама авторитарного стиля учит свою хнычущую дочку: «Опять ты жадничаешь? Ну-ка поделись быстро формочками. Быстро, я сказала!»

Если у малыша силен инстинкт собственности, то даже будь он дома примерным, послушным и добрым, он все равно будет отстаивать то, что считает своим. Как нельзя не отнимать у других детей, если это мое? Не сумев удержать собственность, он испытывает тяжелую потерю, настоящее горе. Профессор Дольник В. Р. в «Беседах о человеке» так комментирует детские переживания: «Такое безутешное дитя кажется упрямым и жадным, мы ругаем его, часто помогаем чужому малышу забрать у него игрушку — и еще более увеличиваем его горе».

Забудьте требования «Отдай малышу свою игрушку, не будь жадиной», хотя и продолжайте рассказывать, что можно делиться или меняться. Не «отдай», а «поделись (если хочешь)», «давай, (если хочешь), поменяемся лопатками с Соней». Уважайте собственность ребенка, и он будет уважать чужую. Всемирно известный педиатр Бенджамин Спок призывал матерей перестать фокусировать воспитание малышей лишь на выработке послушания и дисциплины, изменить свое поведение, стать более гибкими и нежными по отношению к своим детям, понимать их нужды. Б. Спок объяснял, что надо щадить детей с сильным инстинктом собственности, уважать их выбор, относиться к ним, как к личностям. Уже сменилось не одно поколение родителей, чьи дети выросли по руководству Спока, они не стали ни жадными, ни грабителями; те же, из кого жадность насильно выбивали, нередко становились таковыми.

В каком возрасте жадность естественна

Вы знаете, когда у ребёнка начинается период самостоятельности? В тот момент, когда вы услышите первое «Я сам!» или «Я сама!» от малыша. Чаще всего эти слова можно услышать от двухлетнего ребёнка. Именно в этом возрасте малыш начинает говорить о себе в первом числе, а не в третьем. И как результат — ребёнок начинает предъявлять претензии по поводу принадлежности некоторых вещей именно ему. Это могут быть игрушки, одежда, посуда, личные предметы, окружающие его.

И если раньше ребёнок с удовольствием делился всем с малышами ваших друзей или с вами, то именно в два года (+/-) начинается период, когда из маленького ангелочка малыш превращается в маленького монстрика, готового поколотить того, кто посягает на его личные вещи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наш детеныш
Добавить комментарий