Тибетское воспитание детей

Правила и этапы воспитания.

Согласно тибетскому воспитанию детей, родители не делают акцент на собственном примере, они владеют большим багажом историй, притч о том, что и как надо делать. Многое черпается из наблюдений за природой. Но мамы и папы сами воспитаны по этой системе, поэтому создают живой эталон.

Основные правила тибетского воспитания касаются возрастных изменений физических, интеллектуальных характеристик ребенка. Педагогика расписывает 4 периода, во время которых воспитание наследника кардинально отличается.

Первый период.

Длится 1 период до 5 лет: к ребенку относятся, как к царю. Родители открывает ему мир, полный чудес. Разрешено все, что не вредит жизни малыша. Мать и отец становятся его поводырями. По первой просьбе они подходят к нему, часто берут на руки, вместо наказаний применяют объяснения, отвлекают. Но дальше малыша ожидают другие уроки.

Второй период.

Тибетские педагоги выделяют 2 период с 5 до 10 лет. В эти годы у детей развивается усидчивость, любознательность имеет боле направленный характер, появляется интерес к обучению. Пока приверженцы западной системы страдают от постоянных расспросов маленьких почемучек, азиатские мамы и папы, наоборот, стараются загрузить сына или дочь по полной программе.

Обучение письму, чтению, активные занятия спортом выходят на первый план. Подрастающее поколение получает помощь от взрослых, но без сюсюканья и гиперопеки. Помощь родителям в домашнем хозяйстве приветствуется. Это время иногда называют периодом «рабства»: самый сложный, но важный этап. От него зависит, каким человеком вырастет сын или дочь.

Третий период.

Период с 10 до 15 лет называют «дружеским». Ребенок может вспомнить доброе отношение и суровость, родительское чувство такта и напор. Он переживает пубертатный этап, но, благодаря получаемым знаниям и родительскому примеру, понимает, как устроен мир.

Такой подросток не постесняется обратиться за помощью к самым дорогим учителям – родителям. На мир его глаза смотрят рассудительно, сам подросток не страдает эгоизмом или заниженной самооценкой.

Четвертый период.

Воспитание ребенка по тибетским принципам накладывает на родителей еще одно обязательство, которое не всегда реализуется европейскими мамами и папами. Необходимо наследнику дать достойное образование. Сюда водит и привитие нравственных ценностей, основных принципов национального менталитета.

Преимущества такой системы легко отследить на примере сводок новостей. Кто помнит азиатских маньяков или террористов? Об асоциальных личностях, жестоких людях из Тибета вряд ли кто слышал.

Наоборот, они смиренно принимают посланную им судьбу, учатся с уважением относиться к старшим, берегут природу, но и усиленно занимаются развитием техники и экономики своей страны.

Однако славянский менталитет отличается самобытностью и оригинальностью. Но никто не мешает применять постулаты мировых педагогических практик. Уметь видеть главное и второстепенное – лучшее, чем наградила нас природа. Давайте этим пользоваться!

Удивительно несложная инструкция для родителей была найдена мной в интернете. Жаль, что далеко не в каждой семье «работает» такая система воспитания для детей любого возраста.

Воспитание ребенка в тибетских традициях исключают даже малейшее применение силы. Физически наказать ребенка легко, ведь малыш намного слабее взрослых и не в состоянии дать отпор. Поэтому многие родители пользуются своим силовым преимуществом. Большинство из таких родителей на первый взгляд кажутся милыми, замечательными папами и мамами, но это лишь иллюзия.

С рождения до 5 лет

Тибетские родители уверены, что с малышом до 5-летнего возраста нужно обращаться очень трепетно и заботливо, как с царем.
Кричать, ругать и запрещать они себе не позволяют, стараясь во всем соглашаться с маленьким непоседой. Если кроха делает что-то опасное или нехорошее, родители просто делают испуганное лицо и издают удивленные возгласы, таким образом показывая, что они опасаются за него и ему лучше остановиться.

Почему такой запрет на детские ограничения? Именно в этом возрасте у детей закладывается любознательность и интересен к жизни, поэтому очень важно сохранить эту активность. Также тибетцы поясняют, что в этот период малыши мыслят буквально, и разбив дорогую вазу они не поймут, почему мама так кричит – ведь ему неведомо, что такое работа и почему зарабатывать деньги непросто, а терять дорогие вещи грустно… Если вы решите наказать ребенка из-за такого проступка, он не поймет причину негатива, а лишь запомнит, что нужно подчиняться тем, старше и сильнее – поясняют тибетцы

Традиции воспитания в 6 совершенствах

Согласно религии, человеку с детства должны быть привиты 6 принципов, основанных на милосердии и разуме. Они и помогают достигать совершенства, проделав колоссальную работу над собой. Разберем каждый из них подробнее.

Чувство безмерной щедрости

Желание отдавать миру все самое лучшее, что имеется. А если ничего нет, то необязательно дарить что-то материальное. Главное, излучать моральные и духовные ценности. Питать любовь, милосердие, желание оказать помощь всему живому.

Сдержанность и дисциплина

В порыве страсти можно навредить себе и окружению

В ситуациях, которые выбивают человека из душевного равновесия, важно вовремя остановиться и успокоиться. В буддизме для этих целей принято совершать медитации: это развивает способность остановиться в нужный момент

Гуманность и терпение

Истина гласит, что нужно относиться к другим с толерантностью. Нельзя поддаваться гневу и агрессии. Стоит научиться пониманию и прощению. При этом желая своему обидчику только самого наилучшего.

Постоянное воодушевление

Родители стараются научить своих детей радоваться каждому дню, получать позитивные эмоции от правильных поступков. Это и порождает стремление к хорошим делам.

Умственное развитие и концентрация

Полезно сосредотачиваться на том, что дает продуктивные результаты. Целесообразно отдавать свои силы и на саморазвитие, обогащаясь мудрыми мыслями.

Стабильная умиротворенность

Иногда нужно подавлять в себе импульсивные чувства. Стоит стараться быть устойчивее, приводить свой внутренний лад в состояние покоя.

Полезные навыки, помогающие вырастить полноценную и самодостаточную личность, уважающую своих родителей. Нам есть чему поучиться у этого мудрого народа.

Основные правила тибетского воспитания:

– Самое важное — никаких унижений и телесных наказаний. Единственная причина, по которой бьют детей – они не могут дать сдачи. – Первый период: до 5 лет. С ребенком нужно обращаться «как с царем»

Запрещать ничего нельзя, только отвлекать. Если он делает что-то опасное, то сделать испуганное лицо и издать испуганный возглас. Ребенок такой язык понимает прекрасно. В это время закладываются активность, любознательность, интерес к жизни. Ребенок еще не способен выстраивать длинные логические цепочки. Например, он разбил дорогую вазу. Он не понимает, что для покупки такой вазы нужно много работать, заработать денег. Наказание он воспримет как подавление с позиции силы. Вы научите его не бить вазы, а подчиняться тому, кто сильнее. Оно Вам надо?

– Первый период: до 5 лет. С ребенком нужно обращаться «как с царем». Запрещать ничего нельзя, только отвлекать. Если он делает что-то опасное, то сделать испуганное лицо и издать испуганный возглас. Ребенок такой язык понимает прекрасно. В это время закладываются активность, любознательность, интерес к жизни. Ребенок еще не способен выстраивать длинные логические цепочки. Например, он разбил дорогую вазу. Он не понимает, что для покупки такой вазы нужно много работать, заработать денег. Наказание он воспримет как подавление с позиции силы. Вы научите его не бить вазы, а подчиняться тому, кто сильнее. Оно Вам надо?

– Второй период: с 5 до 10. В это время с ребенком нужно обращаться «как с рабом». Ставить перед ним задачи и требовать их выполнения. Можно наказывать за невыполнение (но не физически). В это время активно развивается интеллект. Ребенок должен научиться прогнозировать реакцию людей на его поступки, вызывать положительное отношение к себе и избегать проявления отрицательного. В это время не бойтесь нагружать ребенка знаниями.

– Третий период: с 10 до 15. Как с ним обращаться? Как с равным. Не на равных, а именно «как с равным», так как Вы все равно имеете больше опыта и знаний. Советуйтесь с ним по всем важным вопросам, предоставляйте и поощряйте самостоятельность. Свою волю навязывайте в «бархатных перчатках» в процессе обсуждения, подсказками, советами

Если Вам что-то не нравится, то акцентируйте его внимание на негативных последствиях, избегая прямых запретов. В это время формируется самостоятельность и независимость мышления

– Последний период: с 15 лет. Относитесь к нему с уважением. Воспитывать ребенка уже поздно, и Вам остается только пожинать плоды своих трудов.

Что будет, если не соблюдать эти простые правила

Подавление до 5 лет приводит к тому, что затухает интерес к жизни и не развивается интеллект. В результате ребенок привыкнет тупо подчиняться, а потому сможет стать жертвой настоящих негодяев. В тоже время, если холить и лелеять ребенка и после пяти, сюсюкая с ним, то он получится инфантильным и не умеющим принимать решения. Именно из таких детей получаются так называемые «маменькины сынки». Также тибетский взгляд на воспитание детей указывает на то, что при чрезмерной опеке десятилетнего он может вырасти зависимым и легко поддающимся чужому влиянию, в том числе и негативному. Если же не уважать подростка, то главной его целью станет не самореализация или развитие, а уход из дома.

Первая пятилетка – до пяти лет

На этом этапе малыши чувствуют себя настоящими хозяевами или даже «царями».

Родители стараются ничего не запрещать, а просто переключают детское внимание на другой объект. Это делается с целью не нарушить свойственную этому возрасту познавательную активность

Если ребенок превращает игру в шалость, мама не станет кричать «нельзя» и ругаться, а мимикой покажет, что так поступать не стоит. Испуганные окрики допустимы лишь в случае реальной угрозы для жизни, да и то интонация будет скорее предупреждающей, а не запрещающей.

Дети прекрасно понимают язык жестов, но рассуждать логически пока не умеют. Вот почему наказания, по мнению тибетцев, неэффективны. В этом возрасте у малышей формируются такие немаловажные черты характера, как:

  • любознательность;
  • открытость новому;
  • интерес;
  • желание сотрудничать с взрослыми.

Обязательства родителей и детей

Отдельное внимание уделяется родственным отношениям в каждой буддистской семье. Есть ряд обязанностей, которые должны выполнять мать и отец перед своими детьми

В свою очередь и они имеют несколько указаний, чтобы отблагодарить своих родителей.

Обязательства родителей

Сигаловада Сутта повествует, что есть 5 направлений, согласно которых мать и отец проявляют наивысшие светлые и непорочные чувства к своим детям:

  • Защита от всякого зла.
  • Обучение добру и добрым действиям.
  • Обеспечение достойного образования.
  • Благоустройство брака с честным и подходящим человеком.
  • Своевременная передача наследия.

Будда гласит, что дети за все свое существование не способны отплатить своим родителям за их любовь и заботу, но, прежде всего, за подаренную ими жизнь.

Обязательства детей

От того как дети воспитаны зависит и качество выполнения таких обязанностей:

  • Всесторонняя поддержка родителей;
  • Исполнение обязательств перед семьей;
  • Почитать и хранить семейные традиции;
  • Быть достойными наследниками;
  • Осуществлять молитву и религиозные подношения в честь матери и отца.

Рождение собственных детей и их воспитание – это тоже дань долга своим родителям. Ведь продолжение рода считается великим смыслом жизни человека.

Старше 15 лет

Собственно, всё – старше 15 лет, воспитывать детей уже бесполезно – не усвоят. Подростковые бунты, все дела. Вот только привитая с раннего детства привычка думать, контролировать и прислушиваться к окружающим, позволяет сделать этот «бунт» максимально продуктивным и спокойным. В это время уже бесполезно просить и приказывать – только давать советы и убеждать.

В целом, принцип воспитания детей во многих восточных странах схож. В Японии тоже наблюдается нечто подобное, только с загрузкой детей деятельностью настолько, что у них буквально нет времени задумываться о чём-то постороннем. А когда это время появляется – уже и пубертатный период прошел, и гормоны отыграли, и можно нормально соображать.

Узнайте также, и при этом сэкономить на семейном бюджете.

Мы всегда рады Вам на нашем канале, поэтому подписывайтесь и ставьте лайки понравившимся статьям ;)

С 10 до 15 лет

С 10 до 15 лет родители должны обращаться с ребенком, как с равным.
Тибетцы делают акцент воспитания в этом возрасте на доверие к подростку, во всем поощряя его самостоятельность. Они стараются во всем спрашивать совета у ребенка, активно интересуются его мнением в разных вопросах и стараются не решать ничего за него. Тибетские родители словно тренируют свою волю, обучаясь давать советы и подсказки незаметно, иногда позволяя себе форму обсуждения. Прямые запреты – то, что нельзя использовать в воспитании подростка, утверждают они. Если он совершает ошибку, попробуйте напомнить о негативных последствиях, чтобы он сам мог принять правильное решение. В этот период у детей формируется самостоятельность и независимость мышления.

Тибетские традиции: раннее развитие малыша

В отличие от европейских мам, тибетские не беспокоятся о раннем воспитании ребенка. По свидетельствам наших соотечественников, маленькие тибетцы развиваются очень неспешно. Например, начинают ходить они зачастую только в два года.

Многие дети, особенно в сельской местности, постоянно находятся в стесненном положении. Мать или другие родственники привязывают их к себе на спину и попутно занимаются хозяйственными делами.

Неудивительно, что крупная и мелкая моторика, а также речевые навыки формируются у тибетских ребятишек намного позднее, чем у юных европейцев.

Даже маленьких детей сложно представить без уважения к старшим. Малыш всегда знает, кто его родные и близкие, четко определяет, кто является главным в семье. Это чувство ребенок переносит и во взрослую жизнь.

В Тибете вы не увидите, чтобы тридцатилетний мужчина курил в присутствии родителей. Это табу!

Таким образом, для воспитания в тибетских традициях характерен минимализм. У подавляющего большинства малышей нет отдельных комнат, красок для рисования пальчиками, пластилина, конструкторов.

Зато у них есть большой простор для воображения и фантазии – целый мир внутри и за пределами домашних стен.

Безусловно, воспитание ребенка в тибетских традициях очень сложно воплотить в наших условиях. Однако в подобном методе есть свои сильные стороны и огромные преимущества, проверенные многовековой историей.

Возможно, прочитав нашу статью, вы пересмотрите взгляды на отношение к собственному чаду.

Периоды взросления и особенности воспитания

От первого дня появления малыша на свет, его воспитание условно подразделяется на «пятилетки». Так символически называют 4 этапа жизни детей, чья религия буддизм. Предлагается подробнее рассмотреть их по порядку.

С рождения до 5 лет

До пятилетнего возраста ребенок живет, словно в сказке, не зная слова «нет». Ему позволяется абсолютно все, к тому же никто ни за что не наказывает. Когда дитя начинает вести себя плохо родители стараются его отвлечь. В случае опасности, они с помощью мимики и жестов пытаются показать, что это рискованно.

Согласно воспитанию детей в буддизме, на этом отрезке жизни человеческое сознание лишь начинается формироваться. Когда малыш беззаботно резвится и норовит пошалить, он проявляет свою любознательность и познает мир. Нельзя ему этого запрещать.

От 6 до 10 лет

Сразу после пяти лет, у человека кардинально меняется способ жизни. Если в первые годы он бегал, прыгал, играл и делал, что хотел, то следующий этап существования пройдет в неких рамках. С шести лет ребенка заставляют выполнять некоторую работу и развиваться.

Это как раз тот возраст, когда человеческий организм способен стремительно развиваться не только физически, но и в умственном плане. Посему и рекомендуется увеличивать некоторые нагрузки. Кроме работы по дому, ребенок может заниматься творческой деятельностью: рисовать, петь, играть на инструменте, танцевать и прочее.

Главное, научить формирующуюся личность общению с людьми

То есть, важно объяснить какой будет реакция других на те, или иные действия. Наказывать можно, но в меру

Цель не унизить, я указать на ошибку. Также нельзя чрезмерно жалеть и опекать дитя, так как это может развить в нем инфантильность.

От 11 до 15 лет

В следующие годы с подростком общаются «на равных» и советоваться, чтобы тот начинал чувствовать себя взрослым. Такие действия помогают приучить человека к ответственности. Данный возраст формирует в юноше или девушке желание к независимости и самостоятельности.

Если поступки несут отрицательный характер и подросток проявляет негативные черты, то стоит деликатно указать ему на это. Ни в коем случае нельзя запрещать что-либо или стыдить, что лишь усугубит ситуацию.

С 16 лет и далее

Люди утверждают, что по истечению 15 лет, уже поздно что-то менять и начинать воспитывать своего отрока. После третьей «пятилетки» родителям остается наблюдать за результатом своих трудов. Главное, уважать любое решение своего ребенка, иначе, в момент совершеннолетия он уйдет из семьи окончательно и будет сторониться родителей из-за непонимания.

Статистика показывает, что дети, которых воспитывали в обычаях буддизма, чаще всего, отличаются особым миролюбием. Они отвечают за свои поступки, прежде всего, перед собой. И даже если им удастся поймать насекомое или птицу, они обязательно их отпустят, не причинив ни малейшего вреда.

В чем суть системы

Согласно буддийскому верованию, человек приходит в этот мир с определенными заданиями. Он должен отработать грехи, или карму, поэтому обязан поступать с живой природой и остальными людьми по совести.

В таких детях воспитываются биполярные качества. С одной стороны – это смирение и покорность, умение быть благодарным родителям, Богу, друзьям, вторым половинам. С другой стороны, дети должны вырастать в личности – самостоятельные и полноценные члены общества.

Главный принцип удачной домашней педагогики, как гласит азиатское воспитание, – это отсутствие критики и физического наказания. Считается, что ребенок слаб, ответить взрослому он не в состоянии, поэтому поднимать на него руку грешно. Но как быть, если шалости переросли в проблему?

Тибетцы отвечают: отвлекать, смещать центр заинтересованности малыша. Но родители не могут 24 часа в сутки играть роль аниматоров, поэтому апогеем их возмущения должно стать недовольное или грустное лицо. Малыш поймет, что так вести себя нельзя.

Беременность

   Планирование беременности в Тибете не распространено. Жители городов, коих не так много по сравнению с общим населением Тибетского автономного района (ТАР), вероятно, строят какие-то планы относительно количества детей. В остальном же – как Бог пошлет, то есть, насколько хватит кармы.

  Тибетцы всегда ждут и хотят детей. Последнее время в городах от традиционных методов наблюдения у местных лекарей тибетцы переходят к посещению обычных больниц с обычными докторами.

  Беременность не принято демонстрировать окружающим. Традиционная одежда, которую носят тибетские женщины, особенно в деревнях и женщины-кочевники, и не даст посторонним заметить беременность до последней пары месяцев. Что выдаст беременную – так это особо закутанное состояние живота и поясницы: даже в жару живот будущей мамы может быть покрыт платком, а уж в холодную погоду поясница будет обмотана дополнительным слоем утеплителя. Если женщина не обмотает живот чем-нибудь, как бы жарко ни было вокруг, ей обязательно сделают замечание. Правда, понятие «жарко» в Тибете очень относительно. Горный климат способствует тому, что если днем температура и может достигать 30 градусов, то ночью она так же легко может опуститься до нуля.

  Волосы женщина обычно убирает в косу или хвост. Это связано еще и с замужеством. Распущенные волосы служат для привлечения мужчины и говорят о том, что девушка еще не замужем.

  Считается, что приехавший издалека гость – это плохой знак, если в доме есть беременная женщина. В остальном же беременность проходит, как и обычная жизнь женщины: от обязанностей по дому ее никто не освобождает так же, как и от работы в поле и уходе за остальными детьми и мужем. Тибетцы относятся к беременности именно так, как многие у нас мечтают – не как к болезни, а как к нормальному состоянию женщины.

А теперь к воспитанию по возрастам

До 5 лет

Ну, это прям детство-детство! Во-первых, проявлять строгость в этом возрасте к ребенку бессмысленно – ничего у него не отложится. Во-вторых, не лишайте малыша детства, пусть все познает, знакомится с окружающим миром. Тибетское воспитание гласит, что с ребенком необходимо обращаться в этот период, «как с царем». Никаких запретов абсолютно! Если ребенок делает что-то для него или для окружающих опасное, то не нужно кричать на него, просто сделайте, к примеру, напуганное лицо, или вскрикните словно испугались. Этот язык малыш точно поймет. До пяти лет в маленьком человечке закладывается интерес к жизни, любопытство и активность.

В этом возрасте дети еще не умеют выстраивать логическую цепочку. К примеру, ребенок что-то порвал или разбил. Не нужно кричать, он же не понимает, что вещь дорого стоит, и что, для того чтобы ее купить, необходимо работать, зарабатывать деньги, потом пойти в магазин, купить вещь. Так что, если вы будете наказывать за испорченную вещь, ребенок уяснит совершенно другое. Он уяснит то, что надо слушаться того, кто его сильнее, а не то, что нельзя портить вещи.

От 5 до 10 лет

Сядьте поспокойнее. Это не мои правила, это воспитание по-тибетски. С 5 до 10 лет с малышом необходимо обращаться «как с рабом»! Что это значит? Это значит, что в этом возрасте вы можете устанавливать свои правила, требовать выполнения ваших просьб, и наказывать за их невыполнение. В это время развивается интеллект человека. Ребенок учится предугадывать реакцию людей на его действия. Он учится избегать проявления негатива и вызывать в окружающих хорошее отношение к себе.

От 10 до 15 лет

А в этом возрасте с ребенком надо обращаться, «на равных». Понятно, что у взрослого побольше знаний и опыта. Поэтому проявление «равенства» должно заключаться в советах с ребенком на какие-то важные темы и вопросы, поощрении самостоятельности. А свою волю можно навязывать советами, подсказками, во время обсуждения. Если вам не нравится поведение ребенка, то делайте акцент на возможные плохие последствия, которые могут случиться, но никаких открытых запретов. В этом возрасте у человека формируется собственное мнение, независимость и самостоятельность.

С 15 лет

Тибетское воспитание говорит, что после 15 лет к ребенку просто нужно проявлять уважение. Уже поздновато заниматься воспитанием, остается лишь пожинать плоды собственного труда.

С 5 до 10 лет

Здесь тибетские родители переходят к другому методу воспитания – строгому контролю. Обращайся с ребенком «как с рабом», и следи за каждым его шагом.
В этот период тибетцы не боятся ставить перед детьми самые разные задачи и требовать их выполнения. В случае проступка ребенка обязательно поучают и подчеркивают его провинность. Известно, что в этом возрасте особенный акцент развития идет именно в интеллектуальной сфере. Родители прилагают все усилия, что ребенок научился прогнозировать реакцию людей на те или иные поступки, старался вызывать к себе лишь положительное отношение и всеми путями избегал негативного. Тибетцы напоминают, что детей этого возраста нужно буквально «нагружать» знаниями, чтобы они росли умными и стремились к новым знаниям.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наш детеныш
Добавить комментарий