Методические указания по проведению музыкальной зарядки в ДОУ
Утренняя гимнастика проводится в предварительно проветренном помещении: в группе, спортивном или музыкальном зале. Воспитатель и дети надевают удобную одежду и обувь, желательно комплект для занятий физкультурой (девочки могут надевать гимнастические купальники). В тёплое время года зарядку рекомендуется выполнять на улице: на участке группы или спортивной площадке.
Для физических и танцевальных тренировок нужно надевать спортивную форму — она удобна и эстетична
Музыкальные композиции подбираются для полного комплекса зарядки: вводной, основной и заключительной частей. Лучше всего, когда дети занимаются под аккомпанемент музыкального руководителя. Но это невозможно для ежедневной практики: каждая группа делает зарядку в одно и то же время (перед завтраком), а музыкальный руководитель и зал — в единственном числе. Под живое музыкальное сопровождение проводят зарядку-путешествие, танцевальную зарядку, а также открытый показ зарядки.
Под живой аккомпанемент может выполняться зарядка в форме путешествия или с участием сказочных персонажей
Песни и мелодии, как правило, воспроизводятся на магнитофоне или музыкальном центре. Удобно сохранять аудиотреки для зарядки в папках с названиями гимнастических комплексов на компьютере или ноутбуке. Музыку должно быть хорошо слышно в любом месте помещения, при необходимости воспитатель подключает к компьютеру аудиоколонки.
Инструктор может использовать проигрыватель и колонки для проведения музыкальной зарядки
Использование ИКТ (информационно-коммуникативных/информационно-компьютерных технологий) приветствуется в работе педагогов детского сада. На занятии по утренней гимнастике можно применять интерактивную доску или полотно для показа картинок (в тематической и сюжетной зарядке), анимационные или другие весёлые ролики в качестве напоминания движений.
Видео: песенка «Весёлая зарядка с Кукутиками»
Watch this video on YouTube
«Зарядка с Кукутиками» подходит в качестве разминки для ребят средней и старших групп. Темп музыки и ритм выполнения движений высокие, младшие дошкольники запутаются, собьются, и зарядка окажется неэффективной.
Видео: разминка с малышариками
Watch this video on YouTube
Видеоролик подходит для просмотра и повторения движений на зарядке в младших группах. Малышарики — персонажи развивающих мультиков для самых маленьких зрителей. Любимые герои прекрасно мотивируют малышей хорошенько размяться.
Каждый этап зарядки сопровождает аудиозапись соответствующего темпа и мелодики:
вводный этап: ритмичная музыка умеренного темпа активизирует внимание детей, под неё выполняется короткая разминка;
основной этап: песни и мелодии умеренного и высокого темпа для выполнения общеукрепляющих упражнений и непрерывного бега (в конце);
завершение: спокойная музыка для проведения малоподвижной игры или дыхательных упражнений.
Каждому этапу зарядки должна соответствовать музыка определённого темпа
Воспитатель составляет картотеку музыкальных зарядок. Для каждой темы указываются названия аудиокомпозиций и список упражнений к ним.
Анализ утренней гимнастики в первой младшей группе ДОУ
Любой вид деятельности в ДОУ подвергается систематическому мониторингу (диагностике), что позволяет не только увидеть прогресс в развитии у детей, но и оценить эффективность используемых педагогом приёмов в работе. Анализ утренней гимнастики может проводиться в двух форматах:
- методистами и педагогами (обычно утреннюю гимнастику оценивают как один из элементов работы с детьми для составления общего впечатления о методической грамотности педагога);
- самим воспитателем (для оценки уровня подготовки малышей и выявления организационных или содержательных недочётов в работе).
В обоих случая план диагностики будет один.
Анализ утренней гимнастики — один из элементов общего мониторинга уровня физического развития малышей
Схема анализа утренней гимнастики
Схема анализа гимнастики включает следующие критерии оценивания:
- Общие сведения о группе (название, общее количество детей и число присутствовавших в этот день).
- Оценка уровня подготовки к проведению упражнений (влажная уборка, проветривание).
- Внешний вид педагога (спортивная одежда, собранные волосы) и детей (спортивная форма, подходящая обувь, у девочек подобраны волосы).
- Сколько времени длилась гимнастика.
- Количество проработанных этапов (вводный, основной и заключительный).
- Описание и хронометраж каждого из этапов с указанием целей, которые были достигнуты или не достигнуты.
- Оценка степени участия педагога (объяснение заданий, демонстрация движений).
- Какой эмоциональный фон был создан.
- Общая оценка работы (высокая, хорошая, удовлетворительная).
Утренняя гимнастика в первой младшей группе — это не только важная часть соблюдения режима дня, способствующая укреплению здоровья, обеспечению условий для полноценного физического развития детей, но и способ организовать ребят на совместную деятельность, воспитать чувство товарищества. Поэтому к организации гимнастики педагог должен подходить с особой тщательностью. Нельзя забывать и о том, что проведение комплекса упражнений в начале дня создаёт позитивный эмоциональный фон в группе, где большинство малышей тяжело переживают утреннее расставание с мамами.
Отжимания
Эффект: укрепляются мышцы рук, груди
Важно делать отжимания именно после приседаний, чтобы разгрузить мышцы ног и нагрузить верхний плечевой отдел — это равномерно распределит нагрузку на разные мышцы
Техника выполнения:
- в зависимости от ширины положения рук вы можете выбирать нагрузку: если руки стоят близко друг к другу, то идет проработка бицепсов, если руки расставлены широко — прорабатывается грудная часть
- корпус должен находиться в прямом положении, сгибаются только руки
- выполнять максимум 10 раз
- еще один вариант выполнения — плавно опуститься на пол в такой очередности — колени, таз, корпус, так же плавно нужно выходить наверх в исходное положение
Для чего нужна утренняя зарядка для школьников
Ученые доказали, что зарядка ускоряет процесс пробуждения, улучшает общее состояние физического здоровья, укрепляет силы и добавляет уверенности
Особенно важной является утренняя зарядка для детей дошкольного и школьного возраста, скелет которых сформирован еще недостаточно прочно
Преимущества утренней зарядки и ее действие на детский (да и взрослый) организм очевидны:
Во-первых, утренняя зарядка помогает проснуться и увеличить продуктивность будущего дня в школе. Пропуск одного- двух дней зарядки приведет к сонливости и рассеянности школьника. Неудивительно, что он ничего не запомнит на уроке или получит плохую отметку, будет «витать в облаках» или откровенно зевать.
Во-вторых, систематическая утренняя зарядка укрепляет иммунитет, поэтому полагается, что ребенок, который регулярно выполняет физические упражнения, будет болеть меньше. Ведь хороший иммунитет способствует уменьшению разных болезней и простуд.
В-третьих, зарядка существенно улучшит кровообращение, что поможет запустить в действие все системы организма, придаст бодрости и собранности в классе.
В-четвертых, утренние упражнения закаляют человека, делают его устойчивым к стрессовым ситуациям и более активным. В ежедневной школьной рутине, особенно в осенне-зимний период, дети максимально подвержены развитию стрессовых состояний или депрессии.
В-пятых, зарядка дисциплинирует. Если ребенок заставит себя просыпаться пораньше и делать короткую разминку – это уже победа. Это поможет адаптироваться ребенку во взрослой жизни, где мало «хочу» и много «нужно».
И последнее, дети школьного возраста огромное количество времени проводят в сидячем положении (уроки в школе, а это 60% дня плюс исполнение домашнего задания), поэтому часто страдают от болей в спине и искривлений осанки. Зарядка поможет систематизировать то минимальное количество активности ребенка, которое нужно для нормального развития и предотвращения этих болезней.
Напрасно некоторые родители считают, что ребенку достаточно после школы подготовиться к урокам на следующий день. Активные игры с одноклассниками и друзьями во дворе необходимы школьнику, но лучше уметь правильно организовывать досуг ребенка. Просмотрите его расписание, выделите время на подготовку домашнего задания, а часто свободного времени выделите на посещение кружков или секций. Это приучит ребенка не только к самоорганизации, но и положительно скажется на его всестороннем развитии, поможет стать более общительным и коммуникабельным. К тому же, ему не придется бес толку болтаться на улице, вместо этого он будет занят важными и полезными делами.
Зарядка под музыку во второй младшей группе
Длительность утренней гимнастики для детей 3–4 лет составляет 5–6 минут. Содержание гимнастических комплексов слегка усложняется по сравнению с первой младшей группой: движения носят подражательный характер, но в одном упражнении может сочетаться несколько различных имитаций («Кошка крадётся, мышонок шуршит»). Добавляются новые атрибуты.
Для зарядки с младшими дошкольниками подойдут весёлые песенки, частушки, потешки
Видео: утренняя зарядка с музыкальным сопровождением во второй младшей группе
Watch this video on YouTube
На видео представлено грамотно подготовленное занятие: использование мотивирующего начала (персонаж Солнышко приходит в гости к ребятам), музыкальное сопровождение ритмичное и мажорное. Минус в показанной зарядке один — воспитатель и некоторые из детей не в спортивной одежде. Согласитесь, педагогу выполнять гимнастические движения в узкой юбке и на каблуках как минимум неудобно
А внимание одной девочки часто было занято сарафанчиком, который приходилось держать за подол во время зарядки
Таблица: комплексы основных (общеразвивающих) упражнений для детей 3–4 лет
Комплекс | ОРУ | Вариант музыкального сопровождения |
«Осень» |
|
Песни «Я с листочками хожу» и «Дождик, дождик на дорожке». |
«Игрушки» |
|
Песенка «Уборка игрушек», музыкальная композиция «Танец с мячиками». |
«Солнышко лучистое» |
|
Аудиозапись утренней зарядки «Солнышко лучистое» («Эй, лежебоки, ну-ка вставайте!»). |
Укрепят детский организм! Силовые тренировки для 9 лет и спортсменов постарше
Силовые занятия при правильной постановке техники укрепляют детский скелет, ускоряют метаболизм, развивают выносливость и силу.
Как следствие, улучшаются показатели в спортивных дисциплинах (танцы, единоборства, бокс, лёгкая атлетика, командные игры и прочее).
Когда и как проводить?
Детская гимнастика проводится в форме игры. Для занятия нужно подготовить динамичную музыку. Делать упражнения под звуковое сопровождение не только весело, но и полезно. Музыка помогает поддерживать ритм и развивает слух. Также можно подобрать к движениям интересные названия (например, «а теперь сделай, как рыбка», «побудь немножко обезьянкой и сорви банан»). Другой вариант – проводить занятия гимнастикой под стишки (пример стихотворного комплекса упражнений ждет вас ниже).
Какие правила нужно соблюдать при проведении зарядки?
- Воздух в помещении должен быть свежим. Летом лучше перенести занятие на улицу.
- Выполнять упражнения нужно утром, в промежутке между гигиеническими процедурами и завтраком. В крайнем случае можно сделать гимнастику через 40-60 минут после еды.
- Взрослый должен следить, чтобы при выполнении упражнений ребенок делал вдох через нос, а выдыхал через рот.
- Если малышу года 3-4, длительность домашней гимнастики не должна превышать 15 минут. Оптимально делать зарядку около 10 минут, чтобы занятие принесло пользу и не наскучило.
Темы для утренней гимнастики в ДОУ
Для дошкольников обычные упражнения не интересны. Нужна увлекательная тема. Чтобы гимнастика доставила удовольствие и принесла хорошее настроение, да к тому же произошло закрепление уже полученных дошкольником знаний на тематических и творческих занятиях, воспитатели придумывают темы.
Например:
- Поход в огород.
- Осенняя прогулка.
- Насекомые.
- Лесные жители.
- Зимняя прогулка.
- Умный пешеход.
- На корабле.
- Пожарная команда.
- Морское приключение (в гостях у русалочки).
Вариантом может быть множество, каждый комплекс имеет упражнения с характерными названиями: «Матросы», «Водоросли», Спящий мишка», «Белочка с орешками» и другие. Такие игровые упражнения детям интересно выполнять, обычная гимнастика превращается в интересную игру.
Картотека для детского сада
В картотеке детского сада всегда много вариаций утренней гимнастики. Тематические, ориентированные на конкретный возраст комплексы упражнений детям нравятся, они выполняют их с удовольствием.
Утренняя гимнастика: движения со словами для детей младшей группы
Комплекс «Солнышко»
Начинается гимнастика со стихотворения:
(После этих слов ребята строятся в шеренги для выполнения упражнений).
(Дети маршируют).
(Дети маршируют в колонне).
(Строятся для выполнения упражнений).
Первое упражнение: «Куда спряталось солнышко»
(Упражнение выполняется так: поднимаются плечи и опускаются).
Второе упражнение: дети делают повороты корпусом вправо и влево
Третье упражнение: дети делают приседания, вытянув руки
Четвертое упражнение: тянуться вверх, подняв руки
Пятое упражнение: прыжки на месте
Шестое упражнение: ходьба
Утренняя гимнастика: движения со словами для детей средней группы
Комплекс «Зарядка для зайки»
Первое упражнение: ходьба на месте
Второе упражнение: поднимать колени, шагая
Третье упражнение: бег
Четвертое упражнение: ходьба
Пятое упражнение: упражнения с обручем. Обруч поднимают, движение корпусом влево и вправо
Шестое упражнение: держа обруч, делать наклоны
Ходьба на месте
Утренняя гимнастика: движения со словами для детей старшей группы
Комплекс «На огородных грядках»
Первое упражнение – «Собираем фрукты»
Исходное положение – стойка. Первое действие – Ребята стоят, вытянув руки перед собой. Второе действие – Поднимаются на носочки. Третье действие – исходная позиция.
Второе упражнение – «Капуста»
Исходное положение – дети сидят «по-турецки». Первое действие – руки на пояс. Второе действие – поворот корпусом в одну сторону. Третье действие – поворот корпусов в другую сторону. Четвертое действие – вернуться в начальную позицию.
Третье упражнение – «Веселый кабачок»
Исходное положение – дети лежат на спинет. Руки при этом положены за голову. Первое действие – дети поворачивается на один бок. Второе действие – дети поворачиваются на другой бок. Третье действие – дети возвращаются в исходное положение.
Четвертое упражнение – «Яблочки»
Исходное положение – на спине. Первое действие – обнять руками согнутые колени. Второе и третье действия – раскачивание вперед и назад. Эти действия повторяются несколько раз. Потом ребенок возвращается в исходное положение.
Пятое упражнение – «Морковка»
Исходное положение – встать, ноги на ширине плеч, руки опущены. Второе действие – наклониться вперед. Действие третье – руки тянуть к носкам. Действие четвертое – распрямиться, вернуться в исходное положение.
Шестое упражнение: «Дотянись до вишенки»
Исходное положение – стойка. Первое действие – руки на пояс. Второе действие – прыжок. Третье действие – ходьба. Четвертое действие – прыжок. Пятое действие – ходьба.
Утренняя гимнастика: движения со словами для детей подготовительной группы
Комплекс «Веселая зарядка»
Первое упражнение: ходьба
Идет чередование с пятки на носок, потом подскоки, потом бег на носочках, потом просто ходьба
Второе упражнение: «потягушки», руки тянуть вверх
Третье упражнение: ноги поставить на ширину плеч, перекатываться с пятки на носок и обратно
Четвертое упражнение: приседания
Пятое упражнение: лечь на спину, руками, садясь, достать носки кончиками пальцев рук
Шестое упражнение: дети строятся, потом бег, ходьба, дыхательная гимнастика
Рефлексия проведения утренней зарядки
Утренняя гимнастика – это не просто набор упражнений, не просто набор команд и заданий
Ребенок, выполняя команды и повторяя упражнения, должен понимать всю важность зарядки. Зачем он ее делает, зачем нужны те или иные упражнения и почему важно выполнять их правильно
Правильная походка, правильная осанка, как нужно ставить стопы – все это необходимо для здоровья ребенка.
Перед гимнастикой помещение обязательно проветривают, в нем проводят влажную уборку.
В ходе проведения упражнений воспитатель следит за качеством выполнения команд, устраняет ошибки. Большая помощь в этом – словесный метод, особенно если идет работа с маленькими детьми. Обязательно должна быть похвала ребенку, который старается выполнять требования. В процессе гимнастики воспитатель нередко использует счет, помогая детям держать ритм. Для поддержания детского интереса нужно периодически то замедлять темп, то ускорять. Это необходимо делать, потому что дети не выдерживают монотонности. В конце гимнастики обязательно должны быть дыхательные упражнения.
После гимнастики дети чувствуют прилив бодрости, повышается настроение. С таким хорошим настроем дети начинают день в детском саду, у них появляется желание узнавать что-то новое, интересное. А начало положила правильно организованная утренняя гимнастика.
Утренняя гимнастика для детей в ДОУ
Утренняя зарядка – это не просто несколько упражнений, это целый комплекс, специально подобранный для всех мышц
Причем важно не только окончательно разбудить ребенка, но и дать детям возможность выполнять общее дело в коллективе. Такое общение помогает снизить внутреннее напряжение, которое невольно овладевает ребенком после того, как родители уходят, а он остается без них на целый день
Цели
Целями утренней зарядки можно считать:
- организацию общения детей во время двигательной активности;
- снятие нервного напряжения ребенка и настрой его на позитив;
- воспитание дисциплины.
Задачи
Перед воспитателем, инструктором физкультуры стоят следующие задачи:
- настроить организм ребенка на активную работу;
- повторить уже пройденный материал, в данном случае – упражнений;
- получить новые знания, в данном случае – разучить новые движения, которые помогают стимуляции всех органов;
- дать понятие о дисциплине, закрепить умение работать в коллективе.