Гимнастические упражнения для детей 4-5, 6-7, 8-10 лет девочек, мальчиков. как выполнять

Методические указания по проведению музыкальной зарядки в ДОУ

Утренняя гимнастика проводится в предварительно проветренном помещении: в группе, спортивном или музыкальном зале. Воспитатель и дети надевают удобную одежду и обувь, желательно комплект для занятий физкультурой (девочки могут надевать гимнастические купальники). В тёплое время года зарядку рекомендуется выполнять на улице: на участке группы или спортивной площадке.

Для физических и танцевальных тренировок нужно надевать спортивную форму — она удобна и эстетична

Музыкальные композиции подбираются для полного комплекса зарядки: вводной, основной и заключительной частей. Лучше всего, когда дети занимаются под аккомпанемент музыкального руководителя. Но это невозможно для ежедневной практики: каждая группа делает зарядку в одно и то же время (перед завтраком), а музыкальный руководитель и зал — в единственном числе. Под живое музыкальное сопровождение проводят зарядку-путешествие, танцевальную зарядку, а также открытый показ зарядки.

Под живой аккомпанемент может выполняться зарядка в форме путешествия или с участием сказочных персонажей

Песни и мелодии, как правило, воспроизводятся на магнитофоне или музыкальном центре. Удобно сохранять аудиотреки для зарядки в папках с названиями гимнастических комплексов на компьютере или ноутбуке. Музыку должно быть хорошо слышно в любом месте помещения, при необходимости воспитатель подключает к компьютеру аудиоколонки.

Инструктор может использовать проигрыватель и колонки для проведения музыкальной зарядки

Использование ИКТ (информационно-коммуникативных/информационно-компьютерных технологий) приветствуется в работе педагогов детского сада. На занятии по утренней гимнастике можно применять интерактивную доску или полотно для показа картинок (в тематической и сюжетной зарядке), анимационные или другие весёлые ролики в качестве напоминания движений.

Видео: песенка «Весёлая зарядка с Кукутиками»

Watch this video on YouTube

«Зарядка с Кукутиками» подходит в качестве разминки для ребят средней и старших групп. Темп музыки и ритм выполнения движений высокие, младшие дошкольники запутаются, собьются, и зарядка окажется неэффективной.

Видео: разминка с малышариками

Watch this video on YouTube

Видеоролик подходит для просмотра и повторения движений на зарядке в младших группах. Малышарики — персонажи развивающих мультиков для самых маленьких зрителей. Любимые герои прекрасно мотивируют малышей хорошенько размяться.

Каждый этап зарядки сопровождает аудиозапись соответствующего темпа и мелодики:

вводный этап: ритмичная музыка умеренного темпа активизирует внимание детей, под неё выполняется короткая разминка;
основной этап: песни и мелодии умеренного и высокого темпа для выполнения общеукрепляющих упражнений и непрерывного бега (в конце);
завершение: спокойная музыка для проведения малоподвижной игры или дыхательных упражнений.

Каждому этапу зарядки должна соответствовать музыка определённого темпа

Воспитатель составляет картотеку музыкальных зарядок. Для каждой темы указываются названия аудиокомпозиций и список упражнений к ним.

Анализ утренней гимнастики в первой младшей группе ДОУ

Любой вид деятельности в ДОУ подвергается систематическому мониторингу (диагностике), что позволяет не только увидеть прогресс в развитии у детей, но и оценить эффективность используемых педагогом приёмов в работе. Анализ утренней гимнастики может проводиться в двух форматах:

  • методистами и педагогами (обычно утреннюю гимнастику оценивают как один из элементов работы с детьми для составления общего впечатления о методической грамотности педагога);
  • самим воспитателем (для оценки уровня подготовки малышей и выявления организационных или содержательных недочётов в работе).

В обоих случая план диагностики будет один.

Анализ утренней гимнастики — один из элементов общего мониторинга уровня физического развития малышей

Схема анализа утренней гимнастики

Схема анализа гимнастики включает следующие критерии оценивания:

  1. Общие сведения о группе (название, общее количество детей и число присутствовавших в этот день).
  2. Оценка уровня подготовки к проведению упражнений (влажная уборка, проветривание).
  3. Внешний вид педагога (спортивная одежда, собранные волосы) и детей (спортивная форма, подходящая обувь, у девочек подобраны волосы).
  4. Сколько времени длилась гимнастика.
  5. Количество проработанных этапов (вводный, основной и заключительный).
  6. Описание и хронометраж каждого из этапов с указанием целей, которые были достигнуты или не достигнуты.
  7. Оценка степени участия педагога (объяснение заданий, демонстрация движений).
  8. Какой эмоциональный фон был создан.
  9. Общая оценка работы (высокая, хорошая, удовлетворительная).

Утренняя гимнастика в первой младшей группе — это не только важная часть соблюдения режима дня, способствующая укреплению здоровья, обеспечению условий для полноценного физического развития детей, но и способ организовать ребят на совместную деятельность, воспитать чувство товарищества. Поэтому к организации гимнастики педагог должен подходить с особой тщательностью. Нельзя забывать и о том, что проведение комплекса упражнений в начале дня создаёт позитивный эмоциональный фон в группе, где большинство малышей тяжело переживают утреннее расставание с мамами.

Отжимания

Эффект: укрепляются мышцы рук, груди

Важно делать отжимания именно после приседаний, чтобы разгрузить мышцы ног и нагрузить верхний плечевой отдел — это равномерно распределит нагрузку на разные мышцы

Техника выполнения:

  • в зависимости от ширины положения рук вы можете выбирать нагрузку: если руки стоят близко друг к другу, то идет проработка бицепсов, если руки расставлены широко — прорабатывается грудная часть
  • корпус должен находиться в прямом положении, сгибаются только руки
  • выполнять максимум 10 раз
  • еще один вариант выполнения — плавно опуститься на пол в такой очередности — колени, таз, корпус, так же плавно нужно выходить наверх в исходное положение

Для чего нужна утренняя зарядка для школьников

Ученые доказали, что зарядка ускоряет процесс пробуждения, улучшает общее состояние физического здоровья, укрепляет силы и добавляет уверенности

Особенно важной является утренняя зарядка для детей дошкольного и школьного возраста, скелет которых сформирован еще недостаточно прочно

Преимущества утренней зарядки и ее действие на детский (да и взрослый) организм очевидны:

Во-первых, утренняя зарядка помогает проснуться и увеличить продуктивность будущего дня в школе. Пропуск одного- двух дней зарядки приведет к сонливости и рассеянности школьника. Неудивительно, что он ничего не запомнит на уроке или получит плохую отметку, будет «витать в облаках» или откровенно зевать.

Во-вторых, систематическая утренняя зарядка укрепляет иммунитет, поэтому полагается, что ребенок, который регулярно выполняет физические упражнения, будет болеть меньше. Ведь хороший иммунитет способствует уменьшению разных болезней и простуд.

В-третьих, зарядка существенно улучшит кровообращение, что поможет запустить в действие все системы организма, придаст бодрости и собранности в классе.

В-четвертых, утренние упражнения закаляют человека, делают его устойчивым к стрессовым ситуациям и более активным. В ежедневной школьной рутине, особенно в осенне-зимний период, дети максимально подвержены развитию стрессовых состояний или депрессии.

В-пятых, зарядка дисциплинирует. Если ребенок заставит себя просыпаться пораньше и делать короткую разминку – это уже победа. Это поможет адаптироваться ребенку во взрослой жизни, где мало «хочу» и много «нужно».

И последнее, дети школьного возраста огромное количество времени проводят в сидячем положении (уроки в школе, а это 60% дня плюс исполнение домашнего задания), поэтому часто страдают от болей в спине и искривлений осанки. Зарядка поможет систематизировать то минимальное количество активности ребенка, которое нужно для нормального развития и предотвращения этих болезней.

Напрасно некоторые родители считают, что ребенку достаточно после школы подготовиться к урокам на следующий день. Активные игры с одноклассниками и друзьями во дворе необходимы школьнику, но лучше уметь правильно организовывать досуг ребенка. Просмотрите его расписание, выделите время на подготовку домашнего задания, а часто свободного времени выделите на посещение кружков или секций. Это приучит ребенка не только к самоорганизации, но и положительно скажется на его всестороннем развитии, поможет стать более общительным и коммуникабельным. К тому же, ему не придется бес толку болтаться на улице, вместо этого он будет занят важными и полезными делами.

Зарядка под музыку во второй младшей группе

Длительность утренней гимнастики для детей 3–4 лет составляет 5–6 минут. Содержание гимнастических комплексов слегка усложняется по сравнению с первой младшей группой: движения носят подражательный характер, но в одном упражнении может сочетаться несколько различных имитаций («Кошка крадётся, мышонок шуршит»). Добавляются новые атрибуты.

Для зарядки с младшими дошкольниками подойдут весёлые песенки, частушки, потешки

Видео: утренняя зарядка с музыкальным сопровождением во второй младшей группе

Watch this video on YouTube

На видео представлено грамотно подготовленное занятие: использование мотивирующего начала (персонаж Солнышко приходит в гости к ребятам), музыкальное сопровождение ритмичное и мажорное. Минус в показанной зарядке один — воспитатель и некоторые из детей не в спортивной одежде. Согласитесь, педагогу выполнять гимнастические движения в узкой юбке и на каблуках как минимум неудобно

А внимание одной девочки часто было занято сарафанчиком, который приходилось держать за подол во время зарядки

Таблица: комплексы основных (общеразвивающих) упражнений для детей 3–4 лет

Комплекс ОРУ Вариант музыкального сопровождения
«Осень»
  1. Ходьба в колонне по одному с подниманием и опусканием рук (с листочками).
  2. Приседания.
  3. Ходьба с высоким подъёмом колена.
  4. Приседания,
  5. Прыжки.
Песни «Я с листочками хожу» и «Дождик, дождик на дорожке».
«Игрушки»
  1. Ходьба в колонне по одному на носочках.
  2. Лёгкий бег.
  3. Наклоны в сторону.
  4. Приседания.
  5. Прыжки на двух ногах.
Песенка «Уборка игрушек», музыкальная композиция «Танец с мячиками».
«Солнышко лучистое»
  1. Потягивания.
  2. Дыхательное упражнение.
  3. Повороты головой влево-вправо, наклоны вперёд-назад.
  4. Махи руками в стороны и вверх с добавлением ходьбы на месте.
  5. Наклоны туловища вперёд, пальцы касаются пола.
  6. Приседания.
  7. Прыжки на месте.
  8. Ходьба на носочках с поднятыми руками.
Аудиозапись утренней зарядки «Солнышко лучистое» («Эй, лежебоки, ну-ка вставайте!»).

Укрепят детский организм! Силовые тренировки для 9 лет и спортсменов постарше

Силовые занятия при правильной постановке техники укрепляют детский скелет, ускоряют метаболизм, развивают выносливость и силу.

Как следствие, улучшаются показатели в спортивных дисциплинах (танцы, единоборства, бокс, лёгкая атлетика, командные игры и прочее).

Когда и как проводить?

Детская гимнастика проводится в форме игры. Для занятия нужно подготовить динамичную музыку. Делать упражнения под звуковое сопровождение не только весело, но и полезно. Музыка помогает поддерживать ритм и развивает слух. Также можно подобрать к движениям интересные названия (например, «а теперь сделай, как рыбка», «побудь немножко обезьянкой и сорви банан»). Другой вариант – проводить занятия гимнастикой под стишки (пример стихотворного комплекса упражнений ждет вас ниже).

Какие правила нужно соблюдать при проведении зарядки?

  1. Воздух в помещении должен быть свежим. Летом лучше перенести занятие на улицу.
  2. Выполнять упражнения нужно утром, в промежутке между гигиеническими процедурами и завтраком. В крайнем случае можно сделать гимнастику через 40-60 минут после еды.
  3. Взрослый должен следить, чтобы при выполнении упражнений ребенок делал вдох через нос, а выдыхал через рот.
  4. Если малышу года 3-4, длительность домашней гимнастики не должна превышать 15 минут. Оптимально делать зарядку около 10 минут, чтобы занятие принесло пользу и не наскучило.

Темы для утренней гимнастики в ДОУ

Для дошкольников обычные упражнения не интересны. Нужна увлекательная тема. Чтобы гимнастика доставила удовольствие и принесла хорошее настроение, да к тому же произошло закрепление уже полученных дошкольником знаний на тематических и творческих занятиях, воспитатели придумывают темы.

Например:

  • Поход в огород.
  • Осенняя прогулка.
  • Насекомые.
  • Лесные жители.
  • Зимняя прогулка.
  • Умный пешеход.
  • На корабле.
  • Пожарная команда.
  • Морское приключение (в гостях у русалочки).

Вариантом может быть множество, каждый комплекс имеет упражнения с характерными названиями: «Матросы», «Водоросли», Спящий мишка», «Белочка с орешками» и другие. Такие игровые упражнения детям интересно выполнять, обычная гимнастика превращается в интересную игру.      

Картотека для детского сада

В картотеке детского сада всегда много вариаций утренней гимнастики. Тематические, ориентированные на конкретный возраст комплексы упражнений детям нравятся, они выполняют их с удовольствием.

Утренняя гимнастика: движения со словами для детей младшей группы

Комплекс «Солнышко»

Начинается гимнастика со стихотворения:

(После этих слов ребята строятся в шеренги для выполнения упражнений).

(Дети маршируют).

(Дети маршируют в колонне).

(Строятся для выполнения упражнений).

Первое упражнение: «Куда спряталось солнышко»

(Упражнение выполняется так: поднимаются плечи и опускаются).

Второе упражнение: дети делают повороты корпусом вправо и влево

Третье упражнение: дети делают приседания, вытянув руки

Четвертое упражнение: тянуться вверх, подняв руки

Пятое упражнение: прыжки на месте

Шестое упражнение: ходьба

Утренняя гимнастика: движения со словами для детей средней группы

Комплекс «Зарядка для зайки»

Первое упражнение: ходьба на месте

Второе упражнение:  поднимать колени, шагая

Третье упражнение: бег

Четвертое упражнение: ходьба

Пятое упражнение: упражнения с обручем. Обруч поднимают, движение корпусом влево и вправо

Шестое упражнение: держа обруч, делать наклоны

Ходьба на месте

Утренняя гимнастика: движения со словами для детей старшей группы

Комплекс «На огородных грядках»

Первое упражнение – «Собираем фрукты»

Исходное положение – стойка. Первое действие – Ребята стоят, вытянув руки перед собой. Второе действие – Поднимаются на носочки. Третье действие – исходная позиция.

Второе упражнение – «Капуста»

Исходное положение – дети сидят «по-турецки». Первое действие – руки на пояс. Второе действие – поворот корпусом в одну сторону. Третье действие – поворот корпусов в другую сторону. Четвертое действие – вернуться в начальную позицию.

Третье упражнение – «Веселый кабачок»

Исходное положение – дети лежат на спинет. Руки при этом положены за голову. Первое действие – дети поворачивается на один бок. Второе действие – дети поворачиваются на другой бок. Третье действие – дети возвращаются в исходное положение.

Четвертое упражнение – «Яблочки»

Исходное положение – на спине. Первое действие – обнять руками согнутые колени. Второе и третье действия – раскачивание вперед и назад. Эти действия повторяются несколько раз. Потом ребенок возвращается в исходное положение.

Пятое упражнение – «Морковка»

Исходное положение – встать, ноги на ширине плеч, руки опущены. Второе действие – наклониться вперед. Действие третье – руки тянуть к носкам. Действие четвертое – распрямиться, вернуться в исходное положение.

Шестое упражнение: «Дотянись до вишенки»

Исходное положение – стойка. Первое действие – руки на пояс. Второе действие – прыжок. Третье действие – ходьба. Четвертое действие – прыжок. Пятое действие – ходьба.

Утренняя гимнастика: движения со словами для детей подготовительной группы

Комплекс «Веселая зарядка»

Первое упражнение: ходьба

Идет чередование с пятки на носок, потом подскоки, потом бег на носочках, потом просто ходьба

Второе упражнение: «потягушки», руки тянуть вверх

Третье упражнение: ноги поставить на ширину плеч, перекатываться с пятки на носок и обратно 

Четвертое упражнение: приседания

Пятое упражнение: лечь на спину, руками, садясь, достать носки кончиками пальцев рук

Шестое упражнение: дети строятся, потом бег, ходьба, дыхательная гимнастика 

Рефлексия проведения утренней зарядки

Утренняя гимнастика – это не просто набор упражнений, не просто набор команд и заданий

Ребенок, выполняя команды и повторяя упражнения, должен понимать всю важность зарядки. Зачем он ее делает, зачем нужны те или иные упражнения и почему важно выполнять их правильно

Правильная походка, правильная осанка, как нужно ставить стопы – все это необходимо для здоровья ребенка.

Перед гимнастикой помещение обязательно проветривают, в нем проводят влажную уборку.

В ходе проведения упражнений воспитатель следит за качеством выполнения команд, устраняет ошибки. Большая помощь в этом – словесный метод, особенно если идет работа с маленькими детьми. Обязательно должна быть похвала ребенку, который старается выполнять требования. В процессе гимнастики воспитатель нередко использует счет, помогая детям держать ритм. Для поддержания детского интереса нужно периодически то замедлять темп, то ускорять. Это необходимо делать, потому что дети не выдерживают монотонности. В конце гимнастики обязательно должны быть дыхательные упражнения.

После гимнастики дети чувствуют прилив бодрости, повышается настроение. С таким хорошим настроем дети начинают день в детском саду, у них появляется желание узнавать что-то новое, интересное. А начало положила правильно организованная утренняя гимнастика.

Утренняя гимнастика для детей в ДОУ

Утренняя зарядка – это не просто несколько упражнений, это целый комплекс, специально подобранный для всех мышц

Причем важно не только окончательно разбудить ребенка, но и дать детям возможность выполнять общее дело в коллективе. Такое общение помогает снизить внутреннее напряжение, которое невольно овладевает ребенком после того, как родители уходят, а он остается без них на целый день

Цели

Целями утренней зарядки можно считать:

  • организацию общения детей во время двигательной активности;
  • снятие нервного напряжения ребенка и настрой его на позитив;
  • воспитание дисциплины. 

Задачи

Перед воспитателем, инструктором физкультуры стоят следующие задачи:

  • настроить организм ребенка на активную работу;
  • повторить уже пройденный материал, в данном случае – упражнений;
  • получить новые знания, в данном случае – разучить новые движения, которые помогают стимуляции всех органов;
  • дать понятие о дисциплине, закрепить умение работать в коллективе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наш детеныш
Добавить комментарий