Как проверить слух у детей? тест на слух. строение уха человека: схема

Как реагирует на звук новорожденный

Когда ребенок начинает ползать

Родители чаще всего беспокоятся, потому что их реакция на услышанное значительно отличается от детской. Это сбивает их с толку.

Нормальна ли резкая реакция

Если ребенок резко вздрагивает, это не означает, что с психикой крохи что-то не так. Более того, это признак нормального слуха. Через некоторое время ребенок привыкает к разным источникам шума. До двух месяцев реакции могут быть несколько судорожными, после этого они становятся более упорядоченными. На этом этапе развития младенец легко слушает спокойную речь.

Аудиоскрининг младенца

Особенно резкая реакция нормальна, когда звук был неожиданно громким или появился внезапно. Впрочем реакции младенцев отличаются уже с внутриутробного периода. Одни дети легче адаптируются к шуму, другие – тяжелее. Постепенно приучать кроху к звукам нужно с самых пеленок. Слышит ли новорожденный ребенок тихие звуки? Да, но не реагирует на них.

Методы проверки слуха

Существует ряд методов проверки слуха, которые можно успешно применить в домашних условиях.

Проверка слуха громкой речью или же шепотом

Самый простой из них, это проверка слуха громкой речью или же шепотом. Здесь не понадобятся накрученные японские компьютеры или немецкие механизмы, изготовленные со швейцарской точностью. Достаточно находиться в помещении, где существует возможность двум людям находиться на расстоянии семь метров.

Проверяемый человек отходит на расстояние около шести метров от проверяющего, поворачивается к нему только одним ухом, а второе закрывает, например, пальцем. Нормой является, если проверяемый повторил полностью все слова, произнесенные шепотом, причем предпочтительней произносить цифры.

Если же произнесенные фразы полностью не расслышаны, в этом случае следует уменьшить расстояние между ними, и поступать так до тех пор, пока человек не сможет повторить  все фразы в точности. Если шепот даже на маленьком расстоянии не слышен, следующую проверку начинают с разговорной речи, а второе ухо рекомендуют изолировать специальной щеткой.

Заткните указательным пальцем одно ухо, средним пальцем скребите по указательному, при этом будет создаваться «шум». Помощник должен стоять примерно в шаге и должен шептать числа, и нормальный слух даст возможность их услышать.

Если слух ухудшился вследствие патологии слухового нерва, то восстановлению он вряд ли подлежит, здесь важно не дать ухудшиться состоянию. Сопровождающую вашу жизнь и работу шумовую нагрузку следует снижать, ведь кроме ухудшения слуха, она моет привести и к болезням сердечно-сосудистой системы.. Метод «гороховых проб»

Метод «гороховых проб»

Известен и метод «гороховых проб», для осуществления которого следует подобрать четыре пластиковых контейнера от «Киндер-сюрприза». Один из них оставляем пустым, второй заполняем на треть горохом, третий гречкой, а четвертый манной крупой.

Для проведения тестирования диагностике для ребенка выбирают наиболее удобное положение. Он может лежать, сидеть или находиться на руках. Проводящий исследование человек должен встать лицом к ребенку и наблюдать реакцию ребенка на звук.

Процедура диагностики заключается в том, что в одну руку берется пустой контейнер, а в другую наполненный, и их следует одновременно трясти на расстоянии до тридцати сантиметров от правого и левого уха синхронными движениями. Начинают с манки и, если по реакции ребенка слышно, что он различает шелест манки, слух у него хороший, и дальнейшие испытания можно не проводить. Однако, малыши, возрастом до четырех месяцев могут шуршание манки и не расслышать, для такого возраста, это вариант нормы, и испытания продолжаются уже с гречкой и горохом. После наступления возраста в четыре месяца должны хорошо распознаваться звуки от всех заполненных коробочек, в противном случае следует обратиться к лор врачу.

Реакцией ребенка может являться неотрывный взгляд  в сторону источника звука, активные движения, или наоборот, замирание при появлении звука, могут потянуться ручки  к коробочкам и другие свидетельства того, что что-то привлекло его внимание. Однако, если проводить подобное испытание слишком часто, ребенок может быстро привыкнуть к этим звукам и должным образом реагировать уже не будет, а испытание потеряет смысл

Однако, если проводить подобное испытание слишком часто, ребенок может быстро привыкнуть к этим звукам и должным образом реагировать уже не будет, а испытание потеряет смысл.

Нарушения слуха у детей

К сожалению, некоторые дети страдают нарушениями слуха различной степени. Таких малышей не так уж мало — 15 новорожденных из 1000. Правда, тяжелые поражения, такие, как глухота или сильная тугоухость, встречаются лишь в 0,5% случаев. Причины нарушений самые разные. Их принято делить на врожденные и приобретенные. К врожденным относят генетические отклонения и наследственность.

Поражения слуха могут появиться также вследствие недоношенности (вес при рождении менее 1500 г), гипоксии, остановки дыхания у младенца во время родов, из-за родовых травм, злоупотребления во время беременности алкоголем, наркотиками. Иногда такие негативные последствия могут наступить по причине заражения мамы во время беременности краснухой, герпесом, гриппом, токсоплазмозом — заболеваниями, которые особенно опасны в первые четыре месяца беременности.

Впрочем, ребенок может родиться с хорошим слухом, но потерять его (или частично потерять) из-за осложнений после бактериального менингита, энцефалита, тяжелых форм кори, свинки, хронического воспаления уха, несчастных случаев (различных травм), химиотерапии, применения ототоксических средств (особенно некоторых антибиотиков).

Беда в том, что неспециалисту в первые месяцы жизни распознать нарушения слуха у малыша довольно затруднительно. Даже полностью лишенный слуха младенец плачет в моменты дискомфорта и может ворковать, «гулить», когда ему хорошо. Поэтому родные и не подозревают, что у ребенка могут быть проблемы со слухом. Только когда другие дети начинают лопотать более-менее осмысленно, отзываться на свое имя, выполнять просьбы, у взрослых могу возникнуть подозрения, что у их малыша не все в порядке со слухом: ребенок все время молчит, не реагирует на просьбы, громкие звуки, музыку. Но даже в этом случае родители далеко не всегда идут к врачу, а обращаются к медикам, когда время уже упущено.

Признаки хорошего слуха

Понять, что грудничок слышит, достаточно просто: через несколько недель с момента рождения он начинает вздрагивать, услышав громкие звуки.

Месячный грудничок сосредотачивается, замирает, когда с ним начинают говорить

С трех месяцев младенец начинает негативно реагировать на резкие звуки. Звонок телефона, шум пылесоса провоцируют вздрагивание, широкое раскрытие глаз, плач, крик.

Показателем отсутствия проблем со слухом является лепет, гуление. Четырехмесячный грудничок лепечет, увидев родного человека. Постепенно малыш начинает произносить слоги.

Плохо слышащий ребенок также лепечет, но дальнейшее развитие речи не наблюдается.

Описание результатов аудиологического скрининга

Даже те родители, которые знают ответ на вопрос, что это такое аудиологический скрининг новорожденных, часто не знают, каким образом оценивают результаты контроля и как определяют патологию. При проведении скрининга определение рефлекса новорожденных является главным критерием оценки способности малыша воспринимать информацию на слух.

Нормальный слух

Если на экране прибора появилось слово «Pass», это говорит о том, что:

  • тяжелых нарушений слуха нет;
  • ребенок способен слышать окружающие звуки и обращенную к нему речь;
  • тестирование на тугоухость показало отрицательный результат;
  • слуховые функции у младенца не нарушены.

Такой результат, несомненно, обрадует родителей.

Нарушенный слух

Если тестирование показало наличие тугоухости, такой результат свидетельствует о том, что слуховые функции малыша частично или полностью нарушены. В первом случае ребенок слабослышащий, во втором случае – глухой. Таким детям требуются особые условия для правильного развития и роста.

Внимание! Не стоит сразу впадать в панику, если скрининг покажет какие-либо нарушения или даже патологию. Обычно в этом случае педиатр-неонатолог предлагает родителям сдать тест еще раз и снова оценивает результаты

Тревога может быть ложной при наличии определенных погрешностей в работе аппаратуры, особенно, если используется старое диагностическое оборудование, и диагностика осуществляется неопытным специалистом.

Тест для детей после года

После года ребенок становится старше и отклонения заметить проще, главное — проявить внимательность и знать ответы на следующие вопросы:

  1. Замечает ли ребенок, что кто-то говорит с ним, если не видит его?
  2. Часто ли ребенок переспрашивает, когда вы к нему обращаетесь?
  3. Не проявляет ли ребенок повышенного внимания к мимике говорящего?
  4. Прибавляет ли он чрезмерно громкость на телевизоре?
  5. Не замечали ли вы, что ребенок не слышит голоса, звучащего по телефону? Не прикладывает ли трубку то к одному уху, то к другому?

Если вас интересует вопрос, как проверить слух у ребенка 3 лет, то проверьте его реакцию на простые звуки музыкальных игрушек (губная гармошка, барабан или дудочка). Как ребенок ориентируется в пространстве, когда вы воспроизводите звук, перемещаясь вне поля его зрения? Если он поворачивает головку, замирает, начинает активно двигаться в поиске источника раздражителя, то все нормально и поводов для беспокойства нет.

Заметив подобные отклонения, следует посетить сурдолога для получения консультации и дальнейшего плана действий.

Если малыш не прошел аудиоскрининг

Родителям нужно понимать, что отрицательный результат скрининга – не повод обрекать себя и своего малыша. И даже повторный отрицательный результат обследования не может говорить о наличии отклонений или патологии, а лишь служит поводом к дальнейшим исследованиям слуха маленького ребенка.

Методики проверки слуха имеют некоторую погрешность. Так, например, исследование на определение реакции мозга на звук способно дать до 4 % ложных результатов, а результат проверки внутреннего уха может быть неверным в 21 % случаев. Именно поэтому о наличии патологии можно говорить только после аудиологической проверки, которая осуществляется с участием врача-сурдолога. Также проводится ряд дополнительных исследований.

Как проверить слух месячного ребенка?

Комплексное сурдологическое обследование детей раннего возраста появилось благодаря методике, изобретенной в далеком 1976 году Деброй Хасс и Джеймсом Джергером. Ее основным принципом является то, что в педиатрической аудиологии верный диагноз можно поставить, пройдя лишь несколько тестов, а не один. Поэтому диагностика слуховых способностей малыша должна включать в себя поведенческую аудиометрию, а также общие методы исследования в комплексе. Современные способы исследований состоят из:

  1. Аудиометрии поведенческой (в зависимости от возраста малыша).
  2. Аудиометрии объективной.
  3. Аудиометрии импедансной.
  4. Регистрации отоакустической эмиссии.
  5. Регистрация КСВП (коротколатентных слуховых вызванных потенциалов).

Итоги поведенческих измерений звука должны быть подтверждены результатами объективной аудиометрии, так как каждый из тестов помогает отдельно исследовать нужный участок слухового органа.

После тщательного анализа полученных результатов доктор собирает все сведения в единое целое и воссоздает реальную картину состояния ребенка. Но как сурдолог проверяет слух у детей? Исходя из общих принципов аудиодиагностики в младенческом возрасте, врач испытывает поведенческие реакции в ответ на звуковой раздражитель, после чего делает выводы.

Старше 3 лет

Если к этому возрасту нет речи, то стоит задуматься о посещении врача. Отсутствие реакции на речевое обращение, просьбу —  расценивается, как повод для беспокойства.

Ребенок может реагировать на колебания воздуха, движения губ, поэтому при проверке слуховых функций не рекомендуется использовать игрушки с пищалками, хлопки, другие движения, которые взывают эти самые колебания.

Но можно провести следующий тест, который потребует от родителей определенной подготовки:

Таблица 4.

Что потребуется:

Как проводить:

Оцениваем реакцию:

Три различные, герметичные баночки.

Берем одну баночку и начинаем ей трясти перед ребенком, который сидит спиной.

Сидя спиной, малыш должен повернуть голову в сторону звука.

Две заполняем различным материалом.

Затем повторяем манипуляции, но с другой.

Если он это делает и при использовании пустой баночки, то, значит, реагирует на колебания воздушных масс.

Одну: сушенным горохом.

Потом берем 3, пустую баночку и повторяем все манипуляции.

Если реакция отсутствует вовсе, необходимо проконсультироваться с врачом.

Другую: рисом или гречкой.

Потеря слуха может произойти в любом возрасте. Дети, рожденные раньше срока, с различными нарушениями в работе ЦНС, синдромом Дауна предрасположены к подобным проблемам. По этой причине, стоит на разных этапах развития производить проверки, посещать докторов.

Не стоит терять бдительности, когда в раннем возрасте малыш перенес отоларингологическое или иное, тяжелое заболевание (вирусная инфекция, нейро-инфекция), которое могло привести к нарушению этой функции.

Как проверить слух у новорожденного

Взрослые не осознают, насколько наш мир наполнен различными звуками. Начиная с 20 недели внутриутробного развития, ребенок способен слышать перистальтику кишечника, биение материнского сердца, голос мамы и папы, музыку. После рождения у ребенка должен развиться навык естественного слушанья. Это определяет его способность не только слышать, но и говорить.

Развитие слуховой системы малыша стимулируется поступающими извне шумами и к 9-10 дню малыш уже вздрагивает при резких звуках. Начиная с 20 дня, малыш уже прислушивается и пытается искать источник речи и голоса. В возрасте три месяца малыш может откликаться на голос мамы, искать ее глазами ориентируясь на звуки речи. В возрасте шесть месяцев большинство детей начинает лепетать – произносить отдельные слови многократно.

Потеря слуха у малышей может быть врожденная или приобретенная. Выявить нарушение слуха у пациента в детстве следует как можно раньше, чтобы определиться с необходимой коррекцией. Проверка слуха у детей осуществляется специалистами в лечебном учреждении. Родители могут провести самостоятельно домашний тест. Для детей возрастом до года хорошо себя зарекомендовал метод гороховых проб.

Для его проведения три небольшие закрытые емкости (например, коробочки из-под чая) заполняют на 30% манкой, горохом и пшеном. Каждая баночка благодаря этому будет создавать определенный уровень шума. Горох – 70 дБ, гречка-50 дБ, тише всего манка – 30 дБ. Потребуется еще одна пустая банка.

Малыш должен быть спокойным, сытым. Тест проводят в домашней, привычной обстановке. В руки берут две баночки – пустую и с манкой. На расстоянии трети метра от ушек ребенка трясут емкостями. И обязательно следят за реакцией малыша. Определяет ли он источник звука, реагирует ли на звуковое раздражение. Если реакции нет, то манку меняют на гречку. При негативном результате гречку меняют на горох.

При проверке слуха у деток старше года следует задействовать помощника. Гороховые пробы уже не подойдут, так как в таком возрасте ребенок легко отвлекается. Попросите помощника отойти на расстояние 6 метров и шепотом позвать по имени малыша. В норме ребенок должен услышать и прореагировать – обернуться, отозваться, вздрогнуть.

Обратите внимание, что до 4 месяцев гулят все дети, даже от рождения глухие. Если ребенок не произносит первые слова к году, и не говорит простые слова к полутора – это повод проконсультироваться у сурдолога

В этом возрасте еще можно произвести коррекцию проблемы. После трех лет, к сожалению, может быть поздно.

Проверка слуха дома

Родители в 1 месяц могут самостоятельно проверить слух у младенца. Для этого нужно незаметно подойти к грудничку с незнакомым источником звука (дудочка, колокольчик) и понаблюдать за реакцией.

Можно это сделать, когда кроха только уснул. Но громких звуков издавать нельзя: они способны напугать малыша. Достаточно просто кашлянуть, потереть руку о руку.

Нормальной реакцией будет, когда грудничок:

  • проснется;
  • широко откроет глаза;
  • начнет двигать ручками, ножками;
  • вздохнет;
  • изменит выражение лица.

С двух месяцев малыш начинает издавать первые звуки, а с четырех способен радостно реагировать, услышав звук любимой музыкальной игрушки. При нормальном слуховом восприятии навыки постоянно совершенствуются.

Что делать, если подозреваете тугоухость у ребенка

Есть несколько простых тестов, которые помогут понять есть ли у малыша нарушения слуха или они отсутствуют. Что нужно делать:

  1. Обратиться к ребенку с определенной просьбой, не сопровождая речь какими –либо телодвижениями (жестами, артикуляцией).
  2. Издать характерный, громкий звук, неподалёку от ребенка и оценить его реакцию.
  3. Просто поговорить, не выражая эмоций, без улыбки, выражая свое настроение интонацией голоса.
  4. Считается, что малыши с плохим слухом отлично спят, их не тревожит громкая музыка, посторонние звуки с улицы, даже лай собаки не вызывает никаких эмоций, если ребёнок не видит животного.

На тугоухость новорожденных проверяют педиатры в роддоме, обследование проводят при помощи аппарата. После процедуры повторяют, слух проверяют повторно, с учетом особенностей развития, происходит это уже в кабинете отоларинголога, когда ребенку исполняется месяц.

Но проблемы могут проявиться позже, к полугоду или даже к году, в зависимости от их специфики. Малыш может утратить слух частично или полностью в результате перенесенного вирусного, инфекционного или иного заболевания.

Алгоритм действий родителей, при наличии подозрений на тугоухость у ребенка:

  • стоит в незамедлительном порядке обратиться к врачу с жалобой и пройти адекватное обследование;
  • проверить слух привычным способом, обратившись к сыну или дочери шепотом.

Как на привычном, стандартном отоларингологическом осмотре, закройте одно ухо малыша рукой и попросите его повторить номер цифры (скажи семь). Повторите процедуру с другим ухом. Это поможет понять есть ли проблемы или они отсутствуют.

Некоторые заболевания психического характера могут сопровождаться схожей симптоматикой. Ребёнок плохо разговаривает, не реагирует должным образом на речь и отстает от сверстников в развитии. Но, при этом, его слуховые функции не нарушены. К таким болезням стоит отнести аутизм, синдром дефицита внимания и гиперреактивность.

Характерной чернотой проблем со слухом считается снижение концентрации внимания. Ребенок быстро устает, при аналогичной нагрузке, что и у сверстников.

Особенности детей с нарушением слуха

Дети с этой патологией разной степени обладают рядом особенностей психоэмоционального развития. Нарушение получения и восприятия звуковой информации не дает им полноценно развиваться и приобретать необходимые для жизни навыки.

При проблемах со слухом в первую очередь страдает навык развития речи. То, насколько будет выражено отклонение речи, определяется степенью нарушения слуха. Дети, которые глухи с рождения, без специальной подготовки не могут овладеть навыками речи.

Центр слуха тесно связан с речевыми процессами. Без слухового центра понимание языка становится невозможным.

У слабослышащих детей речевое развитие сильно страдает, и они значительно отстают от сверстников. Отсутствие слуха и, как следствие, речи приводит к формированию определенных особенностей ребенка:

  • трудности с восприятием абстрактных понятий;
  • нарушение связи между причиной и следствием;
  • нарушение возможности делать выводы от общего к частному и наоборот;
  • нарушением памяти;
  • эмоциональная заторможенность.

Частичная изоляция от окружающего мира из-за отсутствия слуха и затруднения речевого общения приводят к сложностям в социализации и к трудностям адаптации в обществе и среди сверстников

Это объясняет важность своевременного раннего выявления нарушений слуха и их коррекции с помощью различных методов

Аппаратные обследования

Самым простым методом исследования слуха является определение шепотной речи и проверка реакции на звуковые ощущения. У детей младшего возраста используют аппаратные методы исследования.

Какие методики могут быть использованы для определения слуха:

  1. Фиксация отоакустической эмиссии.
  2. Аудиометрия (поведенческая).
  3. Импедансометрия.
  4. Регистрация КСВП (коротколатентные вызванные слуховые потенциалы) или метод ABR.

Каждый из этих методом обладает своими преимуществами и назначается доктором для проверки работы разных отделов слухового анализатора.

Определение реакции мозга на звук (ABR)

Регистрация КСВП (синоним ABR) представляет собой методику, которая основана на улавливании импульсы внутренних волосковых клеток улитки, слухового нерва в ответ на действие звуковых раздражителей.

Для чего используется этот метод у детей:

  1. Скрининговый метод диагностики у новорожденных.
  2. Диагностика центральной и периферической патологии слуха.
  3. Дифференциальная диагностика слуховой нейропатии.
  4. Оценка показаний к кохлеарной имплантации и постановке протезов.
  5. Расчет показателей при слухопротезировании.

Принцип метода основан на том, что в ответ на действие звукового сигнала наши рецепторы генерируют специальные импульсы, которые можно зафиксировать с помощью этого прибора. Для стимуляции используют короткие звуки одного тона или щелчки. В ответ на стимуляцию получают ответ, который на мониторе построен в виде графической кривой с 7 пиками. Каждый из пиков характеризует свою область:

  • 1 и 2 — отвечают за слуховой нерв;
  • 3,4 и 5 — активность ствола мозга.

При скрининге оценивают 5 пик. Именно на него ориентируются при оценке степени снижения слуха. Для оценки важна амплитуда и частота пиков.

Ключевым моментом является подготовка к исследованию и квалификация специалиста. У детей этот метод проводят в состоянии сна, иначе возникают помехи, вызванные электрофизиологическими импульсами от других структур.

Проверка внутреннего уха (ОАЭ)

Отоакустическая эмиссия представляет собой звук, который генерируют волосковые клетки улитки. Она бывает спонтанной (возникает самостоятельно в состоянии звукового покоя) и вызванной, которая возникает в ответ на действие звуковых раздражителей.

Для проверки слуха регистрируют вызванную отоакустическую эмиссию, которая возникает в ответ на действие звукового тона. Этот метод является обязательным исследованием для проверки слуха у новорожденных детей. Отсутствие ОАЭ говорит о том, что возможно имеются проблемы со слухом у малыша. При отрицательном результате требуются дополнительные методы исследования, чтобы подтвердить или опровергнуть диагноз тугоухости.

Импедансометрия

Включает в себя два компонента: тимпанометрию и регистрацию рефлекса стапедиальной мышцы (рефлексометрия).

Для проведения тестирования помещают прибор в наружный слуховой проход. При этом там происходит измерение давления, а прибор воспринимает отраженный звук от перепонки. Дополнительно фиксируют сокращение стапедиальной мышцы в ответ на действие звукового сигнала.

Метод помогает в дифференциальной диагностике поражения системы звукопроведения и звуковосприятия, а также дает возможность проверить состояние структур среднего уха, расположенных за барабанной перепонкой.

Дополнительное обследование

Если результат аудиоскрининга отрицательный, специалисты дают направление на прохождение дополнительных обследований, в том числе:

  • осмотр и консультация ЛОРа, который оценивает строение уха и ушной раковины малыша;
  • импедансометрия, которая включает в себя тимпанометрию и акустическую рефлексометрию;
  • объективная аудиометрия КСВП;
  • игровая тональная аудиометрия;
  • сурдопедагогическое обследование, на котором педагог, имеющий специальное образование, дает оценку поведенческим реакциям крохи на различные звуки;
  • генетическое обследование, целью которого является определение наличия в организме малыша гена, вызывающего тугоухость.

Только по результатам всех вышеперечисленных исследований, специалист может говорить о наличии патологии, о степени тяжести отклонения.

Как проверяют слух у новорожденного в роддоме? Описание процедуры

Как проверяют слух у новорожденного аппаратом? Обследование проводится в два этапа. Первый — в стенах родильного отделения через несколько дней после появления на свет новорожденного.

  • В ухо спящего малыша специалист вводит наконечник от аудиологического прибора.
  • Затем с помощью специального устройства создается звуковой сигнал, который попадает в наружное ухо крохи через трубку.
  • В завершение прибор фиксирует показатели остроты слуха малыша по данным, предоставленным от электродов, которые, в свою очередь, регистрируют всплески активности в определенных зонах головного мозга младенца при обработке звуковых сигналов, которые производит прибор.

Нельзя проводить обследование, если у ребенка заложен нос. Это может значительно исказить результаты аудиоскрининга.

Тестируем самостоятельно

Можно использовать простые тесты, которые легко провести в бытовых условиях, что нужно сделать.

Таблица 1. Как самостоятельно проверить слух ребенка

Обратить внимание на взгляд малыша.
Если он смотрит на губы, пытается понять артикуляцию, то велика вероятность, что у него есть нарушения слуха.
Звонок по телефону может разъяснить ситуацию.
Если в процессе, сын или дочь прислушиваются сильно, перекладывают телефон от одного уха к другому, то велика вероятность наличия проблем

Но предварительно стоит проверить аппарат на исправность.
Дети с подобными нарушениями, часто погружаются в нереальный мир.
Они увлекаются музыкой или мультиками, но в силу нарушений слуховой функции, стараются не упустить ничего важного
Садятся прямо перед динамиком телевизора или около колонки компьютера и внимательно сгущают.. Несложно понять, что малыш имеет какие-то проблемы, если его возраст превышает 3 года

Достаточно проанализировать его поведение, сравнить с поведением сверстников

Несложно понять, что малыш имеет какие-то проблемы, если его возраст превышает 3 года. Достаточно проанализировать его поведение, сравнить с поведением сверстников.

Простые способы проверки слуха:

Нет реакции на громкий звук, отсутствует характерное вздрагивание.
При громком включении музыки или телевизора, малыш продолжает играть, не обращая внимание на происходящие события.
Не может повторить или воспроизвести звуковой ряд или делает это ненадлежащим образом, оставляет просьбы без внимания.
Малышей с такими проблемами не интересуют музыкальные игрушки, они не реагируют на них или выдают слабую реакцию, на долго не задерживая внимание.
Еще стоит оценить речь, если в момент общения сын или дочь издает громкие звуки, часто кричит, когда этого не требует ситуация – стоит обратиться к отоларингологу за помощью.

Банальное включение телевизора в комнате, отсутствие на это событие реакции, можно расценивать как наличие определенных проблем. Пожалуй, это самый простой тест, который применяют к детям.

Общая информация

  • компьютерная аудиометрия – один из самых достоверных методов определения слуховой чувствительности, который используется для обследования новорожденных и взрослых;
  • поведенческая аудиометрия – применяется для определения порога слышимости у детей в возрасте от 5 до 36 месяцев;
  • игровая аудиометрия – рассчитана на проверку качества слухового восприятия у детей в возрасте от 3 до 5 лет.

Для обследования детей школьного возраста применяют «взрослые» методики, к числу которых относят речевую и тональную аудиометрию. При этом остроту слуха сурдологи определяют с помощью камертонов по методикам Швабаха, Ринне или Вебера.

Как понять, что у ребенка нарушение слуха

Есть несколько признаков, на которые стоит обратить внимание, они напрямую или косвенным образом говорят о том, что со слухом у малыша есть определенные проблемы

Когда «стоит бить тревогу»:

  1. Если ребенок не реагирует на громкие звуки, что свойственно человеку, не вздрагивает.
  2. При обращении по имени, не смотрит в глаза, не отзывается, плохо понимает речь.
  3. Если в момент разговора, смотрит не на глаза, а на губы собеседника, ждет подсказки жестами.

Первые признаки тугоухости или других проблем со слухом появляются уже в 6 месиве, если обратить на них внимание, то можно скорректировать состояние, при этом поведение не пострадает. Если не предпринимать мер, то могут возникнуть следующие проблемы:

Если не предпринимать мер, то могут возникнуть следующие проблемы:

  • ребенок неизменно будет отставать в развитии, причем пострадает не только речевая функция, с возрастом проявятся и нарушения интеллекта;
  • дети с подобными проблемами ведут себя не так, как сверстники, проявляют агрессию, нервничают в привычной, обыденной ситуации.

Ребенок с нарушением слуха будет вести себя особым образом, он не будет, в полной мере, понимать обращенную речь, реагировать на обращение по имени. Такие малыши плохо понимают просьбы, выполняют их время от времени или вовсе не понимают, о чем их просят родители. А вот жестикуляция, как и медленная артикуляция, облегчает задачу.

Что делать, если подозреваете тугоухость у ребенка

Проблемами слуха занимается сурдолог. Но в российских реалиях родителям стоит начать с визита к педиатру. Сообщите врачу о подозрениях и попросите дать направление к сурдологу. С направлением от педиатра за консультацию узкого специалиста не придется платить, если у ребенка есть полис ОМС.

Обратите внимание, нужна консультация именно сурдолога, а не отоларинголога (ЛОРа). Сурдолог – это дополнительно обученный оториноларинголог

Он знает о диагностике и лечение слуха все, в отличие от обычного «ухо-горло-носа». Традиционные методы ЛОР-лечения при тугоухости не эффективны.

Как проверяют слух у новорожденного в роддоме

Несколько человек из тысячи новорожденных детей рождаются с нарушениями слуха разной степени. Этот орган чувств является крайне важным для последующего психического, умственного и социального развития маленького человека.

Чем раньше заподозрить проблемы со слухом, тем быстрее можно принять меры в этом вопросе. Скрининговое исследование слуха проводят прямо в роддоме спустя несколько дней после рождения. Обследование занимает не более 5 минут и может выполняться во время сна ребенка.

Для скрининга обычно назначают исследование отоакустической эмиссии. При возникновении вопросов при получении результатов дополнительно проводят регистрацию слуховых вызванных потенциалов. Проведение этих исследований возможно с первого дня рождения ребенка, они абсолютно безвредные.

Тест для родителей малыша грудного возраста

Сразу же после рождения ребенка следует обращать внимание на его реакцию на звуковые раздражители. Если он регулярно не обращает на них никакого внимания, то следует насторожиться и ответить самим себе на вопросы, представленные ниже:

  1. Реагирует ли ваш малыш вздрагиванием на громкие звуки?
  2. Замирает ли он от громко звучащего голоса в первый месяц жизни?
  3. Поворачивается ли месячный малыш на голос, звучащий за его спиной?
  4. Есть ли реакция на материнский голос у трехмесячного малыша?
  5. Как четырехмесячный малыш реагирует на звук погремушки, поворачивает ли голову?
  6. Научился ли ваш двух- или четырехмесячный малыш гулению?
  7. Лепечет ли он в пятимесячном возрасте?
  8. Произносит ли кроха новые звуки в возрасте десяти месяцев?
  9. Понимает ли ребенок значения таких слов, как «папа», «мама», «дай», «нельзя», «пока» или «привет» в десятимесячном возрасте?
  10. Произносит ли он простые слова в годовалом возрасте?

Если на все вышеперечисленные вопросы вы можете ответить положительно, то никаких поводов для беспокойства быть не может.

Причины нарушений слуха

Все нарушения слуха у малышей можно условно подразделить на три разновидности:

  1. Сенсоневральная форма.
  2. Кондуктивная.
  3. Смешанная (кондуктивно-нейросенсорная).

Все они могут носить как патологический характер, так и быть приобретенными. Локализоваться могут одновременно в обоих ушах, но, как правило, затрагивают только одно ухо.

Кондуктивные нарушения развиваются вследствие травматизации уха или заболевания. Кроме того, кондуктивная тугоухость может появляться в результате аномалий развития среднего, наружного уха.

К кондуктивным нарушениям относятся также отиты любой разновидности, воспалительные процессы в глотке, носу, появление серных пробок, попадание в ухо инородных предметов. Как правило, нарушения такой формы с легкостью поддаются терапии.

К сенсоневральным нарушениям принято относить нарушения в строении среднего, внутреннего уха. Возникает подобная проблема вследствие травматизации среднего уха, недоношенности малыша, других дородовых заболеваний. В связи с этим сенсоневральные нарушения часто возникают из-за предрасположенности наследственного характера.

Следует обращать внимание на здоровье ребенка, если во время беременности у матери возникали следующие болезни:

  1. Паротит.
  2. Менингит.
  3. Воспаления вирусной природы, к примеру, краснуха, простуда, грипп.

Подобные нарушения способны спровоцировать и длительные курсы терапии антибиотическими препаратами.

К сожалению, терапия такого вида тугоухости (МКБ 10 — H90.3) занимает продолжительное время, период реабилитации затягивается. При этом в максимальном количестве случаев терапия оказывается нерезультативной. Восстановление слуха в таком состоянии является практически невозможным.

Смешанные нарушения развиваются в результате воздействия нескольких факторов одновременно. Терапия таких нарушений предполагает использование специальных медикаментозных средств и ношение специализированных звукоусилителей.

Методы проверки слуха рассмотрим ниже.

Заключение

Таким образом, при обнаружении первых симптомов нарушения слуха у маленького ребенка, важно как можно скорее обратиться за помощью специалиста, который определит причину нарушения и порекомендует эффективную терапию. Лечение тугоухости (МКБ 10 — H90.3) начинать следует своевременно, так как слух и способность разговаривать напрямую влияют на степень социализации ребенка и его дальнейшее развитие

Ни в коем случае не следует оставлять проблемы со слухом без какого-либо внимания. Ведь серьезные осложнения со слухом у ребенка может спровоцировать даже перенесенный беременной матерью грипп.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наш детеныш
Добавить комментарий