Способы, правила, рекомендации и методики приучения ребенка к горшку
Изобретение памперсов помогло облегчить жизнь мамам. Но теперь наступает время, когда придется, что называется, «засучить рукава» и набраться терпения. Процесс приучения малыша к горшку далеко не самый простой и быстрый. Некоторые советы более опытных мам окажутся кстати:
- Не стоит слишком настаивать на горшке в первый день, новая странная вещь может напугать. Ласково и спокойно поясните малышу, что это за предмет, посадите на него сначала любимую игрушку. Если ребенок привык к памперсам, то придется их снять. Старшие дети станут хорошим примером, ведь малыши зачастую копируют поведение своих братьев и сестер.
- Малыши в этом возрасте уже пытаются знакомиться со своим телом. Пояснения мамы, зачем нужны внешние выделительные органы, помогут понять, для чего существует горшок. Дети в состоянии ощущать, что находиться в описанных штанишках очень неприятно, и избежать этого поможет «дружба» с новым предметом.
- Нужно обязательно хвалить малыша, если освоение горшка проходит удачно. Положительные эмоции помогут закрепить новый навык. При неудачных попытках не стоит отчаиваться и ругаться, нужно терпеливо и ласково снова напоминать ребенку о горшке и возможности быть сухим и чистым.
- Придется постоянно следить за временем и высаживать малыша на горшок после сна, еды, некоторого времени бодрствования, пока он сам не станет напоминать о туалете при возникновении позывов. Ни в коем случае не стоит делать это силой, отчего у ребенка может возникнуть стойкое неприятие туалета. Спокойно и ласково нужно предлагать сходить на горшок.
- Пока формируется навык, новый предмет должен быть там, где постоянно находится ребенок, чтобы имелась возможность быстрого использования его в случае необходимости. Если горшок стоит, что называется, «под рукой», малышу при первых позывах легче до него добраться.
Если малыш упрямится и не желает ходить на горшок, следует придумать небольшие хитрости, чтобы сам процесс был более увлекательным. Например: читать в это время определенную книгу, играть в выбранную игрушку, что поможет ребенку расслабиться и забыть о своих страхах. Не стоит, однако, слишком увлекаться этим методом, чтобы не заменить естественный процесс игрой. Многим малышам интересен механический слив воды в унитазе. Можно воспользоваться этим и во время формирования привычки к горшку.
Не нужно спешить и с силой сажать на горшок. Чрезмерные усилия могут вызвать у малыша обратную реакцию, и в качестве протеста он будет делать «свои дела» где угодно, только не там, куда следует. При такой ситуации лучший выход – не вспоминать о горшке некоторое время. А пока мальчиков стоит поучить мочиться по-взрослому, стоя как мужчина, а девочкам «запустить ручеек» в ванне или тазу. Спустя несколько дней можно попробовать вернуться к горшку, но постараться не настаивать, а мягко предложить сесть и пописать.
Никогда не равняйте своего малыша с кем-то из детей и не сетуйте, если что-то не сразу выходит. Каждый ребенок индивидуален, и все получится, если относиться к нему с любовью и терпением.
Внимательный и спокойный настрой родителей поможет малышу быстрее понять, что от него хотят. Если он тужится, напрягается, краснеет, это сигнал к быстрой высадке на горшок. Несколько удачных попыток, и ребенок сам будет проситься в свой туалет.
Подытоживая все сказанное, можно сделать вывод:
- быстрый результат возможен, если ребенок уже достиг определенного психологического возраста;
- обязательна посадка на горшок после того, как ребенок проснулся, а если его одежда к тому же сухая, то увеличивается вероятность скорого формирования нового навыка;
- не стоит приучать к туалету нездорового ребенка: больной живот, вылезающие зубки и температура – повод отложить обучение на некоторое время;
- нельзя вызывать мочеиспускание при помощи звуков льющейся воды, сформировавшийся в результате рефлекс может сыграть с ребенком в будущем злую шутку;
- во время приучения к горшку не стоит сразу отказываться от подгузников;
- при неудачах нельзя ругать ребенка, нужно проявить больше заботы и терпения и все получится.
Не хочу — не буду! В чем кроются причины неудач?
Бывает, так, что родители твёрдо вознамерились привить чаду санитарные навыки, вся семья дни и ночи посвящает этому сакрально действу, а оно (то есть чадо) категорически не желает сдавать позиции и с завидным упорством продолжает делать свои «делишки» куда угодно, кроме заботливо предложенного горшка. Или того хуже – впадает в истерику при одном упоминании о ненавистном предмете. Не нужно отчаиваться или тем более ругать упрямца. Его нигилизм может иметь под собой вполне объективные причины:
- Ребёнок плохо себя чувствует. Даже самое незначительное недомогание является поводом отложить приучение до лучших времён. Более того, стоит подождать несколько дней после полного выздоровления. В этом деле спешка ни к чему. Не волнуйтесь – никто в школу в подгузниках не ходит, поэтому нечего «гнать лошадей».
- У малыша стресс. Дискомфорт может быть не только физическим, но и душевным. Маленькие дети пока не умеют выражать свои эмоции словами, поэтому сообщают нам о своих переживаниях любыми другими доступными им способами. Подумайте, что за последнее время произошло такого, что могло заставить непоседу нервничать? Возможно, вы вышли на работу, и кроха остался на попечении няни или бабушки? Или вы не так давно сменили место жительства? Причины могут крыться в самых, казалось бы, несущественных мелочах, вроде сломанной любимой игрушки или конфликта на детской площадке. Проанализируйте события недавнего прошлого и, возможно, вам удастся понять в чём дело.
- Вы купили не тот горшок. Причём вполне вероятно и даже почти наверняка, вы уделили его выбору столько внимания и времени, сколько не потратили на покупку смартфона для себя. Вы перелопатили кучу информации, перечитали все советы бывалых, изучили детские форумы и пересмотрели миллион пятьсот фотографий анатомически, эстетически и сенсорно «правильных» моделей, и всё равно принесли домой не то! На взгляд маленького привереды ваше приобретение окажется слишком холодным/твёрдым/широким/узким/страшным, в конце-то концов. Придётся проявить чудеса терпения, чтобы знакомство с новым предметом интерьера всё-таки состоялось. Ну, или плюнуть и купить новый, а то и вовсе попробовать специальную накладку на унитаз. Вдруг ваш малыш окажется не в меру взрослым?
- Ваш «ученик» ещё слишком маленький. Несмотря на все старания вы неправильно оценили степень его готовности, и он просто не понимает, чего вы от него так настойчиво требуете.
- Вы где-то перегнули палку. Вспомните, возможно, вы сами того не желая, сорвались и отругали малыша за промах или слишком настойчиво усаживали его горшок? Ребёнок мог испугаться, и в его голове сформировались плохие ассоциации с совершенно безопасным предметом. Не корите себя – сделанного не вернёшь, просто запомните, что любое проявление негатива с вашей стороны в таком деликатном деле ни к чему хорошему не приведёт.
Пошаговый план
Как приучить малыша к горшку, и сделать знакомство ребёнка с горшком легким и простым (личный опыт):
- Изменить свою родительскую позицию с №1 на №2.
Ребёнок – это нормальный маленький человек, который всем сердцем стремится жить по законам социума и быть похожим на вас, родителей! - С рождения давать ребёнку возможность пройти ВСЕ необходимые этапы знакомства с собственным телом! В какой-то момент найти свои половые органы, далее позволить почувствовать что эти «штучки» производят какие-то интересные вещи, и от этого бывает вначале тепло, а затем мокро и холодно
Знакомство с какашками ребёнок тоже должен пройти! Даже если Вам кажется что эту «фу-у-у», для него это ЦЕННОСТЬ! Он ЭТО сделал сам! И очень этим гордится.
Просто отнеситесь к этому как к неизбежному!
Подробнее про этапы развития мочеполовой системы ребёнка я рассказываю в курсе Как легко и быстро приучить ребенка к горшку?
- Днем дома — никаких подгузников! Подробнее о том как отучить ребенка от подгузников?>>>
Ребёнок дома находится в длинной (закрывающей попу) футболке, кофточке и т.д.
Ночью для сильно устающих мам, не придерживающихся теории высаживания, подгузник можно сохранить до 1 года. В год он исчезает и днём и ночью.
Используем на прогулку и только в холодное время года! Летом гуляем в штанишках и с сумкой запасных вещей!
- Горшок покупаем ПРАВИЛЬНЫЙ!
И появляется он у нас как интерьер мебели в районе годика!
Раньше нет смысла. Любая психологическая теория развития ребёнка скажет вам, что до года основная задача ребёнка – убедиться в надежности окружающего мира, в надёжности мамы, и делается это всё у мамы на ручках!
О выборе горшка смотрите мой ведеоурок:
- Создаем условия для знакомства ребёнка с горшком. Но не насилуем ребёнка!
НИКОГДА:
- Не держим ребёнка на горшке силой! Это ЕГО личное желание сесть и сидеть на горшке!
- Мама НИКОГДА не ругает ребёнка за промахи. Мама ТОЛЬКО хвалит ребёнка за успехи.
- Не угрожаем ребёнку и не ставим ультиматумов. «вот если не пописаешь на горшок, не пойдем гулять…», «покакал мимо – ходи в грязных штанах » и т.д.
- Терпеливо ждем, когда ребёнок САМ возьмёт контроль над своими туалетными делами.
Мы, как мамы, просто создаем условия!
Именно такого подхода я придерживалась при знакомстве с горшком с тремя моими дочками.
И, честно говоря, иногда, особенно со старшей, у меня возникали порывы заставить её, ускорить процесс, начать угрожать и унижать….
НО! я вспоминала базовую установку «Ребёнок стремится стать похожим на взрослых! Ему просто требуются условия и время!» и терпения прибавлялось!
С младшей весь процесс прошел спокойно, и я даже не могу сказать точно — в какой момент она стала регулярно ходить на горшок! САМА!
В помощь вам записан курс Как быстро и легко приучить ребёнка к горшку?
Рекомендую посмотреть!
Ошибки в приучении ребенка к горшку
Ребёнок боится какать: решаем деликатную проблему с осторожностью
Как научить ребенка вытирать попу самому
Мальчики и девочки
Обычно девочки приучаются к горшку раньше мальчиков. Это связано с тем, что задание обычно ложится на мать, которая естественно и уверенно объясняет и показывает все дочке. В свою очередь, малышки, желая походить на мам, будут их усиленно копировать.
Отличие полов при справлении малой нужды в том, что мальчики стоят, а девочки сидят. Но на начальном этапе сидя делают маленькие дела все. И лишь позже, копируя взрослых, детвора усваивает разницу.
Процесс приучения к горшку – это не только «пи-пи» и «ка-ка» в него.
Он включает в себя еще несколько моментов:
- подтирание попки;
- смывание содержимого горшка в унитазе;
- одевание;
- мытье рук.
Здесь открывается еще одна особенность горшковой гигиены для девочек. При вытирании попы с раннего детства необходимо научить малышку пользоваться бумагой, совершая движения спереди назад, а не наоборот. Это станет полезной привычкой на всю жизнь и предотвратит возможное попадание болезнетворных бактерий и возбудителей инфекций из прямой кишки в вульву или мочеиспускательный канал.
Действенные методики и этапы обучения
Решив научить ребенка ходить на горшок, запаситесь терпением и уделяйте крохе достаточно внимания. Первое знакомство с новым предметом гигиены не должно напугать малыша. Покажите горшок крохе и продемонстрируйте его назначение с помощью плюшевой игрушки или куклы.
Чтобы процесс прошел быстрее и легче, стоит:
- Действовать систематически.
- Держать горшок на видном месте.
- Пристально наблюдать за поведением ребенка.
- Надевать на малыша минимум одежды.
- Всегда высаживать после еды и после пробуждения.
- Ласково хвалить, подчеркивая то, что сухие и чистые трусики – это хорошо.
В процессе обучения не следует:
- Ругать ребенка и наказывать его.
- Слишком бурно радоваться и награждать малыша за каждую удачную попытку.
- Включать кран, чтобы звук журчащей воды «помог» ребенку.
- Усаживать на горшок силой.
- Сажать ребенка, если он уже научился делать это самостоятельно.
- Начинать приучение во время болезни.
- Ровняться на детей соседей и родственников, ведь каждый ребенок развивается индивидуально.
Как приучить к горшку за 7 дней?
Существует простая семидневная методика приучения к горшку детей старше 1,5 лет, которые хорошо понимают слова родителей и умеют снимать трусики.
Ее опробовали многие мамы, подтвердив эффективность такого подхода:
В первый день нужно сразу после пробуждения утром снять с ребенка памперс, надеть на кроху трусики, подчеркнув, что в них ходят все взрослые, после чего посадить малыша на горшок. Нужно постараться, чтобы кроха просидел на нем десять минут. Если такая попытка не будет результативной, высаживайте ребенка каждые 15 минут
Если результат оказался неудачным, не ругайтесь, а переоденьте ребенка и продолжайте часто предлагать горшок.
Во второй день не занимайте малыша какими-либо активными занятиями и прогулками, а уделите внимание закреплению навыка положительного общения с горшком.
В третий день, собираясь с крохой на прогулку, предложите посидеть на горшочке, а во время самой прогулки чаще интересуйтесь, не хочет ли ребенок в туалет. Можно захватить горшок на улицу или сходить с малышом в кустики.
К четвертому дню и родители, и ребенок уже примерно знают, когда требуется посидеть на горшке
Нужно чаще напоминать о нем ребенку, а каждую удачу отмечать похвалой.
За 3 дня
Как известно, «дорога» к горшку у большинства деток длительная, но бывают ситуации, когда малыша приходится поторопить, например, перед поездкой или началом посещения детского сада. Для таких ситуаций разработана экспресс-методика, требующая всего несколько дней. Отметим, что данный метод позволяет приучить ребенка находиться без подгузника только в период бодрствования, поскольку полный отказ от памперса требует намного больше времени.
- В первый день ребенку снимают подгузник, как только малыш проснулся утром. Кроха будет целый день бегать дома без одежды или в трусиках, а взрослые должны постоянно быть рядом, держа горшочек наготове. Заметив, что ребенок начал писать или собирается покакать, нужно сразу же усадить малыша на горшок. Это поможет ребенку установить взаимосвязь между такими его действиями и высаживанием. Все «попадания» отмечаем похвалой, а любые осечки не замечаем. Ваша цель – привить положительное отношение к горшку и понимание необходимости высаживания на него. Перед сном ребенку одевается подгузник.
- Во второй день планируют одну прогулку без подгузника. Отправляться на улицу стоит сразу же после того, как малыш успешно сходил на горшок. Обязательно нужно взять с собой чистую одежду. Непременно хвалим ребенка за все удачные «дела».
- В третий день выходим гулять без подгузника дважды. При этом высаживаем кроху на горшочек перед каждой прогулкой и сразу же, как вернулись с улицы.
Свободные тренировки
Этот метод заключается в быстром осваивании горшка в течение первых 2-3 дней, а потом процесс сводится к адаптации ребенка.
Сразу отметим, что для гиперактивных деток такие методы не подходят, а спокойным – можно предложить.
Анализ активности ребенка:
- Если он долго сидит на диване, значит, он пассивный.
- Длительная игра с одними и теми же игрушками говорит о спокойствии.
- Если малыш может часами смотреть мультики, петь песни и танцевать – это не повод считать его непоседой.
Многие мамы полагают, что ребенок, который не сидит за стулом, не ест самостоятельно, не может пролистать одну книгу до конца, является слишком активным и непоседой. Это не так, поскольку с научной точки зрения активные дети постоянно находятся в движении. Они могут сутками напролет двигаться, забывая о перерыве и приеме пищи. Такие дети часто засыпают там, где последний раз играли. Им не нужно читать сказки и укачивать.
Спокойные детки легко поддаются воспитанию и просьбам родителей. Они могут сделать то, о чем их просят, с первого раза взять ложку, покушав, легко идут на контакт с другими взрослыми и детьми. Отмечается у них и сопереживание к остальным детям, они способны пожалеть, успокоить, поделиться игрушками. С подобным ребенком можно позаниматься 1 день, чтобы приучить к горшку.
Для этого необходимо словами пояснить, что от него требуется, а действиями и жестикуляцией сопроводить сказанное. В итоге слушая взрослого, малыш одновременно будет выполнять просьбы.
Многие считают, что такой метод не дает ребенку высказывать свою позицию, а сотрудники ВОЗ рассматривают этот вариант приучения, как самый оптимальный.
К тому же такие дети нередко быстро учатся и другим моментам:
- Изучение навыков.
- Есть столовыми приборами.
- Самостоятельно вытирать рот салфеткой.
- Убирать крошки.
После приучения, ребенок сам сможет проявить интерес к горшку, и особых благодарностей не нужно, даже конфет. Не стоит опасаться надевать ему одежду, он с радостью спустит штаны и сделает свои дела, как следует.
В следующие дни сразу же пройдет адаптация – начнется процесс обучения с горшком. Если в практике 3 и 7 дней дети только распознавали горшок, то в этом случае малыш тут же понимает, что от него хотят. Но не надо злоупотреблять детской понятливостью. Есть непосредственность, когда даже самый умный ребенок, может вылить содержимое горшка после опорожнения.
Многие родители спорят, с какого возраста приучать ребенка к горшку. Кто-то считает, что это нужно делать, в год, а кто-то думает, что не стоит мучить ребенка до двух лет. Кто же прав?
Творческие идеи поделок для детей из ракушек вы можете посмотреть тут.
О методах и правилах приучения ребенка к горшку вы узнаете из этой информации.
Причины боязни горшка и что делать в таких случаях
Боязнь и неприятие горшка может возникать в следующих случаях:
- Неудачное знакомство с новой вещью. Возможно, стоит убрать горшок на время и повторить попытку, добавив к процессу посещения что-то интересное, например, сшить накидку или устроить маленький спектакль из игрушек.
- Малыш периодически пачкает штанишки и за этим следует частая и сильная ругань, что приводит ко всяческому уклонению от горшка.
- Высаживание на прохладный горшок полусонного малыша тоже может закрепить негатив по отношению к самому процессу.
- Желание купить суперновинку с музыкой порой приводит к боязни посещения горшка, появляющаяся мелодия может отбить желание садиться на этот предмет. К этой проблеме относится и страх внезапного падения.
- Боязнь горшка возникает и при таких неприятностях, как запоры. Малыш может не понимать, что эта проблема никак не связана с данным предметом.
И подводя итог всему сказанному можно добавить, все обязательно получится, ребенок привыкнет справлять свои надобности в горшок. Главное: делать все с любовью и терпением, и проблема разрешится.
Watch this video on YouTube
Популярные методики
Существует множество методик приучения ребенка к горшку: есть быстрые и поэтапные, довольно долгие, но вполне эффективные. Родителей чаще всего интересует, как приучить ребенка ходить на горшок быстро. В этом может помочь методика американского педиатра Джины Форд. Ее детский доктор придумала для маленьких пациентов в возрасте от полутора до двух с половиной лет.
Итак, для начала обучения понадобится красивый и удобный горшок и много родительского терпения.
1 день
Когда малыш просыпается, его избавляют от мокрого и потяжелевшего ночью подгузника. Одновременно с этим ребенку рассказывают про тяжелый и мокрый подгузник, ведь это уже совсем не то, что ему нужно, так как малыш вырос. После снятия грязного подгузника не нужно спешить надевать на него чистый – лучше посадить ребенка на предварительно согретый, теплый горшок и увлечь чем-либо. На этой стадии нужно посидеть на горшке не менее 10 минут.
Не исключено, что чадо категорически откажется от горшка. В этом нет ничего страшного. На этот случай с утра у мамы должна быть заготовлена любимая игрушка сыночка или дочки – плюшевый мишка или собачка вполне сможет выполнить задачу за ребенка. Маме нужно посадить на горшок Тузика или Мишку и незаметным движением сзади капнуть туда немного воды. Затем игрушку нужно снять с горшка, восторженно похвалить ее за правильно сделанное «дело», показать ребенку, что в горшке водичка, и вместе с малышом отправиться в туалет сливать горшок.
После завтрака следует предложить горшок малышу и при отказе проделать трюк с Мишкой или Зайкой еще раз. И так необходимо проделать каждые 15 минут в течение всего дня. От прогулки в этот день лучше отказаться, подгузник можно надеть только на дневной сон и ночь. Когда малыш сядет на горшок сам, обязательно громко нужно похвалить его, а если он в него даже пописает, то тут похвалы должны быть щедрыми, громкими, с подарками и призами.
2 день
Первый и второй день по методу Форд – самые сложные периоды. Они требуют от мамы постоянного присутствия. На вторые сутки все повторяют аналогично с первым днем. Для разнообразия можно добавить смывание воды в унитазе – доверить это нужно своему ребенку, ему обязательно понравится процесс. Не стоит забывать хвалить чадо.
3 день
Третий день – очень важный, потому что он предложит крохе новую задачу. Теперь малыш должен начать гулять, но не один, а с горшком. Например, ребенку в 8 месяцев нужно гулять дважды в сутки – пускай возьмет с собой горшок. Конечно, этот вариант хорошо подходит для летнего времени года, для весны и начала осени, но никак не для зимы. Если за окном холодно, то лучше воздержаться от прогулок еще несколько дней.
4-6 день
Это дни закрепления полученного навыка. Горшок по-прежнему сопровождает малыша везде: и дома, и на прогулке. Но постепенно промежутки между высадками на горшок можно увеличивать, доводя до получаса.
7 день
В последний день не стоит предлагать горшок, ведь это подведение итогов. Малыш должен обозначать своим поведением или целенаправленной просьбой нужду в горшок по мере возникновения определенных физиологических желаний. Если долгое время кроха не просится на горшок, но остается сухим, то ему нужно деликатно напомнить о горшке.
Если ребенка обучают по быстрой методике, не нужно его будить ночью для посадки на горшок. Будить или нет, решают родители. Если кроха тяжело засыпает, то лучше не будить его по ночам, ограничиваясь применением привычного одноразового подгузника.
Существуют и более медленные, но мягкие для детской психики методы, которые прекрасно подойдут тем, кто не торопится.
В первую очередь, стоит поместить горшок в туалете. Каждый раз нужно заводить туда малыша и включать воду в кране. Шум текущей воды приводит к возникновению желания опорожнить мочевой пузырь.
Сначала следует поместить горшок в детской комнате – пусть ребенок привыкнет к новому предмету. Потом нужно научить кроху садиться на него – можно даже в одежде. Когда малютка поймет, что новый предмет безопасный, то он проникнется к нему доверием.
Необходимо мотивировать высадку на горшок, сделать ее интересной. Например, читать сказку, пока малыш сидит, петь песни, устраивать представление в пальчиковом театре. Можно делать все что угодно, лишь бы ребенку было интересно садиться на горшок.
Можно показать на личном примере, что делают с туалетом. Если в семье растет мальчик, то пусть посещает туалетную комнату с папой, а в том случае, когда растет девочка, – с мамой. Желание подражать взрослым в 1,5-3 года очень велико. Также младшие дети любят подражать старшим братьям и сестрам.