Как получить адекватные результаты?
При проведении диагностики и определении уровня развития рефлексов малыша необходимо принимать в расчет такие факторы и основные позиции:
- физиологическое, общее состояние малыша – он должен быт сыт, отдохнувшим и никак не перевозбужденным, также в обязательном порядке учитывается общее состояние здоровья, устал он или нет, здоров или болен, а при плохом самочувствии исследование рекомендовано отложить;
- проверку реакции Моро проводят в динамике ее проявления, не ограничиваясь единичным тестированием — лучше всего, если это делается утром, по истечении 1.5-2 часов после кормления;
- учитываются особенности нервной деятельности, уровень возбудимости ребенка.
При оценке результатов главное обращать внимание на то, как ярко выражена реакция испуга, сроки первой и второй фазы. Иногда родители могут наблюдать у грудничка спонтанный рефлекс Моро – речь идет о том, что малыш может откидывать руки в стороны, разжимая и сжимая пальцы даже при отсутствии как внутренних, так и внешних раздражителей
Рекомендовано показать ребенка невропатологу и детскому педиатру, поскольку это может указывать на многочисленные проблемы со здоровьем
Иногда родители могут наблюдать у грудничка спонтанный рефлекс Моро – речь идет о том, что малыш может откидывать руки в стороны, разжимая и сжимая пальцы даже при отсутствии как внутренних, так и внешних раздражителей. Рекомендовано показать ребенка невропатологу и детскому педиатру, поскольку это может указывать на многочисленные проблемы со здоровьем.
Особенности торможения условных рефлексов у детей
Торможение — антипод возбуждения. До сих пор речь шла лишь о процессе возбуждения, посредством которого клетки головного мозга управляют рефлексами, реакциями, действиями. Процесс торможения выполняет задачу «задерживания», затормаживания тех реакций, совершать которые в данных условиях нецелесообразно или невыгодно.
Важность этой основной функции тормозного процесса очевидна. Рассмотрим случай так называемого внешнего торможения, или, иначе, безусловного, так как оно, подобно безусловным рефлексам, присуще нервной системе животного и человека от рождения
Этот вид торможения состоит в прекращении текущей деятельности при наличии каких-нибудь новых, необычных или сильных раздражителей.
Плачущий ребенок тотчас забывает о слезах, если ему показать новую игрушку,— здесь действует тормозной процесс, который возникает вокруг нового очага возбуждения и затормаживает все другие. Тот же процесс происходит в центральной нервной системе и тогда, когда мы отвлекаемся от какого-нибудь занятия— при сильных звуках или иных раздражителях. Это часто мешает нам работать. Но с биологической точки зрения подобное отвлечение выгодно организму. Ведь в таких случаях головной мозг переключается на новое раздражение для того, чтобы исследовать его, оценить, подготовиться к возможному изменению обстановки. А для этого нужно отвлечься от прежней деятельности.
Столь же целесообразен и полезен для организма основной вид торможения — внутреннее или условное. Условным оно называется потому, что оно, как и условные рефлексы, не врожденное, а вырабатывается при определенных условиях в процессе жизни. Этот вид торможения выполняет различные функции. Одна из них заключается в том, чтобы помочь организму дифференцировать, отделить значимые, подкрепляемые сигналы от незначимых.
Нужно подкреплять тот раздражитель, на который мы хотим выработать рефлекс, и не подкреплять все остальные
Если мы, действуя очень осторожно, дадим ребенку возможность убедиться в том, что шапка и шуба не царапаются, то он перестанет их бояться, и это произойдет в силу развившегося дифференцировочного торможения
Обучение, как и всякий другой сложный навык, требует участия торможения. Тем более велика роль этого процесса на последующих этапах жизни подрастающего и взрослого организма. Можно, пожалуй, сказать, что развитие нервной системы есть прежде всего развитие процесса торможения.
Сон — это то же торможение, или Почему утро вечера мудренее?
Нет необходимости говорить о том, какое важное значение имеют все проявления тормозного процесса для нормальной работы нашей нервной системы. Возьмем, к примеру, сон
По Павлову, сон — это торможение, которое сначала возникает в небольшой группе нервных клеток и, постепенно распространяясь на другие все более отдаленные клетки, в конце концов захватывает их все.
Наш обычный каждодневный сон — результат такого торможения. В течение дня работает множество клеток нашего головного мозга. В тех из них, которые подверглись наибольшему утомлению, в определенный момент возникает торможение, охраняющее нервную клетку от переутомления и истощения. Этот процесс торможения с одних клеток переходит на другие, и человек засыпает.
Во время сна нервные клетки мозга восстанавливают свои ресурсы, и на утро человек просыпается отдохнувшим, готовым к работе. Таким образом, торможение выполняет важнейшую охранительную и восстановительную роль. Начиная с первых моментов жизни, оно участвует в работе нервной системы, действуя в неразрывной связи со своей противоположностью — процессом возбуждения.
Ходьба, которой ребенок учится к концу 1-го года жизни,— хороший пример взаимодействия возбуждения и торможения. Она представляет собой цепь условных рефлексов, сливающихся в едином акте строго согласованной деятельности различных мышц тела, В то время как происходит смена напряжения и расслабления мышц ног и туловища, в центральной нервной системе, управляющей этой мускульной деятельностью, чередуются и переплетаются, как в мозаичном узоре, процессы возбуждения и торможения; их взаимодействие и дает в итоге акт высокого двигательного согласования — ходьбу. Взрослому человеку ходьба кажется совершенно автоматическим актом (раньше ее считали даже цепью безусловных рефлексов). Однако на самом деле ходьбе напо
Развитие рефлекса
Без посторонней стимуляции в развитии рефлекса хватания могут возникнуть сложности. Родители должны помогать ребенку учиться брать и держать предметы.
Первое, что нужно сделать, – это вызвать интерес к предмету. Купите погремушки с тонкой ручкой, детскую яркую ложку. Давайте предметы не прямо в ручку, а с расстояния, чтобы малыш за ними тянулся, прилагал усилия.
На первом этапе разжимайте кулачки крохи, вкладывайте в ладонь свои пальцы.
С года нужно способствовать развитию мелкой моторики. Для этого в ручки ребенку нужно давать кусочки яблок, хлебную корочку, печенье, учить держать ложку и правильно ей орудовать. Под надзором разрешите покрутить в ручках пластилин, попробуйте вместе что-либо из него слепить. Развить хватательный рефлекс очень просто, но для этого нужно прилагать некоторые усилия, а не надеяться, что со временем малыш сам всему научится.
Если заметна вялость реакции, или она ослабленная, то стоит посоветоваться с педиатром.
Виды рефлексов
Всего выделяют 16 наиболее значимых рефлекторных реакций новорожденных.
Оральные рефлексы
Сначала рассмотрим оральные рефлексы
Их наличие очень важно для ребенка, поскольку они обеспечивают процесс сосания
Сосательный рефлекс – это умение новорожденного совершать сосательные движения. Он проявляется при любом раздражении ротовой полости. Стоит младенцу ощутить, что у него во рту находится какой-либо предмет, он плотно обхватывает его с помощью губ и языка и начинает активно сосать. Читайте подробнее о кормлении грудью>>>
Сосательный рефлекс затухает очень поздно. Сторонники самоотлучения замечают, что ребенок забывает как именно нужно сосать грудь в районе 3-5 лет.
- Глотательный рефлекс – обеспечивает возможность проглатывать пищу, которая находится во рту у младенца. Данный автоматизм сохраняется в течение всей жизни;
- Хоботковый рефлекс – заключается в умении малыша складывать губки «трубочкой». Такая реакция возникает, после быстрого прикосновения или легкого постукивания пальцем по верхней губе ребенка. При этом у него непроизвольно сокращается круглая мышца рта и губы вытягиваются вперед;
Данный рефлекс необходим для совершения сосательных движений. Он исчезает через 2 – 3 месяца после рождения малыша.
Искательный или поисковый рефлекс – имеет такое название, поскольку связан с поиском младенцем материнской груди. При легком касании уголка рта ребенок поворачивает голову в сторону источника раздражения, а его нижняя губа опускается.
Этот автоматизм исчезает, когда малышу исполняется 3 – 4 месяца, ведь к этому времени у него формируется осознанная зрительная реакция на вид материнской груди. Подробнее о том, когда новорожденный начинает видеть>>>
При проверке искательного рефлекса нужно производить очень точные касания. Помимо уголков рта можно надавливать на средину верхней или нижней губы. В этом случае ребенок должен соответственно запрокидывать или наклонять голову вниз. Если неправильно делать такие манипуляции в результате можно получить демонстрацию хоботкового рефлекса.
Рефлекс Бабкина – представляет собой следующий процесс: при надавливании на ладошки новорожденного (в области бугорка от большого пальца) он открывает рот и сгибает голову в поисках груди. К 2-3 месяцам эта рефлекторная реакция должна исчезнуть.
Спинальные рефлексы
Не менее важны для новорожденного спинальные автоматизмы. К ним относятся все другие виды непроизвольных движений ребенка, которые он совершает телом и конечностями.
- Хватательный или обезьяний рефлекс – это бессознательное сжимание и удерживание в ладошках какого-либо предмета. Обычно для проверки такого автоматизма взрослые вкладывают малышу в ладошки указательные пальцы. При этом он крепко захватывает их и не отпускает.
Ребенок должен держать настолько сильно, что его можно будет таким образом приподнять над поверхностью, на которой он лежит. К 3 – 4 месяцам у младенца этот рефлекс сменяется на осознанные действия, когда он тянется и берет предмет в руки самостоятельно.
Эту рефлекторную реакцию можно проверять и другим способом (издать громкий звук, похлопать по ягодицам, постучать пальцами по грудине). Данный автоматизм угасает, когда ребенку исполниться 4 – 5 месяцев. Читайте о том, когда новорожденный начинает слышать>>>
- Рефлекс Галанта – позволяет проверить реакцию позвоночника на раздражитель. Следует уложить младенца на бок и сверху вниз провести пальцами с двух сторон по околопозвоночным линиям. При этом он будет дугообразно выгибать спину.
Позотонические рефлексы
Позотонические рефлекторные реакции связаны с формированием у ребенка умений поднимать голову, сидеть или стоять, которые предполагают наличие способности правильно перераспределять нагрузку на мышцы в зависимости от положения тела.
Рефлекс Магнуса – Клейна – еще его называют ассиметричным шейным тоническим автоматизмом. Предварительно новорожденного нужно положить на спину и повернуть его голову на бок. Рука и нога с той стороны, куда будет повернут ребенок – распрямятся, а с противоположной стороны – согнутся. Это положение называют «позой фехтовальщика».
Такая рефлекторная реакция угасает по достижении младенцем двухмесячного возраста.
Симметрический тонический шейный рефлекс – заключается в срабатывании сгибателей и разгибателей конечностей при запрокидывании и наклоне головы. При запрокидывании – ребенок выпрямляет руки и сгибает ножки, и наоборот.
Данные рефлексы наблюдаются у младенцев постоянно.
Как самостоятельно проверить наличие рефлексов у ребенка
Все реакции, необходимые для гармоничного развития малыша, проверяются у педиатра в зависимости от возраста малютки. Однако, бывают случаи, когда необходимо проверить наличие того или иного рефлекса самостоятельно. Это достаточно легко сделать, зная четкий алгоритм действий.
Рефлекс Моро
Действия для взрослого:
- Положить малыша на ровную, твердую поверхность.
- Ударить по поверхности на расстоянии, равном 15 см от головы ребенка (или громко хлопнуть в ладоши).
Ответная, нормальная реакция:
- Резкое, симметричное откидывание рук в сторону.
- Разжимание кулачков.
- Испуг/плач малыша, выброс адреналина в кровь или учащенное сердцебиение.
Проверить наличие рефлекса Моро можно и при помощи иных способов. Реакция с ручками окажется идентичной.
- Выпрямить и поднять ножки ребенка совместно с тазом.
Сосательный рефлекс
Действия взрослого:
- Погладить щеку малыша или легонько надавить на губы.
Ответная нормальная реакция:
- Открытие рта и шевеление языка, будто он желает сосать.
Действия взрослого:
- Слегка надавить на раскрытую ладонь ребенка.
- Сильный обхват предлагаемого предмета или пальца взрослого.
Рефлекс Бабинского
Действия взрослого:
- С нажимом провести от пятки к пальцам стопы.
- Оттопыривается большой палец, остальные слегка поджимаются.
- Все пальцы веерообразно расходятся.
Рефлекс Бабкина
Действия взрослого:
- Одновременно легонько надавить на ладони ребенка.
Нормальная реакция ребенка:
- Открытие рта, возможно, высовывание языка.
Хоботковый рефлекс
Действия взрослого:
- Приложить палец к верхней губе малютки.
- Вытягивает губки, складывая их «трубочкой».
Связан рефлекс с сокращением мимической мускулатуры.
Рефлекс Бауэра
Действия взрослого:
- Положить ребенка на живот.
- Слегка надавить на стопы.
- Совершение движения, имитирующего ползание.
Рефлекс Ландау
Данная реакция является двухфазной. Первая — верхние рефлексы, вторая — нижним.
Для выявления верхнего рефлекса необходимо:
- Положить малютку на живот так, чтобы его грудная клетка оказалась за пределами стола.
Нормальная ответная реакция:
- Разгибание спины, шеи и ручек назад. Иногда малыш может переворачиваться.
Для выявления нижнего рефлекса необходимо:
- Положить ребенка на плоскую поверхность, лишив опоры ножки и таз, либо взять на руки.
Ответная реакция:
- Выгибание спинки дугой.
- Поднятие ножек в направлении к себе.
Рефлекс Переса
Действия взрослого:
- Провести пальцем вдоль позвоночника (по остристым краям) от копчика до шеи.
- Плач или крик.
- Сгибание конечностей.
- Поднятие головки.
- Разгибание туловища.
Рефлекс Переса воспринимается новорожденным крайне отрицательно.
Действия взрослого:
- Взять малютку на руки и поставить в вертикальное положение.
- Чуть наклонить вперед.
Ответная реакция ребенка:
- Имитация шагов в наклоненную сторону.
Рефлекс Галанта
Действия взрослого:
- Провести ладонью по спинке малыша.
Ответная реакция:
- Выгибание спинки.
- Выпрямление ножки на стороне вызова реакции.
Рефлекс опоры
Действия взрослого:
- Поставить малыша вертикально, чтобы стопы касались опоры.
Ответная реакция:
- Выпрямление туловище.
- Устойчивое положение (с поддержкой) на опоре.
Рефлекс Робинсона
Действия взрослого:
- Вложить свои пальцы в ладонь малыша.
- Получить ответную реакцию крепкого сжатия.
- Приподнять.
- Малыш должен спокойно висеть на вытянутых ручках.
По характеру врожденных автоматизмов, наличию рефлексов и их живости после рождения оценивают состояние нервной системы детей. У недоношенных малышей значительная часть врожденных способностей отсутствует, так как процесс созревания мозга не был завершен до конца. Наиболее рано проявляющиеся ротовые реакции у них присутствуют, но затрагивают не все рецепторы. Малыши обладают уникальным потенциалом, поэтому способны восстанавливаться и догонять своих сверстников в развитии за короткое время.
Для самостоятельной проверки наличия рефлекса у ребенка достаточно повторить действия, вызывающие подобную реакцию. Не стоит расстраиваться при отсутствии желаемого результата. Возможно, малыш устал, или время для проверки было выбрано неудачно. Например, отсутствие сосательного рефлекса может быть вызвано тем, что малыш попросту не голоден.
История вопроса, начиная с XVII века
Известный француз и великий ученый Рене Декарт еще в XVII веке заинтересовался реакциями человека на резкие раздражители и впервые дал им подробное описание.
Но в те далекие времена психология еще не считалась наукой. Поэтому Декарт заключил, что любая реакция на раздражитель – это всего лишь отражение нашего знания о свойствах окружающих предметов и веществ.
Понятие «рефлекс» обязано своим происхождением талантливому русскому ученому Сеченову И. М. Он первым в мире доказал и показал, что любая причина психического состояния человека в целом, и всех его поступков в частности, кроется исключительно в воздействии внешней среды на нервную систему. Проще говоря: если органы чувств не раздражаются, то эмоциональная жизнь человека тут же сходит на нет. Отсюда берет начало известное выражение: «Устать до потери чувств». После смерти Сеченова его научные изыскания продолжил великий академик Павлов И. П.
Основные события в развитии мозга новорожденного
У новорожденного ребенка — менее интенсивно, чем у плода — происходит рождение новых нервных клеток и их перемещение к местам своего назначения в глубинных структурах и коре головного мозга. За счет этого у новорожденных в мозге продолжает увеличиваться объем серого вещества. Наиболее интенсивно увеличиваются затылочная и теменная области коры, принимающие участие в обработке зрительной и тактильной информации. Очень активно формируются контакты между нервными клетками. Это необходимо для формирования сложных мозговых систем, способных к обработке различной информации. Некоторые нервные клетки и их контакты отмирают. Это – нормальный процесс, цель которого – избавиться от дефектных и неиспользуемых нервных элементов.
Длинные окончания нервных клеток (аксоны) активно покрываются специальным веществом – миелином, благодаря которому увеличивается скорость проведения нервного импульса по нерву. Миелин составляет основу белого вещества головного мозга. Первыми миелинизируются сенсорные пути (нервы, идущие от рецепторов глаза, уха, кожи и т.д. к мозгу), потом двигательные нервы. Глубинные структуры миелинизируются раньше, чем кора головного мозга. На уровне глубинных структур происходит первичная обработка всей информации, поступающей к человеку извне и изнутри, регулируются многие движения. Глубинные структуры принимают непосредственное участие в обеспечении мотивации, эмоций, уровня бодрствования и важных видов памяти.
На 2-4 неделе жизни размер мозга младенца составляет 36% от размера мозга взрослого.
Таблица. Основные показатели психомоторного развития в период от рождения до 1 месяца .
Возраст |
Зрительно-ориентировочные реакции |
Слуховые ориентировочные реакции |
Эмоции и социальное поведение |
Движение руки / Действия с предметами |
Движения общие |
Речь |
10 дней |
Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение) |
Вздрагивает и мигает при резком звуке |
Хватательный рефлекс |
|||
18-20 дней |
Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого) |
Если плакал, то успокаивается (прекращает плакать) при резком звуке |
Возможно появление первых признаков «комплекса оживления» — ответной улыбки, двигательного возбуждения в присутствии взрослого |
|||
1 месяц |
Сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете, на лице говорящего с ним взрослого. Появляется плавное прослеживание движущегося предмета |
Прислушивается к звуку, к голосу взрослого |
Комплекс оживления в ответ на обращение взрослого |
Захватывает одной рукой другую руку. |
Производит беспорядочные движения конечностями, приведенными к телу. В вертикальном положении не удерживает голову. Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову. |
Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним |
Подробное описание
Ученые обнаружили огромное количество безусловных рефлексов, которые появляются у малыша после рождения и помогают ему приспособиться к новому миру. Из них только около 15 являются действительно важными для жизнедеятельности. Их разделяют на несколько групп.
Оральные рефлекторные реакции
- Сосательный. Это один из основных рефлексов, необходимых крохе для поддержания жизнедеятельности. Он появляется в первые часы после рождения и сохраняется до 1-2 лет. Его суть – при прикладывании к груди ребенок плотно обхватывает губками сосок и начинает ритмично двигать губами и языком, высасывая ее содержимое. Если предложить крохе бутылочку, он также сможет поесть.
- Глотательный. Он очень важен, поскольку позволяет еде попасть в пищевод. Сохраняется на протяжении всей жизни человека.
- Хоботковый. Он проявляется выпячиванием губ в виде хоботка при надавливании на верхнюю губу малыша. Такая реакция исчезает к 3 месяцам.
- Ладонно-ротовой. Считается смешанным (орально-двигательным). Он проявляется открыванием рта при одновременном надавливании на центр ладоней младенца. Уже после 2 месяца он исчезает.
- Поисковый (реакция Киссмауля). Необходим для поиска еды. При малейшем прикосновении к щекам или уголку рта, младенец поворачивает голову и открывает рот. Исчезает, когда малыш начинает видеть еду.
Хватательные рефлекторные движения
- Рефлекс Робинсона-Янишевского. Проявляется крепким сжиманием пальцев взрослого. При этом ребенка можно даже приподнять. Сохраняется несколько месяцев, а потом исчезает. Если он присутствует у детей старше 5-6 месяцев, то у него скорей всего имеются неврологические нарушения.
- Рефлекс Бабинского (или подошвенный). Если погладить или легонько нажать на подошву стопы, то ребенок рефлекторно ее сожмет, а его пальцы на руках при этом разгибаются в виде веера. При оценивании учитывают симметричность и энергичность движений. Может сохраняться достаточно долгое время – до 1 или даже 2 лет.
Двигательные реакции
- Рефлекс Кернига. Проверяют его так – у лежащего на спине ребенка сгибают одну ногу в бедренном и коленном суставах, а затем пытаются выпрямить ногу в колене. При положительном рефлексе это сделать не получится.
-
Рефлекс Моро. Эта реакция наблюдается при резком звуке (например, удар по поверхности, где лежит малыш). Проходит в 2 фазах:
- кроха выпрямляет ножки и раскидывает руки в стороны;
- возвращение в обратное положение (при этом ребенок как бы обнимает себя).
Он сохраняется до 5-месячного возраста, а после исчезает.
Защитные реакции
Если младенца положить на живот, он инстинктивно приподнимает голову и поворачивает ее набок. Так он обеспечивает доступ воздуха, чтобы не задохнуться. Еще один пример – задержка дыхания на несколько секунд в случае, когда на лицо попадает вода или струя воздуха.
Когда стоит бить тревогу: слабые рефлексы
В жизни не исключены ситуации, когда рефлексы у новорожденных появляются позднее требуемого времени или они слабо выраженно. Причин такой ситуации может быть несколько:
- Родовые травмы;
- Перенесенные болезни;
- Индивидуальная непереносимость и реакция на ранее назначенный лекарственный препарат.
В значительной части случаев слабо выраженные рефлексы наблюдаются у недоношенных малышей и тех младенцев, которые были рождены с легкой асфиксией. Объяснение слабых рефлексов у новорожденных, связанных с поиском питания и его приемом обычно лежит на поверхности – ребенок не голоден. Сосательный и глотательный рефлексы активно проявляются перед кормлением малыша.
Опасной является ситуация отсутствия рефлексов у младенца, что может быть связано с внутриутробными пороками, тяжелыми родовыми травмами и глубокая асфиксия. В таком случае необходима немедленная реанимация, которая должна проводиться специалистами. При этом не стоит забывать о том, что детский организм обладает уникальным запасом резервов, которые позволяют малышу восстановится даже в самых тяжелых ситуациях и в дальнейшем расти здоровым.
Говорят, младенцы плачут без слез и у них может поменяться цвет глаз — это правда?
Младенцы и малыши кажутся такими беззащитными, такими ранимыми созданиями, правда? Вероятно, после прочтения 15 фактов о новорожденных вам может потребоваться переосмыслить их возможности.
Нет, конечно, заботиться о детях нужно, но эволюционный процесс, похоже, позаботился о выживаемости детишек гораздо серьезнее, чем это могут сделать родные мать и отец. Даже может сложиться ощущение, что детишки — это подобие супергероев, настолько они классно адаптировались ко всем возможным невзгодам жизни в суровом мире. И как необычно и элегантно это было сделано! Крайне интересные данные.
Типы интеллекта
Способности напрямую связаны с типом интеллекта. Выделяют 8 основных типов интеллекта:
— природный (натуралистический) — ребёнок может часами наблюдать за живой природой, ему интересны растения, животные и всё, что с ними связано.
— музыкальный — ребёнок с удовольствием слушает музыку, хорошо улавливает ритм, может подобрать музыку на слух, напеть мелодию.
— логико-математический — любят распутывать задачи, решать ребусы и всё, что связано с цифрами, быстро учатся считать и любят это делать.
— экзистенциальный (философский) — интересуются устройством мира, задают философские вопросы, много размышляют, думают глобально, интересуются историей.
— кинестетический (телесный) — такие дети очень любят движение во всех его проявлениях — танцы, спортивные игры. Им сложно усидеть на месте. С лёгкостью повторяют танцевальные движения и выполняют физические упражнения. Хорошо развита крупная и мелкая моторика.
— межличностный (социальный) — очень легко сходятся с другими детьми и людьми вообще. Общение не вызывает никаких проблем, легко завязывают новые знакомства, могут понять и объяснить эмоции и поведение другого человека.
— пространственный (образный) — обладают ярко выраженной зрительной памятью. Мыслят и помнят картинками. Любят собирать пазлы, рассматривать картинки. Легко запоминают информацию, если она связана с изображением (мысленно могут воспроизвести страницу из книги, картинку и пр.). Легко ориентируются в пространстве, запоминают дорогу, расположение предметов, могут легко представлять объёмные фигуры и их изменения.
— лингвистический (вербальный) — ребёнок легко и чётко выражает свои мысли. Может уговорить и убедить другого в своей правоте. Он не просто умеет разговаривать и находить общий язык, а делает это так, что собеседник просто застывает с раскрытым ртом. Ребёнок постоянно делится своим мнением, впечатлениями, размышлениями. Делает это очень развёрнуто и красочно.
— личностный (внутренний) — Такие дети хорошо понимают себя, свои эмоции, причины своих поступков. Они редко делают что-то, не подумав. Очень трезво оценивают свои возможности и рано начинают сопоставлять их со своими желаниями. Застенчивы, но в то же время эмоциональны. Любят и умеют планировать. Буквально расписывать планы по шагам.
Таблица основных врожденных рефлексов
Название рефлекса, возраст проявления |
Как вызвать и какая реакция нормальна |
Сосательный (с первых часов после родов до 3-4 месяцев) |
Провести по щеке ребенка, ввести указательный палец в рот крохи или дать малышу грудь либо бутылочку – ребенок начнет совершать сосательные движения. |
Защитный (с первых часов после родов до 1,5 месяцев) |
Уложить кроху на живот – младенец рефлекторно развернет голову в сторону. |
Хватательный (с рождения до 3-6 месяцев) |
Надавить чем-то малышу на ладошки – ребенок обхватит ладошками предмет или ваши пальцы. |
Опоры (с рождения до 1-2 месяцев) |
Поставить кроху вертикально, чтобы малыш касался ножками твердой опоры – малыш выпрямит туловище и будет стоять на полной стопе. |
Шаговый (с рождения до 1-2 месяцев) |
Поставить младенца вертикально и немного наклонить ребенка вперед – малютка при наклоне сделает несколько автоматических шаговых движений. |
Поисковый (с рождения до 3-4 месяцев) |
Погладить щечку или уголок рта малыша – ребенок повернет голову в сторону раздражения, опустит губу и подвигает языком. Если надавить на верхнюю губу младенца, кроха будет разгибать голову и открывать ротик, а при нажатии на нижнюю губу вызывают сгибание головы и опускание нижней челюсти. |
Задержки дыхания (с рождения до 4-5 месяцев) |
Опустить малыша в воду, брызнуть водой на личико карапуза или направить в лицо младенца струю воздуха – малютка задержит дыхание на несколько секунд и закроет глазки. |
Галанта (с 5-6 дня жизни до 3-4 месяцев) |
Провести рукой по спине ребенка вдоль позвоночника – малыш выгнет спинку, а нога на стороне вызова рефлекса разогнется в суставах. |
Хоботковый (с рождения до 2-3 месяцев) |
Быстро притронуться пальцем к губам малютки – кроха вытянет губки вперед. |
Бабинского (с рождения до 1-2 лет) |
Провести штрих по подошве ребенка – стопа согнется с тыльной стороны, а пальчики веерообразно разойдутся. |
Робинсона (с рождения до 3-6 месяцев) |
Дать малышу большие пальцы рук и приподнять кроху – младенец сильно обхватит пальцы ладошками и будет держаться. |
Переса (с рождения до 3-4 месяцев) |
Провести пальцами вдоль позвоночника младенца (по его остистым отросткам), двигаясь вверх от копчиковой кости к шейному отделу – малыш начнет кричать (вызов рефлекса воспринимается крохой отрицательно), приподнимет голову, разогнется и будет сгибать ножки и ручки. |
Бабкина (с рождения до 2-3 месяцев) |
Надавить большими пальцами на обе ладошки крохи – малыш будет открывать рот и сгибать голову. |
Моро (с первого дня после родов до 4 месяцев) |
Положить малыша на спинку и ударить с обеих сторон его головы по поверхности, приподнять ноги крохи вместе с тазом, резко опустить находящегося на руках младенца на 20-30 см вниз, а затем поднять обратно – малыш будет отводить ручки в стороны и открывать кулачки, после чего вернет руки обратно так, будто кого-то обнимает. |
Бауэра (с 3-4 дня жизни до 4 месяцев) |
Уложить ребенка на живот, а затем приложить к его стопам ладонь – кроха начнет спонтанно ползать, отталкиваясь от руки ногами, но без координации своих движений (это обуславливает второе название данного рефлекса – «спонтанного ползания»). |
Как проверить многие важные рефлексы, вы можете увидеть, посмотрев следующее видео.
Почему младенцам не холодно?
фото: iStock
Очередная невероятная настройка, придуманная самой природой. Новорожденные не дрожат, когда им холодно. Знаете, почему? У малышей есть специальный метод корректировки температуры, в котором главную роль играет так называемый бурый жир, который доходит в объеме до 5%. Также, как у многих северных обитателей фауны, например. Находится в основном в районе шеи, почек, вдоль верхней части спины, на плечах.
Для новорожденных бурая жировая ткань имеет очень большое значение, так как помогает избежать гипотермии, которая является частой причиной смерти недоношенных новорожденных.
Обложка: iStock
Развитие общения и эмоционального статуса. Развитие условнорефлекторной деятельности
боли в животеРазвитие общения, эмоций и условных рефлексов проходит в несколько периодов:
- Первые дни жизни малыша интересует лишь его кормление. Поэтому в первые дни ребёнок только спит и ест, и это продолжается длительное время.
- Начиная с 2-3 недели, после кормления ребёнок делает остановку и изучает лицо своей матери — вроде как совершает знакомство с той, кто его кормит, одевает и ухаживает за ним.
- На 1-2 месяц жизни ребёнок уже знакомится не только после еды, и не только с матерью, но и с окружающими людьми. Акцентирует свой взгляд на незнакомых людях.
- На 6-7 неделе ребёнок приветствует свою маму первой улыбкой. Постепенно его оживление будет более очевидным, так как участие в приветствии примут ручки и ножки.
- Начиная с 9-12 недель ребёнок становится более раскрепощенным, двигательная активность сопровождается смехом, повизгиванием.
- Распознавание близких и незнакомых людей устанавливается в возрасте 4 месяцев. Среди всех ребёнок выделяет свою маму, и поэтому в некоторых ситуациях может негативно отреагировать на то, что кто-то чужой взял его на руки. Реакция на незнакомого человека у некоторых детей бывает позитивная, то есть ребёнок улыбается, смеётся, но чаще даже такая реакция переходит в негативную. Как правило, этот элемент является самозащитой от опасности. Спустя некоторое время такое отношение пропадает, тем более, если взрослого человека он будет видеть чаще.
- В возрасте 6-7 месяцев возникает интерес к предметам, в особенности к игрушкам, которые окружают его. В это же время увеличивается интерес ко взрослым, а именно к их речи. Ребёнок пытается повторять за ними какие-либо звуки, и первая речь ребёнка — это лепет.
- Сенсорная речь является ключевым моментом в контакте ребёнка с внешним миром. Малыш понимает то, о чём говорят взрослые, и показывает это с помощью движения головой или протягиванием ручек в сторону предмета, о котором шла речь.
- В возрасте 9 месяцев увеличивается запас эмоции. Они могут быть абсолютно разными, и на разных людей ребёнок реагирует разнообразно. В его поведении появляются элементы стеснительности — он понимает, что можно, а что нельзя. В дальнейшем на смену сенсорной приходит моторная речь.
Новорожденные чувствуют вкус по-другому
фото: huffpost.com
Язык младенца, слизистые оболочки рта и небо имеют больше вкусовых рецепторов, чем у взрослых людей. По мнению некоторых ученых, большее количество вкусовых рецепторов нужно младенцам для изучения окружающего мира. Поэтому когда дети облизывают вещи, они могут учиться больше, чем просто вкусу.
Согласно теории синестезии, сигналы одной системы чувств могут передаваться в другую систему. Например, когда человек видит цвет, он может наслаждаться им и получать моральное удовлетворение, радость, восторг. Похожая ситуация и у новорожденных.
Благодаря большому количеству нейронов и вкусовых рецепторов дети могут учиться больше и быстрее, чем взрослые, облизывая игрушки и другие вещи (это негигиенично, но так, по мнению некоторых исследователей, устроен этот мир и человек). Однако с возрастом наш организм сокращает количество ненужных неврологических связей, и мы начинаем видеть мир как обычные люди.