10 золотых упражнений на развитие мышления у школьников

Задания на развитие критического мышления

Технология развития критического мышления – это один из новейших методов, разработанных для развития начального уровня самостоятельности в жизни, а не в учебе. Задания на развитие критического мышления учат детей принимать решения, анализировать свои действия и действия окружающих людей.

Задания на развитие критического мышления:

  • Называйте ребятам явления. Например: идет дождь, яблоко красное, слива оранжевая. Утверждения должны быть как правдивыми, так и ложными. Дети должны отвечать, верят они или нет вашим утверждениям.
  • Попросите ребят по очереди читать небольшие отрывки текста. Когда каждый дочитывает свой отрывок, предложите ему рассказать об ассоциациях, которые у него появились.
  • Ребята читают небольшой текст в течение 15 минут. За это время они отмечают карандашом, что из текста им известно, а что для них новое.

Технология развития критического мышления важна не для обучения в школе, а для уверенной ходьбы по жизни.

Творческое мышление и упражнения на его развитие

При этом виде мышления человек находит новое, совершенно иное решение стандартной задачи. Нешаблонное мышление — сочетание находчивости, предприимчивости, острого ума, использование нестандартных мыслительных связей.

Задействуя этот способ мышления, вы значительно увеличите скорость и эффективность усвоения новых знаний.

Сможете легко переходить от одного вида работы к другой, находить лучшее решение в самой сложной ситуации, придумывать что-то принципиально новое и  интересное. В классическом понимании это и есть основа творческого мышления.

Другое название — дивергентное мышление — нахождение множества вариантов решения одной задачи.

Как развить нестандартное мышление — следуйте нескольким рекомендациям:

  • старайтесь найти новый путь решения ежедневной текучки дел
  • норма и правила — это хорошо, но чтобы мыслить нестандартно, нельзя слепо им следовать
  • путешествия — расширяют не только кругозор, но и буквально расширяют ваш внутренний мыслительный канал
  • старайтесь каждый день узнавать новую, полезную для развития и интересную информацию
  • ежедневно работайте над развитием нового навыка
  • стремитесь сделать какое-то дело лучше всех (не путать с перфекционизмом)
  • устраивайте иногда мозговой штурм для нахождения лучшего варианта решения какой — либо проблемы
  • познакомьтесь с таким понятием как синектика

Помимо рекомендаций, вам помогут упражнения на развитие нестандартного мышления:

  • Выпишите себе несколько слов и постарайтесь к каждому найти как можно больше существительных, определяющих суть этих слов. Пример: вечер, мама, праздник, кошка.
  • А теперь составьте пары из самых непохожих друг на друга слов и выпишите к ним максимальное количество родственных признаков. Пример: газета — куст, колбаса — крем, бант — стул.
  • Вообразите несколько нестандартных ситуаций и мысленно развивайте события, которые будут происходить. Пример ситуаций: «во дворе вашего дома приземлилось НЛО», «вместо дождя падают мармеладные конфеты», «вместо зимы все три месяца на улице жара»
  • Осмотритесь и выберете понравившийся предмет. Составьте к нему 5 подходящих и 5 противоположных прилагательных
  • Составьте список 10 приобретений, которые вы обязательно сделаете перед концом света
  • А теперь составьте список из 100 целей на целую жизнь
  • Возьмите бумагу и напишите себе послание, которое прочтете через 10 лет

Для тех, кто любит игровой и онлайн формат, есть хорошие веб ресурсы для тренировки творческого мышления.

Книги для развития мышления

Подборка полезных книг для развития интеллекта и мышления:

Книги для развития мышления у детей

. Автор Ольга Александрова.

Книга подойдет для развития мышления у детей с младенчества.

. Авторы: А. Ядловский, И. Никитенко, Т. Шабан

Отличная подборка современных головоломок, оптических иллюзий и загадок в самых лучших детективных традициях. Интересно будет и детям школьникам от 12 лет, и взрослым.

Интересна будет дошкольникам. Яркие иллюстрации, логические задачки увлекут ребенка и поспособствуют развитию внимания, памяти, логики.

. Авторы: П. Горев, В. Утёмов

Книжка поможет развить системное и творческое мышление, повысить интеллектуальный уровень ребятам дошкольного возраста.

Развитие мышления. Идеально для дошкольного возраста, 4-6 лет. Книга через

старые добрые загадки познакомит ребят с окружающим миром, потренирует логику и смекалку.

. 12 революционных стратегий всестороннего развития мозга вашего ребенка
Авторы: Дэниэл Дж. Си
гел, Т. Пэйн Брайсон

С одной стороны, эта книга — ответы на самые актуальные вопросы родителей: как вести себя, если ребенок устроил истерику в магазине, если малыш не хочет идти в детский сад, не может общаться со сверстниками.

С другой стороны, книга поможет родителям объяснить ребенку, как устроен человеческий мозг. Малыш начнет лучше понимать себя и контролировать.

Помогите ребенку раскрыть свои возможности с помощью огромной коллекции головоломок. Образное и логическое мышление, умение сосредотачиваться на задаче, терпение, способность к анализу и систематизации информации — все эти полезные навыки поможет развить данная книга. Ориентирована на возраст от 6 лет.

Книги для развития мышления взрослых

В этой книге вы узнаете о мышлении очень много неожиданных фактов, поймете отличия мышления ребенка от мышления взрослого человека, особенности мышления животных и искусственного интеллекта.

Научитесь извлекать максимум пользы из поступающей информации, раскачайте свое мышление и будьте эффективны во всех своих начинаниях.

Думаете математике вам в жизни не пригодится? Если применять ее правильно, она может сделать вашу жизнь успешнее и счастливее. Присмотритесь!

Быть разумным и рациональным вообще очень полезная вещь. Почему-то мы часто об этом забываем в угоду спонтанности. Книга поможет перестроить свое мышление и получать лучшие результаты от действий.

. Авторы: Г. Лорейн, Дж. Лукас

Помогает развить воображение, лучше усваивать большой по объему материал, запоминать новые иностранные слова и целые записные книжки.

Бесценная книга, которая заменит сразу несколько, поскольку помогает развить память, интеллект, навык скорочтения и управления энергией. Вооружитесь карандашом и становитесь с каждой страницей еще более профессиональным человеком.

Самые эффективные упражнения на тренировку мышления и памяти, которые используются спецслужбами. Быть суперагентом можно, достаточно читать правильную книгу!

Эта книга научит мыслить ярко и критически, умея находить лучший выход из самой сложной ситуации. Она легка в прочтении и увлекает с первых страниц. Настоящее удовольствие с пользой для мышления.

Десятки упражнений для тренировки мышления и интеллекта, чтобы сдать IQ тест.

Упражнение 5. Логические задачи

Чем больше логических задачек вы решаете, тем крепче становится ваше мышление. Ведь не даром говорят, что математика – это гимнастика для ума. Действительно, при решении некоторых из них, прямо чувствуешь, как мозг шевелится.

Начнем с тех, что попроще:

  1. Коля и Вася решали задачки. Один мальчик решал у доски, а другой за партой.  Где решал задачки Вася, если Коля не решал у доски?
  2. Три стареньких бабушки живут в одном подъезде, на третьем, пятом и седьмом этажах. Кто на каком этаже живет, если бабушка Нина, живет выше бабушки Вали, а бабушка Галя, ниже бабушки Вали?
  3. Юра, Игорь, Паша и Артем пришли к финишу в первой четверке на соревнованиях по бегу. Кто какое место занял? Известно, что Юра прибежал не первым и не четвертым, Игорь прибежал следом за победителем, а Паша не был последним.

А следующие три задачи Сашуля принесла с математической олимпиады. Это задачи для третьего класса.

«Садовод посадил 8 саженцев. Из всех, кроме четырех выросли грушевые деревья. На всех грушевых деревьях, кроме двух растут груши. Груши со всех плодоносящих грушевых деревьев, кроме одного невкусные. На скольких грушевых деревьях вкусные груши?»

«Вася, Петя, Ваня носят галстуки только одного цвета: зеленого, желтого и голубого. Вася сказал: «Петя не любит желтый цвет». Петя сказал: «Ваня носит голубой галстук». Ваня сказал: «Вы оба обманываете». Кто какой цвет предпочитает, если Ваня никогда не врет?»

А теперь внимание! Задача повышенной сложности! «На засыпку», как говорится. Я ее не смогла решить

Долго мучилась, а потом подглядела в ответы. Она тоже с олимпиады.

«Путешественнику нужно пересечь пустыню. Переход длится шесть дней. Путешественник и носильщик, который будет его сопровождать, могут взять с собой запас воды и еды для одного человека на четыре дня каждый. Сколько носильщиков потребуется путешественнику для воплощения в жизнь своего замысла? Укажите наименьшее число».

Если на какой-нибудь задачке все-таки засыпетесь, то обращайтесь, помогу)

Упражнение 1. Соединяем несоединимое

Очень интересное упражнение! Полезное не только для детей, но и для взрослых. Это упражнение в качестве теста применяется на кастингах радиоведущих. Представьте себе, приходите вы на кастинг, а вам говорят: «А ну-ка, дружок, соедини-ка нам курицу со столбом». На полном серьезе, так и говорят!

Смысл именно в этом, нужно соединить два абсолютно не связанных друг с другом понятия. Радиоведущим это нужно для того, чтобы во время прямых эфиров быстро, красиво составлять подводки к песням, для легких переходов от одной темы к другой.

Ну а детишкам подойдет для развития креативного, творческого, быстрого мышления.

Так как же все-таки курицу со столбом соединить? Вариантов много:

  1. Курица ходит вокруг столба.
  2. Курица была слепая, шла и врезалась в столб.
  3. Курица была сильная, ударила по столбу, а он упал.
  4. Столб упал прямо на курицу .

Хотите потренироваться? Хорошо. Соедините:

  • ромашку с молоком;
  • наушники с медузой;
  • сапоги с луной.

Далее придумывайте сами.

Способы развития мышления

Детский мозг постоянно активен. Кроха впитывает информацию об окружающем мире посредством всех органов чувств:

  • зрения;
  • слуха;
  • обоняния;
  • осязания.

Мышление должно быть развито

Он пытается строить причинно-следственные связи, анализировать и делать выводы. Именно в раннем детстве формируется логика. Задача взрослых — помочь развить её путём создания различных игровых ситуаций, решения логических задач и головоломок.

Как развивается мышление у людей?

Методика развития мышления в саду основана на понимании возрастных особенностей. Упражнения должны соответствовать уровню развития психики ребёнка. В противном случае, цель не будет достигнута, и маленький член семьи потеряет интерес к подобным играм.

Мышление в своём развитии проходит три этапа:

  • Наглядно-действенное присуще детям первых лет жизни. Оно не требует речи, позволяя контактировать с окружающими предметами.
  • Наглядно-образное мышление характеризует трёхлеток. Часть предметов в этом возрасте заменяется их творческими образами, малыши начинают мыслить абстрактно.
  • Словесно-логическое мышление формируется к 6-7 годам после садика и позволяет размышлять при помощи слов, а не абстрактных образов.

Обратите внимание! На каждом этапе развития ставятся свои задачи. Мыслительные способности развиваются постепенно

Также поэтапно будут усложняться и дидактические материалы.

Игры помогают в развитии

Особенности развития мышления у детей дошкольного возраста

Малышам 2-4 лет (младших и средних групп) необходимо изучить предмет, потрогать руками, попробовать его на зуб, уронить на пол. Эти манипуляции дают представление о качествах предмета (вкус, запах, прочность и возможность его применения).

На этом этапе малышу необходимо активное участие взрослых членов семьи. В силу возраста он не способен понять задание с первого раза и самостоятельно его исполнить, нужно повторять несколько раз, показать примеры, ответить на вопросы. Обязательным условием является обсуждение процесса игры, исключающее интуитивный характер выполнения упражнений.

К 5 годам (старшая группа) дошколята могут мыслить методом образов. Они могут сравнивать не только однотипные вещи, но и предметы разные по цвету, форме и размеру.

Обратите внимание! Успех в решении логических задач зависит от регулярности занятий. Они должны стать ежедневными

Не обязательно проводить их в классической форме за столиком для игр. Стоит родителям включить креативное мышление, и учиться можно будет в процессе выполнения повседневных дел.

На шестом году жизни начинает формироваться абстрактное мышление. В этом возрасте у них богатый понятийный аппарат, развито воображение. Основным средством познания мира в этот период является речь.

Наглядно-действенное мышление

Наглядно-действенное мышление – это основа, которая дает направление для развития наглядно-образного.

Как развивать наглядно-действенное мышление:

  • Попросите детей сравнить птицу и бабочку, пчелу и шмеля, яблоко и грушу и т. д. и назвать отличия.
  • Назовите первый слог слова: на, по, до и т. д., и попросите детей закончить понятие. Ориентируйтесь не на правильность, а на быстроту ответа.
  • Позанимайтесь с детьми собиранием пазлов.

Наглядно-действенное мышление не нуждается в наличии начального периода, поскольку в дошкольном возрасте этот вид мыслительного процесса уже развивался.

Наглядно-действенное мышление и как его развивать

Задачи решаются посредством практического взаимодействия с предметом в реальной, наглядной ситуации. Умственные действия задействованы в меньшей степени.

Наглядно-действенное мышление существует с первобытных времен, активно в своем развитии до 7 летнего возраста.

При работе этого типа мышления дети группируют различные объекты в одно целое, оперируют ими.

Взрослые благодаря ему находят практическую пользу в окружающих предметах. Наглядно-действенное мышление развивается под руководством левого полушария головного мозга.

Чтобы потренировать данный вид мышления, поиграйте в шахматы, порешайте головоломки, составьте пазл.

Среди игровых онлайн тренажеров также большой выбор для быстрых и эффективных тренировок.

И вот несколько упражнений для тренировки наглядно-действенного мышления:

  • Возьмите в руки какой-нибудь предмет и постарайтесь определить его вес, потом другой и так несколько разноплановых предметов. Осмотрите свою квартиру, и попробуйте прикинуть площадь каждой комнаты.
  • Нарисуйте на листке бумаги альбомного формата 3 геометрические фигуры: ромб, трапецию, треугольник. После с помощью ножниц превратите каждую фигуру в квадрат, сделав один разрез по прямой линии
  • Из 5 спичек выстроите 2 одинаковых треугольника. Затем из 7 спичек сделайте 2 квадрата и 2 треугольника.
  • Обзаведитесь конструктором, и каждый день составляйте из него какую-нибудь новую фигуру, желательно, не из инструкции. Выбирайте конструктор с большим количеством деталей, от 40.

Развитие мышления у детей с задержкой психического развития (ЗПР)

У детей с ЗПР мыслительные процессы сильно нарушены, в этом состоят особенности их развития. Именно отставание в развитии мышления отличают ребят с ЗПР от обычных детей. У них не наблюдается переход к логической структуре мышления. Трудности, которые возникают при работе с такими детьми:

  • Низкая степень заинтересованности. Малыш часто отказывается от выполнения заданий.
  • Неспособность анализировать информацию.
  • Неравномерное развитие видов мышления.

Особенности умственного развития детей с ЗПР состоят в сильном отставании в логическом мышлении, но нормальном развитии наглядно-образного мышления.

Особенности развития мышления детей с ЗПР состоят в таких принципах:

  • Учет индивидуальных способностей человека с ЗПР.
  • Создание условий для активной деятельности детей.
  • Учет возраста.
  • Обязательные беседы с психологом.

С помощью правильного подхода детей с ЗПР учат правильно говорить, выстраивать грамотную речь, сопоставлять слова в предложениях и озвучивать мысли.

Если педагогам удалось вызвать интерес школьника с ЗПР, то развитие логики – дело времени.

Игры на развитие мышления детей с ЗПР:

  • Положите перед детьми рисунки с животными и рисунки с едой. Попросите сопоставить их, накормив каждое животное.
  • Назовите несколько простых слов, попросите подопечного назвать их одним понятием. Например: кошка, собака, хомяк – животные.
  • Покажите три картинки, две из которых одинакового содержания, а одна – значительно отличается. Попросите подопечного выбрать лишнюю картинку.

Ребята с ЗПР мыслят на уровне жизненного опыта, продумать действие, которое они еще не совершали, им тяжело. Поэтому перед выполнением упражнений наглядно покажите им, как они должны поступать.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры – рассказ сказок или историй с помощью пальцев. Пальчиковые игры направлены на развитие речи и моторики рук.

Пальчиковые игры на развитие речи бывают такими:

  • Попросите малыша положить правую ладонь на вашу левую ладонь. Медленно проведите пальцами по большому пальцу малыша, произнеся слово «ласточка». Дальше произносите это же слова, но проводите по другому пальцу. Повторите это же действие еще несколько раз. Дальше, не меняя интонацию, произнесите одновременно с поглаживанием детского пальца слово «перепелочка». Суть игры состоит в том, что ребенок на слове «перепелочка» быстро одергивает руку, чтобы взрослый ее не поймал. Предложите школьнику самому побыть в роли охотника на перепелку.
  • Попросите детей зажать руки в кулак. Одновременно они вытягивают мизинец на левой руке вниз, а большой палец правой руки вверх. Потом большой палец убирается в кулак, а мизинец этой же руки одновременно вытягивается. Левая рука поднимает большой палец вверх.

Пальчиковые игры вызывают у детей большой интерес, поэтому технология их выполнения должна быть известна каждому взрослому.

Таким образом, технология развития мышления у детей состоит из множества игр, упражнений и методик. Развивать мышление нужно обязательно, чтобы избежать несбалансированного развития будущего члена общества. Не полагайтесь на школьную программу и учителей, выделите время для регулярных домашних занятий.

Развитие логического мышления в 6-7 лет

Методика предполагает активное использование знаний, умений и навыков, приобретенных к 6 годам, их развитие и совершенствование. Основными формами взаимодействия становятся развивающие упражнения и игры.

Упражнения для развития логического мышления

Источником для подготовки материалов к упражнениям может стать окружающая жизнь. Используя опыт и подключив фантазию, можно подготовить целый набор заданий.

Примеры логических упражнений:

  • «Назови одним словом». Воспитатель (родитель) называет группу слов, ребёнок обобщает и называет одним понятием. Например, платье, юбка, рубашка, штаны — одежда. Медведь, лев, слон — животные. Сковородка, кружка, тарелка — посуда.
  • «Назови слово». Обратное задание: взрослый называет одно слово, малыш — несколько. Например, транспорт — трамвай, автобус, мотоцикл. Обувь — тапочки, сабо, сандалии. Птицы — воробей, снегирь, галка.
  • «Что бывает?» Дошколята перечисляют ответы: что бывает гладким, лёгким, пушистым, квадратным, круглым?
  • «Найди в группе подгруппы». Дети получают карточки с изображением группы предметов, им нужно разделить их на более конкретные подгруппы. Например, транспорт бывает наземный, воздушный, морской. Животные — домашние и дикие.
  • «Узнай предмет по его элементам». Циферблат и стрелки — часы. Лапы, хвост, длинная шея — жираф.

По аналогии можно подготовить объёмную картотеку. Стоит использовать её регулярно, изменяя ситуации и условия.

С родителями важно проводить время

Игры на развитие логического мышления для детей 6-7 лет

Современный инструментарий для занятий богат и доступен. Любой родитель может изготовить дидактические пособия и наглядность: найти в интернете готовые карточки, схемы, картинки с описанием, распечатать на принтере и использовать для игр.

К сведению! Желательно подойти к этому с учётом предпочтений малыша: подвижным ребятам предлагать активные упражнения. Если малыш увлекается принцессами или драконами, стоит сделать их главными действующими лицами в игре.

Примеры игр для дошкольников:

  • Воспитатель (родитель) хлопает в ладоши, дети в уме считают хлопки, называя в итоге окончательное число. При этом хлопать нужно негромко и не слишком быстро, начинать с небольшого количества хлопков, постепенно увеличивая его.
  • Игрушки сели пить чай. Хватит ли всем, кто сидит за столом, чашек, блюдец, конфет, кусочков торта, Дети в уме считают предметы, сопоставляют количество и озвучивают итог.
  • Малыши становятся в круг, водящий — в центре круга. Он задумывает число от 1 до 9, и предлагает угадать его, проговаривая условие: «Если к этому числу прибавить 1, то получим ….». Остальные угадывают число и меняют водящего.
  • У каждого малыша рисунок. Ему нужно рассказать, что находится в правом (левом) верхнем (нижнем) углу листа.
  • Детям предлагается найти спрятанный в комнате предмет по схеме, в которой указано направление и нужное количество шагов.

В ненавязчивой форме игры малыши учатся считать в уме, сравнивать предметы, не соединяя их друг с другом, закрепляют знания о математических фигурах и действиях, отрабатывают устный счёт.

Развивающие игры и задания становятся ежедневным и привычным занятием для малышей с самых первых дней жизни и до поступления в школу. Активизируя их способности творить, развивая умение мыслить логически, поддерживая стремление познавать мир, можно сформировать активную, думающую и успешную личность, а не тень общества.

Особенности детского мышления

Психологи различают несколько основных типов мышления:

  1. Наглядно-действенное. Развивается одним из первых. Обеспечивает возможность детей познавать мир через непосредственное взаимодействие с предметами, доступными ему.
  2. Наглядно-образное позволяет оперировать не самими предметами, а их образами и представлениями о них. Оно развивается ближе к дошкольному периоду и дает ребенку возможность производить операции с предметами, не имея их в наличии.
  3. Словесно-логическое учит ребенка обращаться уже со словами, обозначающими тот или иной предмет или явление. Его навыки приобретаются ребенком только к окончанию старшего дошкольного возраста.

Сформированное образное мышление детей впоследствии становится хорошей базой для развития другого типа мышления – логического. Оно дает ребенку возможность рассуждать и делать правильные выводы, анализировать, классифицировать, сравнивать, выделять главное и второстепенное.


Этапы формирования логического мышления

Какие задания на развитие образного, творческого логического мышления наиболее эффективны? Как помочь ребенку развить навыки мышления?


Мышление развивается в игровой форме

Для того, чтобы игра была максимально эффективной, полезной и, что немаловажно, интересной для ребёнка, необходимо чтобы задания отличали:

  • продуманный сюжет;
  • четко сформулированные понятные ребенку правила;
  • минимальное количество подсказок. Акцент на поиске самостоятельных решений;
  • яркий наглядный демонстрационный материал.

Упражнение 3. Ребусы

Разгадывание ребусов помогает мыслить нестандартно, творчески. Учит ребенка анализировать.

В ребусах могут присутствовать изображения, буквы, цифры, запятые, дроби, размещенные в самом разном порядке. Давайте попробуем вместе решить несколько простых ребусов.

  1. На первом мы видим слог «БА» и «бочку». Соединим: БА + Бочка = Бабочка.
  2. На втором принцип тот же: Баран + КА = Баранка.
  3. Третий посложнее. Нарисован рак, а рядом «а = у». Значит в слове рак, букву «а» нужно заменить на букву «у», получим «рук». К этому прибавим еще одну «а»:  рук + а = рука.
  4. Четвертый ребус с запятой. Так как первой стоит буква «А», то слово-отгадка на нее начинается. Далее видим «кулак», после картинки запятая, значит от слова «кулак» нужно отнять последнюю букву. Получим «кула». Теперь объединяем все вместе: А + кула = акула.
  5. Пятый ребус только на первый взгляд сложный. Нужно убрать букву «и» из слова «пила», а слово «кот» прочитать задом наперед. В результате получаем:  пла + ток  = платок.
  6. Шестой, полностью буквенный ребус. С первой и последней буквами все понятно, а что с серединкой? Мы видим букву «о», нарисованную в буке «т», так и скажем «в т о». Соединяем:  А + ВТО + Р = АВТОР.

Потренировались? Теперь попробуйте решить ребус самостоятельно.

Младшие школьники (7+ лет)

Развитием трехмерного мышления школьников занимаются учителя — на уроках математики, окружающего мира, труда, рисования. В младших классах дети, в основном, учатся мыслить «на плоскости», но по мере взросления задачи становятся «трехмерными», — и желательно, чтобы к такому переходу ваш школьник был готов.

Ребенок старше 7 лет умеет:

моделировать положение объектов в пространстве — представлять, не прибегая к физическому перемещению предметов;
обращать внимание на пространственные отношения между предметами, их взаимное расположение и его изменение;
видеть картину с разных точек зрения, определять или выбирать правильную проекцию трехмерного предмета — посмотреть на фигуру с одной стороны и понять, как она выглядит с другой. К 9 годам школьник уже способен на более сложные операции, связанные с координированием перспектив, например, определить исходя из разных проекций, как выглядит трехмерная фигура;
формулировать в устной речи пространственные характеристики объекта.

Как тренировать пространственное мышление в 7 лет и старше?

Можно предложить ребенку:

  • задания на соотнесение предметов в пространстве и на плоскости относительно друг друга. Например, «нарисуй стакан, тарелку и нож так, чтобы нож оказался справа от тарелки и слева от стакана»;
  • задания на перечерчивание фигур: простое копирование точь-в-точь, перерисовка с примерным изменением размера или точным масштабированием, воспроизведение изображения по памяти;
  • рисовать маршруты — например, свой путь от дома до школы или маршрут сказочного героя, движущегося по воображаемому замку;
  • творческие задания с любыми видами конструкторов — не по схеме, а с помощью собственных навыков; при этом задавайте исходные параметры, например, средневековый замок с тремя башнями, двухэтажный гараж с парковкой и т.д.

Играйте с кубиками «по-взрослому» — создавайте сложные конструкции и совершайте с ними метаморфозы, складывайте фигуры по «тени» (схематичному изображению одной, двух или трех проекций). Для этих целей пригодится развивающий игровой набор «Геометрия в кубиках», либо блоки Дьенеша / «кирпичики» Никитиных плюс собственная фантазия. Составляйте вместе с ребенком трехмерные пазлы, стройте объемные модели предметов.

Как помочь ребенку развить навык?

Для того, чтобы маленький непоседа освоил важные процессы систематизации и обобщения, анализа и синтеза, научился находить нестандартные решения из трудных ситуаций, необходимо развивать логику.

Этот процесс не происходит сам по себе, к нему следует подойти основательно.

Развивать мышление лучше поэтапно: специальные занятия для малышей были бы скучны и неинтересны. Элементы развивающей игры необходимо включать в обычную беседу. Если ответы ребенка не односложные, учится высказывать свое мнение, значит, игра принята, нужно пользоваться моментом.

Используя в играх геометрический материал и конструктор, малыш изучает форму, цвет, учится сравнивать, находить отличия (это проще), а потом и общие признаки предметов. Создавая объемные композиции из строительных модулей, учатся обобщать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наш детеныш
Добавить комментарий