Поводы для беспокойства
В очень редких случаях воображаемые друзья свидетельствуют о каких-либо проблемах. Насторожиться нужно в следующих случаях:
- персонаж продолжает существовать в детском воображении и после 11-летнего возраста (особенно если реальных друзей нет);
- ребёнок путает фантазию и реальность;
- наблюдаются другие симптомы: галлюцинации – зрительные или слуховые;
- ребёнок становится агрессивным, ведёт себя плохо;
- вымышленный друг ссорится с ребёнком, что того сильно расстраивает;
- малыш отказывается от возможности общения с другими детьми.
В таких ситуациях лучше всего обратиться за квалифицированной помощью. Специалист подтвердит или опровергнет ваши опасения.
Ребенок еще не ходит
Если ровесники вашего карапуза уже уверенно топают, а он все еще ползает, это вовсе не означает, что малыш запаздывает в развитии. Не ходит до 1,5 лет – необычно, но нормально
Правда, важно, совместно с педиатром, установить причину. Самые частые из них:
- Пошел бы, да испугался, больно ударившись. Плюс по характеру боязливый и нерешительный.
- Подолгу находится в прыгунках или в ходунках. Эти тренажеры не развивают необходимые для ходьбы группы мышц, не позволяют быстро научиться управлять своим телом и сохранять устойчивое равновесие в вертикальном положении.
- Мышечная гипотония (смотри выше).
- Гипертонус мышц (еще выше).
- Малыш изучает мир из слинга, рюкзака или автокресла. Зачем ему стараться дотянуться или дойти до заинтересовавшего предмета? – Донесут, только «рули» указательным жестом в нужном направлении.
- Длительное пребывание в распорках или гипсе из-за перелома ноги или врожденного подвывиха в тазобедренном суставе.
- Умственная отсталость.
Причины появления воображаемых друзей
Самая главная причина вхождения в жизнь ребёнка вымышленного персонажа – это богатая фантазия и воображение. Специалисты выяснили интересную подробность: чем более творчески одарён малыш, тем с большей вероятностью у него появится невидимый друг. Кстати, именно поэтому феномен и возникает в том возрасте, когда у детей активно развивается воображение, творческое мышление и социальный интеллект.
Другое дело, что у не всех малышей с богатой фантазией бывают придуманные друзья. Спровоцировать их появление могут следующие факторы.
Дефицит общения и эмоций, одиночество
Как мы уже говорили выше, часто обзаводятся вымышленными приятелями именно единственные дети в семье. Также в «группу риска» входят те малыши, которые испытывают дефицит общения, ощущают одиночество, мало взаимодействуют по каким-либо причинам с ровесниками.
Выдуманный товарищ по играм позволяет ребёнку переживать невероятные истории, испытывать эмоции, просто становится компаньоном по играм, проделкам и забавам. Интересно, что воображаемый друг пропадает в тот момент, когда у малыша появляется реальный приятель или когда он переезжает на новое место, где его ждут новые знакомства.
Потребность в защите
Вымышленный друг помогает ребёнку обрести чувство безопасности и комфорта, а также даёт ему возможность демонстрировать уверенность в себе и храбрость. К примеру, малыш говорит своему невидимому приятелю: «Не бойся чудовища под кроватью» или «Пойдём на кухню в темноте». Тем самым он борется со своими собственными страхами, снижает чувство тревожности и беспокойства.
Страх наказания
Вымышленный друг у ребенка – это своеобразный козёл отпущения, фигура, которую можно обвинять в своих неблаговидных поступках. Например, упала кружка и разбилась на мелкие кусочки? «Это сделал Буба». Такое возможно, если в семье процветает гиперопека либо малыш боится, что его строго накажут.
Кроме того, невидимый приятель – это возможность опосредованно выражать чрезмерные эмоции, что не поощряется в семье. Если малыш не может открыто демонстрировать гнев, злость, обиду, то за него это делает друг: «Это я не громко кричу, это Буба» или «Буба не любит, когда ты готовить овсяную кашу».
Желание манипулировать родителями
С помощью выдуманных друзей можно управлять взрослыми. Например, ребёнок требует покупать мороженое, но не ему, а «Коле». Или он со слезами на глазах просит устроить званый обед, чтобы порадовать своего приятеля. Если родители будут потакать всем этим капризам, малыш просто в будущем возьмёт под свой контроль всю семью.
Мнение учёных
Если прежде принято было считать синдром Карлсона (ещё одно название феномена вымышленных друзей) отклонением от нормы, то сегодня мнение специалистов кардинально изменилось. Воображаемые друзья – это обычное и нормальное явление для многих детей на различных этапах развития.
По данным американских исследований, проведённых в 2004 году, порядка 65 % детей в возрасте от 2 до 7 лет имеют воображаемого друга. «Оптимальный» же возраст для возникновения этого явления – от 3 до 11 лет. Об этом, в частности, говорит Стефани Карлсон, профессор Университета Миннесоты.
Хотя психологи согласны с тем, что воображаемые друзья у детей не должны вызывать беспокойства у родителей, не совсем понятно, почему одни малыши их придумывают, а другие нет. Согласно некоторым предположениям, отношения с невидимыми персонажами удовлетворяют потребность ребёнка в дружбе и более распространены среди первенцев и единственных детей в семье.
Учёные говорят о том, что вымышленные друзья удовлетворяют 3 фундаментальные психологические потребности.
- Компетентность. В этом случае ребёнок берёт на себя лидирующую роль. Он считает себя более умным, более умелым, знающим, старается «обучить» чему-то своего выдуманного товарища.
- Отношения и дружба. Хотя невидимые компаньоны – это лишь издержки воображения, малыши относятся к ним так же, как к реальным друзьям. Но при этом с лёгкостью моделируют любые ситуации, невозможные в настоящей жизни.
- Автономия. Выдуманный друг даёт ребёнку чувство контроля. Малыш может вызвать его в любой момент в своём воображении, может выдумать любую историю с ним, «подчинить» его себе. С его помощью ребёнок даже может манипулировать родителями.
Также исследования показали, что воображаемые друзья чаще встречаются у девочек. Причём маленькие девочки обычно берут на себя «педагогическую» роль, а их компаньоны принимают форму детёнышей животных или маленьких детей. Выдуманный друг у мальчика – это персонаж, который более компетентен, чем он, к примеру, супергерой, старший товарищ, какое-то взрослое и сильное животное.
Жест: Корчит рожицы
Часто бывает, что дети, попадая в новый коллектив, набираются «дурных манер»: они начинают дразниться, показывать язык или корчить рожицы. На самом деле, детский коллектив тут вовсе ни при чем. Корчить рожицы свойственно неуверенным в себе детям
Кривляньями они пытаются приумножить свои способности, ведь в этом случае взрослые обязательно обратят на них внимание, пусть даже для того, чтобы сделать замечание
Что делать?
Единственный способ отучить ребенка это делать — позволить ему быстрее вырасти. Поэтому исключите из лексикона семьи все милые прозвища — Наша Булочка, Мой Медвежонок или Бабушкин Пупсик. Следующий шаг — выделите личные обязанности ребенка. Например, когда мама убирает, ребенок пылесосит или поливает в своей комнате цветы.
Наличие своей зоны ответственности даст ребенку возможность получать отклик от взрослых не благодаря своему паясничеству, а за реально сделанные дела.
Детский онанизм
Эта вредная привычка в жизни ребенка начинает формироваться, когда его освобождают от пеленок. В этот период малыши активно трогают руками все части тела, в том числе половые органы. Раньше они были недоступны, поэтому представляют интерес. Психологи в этом случае предлагают следовать нескольким эффективным рекомендациям:
- Побольше общаться со своим ребенком.
- Не оставлять его одного в кроватке. Если малыш отказывается спать, то нужно попытаться уговорить. Если и это не помогает, то лучше уложить его спать немного позднее.
- Не надевать на кроху тесную одежду и соблюдать гигиену. Это избавит от зуда половых органов, и малышу незачем будет их трогать.
- Если малыш был замечен за мастурбацией, то его нельзя укачивать на коленке у взрослого.
- Не разрешать ребенку долго сидеть на горшке. Поэтому лучше предупреждать возникновение запоров.
Инфекционные заболевания
При бактериальной и вирусной инфекциях, паразитарных инвазиях поражаются органы ЖКТ, возникает рвота, повышается температура тела, нарушается стул. Течение заболевания зависит от типа возбудителя, степени тяжести кишечной инфекции, возраста ребёнка. Если процесс носит острый характер, симптоматика усиливается каждый час:
- сильное расстройство кишечника;
- высокая температура тела;
- интоксикация выраженной степени.
К тяжелым кишечным инфекциям относятся паразитарные и бактериальные виды, включая дизентерию, амебиаз, сальмонеллез, лямблиоз. Более легкими формами кишечных инфекций считаются вирусные, которые сопровождают ОРВИ. Если рвота редкая, а понос проходит быстро, тогда малыш поправится за 5−7 дней. К наиболее опасным и тяжелым состояниям относится гепатит.
Как обычно ходят малыши?
Это нам, взрослым, может показаться, что в ходьбе нет ничего сложного: вот так просто взял и пошел. Но для малыша, только начавшего подниматься на свои две, это испытание еще то! В данное время в организме крохи в усиленном режиме отрабатывается несколько навыков одновременно. Он учится держать равновесие, соблюдать координацию движений, слаженно управлять разными группами мышц. В работу включается вестибулярный аппарат, а костям и связкам впервые приходится выдерживать вес всего тела. Вот почему первые шаги малютки всегда неуверенные и шаткие. Как правило, его дебютное «дефиле» длится не больше нескольких секунд. И это норма. А вот если малыша до года насильно пытаются научить ходить, это уже может стать причиной отклонений. Если кроху поставить на ножки раньше времени, его скелетные кости не выдерживают нагрузку тела и деформируются.
Первые неуверенные шаги малютки – это еще не ходьба. Опять-таки зависимо от индивидуальных особенностей организма, малышу может понадобиться от нескольких недель до нескольких месяцев для того, чтобы «отшлифовать» свое новое умение. В течение этого времени ребенку вряд ли получится избежать падений, но это также является частью отработки навыков. Задача родителей – помогать малышу снова подниматься на ножки, а также создать максимально безопасную обстановку для детского обучения.
Психолог рассказывает о детском травматизме — почему ребенок часто падает и ранится.
Родители объясняют частые травмы ребенка его легкомысленностью, неосторожностью, или даже «порчей», «сглазом». Я не беру медицинские проблемы, в которых высокий травматизм связан с болезнью, нарушениями опорно-двигательного аппарата, хрупкостью костей, а рассматриваю случаи, когда ребенок со средним или крепким здоровьем регулярно получает повреждения:
- порезы
- вывихи
- переломы и трещины
- ушибы, синяки
- сотрясения мозга
- сильные ранения
Однажды в парке я наблюдала за подростком на велосипеде. Он катался сам и заботливо учил приятеля помладше. Во время очередного трюка он сильно разогнался, перелетел через ступеньки, но неудачно приземлился — всем весом на одну ногу.
Я подошла и спросила, как он себя чувствует, на что подросток беззаботно сообщил, что при приземлении у него хрустнула нога. Посмотрела — голеностоп стремительно распухал. Мальчик велел мне не беспокоиться, он не в первый раз ломает ногу на велосипеде, и самостоятельно доковылял до лавочки.
Тут вдалеке послышался окрик его мамы. Он позвонил ей и рассказал о травме по телефону, чтобы не идти навстречу и подождать на лавочке. Через несколько мгновений я увидела женщину, она издалека махнула сыну, чтоб он следовал за ней, и быстро скрылась.
Мальчишка поднялся, взял велосипед и попрыгал следом, пытаясь догнать маму.
Мальчик велел мне не беспокоиться, он не в первый раз ломает ногу на велосипеде, и самостоятельно доковылял до лавочки.
Конечно, нет большой беды в самом ранении. Опасения вызывает как раз безразличная реакция мальчика и мамы. В будущем это может открыть ворота для экстремального или излишне геройского поведения.
Так почему ребенок часто падает? Давайте более подробно рассмотрим причины, которые стоят за этим.
Жест: Крутит волосы
Если вы начали замечать, что ребенок, разговаривая со взрослыми, выполняя домашнее задание или собирая конструктор, начинает наматывать волосы на палец, это должно стать сигналом о том, что он находится в состоянии эмоционального напряжения.
Монотонное накручивание волос — повторяющиеся движения, а выполняя их, ребенок как бы переносит себя в ощущение стабильности и спокойствия, которых в данный момент ему не хватает.
Чаще всего такие жесты появляются у детей, которым дали резкую нагрузку или они попали в какую-то незнакомую атмосферу, в которой им некомфортно. Особенно часто таким образом начинают вести себя дети из семей, в которых не свойственно показывать свою слабость и просить о помощи.
Что делать?
Чтобы показать ребенку, что его дом и семья являются для него местом силы, а родители — теми взрослыми, к которым он первым делом может обратиться за помощью, полностью исключите фразы типа «Почему я за тебя должна все делать?», «От тебя никакого толку!», «Я знала, что так и будет!»
Чаще хвалите ребенка даже за малейшие достижения — сам сложил портфель, аккуратно разложил тетради в папку, в школе съел весь ланч и т. д. Одобрение со стороны значимых взрослых добавит малышу уверенности в себе и поможет быстрее создать зону комфорта на новом месте.
Мышцы ребенка слишком мягкие
Причина – в низком тонусе, в слабости мышц.
Что могут заметить родители:
- когда взрослый перемещает руку или ножку ребенка, он не ощущает никакого сопротивления;
- когда дитя берут под мышки и приподнимают, его плечи идут вверх, а голова и шея «провисают» между ладонями взрослого;
- на руках у родителя взятый под мышки кроха не группируется, а висит, «как тряпочка», зрительно удлиняясь в росте;
- при натягивании на стопки ползунков или носочков малыш не упирается ногой в ладонь взрослого, а сразу пассивно сгибает ее;
- в положении на спине бедра разведены в стороны, буквально «расплываясь» по пеленке, без попытки свести их вместе;
- впечатление, что ребенка можно завязать в узел (гуттаперчивость).
Низкий мышечный тонус мешает младенцу удерживать голову, вовремя сесть и пойти. В будущем таким детям не под силу крутить педали велосипеда, кататься на коньках или лыжах, активно участвовать в подвижных играх сверстников. У них нередки нарушения равновесия тела и координации движений. Мышечная гипотония ограничивает их физические способности, влияет на выбор профессии.
Низкий тонус – симптом рахита, болезни Дауна, мышечной дистрофии, обменных нарушений. Нередко причина так и остается невыясненной. Существует даже термин «доброкачественная врожденная гипотония», когда серьезных нарушений двигательного развития нет, проблема со временем разрешается сама собой. Разве что не стать таким детям великими легкоатлетами или альпинистами.
Независимо от причины низкого мышечного тонуса, главный совет врача – заставить малыша двигаться. Ему требуется правильно подобранный комплекс упражнений для наращивания силы и выносливости, освоения новых моторных навыков.
Простейшие комплексы массажа и гимнастики, полезные для младенцев разного возраста, описаны на ipregnancy подробно: Первый комплекс массажа и гимнастикиВторой комплекс массажа и гимнастикиТретий комплекс массажа и гимнастикиЧетвертый комплекс массажа и гимнастикиПятый комплекс массажа и гимнастики
Профилактика истерик
Истерики перед сном и во время сна заслуживают отдельного внимания. Если перед сном они еще могут быть манипулятивными (чтобы не идти спать, например), то во время сна истерика свидетельствует о нарушениях в работе организма. Это могут быть нарушения в работе нервной системы, а также физиологические отклонения, о которых он сказать не может, но они беспокоят его болевыми ощущениями.
Чтобы не допустить ночные истерики у детей 2-х лет, важно не показывать перед сном мультиков с плохими, агрессивными героями, не переедать, не кушать много сладкого, не перевозбуждать малыша, активно с ним играя. Когда среди ночи просыпается малыш с истерикой, лучшее средство успокоения буде прижимание его к себе и глоточек водички
Когда среди ночи просыпается малыш с истерикой, лучшее средство успокоения буде прижимание его к себе и глоточек водички.
Предотвратить проявление истерического поведения можно:
- соблюдая режим сна и отдыха;
- обеспечивая качественный сон;
- не допуская чрезмерных и ярких эмоций в течение дня;
- общаясь с ребенком, в этом общении он учится выражать свои желания словами, понимать свои потребности и родителя;
- пресекая начало истерики, договариваться с малышом, чтобы он понял, что его мнение учитывают, а его самого любят и понимают;
- беречь психику ребенка от раздражающих факторов.
Большинство малышей около двух лет проходят через возраст «нет». Даже те дети, которых считали настоящими маленькими ангелочками, начинают больше напоминать упрямых осликов. Как же реагировать на подобные изменения в поведении ребенка? В каком случае нужно проявить твердость, а в каком лучше уступить?
Вы просите его надеть свитер, сесть за стол, прекратить исследование электрической розетки или вернуть погремушку восьмимесячному братику — с недетским упорством ваше чадо отклоняет любые просьбы и требования.
«На очередном «нет» я сломалась, мое терпение лопнуло — рассказывает Лариса, мама двухлетнего Филиппа. Я мечтала лишь о том моменте, когда он, наконец, ляжет спать, и я получу небольшую передышку».
С чем же связана потребность малыша проявлять упрямство? Около двух лет ребенок начинает осознавать свою целостность, как психологическую, так и физическую, он учиться контролировать свои естественные отправления и получает удовольствие от владения своим телом. В этот период он ощущает, что больше не составляет единое целое со своей мамой, что он совершенно отдельная личность. С помощью «нет» малыш раз за разом утверждает свое, совсем свежее чувство «отдельности». Чтобы психологически отделиться от родителей ребенок должен им противодействовать, оказывая сопротивление родительскому контролю, указаниям и просьбам. Только противопоставив себя родителям, он может ступить на путь индивидуализации. Конечно, порой с малышом бывает трудно поладить, но нужно помнить, что этот кризисный период предваряет новую веху в развитии
Поэтому важно понять, как помочь ребенку (а иногда и себе) пройти через кризис, не препятствуя развитию личности
Приемы самоуспокоения у малышей
Это не такое редкое явление — малыш, пытающийся успокоить себя самостоятельно, причем не вполне привычными для взрослого мира способами. К различным приемам самоуспокоения относится сосание пальцев (одного, двух, кто как привык), пустышки, обгрызание ногтей, засовывание в рот и «обмусоливание» частей одежды, игрушек, уголка одеяла и прочих предметов, которым не место во рту.
Палец или соска во рту выглядят довольно мило и гармонично в грудничковом периоде, но теряют свое очарование с ростом детей. И чем старше ребенок, тем больше претензий может возникнуть у детского стоматолога из-за деформации зубов, вызванной привычкой сосать пальцы и предметы.
Помимо пальцев и достаточно чистых домашних предметов в возрасте от 12 до 24 месяцев в рот также могут попадать выдранные из придверного коврика нитки, окурки, кусочки кирпичей, еда домашних животных и прочие не вполне пригодные для обсасывания вещи. Это, как ни странно, нормальное явление, хотя попадание грязи в ротовую полость надо избегать. Малыши, несмотря на свою репутацию привередливых едоков, тянут в рот все вокруг для исследования.
Еще один из методов, который дети используют при скуке, усталости или плохом настроении — раскачивание тела
Ритмичные движения корпусом назад и вперед помогают расслабиться и переключить внимание, напоминая о пребывании внутри маминого живота в период вынашивания и укачивании на руках или в кроватке в младенчестве. Этот нормальный и приемлемый способ порой дополняется или трансформируется в ритмичное постукивание головой об стенку, ограждение кроватки, пол
Наблюдать это действие довольно сложно: несмотря на то, что практически не зафиксировано случаев, когда малыш наносил себе подобным образом какой-либо вред, родители опасаются за травмы и последствия и прикрепляют мягкую обивку на кроватку или кладут коврик на пол, что вполне разумно.
Как правило, ситуативные проявления таких методов самоуспокоения проходят не позднее 3-х лет.
Когда привычки становятся тревожным знаком?
- Раскачивание тела в течение длительного времени со слабо выраженной реакцией на попытки отвлечь.
- Сильные удары головой об стену, выраженная самоагрессия.
- Поедание несъедобных предметов, особенно в сочетании с такими признаками, как отставание в речевом развитии, нарушение контакта с родителями и другими детьми в семье.
Симптомы аутизма
Он не проявляет интереса к другим людям
Нарушения в сфере социального взаимодействия. Часто маленький ребенок с аутизмом ведет себя так, будто он настроен «на свою волну», может не замечать, дома родители или на работе, ушли куда-то или вернулись. Может не проявлять интереса к играм других детей, расстраиваться, если взрослый пытается включаться в его игры и поддерживать их. Не улыбается в ответ на улыбку и не реагирует на свое имя. Может явно сопротивляться объятиям, поцелуям, не давать брать себя на руки не родителям, ни другим людям. Может не повторять действия, движения и звуки за взрослыми: например, не играть в прятки или другие игры, основанные на взаимодействии с другими людьми.
Нарушения в сфере коммуникации
Многие дети гораздо позже других начинают говорить и не используют жесты. Вместо этого они пользуются руками других людей, подводят к тем предметам, с которыми хотят чтобы взрослые что-то сделали. Ребенок может автоматически повторять слова, не обращенные к другим (эхолалии) и избегать контакта «глаза-в-глаза». Другие дети могут рано начать говорить и запоминать много слов, но не использовать их в общении. Например, снова и снова повторять любимые цитаты из мультфильмов, книжек. Часто дети с аутизмом хуже понимают обращенную к ним речь и позже других начинают выполнять инструкции. Может казаться, что они не слышат обращенные к ним слова.
Нарушения в поведении
Многие дети с аутизмом играют в игрушки необычным образом, например, выстраивают их в ряд или раскидывают) Могут часто совершать повторяющиеся действия, необычно двигаться, взмахивая руками, раскачиваясь на месте или бегая по кругу. Ребенок может часть кружиться вокруг своей оси, вращать предметы, поднося их очень близко к лицу.
Дополнительно при диагностике РАС рассматривают также часто встречающиеся нарушения и проблемы поведения, связанные с нарушением моторики, обостренной чувствительностью, особенностями восприятия, причинения вреда самому себе, нарушения чувства опасности.
Малыш находится в постоянном движении
Наверняка любой взрослый хотя бы раз восхищался неугомонностью своего карапуза. Неутомимые энерджайзеры готовы круглые сутки совершать подвиги и открытия. Быть в постоянном движении – потребность детей, они устают от необходимости «тихо посидеть».
2. Чрезмерная, необъяснимая суетливость, часто в сочетании с говорливостью.
Тремор подбородка – нередкое явление в периоде новорожденности. Врач неонатолог, наблюдающий кроху в роддоме, обязательно уточнит причину. Часто это признак незрелости нервной системы. Тогда младенцу требуется лишь время и бережный уход.
Тики, закрепляющие ставшие привычными движения (например, покашливание или шмыганье носом при простуде), поддаются контролю и со временем проходят. Дошколята и младшие школьники могут так реагировать на сложную психологическую обстановку в семье и в школе. Подобные насильственные движения, как и заикание, возникают вследствие сильного испуга или стресса. Здесь требуется психолог.
Все гиперкинезы, длительно сохраняющийся тремор, не поддающиеся объяснению тики и, тем более, судороги – признак органического поражения нервной системы, опухоли головного мозга, тяжелого метаболического расстройства. С медицинским обследованием лучше не затягивать.
По мнению Американской Ассоциации педиатров, ребенок до 4 лет имеет право быть очень активным. Но по мере взросления у него должна проявляться способность контролировать свои действия, управлять ими. То есть внимательно слушать собеседника, терпеливо дожидаться очереди, сосредоточенно выполнять какое-либо действие, не извиваясь при этом всем телом. Никто не требует от малыша невозможного: всего на несколько минут. Если у родителей складывается впечатление, что их 4-летнее чадо можно успокоить, только крепко связав, это может сигнализировать о синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Без помощи медицинского психолога и специальной системы воспитания (поведенческой терапии) таким детям очень сложно обеспечить безопасность жизни и помочь усвоить базовую школьную программу.
«Мне мокро»
Плач по поводу дискомфорта в подгузнике обычно выглядит, как продолжительное нытье. При этом ребенок не кричит, на игрушки не реагирует, только все время хнычет. Мама сердится: недавно покормила, неужели снова давать грудь? Для начала проверьте памперс, возможно, причина именно там. Если мы угадали, то после гигиенических процедур и воздушной ванны ребенок должен стать заметно спокойнее.
Важно: если ребенок очень громко кричит, а причина оказывается в подгузнике, после подмывания аккуратно просушите кожу ребенка в области промежности и внимательно осмотрите состояние кожных покровов. Чаще всего громкий крик от мокрого подгузника говорит о наличии опрелостей