Игра: способ познания мира

Образно-ролевые игры

Малыш, который успешно прошел или проходит первый игровой этап, начинает играть уже «в образе». Ребенок изображает волшебных героев, животных и копирует реальных людей. А так как в образной игре изображается обычно то, что связано с яркими эмоциональными переживаниями, то исходя из выбранной ребенком роли, можно понять, как он себя чувствует, хорошо ему или напротив страшно. Правда, не стоит искать во всем проблему: ведь в первую очередь трех-четырехлетка будет воспроизводить то, что видит.

Зачем? Образно-ролевая игра нужна ребенку чтобы приобщиться к миру, научиться выражать свои чувства и почувствовать свою состоятельность (ведь в образной игре редко встретишь проигравших). А вот сценарий детской игры постоянно направленный на поражение или агрессию, это сигнал родителям: что-то не в порядке.

Кто быстрее оденет куклу?

Цель: развивать координацию движений, ловкость.

Материал: куклы с одеждой.

Ход игры

В. Ребята, вы все уже большие, многому научились в детском саду, собираетесь в школу. А вот наши куклы так и не научились сами одеваться на прогулку. Вы им поможете?

У каждой куклы одинаковое количество одежды. Сколько кукол, столько и соревнующихся детей. Остальные — болельщики.

Дети соревнуются между собой, переходя из тура в тур (в зависимости от количества кукол с одеждой). В итоге выявляется победитель — самый быстрый и ловкий.

Игровой уголок

Цель: стимулировать развитие мышления; упражнять в классификации игрушек по назначению, в построении доказательной фразы.

Материал: развивающие игрушки, другие разнообразные предметы.

Ход игры

Воспитатель оборудует несколько игровых уголков (для мальчика, для девочки, для малыша, для старшего дошкольника, для ребёнка-музыканта, для ребёнка-спортсмена и т.п.).

В. Ребята, внимательно рассмотрите эти игровые уголки и скажите, кто может играть в них и по каким признакам вы это определили.

Например, в одном из уголков может играть малыш из младшей группы, потому что здесь лежат погремушки, игрушки-пищалки, мягкие кубики, неваляшка, большой плюшевый медведь и т.д.

«В этом уголке будут играть наши девочки, потому что они любят таких маленьких кукол с разной одеждой, с посудкой и мебелью».

«А в этом уголке будет играть тот, кто знает буквы и умеет читать, потому что это игры с буквами и словами, в них мало картинок, есть цифры, которые мы ещё не учили». И т.д.

В. Ребята, кто из вас в какой уголок хочет пойти поиграть? Почему ты выбираешь такие игры? Чем они тебе нравятся? С кем из детей нашей группы ты хочешь играть?

Разные мячи

Цель: обогащать представления детей о разнообразии игр с мячом, о спортивных играх; упражнять в словообразовании.

Материал: разные мячи, картинки с изображением спортсменов и спортивных мячей.

Ход игры

В. Посмотрите, ребята, что я принесла вам в этой большой сумке. Какая это сумка? (Спортивная.) Что в ней носят? (Спортивную форму, спортивный инвентарь.)

Откроем? Что вы тут видите? (Это мячи.) Их здесь много. Они все разные? Найдите одинаковые мячи.

Знаете ли вы, для чего нужны эти мячи? У меня есть картинки игроков-спортсменов. Посмотрите внимательно на картинки и скажите, как называется каждый из видов спорта, игрок? Подберём к ним их мячи. Как называются эти мячи? Например: «На этой картинке играют в футбол. Эти игроки — футболисты. А их мяч называется футбольный».

Так же: регби, волейбол, баскетбол, настольный теннис, большой теннис, водное поло, бильярд, мотобол, хоккей с мячом.

Тематика бесплатных вебинаров и мастер-классов Мастерской игр:

— Какие игры нужны детям и какие игры действительно развивают их, а не просто занимают на время?— Какие игрушки нужны детям и почему?— Математические пособия для детей своими руками: легко, быстро, просто, интересно!— Секреты сказок   и сказкотерапии: Когда сказка помогает, а когда может навредить? Правила подбора сказок для мальчиков и девочек разного возраста. Символика  сказок и их сюжетов:  это нужно знать!— Развитие музыкальности ребенка на основе метода Марии Монтессори— С какого возраста и как знакомить малышей с математикой? Математика с палочками и кубиками. Логические игры с детьми. Знакомимся с составом числа, понятием «количество»,  цифрами и учимся решать примеры,— Как сшить и связать развивающие игрушки для детей своими руками?— Играя, читаем

С чего и как начинается обучение чтению? Каких ошибок важно избежать? Как заинтересовать ребенка? Игровая подготовка к школе — что в ней главное.— Учимся говорить красиво и правильно, играя и с удовольствием! Как в играх развивать языковые способности малышей?— Фотографируем с детьми, играя!— Что такое «умная гимнастика» для детей? Какие упражнения в нее входят?  Когда можно их выполнять, в каком количестве и в какой очередности? Как лучше заниматься с детьми разного возраста этими упражнениями? Какую пользу приносят упражнения и какие результаты получат мамы и педагоги от занятий «умной гимнастикой» с малышами?

Взрослому в детской игре можно и нужно

Уделять ребенку внимание. Родители часто надеются, что ребенок будет играть сам и оставит папу или маму в покое
Каково же их разочарование, когда малыш полутора-двух лет проявляет интерес к игрушкам не более пяти минут. А все дело в том, что взрослые не помогли ему расширить границы познания и не показали, как играть. Ребенку постарше требуется еще больше внимания, ведь черпать сюжеты для игры он будет в рамках информации, которую получает от взрослых.

Создать пространство для творчества

Ребенку важно иметь: свой закуток, в котором главный — он, а не взрослые; некоторое количество игрового материала вроде веревочек, коробочек, камешков, конструкторов и других игрушек (главное, не переусердствовать с количеством).

Мягко предлагать свой вариант игры, никогда его не навязывая. Ребенка сначала нужно заинтересовать поиграть «по-вашему».

Развивать игру в полезном направлении

Если ребенок терзает игрушечного песика, то не стоит говорить, что он безобразничает. Гораздо эффективнее рассказать, что это за песик, какой он хороший, как он кушает, гуляет и играет — игра сама собой перетечет в иное русло.

Быть с ребенком на равных. Ведь только в игре, он может почувствовать себя таким, как взрослые.

Хвалить. И делать это искренне. Дети отлично чувствуют фальшь, даже если не показывают этого. И не перехваливать, чтобы у ребенка оставался стимул развиваться.

Патофизиология: симптомы нарушения общего объема и циркуляции крови

Количественные патологические изменения в крови (жидкой ее части и форменных элементах — главным образом эритроцитах) чаще всего выражаются в изменении объема циркулирующей крови (ОЦК). В настоящее время принято разделять ОЦК на быстро циркулирующую часть, которая заполняет сосуды достаточно большого диаметра, и медленно циркулирующую часть, которая заполняет сосуды микроциркуляторного русла — в основном капилляры (раньше эту кровь считали «депонированной»).

Такое нарушение циркуляции крови, как снижение ОЦК (гиповолемия) возникает чаще всего в результате острой кровопотери (при этом вначале соотношение клеток и жидкой части крови остается неизмененным, а потом концентрация форменных элементов снижается за счет компенсаторной реакции — выхода межклеточной жидкости в кровеносное русло). ОЦК может снижаться и при потере жидкости без потери форменных элементов крови — при рвоте, диарее, потере жидкости через обширные ожоговые раны. Симптомами нарушения циркуляции крови могут быть шум в голове, бессонница, быстрая утомляемость.

Повышение ОЦК (гиперволемия) обычно возникает либо вследствие повышенного поступления жидкости в организм, либо при нарушении ее выведения при патологии почек.

В патофизиологии нарушений общего объема крови соотношение жидкой части крови и форменных элементов характеризуется показателем, именуемым гематокритом; величина его может зависеть как от изменения объема плазмы, так и от изменения количества эритроцитов и лейкоцитов.

Выбираем по возрасту

Не секрет, что ребенок развивается, когда игрушка соответствует его возрасту.

Важную роль в развитии играют сюжетные игры с участием сказочных героев, кукол, мягких игрушек в виде животных.

Многие начинают делать игрушки самостоятельно, например автомобили или тряпичных кукол. Их интересуют сложные конструкторы с набором деталей, например «Lego».

В качестве интерактивных игрушек все чаще выбирают животных, которые максимально похожи на настоящих. Или же музыкальные инструменты, например синтезатор, гитара.

Все чаще детей в этом возрасте увлекают тематические игровые наборы, например «Доктор», «Салон красоты», «Повар».

Что это и чем полезны развивающие игрушки?

Развивающей называют такую игрушку, основная функция которой – развитие умственных способностей вашего ребенка

Она способна сформировать у ваших детей определенные навыки, например внимание, логику, речь или пополнить словарный запас

Еще А.С

Макаренко отмечал в своих трудах о важной роли игры как о модели поведения в будущем. Играя, дети воспитывают в себе большинство качеств, незаменимых во взрослой жизни

Фраза «развивающая игра» пришла в педагогику, а потом и в повседневную жизнь благодаря Борису Павловичу Никитину, одному из основоположников теории раннего развития ребенка. Развивающие игры, разработанные Никитиным, совместно с супругой Еленой Алексеевной впервые были выпущены на промышленном производстве в Германии.

Развивающую игрушку можно купить в магазине или же сделать своими руками из подручных материалов

Здесь важно помнить о ее основной функции: быть полезной и помогать развивать малышу мелкую моторику, логику, речь, тактильные ощущения, фантазию, память и/или внимание. Игрушка может быть направлена на развитие одной-двух видов деятельности ребенка, а может охватить и полный список, указанный выше

У развивающих игр, наравне с плюсами, есть и отрицательная сторона. Они не всегда выполняют важную функцию – самостоятельное построение игры. Чаще всего в них указаны точные рекомендации, как играть. Например, раздели фрукты и овощи друг от друга. Есть дети, которые дополняют эти правила своими элементами игры, раскладывая те же предметы (фрукты и овощи), например, по ощущению кисло-сладко.

Разновидности

Большой выбор игрушек позволяет родителям найти подходящую для своего любимого чада. Остается только определить, что именно вам нравится.

Сортеры

В названии заложена основная функция игрушки – сортировка предметов. Сама конструкция игрушки (каркас) должна подсказывать малышу правила сортировки, чаще всего, по форме. Благодаря , придуманным Марией Монтессори, дети развивают мелкую моторику, тренируют координацию движения, получают знания о цвете и форме предметов, становятся усидчивыми и внимательными. Игрушка-сортер лучше всего подходит для малышей до 4 лет.

Тренажеры

К такому типу относят мобили, погремушки и музыкальные инструменты

Каждый родитель знает, что подвешенный над кроваткой мобиль превосходно развивает память и внимание у малыша, а правильно выбранная погремушка позволит развить у малыша мелкую моторику и музыкальный слух

Счетная доска

Счетный или абаки (от латинского abacus – счетная доска) – представляет собой пирамидку со штырьками для нанизывания на них шариков различного цвета. Штырьки расположены по возрастанию: от маленького (для нанизывания одного шарика) до большого (для 5 шаров). Цель игры – ознакомить ребенка со счетом, сортируя шарики по цвету и нанизывая на штырьки.

Развивающие дуги с детскими игрушками

В машине, или дома в помощь родителям подойдут развивающие дуги с игрушками Они развивают моторику, тактильное и цветовое восприятие.

Такие игрушки имеют универсальное крепление, их длина и ширина регулируется шарнирами, что делает их более универсальными. Чаще всего дуги выполнены из яркой пластмассы и в качестве крепления используется «клипса», потому их легко прикрепить и на коляску, кроватку и/или автолюльку.

Дуги с креплением «присоска» могут быть использованы как напольные в доме или в гостях.

Развлекут малыша игрушки, прикрепленные к дуге. Большинство из них выполнены из мягкой ткани, издают громкие или шуршащие звуки.

Некоторые игрушки наполнены мелкими пластмассовыми шариками для развития моторики рук, а на других можно найти для детских зубок.

Интерактивные

В самом названии заложена важная цель – развитие через развлечение. Нажимая на определенную кнопку, малыш получает желаемый результат и радость. В зависимости от возраста, звуки могут быть короткими или длинными, в виде слова или целой фразы. Это помогает увеличивать словарный запас, слуховую память и координацию движения.

Настольные

Настольные игры, особенно в компании, помогают научиться работать в коллективе, проявить свою инициативу, усидчивость и тренируют память.

Настольные игры можно условно можно разделить на несколько видов в зависимости от возраста детей.

3-5 лет. Детали игры для этого возраста крупные, яркие. Если это пазлы, то не более 40 деталей. Если игра на обучение счету, то до 10. Если кубики, то с крупными картинками.

«Плохие» игры

Как не бывает от рождения плохих детей, так не бывает и плохих игр. Дети отражают то, что видят. Поэтому плохо не то, что Вася бьет сестренку, играя с ней в папу-маму, а то, что где-то он усвоил такой сценарий мужского поведения. Ребенок, который любит мучить животных не обязательно жестокий — возможно, ему просто не объяснили, что другим бывает больно и плохо, либо он так переживает обиду, которую нанесли ему самому. Что уж говорить о забавах с собственным телом или традиционной игре «в доктора» с раздеванием, когда жажда познания интерпретируется как нечто непристойно-сексуальное?

Дело здесь за правильной реакцией взрослых. Прежде всего, не нужно вешать на ребенка ярлык «плохой», если то, что он делает, вам не нравится

Важно разобраться с причиной, которая побуждает ребенка играть в опасную или агрессивную игру и устранить или нейтрализовать ее

Повторимся, нет «плохих» игр

Есть те, что должны привлекать внимание к проблеме или потребности, возникшей у ребенка

Магазин игрушек

Цель: развивать диалогическую речь дошкольников; упражнять в составлении описательных рассказов; автоматизировать произношение некоторых звуков в связной речи.

Материал: игрушки, в названиях которых есть заданный звук. Например, «м» — матрёшки, машина, мишка; «п» — поезд, пушка, Петрушка; «б» — барабан, балалайка, Буратино, собака, белка, и пр.

Ход игры

Воспитатель расставляет на столе игрушки и предлагает детям поиграть.

В. Давайте поиграем в магазин. Вы будете покупать игрушки. Не забы­вайте, какие вежливые слова нужно говорить при этом. «Дайте, пожалуйста, игрушку (куклу): нарядную, новую, красивую, большую и т.д.»

«Возьми, пожалуйста, куклу». «Дай, пожалуйста, игрушку (мишку): коричневого, мохнатого, мягкого, большого…» «Дай, пожалуйста, игрушку пирамидку): яркую, пластмассовую, маленькую…»

И так далее: мяч, скакалку, зайку, матрёшку, ведро, флажок, шар.

Я буду продавцом. Кем я буду? (Продавцом.)

А вы будете покупателями. Кем вы будете? (Покупателями.)

Что делает продавец? (Продаёт.)

Что делает покупатель? (Покупает.)

Воспитатель показывает игрушки, которые он собирается продавать. Дети называют их. Затем приглашается к столу один ребёнок:

«Какую игрушку ты хотел бы купить?» (Ребёнок не называет, а описывает её.) После чего продавец даёт игрушку покупателю: «Для чего тебе нужна эта игрушка?» (Ребёнок отвечает и садится.)

В магазин приглашается следующий. Теперь продавец предлагает: «Я могу продать только игрушки, в названии которых есть звук «м».

Если ребёнок правильно называет предмет, ему вручается «покупка».

И так до тех пор, пока все предметы не будут распроданы.

В. А теперь я буду просить своих будущих продавцов расставить игрушки в магазине. Слушайте внимательно! Я буду давать вам поручения, куда и как расставить игрушки: «Поставь матрёшку на маленький кубик, посади матрёшку на стул».

Поставь куклу перед мячом. Положи куколку в машину. Поставь перед машиной машинку. И т.д.

Опиши игрушку

Цель: обогащать словарный запас детей прилагательными по теме «Игрушки»; развивать ситуативно-деловую форму общения между сверстниками.

Материал: разнообразные игрушки, схема для подбора признаков.

Ход игры

Дети делятся на подгруппы по три-четыре  человека и выбирают игрушку. Каждая команда по очереди называет слово-определение к выбранной ими игрушке. Выигрывает команда, которая назовёт большее количество слов-определений.

Например:

1-я команда. Кукла – большая, новая, нарядная, пластмассовая, мягкая, любимая, дорогая, весёлая, светловолосая, шагающая, говорящая, покинутая и т.д.

2-я команда. Машинка — маленькая, небольшая, металлическая, гладкая, мелкая, новая, быстрая, специальная, синяя, лёгкая и т.д.

3-я команда. Конструктор – пластмассовый, мелкий, разноцветный, пёстрый, интересный, гладкий и т.д.

Советы по выбору

Любая игрушка должна быть безопасной, а именно: иметь стойкую окраску, быть изготовлена из материала хорошего качества, не обладать запахом.
Игрушка должна соответствовать возрасту ребенка. Производители всегда указывают рекомендуемый возраст

Некоторые игры и/или игрушки содержат мелкие детали, которые могут стать опасными для совсем еще юных исследователей.
Обратите внимание на цвет. Основная задача – развивать фантазию, внимание и приносить радость малышу, потому слишком броские и кричащие цвета могут вызывать агрессию

Если ваш малыш отказывается играть, просто уберите новую вещь. Дети лучше взрослых чувствуют, что приносит пользу.
Гигиеничность играет не менее важную роль. Любые конструкции должны разбираться, чтобы их легко можно было вымыть или протереть. Тканевые игрушки лучше не стирать, используйте специальные сухие детские шампуни для ухода за ними.
Серьезным критерием при выборе игрушки станет цена. Производители, использующие на своем производстве только качественное сырье, несут серьезные затраты. Потому качественная игрушка стоит недешево.

Конструкторы игрушек

Цель: закреплять представления детей об особенностях строения, внешнего вида различных игрушек.

Материал: разнообразные игрушки, наборы для вырезывания плоскостных геометрических фигур, конверты от Самоделкина.

Ход игры

В. Сегодня почтальон принёс нам письмо от Самоделкина. Он задерживается в другом детском саду с ремонтом игрушек и просит нас помочь ему. Он прислал чертежи игрушек и их детали — надо их собрать.

Попробуем сами заняться ремонтом? И к приходу Самоделкина у нас будет полный порядок! Мы подберём все картинки деталей к картинке с изображением целой игрушки.

Например, из каких деталей состоит чертёж этого шарика? (Овал большой, треугольник маленький, линия кривая.) Найдите (вырежьте) такие детали и составьте из них такой же шарик. Дальше аналогично составим ракету, медведя и т.д.

Что изменилось?

Цель: развивать зрительную память, умение правильно обозначать пространственные отношения, осуществлять пространственные перемещения.

Материал: разнообразные игрушки, предметы мебели.

Ход игры

В. Посмотрите и запомните, как и где расположены игрушки в нашем уголке. Вы все отвернётесь, а ведущий поменяет расположение двух-трёх игрушек. Самый внимательный из вас заметит изменения и скажет, например, так: «Мяч лежал на столе, а теперь он под стулом; мишка сидел в тележке, а теперь на диване» и т.п.

Затем ведущий может убрать одну-две игрушки (в мешочек, сундучок), а дети отгадают, чего не стало в уголке.

Побеждает самый внимательный игрок.

Новоселье куклы

Цель: развивать умение обозначать пространственные отношения, осуществлять пространственные пе­ремещения.

Материал: кукольная комната, геометрические фигуры, фланелеграф, бланки разных вариантов кукольной комнаты.

Ход игры

В. У нашей куклы Тани сегодня новоселье. У неё новая игрушечная комната. Дети, рассмотрите кукольную комнату. Расскажите, где стоит мебель: «В левом верхнем углу находится шкаф, в левом нижнем углу — диван, в правом верхнем углу телевизор, в правом нижнем углу — письменный стол, пе­ред телевизором — кресло, посередине стоит круглый стол».

Хотите ли вы помочь кукле сделать перестановку. Сейчас мы вместе составим на фланелеграфе план комнаты, используя геометрические фигуры вместо предметов.

Отлично! Выберите себе по одному плану комнаты на бланке. Рассмотрите внимательно и расставьте предметы в нашей кукольной комнате согласно вашему плану. Как вы думаете, какой план самый удобный? Почему? Какой понравится кукле? Расставим её мебель именно так!

Авторы Мастерской игр «Через игру — к успеху!» 2014

Валасина Ася – организатор и ведущая мастерской, автор  этого сайта — сайта «Родная тропинка», кандидат педагогических наук, преподаватель дошкольной педагогики в вузе, автор игр  по развитию речи детей, книг и семейных дистанционных курсов.

Баринова Наталья – детский психолог, редактор семейно-педагогического альманаха «Детский вопрос», победитель Всероссийского конкурса  «Педагог-психолог России», заведующая психологическим отделением Центра Естественного Развития и Здоровья Ребенка.

Ермолина Татьяна – руководитель Музыкальной Секции Ассоциации Монтессори- педагогов России, автор многих программ по музыкальному воспитанию детей и более 800 музыкальных произведений, стихов и сказов для малышей,  ведущая фестивала «Берега Детства», автор программ для педагогов по музыкальному воспитанию в Монтессори-педагогике.

Костюченко Мария – руководитель он-лайн школы для родителей «Учимся, играя» и сайта «Учимся, играя», автор рубрики «Развивай-ка» в интернет-сообществе «Блоги мам», автор развивающих пособий компании «Умница» и статей в журнале «Счастливая мама».

Джало Татьяна – практикующий учитель начальных классов, автор сайта для педагогов и родителей «Читалочка», автор школы быстрого чтения «Читалочка – игралочка», специалист дошкольного воспитания.

Румянцева Анна – автор сайта «Мама шьет. Увлечение мамы с пользой для ребенка», по профессии – учитель технологии и портной 5 разряда, многократный победитель конкурсов «Лучший по профессии», автор мастер-классов и курсов по шитью развивающих игрушек своими руками.

Аникина Вера – фотограф, фотожурналист и интернет-тренер для женщин, руководитель женского международного клуба «Фотоледи», автор вебинара «Фотографируем с детьми, играя» на нашей Мастерской игр, член фотогруппы Атлантического ботанического сада (Испания), финалист и победитель фотоконкурсов в Испании

Никулина Дарья – автор сайта «Вязаные игрушки Дарьи Никулиной», мама пятерых детей, про профессии – специалист дошкольного образования с высшим педагогическим образованием, автор мастер-классов и курсов по вязанию развивающих игрушек, пальчиковых и шагающих кукол, детских аксессуаров.

Ольга Парамонова и Ольга Рылова – авторы семейной мастерской развивающих игрушек и сайта «Мир тебе рад».

Шадрина Елена – педагог-психолог с высшим психолого-педагогическим образованием, ведущая развивающих групп для детей раннего возраста, автор молодого блога «Мама и дети: познаем мир вместе».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наш детеныш
Добавить комментарий