Проблемы вынашивания чужого ребенка
Одним из основных аспектов данной проблемы является биологическая связь между суррогатной матерью и ребенком, которая впоследствии при разрыве может сильно сказаться на психике обоих. У суррогатной матери, возможно, возникновение таких психических состояний как депрессия и чувство вины. Кроме того на протяжении всего периода беременности женщину не покидает мысль о том, что она носит под сердцем чужого ребенка, материнскую функцию, которая по мере приближения к родам нарастает, она реализовать не может. На эмоциональном фоне организм испытывает стресс, что может повлиять на работу некоторых органов, а это косвенным образом может сказаться и на здоровье ребенка.
Другим аспектом является то, что плод, по сути, является генетически чужеродным телом для организма суррогатной матери. Поэтому вполне возможно организм будет всячески его отторгать. Это может быть и сильный токсикоз, тошнота, рвота, раздражительность, слабость, потеря веса.
Если суррогатная мать замужем, здесь стоит упомянуть и муже, который тоже отчасти влияет на развитие плода.
Пункция
Далее следует пункция фолликулов яичников — получение яйцеклеток прокалыванием фолликулов специальной иглой, вводимой через влагалище в полость малого таза и яичник, и отсасыванием яйцеклеток. Это происходит через 32-40 часов после момента введения ХГ. Процедура выполняется под ультразвуковым контролем с помощью специальных пункционных игл. При невозможности выполнения пункции через влагалище яйцеклетки могут быть получены лапароскопическим путем, т.е. путем прокола передней брюшной стенки под контролем специальной камеры, вводимой в брюшную полость.
Генетической матери перед пункцией обычно рекомендуется прекращение приема пищи и питья по возможности за 8 часов до пункции и местная санация влагалища (введение во влагалище обеззараживающих свечей или растворов) за несколько дней до пункции с целью снижения риска проникновения инфекции во время пункции. После пункции на протяжении нескольких дней возможны незначительные болезненные ощущения в области малого таза, но в основном неприятных последствий не бывает.
Недостатки
И , и будущие биологические родители еще на стадии принятия решения сталкиваются с этическими проблемами. Чаще всего признаться родственникам и друзьям о том, что паре необходима помощь чужой и посторонней женщины, им стыдно. Многие биологические матери симулируют беременность, носят специальные накладки на живот, чтобы все окружающие, даже родные люди, и подумать не могли, какой ценой досталось это счастье — быть мамой.
Биоэтика не разрешает лечащему врачу разглашать эту тайну когда-либо и кому-либо. О большом секрете знают только трое — муж, жена и женщина-гестационный курьер. Однако человеческий фактор нельзя не учитывать, утечки информации все-таки следует опасаться.
Тем, кто хочет стать родителями, нужно держать ухо востро — в Интернете есть немало мошенниц, которые берут предоплату и исчезают. Также нередко биологические родители могут столкнуться с фактами манипуляции: женщина, забеременев, начинает шантажировать своих «заказчиков» тем, что сделает аборт или начнет курить и пить алкоголь, если ей не увеличат гонорар или не выполнят каких-то иных условий. Иногда может получиться так, что женщина откажется отдавать ребенка после родов, поскольку привыкнет к нему за долгие девять месяцев.
Биородителям может попасться женщина, имеющая проблемы со здоровьем и предоставившая поддельные медицинские справки, в этом случае здоровье малыша также окажется под угрозой. Безответственная сурмама может отказаться или забыть вовремя принимать медикаменты, назначенные врачом, будет пропускать визиты в консультацию, не станет придерживаться диеты и правильного питания во время беременности. В общем, перечень возможных проблем очень большой.
Сама женщина-гестационный курьер также может стать жертвой недобропорядочных «заказчиков». Ей могут не заплатить после родов, отказаться оплачивать какие-либо непредвиденные расходы, связанные с беременностью, если они не оговорены условиями контракта. Супруги, являющиеся биологическими родителями, могут развестись в тот момент, когда для них вынашивают кроху, и тогда ребенок станет жертвой семейных разборок или от него вообще откажутся. Перед суррогатной мамой встанет вопрос, что же делать с крохой и кто ей теперь заплатит.
Отношение «заказчиков» к «исполнительнице» не всегда бывает корректным и адекватным. Не так уж редко встречаются биородители, которые хотят контролировать каждый шаг гестационного курьера, устанавливают камеры видеонаблюдения везде, включая ванну и туалет, не разрешают свободно покидать дом, чтобы сходить куда-то по своим личным делам. Эти действия, естественно, оправданы страхами, что сурмама нарушит условия контракта и навредит малышу. Не каждая пара в этой ситуации может вовремя остановиться и понять, где проходит граница разумного, где заканчиваются их права и начинается свобода другого человека.
Отношения гестационного курьера и биородителей должны , в котором следует оговорить все до мелочей, предусмотреть все ситуации, чтобы интересы двух сторон были максимально учтены и устраивали всех. Такую работу лучше поручить специалистам — юристам агентств, которые оказывают посредничество между сурмамами и «заказчиками», или юристам клиник, в которых наблюдаются пары. Но даже очень точный и грамотный договор не гарантирует, что все пройдет гладко и ни на одном из этапов не возникнет каких-либо сложностей и недопонимания.
Еще один неоднозначный момент — рассказывать ли ребенку, когда он подрастет, как он появился на свет. Биоэтика запрещает это и врачам, и гестационному курьеру. Но утечка информации может быть, к тому же некоторые родители считают своим моральным долгом рассказать выросшему чаду эту семейную тайну.
Тайна рождения
Проблема конфиденциальности является очень актуальной, по мнению противников услуг гестационного курьера. Поскольку на самом деле бывает очень непросто сохранить тайну рождения малыша. Многие сурмамы рассказывают о том, что бывает очень сложно удержаться, чтобы никому не обмолвится ни словом о том, что она родила ребенка.
В данном случае очень важно понимать, что так будет лучше для ребенка и для его родителей. Специалисты репродуктивных клиник с самого начала рекомендуют женщине посещать их психолога, задачей которого является объяснить женщине следующие факты:
- что она должна сделать все для блага ребенка;
- что это не ее малыш;
- что она должна обязательно отдать новорожденного другим людям;
- что она не должна привязываться к плоду внутри нее;
- что она обязана хранить тайну его рождения.
Все эти вопросы очень важные для всех сторон.
Отрицательное влияние на организм женщины и ребенка
Противники такого метода считают, что оказание услуг гестационного курьера причиняет вред здоровью женщины и самого ребенка. Когда суррогатная мать на добровольных основаниях соглашается внедрять эмбрион себе в матку, вынашивает и рожает малыша, она подвергает свое здоровье опасности. Здесь немаловажную роль играет то, что во время подготовки к экстракорпоральному оплодотворению и для того, чтобы эмбрион в матке прижился, женщина в обязательном порядке должна принимать гормональные препараты, назначенные доктором.
Опасность возникает не только при приеме таких лекарственных средств. Существует высокий риск развития раннего токсикоза, поскольку женщина вынашивает генетически чужой плод. И риск появления токсикоза у таких беременных в несколько раз превышает риск, если они вынашивают родного малыша.
Если зачатие происходит естественным образом, мать и будущий ребенок имеют общий генотип. А суррогатная мать вынашивает плод, совершенно чужеродный для ее генотипа. Поэтому это чревато многими неприятными симптомами на протяжении всего периода беременности.
Очень частыми спутниками сурмам во время всего гестационного периода являются:
- приступы тошноты и рвоты;
- снижение веса;
- постоянная слабость;
- отсутствие аппетита;
- повышенная раздражительность и нервозность;
- постоянное присутствие тревожности;
- полная апатия.
Такие негативные проявления у суррогатных мам встречаются намного чаще, чем у тех женщин, которые вынашивают родного ребенка. Сторонники такого метода нередко сочувствуют тем парам, которые мечтают родить собственного малыша, но не имеют такой возможности в силу различных причин. По их мнению, благодаря услугам гестационного курьера, бездетная пара может обрести счастье. Но при этом ничего не упоминается о чувствах женщины, которая согласилась выносить ребенка для этих людей.
Традиционно между женщиной и малышом, который находится в ее утробе, формируется тесная биологическая взаимосвязь. После того, как новорожденный младенец передается биологическим родителям, сурмама обычно испытывает сильный стресс.
Психологи утверждают о том, что и новорожденный малыш тоже испытывает стресс, когда его отделяют от женщины, которая его выносила. Появление серьезных психологических проблем возможно уже в период гестации, поскольку женщина с самого начала осознает, что ей придется обязательно отдать малыша.
Психическое состояние беременной обычно негативное, поскольку она понимает, что ее материнская функция невозможна в дальнейшем. Вследствие этого может развиваться депрессия или даже стресс. В результате проблем в психологическом плане, организм женщин продуцирует недостаточное количество эндорфина. Итогом становится изменение скорости процессов метаболизма, а это чревато негативным влиянием на работу всех внутренних органов.
Вполне естественно, что такие нарушения несут в себе опасность и для здоровья плода, могут развиваться различные внутриутробные патологии, как в физическом, так и в психическом плане. По мнению некоторых специалистов, которые занимаются изучением перинатальной психологии, есть и другая причина психических отклонений у будущего ребенка. Это обусловлено тем, что генетически плод тесно связан с биологическими родителями, а питается он за счет другой женщины, которая в биологическом плане не является ему родной. Также малыш привыкает к запаху суррогатной матери, к ее сердцебиению.
Бесплатная консультация юриста по телефону
По Москве и области
7 (495) 280-74-29
Санкт-Петербург и область
7 (812) 389-36-23
Федеральный номер
8 (800) 511-43-08
Сторонниками суррогатного материнства дается ответ, что данный вид услуг является только проявлением альтруизма. Это сродни кормлению грудью чужой женщиной.
Что такое суррогатное материнство
Суррогатное материнство – метод вспомогательных репродуктивных технологий, с помощью которого выносить ребенка родителям, по каким-то причинам не способным иметь детей, может посторонняя женщина.
В основном услугами суррогатных мам пользуются пары, длительное время состоящие в браке, но иногда этим методом пользуются и одинокие родители. В Европе, например, все чаще к суррогатному материнству прибегают гомосексуальные пары, не желающие брать в семью ребенка-сироту.
Существует два типа суррогатного материнства:
- Большей популярностью пользуется суррогатное материнство, при котором используется экстракорпоральное оплодотворение с внедрением яйцеклетки суррогатной маме, причем яйцеклетка берется либо у донора, либо у будущей мамы ребенка.
- Традиционным типом принято считать беременность суррогатной мамы с помощью ее собственной яйцеклетки. Таким образом, выносившая ребенка женщина, становится генетической матерью малыша.
Правовые проблемы со стороны суррогатной матери
Правовые проблемы суррогатного материнства могут возникнуть и со стороны женщины, которая родила ребенка при определенных условиях. К примеру, бывают случаи, когда рождается малыш с каким-либо отклонением, патологией или заболеванием и биологические родители отказываются забирать чадо и платить полагающиеся матери деньги. В таком случае суррогатная мать может остаться не только без денег, но и на руках с больным малышом с чужими для нее генами.
Так что проблемы суррогатного материнства в России имеют место, ведь законодательная база в нашей стране далека от совершенства. Эти проблемные аспекты требуют разумного, взвешенного решения специалистов, а не полного отказа узаконить данное явление, ведь случаев незаконного материнства суррогатным путем и так достаточно много. И хорошо, если люди могут согласно договору разрешить все проблемы и разойтись мирно, не ущемляя прав друг друга, но часто бывает наоборот.
Обвиняя также суррогатную мать в болезнях родившегося ребенка, нужно хорошо изучить информацию по этому поводу. Ведь с физиологической точки зрения во время беременности болезни не могут передаться от суррогатной матери плоду, их кровь не соприкасается. Все внешние и внутренние данные, черты характера определяются только на генетическом уровне. Негативно может сказаться только состояние беременной женщины на малыша, ее психологическое и физическое здоровье, но, как правило, все эти факторы тщательно проверяются до наступления беременности.
Позиция Европейского общества репродукции
По рекомендациям ESHRE, суррогатное материнство должно быть некоммерческим
Чтобы снизить градус общественных споров, Европейское общество репродукции человека сформулировало основные этические принципы, касающиеся суррогатного материнства.
- Единственно возможной его формой должна быть некоммерческая, альтруистическая помощь бездетным семьям. При этом они должны компенсировать расходы на медицинскую помощь, медикаменты и прочие.
- Участие в программе осуществляется исключительно добровольно и осознанно.
- Сурмама должна понимать моральную ответственность и во время беременности взять на себя заботу о ребенке. В равной степени за него ответственны и потенциальные родители. Обязательства вступают в силу с момента подписания договора.
- Прерывание беременности оправданно лишь в том случае, если для него существуют медицинские показания.
- При выборе способа родов сурмама обязана руководствоваться в первую очередь интересами ребенка.
- Ребенок имеет полное право знать, каким образом он был рожден.
Морально-этические аспекты вспомогательных репродуктивных технологий
Как уже было сказано, в связи с суррогатным материнством возникает целый ряд морально-этических проблем, которые пока не имеют однозначного решения. Наиболее активно обсуждаются в СМИ, в обществе и в церкви следующие.
Противники суррогатного материнства считают, что оно превращает детей в подобие товара, создавая ситуацию, в которой богатые люди смогут нанимать женщин для вынашивания своих детей. Они утверждают также, что материнство становится при этом договорной работой, поэтому стремление к выгоде может возобладать здесь над соображениями пользы для договаривающихся сторон.
Отсюда связанная с этим и активно обсуждаемая в рамках церкви проблема усиления в обществе дегуманизации и безнравственности, подрывающих многие моральные устои, в том числе святость брака и семьи.
Существуют опасения, что некоторых суррогатных матерей может психологически травмировать необходимость отдать выношенного ею на протяжении 9 месяцев и рожденного «своего» ребенка, даже если поначалу ей казалось, что она сможет расстаться с таким ребенком без особых переживаний. И такие случаи не редкость.
Также важны вопросы психологической адаптации ребенка в этой ситуации: следует ли информировать ребенка о способе его появления на свет, возможны или невозможные его отношения с суррогатной матерью.
Что можно сказать по этому поводу? Да, серьезные проблемы — как медицинские, так и морально-психологические — существуют. Но их постепенное решение и преодоление — это естественный путь вхождения в нашу повседневную жизнь тех новых технологий, которые — на глобальном уровне — помогают человечеству существовать, а на частном — быть родителями, имеющими счастье держать на руках своего долгожданного и любимого ребенка.
В 1985 года, несмотря на сопротивление со стороны Британской медицинской ассоциации, Патрик Стептоу и Роберт Эдвардс — пионеры ЭКО — впервые предложили использовать для лечения бесплодия суррогатное материнство. После длительной дискуссии с независимым Этическим комитетом они провели программу суррогатного материнства первой в Великобритании супружеской паре. Эмбрионы генетических родителей были перенесены сестре бесплодной женщины, и в 1989 году родился первый ребенок у суррогатной матери. |
Владимир Кулаков
главный акушер-гинеколог Минздрава РФ,
президент Российской ассоциации акушеров-гинекологов, вице-президент РАМН, академик
Статья из мартовского номера журнала
Минусы суррогатного материнства
Несмотря на всю прогрессивность современного мира, не все готовы считать суррогатное материнство благом и выходом для бездетных пар. У данного способа размножения все-таки есть немалое число противников. С самого начала его существования многие кричали об аморальности суррогатного материнства, готовы были чуть ли не проклинать сурмам, религиозные фанатики напирали на божью волю. Вопрос достаточно неоднозначный.
Можно много говорить о нормах морали и нарушении религиозных постулатов. Но, согласитесь, легко обвинять тем, кто не столкнулся с такой проблемой.
А как быть тем женщинам, кто долгие годы мечтает прижать к своей груди своего собственного ребенка, в котором течет именно их кровь? Они мечтают не спать ночами, лишь бы иметь счастливую возможность слышать тихое дыхание малыша, они готовы продать душу всем демонам лишь бы видеть первые шаги своего ребенка. Не кажется ли вам, что упрекать их в желании стать родителями с помощью суррогатного материнства, жестоко и лицемерно?
Но подобные рассуждения все равно не способны примирить противников суррогатного материнства, и они продолжают кричать о том, что этот метод репродукции недопустим потому, что:
- Психика суррогатной мамы может пострадать. В течение беременности женщина, несмотря на свою подготовленность, привыкает к будущему малышу и будущее расставание с ним способно нанести непоправимый урон ее психике. Есть вероятность того, что сразу после родов «включится» материнский инстинкт и роженица откажется отдавать малыша. Для предотвращения подобных ситуаций предусмотрено составление договора, в котором оговариваются все возможные нюансы.
- Суррогатное материнство – торговля детьми. Именно так считают те, кто против данного способа размножения. По их словам, каждый, у кого есть деньги, может купить себе ребенка и не всегда это делается по причине проблем со здоровьем. Противники считают, что таким образом современные «нувориши» просто снимают с себя бремя тягот, связанных с беременностью и родами.
- Нарушение Божьего промысла. Особо религиозные люди утверждают, что человек должен пройти через все испытания, которые послал ему Господь. Подобное отношение разделяют в основном представители христианской и мусульманской церкви, настаивая на том, что суррогатное материнство нарушает таинство зачатия и мистическую связь генетической матери с ребенком.
- Суррогатное материнство нарушает природу человека. Некоторые люди заверяют, что суррогатное материнство – это первый шаг к возвращению евгеники. Данная наука рассказывает о формировании совершенного человека с помощью генетической наследственности. Евгеника имела широкую популярность среди нацистов во времена Второй мировой войны.
- Женщина в роли инкубатора. Именно такое мнение бытует среди современных феминисток. Они считают, что суррогатное материнство — это в первую очередь эксплуатация женщин, неспособных решить свои жизненных проблемы другим способом. Якобы глупые молодые женщины вынуждены играть роль инкубаторов для более успешных представителей общества.
Можно много говорить о суррогатном материнстве, вокруг данной темы всегда будет много шума и прений. Но откровенности ради стоит сказать, что на данный момент это единственный способ подарить надежду не одной сотне бездетных пар. Как бы ни кричали ярые противники суррогатного материнства о недопустимости его применения, но пока не будет предложена альтернатива, этот способ репродукции будет набирать все большее число сторонников.
Методы контроля
Ультразвуковой мониторинг является основным методом контроля за процессом развития фолликулов и эндометрия во время индукции суперовуляции. В процессе ультразвукового мониторинга констатируется количество фолликулов, проводится измерение их среднего диаметра, определяется толщина эндометрия.
Гормональный мониторинг заключается в динамическом определении концентрации яичниковых гормонов в крови и дополняет данные ультразвукового исследования о зрелости фолликулов.
Показателями того, что индукция суперовуляции успешно завершена, являются диаметр фолликула — более 17 мм, а также толщина эндометрия — 8 мм и более. Для завершения созревания яйцеклеток внутримышечно вводится хорионический гонадотропин (ХГ) — гормон, который стимулирует выход яйцеклетки из яичника. Через 35-36 часов должна будет произойти овуляция — выход фолликулов из яичника.
Моральные проблемы суррогатного материнства
Ярые моралисты, конечно, скажут, что суррогатное материнство это антиморально. Женщину используют как инкубатор для вынашивания. Аморально то, что женщина позволяет проделывать какие-то манипуляции со своим телом, чужеродное в него подсаживать. Здесь опять всплывает и денежный вопрос. Однако, женщина сама принимает решение, хочет ли она вынашивать чужого ребенка или же наоборот хочет ли чтобы ее ребенок появился на свет благодаря чужой женщине. Все остальное это мысли и доводы других людей. Всегда найдутся те, кто захочет ее осудить ровно, как и те кто, несомненно, поддержит. И потом понятия о морали у каждого свои.
Если рассматривать проблемы суррогатного материнства разных стран и народов мира, то по большому счету проблемы суррогатного материнства в России ни чем не отличаются, так как любая семья решившаяся воспользоваться услугой суррогатного материнства как не крути столкнется с правовыми и юридическими проблемами, с мнением тех кто по морально – этическим принципам будет осуждать это желание. Каждая семья пройдет через долгий путь подготовки. На этом пути предстоит выбор суррогатной матери, квалифицированного в этой области специалиста, составление договора, где необходимо учесть все до мелочей. И самое главное потенциальным родителям необходимо быть психологически зрелыми, готовыми к тому, что на протяжении всего периода беременности им предстоит немало переживаний. Ведь когда у женщины отсутствует возможность реализовать свое главное материнское предназначение она становится во всех смыслах уязвимой, не меньше переживает и мужчина
Поэтому важно принимать такое серьезное решение совместно. Быть суррогатной матерью или воспользоваться ее услугами дело каждого. Безусловно на такой шаг решится далеко не каждая женщина
Необходимо взвесить все «за» и «против»
Безусловно на такой шаг решится далеко не каждая женщина. Необходимо взвесить все «за» и «против».
Никто не станет отрицать, что суррогатное материнство спасло немало бездетных семей от развода или от семейного кризиса связанного с невозможностью продолжить род. Однако, стоит задуматься над тем, что суррогатное материнство со временем может обесценить такое понятие как «полноценная семья» где есть мама, папа, дети.. Ведь известно немало случаев когда услугами суррогатного материнства воспользовались богатые и знаменитые мужчины, не желающие делить свои гонорары с матерью ребенка, а в случае развода платить алименты.
Методы искусственного оплодотворения
Прежде, чем анализировать морально-этические вопросы репродуктивных технологий, стоит прояснить, что они из себя представляют, и посредством каких методов воплощаются в жизнь.
Новые репродуктивные технологии включают несколько видов искусственного осеменения. Самое широкое распространение получили: искусственная инсеминация и экстрокорпоральное оплодотворение.
Методика инсеминации предполагает введение в матку семени супруга либо донора с тем, чтобы помочь преодолеть разрушительные для него преграды.
Искусственная инсеминация клетками мужа
При воплощении метода интракорпорального оплодотворения в полость матки вводится порция сперматозоидов с тем, чтобы они оплодотворили самую созревшую к этому времени яйцеклетку. Уже оплодотворенная яйцеклетка приживляется с тем, чтобы продолжить свое развитие.
Этот метод хорош тем, что при его воплощении нет необходимости сознательно уничтожать «лишние» эмбрионы. Он представляет собой лишь вспомогательную медицинскую процедуру, при которой акт деторождения остается целостным во всех его составляющих: духовном, психическом, физическом. Поэтому для семейного союза не возникает сложностей морального порядка.
Лояльно к искусственной инсеминации относится и Православная Церковь. Она считает этот метод одним из допустимых средств зачатия, поскольку он не разрушает духовность и неразрывность семейного союза.
Инсеминация с задействованием донорских половых клеток
Нравственность донорского искусственного осеменения не только в православной, но в других религиях подвергается сомнению, а в некоторых случаях и вовсе истолковывается как проявление неверности и супружеской измены. Это обусловлено тем, что в результате технических манипуляций происходит вмешательство некоего третьего лица. Такой ход нарушает исключительность и неделимость брачных отношений.
Согласно основам концепции Православной Церкви «если супруги не способны к зачатию, то по их обоюдному согласию стоит прибегнуть к внутрителесному (интракорпоральному) оплодотворению клетками мужа либо же усыновить ребенка».
Экстракорпоральное оплодотворение
Не так радужно в этическом плане отношение к более прогрессивной новой репродуктивной технологии – экстрокорпоральному оплодотворению.
Получивший широкое распространение ввиду высокой эффективности метод ЭКО предполагает гиперстимуляцию яичников с последующим изъятием яйцеклеток лапароскопическим способом с тем, чтобы оплодотворить их сперматозоидами в специальном инкубаторе. Оплодотворенные яйцеклетки анализируют, определяя самые жизнеспособные диплоидные клетки. Они и выступают основой для выращивания эмбрионов в условиях пробирки с последующей пересадкой их в женский организм. Не использованные эмбрионы замораживают посредством криоконсервации с тем, чтобы иметь возможность использовать для других целей в будущем.
В матку подсаживают до трех эмбрионов, из которых всего 1 или 2 в течение первых 6-и суток с момента зачатия фиксируются к слизистой оболочке.
При всей эффективности «зачатия в пробирке», показатели которого достигают 85-90%, главным его недостатком является вопрос дальнейшей судьбы «неиспользованных» жизнеспособных зародышей. Их:
- уничтожают;
- замораживают с тем, чтобы имплантировать другим женщинам;
- задействуют в биопроизводстве и проведении экспериментов.
Для сравнения: если во время аборта уничтожается жизнь одного «нежеланного» ребенка, то при реализации ЭКО жертвой для возможности появления на свет одного малыша является необходимость уничтожить порядка 7-9 эмбрионов
Оправданы ли эти жертвы? Неудивительно, что многие ученые и активисты религиозных конфессий призывают акцентировать внимание будущих родителей на этической проблеме новой репродуктивной технологии, поскольку ЭКО в самом корне несет в себе абортивную идеологию
Проблемы правового регулирования суррогатного материнства
После принятия в 2011 году закона «Об охране здоровья граждан в РФ» правовой статус суррогатного материнства получил законодательное оформление. Одно из главных достоинств этого документа – закрепление на законодательном уровне понятий, которые используются в сфере ВРТ. Тем не менее, российское законодательство, касающееся описываемой проблемы, является несовершенным. Критику обычно вызывают следующие его пробелы:
- Нет единого мнения о природе договора. Одни исследователи считают, что его следует относить к группе ничтожных сделок, поскольку он нарушает основы нравственности. Другие придерживаются мнения, что он не может быть отнесен к категории гражданско-правовых договоров и, следовательно, применение гражданского законодательства, регулирующего договорные отношения, невозможно.
- Определение суррогатного материнства как метода лечения бесплодия не до конца понятно, поскольку не соответствует семантическому значению слова «лечение», ведь после применения этого метода бесплодие не проходит.
- Не отражена главная цель процедуры – передача новорожденного генетическим родителям. Необходимость получения согласия от сурмамы ставит под сомнение силу договора, который был заключен с заказчиками.
- Очень часто в договор включается пункт, согласно которому заказчики вправе отказаться от ребенка, если он родится больным. В этом случае бесправной оказывается родившая его женщина (если иное не прописано в договоре и если ей не удастся доказать отсутствие в случившемся своей вины): ребенок остается у нее, поэтому она должна возместить заказчикам расходы.
- Очевидно, что существует некоторое противоречие теории и практики суррогатного материнства. Например, неясно положение одиноких отцов, которые пользуются услугами сурмам с использованием донорских яйцеклеток. В законе такие ситуации не описываются, но на практике суды все чаще выносят решения в пользу одиноких отцов.
Дебаты об этичности суррогатного материнства
Сегодня на государственном уровне рассматривается вопрос о существенных ограничениях в реализации технологии суррогатного материнства. Например, звучат предложения запретить ее использование для одиноких женщин и мужчин, а также запретить коммерческие договоры. Предполагается, что выносить ребенка для бездетной пары сможет только родственница (с документально подтвержденным родством) на безвозмездной основе. Будут ли они приняты – покажет время. Как бы то ни было, на сегодняшний день суррогатное материнство – единственная возможность для необратимо бесплодных пар стать родителями.