Перекладывание ответственности: «Прими решение сам»
Взрослые пытаются повлиять на ребенка с помощью уговоров и убеждения, потому что боятся, что нанесут травму, испугают еще больше, если не заручатся его согласием. А согласия тем меньше, чем больше уговоров. Но ведь нормально, что ребенок избегает неприятных и страшных вещей. Жизнь в дальнейшем их будет предоставлять в большом количестве не спрашивая.
Оптимальный вариант — проиграть пугающую ситуацию дома, отрепетировать поход к врачу, репетитору или парикмахеру. Тогда ребенок сам с легкостью и удовольствием отправится на приключение
Репетиция сработает не всегда, поэтому важно говорить уверенным голосом, показать, что ребенок справится. В таких ситуациях допустимо директивно направлять ребенка несмотря на крики и начинающуюся истерику, но делать это нужно доброжелательно и с любовью, избегая насмешек, угроз и заигрывания
Самые бесстрашные дети — это те, кого не спрашивают, но кого поддерживают.
Детский сад – страх детей и родителей или новый этап в развитии и социализации ребенка
Самое ценное, дорогое и нежное существо – это рожденный малыш. Ему нужны опека, тепло и ласка, как отца, так и матери. Он подрастает, становится более самостоятельным с каждой неделей жизни, познаёт и открывает мир день за днём
И тут, уже с первого периода развития, очень важно не переусердствовать в опеке. Очень часто родители стараются сделать практически всё, вместо ребёнка – «не бери сам/сама, я дам», «давай покормлю, а то разольешь» и подобные
Вследствие такого поведения дети перестают активировать свою энергию на совершенствование умений, предпочитают быть пассивными, так как понимают, что так проще и легче, чем добиваться чего-то неоднократными попытками. Так, незаметно, закладывается неумение идти настойчиво к цели, что проявляется позже и не очень позитивно влияет на жизненную позицию в процессе развития личности. Детский сад так же является одной из ступеней взросления. В этой статье постараемся рассмотреть некоторые аспекты поведения родителей при подготовке ребёнка к детскому саду.
— Первое – подготовка к переходу в другую среду может занять от нескольких месяцев до года. Нужно разговаривать о преимуществах общения в детском саду, новых игрушках, друзьях и подобных позитивных вещах. Но убрать внутренние неосознанные страхи нельзя так быстро как бы нам этого хотелось. И чаще всего сами родители, возможно и не подозревая этого, вселяют их в детей. Никогда не говорите ребёнку, что отдадите его кому-то, или оставите где-то, если он не станет послушным. Вот и первая ошибка – потому что, в глазах малыша, его и правда отдают чужой тёте и уходят «навсегда». Для детей время идёт намного дольше, чем для взрослых.
— Не пугайте детским садом, если не хочет кушать или делать то, что попросили. В таком случае устанавливается понятие садика, как меры наказания.
— Не надо обсуждать выбор группы, воспитателей, своих страхов, сомнений по поводу первых дней адаптации в детском саду при ребенке.
— Постарайтесь удаляться с игровой площадки во дворе ненадолго, но так, чтобы держать малыша в поле зрения. Причиной может быть жажда, разговор с подругой иные подобные варианты. Таким образом, отсутствие мамы, со временем не ощущается так остро.
— Объясняйте малышу его поход в детский сад таким образом, чтобы он думал и понимал, что это надо ему, а не родителям. Не называйте в разговоре аспекты необходимости выхода на работу, нехватки времени или облегчения ухода за младшими братиком или сестрой. «Всё это нужно только маме, значит «я» мешаю» — вот какой будет реакция ребенка на попытки отправить его в детский сад. Лучше сказать, как повзрослел сыночек или доченька, и какие они стали самостоятельные, что могут совершенно уверенно идти в детский сад.
— В группе детского сада, желательно, не затягивать процесс прощания. Переодевайте не спеша, разговаривайте об интересных вещах или событиях (кроме наставлений по поведению в саду). Потом с улыбкой, спокойно заведите, и даже если плачет или начинает истерику, не возвращайтесь. Поверьте психологам и воспитателям, работающим не один год в детском саду – так дети успокаиваются намного быстрее.
— Самое важное и основное в этом процессе, убрать нервозность, панику и неуверенность мамы. Ребёнок очень сильно связан с родителями, и предельно тонко чувствует их состояние
Нужно взять себя в руки, убрать чувство неуверенности, страха и вины – всё правильно и не является преступлением или проблемой. Состояние ребенка зависит от состояния родителя.
Не стоит забывать, что каждый случай индивидуален, всегда надо исходить из конкретной ситуации. Характер маленького человечка, окружающая среда, уклад семьи и еще большое количество нюансов, так же играют огромную роль в процессе адаптации. Ребёнок – это счастье, наслаждайтесь наилучшими моментами и не усложняйте жизнь лишними переживаниями ни себе, ни ему. Мыслите позитивно, и то же самое сделает малыш.
Spread the love
Страх темноты
Данная фобия может проявляться в любом возрасте у детей. В основном, причиной ее возникновения является бурные фантазии у ребенка. После прочтения на ночь мамой нескольких книжек ребенок может представить, что к нему в комнату заглядывают гномы, колдуны, волшебники, монстры и прочие. Их сон становится беспокойным, они часто просыпаются по ночам, им сняться ночные кошмары. И так может продолжаться не только в дошкольном возрасте, но и у детей постарше, у школьников и подростков. Чтобы не травмировать детскую психику и успокоить малыша, на ночь в его комнату можно не закрывать дверь или оставлять включенным ночник.
Страх одиночества
Данная фобия встречается очень часто. Дети стараются никуда не отпускать свою маму, хотят, чтобы она все время была рядом. А потеря ее из виду даже на пару минут равносильна расставанию навсегда. Именно поэтому родители должны приучать своих малышей играть самостоятельно, а самим идти заниматься домом: готовить, убирать, гладить в соседней комнате, приучать ребенка не бояться, ведь маму всегда можно позвать и она придет из соседней комнаты. Постоянно пребывание рядом с детьми в дальнейшем оказывает негативное влияние не только на них, но и на родителей, которые очень сильно переживают за своих чад, пока те полдня проводят в детском саду или просто гуляют с бабушкой на улице.
Страхи-помощники
Во взрослом возрасте мы все знаем, чего нужно бояться, а что не требует особого внимания. Этого не скажешь о детях: у них нет ни опыта, ни знаний об окружающем мире, да и справляться с эмоциями они пока не умеют. И в дополнение обладают таким необычным свойством, как магическое мышление. Это значит, что ребенок с высокой готовностью принимает необычные и чудесные явления, а также верит в свои способности влиять на окружающий мир мыслями, чувствами, желаниями.
Поэтому в норме страхи часто посещают детей, и проявляется это иногда интенсивно: в виде плача, упрямства, замирания. Но сегодня один страх, завтра другой. Обычно они длятся недолго (один-три месяца) и проходят сами собой. «Нормальные» страхи мало зависят от поведения родителей и отражают нормальное развитие психики. Сюда входят различные боязни, реальные и не очень:
- укусит собака
- мама навсегда оставит в садике
- утащит чудовище
- кто-то нападет из темноты
- врач сделает больно
- украдут грабители
Эффективные методы и приемы предупреждения и преодоления детских страхов:
1. Повышение общего уровня эмоциональных переживаний ребенка (достижения комфортности в общении, в ожидании новой игры, максимальное развертывание критериев оценки и похвалы)
При этом большое внимание уделяется в детском коллективе атмосфере принятия, безопасности, чтобы ребенок чувствовал, что его ценят несмотря на успехи
2. Метод последовательной десенсибилизации, суть которого заключается в том, что ребенка помещают в ситуации, связанные с моментами, которые вызывают у него тревогу и страх.
3. Метод «реагирования» страха, тревоги, напряжения, которая осуществляется с помощью игры-драматизации, где дети с помощью кукол изображают ситуацию, связанную со страхом.
4. Манипулирование предметом страха (приемы «рисование страхов», «рассказы о страхах») в ходе этой работы ситуации и предметы страха изображаются карикатурно.
5. Эмоциональное переключение, «эмоциональные качели» (ребенку предлагают изобразить смелого и труса, доброго и злого и тому подобное.
6. Сказкотерапия (в игре ребенок становится смелым героем сказки или мультфильма, предоставляет любимому герою роль защитника).
Чего боятся наши дети
Это зависит от возраста ребенка.
В год малыши боятся окружающей среды, посторонних людей, отдаление от матери.
От 1 до 3 лет – темноты, ребенку страшно оставаться одному, бывают также другие страхи.
От 3 до 5 лет у детей встречается страх одиночества, темноты, замкнутого пространства, сказочных персонажей (как правило, в этом возрасте они ассоциируются с реальными людьми).
От 5 до 7 лет преобладают страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной и т. п., боязнь родительского наказания, животных, боязнь страшных снов, потери родителей, боязнь заразиться какой-либо болезнью.
Советы родителям по снижению уровня страхов или тревоги у детей:
Помните, что детские страхи – это серьезная проблема и не надо воспринимать их только как «возрастные» трудности.
Не иронизируйте, ребенок поймет, что защиты ждать не от кого, и окончательно закроется.
Направляйте и контролируйте просмотр детских мультфильмов, старайтесь, чтобы дети смотрели передачи с положительными героями, ориентированные на добро, тепло.
Стремитесь к тому, чтобы в семье была спокойная, доброжелательная атмосфера, избегайте ссор, конфликтов, особенно в присутствии детей.
Не запугивайте ребенка: «Не будешь спать – позову волка» и тому подобное.
Больше поощряйте, хвалите, одобряйте и морально поддерживайте ребенка.
Рисуйте с ребенком страх и все то, чего он боится. Тему смерти лучше исключить.
Можно предложить уничтожить рисунок: порвать или сжечь.
Не ждите быстрого результата, страх не исчезнет сразу.
Посмейтесь вместе с ребенком. Этот способ предполагает наличие бурной фантазии у родителей. Если ваш ребенок боится, например, грозы, постарайтесь придумать какую-нибудь историю (обязательно страшную) из собственного детства о том, что вы и сами точно так же боялись грозы, а потом перестали. Пусть сын или дочь посмеется с вас. Ведь одновременно они смеются и над своим страхом, а значит, уже почти победили его
Важно, чтобы малышу было понятно: «У мамы или папы были такие же страхи, а потом они прошли, следовательно, это пройдет и у меня»
Играйте по ролям. Игры по ролям хороши тем, что позволяют моделировать практически любую ситуацию, которая вызывает у ребенка тревогу, и решить ее ненавязчиво в игре, формируя таким образом в сознании ребенка опыт преодоления своего страха.
Несколько игр и упражнений на преодоление страха и повышение уверенности в себе:
«Качели»
Участвуют как ребенок, так и взрослый. Ребенок садится в позу «зародыша», поднимает колени и наклоняет к ним голову. Ступни прижать к полу, руками обхватить колени, глаза закрыть. Взрослый становится позади ребенка, кладет руки на плечи сидящему и медленно покачивает его. Выполняется 2-3 минуты.
«Художники – натуралисты»
Большой лист белой бумаги, старые обои, положить на газету. Перед участниками тарелочки с красками. Позвольте себе и ребенку рисовать пальчиками, кулачками, ладошками, локтями, ногами, носками. Сюжет рисунка может быть разный: «Падают листочки», «Следы невиданных зверей», «Сказочная страна» и т.д.
«Дизайнеры»
Тюбики губной помады (старые). Каждому участнику разрешается подойти к любому участнику и «раскрасить» его лицо, руки, ноги.
«Жмурки»
Водящему завязываются глаза – остальные произносят звуки: «ку-ку», «ля-ля», «а вот и я». Поймав участника ведущий отгадывает кто это, не снимая повязку.
Тут все просто: угрозы, критика, гиперконтроль
Страх от родителей к ребенку? Почему? Этот стиль воспитания называется доминирующая гиперпротекция
Родитель контролирует каждое движение ребенка, всегда или только в ситуациях, когда действительно нужно вести себя осторожно. Но когда ребенок оказывается в такой ситуации, вместо того, чтобы справиться с ней, он теряется и начинает испытывать сильную тревогу
В ситуации «веди себя тише, люди смотрят» окружающие выступают как некоторая угроза. Они обязательно будут критиковать и осуждать ребенка, и непонятно, как себя вести, чтобы им понравиться. Поэтому лучше держаться от них подальше и вообще остаться дома.
За гиперпротекцией обычно стоит родительская тревога. Для тревоги может быть много причин:
- «Что люди скажут?»
- «Надо помочь ребенку адаптироваться»
- «Нельзя, чтобы ребенок кому-то помешал»
- «Ребенок сам не справится»
- «Нужно, чтоб никто не заметил недостатков у ребенка»
- «Нужно делать замечания, чтобы тебя считали хорошей матерью»
- «Плохое поведение ребенка означает, что я плохая мать»
Родитель может бояться осуждения, страшится оказаться плохим родителем. Это приводит к тому, что повышается чувствительность к малейшему отклонению от нормы в поведении у своего ребенка.
Чтобы справляться с такими ситуациями, научитесь отслеживать эту тревогу и понимать, чем она вызвана. Хотя бы в некоторых ситуациях дайте себе разрешение понаблюдать за поведением ребенка, не подсказывайте и не бросайтесь помогать. Посмотрите, как он справляется самостоятельно, в чем его трудности и как реагируют окружающие (обязательно отрицательно?).
Спокойствие и наблюдательность родителя — залог того, что ребенок будет успешно справляться с трудностями.
Трансляция переживания: «Смотри, как я волнуюсь!» (страх от родителей к детям)
А вот обратная ситуация. Не ребенок заражает родителя, а взрослый — ребенка.
Родители делятся переживаниями с ребенком, чтобы освободиться от напряжения и тревоги, но не всегда это осознают:
- «Не лезь к тому мальчику — ударит»
- «Куда ты пошел — упадешь»
- «Ну вот ты опять упал. Я же говорила тебе быть аккуратнее, а ты меня не слушаешь. Я же переживаю»
- «Дети бывают жестокие, никто тебе не поможет, будь осторожен. Держись от этой компании подальше»
Без этих фраз не обойтись. Это эффективный способ, чтобы ребенок учился оценивать, что опасно, а что нет. Но здесь нужна мера. Каждый родитель хочет, чтобы ребенок знал, что потеряться может быть опасно и лучше не теряться. Но вряд ли мы желаем, чтобы ребенок впадал в панику каждый раз, когда остается один.
Чтобы так не происходило, следуйте нескольким правилам:
- говорите о своих переживаниях от первого лица: «Я очень за тебя переживала»
- говорите не более 15–30 секунд; в крайнем случае — 5–15 минут, если ситуация была в самом деле опасная и требует выхода эмоций, но больше со стороны ребенка
- предлагайте позитивный выход из ситуации или давайте позитивный настрой: «Зато мы друг друга нашли», «Теперь ты знаешь как справляться с такой ситуацией», «Ты герой»
Выполнить эти рекомендации не всегда просто. Но если вы заметили, что уже ребенок старается вас утешить, значит вы перестарались с переживаниями, пора остановиться и вспомнить о позитивных моментах.
Почему страхи укореняются в детях
Иногда страхи остаются с ребенком надолго, сопровождаются истериками, появлением навязчивостей, плавно разрастаются и переходят на другие сферы.
Например, сначала ребенок не хочет ходить в садик — боится одной конкретной воспитательницы. Потом начинает бояться оставаться без мамы или папы в любых других местах. И в конце концов не может находиться на улице, в публичных местах даже с родителями — и перестает вообще выходить из дома.
Что заставляет их укореняться так прочно и тормозить движение вперед? Можно выделить три основных причины:
- Травматическая ситуация или физическое насилие
- Особенности развития ребенка — расстройства шизоидного и аутистического спектра, ЭПИ-синдром, умственная отсталость; эти расстройства могут иметь необычную логику развития страха, страхи иногда сопровождаются повышенной устойчивостью и вязкостью (долго может говорить о пугающем объекте); малая мозговая дисфункция (ММД), в частности астенический синдром, проявляет себя в развитии неуверенности, тревожности, страха самовыражения, склонностью чрезмерно волноваться и избегать некоторых ситуаций
- Поведение родителей, которое усиливает страхи ребенка или создает новые
Ситуация с насилием и психическое нездоровье — это сложные темы, которые требуют обязательной помощи специалиста. Невозможно придумать универсальные рекомендации, которые будут уместны в каждом из этих случаев, опыт и знания психолога тут незаменимы. А вот с третьим пунктом можно начать работать самостоятельно.
Страх воды
После очередного купания в ванночке ребенок может наотрез отказываться мыться в дальнейшем. Такое чувство страха может быть вызвано чрезмерной активностью в воде, повлекшей за собой попадание воды в нос, рот, глаза, уши, что было очень неприятно и вызвало отталкивающую реакцию у малыша. Он довольно долго еще может проявлять нежелание лезть в ванну. Также, причиной данной фобии может быть слишком горячая вода. Одного раза вполне достаточно, чтобы дети надолго запомнили неприятные ощущения от окунания в чересчур нагретую воду. Родители обязательно должны следить за температурой в ванной, а также за поведением в ней своего малыша. Это позволит, в первую очередь, избежать проблем с купанием.
Страх наказания
Довольно часто родители наказывают своих детей за малейшие проступки. И это не обязательно физическое наказание ремнем или даже шлепком по попе, это может быть получасовой простой в углу, запрещение смотреть мультики, играть с друзьями на улице, кушать сладости и другие. Со временем детские страхи становятся все больше, переключаются на все</a>, что окружает ребенка. Он начинает бояться разлить воду или сок, испачкаться, громко играть, показать дневник с плохой оценкой и т.д. Взрослые должны понимать, что их чадо учится быть самостоятельным, сам хочет держать ложку и вилку, наливать себе сок или молоко, развивается и познает мир через ощущения, путем проб и ошибок.
Страх громких звуков
Многие дети очень боятся и не переносят резкие, громкие звуки: хлопанье дверями, удары молотком, крики родителей во время ссоры и прочие. Для них это настоящий стресс, который со временем только нарастает, накапливается и может вылиться в серьезные проблемы со здоровьем. В первую очередь взрослые должны помнить, что нельзя повышать голос при разговоре друг с другом, а если так уж хочется иногда поскандалить, желательно делать это, пока ребенка нет дома, чтобы лишний раз его не травмировать. Также мамы и папы не должны кричать на своих детей, даже если те провинились, испортили какую-то вещь, разбили любимую кружку или вазу, подрались и т.д. Ничто не стоит детских слез и нарушенной нервной системы в таком юном возрасте.
Страх несуществующих персонажей
Некоторые родители, укладывая деток спать, пугают их разными мифическими, сказочными персонажами: Бабой-Ягой, Бабаем, Бармалеем и другими. Взрослые считают, что пугаясь страшных, неизвестных чудовищ, их ребенок быстрее уснет, и не будет шуметь, вертеться, ерзать в кровати. Однако такие ночные страхи бывают очень опасны и могут привести к бессоннице у малышей, нежеланию спать, страха перед темнотой и ночью. Поэтому, прежде, чем устрашать свое чадо такими жуткими монстрами, куда лучше прочесть добрую сказку или веселую историю, интересный стишок, который настроит ребенка на позитивный лад и скорее поможет заснуть.
Детско-родительские страхи
Родители часто удивляются, когда наблюдают у ребенка страх. У них самих таких страхов нет:
- они не боятся людей и общительны
- не боятся врачей и уколов
- не боятся собак
- отлично держатся на воде
Но проблемы ребенка тонко отражают те области, которые мы (педагоги, родители) можем в себе не замечать. Требуются дополнительные усилия, чтобы оценить свое поведение и изменить его ради спокойствия и адекватного развития ребенка. Такие ситуации я объединяю в четыре группы:
- Слияние: «Твой страх — мой страх»
- Трансляция родительского переживания ребенку: «Смотри, как я волнуюсь!»
- Перекладывание ответственности: «Прими решение сам»
- Тут все просто: угрозы, критика, гиперконтроль
Слияние: «Твой страх — мой страх»
Ребенок заражает страхом родителя. В результате малыш наделен большей властью и большей ответственностью.
Ребенок может пойти дальше и начать исследование границ взрослого: «А этого он тоже испугается? А вот этого?» Например, начнет бояться кошек или голубей (реальная ситуация). Здесь родитель вряд ли присоединится и не будет прятаться от кошек и голубей, страх ребенка постепенно угаснет
А если новый страх тоже будет правдоподобным — ребята со двора, воспитатель в саду? Поэтому важно не идти на поводу у ребенка и не уходить от пугающей ситуации
Оставить ребенка наедине со страхом, предложить справиться самостоятельно — тоже не вариант, хотя нам часто кажется, что это поможет:
- бросить в воду исподтишка, застать врасплох
- заставить пройти мимо собаки, прикоснуться к пауку
Ребенку показывают, что родитель не дает разрешение на страх, а значит, страх — плохое чувство, его нужно прятать. Он остается наедине с переживаниями, но уже многократно усиленными, обильно приправленными обидой и напряжением.
В первом и втором случае взрослым руководит страх. Но это, конечно, не страх собаки (пауков, темноты), а тех эмоций, которые испытывает ребенок, бессилия, ощущения, что родитель не знает, как с ними справиться.
Суть этих эмоций такова, что с ними не нужно справляться. Нет такого способа, чтобы ребенок быстро перестал бояться пугающего объекта — можно только постепенно учить его преодолевать негативные переживания. Для этого достаточно выслушать, подтвердить, что такой страх имеет право на существование, что, может, вы и сами немножко пугаетесь, или, наоборот, не пугаетесь, но вы рядом, готовы защищать его. Победить страх нужно вместе: не обходить собаку закоулками, но пройти мимо крепко взявшись за руки, подбадривая ребенка.
Хороший посыл, который может дать взрослый:
- «Собака страшная, но я ее не боюсь. Я рядом, я тебя защищаю»
- «Одному (без мамы) в садике страшно. У тебя это в первый раз. Тут новые игрушки, смотри. Я обязательно вернусь вечером»