Психосоматика у детей как лечить

Психологический портрет ребенка, подверженного психосоматическим заболеваниям

Чаще всего психосоматические болезни появляются у детей, которые имеют следующий психологический портрет:

  • плохо справляются со стрессовой ситуацией, поддаваясь панике, упадку сил, хандре;
  • замыкаются внутри себя, не рассказывая о своих проблемах друзьям, родственникам или просто знакомым людям;
  • находясь в стрессовой ситуации или пессимистическом настроении рисуют негативные сценарии для себя, ожидая все время подвоха или отрицательных событий;
  • находятся под влиянием глобального отцовского и материнского контроля, то есть лишены свободы выбора, не могут осуществить своих желаний и реализовать цели;
  • не умеют радоваться позитивным ситуациям и неспособны дарить радость окружающим людям;
  • не испытывают позитивных эмоций даже при общей радости;
  • всегда испытывают опаску не дотянуть до тех ожиданий, которые по отношению к ним испытывают учителя, родные, окружающие люди;
  • не могут выдержать заданный режим дня, включая ночной или дневной сон и приемы пищи;
  • поддаются чужому влиянию или слишком высоко ставят чужое мнение и все время пытаются ему соответствовать;
  • плохо приживаются в новой ситуации, болезненно реагируют на новых друзей, новое место жительства, даже на новые игрушки;
  • не расстаются со старым и прошлым – начиная от ситуаций, заканчивая обычными игрушками;
  • имеют депрессивное настроение.

Конечно, рассматривая список вышеприведенных состояний не только ребенка, но и взрослого человека, стоит отметить, что все это может быть у любого человека. Не так страшно появление одного из состояний

Важно, чтобы оно не было длительным или постоянным. Именно монотонное, перманентное депрессивное состояние человека вызывает сбои в физическом теле

Эмоциональная составляющая

Для того, чтобы избежать возникновения несбалансированного психоэмоционального состояния, необходимо контролировать следующий эмоции:

  • страх;
  • гнев;
  • радость;
  • интерес;
  • грусть.

Помимо этого, известные мировые психосоматы-специалисты, такие как Луиза Хей, Лиз Бурбо советуют контролировать три ипостаси:

  • самооценку – то, как он воспринимает себя в окружающем мире среди своих сверстников и взрослых людей;
  • восприятие окружающего мира, событий, явлений, основных ценностей;
  • контакты с окружающим миром, а именно со взрослыми людьми и детьми – возникают ли конфликты или общение происходит гладко и эмоционально ровно.

Анализируя эти ипостаси должно выявить у своего наследника, в ходе доверительной беседы, что его огорчает и вводит в состояние депрессии. Попытаться выяснить, что он любит, а что вызывает у него раздражение. Если такая задача для семьи становится непосильной, и все же продолжает наблюдаться неустойчивое психоэмоциональное состояние, то необходимо обратиться к специалисту. Психолог или врач-психотерапевт смогут не только проанализировать и установить эмоциональный статус, но и выявить страхи и неудовлетворенности маленького человека.

Психосоматика носоглотки

Для раскрытия психосоматики носоглотки нам необходимо вспомнить, какую функцию она выполняет. То, что медики сравнивают ее с фильтром, подсказывает, что эта ее функции фильтра распространяется и на мысли и эмоции человека. То есть, носоглотка, как фильтр, на метафизическом уровне препятствует попаданию негативных разрушающих мыслей и эмоций во внутренний мир человека.

Так, например, Лиз Бурбо причину перекрытой носоглотки у детей видит в том, что ребенок скрывает свои мысли или эмоции из-за страха быть непонятым.  Здесь носоглотка препятствует негативной эмоции страха и «перекрывает» путь.

Рассмотрим также отдельно символические значения носа и рта, из которых состоит носоглотка.

По мнению Луизы Хей, нос олицетворяет самопознание.

Доктор В. Синельников считает, что нос символизирует чувство собственного достоинства человека, признание себя как личности, своей уникальности и ценности.

Луиза Хей указывает, что рот – это место, куда поступают новые идеи и пища. Отсюда, болезни ротовой полости говорят о закостенелом мышлении и неспособности воспринимать новые идеи.

Лиз Бурбо пишет, что болезни рта указывают на отказ человека «проглотить» и усвоить какую-то новую идею из-за страха.

Психосоматика заболеваний носоглотки легко отслеживается и по взаимосвязям систем в организме человека. Так, подавленное настроение (нервная система) приводит к нарушению обменных процессов и кровоснабжения (кровеносная система), а также к отечным явлениям. А нарушение кровоснабжения сосудов в носовой полости может привести к вазомоторному риниту.

Известно, что психоэмоциональные перегрузки вызывают сбой в гормональной системе, что может привести к появлению аллергической реакции на обычные вещества и аллергическому риниту.

Сильные негативные переживания, стрессы и депрессии снижают иммунитет, что приводит к проникновению микробов в ослабленный организм и появлению обычного насморка или воспаления глотки.

Рассмотрим подробнее психологические причины некоторых заболеваний носоглотки.

Проблемы с речью у малышей

Речевые навыки у малышей 2–4 лет находятся на этапе формирования и становления. Стресс или недомогание могут пошатнуть речевую функцию. Иногда у маленьких детей признаки заикания (до 3 лет) проявляются незначительными запинками в начале разговора.

Другие симптомы логоневроза у детей:

  • вдохи судорожные;
  • дыхание, замедленное или учащенное, при попытке малыша начать монолог;
  • судороги речевые;
  • изменения громкости голоса;
  • покашливание, зевание;
  • интонация голоса резко меняется;
  • появление бессмысленных звуков или навязчивого слова-паразита («это», «ну»); повышение потоотделения.

Нередко заикание у ребенка 3–4 лет сопровождается непроизвольными сокращениями мышц в разных частях тела. Малыш может пожимать плечами, откидывать голову назад, топать ногой. Во время разговора меняется цвет кожных покровов маленького пациента (бледнеет или краснеет). У некоторых дошкольников наблюдаются повышенная рассеянность, подавленное настроение.

Общие сведения

Гайморит представляет собой разновидность синусита — заболевания воспалительного характера. Воспалению подвергается слизистая оболочка одной или сразу нескольких пазух носа. В случае с гайморитом — воспаляется гайморова пазуха, с фронтитом – наблюдается воспаление лобной пазухи.

Гайморит сопровождает ощущение давящей тяжести в области пазух носа, которая перетекает в боль при попытках резко повернуть голову, поднять ее, опустить. Носовое дыхание крайне затруднено, из носа выходят прозрачные или гнойные слизистые выделения.

Чаще всего болеют гайморитом дети в возрасте от 3 до 15 лет. У таких пациентов гайморит вызывает дополнительно нарушение сна, ухудшение памяти. Часто дети страдают хроническим гайморитом, который обостряется несколько раз в год.

У взрослых также преобладает хроническая форма заболевания, случаи острого синусита во взрослом возрасте — скорее редкость.

Я

Ягодицы – олицетворяет силу, мощь; — обвисшие ягодицы – потеря силы.

Язвенная болезнь — от насилия над собой, страдает чакра солнечного сплетения, сильная вера в то. что вы не достаточно хороши, страх.

Язва пищеварительных органов – страстное желание нравиться, вера в то, что вы не достаточно хороши.

Язвенные воспаления, стоматит – терзающие человека слова, которым не дают выхода, порицание, упрёк.

Язык – олицетворяет способность получать позитивное наслаждение от жизни.

Яички – мужской принцип, мужественность. Яичек не опускание — ироническое отношение матери к половым признакам мужа.

Яичники – олицетворяют место, где создаётся жизнь, творчество, олицетворяют мужскую часть и отношение женщины к мужскому полу:- состояние левого — отношение к др. мужчинам, в том числе мужу и зятю,- состояние правого — отношение матери к своему сыну,- левый, киста — печаль по поводу экономических и сексуальных проблем, связанных с мужчинами,- правый — тоже, связанных с женщинами,Если орган удален хирургическим путем , это говорит о соответственном отрицательном отношении матери, которое у дочери усугубилось, и в результате мысленное отрицание превратилось в материальное.

Яйцевод — олицетворяют женскую часть и отношение к женскому полу:- правый — говорит о том, какими мать желает видеть взаимоотношения дочери с мужским полом,- левый — говорит о том, какими мать желает видеть взаимоотношения дочери с женским полом,- если орган удален хирургическим путем, это говорит об отрицательном отношении матери, которое у дочери усугубилось, и в результате мысленное отрицание превратилось в материальное,- закупорка — занятие сексом из чувства долга. При нахождении выхода из ситуации, яйцеводы прочищаются словно сами собой.

Как определить, является ли заболевание психосоматическим?

Безусловно, не все детские болезни вызваны психосоматикой. Для того, чтобы с уверенностью говорить о том, что заболевание имеет психосоматический характер, необходимо пройти тщательное всестороннее медицинское обследование. Если никаких серьёзных патологий не выявлено, а заболевания обретают регулярный характер, плохо поддаются медикаментозному лечению, имеют явную или не очень закономерность, связь с определёнными событиями в жизни ребёнка, родителям стоит проанализировать, не провоцируют ли их какие-то психологические проблемы.

Если вы подозреваете, что частые болезни вашего ребёнка могут носить психосоматический характер, необходимо разбираться с этим как можно скорее

Важно не упустить время, выявить причины, вызывающие психосоматический симптом, чтобы не дать ему закрепиться, стать стереотипной реакцией на стресс и перерасти в самостоятельное полноценное заболевание

Для начала следует внимательно понаблюдать за ребёнком. Проследить, не имеет ли он недомогание в связи с какими-нибудь событиями (например: ребёнок стал свидетелем ссоры родителей и на следующий день слёг с температурой; или у него часто болит живот перед контрольной работой в школе либо выступлением на публике). Или же он подсознательно «любит» болеть, так как может извлечь из болезни скрытую выгоду (болею, значит, не пойду в ненавистную школу, буду целый день смотреть мультфильмы, мама приготовит что-нибудь вкусное). Нужно проанализировать также своё поведение, понять, что хочет донести до вас ребёнок (может, ему не хватает внимания, ласки, может, он боится вас потерять).

Если вам удалось выявить травмирующее событие, необходимо поговорить об этом с ребёнком, помочь ему выразить подавленные эмоции, проговорить вслух его переживания, тревоги, страхи. Иногда бывает достаточно просто побеседовать с ребёнком по душам, понять, что он хочет, что доставляет ему дискомфорт и нервирует, постараться избегать ситуаций, которые его расстраивают, наладить доброжелательную и спокойную обстановку в семье.

Но чаще всего родителям трудно справиться с этим своими силами. Если решить проблему самостоятельно не получается в течение нескольких месяцев, или ситуация резко усугубляется, стоит обратиться к детскому психологу. Он поможет выявить причину частых болезней, проанализировать и проработать психологические трудности ребёнка.

Стоит помнить, что психосоматические расстройства – это не симуляция. Ребёнок действительно болен. Психологическое лечение ни в коем случае не должно мешать медикаментозному. Лучше всего, когда проблема решается комплексно: врачи со своей стороны проводят необходимое лечение физических недугов, а психолог помогает устранить психогенные факторы, вызывающие заболевания.

Нужна помощь детского психолога? Запишитесь на прием по тел.: (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте, мы вам обязательно перезвоним!

Определение понятия «психосоматика»

До середины двадцатого века медики делили все болезни на 2 группы: психические и физические. Третий вид (психосоматические) определил доктор Ф. Александер. Это физические заболевания, вызванные психологическими факторами. Психосоматика основана на тезисе: тело неизбежно заболевает при наличии разрушительных мыслей и эмоций. Существует незримая связь между мыслями, убеждениями, эмоциями и телом. Цель психосоматики – научить определять настоящие причины болезней. Любой взрослый человек способен вылечиться самостоятельно, если меняет мышление и избавляется от отрицательных эмоций: злости, страха, обидчивости, зависти. Психосоматическое заболевание свидетельствует о том, что пришло время что-то в себе поменять. Лечение любой болезни требует изменения привычек, даже образа жизни. Чтобы стать здоровым, нужно научиться приспосабливаться, трезво оценивать взаимоотношения в семье и на работе, вовремя прекращать отношения, которые разрушают на эмоциональном уровне.

Психологические причины появления заикания у детей с разным вектором развития

Так, если ребенок с оральным вектором развития (говорун) в детстве получает хороших слушателей в лице своих родителей, когда он может мыслить говорением, то из него может вырасти выдающийся оратор (преподаватель и т.п.).

Такой ребенок мыслит в слух, а, так как дети постоянно о чем-то думают, размышляют обо всем, что видят вокруг, то такой ребенок постоянно говорит, не замолкая. Ему нравится, когда его слушают, поэтому иногда начинает сочинять небылицы.

Но часто родители не выдерживают этого и начинают выдвигать свои требования. А если ребенок еще и любит приукрашивать свои истории, то нередко бьют по губам («чтобы больше не врал»).

Для ребенка-оральника такой удар по губам является сильнейшим потрясением и травмой. Его природа требует говорения, но возникает преграда в виде родительских наказаний. Если такая ситуация повторяется часто, то такой ребенок начинает заикаться, а его речь начинает искажаться (шепелявость, картавость, присвистывание и др.).

Известно, что ребенку с анальным вектором развития (медлительный) характерные такие черты, как: медленное, но основательное обучение (как бытовым, так и другим действиям), переспрашивание до тех пор, пока не поймет, нерешительность, послушность и т.п. Он любит доводить дело до конца.

В то же время ребенок-анальник получает удовольствие от признания его достижений и заслуженной похвалы от родителей, поэтому любит учиться и радовать своих родителей (поведением, порядком в комнате, учебой).

Если такой ребенок получает необходимые условия для развития, то он может вырасти очень грамотным специалистом, профессионалом своего дела или выдающимся ученым.

Однако если родители постоянно торопят такого ребенка, одергивают, перебивают (медленно говорит), не дают ему договорить до конца, то у него начинается нарушение речи – заикание.

Психологи отмечают, что ребенок со зрительным вектором развития является самым впечатлительным и чувствительным, а эмоции переживаются им с максимальной силой.

Нормальные условия развития (прочная эмоциональная связь с мамой, что дает ощущение защищенности и безопасности) позволяют этому пугливому ребенку вырасти бесстрашным и сострадательным человеком, способным на всеобъемлющую любовь к людям. Поэтому часто такие дети становятся работниками медицины, социальными работниками, работниками культуры или занимаются благотворительностью.

Эмоциональность и восприимчивость зрительного ребенка способствуют тому, что полученный в детстве испуг или сильный эмоциональный стресс приводит к нарушению его речи.

Заикание такого ребенка отличается сбивчивостью, как будто его захлестывают эмоции, которые не дают нормально проговаривать слова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наш детеныш
Добавить комментарий