Ребёнок всё время рисует чёрным цветом

Ребенок рисует черным цветом: когда это норма, а когда бить тревогу

Детский и семейный психолог Ирэна Похомова рассказала «Летидору» о том, в каких случаях черные детские рисунки – это нормально, а когда следует обратиться к специалисту.

Звонит мне одна мама и с ужасом в голосе говорит: «Ирэна, с моим сыном происходит что-то страшное! Он все рисует только в черном цвете. Я уже убрала эту краску и предлагаю только яркие, а он требует только черную. Что с ним?»

«А сколько ребенку?» – спрашиваю я.

«Да три годика», – отвечает мама.

Ну что же, дети довольно часто используют для рисования черный цвет. А причины могут быть разными — и далеко не всегда нужно срочно принимать меры!

Если ребенок пару–тройку раз нарисовал все в темном цвете, то это не повод для беспокойства в любом возрасте малыша.

Начинать присматриваться (но еще не беспокоиться) стоит, если малыш рисует только черным не менее трех месяцев подряд.

Давайте разбираться по порядку.

Дети младшего дошкольного возраста часто рисуют черным или каким-то темным цветом. И это вовсе не потому, что вся жизнь представляется в черных красках, и малышу очень плохо. Причина в другом — черную краску лучше видно на белом листе. Вот и все.

И нет никаких потайных ходов и глубоких травм. Так выразительнее.

Поэтому черную краску не убираем из коробки малыша, а предлагаем ее наравне с остальными. Через какое-то время, когда малыш насытится черным, он сам начнет переходить на другие цвета. Родители тоже могут рисовать с ребенком черным цветом. Тогда насыщение произойдет быстрее. При этом можно добавить еще один интересный способ рисования для малыша — на черном листе белым цветом.

В этом возрасте дети тоже могут брать черную краску, чтобы лучше выразить то, что они хотят нарисовать. Но бывают и другие случаи…

Маша рисовала черным довольно долгое время. По словам мамы, месяца четыре точно. При этом она рисовала именно этим цветом осознанно и сосредоточенно. И это была не абстракция какая-то, а конкретная задумка.

Я пригласила девочку к себе в кабинет. После небольшой беседы я предложила Маше порисовать красками. Она с удовольствием согласилась. Из всего спектра красок Маша выбрала черный. Она начала рисовать и рассказывать, что она рисует. А я стала спрашивать, как чувствует себя каждый герой на ее картинке. Всем персонажам было грустно.

«А в чем причина их грусти?» – спросила я.

«У них мама постоянно работает, а им хотелось бы быть с ней постоянно», – ответила с печалью Маша.

Конечно, дальше уже была работа с мамой.

Причин такого печального взгляда на мир может быть много: папа слишком строгий, в садик не люблю ходить, сладкого мало дают и прочее.

Важно, что не все дети после таких событий и при таком способе воспитания начинают смотреть на мир печально. Почему? Потому что так часто делают дети, которые:. • не могут найти другого способа, как донести маме о своих переживаниях;

• не могут найти другого способа, как донести маме о своих переживаниях;

• не могут открыто выразить свои эмоции и чувства в силу закрытого темперамента.

И хорошо, что они нашли хотя бы такой способ для выплескивания того, что наболело! Просто нужно вовремя забить тревогу, разобраться в причинах состояния ребенка и помочь ему.

В этом возрасте рисование черным цветом происходит уже осознанно. И вот по каким причинам.

Черный цвет — техника рисования

Петя рисовал черным все, что видел: одноклассников, солнечную погоду за окном, виляющего хвостом пса. Все, что было вокруг него. При этом его картины вовсе не казались печальными.

На самом деле в ситуации Пети — это просто техника такая, что-то вроде гравюры, которую выбрал мальчик. И беспокоиться тут вообще не о чем. Единственная рекомендация родителям Пети – отправить его на курсы по рисованию, чтобы усовершенствовать и развить его способности.

Черный цвет – способ выплеснуть свою боль

Мама Вадика пришла ко мне на консультацию с рисунками сына. «Он везде рисует черным! И везде все либо плачут, либо дерутся, либо еще что-нибудь!» – в отчаянии сказала женщина. Я стала подробно расспрашивать маму про жизнь ее сына и про отношения с ним. Выяснилось, что у сына сложные отношения с одноклассниками. Это и явилось причиной черных рисунков.

Мальчик через рисование черным цветом пытался выразить свою боль и разочарование. Выплеснуть свою горечь.

И теперь одна из задач мамы – обсудить с Вадиком ситуацию с одноклассниками, помочь ему выговорить все это словами и, конечно, вместе найти выход.

Причин выбора черного цвета ребенком может быть много.

Присмотреться внимательнее и бить тревогу стоит, если ребенок рисует черным длительное время.

Применение черного цвета взаимосвязано с возрастом малыша.

Нельзя навязывать ребенку другие цвета и/или не давать черный цвет вообще.

Движение

Несколько позже, чем вертикаль, для ребенка становится значимой горизонтальная ось рисунка, которая все больше связывается с идеей течения времени. Раннедетские изображения людей всегда обращены лицом к зрителю.

…Итак, в рисунке ребенок познает мир, в рисунке он его осмысляет, если тот к нему не совсем добр, и это тема для отдельного разговора. А может детский рисунок творить мир по-настоящему? Мне кажется, да. От каждого детского рисунка, если повесить его в доме, идет чистый свет и радость.

В подмосковной школе, где я училась, была такая традиция: первоклашки рисовали на Восьмое марта маме не букет, а ее большой портрет. Классов было много, от буквы «А» до буквы «Д», а иногда и до «К», рисовали и те, кто был чуть постарше, и весь холл и первый этаж снизу и до самого потолка превращался в одно непрерывное и пестрое полотно. Войдя в школу, ты попадал в самое радостное место на свете и шел к своему классу под взглядами улыбающихся чьих-то мам, зная, что среди них была и твоя.

Подробнее читайте в книге Марины Осориной «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» (Питер, 2011).

Основные причины

Факторы, влияющие на выбор черного цвета, могут быть как связаны с психологией, так и не иметь к ней отношения, например:

  • Нужный карандаш или краска отсутствуют. В этом случае коричневый или синий цвета малыш может заменить на другой, если нужно нарисовать землю или тучи.
  • Часто малыши выбирают черный цвет, т.к. он им кажется самым контрастным, самым ярким, т.к. его лучше всего заметно на белом листе бумаги.

  • Черный цвет необходим для определенной техники рисования или замысла. Монохромность характерна для многих видов графики, вероятно, начинающий художник пытается воспроизвести понравившееся изображение.
  • Мама из соображений практичности покупает себе и малышу одежду темных тонов. Или в доме есть красивые вещи черного цвета.

    Тогда ребенок просто рисует то, что ему нравится.

Очень хорошо о причинах выбора ребенком черного цвета и не только рассказывает Юлия Елистратова:

К психофизиологическим факторам относятся:

  • Присутствие человека или животного, которых малыш считает опасными. Эта причина проявится в рисунке, если маленький художник изобразит ее черным карандашом или краской.
  • В семье не оказывают должного внимания ребенку. В этом случае он попытается подчеркнуть свою значимость рисунками, в которых доминируют оттенки угля и смолы.
  • Конфликты и напряженные отношения между членами семьи.
  • Смена погоды или усиливающееся недомогание. Чувствительные дети в этот период часто используют грязноватые оттенки в рисунках.

Неопределенность с выбором цвета может быть связана с возрастными особенностями. Когда ребенок любит черный цвет в определенном периоде, о чем это говорит:

До пяти лет

От рождения ребенок не может видеть оттенки окружающей обстановки. В два месяца младенец начинает фокусировать взгляд, в три – различает желтый и красный. И годовалый, и двухлетний человечек буквально пробует все на вкус и цвет.

Он с готовностью будет рисовать любой краской, оказавшейся у него под рукой.

В 2 года малышу можно дать понятие о многообразии оттенков, но осознанность при выборе тона появится ближе к 4–5 годам. Тогда и можно будет говорить о взаимосвязи рисунка и психологического состояния.

Если ребенок в 3 года проявляет любовь к черному цвету и стремится раскрашивать им все подряд, возможно, у него первый серьезный возрастной кризис. Как правило, каждый трехлетний бутуз отличается упрямством, желанием настоять на своем. Нужно немного подождать, со временем выбор мрачных оттенков изменится в пользу чистых и ярких тонов.

От 5 до 8 лет

При условии, что цветовые предпочтения не связаны с тематикой работы или техникой выполнения, желательно насторожиться, если малыш любит черный цвет в рисунке. Пятилетний ребенок уже может рассказать о том, что его тревожит или беспокоит.

Если же сын или дочь от разговора уходят, это свидетельствует о недоверии и психологических проблемах. В таких случаях можно обратиться за помощью к персоналу школы или детского сада, возможно, у ребенка неприятности, о которых родители не знают.

От 8 лет и старше

Ребенок, находящийся в возрасте 8–14 лет, впервые становится самостоятельным. Отсутствие родителей, способных защитить в любой момент, вынуждает школьника самому устанавливать границы общения и отстаивать свои интересы.

Этот путь не обходится без психологических травм. Подобные возрастные изменения часто связаны с падением родительского авторитета. Поэтому взрослым рекомендуется задуматься об укреплении семейных отношений и способах поддержки, если подросток видит все в мрачном свете.

Формы линий психологических рисунков и их значение

Линии — еще один критерий, по которому можно судить о личности:

  • если линии прерывисты, человек сомневается в принятых решениях, прочности своего положения, в жизни индивидуума недостает стабильности;
  • сплошные намекают на сильную личность, уверенную в себе, не сомневающуюся в принятых решениях;
  • тоненькие линии — это желание уйти в тень, сделать так, чтобы оставили в покое, перестали замечать. Так рисуют те, кому за собственные поступки стыдно перед другими;
  • жирные делает тот, кто хочет внимания, позитивной оценки своих действий, тот, кому недостает уверенности в себе.

Если линии прямые, без острых углов и изгибов, то личность плохо адаптируется к новому, мыслит слишком прямолинейно, привыкла следовать негибким схемам.

Острые углы выдает враждебность, активное нежелание мириться с тем, что мало устраивает. Округлость, наоборот, говорит о мягком, покладистом характере, готовым идти на компромиссы.

Значение рисунков в психологии воспринимается как символика подсознания. Через форму изображений, их цвет, размеры наружу выступает то, что человек запрятал глубоко и надежно. Задача специалистов — помочь индивидууму разобраться в истоках проблем, а затем найти пути их решения. Таким специалистом является психолог-гипнолог Батурин Никита Валерьевич. Также, вы можете посмотреть полезные видео на различные психологические темы на ютуб-канале.

Выбор цвета

Цветовой тест, разработанный доктором Максом Люшером,- это метод диагностики психофизического состояния человека. Он основан на цветовых предпочтениях. По тому, какой цвет выбирает испытуемый в качестве любимого, можно определить уровень его стрессоустойчивости, психическое состояние в этот момент жизни, активность, способность налаживать контакты и даже предпочтения в профессиональной ориентации.

Рисунки ребенка могут многое рассказать о его психоэмоциональном состоянии

Макс Люшер, безусловно, выдающийся психолог, и придуманный им тест сегодня – один из наиболее важных для профессионального тестирования военных, сотрудников полиции и т.д. Но вот применим ли он к детям? Насколько достоверными будут результаты, если по методу доктора Люшера анализировать детский рисунок?

Начнем с того, что дети видят мир несколько иначе. Новорожденный вообще не различает цветов, воспринимает лишь контрастные сочетания – черное — белое, например. От 6 недель до 2 месяцев от роду кроха начинает видеть очертания предметов и свой первый цвет — красный. Постепенно он становится способен воспринимать и другие яркие цвета. К 3 годам малыш прекрасно различает синий, зеленый, желтый, в 3,5 года – черный, серый, коричневый.

Поэтому рисование черной краской до определенной поры не должно настораживать родителей и вызывать у них опасения. А тест Люшера к рисункам малышей практически неприменим. Психологи рекомендуют начинать цветовое тестирование к 8 годам. Ведь окончательное «цветное видение» окружающего мира у ребенка формируется примерно в 8-10 лет.

О чем расскажет детский рисунок: секреты психологии

Когда ребенок рисует, то передает нам сообщение, зашифрованное в образах. Изображая самых обычных людей, предметы, пейзажи, он бессознательно отражает и свое отношение к ним, выражает переживания, показывая и скрытые черты характера. Но, конечно, нужно понимать, что интерпретация рисунков не безусловно однозначна.

Не стоит, обнаружив 1–2 один настораживающих признака («О, ужас, он нарисовал солнце черным!»), делать выводы и искать решение «страшных проблем». (Кстати, многие юные художники предпочитают черный, потому что он очень четкий и контрастный).

Для непрофессионального психолога детский рисунок может стать только ориентиром, сигналом понаблюдать за особенностями поведения, присмотреться к определенным склонностям.

Неправильные установки: 7 ошибок родителей

Изучаем шедевр

Фигура заметно выросла на втором рисунке. Значит, ребенок чувствует себя старше при столкновении с трудностями, и это доставляет ему удовольствие.

Хоть он и использует привычную модель поведения — помощь и поддержку со стороны мамы (слегка повернут влево), она уже изжила себя, и он внутренне готов «отделиться» и действовать сам.

Правда, пока он не видит, как это сделать, оглядываясь в прошлое и без опоры на мужской образец. Самое время вместе подумать, как можно действовать в трудных ситуациях («развернуть» ножки вправо, в будущее).

Рисование чёрным цветом как вариант нормы

Бывают ситуации, когда рисование чёрным цветом — не следствие каких-то серьёзных проблем у ребёнка, а вариант нормы.

У малышей

Хорошо различать основные цвета дети начинают примерно в трёхлетнем возрасте. Однако даже после этого для малышей выбор цвета во время рисования не является важным. Им абсолютно всё равно, будет домик красным, жёлтым или зелёным. Главное — чтобы рисунок был ярким, контрастным и отчётливым. Один из самых подходящих цветов для этой цели — чёрный. Поэтому если дети до четырёх лет в своём творчестве часто используют чёрный цвет, родителям не стоит беспокоиться и мчаться за помощью к психологу. Такое явление абсолютно нормальное и не указывает на какие-то психологические проблемы у малыша.

Маленькие дети выбирают чёрный цвет для рисования, потому что он яркий и контрастный

У детей в возрасте 5–10 лет

В возрасте 5–10 лет ребёнок уже рисует осознанно. Выбор цвета для него становится важным фактором для получения нужного результата. Однако и в этом возрасте любовь к рисованию чёрным цветом может быть не опасным, а нормальным явлениям:

  • если ребёнку просто нравится этот цвет, ведь он яркий и выразительный;
  • если у ребёнка закончились краски другого цвета;
  • если ребёнок увлечён таким видом изобразительного искусства, как графика. В отличие от живописи в графике при создании рисунков используются 1–2 цвета. Наиболее часто основным цветом является чёрный. Графическое изображение обычно строится при помощи нанесения на лист бумаги чёрных линий, пятен, штрихов;

  • если ребёнок рисует чёрным цветом не постоянно, а эпизодически. Такие рисунки могут указывать на кратковременные физиологические или психологические проблемы у детей:
    • недомогание;
    • плохое настроение;
    • переживание по поводу плохих оценок, отношений с друзьями и родителями и т. д.

Наиболее часто негативные эмоции при помощи рисования чёрным цветом выражают «закрытые» дети, которым не свойственно делиться с окружающими своими проблемами. И в таком поведении, если оно имеет недолговременный характер, нет ничего ненормального.

У подростков

Подростковый период — сложное время для любого ребёнка. И речь идёт не только о физиологических изменениях в организме, но и психологических

В этом возрасте ребёнку важно утвердиться как личность. И это получается далеко не у всех

Очень часто барьером для достижения цели становится избыточный контроль со стороны родителей, учителей и других взрослых. Распространённая причина рисования чёрным цветом у подростков — низкая самооценка и несамостоятельность.

А также часто именно в подростковом возрасте ребёнок первый раз влюбляется. И нередко случается, что влюблённость оказывается безответной. В такой ситуации ребёнок огорчается и может при помощи рисования чёрным цветом выплёскивать свои эмоции.

Подросток может начать рисовать чёрным цветом, если он переживает из-за безответной любви

Опять же, если подросток рисует чёрным цветом эпизодически или кратковременно, то тревожиться родителям не стоит. Ребёнок должен уметь по-своему переживать не только радостные, но и негативные эмоции. Одни дети во время стресса начинают активно заниматься спортом, другие — уходят с головой в учёбу, третьи — рисуют чёрным цветом. Все эти способы абсолютно нормальные.

А так же подростки, как и дети более младшего возраста, могут попросту любить чёрный цвет или увлекаться графическим рисунком.

Что делать родителям

Если вы убедились, что ребёнок рисует чёрным цветом по неопасным причинам, то лучше вовсе не вмешиваться в его творчество. Ни в коем случае нельзя прятать от ребёнка чёрные краски или запрещать ему ими рисовать. Такое поведение взрослых вызовет протест у ребёнка и всплеск негативных эмоций.

Если рисование чёрным цветом вызвано незначительными психологическими проблемами, то самое лучшее, что вы можете сделать для ребёнка — поговорить с ним в спокойной обстановке и обсудить, как исправить ситуацию.

Детские рисунки: на что обратить внимание

При анализе рисунков особенно показательны с точки зрения психологии три вещи:

  • Цветовые решения;
  • Изображение автопортрета;
  • Образ семьи.

Начнем с цвета:

  • Если ребенок часто использует в рисунках желтый, это характеризует малыша, как мечтательного, открытого, с положительной динамикой живого воображения.
  • Розовый говорит о чувствительности малыша. Ему необходимо быть с родителями в тесном контакте: чаще обнимайте, поглаживайте по голове или просто держите за руку.
  • Красный свидетельствует о психологической и физической активности; темпераментный малыш, может быть непослушным, неусидчивым.
  • Бежевый или охра, лиловый, голубой говорят о гармоничном психологическом состоянии.
  • Преобладание синего цвета в рисунках определяет ребенка как спокойного, осмысленного в своем выборе и действиях.
  • Зеленый описывает ребенка как упрямого и настойчивого.
  • Оранжевый — цвет возбудимости.
  • Фиолетовый определяет ребенка, как творческого, ранимого и чувствительного. Нужно уделять больше ласки и внимания.

Идем дальше — автопортрет!

Психологи используют такой метод для определения морального состояния ребенка. Например, специалист просит ребенка нарисовать себя.

  • Мимика на лице устанавливает эмоциональность ребенка — позитивный, пассивный и т.д.
  • Изображение маленького размера в нижней части листа может свидетельствовать, что ребенок не чувствует себя личностью, преобладает низкая самооценка. Если наоборот в верхней, — высокая самооценка. Расположение «самого себя» на весь лист говорит о гиперактивности малыша.
  • Недостаток в композиции частей тела: рта, ушей, пальцев может говорить о проблемах проявления себя, как личности.

Образ семьи — еще один тест в работе психолога

Чтобы выявить, есть ли у ребенка психологические проблемы, связанные с семьей, проводится работа с семейным рисунком.

Учитывается все: кого из родителей первым нарисовал малыш, размер членов семьи на листе, мимика, насколько близко/далеко они к ребенку находятся.

Разберем некоторые детали подобной работы:

  • Кого первым изобразил малыш в семейном портрете, того и считает главным в семье.
  • Изображенные на заднем плане родственники свидетельствуют о незначительности в жизни ребенка.
  • Гармоничный портрет, где все участники держатся за руки, говорит о полном порядке в психологическом состоянии. Дополнение: если семья нарисована в комнате, но в ней присутствует обычное желтое солнце, то это может говорить о нехватке тепла со стороны родителей.
  • Если ребенок не изобразил брата или сестру, а они есть по факту, можно судить о ревностном отношении к родителям.
  • Рисунок оформлен в «живых» тонах, значит в семье яркая, увлекательная жизнь — все в порядке! Когда наоборот, то ребенок больше занимается «своими делами», чем совместно с семьей.

Уважаемые родители! Разумеется, все выводы, приведенные в данной статье — это не закон, не стопроцентное правило, это просто повод обратить внимание, уточнить, проконсультироваться. Не более того

Информирован, значит, вооружен.

Для выявления действительных психологических проблем требуются специалисты. Это их работа.

А работа родителей —  заботиться о положительном психологическом состоянии малыша и обращать внимание на любые мелочи, включая указанные выше нюансы детского творчества.  Удачи вам!

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Почему ребенок выбирает черный цвет?

Психологи считают, что выбор нами цвета – это передача на бумагу нашего сознательного и бессознательного. При помощи специальных цветовых тестов можно определить стрессоустойчивость, работоспособность, психическое состояние человека. Но не стоит забывать, что на детей данное правило не распространяется.

Дети видят мир совершенно иным образом, нежели взрослые. Новорожденные, например, совершенно не различают цветов и воспринимают лишь контрастные различия между самыми светлыми оттенками и самыми темными. В период от 6 недель до 2 месяцев, помимо очертания некоторых близкорасположенных предметов, дети начинают различать свой самый первый цвет — красный. Немногим позже к этому цвету прибавляются другие основные оттенки цветовой палитры. Лишь к 3 годам ребенок начинает отчетливо различать такие цвета, как синий, зеленый, желтый, к 4 годам – черный, серый и коричневый.

Но до этого времени ни в 1 год, ни в 2, ни в 3 дети при рисовании не делают цветовой выбор самостоятельно. Поэтому если в 2 или 3 года ребенок рисует черным цветом, то единственным объяснением может быть лишь то, что малыши выбирают цвет наиболее контрастный относительно поверхности, на которой они рисуют. Самое главное для них – это видимость рисунка. Поэтому сильно переживать за цветовую гамму не стоит. На данном этапе ребенок лишь отражает то, что видит в различных цветах. Для него не имеет большого значения, какого цвета нарисовать небо или траву – зеленого, фиолетового или красного. Самое главное – нарисовать траву. Он еще не преподносит рисование, как отражение его мечтаний, фантазий, внутреннего мира. Он не вносит большого смысла в свои картинки. Видит домик – рисует домик. Таким образом, кроха проявляет интерес к окружающему миру, а черный цвет он может выбрать, например, для закрашивания маленького «тайника».

К тому же в возрасте 3-4 лет у ребенка проходит возрастную стадию отрицания. Он может использовать черный цвет лишь, потому что этот оттенок не нравится маме или папе. Таким образом, он выражает свой некий протест. Этот первый кризисный период психологи обозначают как «Я сам!». С помощью подобных протестов малыш пытается доказать старшим, что он уже взрослый и самостоятельный.

И, конечно же, не стоит забывать, что дети очень зависимы от погоды на улице и в доме, а также от своего внутреннего самочувствия. Случается так, что дети, которые обычно предпочитали светлые тона, вдруг начали использовать темные или «грязные». Порой это может означать ни что иное, как легкое недомогание или начало заболевания.

Первые изображения: «Встань передо мной, как лист перед травой»

Между 2,5 и 3 годами в детском рисовании совершается революция. Ребенок неожиданно обнаруживает, что его «каляки-маляки» могут быть похожими на что-то, могут что-то значить. Так ребенок открывает для себя знаковую функцию рисования – возможность линий, пятен, точек обозначать собой нечто другое

Несовершенство графический формы не мешает сути дела – теперь ребенок открывает для себя возможность говорить на изобразительном языке обо всем, что для него важно

Первые детские изображения хаотически раскиданы по листу бумаги – ребенок рисует там, где есть свободное место, и поэтому легко поворачивает лист под удобным для себя углом. Для него нет ни верха, ни низа

На этом этапе ребенку важно, что он может нарисовать того, кого хочет. Это похоже для него на магический акт: «Встань передо мной, как лист перед травой»

Захотел – нарисовал, вызвал из небытия, заставил быть.

Ребенок наслаждается новой способностью населять пространство листа бумаги любыми персонажами, подвластными ему как своему творцу. А интеллектуальная задача, которую ребенок решает, состоит в том, чтобы выделить необходимые и достаточные признаки, нужные для сущностной характеристики персонажа, – чтобы человек отличался от собаки, собака – от мышки или птички. («Человек ходит стоя, а собака – лежа. У человека две ноги, а у собаки много и еще хвост».)

Счастья хватит на всех

Между небом и землей размещаются в ряд персонажи. Они стоят таким образом, чтобы каждый был в полноте своей самости – целиком, во весь рост и не загораживая друг друга. Натюрморт по-детски – это когда рядом лежат яблочко, груша или тыква, и никто не закрывает друг друга. Если на картинке будет озеро, и девочка, и пальма рядом, то они тоже все будут «стоять» рядом, и озеро в том числе, потому что в детском сознании загородить кого-то – значит отнять у него «кусочек», отобрать его пространство. Потому еще младшие дети не умеют долго играть в прятки, сидеть в засаде – «если меня не видят, то, может, меня и нет»? (До сих пор помню то безграничное уважение и восторг, которое вызвал у меня мальчик, старший на один год, когда нарисовал лису, которая стояла ЗА деревом и справа выглядывал ее хвост! Я не могла поверить, как он до этого додумался.)

Такая композиция называется ленточной, или фризовой.

Первым описал фризовую организацию рисунков детей – дошкольников искусствовед А. В. Бакушинский еще в 1925 году. Она заинтересовала его как историка искусства своим сходством с композиционными принципами древнеегипетских изображений

Для психолога же важно то, что фризовая композиция является первой попыткой ребенка построить систему пространственных координат, которая организует картину мира, создаваемого им на листе бумаги. В этом мире главным структурообразующим принципом является вертикаль – разделение листа на верх, середину и низ

Это древнейший в истории человечества принцип символической организации пространства.

Расшифровка детских рисунков — трактование в психологии

Самые простые рисунки малыша — «окно» в мироощущение, внутреннее состояние ребенка:

  • когда изображает «пустынные» пейзажи — деревья, лужайку, поле, значит, испытывает одиночество. Крохе недостает общения с родными, у малыша неприятности со сверстниками;
  • нарисованный дом — признак усталости. Малышу недостает тепла родного жилища;
  • добрые мирные животные (кошечки, белочки, утята) кроха рисует, когда отличное настроение, нет проблем;
  • близкие, с которыми у ребенка конфликты, имеют темный, коричневый цвет. Любимых родных малютка создает яркими цветами. Чем фигура близкого крупнее, тем значительнее место, по мнению малыша, она занимает в семье;
  • если ребенок изобразил крупные темные человеческие фигуры, возможно, малыш испытывает недоверие к окружающим (особенно незнакомым);
  • «автопортрет» с гигантскими ушами свидетельствует о некоторой самовлюбленности, желании быть впереди других. А собственное изображение с длинными руками указывает на открытость, незашоренность мышления, безбоязненное желание изведывать новое;
  • у малыша заниженная самооценка, если себя он изображает коротконогим.

Отдельные фигуры людей, изображенные заштрихованными, закрашенными, означают, что ребенок относится к этим особам негативно, боится.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наш детеныш
Добавить комментарий