Как проявляются симптомы синдрома аспергера у детей?

Диагностика и лечение

К сожалению, в настоящее время не существует ни одного теста, который мог бы однозначно выявить синдром Аспергера. Этот диагноз может поставить малышу врач-психиатр. Конечно, перед этим он будет долго наблюдать за поведением ребенка. А вот для того чтобы исключить другие психические расстройства, скорее всего, будут назначены некоторые медицинские и нейропсихологические тесты. С терапией тоже далеко не все благополучно — пока просто не разработано никаких действенных методик лечения синдрома Аспергера. Основная задача врачей — улучшить социальные навыки детишек, то есть научить их общаться со сверстниками и взрослыми. И это вполне удается!
Для этих целей используют как различные лекарственные препараты, так и психологическую коррекцию поведения.

Лекарственная терапия синдрома Аспергера может проводиться препаратами различных групп — психотропные, нейролептики, стимуляторы и др

И, конечно, все они должны назначаться только врачом-психиатром.
Также очень важно проведение поведенческой терапии, она поможет привить малышу необходимые социальные навыки и «вписаться» в общество.. Многие малыши с болезнью Аспергера страдают от синдрома дефицита внимания — СДВ.Из-за этого они часто испытывают тревогу, страх и депрессию

Могут возникнуть и другие проблемы с психическим здоровьем. И тут на помощь ребенку должны прийти самые близкие люди — его родители.

Многие малыши с болезнью Аспергера страдают от синдрома дефицита внимания — СДВ.Из-за этого они часто испытывают тревогу, страх и депрессию. Могут возникнуть и другие проблемы с психическим здоровьем. И тут на помощь ребенку должны прийти самые близкие люди — его родители.

Что такое синдром Аспергера?

Патология проявляется в раннем возрасте и остается с человеком на всю жизнь, но по мере взросления проявления и признаки синдрома Аспергера сглаживаются

Синдромом называется комплекс симптомов, присущих тому или иному нарушению. Синдром Аспергера относится к пяти общим нарушениям развития и существенно осложняет жизнь человеку, поэтому должен быть выявлен своевременно. Лечение направлено на смягчение симптоматики, универсальной схемы терапии нет, она подбирается индивидуально для каждого пациента. При синдроме Аспергера у детей наблюдаются трудности во взаимодействии с другими людьми, серьезные проблемы из-за непонимания в школьной деятельности, проблемы в контактировании с семьей.

Справка! По международной классификации болезней нарушение обозначается кодом F84.5, и относится к расстройствам психологического развития. Психиатры часто используют другую классификацию, согласно которой синдром Аспергера относят к расстройствам аутистического спектра.

При синдроме Аспергера у детей симптомы во многом напоминают аутизм, что часто становится причиной неправильной постановки диагноза. Главное отличие этих двух психологических нарушений – это нормальные когнитивные способности и отсутствие отставания в развитии при синдроме Аспергера.

Если малыши с аутизмом часто испытывают речевые проблемы, при синдроме Аспергера таких нарушений не наблюдается, кроме эхолалии в раннем возрасте.

По статистике, с синдромом чаще сталкиваются дети мужского пола. Патология впервые проявляется в раннем возрасте, диагностировать нарушение можно в среднем в 4-6 лет. На 10000 здоровых детей приходится около 20 человек с этим нарушением, и мужчин среди них в два раза больше, чем женщин.

Синдром остается с человеком на всю жизнь, поэтому важно своевременно выявить нарушение и начать лечение для дальнейшей адаптации ребенка в социуме. Как правило, по мере взросления проявления и признаки синдрома Аспергера у детей сглаживаются, и во взрослом возрасте могут быть слабо выражены, однако болезнь накладывает отпечаток на всю жизнь человека, осложняя взаимодействие с окружающими людьми

Причины нарушения

У детей со значительным недовесом при рождении в дальнейшем существует риск развития синдрома Аспергера

Точные причины развития этой патологии неизвестны. Предположительно, синдром может быть обусловлен:

  • генетическими мутациями;
  • генетической предрасположенностью;
  • возрастом родителей;
  • биологическими нарушениями.

Некоторые врачи склоняются к тому, что болезнь является следствием генетической мутации. Это объясняет, почему у совершенно здоровых людей могут рождаться дети с этим нарушением. Генетическая предрасположенность также остается под вопросом, однако примерно в 40% случаев у родителей больного ребенка выявляются какие-либо нарушения, включая и сам синдром Аспергера.

Достаточно противоречивой является теория о том, что возраст родителей влияет на риск развития расстройств аутистического спектра у малыша, однако она не была ни подтверждена, ни опровергнута. Согласно этой теории, чем старше родители, тем выше риск рождения ребенка с таким нарушением. Кроме того, важная роль отводится течению беременности (сильный токсикоз, преждевременные роды), и весу рожденного ребенка. Так, у детей со значительным недовесом существует риск этого заболевания. Тем не менее большинство врачей относят старший возраст родителей и недовес малыша к факторам риска, а не причинам развития болезни.

При синдрома Аспергера имеют место биологические нарушения в головном мозге, однако их роль в развитии расстройств аутистического спектра также точно не изучена. Так, существует мнение, что причиной нарушения является аномальная миграция клеток и развитие нейронных связей между лобными долями мозга и лимбической системой. Эти отделы отвечают за способность испытывать яркие эмоции.

Тесты для выявления

Для установления наличия синдрома Аспергера и определения степени его тяжести используют специальные тестирования, в виде ответов на вопросы, оценки и восприятии ребенком графической информации, изображенной на предлагаемых ему картинках. В зависимости от возраста пациента врач выбирает один из вариантов тестирования:

  1. Восприятие картинок для оценки эмоционального недоразвития ребенка. Врач показывает малышу различные графические изображения, и просит его описать свои эмоции и ощущения, возникающие во время их просмотра.
  2. Врач называет ребенку какие-либо метафоры, слова в их переносном значении, предлагает определить значение символов. Данный тест позволяет определить уровень аутических нарушений и способность ребенка воспринимать нестандартную информацию.
  3. Для детей старшего возраста предлагается ответить на 100 вопросов, соответствующих должному уровню интеллектуального развития, необходимого для данной возрастной категории.

Рекомендации по лечению невроза навязчивых движений у детей вы найдете на нашем сайте.

Причины развития синдрома

Точного виновника, который запускает механизм развития расстройства Аспергера, врачи не установили. Провоцирующие факторы патологии являются предметом шумных споров, дискуссий психиатров. Большинство ученых склоняются к мнению, что ведущими факторами, провоцирующими заболевание, становятся:

  • внутриутробная инфекция;
  • мозговые травмы при родах;
  • черепно-мозговые травмы;
  • наследственный фактор (генетический);
  • интоксикация развивающегося плода при беременности;
  • токсическое воздействие на плод в I триместре (курение, наркотики, алкоголь);
  • врожденный гормональный дисбаланс (превышение тестостерона, нестабильный уровень кортизола);
  • материнская аутоиммунная реакция организма (это провоцирует аномалию развития мозга у ребенка);
  • последствия неудачно проведенной вакцинации (повышенное содержание ртути, консервантов), создающих непосильную нагрузку на детский иммунитет.

Более точно выявить причину патологии помогает расширенное компьютерное диагностирование и специфичные медико-психологическое тестирование.

Опасен ли синдром

Расстройство Аспергера не несет угрозы здоровью. Если выявить патологию в раннем возрасте, с помощью психологов такого ребенка можно адаптировать и помочь безболезненно влиться в окружающий социум. Заболевание способно принести вред взрослым людям по причине антисоциализации, а именно:

  1. Мешает найти человеку собственное место и предназначение.
  2. Вызывает тяжелые депрессии из-за одиночества и постоянных тревог.
  3. Может спровоцировать развитие страхов и фобий. Такие расстройства отличаются устойчивостью и с трудом поддаются коррекции.

Каковы симптомы синдрома Аспергера у детей?

У ребенка с синдромом Аспергера могут быть следующие признаки .

Никакого взаимодействия с другими
Нет зрительного контакта
Они могут показаться равнодушными другим
Предпочитаю побыть одному
Не любить внимание
Экстремальные реакции на предметы, деятельность и события
Повторяющееся поведение, такое как раскачивание
Фиксация на предметах глазами

На втором году жизни симптомы заболевания становятся более выраженными

Обратите внимание, что не все дети, у которых проявляются эти признаки, страдают синдромом Аспергера. Также при этом у младенцев с синдромом Аспергера могут не проявляться все вышеперечисленные симптомы. Поэтому лучше всего проконсультироваться с врачом, если вы подозреваете, что у вашего ребенка синдром Аспергера

У детей симптомы заболевания также могут не проявляться, поскольку они проявляются позже. Чтобы попытаться обнаружить это раньше, вы можете следить за несколькими симптомами аспергера у малышей.

1. Трудности в Общении

У детей с с заболеванием может не быть проблем с речью, языком или словарным запасом. Проблема может возникнуть, когда дети с этим синдромом будут пытается общаться и самовыражаться. Ребенок может продолжать говорить, не подтверждая слушателя.

2. Сложность Концентрации в Групповой Деятельности

Малышу с синдромом Аспергера может быть трудно делать что-то, что требует группового внимания. Это может быть простой случай, когда любимое чадо и родитель садятся вместе читать книгу. В то время как родитель может пытаться читать вместе с малышом, малышу может быть очень трудно смотреть на картинки вместе.

3. Сложность в Указании

К первому году большинство младенцев могут указывать на вещи и указывать, чего они хотят. Малыш с синдромом Аспергера, возможно, вообще не сможет указывать пальцем или сможет сделать это намного позже.

4. Сложность Использования Жестов

Дети страдающие этим заболеванием, может быть очень сложно выполнять простые жесты, такие как даже размахивание руками. Малыш может достичь этих вех в замедленном темпе. Большинство этих жестов вовлекают малыша в социальное взаимодействие с другим человеком. Малыши с синдромом Аспергера не любят общения, и этим можно объяснить задержку.

5. Отсутствие Невербального Общения

Большинству малышей с синдромом Аспергера может быть трудно поддерживать зрительный контакт. Им даже может быть трудно выразить себя с помощью любого выражения лица. В некоторых случаях у малыша могут быть очень необычные движения или жесты.

6. Задержка Моторных Навыков

У детей с синдромом Аспергера будут трудности с развитием моторики. Разработка может затянуться, а может и не произойти. Вы можете заметить задержку в развитии двигательных навыков у вашего малыша, если он ходит на цыпочках или испытывает трудности с приучением к горшку, играет с мячом и т.д. они делают.

7. Чрезмерная Чувствительность

Дети с этим заболеванием часто чувствуют себя слишком чувствительными к свету и звукам. Они также могут быть особенно чувствительны к прикосновению, даже к прикосновению к различным тканям.

8. Сложность в Социальной Ситуации

Дети с этим синдромом могут испытывать трудности во взаимодействии с другими людьми. Им может быть сложно играть с другими детьми или находиться рядом с ними.

Имейте в виду, что некоторые малыши могут просто проявлять эти симптомы как обычный способ взросления и могут не указывать на какое-либо заболевание. Обязательно следите за поведением вашего малыша. Постарайтесь побудить его быть с детьми его возраста. Вовлеките его в дела, которые помогут в достижении важных результатов.

Если вы чувствуете, что что-то не так или ваш малыш демонстрирует вышеуказанные симптомы тревожным образом, проконсультируйтесь с врачом.

Если у вас есть ребенок, страдающий этим заболеванием, поделитесь с нами своим опытом и советами.

Как проявляет себя этот синдром

Проявления синдрома Аспергера можно заметить у ребёнка примерно с трёх лет, до этого малыш может развиваться вполне нормально: он в положенный срок обучается речи, моторика тоже соответствует возрасту. А вот в дальнейшем же могут проявляться следующие признаки болезни:

  • Ребёнку трудно наладить контакт с окружением. Несмотря на то что никаких задержек в плане речи у детей с синдромом Аспергера нет, им трудно заводить новые знакомства, всячески взаимодействовать в социуме. В особенности проявляется это при контакте со сверстниками: в садике, школе, во время игр на детской площадке и т. д. Таким детям сложно понять эмоции других детей, их интересы и те правила поведения, которые неизбежно возникают даже в такой маленькой ячейке социума.
  • В разговоре ребёнок то и дело повторяет одни и те же слова, фразы, притом монотонно, почти без интонаций, из-за чего его речь кажется неестественной, как бы механической. Характерны для такого заболевания и повторяющиеся движения, выполняемые будто бы неосознанно: стук пальцев по столу, наматывание на палец пряди волос. Если смотреть на фото с такими детьми, то отмечается некая неуклюжесть позы.
  • Неумение подобрать нужную тему и нужные слова. Часто из-за подобной манеры поведения таких людей считают грубыми и бестактными, но это далеко от истины: просто человек, родившийся с синдромом Аспергера не способен следить за реакцией собеседника и понимать, что тому нравится, а что нет. Также таким людям довольно сложно понимать намёки, шутки и прочее в таком духе: они все понимают в прямом смысле, и это нужно учитывать.
  • Склонность к монологам. В разговоре дети с подобным заболеванием редко следят за реакцией собеседника: ребёнок не смотрит в лицо слушателю, не делает пауз, ожидая отклика на свой рассказ. Они просто выдают скопившуюся информацию. Часто отсутствует зрительный контакт с собеседником, да и вообще какой бы то ни было контакт. Но тем не менее они полностью осознают, что ведут беседу с другим человеком, воспринимают ситуацию абсолютно адекватно.
  • Жестикуляция и мимика почти не выражены. Если со словарным запасом у ребёнка с подобным заболеванием все хорошо (в этом плане они часто даже опережают здоровых детей), то с невербальной частью общения все обстоит несколько иначе: нет размахивания руками, гримас и ужимок, которые обычно характерны для детей. Выражение лица обычно остаётся отстранённым, а взгляд направлен в никуда (это заметно даже на фото). Это делает речь ещё более неестественной, неловкой, будто говорит не человек, а робот.
  • Повторяющиеся действия, склонность к упорядочиванию. Часто у тех, кто родился с синдромом Аспергера, появляется тяга к перфекционизму, то есть к стремлению все упорядочивать. Игрушки выстраиваются по величине, книги складываются в ровную стопочку. Да, у детей старшего возраста подобное явление может свидетельствовать о куда более безобидной тяге к аккуратности, но для ребёнка 3–5 лет подобное стремление к порядку крайне нетипично. Довольно известным стало фото, где совсем ещё маленький ребёнок складывает кубики в идеально ровный столбик. К тому же детям с нарушениями психики свойственно выполнять определённые действия изо дня в день. Такие действия у ещё называют ритуалами.
  • Концентрация на каком-либо одном занятии. Многозадачность при синдроме Аспергера, увы, не характерна: напротив, для таких детей гораздо проще, к примеру, выбрать одну тему разговора и следовать ей. То же самое наблюдается и в отношении хобби, увлечений: человек может отлично разбираться, к примеру, в математике, но при этом не иметь ни малейшего понятия о деятелях изобразительного искусства, фото- и видеотехнике и т. д. Все свободное время, все силы посвящаются любимому занятию, будь-то собирание марок или конструирование моделей самолётов.


Симптомы синдрома Аспергера

  • Нарушения в отношении сенсорики. Такие проявления заболевания не слишком часты, да и на фото их не обнаружить, но порой можно наблюдать обострённое восприятие слуха, зрения и других чувств. Шум, слишком яркий свет, слишком сильные запахи – все эти вещи, незаметные для обычного человека, становятся пыткой для людей с подобным синдромом.
  • Нарушения сна. Некоторые люди, страдающие данным заболеванием, отмечают, что их часто мучает бессонница, а сон нередко беспокойный, часто появляются кошмары.

Выше были перечислены наиболее характерные для синдрома Аспергера симптомы, однако это не значит, что они должны проявляться все сразу, или же то, что только этим списком признаки синдрома Аспергера и ограничиваются. Однако если множественные признаки указывают на вероятность наличия этого заболевания, то необходимо обратиться к врачу для обследования и комплексного лечения.

Основные симптомы синдрома Аспергера у детей:

1. Фиксация внимания ребенка на чем-то одном. Многих детей с синдромом Аспергера интересует одно – два увлечения, на которых ребенок может быть сосредоточен часами. Обычный ребенок интересуется всем и сразу, часто дети играют одновременно с большим количеством игрушек. Это считается нормой

Самой распространённой фразой мам, у чьих детей выявлен синдром Аспергера: «Мой ребенок сосредоточен на чем-то определенном (свои автомобили, синие игрушки, свои книги…), и уделяет этой вещи (увлечению) особое внимание слишком долго»

Симптомы синдрома Аспергера

2. «Маленький профессор». Как правило, ребенок с Синдромом Аспергера звучит, как маленький профессор. Такие дети, как правило, имеют развитые вербальные навыки, но из-за аутизма, вызванного синдромом Аспергера, они могут зацикливаться на разговоре без остановки. Дети с синдромом Аспергера часто говорят официально, слишком необычно для своего возраста, или говорят, совсем как взрослые.

3. Трудности с пониманием социальных сигналов. Социальные трудности – это еще один ключевой признак синдрома Аспергера. Мы с детства учимся понимать не только речь, но и язык тела. О многих движениях мы даже не задумываемся, однако, они часто заменяют или дополняют смысл наших слов. Чтение языка тела (жестов) может быть трудно для таких детей, например, в ожидании своей очереди или во время беседы. Это одна из причин, почему дети не вступают в разговор, они просто говорят, говорят, не понимая по жестам тела и лица собеседника, что ему тоже есть, что сказать. В результате, такие дети становятся изолированными от сверстников, так как не могут поддерживать двустороннюю беседу.

4. Необходимость рутинной дисциплины. Для детей с синдромом Аспергера любое отклонение от плана – это стресс и то, что может вызвать путаницу. Если вы скажете ребенку, который привык принимать душ в 8 вечера, что мы сегодня задержимся в гостях, придем домой в 9, а после примем душ, то такое поведение вызовет у ребенка смятение и путаницу, так как любое отклонение от плана тоже должно быть заранее спланировано. Рутинная дисциплина играет важную роль: душ в 20.00, ужин в 18.00, обед в 12.00 и так далее. Если нужно отойти от плана, то ребенку приходится об этом говорить за несколько дней, чтобы его не спутать.

5. Трудности с эмоциями и их контролем. Часто такие дети становятся более эмоциональными и раздражительными во время психологических перегрузов. Например, многие дети с синдромом Аспергера не могут справиться с эмоциями, если их распорядок или планы идут наперекосяк. Обычно, это описывают, как неспособность контролировать эмоции, когда что-то «не в порядке».

6. Отсутствие эмпатии. Еще один признак синдрома Аспергера у детей – это кажущееся отсутствие сочувствия к другим людям. Многие родители говорят, что их дети не имеют понятия, что у других людей есть чувства, могут быть переживания или страдания. Дети с синдромом Аспергера живут, будто в своем собственном маленьком мире.

7. Не могу понять тонкости речи. Некоторые людям с синдромом Аспергера трудно понять выделение слова интонацией или остроумную фразу «со смыслом». Такие люди понимают слова очень буквально, им сложно понять сарказм или юмор.

8. Необычный язык тела. Другим признаком синдрома Аспергера у детей являются необычные выражения лица и странные позы, также такие дети избегают взгляда в глаза.

9. Задержка развития моторики. Этот признак распространяется на абсолютно все виды моторики, от мелкой моторики рук (почерк) до способности ездить на велосипеде, играть в баскетбол.

10. Сенсорная чувствительность. Многие дети с синдромом Аспергера имеют повышенную сенсорную чувствительность. Как результат, они могут быть крайне чувствительны к определенным ощущениям, будь то яркий свет, громкие звуки или ткань одежды и др.

Если вы думаете, что у вашего ребенка может быть синдром Аспергера, не стоит затягивать поход к специалисту. Синдром Аспергера – это не конец жизни! Диагностика синдрома – это возможность помочь ребенку развиваться в нужном направлении для него. Ведь, глупо заставлять ребенка с синдромом Аспергера учить юриспруденцию, рассчитывая на большие результаты. Зато, есть много других отраслей, где та же способность концентрироваться с удовольствием на чем-то долго может оказаться незаменимой.

Иностранные врачи рекомендуют обращаться в специализированные группы для таких родителей, водить в эту группу своего ребенка. Однако, решение за вами, никто лучше вас не чувствует собственного ребенка, поэтому именно вы знаете, что лучше для него.

Эта статья носит информационный и образовательный характер. Для конкретных медицинских советов, диагностики синдрома Аспергера и лечения, проконсультируйтесь с врачом.

Лечение

Цель коррекции данного синдрома направлена на смягчение его проявлений и лучшую адаптацию пациента в социуме. Она может проводиться психотерапевтом или психиатром. Тактика лечения всегда избирается строго индивидуально и учитывает личностные особенности больного.

Немедикаментозная терапия

Обучение пациента эмпатии, навыкам и социальной активности является основной целью терапии. Для достижения этих целей врач может назначить следующие методики лечения:

  • тренинги социальных навыков – для получения более прогрессивных взаимодействий с окружающими;
  • эрготерапия и ЛФК – для улучшения сенсорных способностей и координации движений;
  • когнитивно-поведенческая терапия – для устранения страхов, повторяющихся рутин («отмотка назад») и взрывных эмоций;
  • логопедические консультации – для получения навыков вести нормальный диалог;
  • тренинги для родителей и членов семьи «аспи»;
  • лечение неврозов и депрессий.

Медикаментозное лечение

Лекарственные средства при данном синдроме назначаются только при необходимости купирования возникающих на фоне расстройства депрессий или невротических состояний

Они должны применяться с осторожностью, так как при таком нарушении оценить их побочные эффекты бывает сложно

Для устранения невротических и депрессивных состояний могут назначаться:

  • седативные средства;
  • специфические антидепрессанты.

Синдром Аспергера у взрослых

От того, какие коррекционные и адаптационные меры были приняты родителями больного в детском возрасте, зависит, какие признаки синдрома Аспергера и в какой степени будут сопутствовать ему во взрослой жизни.

Признаки

Синдром Аспергера у взрослых может проявляться как:

  • особая манера речи (интонация, отсутствие пауз, длинные фразы и др.);
  • скудная невербальная коммуникация (отсутствие мимики и жестикуляции);
  • ограниченный зрительный контакт (люди с синдромом Аспергера не нуждаются в том, чтобы наблюдать за взглядом собеседника, они не считывают таким образом информацию);
  • проблемы с соблюдением этикета (из-за отсутствия интереса к окружающим такие люди не чувствуют необходимости соблюдения социальных норм);
  • отсутствие эмпатии (со стороны это выглядит как холодность и бесчувственность в эмоциональном плане);
  • ограниченное мышление (особенности развития не позволяют ставить себя на место другого человека, принимать его точку зрения или представлять абстрактную ситуацию);
  • неспособность приспосабливаться к изменениям (любое изменение или непредвиденная ситуация могут вызывать повышенную тревогу или паническую атаку).

Лечение болезни Аспергера у взрослых

В отличие от детей, взрослые пациенты прекрасно могут понять свои особенности, поэтому сами могут определить, на что требуется обратить большее внимание в программе своего лечения. Лекарственные препараты на признаки синдрома Аспергера в зрелом возрасте не оказывают никакого влияния, с их помощью можно избавиться лишь от сопутствующих состояний (депрессии, тревожности или других психологических проблем)

Лекарственные препараты на признаки синдрома Аспергера в зрелом возрасте не оказывают никакого влияния, с их помощью можно избавиться лишь от сопутствующих состояний (депрессии, тревожности или других психологических проблем).

Для преодоления проблем с сенсорной и моторной координацией взрослым назначают курс ЛФК и физиопроцедуры.

Для преодоления проблем с коммуникацией и взаимодействием с окружающими проводятся специальные тренинги и занятия для отработки различных ситуаций.

Многие стараются постоянно работать с психологом — это помогает справиться со стрессом, готовиться к возможным форс-мажорам и с меньшим напряжением взаимодействовать с окружающим миром. Специалист помогает принять свои особенности и найти свое место в жизни.

Это один из самых важных моментов терапии взрослых, потому что они всегда нуждаются в поддержке и заботе. Несмотря на то, что многие способны вести самостоятельную жизнь, мир для них все так же остается враждебным и хаотичным.

Причины развития синдрома Аспергера

Точно сказать, что является причиной синдрома, врачи пока не могут. Выдвигается группа теорий на этот счет, но ни одна не нашла практического подтверждения.

Влияние на плод токсических веществ

Согласно этой теории, основной причиной развития психического отклонения является воздействие на организм ядов, паров и солей тяжелых металлов, еще во время внутриутробного развития. В подтверждение этой теории специалисты приводят примеры, когда у матерей курящих, злоупотребляющих спиртным, рождается ребенок с психическим отклонением. Влияние ядовитых соединений, в частности никотина, кадмия, этанола и прочих действительно способно спровоцировать синдром Аспергера, но имеется куда больше обратных случаев, когда у родителей пьющих, курящих и даже потребляющих наркотики рождались вполне здоровые дети. По всей видимости, имеет место и какой-либо иной фактор, склоняющий чашу весов в негативную сторону.

Аутоиммунная реакция организма матери во время гестации

Результат иммунологической несовместимости, например, по резус-фактору и прочим моментам. В выраженном виде встречается относительно редко. Действительно, если имеет место агрессивный ответ защитных сил организма матери на плод, начнется разрушение его организма. Пострадают органы, головной мозг. Это скажется на физическом и психическом развитии. Такие дети почти поголовно рождаются с пороками и анатомическими дефектами. Не в последнюю очередь страдает сердце. Однако, нельзя сказать, что такая проблема провоцирует исключительно синдром Аспергера, встречаются и иные психические расстройства, слабоумие. Бывает, что интеллектуально-волевая, социальная сферы не страдают вообще. Потому опять же прямую связь доказать не удается.

Гормональный дисбаланс у ребенка

Встречается мнение, что синдром Аспергера развивается на фоне недостаточной выработки специфических гормонов щитовидной железы, гипофиза, половых гормонов, веществ коры надпочечников. Здесь тоже доказать что-либо невозможно. Во-первых, сразу возникает вопрос: почему отклонение в таком случае не манифестирует у подростков, когда гормональный фон изменяется катастрофически, у беременных женщин, у пациентов в климактерический период? Это врожденное заболевание. Потому сугубо патогенетическим фактором гормональные проблемы быть не могут. Однако, по всей видимости, вполне способны сказаться на течении заболевания в поздние годы.

Недостаточная выработка дофамина

Скачки уровня дофамина провоцируют не только синдром Аспергера. Нарушению концентрации этого вещества приписывают и шизофрению, и органические психозы, и много чего еще. Каким образом дофамин сказывается на вероятности развития расстройства сказать невозможно. Проблема также в том, что далеко не у всех пациентов концентрация дофамина изменяется хоть как-то.

Отягощенная наследственность, проблемы с концентрацией прочих нейромедиаторов: серотонина и др.

Представляет наибольший интерес среди прочих названных факторов. Согласно все тем же исследованиям, если в роду был хотя бы один человек с названным диагнозом, вероятность повторения негативного сценария у потомства выше почти на 60%. Потому вероятно синдром Аспергера имеет и генетическую составляющую, закодирован на фундаментальном уровне. По крайней мере, предрасположенность к таковому.

Передается ли синдром Аспергера по наследству?

Точный ответ дать пока невозможно. Как минимум, передается склонность к развитию такового.

Причины развития врачи называют разные. Однако ни одна не подтверждена серьезными исследованиями. Если рассматривать отчеты специалистов-исследователей, все так или иначе оказываются в тупике. Потому как исключительной причины найти не получается.

Взгляд сквозь призму синдрома Аспергера

Согласно современному видению, синдром Аспергера — это полиэтиологическое заболевание, в его становлении участвует множество факторов. Потому каждый названный выше момент играет определенную роль. В большинстве же случаев не удается обнаружить ни одного предполагаемого патогенетического фактора. Это говорит о недостаточной изученности патологии. Ведущая теория на сегодня — генетическая предрасположенность. Далее, при наличии таковой, требуется триггерный фактор, спусковой механизм. Им могут стать перечисленные выше факторы.

Лечение синдрома Аспергера

Наиболее приоритетными в плане лечения этого синдрома являются психологические методики, основанные на адаптировании ребенка к изменяющейся среде

Важно в первую очередь родителям понять отличия их ребенка и принять их. Такие дети не понимают и интуитивно не сближаются с другими детьми, что еще больше их пугает и травмирует

Это состояние пугает ребенка и он использует патологические психические защиты чтобы почувствовать, что он в безопасности. Но они еще больше отдаляют его от социума. Некоторые дети при таких обстоятельствах аутизируются, другие проявляют агрессивность, а многие просто уходят в мир воображений, создавая свой своеобразный круг общения.

При психотерапевтической работе важно обозначить их особенности и показать, что помимо каких-то трудностей, есть и полезные умения. Уже разработаны этапы социального формирования у таких людей, при этом учтены также сложности, возникающие при работе

Именно поэтому зависимо от возраста ребенка подбирается отдельная методика работы с ним.

Для дошкольного возраста роль друга сначала выполняет родитель, подстраиваясь под темп ребенка и обучая его контактировать с окружением. После того, как ребенок будет достаточно адаптирован, он может приступать к взаимодействию и общению с другим ребенком, который близок ему по общению. Для младшего школьного возраста разработаны социальные истории, читая которые ребенок может обучиться типичным поведенческим аспектам и в последующем использовать их в реальном общении.

Детям в средней школе при верном сопровождении общаться уже легче, но для них все равно нужна постоянная поддержка и сопровождение взрослых. Отличным методом поддержки и продолжения обучения эмоциональности может стать курс актерского мастерства, такие бывают во многих школах (своего рода драматический кружок). Там ребенок будет обучаться эмоциям, отыгрывая их, как актер.

В юношеском возрасте человеку можно предложить чтение книг о самопомощи, написанных такими же подростками с синдромом Аспергера. Для особо застенчивых подойдут интернет знакомства, они отточат навыки социального общения и позволят почувствовать драйв от общения, при этом сохраняя безопасность

Важно давать ребенку обратную положительную связь, которая позволить отождествить себя с миром. Также имеет смысл пройти курс у логопеда, чтобы наладить речевые проблемы

Когнитивно-поведенческая психотерапия обучит таких индивидуумов обращаться с эмоциональными расстройствами. Она постепенно научит, как понимать и принимать эмоциональные переживания, не разрушая себя и не погружая в них окружающих. Для таких индивидуумов довольно целительным является общение с животными (иппотерапия, дельфинотерапия). Можно завести дома какого-нибудь зверька, какого позволяют возможности, и доверить ребенку уход за ним для формирования социальной ответственности. Можно также поддерживать специальные необычные интересы и даже сделать это его плюсом, давая ему чувство уверенности. В случае накладки психиатрических диагнозов применяется индивидуальный медикаментозный подход.

Проявления у детей

Начиная с 4-5 лет у детей «аспи» могут выявляться следующие расстройства:

  • отказ от групповых или активных игр;
  • неуклюжесть;
  • односторонние хобби (как правило, спокойные и монотонные);
  • нелюбовь к типичным мультфильмам из-за непонимания транслируемых в них эмоций, отношений или нелюбви к громкому звуковому ряду, раздражающему ребенка;
  • реакция протеста при контактах с незнакомыми людьми (попытки вступить в беседу с таким ребенком могут вызывать реакцию протеста или избегания);
  • стремление играть обособленно от сверстников своими игрушками.

Детей с синдром «аспи» часто называют «домашними» и любая смена обстановки вызывает у них выраженный дискомфорт, тревогу и беспокойство. Даже смена привычного уклада внутри семьи способна провоцировать у аспергерных аутистов бурные реакции, которые на своем пике могут достигать истерики.

Решение

Неблагополучное детство — это не билет в один конец. Бороться со сложившейся ситуацией нужно. Работа идет на психологическом уровне. Человек должен попытаться понять своих родителей и принять их такими, какие они есть. Почаще вспоминайте хорошие моменты, постарайтесь разобраться в ситуации. В случае необходимости обратитесь к психологу: в решении проблемы помогут не только индивидуальные посещения, но и занятия в группах, где вы сможете излить душу и на примере других осознать проблему.

Таким людям необходимо предоставлять помощь. В этом должен участвовать не только психотерапевт и недолюбленный малыш, но и родители, которые не смогли в полной мере выполнить свои функции — так они смогут помочь решить проблему.

Исправить ситуацию никогда не поздно. Даже если во взрослом возрасте ребенок начнет ощущать родительскую близость, спустя определенное время изменится вся его жизнь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наш детеныш
Добавить комментарий