Простые приемы, как быстро научить ребенка считать до 10, 20 и 100

Принципы обучения счету в уме

В младшем дошкольном возрасте, родители начинают задаваться вопросом: как научить ребенка считать в уме? Психологи и педагоги разработали несколько правил и упражнений, использование которых позволит быстро научить детей счету в уме.

База, на которой должно строится освоение новых знаний – это готовность ребенка к упражнениям с математическим уклоном, увлекательность занятий, их периодичность. Просто научить ребенка считать в уме возможно поэтапно, сохраняя последовательность упражнений:

Прежде чем приступить к обучению, необходимо разъяснить малышу понятия «больше» и «меньше»

К примеру, читая книги обращайте его внимание на рисунки – каких предметов изображено больше, каких цветов меньше и т.п.
Используйте в играх понятие «поровну». Просите малыша разделить предметы между членами семьи или сверстниками в равных долях.
На этом этапе правильно начинать изучение сложения и вычитания

Используйте при этом хорошо знакомые предметы: фрукты, игрушки, палочки. В 3-4 года малыш должен понимать, что при сложении предметов получается больше, а при вычитании – меньше.
Так же с помощью известных предметов покажите, что если поменять их местами – общее количество не изменится.
Переходите к подсчетам до 10. Покажите различные виды сложения и вычитания в пределах этого числа. Двузначные числа пойдут позже – когда ребенок легко ориентируется в однозначных.
Линейка – поможет научить считать в уме. Пальцами откладывайте на ней шаги и показывайте ребенку. Впоследствии, линейка станет незаменимым помощником в школе.
Учите в формате игры – зазубривание не даст должного эффекта, а спровоцирует через некоторое время негативное отношение к обучению.
На этом этапе малыш должен понимать принципы порядка счета, т.е. сколько было вначале, сколько затем прибавили или отняли и сколько в итоге получилось. Пробуйте отучить от сложения и вычитания на счетах, или использование предметов в качестве наглядности и стремится научить проводить эти операции в уме.

Обучение счету может осуществляться родителями в любой ситуации: в процессе игры, прогулки, или когда взрослый занимается домашними делами.

Можно не использовать цифры – считайте все, что видите, например: сколько деревьев ты видишь? Или, после ужина задать вопрос: сколько тарелок ты видишь на столе?

Учимся быстро считать в 4-5 лет

Возраст 4-5 лет является старшим дошкольным. Если малыш не научился до этого времени считать, то нужно скорее заняться его развитием. У многих родителей возникает вопрос, как научить ребенка быстро считать в 4-5 лет.

Важно учитывать, что оперативно складывать и вычитать малыш сможет только тогда, когда:

  • поймет и запомнит цифры, их прямую и обратную последовательности. Будет узнавать цифру по написанию, находить недостающую в ряду. Сможет быстро сопоставлять ее с указанным количеством предметов;
  • усвоит состав чисел, основы счета;
  • будет различать понятия «один-много», «больше-меньше-равно»;
  • сможет правильно считать предметы, совершать математические операции с карточками, палочками.

Быстрый счет дети обычно осваивают с пятилетнего возраста. Большое значение играет то, каким образом и как долго занимались родители с ребенком. Также многое зависит от индивидуальных особенностей малыша.

До 10

Многие родители занимаются с детьми математикой, даже не подозревая об этом. Речь идет об игровых упражнениях на счет: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Вышли пальчики гулять». Обычно с такими потешками знакомство проходит в 6-7-месячном возрасте.

Подобные игры не учат ребенка цифрам, но они помогают развить восприятие наличия объектов и их количества, память, образное мышление. Пальчиковые игры хороши лишь на первых порах. Раньше счету обучали детей при помощи линейки. Сегодня же существуют более интересные методики.

Эффективные способы того, как научить ребенка считать до 10:

  • игра «Паровозик». Подходит для детей, которые посещают первый класс. Это идеальный вариант для проведения коллективных занятий. Суть заключается в том, что каждый ребенок по очереди выходит и говорит, какой он по счету вагончик. Потом дети берутся за руки и начинают ходить по кругу, имитируя езду паровоза;
  • игра «Заблудившиеся цифры». Нужно взять кубики или карточки с цифрами и выложить их в хаотичном порядке перед ребенком. Предложить малышу разместить их в правильной последовательности. Можно усложнить задачу, убрав одну из цифр и попросив назвать недостающее число;
  • чтение детских стишков, которые посвящены счету, числам;
  • просмотр мультиков-считалочек. Их часто показывают по телевизору. Обучающие мультики можно найти в интернете. Ребенок запоминает песенки и цифры, которые называли герои;
  • игра «Соседи числа». Суть заключается в том, чтобы называть соседние числа определенной цифры.

Чтобы обучить счету до 10, можно нарисовать пять кошек или собак, и спросить у ребенка, сколько он видит пар лап, какое количество животных изображено. Также рекомендуется определить, сколько нужно пар обуви коту (собаке).

Полезно считать на пальцах, пятерками до десяти, рассказывая при этом интересный стишок или напевая песенку (например, «Раз, два, три, четыре, пять – пошел зайчик погулять. Шесть, семь, восемь, девять, десять – будем радоваться вместе»). Можно вырезать цифры с порядковым номером до десяти, показывать их ребенку и называть.

До 20

Приступать к обучению малыша счету до 20 нужно тогда, когда он запомнит цифры от 1 до 10. Требуется познакомить его с понятием ноль. Это легко сделать следующим образом: разложить перед малышом 2-5 яблок, а потом убрать их, объяснив, что теперь их стало 0.

Далее следует показать, как образуются новые числа. Например, если рядом с единицей поставить ноль, то получится десять, а если цифру три – тринадцать.

Важно непросто разговаривать с ребенком, а демонстрировать числа наглядно, выкладывая на столе кубики, яблоки, спички.

До 100

Когда малыш усвоит счет до 19, следует рассказать ему про десятки, объяснить принципы числового соединения. Дети любят интересные истории. Поэтому нужно придумать рассказ о том, как образуются названия чисел. Например, все наименования цифр пришли из далекой древности.

Числа, которые заканчиваются на 0, называются «первое число – дцать» (двадцать, тридцать). Они получили такое наименование потому, что раньше обозначались словами «две десяти», «три десяти». Позже «десяти» сократили до «дцать».

Исключением являются числа 40, 90. Сорок означат очень много, а девяносто – девять до ста. Обучать счету до 100 следует постепенно. Сразу у малыша может не получаться.

Важно иметь терпение, систематически проводить занятия с ребенком. Если у малыша имеются математические наклонности, то счет ему дастся очень легко

Такие дети могут научиться считать до ста и в 4-5 лет. Если ребенок является гуманитарием, то эта способность у него появится немного позже.

Если у малыша имеются математические наклонности, то счет ему дастся очень легко. Такие дети могут научиться считать до ста и в 4-5 лет. Если ребенок является гуманитарием, то эта способность у него появится немного позже.

Как научить ребенка складывать и вычитать в уме

Чтобы научиться прибавлять и отнимать числа в уме, малышу нужно запомнить более 40 различных комбинаций

При этом важно, чтобы к началу разучивания устного счета ребенок хорошо ориентировался в составе числа

Важно! Устный счет нацелен на развитие памяти и интеллекта ребенка. При написании и длительном обдумывании примеров малыш отучается думать быстро, пользоваться смекалкой

Необходимо как можно раньше начинать развивать сообразительность посредством устного счета.

В качестве тренировочных упражнений часто используются следующие вариации:

  • дополнение числа до необходимого: «Какое число нужно прибавить к 3, чтобы получилось 5?»;
  • закрашивание ячеек с числами, которые составляют необходимое: «Закрась те числа, из которых состоит цифра 7».

Регулярные тренировки позволят дошкольнику быстрее изучить состав числа и с легкостью прибавить или отнять требуемую часть.

Для решения примеров на сложение с переходом через десяток нужно освоить логическую последовательность:

  • дополнение слагаемого до 10;
  • высчитывание оставшейся части;
  • прибавление посчитанной части.

Ход действий при решении примера 9 + 6: сначала дополняем 9 до 10 (прибавляем единицу), от 6 осталось 5, прибавляем 5 к 10 – получается 15.

Та же последовательность применяется при вычитании. Чтобы из 13 вычесть 7, сначала нужно отнять 3 (13 – 3 = 10), а затем оставшуюся четверку (10 – 4 = 6).

Разнообразные методики обучения устному и письменному счету

Математика для малышей. Основные принципы

Математические игры, о которых я хочу рассказать в этой статье, лучше всего подойдут для детей 2-4 лет (а что-то даже раньше). Основная цель этих игр – научить ребенка зрительно узнавать число, понимать, какое больше, какое меньше, какие одинаковы, какое количество соответствует каждой цифре и что будет, если к трем яблокам добавить еще одно. Хочется заметить, что это именно игры, а не уроки. Детям в этом возрасте не слишком понравится, если вы будете постоянно пытать их вопросами вроде «Покажи цифру 3» «Скажи, сколько здесь палочек?». Их нужно заинтересовать, ненавязчиво добавить математические задачки в повседневные сюжетные игры. У своей дочери я замечаю самую высокую заинтересованность, когда любимая игрушка лично сообщает ей о своей проблеме и просит помочь (за игрушку, конечно, говорю я ).

Итак, математические игры для малышей:

Польза устного счета

  1. Способность человека быстро устно считать свидетельствует об аналитическом складе ума, он может существенно отдалить время слабоумия и маразма, связанного с естественным процессом старения организма человека.
  2. Умение позволит не обмануть себя при совершении ежедневных покупок.
  3. При отсутствии такого навыка, человеку сложно быстро принимать выверенные правильные решения, просчитывать различные векторы развития событий и искать рациональные варианты сложных профессиональных задач.
  4. При тренировке мозга методом устного счета наблюдается рост умственных способностей человека, как следствие этого, растет его самооценка, что способствует профессиональному росту.
  5. Для детей, умение считать в уме позволяет существенно быстрее осваивать речь, убыстряется мысленная реакция, формируется способность принимать неординарные решения. Устный счет развивает память, и также как у взрослых людей, придает уверенность в себе.

Как обучить обратному счету?

После усвоения последовательности чисел от 1 до 10 важно научить его пользоваться осмысленно этими знаниями, отвечая на вопрос: сколько или который по счету. В этом случае малыш обязан сопоставить называемое числительное с предметом так, чтобы ничего не пропустить и не назвать ничего лишнего

Взрослый должен понятно донести до подопечного тот факт, что число, которое будет названо при счете предметов последним, и будет ответом на вопрос «Сколько?».

Следующий ряд: выкладываем под каждым треугольником по одному квадрату, еще ниже – по одному овалу:

Необходимо подвести обучаемого к выводу: пересчитав предметы в верхнем ряду, можно с уверенностью сказать, сколько их в среднем или нижнем рядах, не сосчитывая

Так как их столько же, сколько и в верхнем.

Важно, чтобы ребенок четко осознавал: количественный счет можно осуществлять, начиная с любого предмета в любой последовательности и в любом направлении.

Каждый раз после пересчета предметов нужно спрашивать «сколько?»:

  • вначале пересчитываем однотипные предметы: кнопки, скрепки;

  • затем (на прогулке) разнотипные: сколько цветов на клумбе (астр, тюльпанов, пионов)?

  • далее присчитываем по одному, затем отсчитываем по одному;

  • потом считаем равными группами по 2 (парами), по 5 (пятками), по 3,4.

Счет в обратном порядке несколько труднее, поэтому начинать можно с отсчета конкретных предметов, а потом переходить к отвлеченному обратному счету.

Пример:

  • Сосчитаем машинки. Сколько их всего? (Всего 6 машинок)

  • Уберем одну в коробку. Сколько осталось? (Осталось 5 машинок)

  • Уберем еще одну машинку. Сколько осталось теперь?

Обратный счет не вызовет затруднений у малыша, если он усвоил на практике прямой счет. Хорошую помощь окажет:

  • Игра «Лесенка из кубиков», в которой любимая ребенком игрушка из «киндер-сюрприза» поднимается по горке-лесенке, считая ступеньки от 1 до 10, а потом спускается по ним же с обратным счетом от 10 до 1.

  • Волк из м/ф «Ну, погоди! », посчитаем вместе с ним в обратном порядке от 10 до 1.

Изучение прямого и обратного счета необходимо сопровождать заданиями по пересчету предметов в прямом и обратном порядке, используя для этого любую бытовую ситуацию:

  • Разложи столовые приборы для всех членов семьи к обеду. Сколько ложек ты положил? Сколько вилок сейчас на столе?

  • Положи на свою полку в шкафу 2 футболки, 3 майки и 4 носовых платка. Сосчитай, сколько всего предметов на твоей полке в шкафу.

  • Сколько шоколадных шишек осталось висеть на елке?

  • Сколько кубиков сахара в сахарнице?

Можно составить футбольную команду из зверушек, имеющихся в коллекции игрушек крохи, и прикрепить им номера от 1 до 9. Попросить ребенка назвать:

  • Кто стоит не на своем месте (если есть ошибки в построении шеренги).

  • Найти место каждого футболиста (если они хаотично разбросаны по полю).

  • Соседей числа 5, 8.

  • Между какими числами находится число 3, 7.

Когда учим малыша порядковому счету и знакомим с порядковым значением чисел, важно наглядно продемонстрировать, что порядковый номер предмета зависит от того, в каком направлении ведется счет. Удачной будет демонстрация с использованием поезда, где нумерация вагонов может быть то от «головы» (от паровоза), то от «хвоста»

Удачной будет демонстрация с использованием поезда, где нумерация вагонов может быть то от «головы» (от паровоза), то от «хвоста».

Какой метод лучше?

Наиболее эффективный метод тот, что подходит ребенку с учетом его индивидуальных особенностей. Возможно, вы прочитали или услышали о какой-то суперрезультативной методике, но с вашим малышом она плодов не дает. Не стоит мучить себя и ребенка: попробуйте что-то другое, менее сложное. В процессе обучения нужно смотреть правде в глаза – не все дети быстро развиваются, далеко не все из них одаренные, задания для каждого нужно выбирать по силам.

С дошкольниками нужно заниматься так, чтобы подготовить к школе. А это не только цифры, счет 1, 2, 3, 4, сложение и вычитание. Дошкольникам нужно развивать логику, аналитическое мышление. Они должны научиться думать, искать решение проблемы самостоятельно, выдвигать предположения, а не просто извлекать из памяти готовый заученный ответ. Хотя во многих ситуациях и без этого никуда.

К началу первого класса ребенок должен знать счет минимум до 20 (желательно до 100), уметь работать в уме с однозначными и двузначными числами. Должен знать, где «право», «лево», «верх», «низ», что значит «больше», «меньше», «поровну».

Никакого счета на пальцах быть не должно

Важно, чтобы действия проводились только в уме. Поэтому и методику выбирайте соответствующую

Любая из вышеперечисленных подойдет.

Несмотря на всю важность достижения результата, не переходите во время занятий на крик, не ругайте и не наказывайте ребенка, если какая-то задача ему не по силам. Желание работать в этом случае вы уже не вернете, и все пойдет крахом

Подробнее о том, как научить ребенка считать, смотрите в следующем видео.

С чего начать обучение счету

На первом этапе обучения устному счету необходимо научить ребенка считать в пределах десяти. Нужно помочь ему прочно запомнить результаты всех вариантов сложения и вычитания чисел в пределах десяти так, как помним их мы, взрослые.

На втором этапе обучения дошкольники осваивают основные методы сложения и вычитания в уме двузначных чисел. Главным теперь уже является не автоматическое извлечение из памяти готовых решений, а понимание и запоминание способов сложения и вычитания в последующих десятках.

Как на первом, так и на втором этапе обучение устному счету происходит с применением элементов игры и состязательности. С помощью обучающих игр, выстроенных в определенной последовательности, достигается не формальное заучивание, а осознанное запоминание с использованием зрительной и тактильной памяти ребенка с последующим закреплением в памяти каждого усвоенного шага.

Почему я учу именно устному счету? Потому что только устный счет развивает память, интеллект ребенка и то, что мы называем смекалкой. А именно это и потребуется ему в последующей взрослой жизни. А писание «примеров» с длительным обдумыванием и вычислением ответа на пальчиках дошкольнику ничего, кроме вреда, не приносит, т.к. отучает думать быстро. Примеры он будет решать позже, в школе, отрабатывая аккуратность оформления. А сообразительность необходимо развить в раннем возрасте, чему способствует именно устный счет.

Еще до того как начать обучение ребенка сложению и вычитанию, родители должны научить его пересчитывать предметы на картинках и в натуре, считать ступеньки на лестнице, шаги на прогулке. К началу обучения устному счету ребенок должен уметь сосчитать хотя бы пять игрушек, рыбок, птичек, или божьих коровок и при этом освоить понятия «больше» и «меньше». Но все эти разнообразные предметы и существа не следует использовать в дальнейшем для обучения сложению и вычитанию. Обучение устному счету нужно начинать со сложения и вычитания одних и тех же однородных предметов, образующих определенную конфигурацию для каждого их числа. Это позволит задействовать зрительную и тактильную память ребенка при запоминании результатов сложения и вычитания целыми числовыми группами (см. видеофайл 056). В качестве пособия для обучения устному счету я применил набор небольших счетных кубиков в коробочке для счета (подробное описание — далее). А к рыбкам, птичкам, куклам, божьим коровкам и прочим предметам и существам дети вернутся позже, при решении арифметических задач. Но к этому времени сложение и вычитание любых чисел в уме уже не будет представлять для них сложности.

Для удобства изложения я разбил первый этап обучения (счет в пределах первого десятка) на 40 уроков, а второй этап обучения (счет в последующих десятках) еще на 10-15 уроков. Пусть вас не пугает большое количество уроков. Разбивка всего курса обучения на уроки приблизительна, с подготовленными детьми я прохожу иногда по 2-3 урока за одно занятие, и вполне возможно, что вашему малышу так много занятий не потребуется. Кроме того, уроками эти занятия можно назвать лишь условно, т.к. продолжительность каждого составляет лишь 10-20 минут. Их можно также совмещать с уроками чтения. Заниматься желательно два раза в неделю, а выполнению домашних заданий достаточно уделять по 5-7 минут в остальные дни. Самый первый урок нужен не каждому ребенку, он разработан лишь для детей, которые еще не знают цифры 1 и, глядя на два предмета, не могут сказать, сколько их, не подсчитав предварительно пальчиком. Их обучение необходимо начинать практически «с чистого листа». Более подготовленные дети могут начинать сразу со второго, а некоторые — с третьего или четвертого урока.

Я провожу занятия одновременно с тремя детьми, не более, чтобы удерживать внимание каждого из них и не давать им скучать. Когда уровень подготовки детей несколько отличается, приходится заниматься с ними поочередно разными задачками, все время переключаясь с одного ребенка на другого

На начальных уроках присутствие родителей желательно для того, чтобы они поняли суть методики и правильно выполняли несложные и коротенькие ежедневные домашние задания со своими детьми. Но разместить родителей надо так, чтобы дети забыли об их присутствии. Родители не должны вмешиваться и одергивать своих детей, даже если те шалят или отвлекаются.

Занятия с детьми устным счетом в небольшой группе можно начинать, приблизительно, с трехлетнего возраста, если они уже умеют подсчитывать пальчиком предметы, хотя бы до пяти. А с собственным ребенком родители вполне могут заниматься начальными уроками по этой методике и с двух лет.

Зачем учить устному счету?

Счет в уме — прекрасный вариант тренировки мозга. Те, кто регулярно «упражняется» таким образом, имеют более высокий уровень интеллектуального развития, а значит, легко и успешно усваивают практически любую информацию, подаваемую в школе.

Чем еще полезен устный счет для детей:

  • позволяет формировать более быстрые мыслительные реакции;
  • способствует развитию речевых функций;
  • улучшает память;
  • формирует нестандартное мышление;
  • повышает самооценку;
  • способствует развитию аналитических способностей мозга;
  • в любой ситуации облегчает поиск верного решения за счет способности «просчитывать» возможные результаты.

Счет в уме полезен для людей любого возраста. Доказано, что такие занятия способны на много лет «отодвинуть» угасание мозговых функций даже у пожилых!

Что такое ментальная арифметика

Для многих в нашей стране ментальная арифметика остаётся чем-то новым и пока неизведанным. Однако она существует тысячи лет, а сегодня широко практикуется в странах Азии и Западной Европы. Данная методика примечательна тем, что стимулирует развитие качества и скорости мышления посредством арифметического счёта в уме и тем самым улучшает работу обоих полушарий мозга.

Математика — наука, которая сложно даётся некоторым детям отчасти из-за абстрактности передаваемой информации. Многие не могут что-то посчитать, пока не представят или не увидят предметы счёта. Ментальная же арифметика, как и любое обучение устному счёту, разрешает данную проблему благодаря использованию «абакуса» (счётов), который позволяют детям «прочувствовать» числа.

Таким образом, методика учитывает особенности восприятия детей и позволяет многим развить навыки, которые зачастую невозможно получить в школах.

На занятиях по ментальной арифметике дети изначально осваивают четыре основные арифметические операции: вычитание и сложение, деление и умножение. По мере продвижения многие учатся выполнять операции с дробями, возводить в квадрат, извлекать квадратный корень и даже комбинировать в уме.

Учить ментальной арифметике не так сложно: как только ребёнок начинает представлять абак в уме, сразу же начинают проявляться его арифметические способности. После закрепления основ у детей постепенно ослабевает привязка к счётам, что позитивно влияет на развитие интеллектуальных способностей. Дети начинают представлять графические счёты в уме, подобно рисунку. Потом — воображать, как двигают косточки «абакуса», в результате чего появляются ответы.

Еще по теме «Как научить ребенка устному счету и математике»:

Автоматизация счета

Окончен 1 класс. «Узора-Нефедова» рабочие тетради исписаны. Состав числа первого и второго десятка распечатан и висит перед глазами сына над рабочим столом. Как считал «по пальцам» так и считает…Как сдвинуть процесс с мертвой точки? Допишу — ощущение, что сын элементарно не понимает принципа счета.

Счет с переходом через десяток

Вы как складываете в уме? (или дети, кто у вас в семье за сложение отвыечает:)))
к примеру 17+24. Я: 10+20=30 +7=37 +4=41
Учитель объянила свекрови на даче: 7+4=11, 10+20=30. 11+30=41.
Спорили до потери пульса…:)))

устный счёт

вчера учитель говорил,что одна мама объяснила сыну как считать устно с конца.И типа ребенок сразу все понял. Кто ниб в курсе как
напр:67-45=5+7+100=112 так?

Устный счет-как научить?

Ребенок учится в 1 классе. Ровно 7 лет. С учебой пока нормально,оценки не ставят. НО!!!! В тетради по математике много учитель исправляет (Петерсон). У сына ооочень сложно идет устный счет в пределах 10. Считает по пальцам или линейке — правильно. Как в уме, так все — ступор полный. 6-1 даже по пальцам считает и т.п.. Я понимаю, что где-то упустила,но где??? может есть какая-нибудь методика обучения? подскажите пожалуйста.

Автоматизация устного счета

Обнаружила я тут, что сын периодически складывает/вычитает «на пальцах». Нужно автоматизировать счет в пределах 20 — примеры решает в школе и дома тоже, но надоедает это быстро, хочу добавить еще какую-нить компьютерную игру на эту же тему. Можете что-то посоветовать?

Считать без пальцев

Как научить ребенка считать без пальцев? Я надеялась, что рано или поздно она просто запомнит, что, например, 3+6=9, но уже довольно долго все это длится и все равно пальцы используется. Причем, я ее попросила считать без пальцев — она их в открытую не зажимает, но я вижу, что глазками отсчитывает.

посоветуйте книжку для обучения счету!

Осилили букварь Жуковой, по другим книгам пытались не получалось, а вот по ней вроде получается читать.. Может есть какие то подобные книги для наглядного обучения счету?? Пытаемся на пальцах, палочках, счетах объяснить, ан предметах… очень сложно дается, да к тому же мы понятия не имеем как правильно подавать счет ребенку… Может посоветуете книжку или методику???

Обучение счету.

Как вообще лучше вводить счет? У нас пока только сложение на пальчиках — игрушках. Ане считать очень нравится, но я не знаю, как заниматься. Подскажите, а?

Важные правила обучения счету дошкольников

Как научить ребенка считать?

Самое первое и важное правило – не спешите с началом обучения. Родитель сам должен понимать, какой период жизни малыша будет наиболее приемлем для обучения

Вовсе не важно обучать его всем методикам вычислений, ведь, придя в школу, там он может столкнуться с совершенно другими способами. Не стоит заставлять детей учиться вычислениям в дошкольном возрасте, если они сами того не хотят. Если проявит интерес – значит, пора. Интереса нет – научится в школе.

Второе правило, которое вообще требуется для любого начинания – постепенность. Если родители увидели потенциал у чада и все-таки взялись самостоятельно обучать его, то не следует требовать мгновенного понимания всего смысла счета. Если у малыша получается считать количество палочек у него в руке, то сопоставить их с цифрой на бумаге – довольно трудно. Для этого требуется задействовать абстрактное мышление, которое развивается позже, ближе к 4 годам.

Третье правило: проводить обучение в виде игры. Ведь постоянный и главный интерес детей в дошкольном возрасте – постоянно играть. А все мы знаем, что лучше всех усваивается то, к чему вызван интерес. Вот и нужно делать выбор между несколькими вариантами: попросить дитя посчитать яблоки на обеденном столе, или посчитать их на прилавке во время игры в магазин.

Четвертое правило: учиться повседневно. Это не значит, что нужно выделять определенные часы для того, чтобы посадить дитя на стул и заставлять считать. Это значит, что во время любой игры или прогулки по улице можно мягко намекнуть ребенку, что можно посчитать пальчики у себя на ручке. Такие простые, казалось бы, действия для родителя, но такие непростые для малыша. Идете по улице в кофте – посчитайте пуговицы, играете дома – посчитайте количество стульев.

Если следовать этим простым правилам, то можно не только научить считать в довольно быстрые сроки, но и вызвать интерес к этому.

Счет на пальцах

Сегодня еще можно встретить много защитников «пальчиковой гимнастики» и методики устного счета на пальцах. Нас убеждают, что учиться складывать и отнимать, загибая и разгибая пальцы — это очень наглядно и удобно. Диапазон таких вычислений очень ограничен. Как только расчеты выходят за рамки одной операции возникают трудности: надо осваивать следующий прием. Да и загибать пальцы в эпоху айфонов как-то несолидно.

Например, в защиту «пальчиковой» методики приводится приём умножения на 9. Хитрость приёма такова:

  • Чтобы умножить любое число в пределах первой десятки на 9, надо развернуть ладони к себе.
  • Отсчитывая слева направо, загнуть палец, соответствующий умножаемому числу. К примеру, чтобы умножить 5 на 9, надо загнуть мизинец на левой руке.
  • Оставшееся количество пальцев слева будет соответствовать десяткам, справа — единицам. В нашем примере — 4 пальца слева и 5 справа. Ответ: 45.

Да, действительно, решение быстрое и наглядное! Но это — из области фокусов. Правило действует только при умножении на 9.  А не проще ли, для умножения 5 на 9 выучить таблицу умножения?  Этот фокус забудется, а хорошо выученная таблица умножения останется навсегда.

Также существует еще множество подобных приемов с применением пальцев для каких-то единичных математических операций, но это актуально пока вы этим пользуетесь и тут же забывается при прекращении применения. Поэтому лучше выучить стандартные алгоритмы, которые останутся на всю жизнь. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наш детеныш
Добавить комментарий