Виды внимания
Ученые выделяют несколько видов внимания:
непроизвольное – которое возникает само по себе
Стоит только привлечь внимание ребенка к чему-то интересному, он сразу перестает плакать и отправляется на поиски, например, киски, которая от него спряталась в близлежащих кустах;
произвольное – не возникает само по себе. По мнению тех же ученых, оно должно развиться у ребенка к тому времени, как ему исполнится 7 лет
Чтобы вызвать у себя произвольное внимание, малышу требуется приложить собственные усилия. И немаленькие. Сила такого внимания зависит от зрелости и степени сформированности у ребенка Центральной Нервной Системы.
послепроизвольное – этот вид внимания возникает в результате интереса малыша к какому-либо делу. Когда у ребенка его деятельность вызывает удовольствие, то ему несложно удерживать на нем свое внимание. Именно поэтому многие детские методики преподносятся ребятишкам в игровой форме – это помогает им лучше усваивать новые знания.
Однако существует много всего, что детям неинтересно. Особенно это касается школьников, в жизни которых появляется большая ответственность в виде учебных занятий и домашнего задания. Всем этим заниматься необходимо, поскольку общество требует этого от ребенка, а ему так не хочется. Чтобы облегчить ребятам процесс обучения, тренировке произвольного внимания уделяется столько времени и пишется столько статей на эту тему.
Почему происходит нарушение внимания
Давайте разберемся в причинах нарушения внимания у детей:
СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Подобный диагноз ставят деткам, которые легко отвлекаются и которым очень сложно на чем-либо сосредоточиться. Если ваш малыш именно такой, то ваша воспитательная деятельность должна включать целый комплекс мероприятий, рекомендуемый медиками и коррекционными педагогами
Но самостоятельно заниматься с ребенком и развивать его внимание дома и можно и очень нужно;
хронические заболевания. Ребенку, который болен, сложно концентрировать долго на чем-то свое внимание, поскольку большую часть времени он чувствует усталость, и ему хочется отдохнуть;
ослабленный иммунитет – деток со слабым иммунитетом одолевают вирусы и бактерии, отчего они, зачастую, плохо себя чувствуют
Именно поэтому им сложнее сохранять длительную концентрацию;
- слабая нервная деятельность – неразвитая нервная система малыша не позволяет ему быть внимательным, поскольку усилие, которое нужно для этого, быстро его утомляет;
- усталость от перегрузок. Усталому человеку всегда хочется отдохнуть, какая уж тут внимательность;
Многие мамы узнают, что их чадо не обладает развитым вниманием, только после того, как начинаются школьные годы. И тогда всем приходится очень тяжело
Часто время на какие-то дополнительные занятия по развитию внимания выделить довольно сложно
Именно поэтому очень важно начать развивать такой сложный процесс как внимание задолго до того, как малыш пойдет в первый класс. Именно в нежном возрасте проще всего зафиксировать важные связи между нейронами детского мозга
Свойства внимания
Итак, какие же важные стороны внимания должны быть развиты, чтобы можно было назвать ребенка внимательным?
Произвольность – умение осознанно направлять внимание на нужный объект. Это один из важнейших навыков, позволяющих усваивать материал на уроках.
Концентрация – способность преднамеренного сосредоточения на чем-либо
Здесь важную роль играет мотивация. Концентрировать внимание ребенок учится посредством своего сознания. Считается, что в среднем человек может концентрироваться около 40 минут – это как раз время школьного урока.
Объем внимания – то есть количество одновременно удерживаемых сознанием предметов в поле зрения. Другими словами, способность длительно сосредотачиваться на нескольких объектах. Чем их больше и время дольше, тем выше объем внимания.
Устойчивость – умение длительно сосредотачиваться на одном предмете, не переключаясь на другой. Устойчивость дает возможность открывать в привычных вещах все новые свойства и качества. Если ребенок не концентрирует внимание на объекте, постоянно отвлекается от него, внимание считается лабильным.
Переключаемость – способность целенаправленно изменять фокус внимания. Переключаемость обусловлена внешними обстоятельствами, влиянием более значимого объекта и характеризуется преднамеренностью. В противном случае мы получаем не переключаемость, а обычную отвлекаемость. Переключаемость важна для смены деятельности.
Распределение – умение сконцентрировать внимание одновременно на нескольких примерно одинаковых по значимости объектах. Добиться этого бывает нелегко, человек быстро устает от необходимости постоянно удерживать в фокусе все предметы.
Избирательность – способность сознания выделять более значимую часть или свойство объекта, явления, поставленного вопроса. Избирательность особенно важна при решении математических задач.
А вы способны концентрировать внимание на одном предмете 3 минуты?
Некоторые мамы сами ставят диагноз своему непоседе – гиперактивность. Насколько это правильно? Диагноз могут поставить лишь 3 специалиста одновременно: нейропсихолог (психолог),невролог и психиатр. Результаты их обследования базируются не только на жалобах матери о том, что кроха не сидит на месте. Ведь, вертлявость, активность ребенка залог его здорового развития. Во время осмотра учитываются несколько другие моменты в поведении крохи, оценивают несколько аспектов по отдельности и в совокупности.
Таким деткам сложно заниматься одним делом более 5 минут пишут эксперты. Им свойственно перескакивать с одного вида деятельности на другой достаточно резко. Это особенность базируется на физиологических процессах работы головного мозга. Может создаться впечатление, что малыш сам не знает, чем займется через пару минут.
Но это нормально, даже для взрослого. Исследования показали, что в современном мире взрослый человек может находится в состоянии полной концентрации внимания на определенной задаче в среднем 3 минуты. Через 3 минуты нам начинают лезть в голову мысли: «может чайку», «я же должна была позвонить маме», «мне шеф дал новое задание, а я это еще не сделала». А некоторые вообще не хотят полностью погружаться в задачу и включают телевизор, музыку в фон. Хотя доказано, что мозг работает на максимуме лишь во время полной концентрации.
А представьте, если вам дали задание, которое вам не интересно, которое вам не свойственно или просто сказали смотреть на часы в течение хотя бы 2 минут. Вы сможете это сделать? Да, если вы натренированы и у вас есть сила воли. Большинство людей могут полностью концентрироваться на той задаче, которая им интересна.
Поэтому не спешите ставить ребенку диагнозы, он развивается, ему все интересно, столько всего нового, а вы хотите, чтоб он сидел и учил таблицу умножения или рисовал картину в течение получаса. Ему надоело, ему стало скучно и это нормально.
Наша задача помочь ребенку научиться концентрироваться. Для этого приучайте делать все без фоновой музыки, мультиков и другого. Если ребенок кушает или лепит — не включайте ему мультик. Такими действиями создается плохая привычка на всю жизнь и отучится от нее очень сложно.
Проанализируйте свое поведение. Можем ли мы спокойно покушать, не ковыряясь в телефоне или не смотря фильм. А дети в основном копируют то, что видят.
«Я открываю тетрадь по математике»
Затем мы принимались за выполнение домашних заданий. Портфель с книжками стоял возле него, но он не начинал. Когда я спросила: «С каких заданий ты начнешь?» — он ничего не ответил. Я повторила вопрос. «Ах, да… с арифметики». — «У тебя есть тетрадь по арифметике?» — «Да». После этого ничего не произошло. Я сказала: «Ты говоришь себе: „Я достаю из сумки свою тетрадь по арифметике“».
«Ах, да, — прошептал он. — Я читаю в учебнике задания, которые мне нужно решить». Он сделал это. «Я открываю страницу 63». Сделал. «Я показываю пальцем на № 3. Беру ручку». Сделал. «Я читаю задание вслух». Сделал. «Я переписываю задание к себе в тетрадь». Сделал. «Я считаю вслух».
Потом я написала для него памятку: «Как я делаю домашнее задание по математике». Он читал каждое предложение вслух, чтобы затем перевести его в план действий. С помощью этой памятки он учился контролировать свои действия.
Памятка для выполнения домашнего задания по математике
- Я ставлю портфель с книжками возле моего рабочего стола.
- Достаю из портфеля:
- тетрадь для домашнего задания,
- тетрадь по математике,
- учебник по математике,
- ручку,
- линейку.
- Я смотрю в тетрадь для домашних заданий и читаю задание вслух.
- Открываю нужную страницу в учебнике.
- Открываю тетрадь по математике.
- Читаю задачу вслух.
- Начинаю считать и подчеркиваю ответ с помощью линейки.
Чтение полных предложений и громкая речь, которая сначала являлась речью для других, постепенно исчезали и превращались в шепот, а затем и вовсе в язык только для самого себя: «Учебник… Тетрадь… Линейка… Тетрадь для заданий… Посчитать задачу… Подчеркнуть».
Из этого шепота родилась внутренняя речь. В его мозге — посредством памятки, звуковой речи, отдельных слов, произносимых шепотом, и неозвученной внутренней речи — теперь была выстроена функциональная система под названием «домашнее задание по математике». В то же время произошел перенос этого механизма и в другие сферы деятельности: на другие домашние задания, поведение в школе и дома. Если он вдруг начинал чесать голову, то говорил с улыбкой: «Почесал голову» — и продолжал писать. Через полгода он покинул наш институт. Это был внимательный и старательный ученик.
План терапии заключался в том, чтобы разрушить сложившуюся взаимосвязь раздражитель — реакция, создать между ними осознанный план и перевести контроль во внутренний план. Причина слабого развития функциональной системы у Иоханнеса, определенно, была связана с утратой отца и печалью матери. Тяжесть на душе мешала ему концентрироваться на своих делах: сознание и действия надолго рас¬пались. Он был вне себя — там, где было много проблем, — или, как еще говорится, не в себе.
Что поможет ребёнку стать внимательнее
Если вы замечаете у крохи чрезмерную подвижность, возбудимость вкупе с недостатком сосредоточенности, то сводите его к неврологу. Может, причина рассеянности кроется в СДВГ.
Ваше внимание к его жизни сделает малыша более уверенным в себе. Организуйте комфортную атмосферу дома
На время выполнения домашней работы закрывайте дверь в комнату малыша или приглушайте звук телевизора. Также введите лимит времени на домашнюю работу, чтобы сидение за столом было продуктивным
Организуйте комфортную атмосферу дома. На время выполнения домашней работы закрывайте дверь в комнату малыша или приглушайте звук телевизора. Также введите лимит времени на домашнюю работу, чтобы сидение за столом было продуктивным.
Мотивируйте чадо понемногу каждый день. Подойдут рассказы о ваших успехах на работе, связанные с тем, что вы хорошо учились; похвалы за успехи, дополнительные минуты пользования компьютером или деньги за прочитанные книги.
Снимите лишнюю нагрузку, если она есть. Синдром хронической усталости – не лучший спутник для малого ребёнка.
Также подойдут развивающие игры, которые тренируют память:
- шахматы – это альфа и омега хорошего запоминания;
- анаграммы – составляйте короткие слова из одного длинного;
- смешные стихи или любимые песни на память – отличная тренировка мозга;
- компьютерные картинки типа «Найди кота».
Упражнение 6. «Театральное чтение»
А теперь поиграем в актеров. Будем читать. Но не просто читать, а читать внимательно и немного странно
Обратите внимание на картинку ниже и прочитайте вслух стихотворение Нины Тарасовой «С точки зрения кота»
Прочитали? Молодцы! А теперь прочитайте снова, только когда в тексте встретится слово «кот» или «кота», «котов», «коту» его нужно выкрикнуть.
Справились? Прекрасно! А теперь добавляем еще пару условий. В конце каждого предложения будем вставать, а в середине предложений, там где встречается любой знак препинания, будем топать ногой.
Так читать намного интереснее. Не правда ли? Иногда мы совмещаем это упражнение с заучиванием стихов наизусть.
А если ребенок читать самостоятельно пока не умеет? То почитайте ему вы, а он пусть внимательно слушает.
Когда услышит слово «кот», пускай крикнет «ура!». Когда услышит название предмета мебели — хлопнет в ладоши. А когда услышит слово «хвост» — топнет ногой.
Такое театральное чтение применимо к любым текстам.
Это были наши любимые «внимание-развивательные» упражнения. Попробуйте и вы! Вам понравится! Только не превращайте занятия с детьми в нудные уроки
Лучше включите воображение и превратите их в игру. Толку будет больше. И веселья тоже!
И еще один сюрприз! Очень полезное видео специально для вас!
Заходите в гости снова!
Здесь вам всегда рады!
Евгения Климкович.
Каким бывает внимание?
Принято выделять три типа внимания:
Непроизвольное – появляется неожиданно, само по себе. Это ответ на яркое, броское, издающее много шума, вызывающее интерес, но быстро пропадает, как только предмет становится обычным
Такой тип внимания преобладает у детей до 7 лет.
Произвольное внимание – кроха учится контролировать себя, делая уже не то, что интересно ему в данный момент, а то, что необходимо. Он учится сосредотачиваться на поставленной перед ним задаче
В период начала обучения в школе произвольное внимание начинает развиваться.
Послепроизвольное внимание появляется, когда малыш уже увлекся выполнением задания и ему не нужно никаких усилий для сосредоточения на нем.
Также внимание подразделяют на зрительное, слуховое и моторно-двигательное. Для развития каждого из этих типов можно подобрать соответствующие игры и упражнения
Для развития каждого из этих типов можно подобрать соответствующие игры и упражнения.
Взросление в условиях диджитализации
Если взглянуть на ситуацию со стороны, то этап диджитализации, который проходит сейчас человечество, не так уж плох, хотя и имеет свои недостатки. Со временем мы научимся отсекать лишнее и отвлекаться от гаджетов, но пока для детей этого поколения гаджеты являются проблемой, справиться с которой не могут ни родители, ни учителя.
Примечательно то, что вывести из состояния диджитального транса можно очень легко, обычными бытовыми вещами
Даже упавший карандаш может легко переключить внимание, полностью погрузнувшее в электронном мире. Детям крайне тяжело отвлекаться, но с этим можно справиться, если научиться концентрировать свое внимание
Взрослому человеку ввиду его мотивации и более сильных психологических установок легче отвлечься от телефона. Дети же не сразу осознают реальность и могут даже при наличии внешнего раздражителя буквально «залипать» в телефоне
Именно в дошкольном возрасте вниманием детей нужно заниматься прицельно. От умения концентрироваться на нужных вещах потом зависит конечный успех дел, начатых ребенком
Правильно организованный режим дня
Залог успешного обучения ребенка — это правильно организованный режим дня. Ребенку будет легче «влиться» в школьный процесс, если у него будет четкий режим труда и отдыха. Один из важнейших аспектов — сон. Младшеклассник должен спать ночью около десяти часов. Ни о какой сосредоточенности и продуктивности не может идти речь, если ребенок будет приходить на уроки сонным.
Факультативные занятия — это хорошо, но если в меру. Когда родители сразу после школы отводят малыша с одного факультатива на другой — пользы не будет. Ребенок не способен справиться с таким объемом информации и просто устанет. У малыша должно быть свободное время, когда он сможет отдохнуть.
Также для здорового развития ребенка ежедневно нужно устраивать прогулки на свежем воздухе, длительностью два-три часа. Кстати, прогулки могут включать и активные игры, например, с мячом
Вообще спортивные занятия очень эффективно повышают внимание и концентрацию. Поэтому малыша можно отдать на танцы или в спортивную секцию
Очень важно организовать рабочее место малыша дома. Это может быть отдельная комната или собственный уголок в квартире
Здесь школьник будет выполнять свои задания, а также хранить все свои учебники и тетради. Также важно научить малыша содержать рабочее место в порядке. Желательно, чтобы ребенок каждый день делал домашнюю работу в одно и то же время. В дальнейшем этот принцип поможет ребенку быстрее включаться в процесс изучения школьных предметов.
Во время выполнения домашней работы ребенка ничего не должно отвлекать. Лучше выключить телевизор, члены семьи не должны громко разговаривать. Отсутствие внешних раздражителей поможет малышу лучше сконцентрироваться и быстро выполнить домашнюю работу.
Почему дети рассеянные и невнимательные: 6 причин
Заметить, что у малыша рассеянное внимание, можно ещё в детском саду. Он не играет подолгу ни в одну игру, ему вообще неинтересны занятия, требующие усидчивости: рисование, лепка из пластилина, собирание пазлов или мозаики
Но родители обращают внимание, что их ребёнок неусидчивый и невнимательный, только в школе
Что же делать, когда начинает страдать успеваемость ученика?
Прежде всего, нужно определить истоки детской рассеянности:
Синдром рассеянного внимания обычно идет рука об руку с гиперактивностью. В научной среде для такого состояния существует краткая аббревиатура: СДВГ, или синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Те детки, кому ставят такой диагноз, очень подвижные. Им на самом деле сложно превозмочь себя и сконцентрироваться на каком-нибудь занятии. Они постоянно отвлекаются по любому поводу. Если диагноз поставлен, то нужно обязательно принимать корректирующие меры, чтобы не дать симптомам усилиться со временем. Чем позже начинается лечение, тем сложнее его применять.
Иногда родители сами провоцируют развитие невнимательности у своего чада, задаривая его игрушками. Из-за того, что всякий раз у малыша появляется новое увлечение, ему нет нужды запоминать и увлекаться чем-то определённым. Таким образом, не происходит тренировки памяти, и кроха становится рассеянным. Как развить внимательность у ребёнка в таком случае? Очень просто: перестаньте покупать всё новые и новые игрушки своему баловню, несмотря на безграничную любовь к нему.
Если ваш малыш часто болеет простудными и вирусными заболеваниями, его общему состоянию не позавидуешь. Мало того, что все силы тратятся на борьбу с болезнями, так ещё сказывается недостаток кислорода, движения и солнечного света. Ведь не пойдет же гулять простуженный ребёнок! От этого страдает концентрация внимания, и ученик становится рассеянным, даже если дома ничто не отвлекает его от занятий.
Обстановка дома определённо влияет на способность ребёнка сосредотачиваться на учебе. Когда в маленькой квартире живут родители, дети, бабушки с дедушками, о тишине приходится только мечтать. Второй случай – это когда взрослые постоянно скандалят. Психика ребёнка становится неустойчивой, он ожидает внезапных громких звуков и привык прислушиваться к окружающей обстановке. То есть, полной сосредоточенности на работе не бывает никогда.
Ещё один фактор, негативно влияющий на способность малыша к концентрации внимания, это чрезмерная загруженность. Амбициозные родители желают, чтобы их отпрыск был самым успешным, самым одарённым и так далее. Исходя из своих эгоистических побуждений, они перекладывают нагрузку на хрупкие детские плечики. От ученика требуют отличных оценок в школе, его возят на развивающие занятия по языкам, или математике, или шахматам; а еще спортивные секции и обязательное чтение на ночь. Но любой ресурс не безграничный, и от постоянного напряжения сломается даже самый надёжный механизм. В случае детей первой страдает внимательность.
Диаметрально противоположная ситуация – это когда школьник не успевает по учёбе, потому что не понимает, зачем вообще ему это надо. Родители, а потом и все взрослые, не имеют в его глазах авторитета
То, что ему пытаются втолковать о важности образования, он считает несущественным. Гораздо важнее для него общение с дворовой компанией или игра в онлайн-стрелялки
Здесь идёт речь не о рассеянном внимании, а об отсутствии мотивации для получения образования. Как только ребенок осознает, что ему это позарез необходимо, он преобразится на глазах.
Исходя из всего, что перечислено, становится ясным, что не всегда причиной детской забывчивости является врождённая болезнь.
А раз так, то наверняка есть рецепт, как бороться с невнимательностью.
Проблемы в школе
Каждому хотелось бы вырастить отличника, но ребенок невнимателен на уроках. Что делать в этом случае, знает не каждый родитель. Конечно же, помогать ему развить внимательность и память. Почаще проверять его домашние задания, не бросать все на самотек. Научно доказано, что недостаточное участие или же полное отсутствие мам и пап в учебном процессе их чада отрицательно сказывается на успеваемости детей. Если не хвалить ребенка, он не видит смысла развиваться дальше.
Соответственно, с первых дней поступления в школу и на каникулах необходимо стремиться заинтересовать его учебой. Можно это сделать в игровой форме, рассказывать какие-то интересные факты. Главное, чтобы это нравилось детям и увлекало их в мир знаний, а не являлось неприятной обязанностью, за которую еще и могут поругать.