Происхождение
Использование красок началось еще в древние времена. Люди смешивали глину, уголь, фруктовые красители и наносили их на ткань, посуду, камни или полотна. Великие художники не имели возможности, как современные творцы, зайти в магазин и выбрать необходимый материал для создания своих полотен. Все пигменты измельчались и смешивались вручную с маслом. Оно значительно смягчало структуру материала и было удобно в использовании. Этот процесс дал начало созданию масляных красок.
Тем не менее акриловые краски начинают набирать популярность. На первых этапах их позиционируют как любительские. Но производители ведут разработки в лабораториях для получения необходимой консистенции и выводят на рынок новые продукты. На сегодняшний день многие мастера колеблются перед выбором масляных или акриловых красок. Другие же, напротив, предпочитают консервативный способ создания полотен.
Акриловые краски уже уверенно обосновались на полках художественных магазинов и имеют своих поклонников. Современные творцы с удовольствием экспериментируют с различными материалами и используют такую краску для создания креативных работ.
Свойства
Характеристика масляных красок неоднозначна – с одной стороны, не зря они держатся в топе вот уже половину тысячелетия, с другой – присутствуют некоторые недостатки, обусловленные их изобретением в слишком старые времена. Так, при нанесении толстым слоем они способны растрескиваться, а пленки, образовываемые ими на холсте, довольно легко смываются водой и боятся щелочных растворов.
В российских реалиях опасность представляет и еще один фактор – низкая температура. Засохшая масляная краска боится сильного мороза. При этом современные художники пытаются искать выход из всех этих ситуаций. Например, при правильной сушке, для которой нужна температура на уровне 250-300 градусов, значительно повышается устойчивость пленки к воздействию слабой щелочи.
Современная палитра цветов масляных красок куда более разнообразна, нежели у старых мастеров. При этом такие смеси бывают как прозрачными (используются для лессировки – нанесения нескольких полупрозрачных оттенков один поверх другого), так и покрывными, не пропускающими нижний тон. При этом первые виды довольно хорошо смешиваются между собой без потери насыщенности, тогда как вторые обычно сереют и становятся невзрачными.
Образцом яркости считаются те краски, в которых присутствует большая концентрация одного пигмента, однако из-за токсичности или дороговизны некоторых составляющих нужный цвет часто получают путем смешивания. Как правило, получившийся результат критикуется за сниженную насыщенность, но только таким путем можно сделать прозрачную краску на основе непрозрачного пигмента, да и правильно рассчитанная комбинация может выглядеть иногда лучше, чем однопигментный оригинал.
Картины, написанные такими составами, имеют несколько необычных свойств. В частности, масло высыхает за срок от недели до полутора, однако полная полимеризация верхнего слоя завершается лишь пару-тройку лет спустя. Полностью сухая пленка при этом очень хрупка – даже незначительной деформации достаточно, чтобы она треснула. Любопытно, что в процессе такого многолетнего высыхания вес картины неоднократно меняется, причем очень заметно – сначала она сильно тяжелеет, но потом снова становится легче.
Кроме того, живопись на основе льняного масла (которое является самым популярным ингредиентом для большинства красок) портится от хранения в темноте – цвета становятся выцветшими, желтыми. Но такая проблема решается очень легко – шедевр восстанавливается длительным нахождением на солнечных лучах. Тут следует быть осторожным, поскольку некоторые используемые пигменты на солнце быстро выгорают.
Одним из вариантов решения считается применение красок на основе рафинированного льняного масла, поскольку они меньше подвержены пожелтению, однако в этом случае масляная корка становится еще более ненадежной.
Виды
Если классифицировать краски на основе масла, то в первую очередь, нужно отметить, что бывают:
- масляные;
- художественные краски.
- Краски, что предназначены для строительных и ремонтных нужд.
В целом профессиональные живописные краски отличаются более высоким качеством составляющих, что идет во вред безопасности применения, тогда как промышленные рассчитаны на повышенную скорость высыхания и нанесение на нехудожественные поверхности.
Для детского творчества особенно полезной будет улучшенная рецептура, содержащая необязательные элементы. Так, особый упор стоит сделать на те краски, в которых нет вредных составляющих, даже если это немного влияет на качество рисунка. Кроме того, возможно, есть смысл приобретать те варианты, где рецептура рассчитана на ускоренное высыхание – на этапе обучения ребенку все равно не нужны потрясающего уровня свойства, если из-за опасности красителей или слишком длительного процесса создания он забросит обучение.
Учитывая повышенный в последние годы спрос на масляные краски со стороны любителей, сегодня такой товар продается в широком ассортименте. Для ребенка, который только начинает свой путь в масляной живописи (и все еще не факт, что не раскритикует именно этот вид красок), стоит приобретать минимальный набор для рисования, содержащий 12 цветов.
Для среднего уровня можно подобрать и набор из 24 цветов, существенно расширяющий возможности смешивания оттенков (не более трех ингредиентов для получения тона). Что же касается профессионалов или очень уверенных в себе любителей, то они предпочитают приобретать краски в тубах поштучно. При постоянном использовании это обходится дешевле, а при наличии в непосредственной близости большого профильного магазина еще и позволяет более точно подбирать нужные оттенки.
Состав
Традиционно состав масляных красок включает в себя пигменты, масляную основу, а также другие дополнительные ингредиенты для улучшения качеств, хотя последнее – присутствует не всегда.
Пигменты в состав краски входят в любом случае, даже если она белая, потому как они отвечают за наличие оттенка и его яркость. В качестве пигментов могут использоваться как органические, так и неорганические вещества, однако последние считаются более качественными за счет повышенной долговечности. Основные красящие элементы изготавливаются из кадмия, кобальта, их солей и соединений, а также других натуральных компонентов.
Советуют выбирать краски на основе дорогостоящих пигментов, потому что их оттенок натуральнее, а еще они могут содержать светостойкие элементы, позволяющие картинам не выгорать на солнце.
Льняное масло считается наиболее распространенной основой для масляных красок, однако из-за легкой золотистости цвета оно совершенно неприменимо для наиболее светлых оттенков, в которых часто используют бесцветное маковое масло. Еще одной распространенной альтернативой является масло грецких орехов. Парадоксально, но многие детские масляные краски на самом деле изготавливаются на водной основе, хотя масло там, конечно, тоже присутствует.
Выпускаются и сухие масляные краски, содержащие только пигмент. В этом случае с маслом его смешивает уже потребитель.
Дополнительные ингредиенты обычно призваны заменить дорогостоящие пигменты. В качестве таких добавок выступают слюда, тальк или каолин. Соли свинца, кобальта или марганца помогают ускорить процесс высыхания слоя краски, но также повышают риск растрескивания и опасность от применения свинцовых компонентов. Добавки могут использоваться и для более высокого уровня взаимодействия между всеми названными элементами.
Плюсы и минусы красок на масляной основе
Чтобы определиться с выбором масляной краски, важно узнать все положительные стороны состава и отрицательные. Тогда их можно выгодно использовать в своих целях
Есть расхожие мнения по поводу того, можно ли использовать состав для окрашивания дома. Мы рассмотрим факты. Каждый из материалов имеет свои недостатки. Идеального нет ничего.
Недостатки масляных составов
- Токсичный состав, ввиду использования растворителей. Это летучие органические соединения. При комнатной температуре они начинают испаряться и отравлять помещение. Вот почему все работы по окрашиванию проводят в хорошо проветриваемом помещении и с респиратором. После работ нужно дождаться полного выветривания растворителей (3–4 часа), и только после заселяться в помещение. Хоть токсические вещества выветриваются, есть вероятность возникновения аллергической реакции.
- Наличие неприятного запаха. У составов на водной основе его нет, а масляные краски обладают резким и неприятным запахом.
- Отсутствует паропроницаемость. Пленка, которая образуется после полного высыхания, не пропускает пар, поэтому поверхность стен не может дышать. Особенно это плохо для дерева. Оптимальная влажность и газообмен внутри теряется. Микроклимат постройки ухудшается.
- Плохая эластичность. Температурные расширения для масляных красок могут оказаться губительными. Они не могут растягиваться вместе с материалом, поэтому просто трескаются при первом же изменении геометрии. Однако, дорогая продукция именитых брендов не имеет такого недостатка благодаря добавлению в состав особых веществ.
Преимущества масляных составов
- универсальные. Подходят для большинства используемых в строительстве материалов (дерево, металл, камень, бетон, штукатурка). Могут выдерживать атмосферное влияние, поэтому применяются снаружи и внутри;
- прочные и устойчивые к истиранию. После образования масляной пленки, поверхность будет надежно защищена. Небольшие удары, царапины и механические воздействия не смогут повредить основание;
- устойчивые к влаге. Вещества не просто гигроскопичны, они не пропускают влагу. Она может испортить любое основание, но благодаря этому свойству масляных составов, поверхность будет защищенной. Вот почему лакокрасочные материалы используют для металла, фасадов помещения и влажных комнат;
- простые в уходе. Если поверхность запачкается, достаточно вымыть ее бытовой химией. Тряпкой и средствами для очистки слой краски не смоешь;
- обладают отличной адгезией. Сцепление с поверхностью хорошее, а если соблюдать все инструкции по нанесению и подготовить поверхность, то срок службы увеличивается в разы;
- имеют минимальную стоимость и хорошую укрывистость. Особенность применения сводится к последовательности работ, указанной на упаковке. Более подробно об этом мы поговорим дальше.
Осталось только оценить все преимущества и недостатки красок, после чего определиться, нужна ли она вам. Чаще всего такие составы используются для наружных работ, так они не смогут навредить проживающим в доме. Ими окрашивают заборы, сельхозпостройки, фасады и цоколи домов.
Акрил Сонет, Мастер-Класс и Ладога
Акриловые краски у Невской палитры представлены в нескольких сериях, из которых вы можете выбрать. Но в чём же у них разница?
Серия «Сонет» считается студийной серией и рекомендована для выполнения работ в рамках получения художественного образования. Подходит для художественных школ и работы дома.
Краски серии «Мастер-Класс» (существует и серия гуаши Мастер-класс) — это краски наивысшего качества, представляют собой густотертые тонкодисперсные смеси высококачественных пигментов и связующих. Яркость и чистота цвета, высокая светостойкость красок обусловлены, в первую очередь, применением неорганических и органических пигментов высокого качества. Это краски для художников.
Что касается серии «Ладога», то в её палитре краски, содержащие кадмиевый и кобальтовые пигменты, заменены красками-аналогами цвета, изготовленными на основе органических пигментов, что делает их оптимальными по сочетанию цены и качества.
Что лучше выбрать?
Проведём небольшой сравнительный кастинг между самыми популярными марками. В кастинге на право называться «Наилучшим акварельным набором для начинающих» участвуют:
«Белые ночи» — БН.
«Winsor&Newton Cotman» — W&N.
«Van Gogh» — VG.
Палитры всех наборов яркие, сочные, богатые, крупинок не заметно (качественный перемол пигментов), значит, не будет и остатка. При плотном покрытии бумаги VG поверхность краски начинает чуть поблёскивать, словно покрытая тонкой плёнкой лака. Ни БН, ни W&N такого эффекта не дают.
Вымывка применяется для удаления основного покрытия (краски) с бумаги влажной или отжатой кисточкой по непросохшему слою по желанию художника. Все три акварели удаляются легко, оставляя за собой лишь слабый оттенок – часть пигмента.
Попробуем переход цвета в цвет. У акварели VG переход плавный и смешивание происходит легко, без резкости и грязи. БН «зависает» в структуре зернистой бумаги, то же демонстрирует и W&N. Это не катастрофа. При смене бумажного поля всё проходит, как по маслу!
Все три претендента даже при сильном размывании водой показали высокую светостойкость (рисунок не будет выцветать), яркость красящего пигмента и хорошую прозрачность. У всех трёх оттенки мягкие и отлично взаимодействуют между собой (хорошее смешивание), высокая степень вязкости. Замечания к БН – проигрывают по мелкотёрстости состава, зато значительно опережают «соперников» по лёгкости набора на кисть и по созданию тёмных, глубоких, завораживающих оттенков в процессе смешения красок.
Выходит, процесс покупки хорошей акварели для ребёнка затягивается: каждый из претендентов хорош по своему и каждый имеет свои специфические недостатки. Так что делать? Купите ребёнку любой желаемый набор, который ему понравится. Пусть выберет он!
И – бумага! Бумага очень важный момент! Она не менее важна, чем сама акварель и кисти для работы с этой краской. Те, кто пишет акварелью давно, уверяют, что 50% успеха зависит не от состава или бренда красок, а от выбранной бумаги. Выбирайте бумагу с хорошо выраженной структурой – зернистостью. Бумага для акварели не должна быть идеально гладкой. Никогда!
Классификация
На сегодняшний день существует три вида красок: студийные, эскизные и художественные. Помимо этого, выделяют еще акриловые краски, а также красящие смеси с необычной текстурой – темперные краски. Все они представлены в коллекции красок «Невская палитра».
Художественные
Такие краски зачастую используются для живописи, дизайнерских работ, оформления самых разных несущих конструкцией. Такой материал подходит только для настоящих профессионалов в сфере изобразительного искусства, так как требует соблюдения основ профессии.
Студийные
Что же касается студийных красок, то к ним в первую очередь относятся акварели и акриловые краски. В составе студийных красок преимущественное значение занимает льняное масло. Стоит также отметить, что для изготовления таких красителей используют органические пигменты, поэтому они обладают высокой укрывистостью и естественной палитрой (этим же и обусловлена их низкая цена).
Эскизные
Рассмотрим эскизные материалы на примере продукции компании. Краски этой категории прекрасно подходит для выполнения срочных, масштабных проектов. Их может использовать как начинающий, так и более опытный художник. К отличительным чертам красок можно отнести низкую стоимость, достаточную пигментацию, долговечность, высокое качество и стойкий цвет. В зависимости от уровня художественных работ и их назначения, выбираются либо акварельные, либо акриловые краски, иногда не обойтись без масляных красящих веществ.
На видео: обзор акварельных красок «Невская палитра» .
Польза и вред
Как и у любого другого материала для творчества, у масляных красок есть собственные преимущества и недостатки, которые приобретают особенный оттенок в том случае, если их планируется использовать для творчества юного пользователя. Есть несколько факторов, которые буквально подталкивают к приобретению именно масляных красок для детской живописи. К таковым относятся:
- Относительная простота обучения. Тут следует заметить, что обыкновенное рисование доступнее для детей в более привычных видах, например, акварелью или гуашью. Однако большинством серьезных художников такие виды красок считаются непригодными для настоящего искусства, а уж если говорить о живописи, то именно масло они называют наиболее легким в работе.
- Простота смешивания оттенков. В отличие от типичных детских красок, масло сохнет очень долго. Многие родители склонны видеть в этом недостаток, но для творчества такая характеристика – огромный плюс. Дело в том, что только при медленном высыхании можно полноценно подобрать оттенок, не рискуя потерять терпение.
- Сохранение оттенков. Гуашь и акриловые краски неоднократно критиковались профессионалами за то, что при высыхании их оттенок изменяется, и это не позволяет объективно изобразить реальность или полноценно научиться рисовать (теряется навык смешивания цветов). Масляные составы так долго продержались в моде именно из-за того, что своих первоначальных оттенков они не теряют, а потому подходят и для моделизма, и для художеств.
- Возможность исправления ошибок. При освоении техники работы с юный художник всегда сможет вносить небольшие правки в свою работу, просто снимая ненужную краску указанным инструментом. Хотя злоупотреблять такой техникой не стоит (есть риск повреждения холста). Даже ограниченная возможность редактирования дает определенные возможности – те, о которых нельзя и мечтать в акварельной технике.
- Длительное хранение. Если ребенок достиг заметных успехов в живописи, то и родители, и он сам наверняка захотят, чтобы лучшие его творения сохранились как можно дольше.
Тем не менее, живопись не зря долгое время была уделом только настойчивых профессионалов. Овладеть даже самой легкой техникой на самом деле отнюдь нелегко. Причин для этого не так уж мало:
- Сложности в смешивании цветов. Даже такая простая операция, которой детей должны учить еще в младших классах школы, при работе с масляными красками имеет свои особенности. Из-за специфики используемых компонентов вероятна химическая реакция между отдельными составляющими, которая вместо ожидаемого оттенка даст обыкновенную грязь. Без знания правильных пропорций смешивание цветов может не удаться.
- Слишком медленное высыхание. Если почитать биографии великих художников, можно с удивлением отметить, что над некоторыми своими шедеврами они работали целые месяцы. Это вызвано тем, что масляные краски долго сохнут даже в один слой, а при использовании техники лессировки художнику приходится ждать засыхания предыдущего пласта, прежде чем нанести следующий, иначе вероятность порчи оттенков возрастает в разы.
Зарубежные аналоги
Есть ли альтернатива питерской акварели? Есть. Поскольку с российским производителем мы определились, посмотрим, какие акварели нам предлагают «забугорные друзья»:
Голландия.
Знаменита не только своими тюльпанами, но и изумительной акварелью Van Gogh (Ван Гог), выпускаемой заводом Royal Talens. Имя этого художника должно знаменовать высокое качество краски, и это полностью оправдывает её название. Учитывая солидный возраст бренда и его непоколебимость на рынке художественных изделий, можно не сомневаться в качестве этих живописных красок.
Голландия может предложить и другую линейку Royal Talens – акварельные, масляные и акриловые краски Rembrandt (Рембрандт). Это самый старый бренд, известный с 1899 г, как вино – чем старше, тем лучше вкус (качество). Это воистину культовый бренд!
Германия.
Славится брендом «флорентийского производства» — акварелью, маслом, акрилом натурального и синтетического состава Da Vinci (Да Винчи). Краски выпускаются в двух наборах: для профессионалов и начинающих художников – study. Но особое признание получили немецкие кисти, которые изготавливаются вручную из меха колонка, соболя, песца и щетины вола. Есть и синтетические аналоги. Если есть возможность выбрать кисти, то остановитесь именно на них. Это – лучшие из лучших!
Среди немецких брендов явно лидируют краски фирмы Schmincke – акварельные краски AKADEMIE Aquarell (премиум класса). Они созданы по старинным, можно сказать, семейным рецептам. Но мы не будем останавливаться на них – цена в 130$ за одну кювету не отпугивает только профессионалов.
Франция.
Представлена компанией Sennelier, основанной Гюставом Сеннельѐ в 1887 г. Красками Sennelier вполне могли пользоваться и Пикассо, и Сезанн, Гоген и сам Ван Гог. Компания выпускает профессиональные художественные акварели Sennelier Artists для высоких профессионалов (другое название «L’aquarelle») в 98 (!) цветов и акварель классом пониже – «Raphael» (Рафаэль). Однако, независимо от класса, обе краски сделаны только на натуральных основах, в частности – на меду.
Англия.
Конечно, не могла остаться в стороне, и с 1832 г выпускает фантастический по своему качеству товар компании Winsor&Newton – художественные краски (акварель, масло, акрил) «Winsor&Newton» (Винзор энд Ньютон). Начало триумфальному шествию продукции положило объединение профессиональных интересов художника Генри Ньютона и химика Уильяма Винзора.
Как принято во многих других компаниях, акварельная краска winsor newton «W&N» выпускается двух классов: «Winsor&Newton cotman» — для общих работ, и «Winsor&Newton artist» — для создания высокохудожественных акварелей. Компания славится также товарами для графики и выполнения каллиграфических работ. Голова идёт кругом от разнообразия акварельных изысков!
Наиболее популярные продукты
При изготовлении красок «Невская палитра» применяется традиционная технология в соответствии с досконально выверенной рецептурой. Масляные красители состоят только из высококачественных материалов – пастообразной текстуры красящего раствора, тонкодисперсных пигментов, которые придают укрывистость и яркий оттенок. Если вы ищите отличный материал для выполнения масштабной работы, обратитесь к продукции этого бренда. Ниже мы рассмотрим некоторые из коллекций бренда.
Серия «Мастер-Класс»
Продукция этой коллекции отличается доступной ценой, однако она ничуть не хуже дорогих аналогов. В состав красок входят органические вещества с высокой степенью стойкости и пигментации. При правильном подборе компонентов получается уникальный состав, который отвечает всем международным стандартам качества.
За счет внедрения органических компонентов в состав масляные краски этого бренда обойдутся вам в разы дешевле. Такой продукт носит отметку «А» (на переднем обороте товара), что означает аналог. В коллекцию «Мастер-Класс» входят краски акварельные, акриловые и масляные, причем продукция продается в нескольких вариантах (в компактных баночках или тубах среднего и большого размеров). Нередко можно встретить и темпера, так называемые водоразбавляемые красящие порошки.
На видео: обзор масляных красок «Мастер-класс» .
Серия «Ладога»
Масляные краски «Ладога» — это высокохудожественные товары, предназначенные для профессионального использования. Эта продукция несомненно отличается от аналогичной продукции конкурентов. Однако стоит отметить, что на сегодняшний день мало кто знаком с отменным качеством бренда, ведь он позиционирует себя как специализированные товары для профессиональных художников. Это не совсем так. Вот лишь некоторые из отличительных черт красок этой серии:
- изготавливаются с использованием высококачественных компонентов;
- соответствуют международным стандартам качества, что доказано большим количество наград компании;
- для создания большинства элементов палитры используются органические составляющие;
- масляные краски, палитра которых поражает разнообразием оттенков, прослужат вам не одно десятилетие;
- в состав акварельных красок Ладога входят тонкодисперсные красящие вещества, отличающиеся отличной пигментацией и светостойкостью;
- палитра масляных красок обладает высокой переносимостью резких перепадов температур;
- такая художественная продукция доступна в цене.
Также стоит отметить, что набор масляных красок Ладога может использоваться для реставрационных работ, так как яркие оттенки пигментов не исчезают при длительной эксплуатации.
Особенности
Когда именно появились масляные краски, точно сказать не может никто, однако их история насчитывает несколько тысячелетий. Следы использования составов на основе масла были обнаружены еще на Бамианских статуях Будды в Афганистане – этот образец живописи считается наиболее древним из всех датированных, а на сегодняшний день ему уже исполнилось более 27 веков! Таким образом, изобретение не имеет какого-то конкретного исторического автора – наука не сохранила имени человека, который первым догадался использовать такую технологию.
В Европе такие краски так же были известны давно, однако масштабная популяризация живописи маслом, заставляющая нас и сегодня говорить о таком творчестве, считается делом рук фламандского художника Яна ван Эйка, жившего в далеком XV веке. Хотя саму технику изобрел не он. Считается, что ему принадлежит идея усовершенствования красителей на масляной основе. Благодаря такой модернизации и таланту мастера, его картины радикально отличались от более ранних произведений других авторов. Тогда реалистичность наконец-то стала достаточно высокой, чтобы быть сопоставимой с современной фотографией.
В то время это был настоящий переворот в искусстве, поэтому очень быстро о новой технике, изобретенной фламандцем, быстро заговорили и в соседних странах – во Франции и Германии. Несмотря на слабое развитие транспорта на том этапе истории, масляная техника в течение считанных десятилетий достигла Италии, где дала мощнейший толчок такому культурному явлению, как Возрождение.
В эту эпоху масло окончательно стало основным инструментом для работы живописца, ведь именно им написаны практически все выдающиеся шедевры, включая и всем известную «Мону Лизу» Леонардо Да Винчи. С тех пор живопись маслом уже на протяжении почти шести веков является определяющей в изобразительном искусстве.
С конца прошлого века масляная живопись из богемного занятия представителей искусства потихоньку стала превращаться и в любительское хобби, чему способствовало как выросшее благосостояние населения и массовая ориентация на творческие увлечения, так и разработка новых, упрощенных техник, позволяющих писать картины масляными красителями. Сегодня и в нашей стране есть возможность для каждого ребенка попробовать себя в этом виде искусства.
8 Lefranc&Bourgeois Extra Fine
Ассортимент палитры данной серии способен удовлетворить даже самого взыскательного потребителя. Плотная упаковка тубуса сохраняет краску в надлежащем состоянии и не дает ей испортиться даже при длительном использовании. Объем упаковки – 40 мл. Консистенция правильно ложится на полотно и быстро сохнет. Продукт французского производителя считается универсальным, так как отлично сочетается с большинством видов кистей и полотен.
Цвета полностью соответствуют заявленному оттенку на упаковке, что облегчает процесс подбора оптимальной палитры. Профессиональные художники выбирают французский бренд за качественный состав и необычные оттенки карминовых цветов. Краска от Lefranc&Bourgeois считается лучшей для смелых экспериментов в творчестве.
Светостойкость масляных красок
Картины, выполненные масляными красками не любят прямых солнечных лучей, так как на свету масляная краска «выгорает», поэтому при выборе краски учитывайте такой параметр, как светостойкость. На тюбиках российских производителей этот параметр обозначается звездочками, на импортных может обозначаться «+».
* – малая светостойкость, такая работа сохраняется 10-25 лет.
** — средняя светостойкость, такая работа сохраняется 25-100 лет.
*** — светостойкие краски, такая работа сохраняется свыше 100 лет.
Как правило, в бюджетных красках невысокая светостойкость, где используется пигмент не натуральный и не очень высокого качества.
Пигменты определяют цвет красок, интенсивность и светостойкость.
На некоторых тюбиках бюджетного варианта под названием цвета краски может быть указана буква «А» или «ИМИТ» , что означает использование аналога цвета на основе органических пигментов, то есть используется не натуральный пигмент, имитация. Соответственно и цена дешевле и качество пигмента ниже.
К бюджетным краскам относятся краски московского завода «Гамма» серии «Студия» и ЗХК «Невская палитра» серии «Сонет» и «Ладога».
Профессиональными масляными красками с натуральными пигментами являются краски серии «Мастер-Класс» ЗХК «Невская палитра» и серия «Старый Мастер» завода «Гамма».