Что не нужно делать?
Самым частым заблуждением родителей является обучение хождению в ходунках; считается, что с их помощью ребенок может быстрее начать ходить. Но по современным исследованиям, дети, не пользовавшиеся ходунками, начинают ходить точно также, а то и раньше. А вот дети, много ходившие в ходунках, имели проблемы с опорно-двигательным аппаратом – это проявление плоскостопия и косолапости, нарушения осанки. Конечно, от 10 минут в день в ходунках большого вреда не будет, но сажать ребенка туда на несколько часов, пока вы заняты делами, нельзя.
Не стоит начинать обучение ребенка ходьбе, поддерживая за вытянутые вверх руки, от таких упражнений вреда больше, чем пользы. Но если вам удобно учить ребенка ходить именно таким способом, необходимо поддерживать его подмышками или в области плеч, но никак не за запястья или кисти. Малыш должен опираться на ваши руки, а не повисать на них, долго выполнять подобные манипуляции не стоит вообще – не более 1-2 минут по паре раз в день.
Дети должны учиться ходить самостоятельно только тогда, когда сформируется последний изгиб позвоночника и мышцы со связками будут готовы таким нагрузкам, форсировать события не стоит. Первоначально малыш будет ходить, держать за предметы интерьера, постепенно он будет пробовать шагать, отрываясь от опоры. Но родители очень переживают, если к положенным срокам дети не начинают ходить и приступают к активному «обучению» хождению.
Учтите, что обычно быстрее начинают ходить активные детишки с небольшой массой, спокойные пухлячки делают это позднее. Зная физиологические основы начала хождения малыша, можно пользоваться этими данными для некоторого ускорения и помощи в освоении навыка.
Каковы типичные ошибки родителей
Первая и самая частая
Многие родители интересуются, когда малыш должен начать сидеть, ползать и ходить. На самом деле, слово «должен» не совсем применимо по отношению к малышу до года.
Это выобязаны усвоить: кроха начнет постигать новые навыки и умения, когда будет к ним готов. Понять и не упустить эти моменты — ваша обязанность!
Ведь каждый ребенок индивидуален: он может родиться как доношенным, так и недоношенным, иметь заболевания или врожденные патологии и пр. По этим причинам его физическое развитие иногда несколько запаздывает, а костно-мышечная система не готова к повышенным нагрузкам.
Следовательно, начинать сажать ребенка, учить его ползать и ходить раньше времени — затея бесперспективная и вредная. Поскольку она может привести к печальным последствиям: неправильному развитию скелета в виде искривлений позвоночника, грудной клетки и пр.
Конечно, слишком медлить тоже нельзя. Будет лучше, если ориентиром для вас станет календарь развития здорового ребенка. Однако, при возникновении явных отклонений от него, обращайтесь к педиатру.
Вторая ошибка
Многие родители полагают, что для усвоения навыков сидения необходимо помогать малышу: подкладывать опору под спинку. Например, подушку. Но этот распространенный подход ошибочный, поскольку спинке не нужна опора, а ребенок сядет, когда будет готов к этому.
Третья ошибка
Некоторые мамы и папы считают, что если малыш пропустит период ползания, ничего страшного не произойдет.
На самом деле «перепрыгивание» этого этапа ни к чему хорошему не приведет. Ведь мышцы рук, позвоночника и плечевого пояса не готовы к физическим нагрузкам, которые возрастают в разы при вертикальном положении тела. Кроме того, у ребенка на этом этапе нет уверенной координации в движениях.
Четвертая ошибка
Существует стереотип: родители полагают, что перед тем, как встать на ноги, ребенок должен натренировать руки для подтягивания и опоры.
На самом деле, ему намного больше нужны подготовленные бедра, сильные мышцы плечевого пояса и спины, поскольку он должен вставать, опираясь на мышцы ног, а неподтягиваясь на руках.
Самый верный знак, того, что ходить пока рано — если малыш, стоя на ногах с опорой, наступает на цыпочки.
Поэтому если ваше чадо начинает вставать на ножки, но вы видите, что он пока еще не готов к ходьбе, не торопите природу: не держите его за руки и не пытайтесь помогать пойти, совершая первые прогулки по комнате.
Это будет ошибкой, поскольку такими действиями вы навредите крохе нарушите нормальное развитие костно-мышечной системы и создадите условия для возникновения травм, за счет того, что тельце будет заваливаться назад или вперед при ходьбе.
Запомните! Вы всегда должны ориентироваться на то, что малыш способен делать самостоятельно!
Учимся вставать
Постепенно дети переходят на новый этап развития – вставанию у опоры. Сперва они могут только подниматься, а вместо опускания на пол просто падают, так как стоять им пока еще сложно. Стоит попробовать научить ребенка падать на «пятую точку», так как это наиболее безопасно. Попробуйте посадить малыша попкой на дно кроватки. Держа его за ручки, помогайте ему подняться и вновь усесться, повторяйте это как игру много раз, пока он не начнет, поднимаясь у опоры, на автомате падать на попку сам.
Ребенок может достаточно долго вставать у опоры и пройдет еще много времени, прежде чем он пойдет вдоль нее. Перехватывая ручками и не отпуская опору, малыш переносит вес на область рук, ребенок как бы повисает на опоре. Постепенно малыш начинает ходить, отдвигаясь от опоры, тогда вес переносится на ножки, а ручки начинают служить для подержания равновесия. Это может занять от пары недель до пары месяцев, в зависимости от того, насколько у него натренированы мышцы и развит вестибулярный аппарат. Не стоит торопить малыша, ему лучше знать, когда пора ходить вдоль опоры и начинать новый этап развития.
Полезные советы
Маме, которая твердо намерена обучить ребенка ползанию, следует взять на заметку несколько полезных советов, проверенных на тысячах маленьких представителей совершенно разных поколений.
«Это мое!». Каждый ребенок — жуткий собственник. Даже если ваше чадо готово отдать вам последнюю погремушку, малыш все равно собственник и жадина. Это свойственно всем детям. Пользуйтесь этим. Позовите в гости друзей с ползающим или ходящим ребенком, запустите гостя в детскую и предоставьте право играть с любыми игрушками, которые он видит. Ваш сын или дочка поначалу будет наблюдать за тем, как чужой мальчик или девочка берет его вещи, а потом обязательно предпримет попытку добраться до захватчика и отобрать свое обратно. Возможно, не в первый визит гостей и не во второй. Но он обязательно поползет, чтобы забрать свои игрушки. Это факт.
Отказ от ползания
Нежелание ползти, передвигаться самостоятельно на животике, по-пластунски, к 8–9 месяцам может свидетельствовать о проблемах со здоровьем, недостатке пространства и внимания со стороны родителей. Попустительски относиться к этому факту нельзя.
Подробно о том, почему ребенок не ползает вы можете узнать в этом видео:
Если ребенок отказывается ползать и даже не пытается этому научиться, стоит проанализировать ситуацию и найти причину такого поведения.
Виновниками чаще выступают следующие факторы:
- Большой вес, ожирение. Является препятствием для вставания на четвереньки. Лежа на животе, сидя, полные дети будут стараться сдвинуться с места, чтобы достать игрушку, приблизиться к маме. Если никаких попыток не наблюдается к 8 месяцам, обратитесь за консультацией к доктору.
- Новорожденный мало лежит на животе. Он почти не учится переворачиваться, опираться на ручки, уверенно держать голову, отталкиваться ножками. Без обученности этим навыкам ребенок ползать не сможет.
- Патологические состояния. Неврологические отклонения, проблемы с мышцами, позвоночником, шейным отделом, тонус мышц мешают младенцу развиваться в нормальном ритме.
- Недоношенность. Груднички, рожденные до 38–40-й недели беременности, слабые, развиваются с задержкой. Пропускают этап ползания или начинают осваивать движения на один–два месяца позже, чем доношенные.
- Травмы. Малыш упал, сломал ножку, ручку, получил растяжение. Обучение ползанию можно начать после полного восстановления тканей. Страх падать, оставаться без поддержки может сохраняться пару месяцев, если травма была серьезной.
- Характер. Спокойный, безынициативный ребенок чаще всего ленится ползать, а шустрый и самостоятельный делает первые попытки убежать от мамы по-пластунски в 4–5 месяцев. Хотеть ползать, рано бегать свойственно гиперактивным ребятишкам.
-
Стесненность пространства. Если ребеночек постоянно находится в кроватке, манеже, на руках у мамы, то ползать ему просто негде. Расширьте территорию для познания мира, и малыш захочет потянуться к незнакомому предмету, самостоятельно доползти до окна, игрушки.
- Раннее приучение к ходункам. Малышу нравится ходить, все пространство — как на ладони, зачем же обязательно ползать? Но без этого навыка освоить прямохождение гораздо труднее. Сажайте ребеночка в ходунки после 8 месяцев, когда он научится передвигаться по-пластунски. Так вы сбережете позвоночник грудничка, дадите возможность исследовать квартиру сначала снизу, а потом сверху.
- Гиперопека. Мама находится рядом 24 часа в сутки, подносит по первому требованию игрушку, соску, пузырек. Младенцу не нужно уметь самостоятельно добираться до предметов – покричит, и все принесут.
Если виновником лени малыша являются факторы, которые зависят от взрослых (внимание, замкнутое пространство), устраните их немедленно. При наличии источника проблемы в слабом здоровье, патологических состояниях, придется обращаться за советом к доктору, проходить лечение, делать массаж и гимнастику, чтобы подготовить малыша к ползанию быстрее
Мнение доктора Комаровского
Ползание известный педиатр Евгений Комаровский называет важным и необходимым навыком. У малыша могут возникнуть серьезные проблемы со здоровьем позвоночника и опорно-двигательной системы, если вместо поощрения ползания родители поставят его в ходунки или прыгунки. Вертикальная нагрузка на позвоночник и мышцы не должна быть преждевременной.
Если ребенок боится , Комаровский советует посмотреть на мир его глазами. Для этого маме нужно расположиться на полу и посмотреть на все снизу вверх. Сразу станут очевидными острые углы и опасные предметы, пугающие ребенка большие элементы мебели и интерьера. Также такой эксперимент поможет маме, какие реальные опасности нужно устранить (убрать, закрыть, заклеить скотчем и забить гвоздями), чтобы ребенок, когда он поползет, не травмировался.
Если ребенок уже начал ползать и выбрал свою манеру делать это (например, кроха ползает задом наперед), Комаровский советует родителям не пытаться исправить эту манеру, заставляя малыша изменить траекторию движения или постановку конечностей.
Желание родителей видеть своего ребенка развитым, ну хотя бы «как все», понятно. Но Евгений Олегович не рекомендует сравнивать развитие малыша с развитием других. Слишком ранние попытки родителей научить ребенка ползать могут иметь довольно серьезные негативные последствия: нарушения осанки и походки, травмы суставов. Все должно быть своевременно, а потому Комаровский советует приступать к занятиям не раньше, чем после 7 месяца, если чадо даже не пытается совершать ползательных движений.
К врачу нужно отправиться с чадом в том случае, если после 9 месяцев малыш продолжает лежать, не пытаясь поползти, сесть. Ранее бить тревогу и таскать малыша по неврологам Евгений Комаровский не советует. Неврологи с большой долей вероятности найдут одну из болезней, которых по сути не существует, и родители потратят много нервов и денег, пытаясь «вылечить» чадо, которое и без того развивается совершенно нормально.
О том, как научить ребенка ползать, смотрите в следующем видео.
Рассчитайте календарь прививок
Как научить?
Умение ползать заложено природой, родителям следует лишь немного помочь малышу «вспомнить» это. Обычно процесс перемещения в пространстве с помощью ползания начинается в возрасте от 5-6 до 8-9 месяцев. Если ребенок старше не сидит и не ползает, стоит проконсультироваться с врачом, чтобы выяснить, в чем причина — в мышечной слабости спинки и конечностей или в индивидуальных особенностях крохи. Стимулирование ползания — это необходимый комплекс мер.
Подготовительный этап
Подготовительный этап заключается в стимулировании, создании мотивации. Если ребенок не заинтересован в ползании, он не поползет. Значит, нужно создать ему потребность ползти. Положите перед ним красивую яркую игрушку или очень интересный предмет, до которого кроха не сможет дотянуться, не попытавшись продвинуть свое тело хоть немного вперед из положения лежа на животе. Если ребенок уже сидит, это облегчит задачу, если еще нет — не стоит усаживать его насильно, лучше стимулировать ползание.
Основной этап обучения включает в себя оздоровительный массаж для укрепления мышц спины, шеи и живота, а также сами занятия. Представления о том, в какой позе лучше всего ползать — всего лишь родительские представления. Малыши сами выбирают удобное для себя положение тела. Даже если со стороны кажется, что ребенок ползает неправильно, отталкиваясь только одной ногой (или елозит на животе, раскинув руки и ноги и размахивая ими), нет никаких оснований вмешиваться и что-то пытаться изменить.
Медленное ползание
Довольно часто дети, которым помогли встать на четвереньки, надолго «застывают» в этом положении. Они могут раскачиваться, как бы проверяя, держат ли они баланс, но делать движение вперед не спешат. Комаровский рекомендует таких «медленных» карапузов никуда не торопить. Они проходят важный этап, изучая вестибулярные возможности собственного тела.
Специалист рекомендует родителям не искать в интернете видео о том, как научить ребенка ползать в 5 месяцев по системе Комаровского (именно такой запрос является очень популярным). Такого видео не существует, поскольку возраст, в котором ребенок начинает ползать — разный. От родителей активная помощь карапузу нужна тогда, когда он сам уже готов к новому способу перемещения, а это часто происходит значительно позже, чем в 5 месяцев.
Однако несколько приемов, которые помогут научить малыша ползать, Евгений Комаровский все-таки подсказывает.
- Личный пример. Со стороны это смотрится смешно и порой даже нелепо, но лучшего способа научить ребенка чему-либо, чем личный пример, пока не придумано. Если ребенок лежит на животе, ползайте рядом с ним по-пластунски. Если он уже встал на четвереньки, вставайте рядом и показывайте, как нужно перемещаться. Деткам, которые боятся совершить движение вперед, можно помочь, поддерживая их ладонью под животик. Если на пару дней на четвереньки встанет вся семья, включая братьев и сестер, будет вообще идеально.
- Миссия должна быть выполнимой. Если вы ставите игрушку слишком далеко от ребенка, пытаясь заинтересовать его в ползании, кроха быстро поймет, что добраться до нее трудно, сложно или невозможно вообще. Тогда он перестанет предпринимать попытки и смирится с недосягаемостью желанного предмета. Как вариант — он может начать истошно орать, требуя эту игрушку. Но если вы будете ставить ее рядом, а с каждым днем немного отодвигать дальше, то процесс ползания будет происходить естественно, при обоюдной заинтересованности сторон.
- Обучение движениям. В ежедневную гимнастику или процедуры массажа стоит добавить новые упражнения, которые будут имитировать ползание и тренировать мышечную память. Можно положить чадо на спинку и поочередно сгибать и разгибать в коленочках ножки. Это не только полезная процедура, но и веселая игра. Можно положить ребенку под животик мягкий валик, взять его за ножки и немного «покатать» его животом по валику, при этом кроха должен упираться ручками в твердую поверхность пола.
Еще одно эффективное упражнение напоминает движения лягушки — положите кроху на живот на твердую поверхность, обе ножки попеременно сгибайте в коленях и слегка разводите в стороны (это будет похоже на манеру плавания лягушат). Через некоторое время в этой позе можно подставлять ладонь таким образом, чтобы стопы крохи упирались в нее, тогда малыш научится отталкиваться и совершать первое инерционное движение вперед.
Укрепить руки и плечевой пояс поможет хождение на руках. Если малыш хорошо опирается на руки во время лежания на животе, аккуратно возьмите его за ножки и слегка приподнимите их, легко подтолкните ребенка вперед, чтобы он начал «переступать» руками. Не делайте это слишком резко, иначе малыш может сильно удариться головой.