Задания для детей 6-7 лет на логику и мышление

Как развивать логику и мышление у детей 5, 6 и 7 лет

В возрасте 5-7 лет дети большую часть времени проводят в детском саду. Поэтому все занятия проводит воспитатель в учебном классе.

Детям младшего дошкольного возраста развивать мышление можно следующим образом:

  • проведение бесед и обсуждений. Дети этого возраста не только могут воспринимать информацию, но и сами высказывают свое мнение и делают простые умозаключения;
  • проведение дидактических игр и выполнение упражнений с логическим содержанием, решение головоломок. Задания могут быть в печатной форме;
  • игры, включающие и творчество, и логику. Лучше всего ребенок запомнит то, что создано своими руками. Поэтому ему можно предложить выполнить следующие задания: дорисовать недостающую часть у геометрической фигуры, отдать недостающие предметы: удочку — рыбаку, машине — колеса и т. д. Необходимо, чтобы ребенок мог пояснить свой выбор;
  • использование приема «намеренной ошибки». В возрасте пяти лет у ребенка уже сформировались представления о юморе и у них достаточно развито мышление, чтобы не принимать на веру все, что говорят взрослые. Использовать намеренную ошибку возможно на любых занятиях, главное, чтобы материал был детям хорошо знаком;
  • применение предметов-заместителей. Данный прием при помощи переноса некоторых свойств предмета на заменяющий его развивает мышление, воображение, творческие способности. Дети способны представить воображаемые свойства предметов;
  • применение знаков и пиктограмм. На пятом году жизни малыш знакомится с цифрами. С помощью их изучения у ребенка развивается абстрактное мышление. Используя цифры, ребенок должен уметь собрать одинаковые предметы в группу и обозначить их количество. Сначала предлагаются простые задания: предметы располагаются в ряд. Ребенок должен определить их количество, указав на определенную цифру. Затем задание усложняется: вразброс выкладываются предметы двух видов (например, 3 яблока и 2 груши). Ребенок должен суметь определить количество каждого предмета и указать на соответствующую цифру;
  • пиктограммы — изображения предметов в более простом виде. Они передают главные и узнаваемые признаки. Пиктограммы способствуют развитию навыков анализа и синтеза. Изучив пиктограмму, ребенок сначала высказывает мнение, какой изображен предмет, затем выделяет его главные черты. После этого вместе со взрослым делает заключение, верной ли была догадка.

Пример пиктограммы

В шесть-семь лет важны практические занятия. Здесь важна самостоятельная работа. Дошкольники старшего возраста исследуют предложенные предметы. Они сравнивают их свойства, цвет, форму, размер. Информацию они должны получать не в готовом виде, а с помощью наводящих вопросов.

Для старших дошкольников можно проводить различные эксперименты и опыты, а также устраивать презентации. Дети должны наблюдать за их ходом и записывать данные в специальный журнал. Затем, просматривая журнал, должны объяснить, как взаимосвязаны этапы опыта: что было в начале и что получилось в конце. Практические приемы тесно связаны со словесными. Ребенок должен уметь объяснить, почему получилось именно так.

Важно! С дошкольниками необходимо вступать в игровой спор, побуждая их высказывать свою точку зрения. Каждый должен уметь отстаивать свое мнение

Развивающие игры

Игр, во время которых дошкольники активно развивают логику, довольно много. Они делятся на несколько групп в зависимости от направления и используемых методик. Рассмотрим самые интересные и популярные.

Графические

Этот тип развивающих заданий на логику стимулирует мелкую моторику и готовит руку ребенка к письму, поэтому графическим играм в 6-7-летнем возрасте стоит уделить достаточно внимания. К ним относятся все занятия, во время которых ребенок рисует или пишет. К примеру, можно предложить дошкольнику раскрасить картинку, ориентируясь на цифровые обозначения, соответствующие определенному оттенку.

Многим детям нравится писать . Для них используют листы в крупную клетку, взрослый диктует, на сколько клеточек провести линию и в какую сторону, в результате чего возникает какое-то изображение, например, кошки, домика или кораблика.

С помощью подобных диктантов ребенок учится не только проводить ровные линии, но и ориентироваться в пространстве.

Не менее популярны и задания «продолжить узор», «соединить точки», разные прописи и раскраски

Все такие игры активно развивают и логическое мышление, и внимание. Они учат ребенка концентрироваться на задаче, воспитывают усидчивость

Речевые

Такие игры одновременно с развитием логики стимулируют речевой аппарат. Их использование делает речь ребенка более четкой и чистой, увеличивает словарный запас. Они особенно важны, если ребенку нужны занятия с логопедом из-за каких-либо дефектов речи.

В ходе речевых игр ребенок должен проанализировать информацию, которую услышал, а затем выполнить задание. К примеру, взрослый начнет называть несколько разных слов, а задачей дошкольника будет отыскать между ними различия или что-то общее.

Хорошей речевой игрой является составление рассказа по картинке, ведь он должен быть логичным и последовательным. Эффективны также описания заданных предметов, придумывания ассоциаций, поиск слов, у которых противоположное значение.

Настольные

Эти игры интересны большинству детей. Психологи относят их к самым эффективным для развития мышления и логики, ведь в ходе игры ребенок планирует и размышляет, обдумывает общую стратегию и ходы. Если же привлечь к занятию несколько участников, это будет дополнительно улучшать коммуникативные навыки и учить, как работать в команде.

Ассортимент настольных игр в наши дни довольно большой, поэтому одновременно с освоением таких традиционных вариантов, как нарды, лото или шашки, можно подобрать для ребенка с учетом его интересов и множество других игр. Кроме того, можно использовать и разнообразные подручные материалы, например, спички или счетные палочки.

Головоломки

Такие игры тоже являются весьма полезными и увлекательными. Среди них стоит упомянуть известный кубик Рубика, логический шар, змейки, металлические и деревянные головоломки. С их помощью можно надолго занять ребенка, развивая одновременно и логику, и внимательность. Они также часто выручают в поездках.

Компьютерные

Эта группа игр, пожалуй, наиболее востребована у современных детей. Хотя многие родители и педагоги относятся к таким занятиям настороженно или негативно, но компьютерные игры имеют определенные плюсы, если контролировать их длительность (до 30 минут в день) и контекст (это не должны быть «стрелялки» или «бродилки»). Выполняя квесты, дети учатся мыслить логически, решать интересные задачи, выбирать правильные ответы.

Развивающие игры

Для детей от 4 до 5 лет

  1. Игры на логику и мышление.
  2. Математические игры.
  3. Игры на память.
  4. Собери картинку из частей.
  5. Найди лишнее.
  6. Раскраски по цифрам.
  7. Пазлы.
  8. Соедини по точкам цифры.
  9. Кроссворды с картинками.
  10. Найди отличия.
  11. Детские кроссворды.
  12. Предложения из слов.
  13. Пропущенное слово в предложении.

  1. Пластилин
  2. Мягкий пластилин (делаем дома)
  3. Соленое  тесто

  1. Пластилин
  2. Бумага и картон
  3. Крупы
  4. Цветные нитки
  5. Семена, орехи
  6. Ткань

Конструирование из подручных материалов

  1. Оригами
  2. Пластиковые стаканчики
  3. Фольга
  4. Макароны
  5. Прищепки
  6. Разные коробки
  7. Втулка от туалетной бумаги

Творческое занятие может быть подготовкой к следующей игре. Можно слепить героев сказки, а затем разыграть представление. Нарисовать игрушку, вырезать ее и использовать в другой игре.

Раскраска «Тигрёнок»

Подборка игр для детей 4-5 лет

1. Разложи по цветам.

2. Разноцветные мыльные пузыри

3. Лабиринт с шариком

4. Проезжая часть из молярного скотча или изоленты

6. Съедобное – несъедобное

Называем слово, если съедобное, то ребенок должен поймать мяч, если несъедобное откинуть.

7. Подводный мир с фонариком

9. Театр теней

Развивающие игры для детей – это прежде всего непаханое поле  для творчества и фантазии родителей . Играйте в старые игры и придумывайте новые!

Игры с водой

Переливание цветной воды

В несколько емкостей налить воду и окрасить ее в разные цвета. Смешивать разные цвета между собой и обсуждать с ребенком результат.

Рыбалка без воды

Морская регата

Делаем кораблики из бумаги или других легких материалов, опускаем их в таз с водой. Ребенок дует на кораблик, и старается направить его к другому «берегу». Можно устроить соревнование в кругу семьи, сделав каждому кораблик определенного цвета.

Игры на логику

5-летнему почемучке интересно всё новое, яркое, интерактивное. Рекомендуем увлекательные и полезные игры, которые будут не только развлекать ребёнка, но и развивать его логику.

  1. Найди лишнее.
  2. Продолжи ряд картинок.
  3. Отгадай загадку.
  4. Множества.
  5. Вопросы на логику.

Математические игры

Занимательные задания в картинках помогут ребёнку освоить цифры, счет в пределах 10, сформируют базовые математические представления. Каждая игра развивает 1-3 конкретных умения: ориентироваться в примерном количестве предметов и пересчитывать их, освоить сложение и вычитание, размещать по возрастанию и убыванию и многое другое.

  1. Сосчитай кубики.
  2. Соты с буквами и цифрами.
  3. Вставь цифру.
  4.  «+» или «−».
  5. Тренируем счёт до 10.
  6. Возрастание, убывание.
  7. Счёт с разных сторон.

Начните с 15-20 минут в день.

Развиваем внимание и память

Интерактивные задания помогут развить избирательность, распределение и переключаемость внимания. Ребёнок научится лучше концентрироваться, станет более внимательным.

Примеры заданий:

  1. Доскажи словечко.
  2. Правдиш и вруниш.
  3. Игры с цифрами.
  4. Игры с фигурами.
  5. Выучи стих.
  6. Спой песню.

Игры на внимание и память

Найди отличия на картинках

Эти игры очень нравятся как малышам, так и детям постарше

Такие игры хорошо развивают внимание и наблюдательность, а также вырабатывают в ребенке умение сосредоточиться на конкретной задаче

Составить предложения из слов

Это задания, которые крайне необходимы детям (особенно дошкольникам и младшим школьникам) для грамотности речи и умения составлять рассказы. Это умение очень пригодится в начальных классах, когда ребенок сталкивается с большими трудностями при попытке пересказать или составить текст.

Пазлы для детей

Это прекрасная возможность провести свободное время за интересным занятием. Ведь пазлы любят собирать все дети без исключения

Игра в пазлы развивает внимание ребенка, учит его усидчивости и терпению. А все эти качества очень необходимы любому школьнику…

Что такое логическое мышление

Логика – это наука, которая изучает способы и формы мышления. При этом логическое мышление – это особенный вид мышления, использующий определенные логические правила, конструкции и понятия.

У детей логическое мышление вырабатывается в результате образного мышления. Такое мышление – это и есть высшая точка на чистоту и логичность мыслей у ребенка. Путь к этой точке – нелегкий и долгий, который требует высокой умственной активности и огромных знаний.

Развитие логического мышления у ребенка – довольно сложный процесс, который охватывает много разных познавательных функций и включает в себя различные занятия. Это умение объяснить ребенку сложные вещи простым понятным ему языком, научить установлению взаимосвязей, научить оценивать ситуацию и делать выводы из нее. Но как это сделать правильно, знают далеко не все родители.

Когда росли мы, никто не читал умных книг по психологии, развитию детей. Просто наши родители общались с нами, как со взрослыми, объясняя все, что происходило вокруг. Мы считали автомобили одинакового цвета, одинаковой марки, наблюдали за насекомыми, птицами, животными и абсолютно все комментировалось родителями.

Сейчас родители стремятся больше заработать, подняться вверх по карьерной лестнице, дети предоставляются сами себе или пропадают за компьютерами и планшетами, «покоряя» рубежи онлайн игр. Вся логика детей сводится к тому, чтобы уметь включить гаджет.

Загадки для детей на логику с ответами

Загадки для детей на логику с ответами помогут узнать как быстро вы можете узнать ответ.Загадка №1

Меня зовут Миша. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры?

(Ответ: Миша)

***

Загадка №2

Может ли дождь лить два дня подряд?

(Ответ: Нет, между ними — ночь)

***

Загадка №3

Вы опередили лыжника, который находился на второй позиции. Какое место теперь занимаете вы?

(Ответ: На второе)

***

Загадка №4

Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов?

(Ответ: 2)

***

Загадка №5

На что больше всего похожа половина апельсина?

(Ответ: На вторую половину апельсина)

***

Загадка №6

Два мальчика играли в шашки 2 часа. Сколько времени играл каждый из мальчиков?

(Ответ: 2 часа)

***

Загадка №7

Из какой посуды не едят?

(Ответ: Из пустой)

***

Загадка №8

Шла бабка в Москву, навстречу ей три старика, у стариков — по мешку, а в каждом мешке — по коту. Сколько всего шло в Москву?

(Ответ: Только бабка шла в Москву, а вот старики шли в другую сторону)

***

Загадка №9

Когда чёрной кошке легче всего пробраться в дом?

(Ответ: Когда дверь открыта)

***

Загадка №10

Каким гребешком нельзя расчесаться?

(Ответ: Петушиным)

***

Загадка №11

В парке 8 скамеек. Три покрасили. Сколько скамеек стало в парке?

(Ответ: 8)

***

Загадка №12

Какой рукой лучше размешивать чай?

(Ответ: Той, в которой ложечка)

***

Загадка №13

Что с пола за хвост не поднимешь?

(Ответ: Клубок ниток)

***

Загадка №14

В 12-этажном доме есть лифт. На первом этаже живет всего 2 человека, от этажа к этажу количество жильцов увеличивается вдвое. Какая кнопка в лифте этого дома нажимается чаще других?

(Ответ: 1)

***

Загадка №15

Что можно приготовить, но нельзя съесть?

(Ответ: Уроки)

***

Каково мышление в 6-7 лет?

К 6 годам мозг ребенка уже настолько развит, что возникает новый качественный виток в развитии. Он способен воспринимать и обрабатывать даже сложные операции.

У детей значительно увеличивается словарный запас и развивается абстрактное мышление. Они без усилий переключаются с одного занятия на другое, при этом остаются внимательными и сконцентрированными. Мышление у них очень подвижное – в этом и состоит его особенность. Дети в этом возрасте уже осознанно устанавливают причинно-следственные взаимосвязи.

Однако самостоятельно развить свое логическое мышление ребенок не может. Родители должны суметь преподнести малышу идею занятий. Если сказать ребенку «сейчас мы начнем развивать твою логику сынок/дочка», результатов не будет. Для занятий нужна непринужденная обстановка, т.е. они должны проходить в виде игр.

Развитие обогатит представление ребенка об окружающем мире, даст понимание объединяющих закономерностей предметов и явлений, поможет объединять или выделять признаки предметов — общие и существенные.

Развитый ребенок в 6-7 лет должен уметь:

  • самостоятельно продолжать логические ряды, без посторонних подсказок и наводящих вопросов;
  • уметь найти лишний из 4-5 предложенных предметов;
  • уметь составлять рассказы по картинкам с логическим завершением.

Развивающие игры

Помимо печатных пособий для развития логики, у дошкольников могут использоваться и разнообразные настольные игры. К ним относят такие.

Палочки Кюизенера. Такая универсальная игра способствует развитию логики, аналитического мышления, счета, фантазии. При первом знакомстве ребенку предлагают рассортировать палочки по цвету и длине. Из них также можно составлять разные фигуры.

Танграм. Такая головоломка представлена 7 геометрическими фигурами, из которых можно составить сотни картинок. Самым маленьким дают лист, на котором фигуры изображены в полном размере, а детям постарше предлагают сложить картинку, смотря на маленькое изображение-пример либо придумать вариант самостоятельно

Игра активно развивает мышление и внимание.

Блоки Дьенеша. Ребенку дают 48 фигурок разного размера, окраски и формы

Играя с ними, малыш легко сможет составлять целое, сравнивать фигуры, классифицировать их, что будет развивать не только логику, но и память, фантазию и внимание.

Домино и лото. Такие игры для дошкольного возраста представлены разной тематикой, например, на детальках изображают животных, фрукты, цифры или транспорт.

Существуют десятки увлекательных обучающих игр, например, нужно соотнести следы и животных, убрать лишние предметы, закрыть пустующие окошки в рисунке недостающими «заплатками», собрать пазлы на экране, искать отличия в двух изображениях, сортировать картинки от маленьких к большим и многое другое.

Логические задачи для дошкольников

1. Боролись три мальчика: Сеня, Ян и Саша. Сеня сильнее Яна, Ян сильнее Саши. Кто из них самый сильный (средней силы, самый слабый).

2. Жили-поживали три девочки; Алина, Света, Лиза. Алина слабее Светы, а Света слабее Лизы. Какая девочка самая сильная (Лиза).

3. Соревновались три мальчика: Серёжа, Алёша и Вася. Серёжа бегает быстрее Алёши, а Алёша быстрее Васи. Кто бегает быстрее всех? (Кто бегает медленнее всех?) (Кто бегает средне?)

4. Три девочки: Маша, Катя и Таня – писали диктант. Маша пишет медленнее Кати, а Катя пишет медленнее Тани. Кто пишет быстрее всех? (Таня)

5. Рисовали три девочки: Мила, Таня, Катя. Мила рисует лучше Тани, а Таня лучше Кати. Кто рисует лучше всех? Кто рисует хуже всех?

6. Вязали три девочки: Ира, Лена, Вита. Ира вяжет хуже Лены, Лена вяжет хуже Виты. Кто вяжет лучше всех? (Вита) Кто вяжет средне?(Лена)

7. Лёня выше Коли, Коля выше Дениса.? Кто средний по росту?

8. Пели песни три мальчика: Миша, Саша, Женя. Миша поёт громче Саши, Саша поёт громче Жени. Кто поёт тише всех? (Женя)

9. Разговаривают три девочки: Дина, Валя, Люда. Дина разговаривает тише Вали, Валя разговаривает тише Люды. Кто разговаривают тише всех? (Люда)

10. Аня веселее Юли, Юля веселее Вари. Кто грустнее всех?

11. Кира толще Паши, а Паша толще Димы. Кто из мальчиков самый толстый, а кто самый худой?

12. Лена ела сладкую, зелёную грушу, а Соне досталась сладкая, жёлтая груша. Чем груши Лены и Сони похожи, а чем отличаются.

13. У Любы велосипед красный трёхколёсный, а у Веры синий трёхколёсный. В чём отличие велосипедов и чем они похожи?

14. Оля и Варя вязали носки и варежки. Оля вязала носки. Кто вязал варежки?

15. Толя и Дима катались на велосипеде и самокате. Дима ездил на самокате. На чём катался Толя?

16. Подружки Зина и Соня сажали розы и ромашки. Зина сажала не розы. Что сажала Соня?

17. Маша и Сима рисовали дворец и принцессу. Сима рисовала не дворец. Что рисовала Сима, а что Маша?

18. Два мальчика гоняли мяч, а один стоял на воротах. Что делал Лёва, если Ваня и Гоша гоняли мяч?

19. Два мышонка и хомяк плыли по речке в кораблике и на бревне. На чём плыл хомяк, если мышата плыли на кораблике. 

20. На зиму мышь, хомяк и крот сделали запасы в подземных кладовочках. У мыши кладовка меньше, чем у хомяка, а у крота больше, чем у хомяка. Чья кладовка средняя по величине?

21. У Маши квадратный стол. Какую геометрическую фигуру напоминает крышка стола?

22. Художник нарисовал зайца. У зайца голова, два уха, три ноги. Всё ли нарисовал художник?

23. Мама назвала предметы: кастрюля, сковородка, чайник. Помоги Мите продолжить ряд. Где в доме размещаются эти предметы?

24. Чем похожи пруд, ручей, речка, море? Можно их назвать одним словом?

Речевые игры на развитие логики

В ходе речевых логических игр дети учатся исследовать и анализировать информацию, полученную на слух. Например, взрослый вслух произносит два слова, дошкольник должен назвать их различия между собой: апельсин и банан, весна и лето, день и ночь, бабочка и птица и т.п.

Можно попросить ребенка составить рассказы по картинкам. В этом случае необходимо следить за последовательностью (логичностью) рассказа, при затруднении ребенку следует помочь.

Довольно эффективны игры на узнавание объектов по определенным признакам. Необходимо попросить ребенка назвать предмет, про который рассказывает взрослый. Например, он желтый, вытянутый и сладкий (банан); он зеленый, полосатый, съедобный (арбуз); рыжая, хитрая, живет в лесу (лиса) и т.п. Таким образом ребенок не просто отгадывает слова и предметы, но и запоминает новые слова, развивает ассоциативную память, учится описывать предметы по их качествам и свойствам.

Также можно попросить дошкольника назвать слова с противоположным значением, например, веселый — грустный.

Слова для примера:
— тяжелый – легкий;
— белый – черный;
— умный – глупый;
— твердый – мягкий;
— холодный – теплый;
— чистый – грязный;
— пустой – полный;
— длинный – короткий;
— светлый – темный.

Или называть синонимы к названным словам (например, маленький – низкий, короткий, мелкий и т.д.).

Отличная игра на одновременное развитие логики и речи состоит в том, что нужно назвать слова, противоположные по смыслу:
«Мышка пищит тихо, а собака лает – (громко)»;
«Кот сытый, а волк – (голодный);
«Один сапог чистый, а другой (грязный);
«Для каши тарелка мелкая, а для супа – (глубокая);
«Лимон – кислый, а апельсин (сладкий).
Очень полезно учить детей решать логические задачи на слух, например: «Что легче, килограмм камней или килограмм ваты?», «Вася выше ростом Саши, но ниже Алеши. Кто выше Саша или Алеша?».

Память младших школьников

Какие же превращения происходят с памятью, когда человечек начинает учиться в школе, каковы ее особенности? Первоклашки и второклашки по способности запоминать мало чем отличаются от дошкольников. Запоминание носит наглядно – образный характер. Детям намного легче запоминать то, что они видят и могут потрогать руками. Поэтому наглядность – один из основных принципов обучения в начальной школе.

Так же маленькие школьники быстрее запомнят такую цепочку слов как:

  • флаг;
  • ложка;
  • птица;
  • колбаса;
  • кактус.

Чем такую:

  • верность;
  • творчество;
  • смелость;
  • испуг;
  • прелесть.

Почему? А потому, что они могут вызвать внутренние образы предметов из первой цепочки слов (использовать зрительную память) и не могут представить в виде конкретных образов слова из второй цепочки. А ведь таких «непредставляемых» понятий, определений, доказательств, правил в школе хоть отбавляй.

Понятно, что образной памяти становится не достаточно. И тут на сцену выходит её словесно-логический вид. Вот его то и пытаются развить педагоги, стараясь подготовить учеников к обучению в средней школе.

И еще одна особенность младших школьников. Если учитель задает подготовить пересказ какого-то текста, то ученик будет механически заучивать его наизусть, используя метод многократного повторения. С этим механическим подходом нужно бороться. Нужно научиться пользоваться памятью правильно. Выделять главное, откидывать незначительное, находить логические связи.

Значит ли это, что об образной памяти можно забыть? Нет, конечно! Она не раз в жизни пригодится.

Необходимость логических задач для детей

Различные загадки на логику способствуют активизации мыслительного процесса, побуждают думать, рассуждать, анализировать, делать собственные умозаключения. Расшифровка каждой задачи — это возможность развивать смекалку и усидчивость.

Решение логических задач для детей 6 лет приводит к сосредоточенности на одном объекте продолжительное время, что так необходимо в процессе обучения в школе. Упражнения развивают умение запоминать предлагаемый материал, анализировать ситуацию, способствуют саморазвитию и являются трудотерапией.

Учиться мыслить нестандартно — путь к рациональному и объективному решению различных жизненных задач. Это возможность находить выход из любой затруднительной ситуации в будущем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наш детеныш
Добавить комментарий