Как научить ребенка постоять за себя

Вопрос психологам

Спрашивает: Леля

Категория вопроса: Дети

06.04.2015

Здравствуйте!

Мой сын неуверен в себе. Ему 10 лет. Отличник, призер школьных олимпиад по ВСЕМ предметам ( учится в гимназии), довольно успешно занимается шахматами. Хочет, конечно, быть в лидерах, что в принципе удается.

Но все чаще слышу от него:» я не рассчитываю на победу; конечно, я не смогу, и т.д. И т. П.». Но при этом идет участвовать в соревнованиях.

С одной стороны, я понимаю, что это защитная реакция от возможной неудачи. Но с другой стороны, с таким настроем трудно побеждать.

Начинают терзать мысли: может, это только я хочу, чтобы он чего-то достигал в своих увлечениях, а ему это совершенно не нужно, он не честолюбивый? Или я просто передавила его требованиями, и сын боится быть » неудачником»?

ВОПРОС: может ли консультация психолога выявить причину такого поведения ребенка ( в беседе или путем тестирования) и можно ли с ребенком ( хотя нужно скорее с мамой, наверное) над этим поработать, но так, чтобы он не понял, что это психолог. Боюсь, подумает, что » лечат», значит все плохо и самооценка упадет еще ниже.

Спасибо за ответ

Хватит! Читать советы для других людей!

Получите Ваш бесплатный советпсихолога прямо сейчас

Или…
Найдите ответ на свой вопрос!В базе из 400 тысяч советов

Советы по категориям

Отношения
Семья
Секс
Дети
Здоровье
Красота и внешность
Работа, бизнес, карьера
Стресс и депрессия

Пищевое поведение
Кризисы
Зависимости
Страхи и фобии
Сон и сновидения
О смерти
Самопознание
Эмоции и чувства

Деньги
Отдых
Я и психолог
Психология и психологи
Интересно
Другое
Все советы психологов

Как преодолеть неуверенность в себе

Неуверенность по Жизни, очень частый спутник у большинства людей в России. Какие причины этого:

  • Состояние хронического стресса
  • Неудачи в личной жизни и бизнесе
  • Психологические детские травмы и травмы во взрослом состоянии
  • «Нереализованные» цели и желания, долги перед собой
  • Болезни, особенно хронические
  • Идеализации, что «должно быть только так, а этого не происходит»
  • «Неизвестность будущего»

И первое что женщина о себе думает, что «она какая-то не такая…».

Признаки «неуверенного человека»

  • Нет спокойствия по жизни, одна суета
  • Открыв шкаф, вы совсем не понимаете какая одежда вам идет и подойдет
  • Вы переживаете по всем поводам, что кто-то заметит вашу оплошность, ошибку, что вы что-то сделаете не так и это касается всего
  • Боитесь стать посмешищем
  • Опасаетесь новых компаний и новых людей
  • Боитесь, что не справитесь
  • Молчите почти всегда, потому что боитесь что-то не то сказать
  • Боитесь новых дел, начинать для вас всегда очень трудно
  • Боитесь перемен и выхода из «зоны комфорта»

Страх спутник неуверенного по Жизни человека

Мы рождаемся уже с набором определенных страхов, которые нам передались от наших самых далеких родственников, когда необходимо было «выживать» и бороться за «место под солнцем». Страх гонит всегда нас или «бить или бежать». Так было в древности. Это наш «глубинный страх».

У кого-то ничего не изменилось с древних времен

«Глубинный страх» — это внутреннее чутье

Сейчас все совсем не так. Мы понимаем, что если будем трогать горячий утюг, то будет ожог. Но есть ситуации, когда мы не знаем, что может быть, а организм наш очень разумный и он защищает нас заранее и «внутреннее чувство» подсказывает нам не делать этого, хотя мы и не знаем, как может получиться.

Кто-то этот «глубинный страх» игнорирует и идет дальше, а кого-то он останавливает, «парализует», тем самым и вселяя в нас неуверенность. Как преодолеть неуверенность в себе и избавиться от страха?

Неуверенность — это удел очень чувствительных и эмоциональных людей. Они, сами по себе, такие от рождения: застенчивы, всегда откликаются на помощь, добры, восприимчивы к обидам, они боятся причинить зло другим людям и очень сложно отказывают кому-то, но при этом они и идеалисты по Жизни.

У них все должно быть идеально, в отношениях, в деньгах, в работе, везде. А если это не так, то соответственно они очень переживают и это их девиз, что «не стоит высовываться». Вот такая присуща им «двойственность».

Следует отметить, что эти люди очень талантливы по жизни, они обладают умением все глубоко изучать, много знать и много читать, фантазировать и изобретать, они «чувствуют» творчество во всем, что им нравится и за что они берутся, и, главное, что у них многое получается.

Творческий человек всегда найдет себе применение в жизни

А если они не берутся что-то делать или у них не получается что-то, то очень часто они начинают все АНАЛИЗИРОВАТЬ. Обычно слова «вот если бы я так сказал или сделал, то все могло бы быть совсем не так».

Вот так и падает самооценка, и возникает неуверенность в себе.

Главный аргумент этого, что ВСЕ, ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ И КАК ПОСТУПАЕМ в ОПРЕДЕЛЕННЫЕ МОМЕНТЫ ЖИЗНИ – это единственно правильный на тот момент вариант.

Не жизнь, а бесконечная череда неоправданных страхов

Каждый раз приходится все перепроверять, просчитывать шаги, перебирать кучу информации, чтобы правильно сделать, поступить, надеть и т.д. Это вызывает бесконечное стрессовое состояние и недовольство собой, а, главное, усталость. И все время Жизнь «в прошлом» и «в будущем».

У тебя есть три попытки

Хотите, чтобы у ребенка не было страха перед новой деятельностью — поощряйте его инициативу и давайте качественную обратную связь.

Здесь рекомендации такие: мы разрешаем ребенку пробовать делать то, что он просит: залезть на горку, подмести пол, погладить футболку, но следим за тремя вещами: обеспечиваем безопасность, проговариваем правила поведения в подобной ситуации, и, если задача оказалась слишком сложной, — поясняем, каким навыкам ребенку предстоит научиться, чтобы её выполнять.

Здесь же даем качественную обратную связь. Что это такое? Это когда мы отмечаем, что именно при выполнении действия у ребенка получилось хорошо и комментируем, что можно добавить.

Как это выглядит на практике.

Дочь пяти лет захотела сама погладить себе кофту. Обеспечиваем условия: мама для первого раза выбирает кофту, которая легко гладится (гарантия положительного результата) и которую не жалко выкинуть в случае неудачи (чтобы неудачный опыт не стал травмой). Объясняет, какие температурные режимы есть у утюга, вместе выбирает соответствующий. Показывает, насколько горяча поверхность, и как нужно его держать, чтобы не обжечься. Рассказывает, что изделие нужно гладить с внутренней стороны. Отдает ребенку утюг, находится рядом, поддерживает, отмечает положительные моменты по результату, даже если кофта оказывается не идеально выглаженной, комментирует, что нужно добавить в следующий раз, чтобы получилось лучше.

Ошибки не делают нас неудачниками

Мы, родители, хотим, чтобы наши дети во всем были успешны

Неважно, будет это домашнее задание, игра школьной сборной или бутерброд, который надо приготовить самому, не размазав желе и арахисовое масло по всей кухне

Чтобы помочь нашим детям достичь успеха, мы терзаем их постоянными напоминаниями, подстегиваем вопросами. И, словно супергерои, бросаемся к ним на помощь, если появляется хоть малейший риск, что они не справятся сами. Или, что еще хуже, решаемся на обман ради их побед.

И такая помощь приносит больше вреда, чем пользы.

Но мы поступаем так из лучших побуждений. Хочется, чтобы наши дети были счастливы, верили в себя и свои возможности.

Кроме того, когда нужно будет рисковать, они испытают неуверенность в себе. Им трудно будет отражать удары судьбы и мужественно принимать проблемы.

Когда мы постоянно страхуем наших детей, они верят, что у них всегда все получается. А это, конечно, не так.

Детский и подростковый психолог Дженнифер Хартстейн говорит: «Дети, которых постоянно выручают из проблемных ситуаций, в дальнейшем будут избегать любого риска, боясь потерпеть неудачу. С возрастом, когда нужно будет самим принимать решения, это может вылиться в депрессию и повышенную нервозность».

Если же мы разрешим нашим детям ошибаться, они научатся решать проблемы творчески.

Итак, давайте спросим еще раз: разрешим ли мы своим детям ошибаться?

Ошибки — часть повседневности.

Ошибки делают нас людьми, а не неудачниками.

Ошибки — это шанс чему-либо научиться, они помогают нам адаптироваться к новым и трудным ситуациям, с которыми мы будем сталкиваться всю жизнь.

Да «поможет» нам маркетинг

Ждать… старинная русская поговорка говорит, что нет ничего хуже этого, разве что, догонять. Скажите, неужели хоть кто-то из вас любит, ой, нет, УМЕЕТ ждать? Но именно на этом нашем неумении настроена целая система продаж. Не верите?

Вспомните, вы стоите в очереди на кассу. Что вас с двух сторон окружает? Стеллажи продукции. Сказать, что эти батончики или жвачки очень вам нужны, нельзя. Но от нечего делать, ваша рука сама тянется, чтобы почитать/поизучать то, что написано на упаковке. Естественно, что после такого «исследования» этот товар оказывается в нашей корзине.

Так мы – взрослые люди! А какого деткам? Яркие «наряды» вкусных шоколадок манят карапузов. Кажется, что, если мы не купим для них эту вкуснятину, их жизнь просто потеряет смысл. Но, если вам кажется, что, после того, как вы пообещали приобрести батончик, малыш успокоится и будет тихо стоять в ожидании, вы глубоко ошибаетесь. Теперь он еще больше жаждет чтобы наступила ваш черед расплатиться и окончательно завладеть своим трофеем.

Чего делать не стоит?

Преувеличивать

Пытаясь разобраться в конфликте, необходимо разграничивать свое отношение к ситуации, и то, как ребенок воспринимает сложившееся положение вещей. Спросите у сына или дочки: действительно ли их обижают и угнетают? Может, это ваши давние обиды, поднятые из глубин детства, и приписываемые сейчас малышу? Часто дело обстоит именно так.

Иногда родители сильно преувеличивают обиду, нанесенную ребенку. Из пустяка разыгрывается целая трагедия, раздувающая детское самолюбие. Человеку с гипертрофированной чувствительностью налаживать свои отношения с обществом очень непросто. У таких людей нет друзей. Они во всем пытаются найти подвох, злятся и обижаются при любых неаккуратных фразах, высказанных в их адрес.

Передавать ребенку по наследству комплексы

Регулярные утверждения, что малыша подавляют, постепенно закладывают в сына или дочь комплекс неполноценности

Заостряя внимание на пустяковых обидах, родители приучают кроху к неприятному слову «унижение». Зачастую кричат об обидах и унижении мамы и папы, которые в детстве сами не смогли дать достойный отпор соперникам

Проясните ситуацию, возможно, малыша никто не унижает, а ему просто делают резонное замечание.

Пугать сложным будущим

Не нужно внушать ребенку страх перед «вселенской жестокостью»; постоянно слыша такие утверждения, малыш четко усвоит, что «мир большой и тяжелый», а он маленький, и не сможет выстоять во вражеском стане. Подобные мысли порождают страх и неуверенность у одних детей, а у других – агрессию, внутри которой прячется тот же страх. Страхи парализуют малыша, мешая ему нормально развиваться.
Для полноценного формирования личности ребенку нужно верить, что мир добр. Да, злые люди и неприятные ситуации встречаются, но это скорее исключение, чем правило. В жизни есть немало радостных и светлых впечатлений

На них и нужно заострять внимание малыша

Исключить слова «слабак» и «слюнтяй»

Такие эпитеты редко, но встречаются у отдельных пап как реакция на слабость сына. Дети у таких отцов страдают еще больше. Во-первых, им неприятны конфликтные ситуации, а во-вторых, малыши боятся огорчить родителей и получить порцию неудовольствия. Дети зажимаются в себе, предпочитая скрывать проблемы и обиды, перестают верить родителям. Это гарантирует еще большие трудности, ведь теряя опору в лице взрослых, детки становятся полностью беззащитными.

Копить гнев

Объясните ребенку, что не нужно копить негатив, обиду и гнев в душе – это разрушительно для хрупкой детской психики. Научите малыша изливать свои переживания, обязательно морально поддерживайте его и давайте добрые советы

Важно, чтобы малыш всецело вам доверял, и был уверен в вашей поддержке. Для общения с ребенком можно воспользоваться некоторыми советами психолога

Упражняться в остроумии

Порой стычка с другими детьми все же неизбежна, но и в этом случае не нужно сразу обнажать кулаки. Драка – это не путь решения проблем, а только боль, возможно даже больница, осуждение и разборки с родителями другого ребенка.


Ответ остроумным словом против агрессии

Противника, тем более, совсем юного, легко обезоружить всего лишь острым словом. Обидчик может сам попасть в свою ловушку и показаться настолько нелепым, что сразу отобьет у него желание продолжать нападать.

Спасение в этом случае – умение малыша найти нужные слова. А для этого с малышом надо упражняться оценивать различные жизненные ситуации с юмором.

Проживаем неудачи

Еще одна основа веры в себя — это понимание, что ошибки не фатальны и случаются со всеми, нужно просто знать, как их исправить. Проговаривайте для ребенка, в чем причина его неудачи в конкретной ситуации. Ругать ребенка — никогда не конструктивно. Это привьет ему чувство вины, но не научит вести себя по-другому. Необходимо проговаривать, что именно помешало выполнить задачу и как сейчас устранить последствия («Ты ошибся в примере, потому что отвлекся на уведомления на планшете. В следующий раз отключай планшет, когда садишься за уроки. Реши ещё один подобный пример в тишине»).

Покажите, каким образом ребенок сам может исправить ситуацию и дайте ему возможность сделать это. Сломал чужую игрушку — объясните, почему другой ребенок плачет и посоветуйте извиниться и предложить взамен какую-то из своих.

Если ваш ребенок будет видеть, что он смог исправить ситуацию — это будет давать ему то самое чувство уверенности, что он всегда сможет справиться с последствиями. В конечном счете опыт успешного выхода из конфликтов и исправления своих ошибок — основа того, что ребенок не будет бояться пробовать что-то новое.

“А какой я?” и другие вопросы

Интересно то, что, хотя самооценка и формировалась с самого рождения наших детей, но вот именно сейчас — с 11 лет — наступает оптимальное время для того, чтобы с ней работать. Почему?

Ну во-первых, потому что ребенок уже не совсем ребенок, он себя как-то осознает и что-то сам про себя понимает.

Во-вторых, ему становится любопытно: а какой я? Раньше было просто «я — хороший» или «я — плохой», а теперь вдруг сел у окна и задумался – а какой это, хороший? А почему? А от чего это зависит? 

Кроме того, подростки начинают, наконец, сами себя сравнивать с другими – что я могу, чего не могут другие? Чем я лучше?

Если вам еще и удастся сохранить контакт, то со взрослеющими сыном или дочерью уже можно поговорить почти на равных. Услышать их и сказать то, что смогут услышать они. Взрослой частью себя. 

Пять способов научиться проигрывать

В долгосрочной перспективе, позволяя детям ошибаться и учиться на ошибках, мы поможем им обрести уверенность в себе и выносливость. Бросаясь на помощь при любой неудаче, мы лишаем ребенка этих качеств.

1. Не бойтесь промахов

Пусть ваши дети знают, что умение смело смотреть в лицо проблемам — ваша семейная ценность. Расскажите детям, как вы сами совершали ошибки, но не отчаивались и шли дальше.

Подкрепите свои слова действиями — когда ваш ребенок совершает ошибку, не наказывайте его строго, но поощряйте в попытках исправить последствия, без осуждения и с чуткостью.

Будь то необычный аттракцион в парке развлечений или новая математическая задачка. Также вы сами будете гораздо смелее выходить из зоны комфорта и пробовать что-то новое — участвовать в благотворительных акциях, изучать новый язык или пробовать незнакомый вид спорта.

Трудные вещи становятся легче, когда вы работаете в команде. Станьте примером, научитесь бросать себе вызов, и вы удивитесь, насколько смелой станет вся ваша семья.

Фото: unsplash

2. Будьте с неудачами на «ты»

Ребенок должен знать, что такое ошибка

Неважно, завязывает ли он шнурки, кидает мяч или составляет схему предложения — мы обязательно спотыкаемся, пока учимся. Пусть дети знают, что, пока они осваивают что-то новое, неудачи неизбежны

Подчеркните положительные стороны: на ошибках можно учиться.

Венди Флинн сказала: «Позвольте себе быть неопытным новичком, никто не становится успешным сразу. Если дети понимают это, то перестают панически бояться ошибок. Неудачи становятся этапом на пути к успеху».

3. Берите пример с успешных людей

Бизнес-магнаты или знаменитые спортсмены всю жизнь преодолевали препятствия и неудачи. Вот только несколько примеров: Майкл Джордан, Стив Джобс, Опра Уинфри.

Поделитесь их историями со своими детьми и расскажите, как вы сами прошли через трудности и стали лучше.

4. Анализируйте ошибки

Нам хочется вмешаться, когда ребенок терпит неудачу. Но постоянно выручать его нельзя. Однако мы можем поддержать дочь или сына, объяснить, что пошло не так и как действовать в следующий раз.

Попробуйте посочувствовать: «Да, это было действительно трудно. Теперь, когда ты прошел через это, как бы ты поступил в следующий раз?»

Не решайте за них все проблемы, но позвольте им развить навыки критического мышления и научиться строить планы на будущее.

5. Дайте ребенку возможность учиться самому

Родители часто давят на детей, когда дело касается оценок. Да, в школе легче всего потерпеть неудачу. Но именно там ребенок учится брать на себя ответственность за собственный успех.

Наши дети прокладывают себе дорогу во взрослую жизнь, когда распределяют свои задачи, общаются с учителями и одноклассниками, а также совершенствуются.

Поймите, что учеба — это зона ответственности вашего ребенка. Поэтому предоставьте ему инструменты и ресурсы для решения проблем, если они возникают. Помогите распознать трудности и объясните, как с ними бороться, будь то разговор с учителем после урока или занятие с другом.

Прорепетируйте с ребенком разговор с учителем об оценке за контрольную, но пусть он идет к учителю, а не вы.

Одни исправляют ошибки, другие от них бегут

Кэрол Двек

Я хотела понять, как дети справляются со сложными задачами и трудностями. Я предложила 10-леткам задания, которые были немного сложнее их уровня.

Некоторые ребята отреагировали на удивление позитивно. Они говорили что-то вроде: «Обожаю трудности» или: «Я так и думала, что чему-нибудь научусь». Они понимали, что их способности могут развиваться. Они обладают тем, что я называю мышлением роста.

Однако другие ученики восприняли задания как трагедию, катастрофу. Смотря на проблему через призму фиксированного образа мышления, они увидели задачки на интеллект, с которыми они не справились. Вместо того чтобы наслаждаться силой слов «пока нет», они оказались зажатыми в тиски слов «прямо сейчас».

Что же будет с ними дальше? Я вам расскажу. В одном исследовании они рассказали, что если они завалят экзамен, то в следующий раз спишут, вместо того чтобы заниматься больше. В другом исследовании, получив плохую оценку, они стали искать тех, у кого результат оказался еще хуже, — поднимая таким образом свою самооценку. Во всех многочисленных исследованиях они избегали трудностей.

Ученые измерили электрическую активность мозга студентов, столкнувшихся с ошибкой. Слева вы видите студентов с фиксированным образом мышления. Активность практически отсутствует. Они бегут от ошибок. Они не хотят с ними связываться.

Справа же вы видите студентов с мышлением роста, — тех, кто убежден, что способности можно развивать. Они полностью погружены в процесс. Их мозг охвачен идеей «пока нет». Они глубоко вовлечены. Они обрабатывают ошибку. Они на ней учатся и исправляют ее.

Как мы воспитываем наших детей? С помощью «прямо сейчас» или с помощью «пока нет»? Мы воспитываем детей, помешанных на хороших оценках? Мы растим детей, которым не знакомы смелые мечты? Их самая заветная цель — получить пятерку или сдать экзамен? Пронесут ли они по жизни эту потребность в постоянном признании?

Может быть. Работодатели говорят мне, что мы уже вырастили поколение молодых работников, которые и дня не в состоянии прожить без какой-нибудь награды.

Практикуйте с ребенком социальные сценарии

Застенчивому ребенку с трудом даются даже элементарные «здравствуйте» и «до свидания». Естественно, это не самым лучшим образом отражается на его социализации в детском саду и школе. Малыш буквально теряется и не может ни слова сказать, прячется за маму.

Попробуйте развить социальные навыки ребенка ролевыми играми и специальными упражнениями. Ценные рекомендации дает педагог-психолог Любовь Быкова: «Есть очень хорошее упражнение»сочини рассказ». Его можно практиковать везде — и на прогулке в парке, и пока вы идете в детский садик. Когда вы вместе сочиняете рассказ, малыш невольно начинает делиться впечатлениями про свой день в детском саду — что он там ел, в какие игры играл, с кем гулял. С помощью такого легкого и интересного упражнения вы учите ребенка излагать свои мысли и формируете доверительные отношения с ним».

«Можно поиграть в социальную игру, где ребенок выступает в роли покупателя. Вы вместе с ним отправляетесь в магазин и даете ему возможность самостоятельно заплатить за покупку. Он, подходя к кассе, перебарывает свой страх общения в социуме. В процессе развивается его самостоятельность и уверенность. — добавляет Любовь Быкова, — А если ребенок боится публичных выступлений, пусть сначала расскажет стихотворение в кругу семьи. Потом можно пригласить послушать произведение дедушку и бабушку, близких друзей. Прорабатывайте каждую деталь, создавая ситуацию успеха и поддерживая малыша. Так ребенок перестанет бояться, станет уверенным в себе. Он будет с удовольствием принимать участие в праздниках, выходить в школе к доске и находить новых друзей».

«Простейший инструмент психокоррекции — устроить домашний кукольный театр. Так ребенок отрепетирует разные личностные качества в игре. Он сам выберет, быть ему смелым или трусливым, не получая критики со стороны других людей. Ребенок научится переносить личностные качества, которые были отрепетированы в кукольном театре, в жизньч, — советует Инна Александровна.

Что не помогает сформировать веру в себя

Избыточная похвала без повода или за несоразмерные «достижения» — имеет обратный эффект. Когда родители захваливают ребенка за любые проявления, не обучая алгоритмам действия — они формируют неадекватную завышенную самооценку, что никогда не равно уверенности в себе. Интуитивно ребенок понимает, что оснований для такой самооценки нет, и когда встречается с необходимостью решать конкретные задачи, он либо вовсе избегает их (инфантилизм), либо попадает впросак, не соизмерив масштаб задачи с масштабом своих реальных навыков. Например, берется за амбициозные задачи и проваливает их, сталкиваясь с общественным осуждением и собственным стыдом. В первых раз соприкоснувшись с тем, что не всё, что он делает, замечательно только по одному своему факту, ребенок переживает сильный стресс.

Это может привести к тому, что он либо вовсе потеряет веру в себя, замкнется и потеряет интерес к достижениям, либо продолжит думать о себе в превосходной степени, но, чтобы не расставаться с иллюзиями, будет избегать приниматься за реальные дела. Обе позиции слабы, потому что не дают почувствовать уверенность в условиях реальной жизни, а также затрудняют выстраивание взрослых взаимоотношений.

В обществе существует конкуренция: за «красивые глаза» не удержаться, не будут все относиться к человеку, как любящие родители, и детям надо объяснить это. Успешен будет тот, кто адекватно оценивает силы и задачи, берется за них и получает положительный результат.

Ирина Винник

Какой тип личности у вашего ребенка?

В подростковом возрасте оформляются основные черты личности, которые потом начинают проявляться во всех сферах жизни. В новом тесте Я – Родитель предлагает выяснить тип личности вашего ребенка
Пройти тест

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наш детеныш
Добавить комментарий