Так что же такое сказка ?
В.А. Сухомлинский говорил, что «сказа — это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений». Можно также сказать, что славянские сказки — это зашифрованное послание наших предков. Сказка магически вбирает в себя волшебство и скрытую за иносказаниями правду жизни, секреты мироздания. Этот жанр называют «клубком» словесного устно-поэтического творчества, которые принадлежит двум искусства : фольклорному и литературному.
Фольклорная сказка возникла много тысячелетий назад, сочинялась добрыми людьми, видоизменялась, шлифовалась и передавалась из уст в уста. Получился концентрат мудрости поколений, прошедший оценку веками. Сегодня мы можем наслаждаться самобытным нектаром знаний, благодаря таким заботливым собирателям народных сказаний, как Даль, Афанасьев, Худяков и др. Мне понравилась идея Афанасьева: встречая вариации одной сказки, он не пытался создать на их базе «среднее арифметическое», а показывал разные варианты, разместив их рядом. И тогда читатель может увидеть, где общий стержень (показанная в сказе закономерность,
ее смысл), а где — непринципиальные детали или характеристики героев, уникальное находки и идеи безымянных соавторов сказки.
Литературные авторские сказки возникли недавно. Основанные на фольклоре, они дополняют произведение поэтичностью, трепетностью, образностью. Есть и оригинальные сюжеты. Вспомните сказки Бажова, Чуковского, Андерсена, Пушкина.
Дидактические сказки
Это самые явные развивающие сказки для детей, поскольку их чаще всего сочиняют педагоги. Дети не хотят учиться потому, что им это неинтересно, в маленьком возрасте им главнее игра, а не буквы и цифры. Чтобы заинтересовать формирующийся мозг, ему нужно предложить альтернативу игре — сказку, в которой переплетается материал урока со сказочными героями, где буквы, цифры, слова сами становятся одушевленными персонажами.
Наверное, все мы помним сказку «В стране невыученных уроков» Л.Гераскиной. По её мотивам даже мультфильм нарисовали, поскольку именно она заложила в нашей памяти интереснейшее правило: запятые — наиважнейшие знаки препинания, потому что они могут кардинально изменить смысл фразы («Казнить, нельзя помиловать!»). Те правила, которые мы просто заучиваем, с возрастом все равно забываются, а то, что мы узнали из сказок, остается в нашей памяти навсегда.
Когда наступает возраст сказок
Начинать читать сказки любимому малышу можно ещё тогда, когда он находится в животе у мамы
Правда, при этом сам сюжет сказки совершенно не важен: ребёнку важно слышать мамин голос и ласковые интонации. С тем же успехом можно читать не рождённому крохе статьи из женских журналов или «взрослые» художественные произведения
Новорождённому младенцу читать сказки, в принципе, можно, но гораздо полезнее будет петь песенки, рассказывать пестушки и потешки, читать короткие авторские стихотворения. В этом возрасте рифма и ритм – то, что нужно для развития речи.
Потешки кликабельные:
Ближе к двум годам ребёнок уже может воспринимать прозу, но перегружать его чтением длинных сказок со сложным сюжетом не стоит. Первые сказки малыша должны быть простыми и понятными для него. Лучший вариант – народные сказки, например, «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба». У этих сказок линейный сюжет и достаточно простой образный ряд.
Настоящее время сказок наступает к 4 годам. К этому возрасту малыш погружается в мир воображения, фантазии и художественных образов. Он способен понимать сюжет, ассоциировать себя с героями сказок, делать кое-какие выводы.
Читаем также: “Сказка на ночь” или почему гаджеты не смогут заменить ребенку книгу?
Влияние сказки на развитие ребенка — Поздно, рано или самое время?
Правильного ответа на вопрос: «С какого возраста надо начинать рассказывать сказки» не существует. Каждый родитель решает этот вопрос индивидуально. Сегодня, отдавая дань модным психологическим течениям, многие мамы практикуют прослушивание музыки и рассказывание сказок малышу даже в период его эмбрионального развития. Своеобразная логика в таких действиях присутствует: даже если очевидного преимущества в умственном развитии в дальнейшем у таких детей не будет, то вреда это точно не принесет.
Традиционно, подготовка к сказке начинается с колыбельной, потом простые детские стихи и прибаутки. Именно по этим ступенькам, уже примерно к 2-ух летнему возрасту, малыш дорастает до сказок.
Как сказка влияет на ребенка или Сказка каждому нужна, сказка каждому важна
Влияние сказки на развитие ребенка, по мнению специалистов, лежит в первую очередь в области воспитания правильных нравственных и морально-этических ориентиров. В возрасте 2-ух лет малыш еще не может в полной мере анализировать свои или чьи-то поступки и выстраивать логические цепочки, но в состоянии запоминать услышанное и делить его на категории, естественно, при помощи взрослого человека.
Как сказка влияет на развитие ребенка: она помогает развивать воображение и представлять себя в условно предлагаемых обстоятельствах на месте того или иного персонажа. Недооценивать этот факт не стоит, так как для ребенка это принципиально новый вид психической активности и основа для развития его творческих способностей в дальнейшем.
Чуть ли самый важный плюс сказок – это первичная социализация. Этот непонятный психологический термин расшифровывается достаточно просто: мир двухлетнего ребенка лет ограничивается кругом близких и хорошо ему знакомых людей – это родители, родственники, их друзья и соседские карапузы в песочнице. Сказка прямо говорит малышу: мир многолик, в нем есть диковинные звери, колобки, царевны и царевичи, Баба Яга и Кощей Бессмертный. Как говорится, есть о чем подумать на сон грядущий.
Советы родителям
Кстати, на заметку родителям: даже в таком простом деле как сказка на ночь существуют определенные правила:
- прятки, догонялки и тому подобные подвижные игры стоит сворачивать как минимум за час до сна:
- лучший способ перейти от физической активности к сказке перед сном – теплая ванна;
- сказка – отдых развитие для ребенка, но работа и творчество для родителей, поэтому хороший настрой и спокойствие важны как никогда;
- не стоит подменять любовь техникой: малыш вырастет и сам сможет послушать любую аудиозапись, а вот у вас возможности рассказать взрослому ребенку сказку возможно уже не будет.
Может ли сказка навредить ребенку
Есть ли у сказок противопоказания. Безусловно, есть. В любой, даже самой безобидной на первый взгляд сказке, есть агрессия, подлость, коварство и смерть. В данном случае только от родителей зависит то, как правильно выбрать материал и как грамотно объяснить малышу поведение того или иного героя. И не стоит бояться «идеальности» сказок: позже жизнь внесет в этот безупречный мир свои нелицеприятные коррективы, главное, чтобы первоначальные нравственные нормы, привитые сказками, остались навсегда.
Как влияют сказки на развитие ребенка
Во всех сказках есть положительные и отрицательные персонажи, но добро всегда побеждает зло. Сильные, отважные богатыри защищают слабых и беззащитных принцесс. На примере этих героев дети знакомятся с понятиями добро и зло, любовь и коварство, смелость, отзывчивость, дружба.
Русские народные сказки, такие как «Три богатыря», «Финист ясный сокол», «Василиса прекрасная» рассказывают, как жили люди в древние времена, какие могучие, легендарные герои были на Руси, какие совершали подвиги. Для детей сказки — это реальный мир вместе со всеми персонажами. А так как детям свойственно подражать, то они стремятся быть похожими на знаменитых героев. Поэтому мальчики любят сражаться на мечах, а девочки, даже вырастая, не перестают мечтать о прекрасных принцах.
В сказках ребенку показывается, что такое хорошо, и что такое плохо. Например, в сказке «Морозко» есть две героини, противоположные по характеру. Наглядно показывается, как хорошо быть доброй, трудолюбивой, отзывчивой, скромной. Как плохо быть ленивой, наглой, злой.
Авторские сказки известных писателей и поэтов имеют множество ярких образов и неповторимый сюжет. Сказка А. С. Пушкина «О царе Салтане…» рассказывает о коварстве, любви и смирении, о том, что нельзя плохими поступками добиться счастья, о том, что нужно уметь прощать.
Виды сказок и их предназначение
Наша жизнь многогранна так же, как и сюжеты народных сказок. Дадим конкретные советы по их применению.
Сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах. В них сюжеты представляют собой комическое повествование о проделках животных. Они самые древние, в тот период человек еще обожествлял животных, черпал у них силы. Например, «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Лиса и журавль». Дети до 5 лет идентифицируют себя с животным, стараются быть похожими на них. Поэтому эти сказки лучше всего им передадут жизненный опыт.
Волшебные сказки тоже наиболее древние. Они сохранили остатки некоторый древнейших языческих представлений, например, веры в хозяев лесов, морей, гор, стихий (баба Яга, змей Горыныч, Морозко). культа предков (умерший отец дарит коня). В волшебных сказках всегда присутствуют образы героев — заступников за обездоленных, борцов за правду и справедливость.
Это сказки «По щучьему велению», «Сивка-бурка», «Летучий корабль». Они несут в себе информацию о духовном развитии человека и интересны для тех, кому за 6-7 лет.
Легендарные сказки — адаптации былинных и эпических повествований. Например, «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Царевна-лягушка».
В новеллистических (бытовых) сказках герой — представитель народной среды — борется за справедливость. Эти сказки повествуют о ловких, умных и мудрых советчиках. Например, «Барин и мужик», «Дочь-семилетка», «Каша из топора», «Похороны козла». Эти сказки рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Они подходят для детей подросткового возраста.
Небылицы построены на бессмыслице, чтобы вывести за грань привычной логики. Они небольшие по объему и часто имеют вид ритмизированной прозы. Это особый жанр фольклора, который встречается у всех народов как самостоятельное произведение или как часть сказки,
скоморошины.
Кумулятивные сказки строятся на многократном повторении какого-то звена. Они отличаются богатством языка, зачастую тяготеют к рифме и ритму. Как правило, кумулятивные сказки рассказывали маленьким детям для того, чтобы они быстрее научились говорить — слушая повторения, ребенку проще запомнить отдельные слова или выражения. Это такие сказки, как «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Петушок и бобовое зернышко».
Докучная сказка многократно повторяет один и тот же фрагмент текста. Она похожа на цель с большим количеством повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли исполнителя или слушателя.
Сказки-страшилки — в них наблюдается самотерапия: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.
Народные сказки несут чрезвычайно важные для воспитания личности идеи-цели :
— окружающий нас мир — живой, в любой момент может заговорить с нами, т.е. у ребенка формируется бережное и осмысленное отношение к тому, что его окружает;
— ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на свободное существование — формирование у ребенка чувства принятия другого;
— разделение Добра и Зла, победа Добра — поддержание бодрости духа, стойкости и развития стремления к лучшему;
— самое ценное достается через испытание, с определенным трудом, а то, что далось даром, может быстро уйти — формирование механизма целеполагания и терпения;
— вокруг нас множество помощников, но они проходят на помощь только в том случае, когда мы не можем справиться с ситуацией сами – формирование доверия к окружающему миру, а также чувства самостоятельности (тебе могут помочь, если ты сам стараешься, но не сделать всю
работу за тебя).
Разные сказки — разное влияние
Нельзя скидывать все сказки в один котёл, думая, что все они одинаково полезны для развития личности ребенка. У сказок также есть свои направления, виды, одни из которых лучше развивают восприятие добра и зла, другие учат любить природу, третьи воспитывают доброту и сострадание. В жизни ребенка всех сказок должно быть по чуть — чуть, чтобы воображение малыша развивалось многосторонне, а для этого ему нужен «фундамент» в виде различных волшебных повествований.
Об ожившем мире вокруг
Когда ребёнок начнет говорить, он кроме слов «мама», «папа» начнет говорить «кися», потому что животное его привлекает больше всего. Пушистое, интересное, двигающееся — это положительный образ живого существа, который с помощью сказок еще и оживает, становясь на один уровень с людьми.
Пока ребёнок совсем мал, у него еще нет явных друзей, поэтому сказочные животные становятся для него лучшими товарищами, которые еще и наделены сказочными способностями. К тому же в некоторых сказках животные являются помощниками людей, всегда идущих с ними под руку.
Сказки об оживших предметах и умных животных очень важны для формирования личности ребёнка, поскольку с их помощью он учится быть добрым и внимательным к природе, к растениям, особенно к животным, быть отзывчивым, соучастливым и сопережевательным. Когда для ребёнка каждый жучок является другом, в маленьком сердечке будет меньше злости, коварства, больше любви.
Ребёнку не помешает услышать такие сказки, как «Иван-Царевич и Серый Волк», «Журавль и Цапля», «Коза-дереза», «Колобок», «Петушок-золотой гребешок» и т. д.
Конечно, идеал семейных отношений должны показывать ребёнку его родители, но если вы будете читать ему бытовые сказки о том, какие ситуации бывают в настоящей жизни, он станет больше понимать.
В бытовых сказках главные герои — это люди, попадающие в те или иные ситуации. С юмором, прибаутками и поучениями герои проходят через все преграды и наконец-таки добиваются своей цели. А поскольку главный герой — человек, ребёнок воспринимает его уже не столько как вымышленного персонажа, сколько как действительно существующего героя. А раз он такое смог — значит, и я смогу добиваться своих целей! Бытовые сказки воспитывают в ребенке целеустремленность и рвение, желание поступать правильно.
Яркими примерами станут для ребёнка такие развивающие сказки, как «Сказка о Царе Салтане», «Царевна-лягушка», «Мужик и медведь», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Горшочек-Вари!» и многие другие.
О добре и зле
Практически в любой сказке есть противостояние героя, олицетворяющего зло с героем, полным добра. Но они бывают завуалированы за героями-животными или плохими и хорошими людьми. А есть такие сказки, где добро и зло не имеет реальной оболочки — они являются некими образами, у которых нет ни имен, ни характера — они просто олицетворяют плохую и хорошую сторону нашей жизни. Но практически во всех сказках добро верными способами побеждает зло.
Подбираем сказку для каждого возраста
При выборе лучшей сказочной истории для своего чада обязательно учитывайте его возраст и особенности психического развития. Лишь в этом случае сказка будет полезна вашему малышу.
От двух до пяти лет
В этом возрастном периоде главные герои детских сказок – дикие и домашние животные. Дети, повторяя за взрослыми, начинают подражать жестам и звукам сказочных зверей.
Малыши особенно любят такие сказки, как «Колобок», «Теремок» и «Репка», где многократно повторяется сюжет. Благодаря повторению ребенок легко ориентируется в сказке и буквально растворяется в ней.
Не забывайте, что для лучшего понимания истории ребенку нужна дополнительная опора в виде изображений. Зрительные образы помогают отслеживать события, представлять главных героев и их поступки.
Приобретайте книги с качественными иллюстрациями, разыгрывайте кукольные представления на основе сказки или смотрите мультфильмы, снятые по сказочному сюжету.
В этом возрасте активно развивается фантазия, поэтому чувствительные малыши могут пугаться персонажей волшебных историй.
Обязательно обращайте внимание на нелюбимых и любимых героев, чтобы вовремя установить и устранить возможные психологические проблемы
От пяти до семи лет
Старшему дошкольнику можно читать любые детские произведения, которые ему интересны. Безусловно, следует отдавать предпочтения тем сказкам, которые развивают положительные качества личности: доброту, трудолюбие, храбрость.
Русские народные сказки и произведения отечественных и зарубежных авторов помогут в совершенствовании мышления, воображения, эмоциональной сферы.
К моменту поступления в школу многие дети уже умеют и любят читать самостоятельно. Поощряйте это стремление, однако не отмахивайтесь от крохи, если он просит вас прочитать ему книгу.
Чтение сказок, как и общая игра, замечательно сближает старшее и младшее поколение, создавая тесную эмоциональную связь.
Влияние сказок
«Проживая» сюжет сказки, ребенок развивается эмоционально, учится сопереживать, радоваться, огорчается вместе с героями, ищет выход из проблемных ситуаций. Выходит, что чтение сказок для ребёнка – это не просто отдых, это обучение в школе жизни. Именно поэтому родителям стоит серьезно и с ответственностью подходить к сказкам в жизни малыша.
Психологи озвучивают мнение о том, что сказки даже в какой-то мере формируют жизненный сценарий человека, ведь через сказки ребенок усваивает стереотипы поведения, со сказок «считывает» модели социальных ролей. Родителей подобные заявления очень впечатляют, и они порой начинают жёстко фильтровать всё, что читается ребёнку.
Если смотреть на сказку глазами взрослого, логически и рационально мыслящего человека, многие вещи кажутся очень опасными: жестокость, агрессия, гибель героев, хитрость и обман повсюду, равнодушие близких видятся в сказках повсеместно.
Иногда кажется, что сказки пропагандируют лень, тунеядство, глупость и другие негативные качества. Всё дело в том, что смотреть на сказку глазами взрослого совсем не нужно. Сказка «разговаривает» с нами особым языком – языком символов и метафор. Всё, что происходит в сказке не нужно воспринимать буквально. Даже самые странные и негативные с точки зрения рационального ума вещи в сказке – всего лишь символ чего-либо. Например, в сказке про мальчика-с-пальчик родители унесли детей в лес. Казалось бы, что может быть хуже: взрослые, вместо того, чтобы решать свои проблемы, избавляются от детей и отправляют их на погибель. Если копнуть глубже, мы видим, что эта ситуация – символ разлучения ребёнка с родителем, которое, в сущности, является закономерным итогом взросления. Лес, полный опасностей – образ взрослой жизни, в которой приходится принимать решения, стоять за себя.
Страшные сказки не только можно, но и нужно читать детям. Такие сказки являются своеобразной «прививкой» перед выходом во взрослую жизнь. В реальной жизни людям многое приходится претерпевать, и готовиться к этому нужно с детства. Через сказку ребенок сталкивается с допустимой для него долей стресса, “вырабатывает иммунитет” к ней и тем самым готовится к встрече с реальными обстоятельствами.
Большую роль играют сказки в формировании модели полоролевого поведения у ребёнка. Как бы ни пропагандировалась идея “унисекс-воспитания”, девочки и мальчики, а позже женщины и мужчины – существа с разных планет, у них разные задачи и по жизни, и в семье, и в обществе. На основании этого можно выделить сказки для девочек и сказки для мальчиков. В сказках для девочек сюжет развивается вокруг главной героини женского пола, а в сказках для мальчиков – вокруг героя-мужчины.
Девочка через сказку усваивает роль хорошей хозяйки, желанной женщины и доброй матери. Отрицательные героини тоже важны для девочек. Например, злая мачеха в сказках – это так называемый «социальный тренер», который критикует, выказывает недовольство, наказывает. Это человек, рядом с которым тренируются такие качества как терпение, умение прощать, и эта мысль хорошо показана в сказке: если падчерица пойдёт на открытый конфликт с мачехой – она останется ни с чем.
У мальчиков тоже есть свои роли: роль кормильца, роль мужчины, способного принимать решения, роль защитника слабых и мастера своего дела. Мальчик через сказки постигает те мужские задачи, которые возложены на него обществом.
Конечно, деление сказок на сказки для девочек и сказки для мальчиков условное. И те, и другие нужно читать детям обоих полов, ведь в каждом из нас есть и женское, и мужское начало.
И для волшебных, и для «воспитательных» сказок справедливо правило: чтобы сказка имела эффект, её нужно не только читать, но и обсуждать. Чем старше ребёнок, тем более сложные и глубокие обсуждения нужны после прочтения. Обсуждать можно героев, их качества, поступки, фантазировать на тему сюжета (что было бы, если бы герой поступил по-другому)
Причём если ребенок не умеет читать сам, важно, чтобы сказку именно читали или рассказывали взрослые, а не проигрывающие устройства
Читаем также: персонализированные сказки для вашего ребенка >>>
Типы сказочных историй и их влияние на ребенка
Все существующие сказки можно условно разделить на два основных вида: авторские и народные. И те, и другие, безусловно, интересны для детей, поэтому давайте подробнее на них остановимся.
Народные сказки
Они сочинялись, менялись и трансформировались на протяжении нескольких веков, поэтому имеют важный философский смысл.
Прежде всего, детей следует познакомить со сказками своего этноса, чтобы приобщить к родной культуре. Но и ограничивать малыша только, к примеру, русскими сказками не следует, особенно в нашей многонациональной стране.
Народные сказки, в свою очередь, подразделяют на три главных типа.
1. О животных. Именно эти сказочные истории лучше всего учат маленьких детей. Для малышей животные не просто персонажи, а настоящие личности со своими умениями, достоинствами и недостатками. Почитайте своему карапузу такие сказки, как «Теремок», «Рукавичка», «Коза-дереза» и т.д.
2. Бытовые. Они рассказывают о семейной жизни, демонстрируют способы решения конфликтов. Главный герой с шутками да прибаутками преодолевает все препоны и добивается своей цели. Бытовые истории помогают воспитать в ребенке упорство, целеустремленность, стремление к справедливости. Яркие примеры таких сказок – «Мужик и медведь», «Царевна-лягушка».
3. Страшные. Эти сказки вырабатывают у детей своеобразный иммунитет перед сложностями взрослой жизни. Конечно, подобные истории нужно дозировать и не читать перед сном, особенно если у вас подрастает эмоциональный ребенок, однако полностью изолировать малыша от них не стоит. Прочитайте с подросшими детьми следующие сказки: «Беглый солдат и черт», «Рассказ о ведьме» и др.
Авторские сказки
Этот тип сказочных историй также важен для развития детей, поскольку характеризуется большим разнообразием персонажей и неожиданными поворотами сюжета.
Авторские сказки можно условно разделить на несколько видов.
1. Волшебные. Сказки о волшебстве и чудесах, созданные писателями, отличаются от народных большей образностью и конкретностью героев, более четким и продуманным сюжетом. Наверняка и вы сами в детстве читали великолепные истории братьев Гримм, Ш. Перро, Г.Х. Андерсена.
2. Обучающие (дидактические). Эти сказки, придуманные чаще всего педагогами, направлены на обучение детей без нотаций и уроков. Малышам таким способом гораздо проще и интереснее выучить буквы и цифры
Яркий пример таких историй – сказка «В стране невыученных уроков», раскрывающая важность знаков препинания
3. Психокоррекционные. Через специально подобранные и сочиненные психологами сказки вы можете изменить поведение своего чада, заменив его неэффективный стиль поведения на более продуктивный. На этой особенности основано такое направление в психологии, как сказкотерапия. Специалисты через сказки работают со страхами, детскими обидами, помогают наладить взаимоотношения с домочадцами и сверстниками.
Психокоррекционные и психотерапевтические сказки
С помощью правильно подобранных и сочиненных психологами сказок можно в некоторой степени скорректировать поведение ребёнка, то есть направить его не очень правильные поступки в более позитивное русло, на примере сказки объяснить суть происходящего и возможные последствия.
Полностью изменить поведение ребёнка на примере сказок не получится, но мягко влиять на его подсознание, помогать определиться ребёнку в этом жестоком мире все же возможно. И не обязательно обсуждать с ребёнком развивающие сказки, ведь он может воспринять это как целенаправленное воздействие на его поведение. Многим детям достаточно просто прочитать сказку, рассказать свое мнение о ней, и оставить малыша самого обдумывать суть услышанного. Если ребёнок при вас выставляет свои «иголочки» в знак протеста, это еще не значит, что сказка его не зацепила, он просто не хочет вам этого показывать. Наедине с собой он наверняка сделает определенные выводы.
Сказки, направленные на коррекцию поведения и мышления ребёнка, не всегда с «хэппи-эндом» — многие из них заканчиваются трагически. Но это лишь для того, чтобы раскрыть душу ребёнка, донести до неё самые важные жизненные ситуации и пути их решения.
Gnomik.ru
Развиваем речь ребенка
В сказке передаются из поколения в поколение не только мудрость народная, но и неповторимые речевые обороты, например: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «жили-были», «подобру-поздорову». Эти слова создают сказочную атмосферу, переносят ребенка в другую волшебную страну, в Тридевятое Царство. Наряду с общеупотребительными словами эти речевые обороты обогащают речь ребенка.
В дошкольном возрасте развитие речи идет через игру, общение со взрослыми. Сказки дают детям большое количество новых слов, красивых литературных словосочетаний, которые можно потом использовать.
У родителей дома часто принят один постоянный стиль речи, ежедневное общение идет, в основном, на бытовые темы. Сказка открывает перед ребенком волшебный многогранный мир с приключениями, путешествиями. Ребенок узнает о разных странах, о злых колдунах, прекрасных феях. Пополнение словарного запаса идет незаметно и увлекательно. Главное читать ребенку регулярно и с интонацией. Тогда он сам быстрее научится не только сопереживать героям сказки, но и выражать свои эмоции, желания, мечты. А ведь это тоже имеет большое значения для полноценного развития ребенка.
Развитию речи способствуют инсценировки сказок. Дети на утренниках показывают по ролям отрывки из сказок или сказку целиком. Заучивая роли героев, они тренируются в произношении новых слов, обогащают свой словарный запас, что положительно сказывается на развитии ребенка.
Разыгрывать сценки из сказок можно и дома всей семьей, на праздниках перед гостями или родственниками. Сказки при этом выбирают соответственно возрасту детей, чтобы им было не слишком трудно играть своих персонажей.
Какие сказки читать детям
Если отвечать на этот вопрос коротко, то можно сказать, что детям нужно читать разнообразные и «правильные» сказки. Что это означает?
Существуют сказки народные и авторские: И те, и другие несомненно заслуживают внимания.
- Народные сказки складывались веками, и, несмотря на внешнюю простоту, все они имеют глубокий философский, психологический смысл. Конечно, в первую очередь ребёнка нужно знакомить со сказками своего народа: так он приобщается к родной культуре, усваивает национальные ценности. Однако ограничивать ребёнка только сказками своего этноса не стоит, тем более в наши дни, когда национальная идентичность в обществе не так ярко выражена и есть тенденция к глобализации.
- Авторские сказки тоже нужны и важны, но к ним родителям стоит быть более критичными, потому что авторское произведение – это всегда результат субъективного восприятия жизни и личные взгляды одного конкретного человека, и мама с папой могут их не разделять.
Что касается признаков «правильной» сказки, то их можно выделить три:
- Добро всегда побеждает зло. Этот принцип не распространяется на сказки-предупреждения, где лиса съела Колобка, мышка разбила золотое яичко, а теремок рушится. У таких сказок особое назначение.
- Образный ряд. Слушая сказку, ребенок идентифицирует себя с героями, поэтому их образы должны быть понятны, близки и симпатичны маленькому человечку, кроме того, в них должен быть заложен глубокий смысл.
- Стиль изложения. Даже народные сказки сейчас мы читаем уже в чьей-то авторской обработке. Красивый язык сказок воспитывает в ребёнке эстетическое чувство и помогает развитию речи.
При умелом использовании сказка действительно становится мощным инструментом воспитания и развития ребёнка, но гнаться за воспитательным эффектом не стоит. Для ребёнка чтение сказок – это увлекательная игра, которая должна быть приносить удовольствие.
Читаем далее:
- Сказки на ночь — приятный ритуал перед сном
- Что для ребенка лучше – читать сказки или слушать их в аудио-исполнении?
- Влияние музыки на развитие ребенка
- Влияние современных гаджетов на детей
- Значение игры в жизни ребенка
Влияние западных мультиков на детей