Обзор популярных методик раннего развития ребенка с видео консультациями и фильмами

Методика Глена Домана: зрительный опыт с пеленок (40-е годы)

Глен Доман — американский врач-физиотерапевт является автором методики раннего обучения детей чтению, математике, иностранным языкам, начиная с 3-6-месячного возраста. Ученый использует в своем подходе к обучению огромные возможности головного мозга маленького ребенка. Основа методики Домана зрительное восприятие, доминирующее над другими процессами мышления. При обучении чтению используются карточки с целиком написанными словами, при ознакомлении с предметами и явлениями окружающего мира красочные изображения, разбитые на темы, при обучению счету карточки с круглыми точками, наглядно обозначающими количество.

Результативность такого обучения высока: большое число Нобелевских лауреатов обучалось именно по Доману

Такие дети обладают энциклопедическими знаниями в разных областях, большой любознательностью, отличными памятью, вниманием, логическим мышлением.. Но методика Домана имеет и немало минусов:

Но методика Домана имеет и немало минусов:

  • трудоемкость процесса обучения, огромная доля участия в нем родителей;

  • неглубокие знания о конкретном объекте;

  • несамостоятельность обучающихся, зависимость от взрослых;

  • неумение использовать знания на практике;

  • неприспособленность к изучению языков, имеющих изменяемые формы слов (падежи);

  • низкий уровень эмоционального и творческого развития.

Именно поэтому в настоящее время методика Домана в чистом виде практически не существует.

Отличной адаптацией «домановского» подхода к раннему развитию к особенностям русскоязычных детей является методика Домана-Маниченко.

Первичная структура мира по Монтесорри (конец 19-начало 20 века)

По мнению итальянского педагога-дефектолога Марии Монтесорри, ребенок должен находиться в среде, которая дает представление о начальном строении окружающих предметов. Идеальными являются упражнения по изучению поверхностей и предметов с разными фактурой, цветом, размером

Они развивают усидчивость, сосредоточенность, внимание, вдумчивость – основу, по убеждению Монтесорри, быстрого разностороннего развития ребенка. Большое внимание в этой системе уделяется формированию мелкой моторики пальцев

Самостоятельность, инициативность без активного вмешательства взрослого. Вот база, на которой основывается успех раннего развития детей по этой методике

Методика Домана-Маниченко: активность и игра (2008г.)

За 20 лет изучения методики Домана психолог и педагог Андрей Маниченко, основатель компании «Умница», учел все ее недостатки и создал практически собственную систему раннего развития детей с самого рождения. Он также использует тематические карточки со словами, изображениями, точками, но адаптировал их для русского языка и малышей разных возрастных групп. Маниченко созданы целые учебные комплексы: они значительно облегчают труд родителей и повышают результативность раннего обучения чтению, счету и иностранным языкам.

Что же нового привнес А. Маниченко в методику Домана?

  1. Игра — основной прием изучения мира
  2. Ребенок — активный участник процесса обучения.
  3. Комплексный подход — основа обучения чтению и счету с учетом возраста малыша (обучение чтению, пониманию слов в контексте, беглому чтению, развитие логики, мышления и т. д.).
  4. Творческие задания по изучению окружающего мира.

Еще по теме «Упражнения для развития ребенка. Развивающие игры»:

Комплексные развивающие занятия для детей 2-6 лет

Развитие речи ребенка 2 ,8 лет. Подскажите, как можно развивать дитя в этом направлении. Чем полезно заняться с ребёнком в 2 года ?. Развивающие игры. Если у вас нет возможности распечатать задания, тогда займитесь с малышом любым развивающим занятием по…

Как развлекать 2х месячного ребенка?

Первые занятия для крохи. Упражнения для развития слуховой и двигательной активности ребенка (для ребенка старше одного месяца ). Заниматься с ребенком можно только тогда, когда он находится в спокойном состоянии, когда он сыт и его ничто не беспокоит.

занятия со слепыми ДЦП

Дети с особенностями развития, инвалидность, уход, реабилитация, врач, больница, медикаменты. Любые пальчиковые игры, это и занятия и игра, стишков море, пальчики и ручки двигаете вы сами. Слепой совсем, или есть остаточное зрение? если есть, то лежа на…

Игровые упражнения по математике для детей 3-4 лет

Методики раннего развития : Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы В данной статье Вы найдете перечень игр, которые помогут приобщить Вашего ребенка к Развивающие книги. Математика для детей 3 — 4 лет. Там все по темам — одежда, обувь…

Восторги по поводу ECSE

Первые занятия для крохи. Упражнения для развития сенсомоторной сферы ребенка первого года жизни. Упражнение на зрительное и слуховое восприятие (для ребенка старше 7-10 дней). Положение ребенка лежа на спине. Возьмите ребенка за кисти рук и слегка потяните на себя.

Чем можно занять 7-ми месячного ребенка???

Первые занятия для крохи

С трех месяцев дети начинают обращать внимание на форму и цвет предметов, поэтому подвешивайте игрушки разнообразные не только по цвету, но Заниматься с ребенком можно только тогда, когда он находится в спокойном состоянии..

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ. …затрудняюсь выбрать раздел. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Девчат,кто-нибудь знает сайты с развивающими играми для грудничков?Подскажите,плиз.

потешки

Итак, первый кит утверждает, что раннее развитие — очень трудоемкое и сложное занятие. Вспомните русские народные потешки, пестушки, игры, загадки, сказки. Первые занятия для крохи. Упражнения для развития психомоторики.

Как развить годовасика?

Как развить годовасика?. С чего начать?. Раннее развитие. Методики раннего развития : Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. Развивающие игры для годовасиков. Упражнения для развития памяти.

Развитие отстающих деток

Развитие отстающих деток. Пожалуйста, подскажите книжки, ссылки, игры, игрушки для 2-летнего ребенка с задержкой умственного и физического развития. Точный диагноз не знаю, пока еще в душу людям не влезла, но очень хочется помочь, тем более что вижу потребность и…

Занятия с полугодовалым ребенком. Развитие, обучение. Ребенок от рождения до года. Не нашли то, что искали? Посмотрите другие обсуждения на тему «игры для полугодовалого ребенка»: Первые занятия для крохи.

Меня интересуют комплексы физических упражнений для мальчиков 6-7 лет

Физические упражнения и игры для ребёнка второго и третьего года жизни необходимо подбирать с учётом его двигательных навыков, особенностей физического и психического развития. Для маленьких детей физические упражнения должны проводиться в виде игры.

тема комплексного занятия — транспорт

Первые занятия для крохи. Раннее развитие. Методики раннего развития : Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук.

занятия с 2-месячным малышом?

занятия с 2-месячным малышом?.. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. занятия с 2-месячным малышом? Как вы в 2 месяца с детками занимаетесь? Я вот Андрейкеё и игрушки показываю, и карусель музыкальную…

Методика Марии Монтессори

Она известна каждому педагогу. Развитие детей в данном случае направлено на то, чтобы научить их самостоятельно организовывать процесс обучения. Особенности:

  • Преподаватель пытается с первого же урока раскрыть потенциал, который обязательно заложен в каждом малыше. Требуется индивидуальный подход, чтобы развить таланты крохи. 
  • Ребенок находится в центре, а вокруг него уже выстраивается комфортная и благоприятная для усвоения новых знаний среда.
  • Развитие детей младшего дошкольного возраста проходит без вмешательства взрослых. Они выступают в роли мудрых наставников, которые помогают, но не давят.
  • Существуют классы Монтессори, где можно выбрать направление: методики речевого развития, методики творческого развития… Грубо говоря, каждый класс — отдельная зона в помещении, где расположены многочисленные вспомогательные материалы.
  • Развитие детей по этой методике начинается примерно с 3 лет, но первые шаги можно делать и в годик. Дети делятся на старшую и младшую группы.

Буквограмма. Развивающая методика

Развивающие методики для детей. Программа С.Ю. Шишковой развивает фонематический слух ребенка, формирует пространственное представление. Задания, представленные в видео игре, в книге, в расширенной программе на диске направлены на развитие мелкой и крупной моторики. Для подготовки ребенка к школе, включены игры развивающие речь и математические навыки ребенка. Данная методика призвана подготовить детей к школьному обучению в возрасте от 4 лет. Главный принцип: комбинирование сенсорных и моторных компонентов в период обучения ребенка. Для проведения в домашних условиях – это достаточно простая методика. Следуя ее инструкциям занятия могут проводить сами родители. Конечно для этого нужно изучить весь методический комплекс. При простом подходе, эффект от программы неожиданно результативный.

О методике Буквограмма:

  • Заниматься можно дома или в любом другом удобном вам месте.
  • Для обучения понадобится компьютер или ноутбук с дисководом (требуется для установки и работы с приложением). Можно заниматься по книге.
  • Ребенку для обучения потребуется только пишущие принадлежности и место для записи – тетрадь или блокнот.
  • Время одного занятия -30минут.
  • Собраны в комплекс только интересные для детей упражнения и развивающие игры.
  • Проводить занятие могут родители ребенка, учителя или психолог.
  • Для обучающего и развивающего результата методика Буквограмма требует строгого прохождения всех занятий в той последовательности, которую предлагает автор.
  • Для наилучшего эффекта нужны ежедневные занятия, чтобы ребенок не успевал забыть материал.
  • Автор методики рекомендует повторять упражнения внутри занятия от 2 до 5 раз.
  • На одно занятие может потребоваться от 1 до 5 дней.

Обзор основных методик ускоренного развития

Методика М. Гмошинской

«Грудничковое рисование» – рассчитана на детей от 6 мес. Малыши более раннего возраста физически не готовы к рисованию. Занятия проводятся 2 раза в неделю в первой половине дня. Материал: краски для пальчикового рисования, бумага.

Выбор времени суток обусловлен желанием уберечь детей от эмоциональной перегрузки. Первые занятия длятся от 1 минуты. По достижении малышом возраста одного года время занятий увеличивается на порядок.

Маленький человечек трогает краски, мнет в кулачке, размазывает по бумаге пальчиками, ладошками и ножками.

Как дополнение к этой системе после достижения ребенком возраста одного года ему можно предложить, рисовать с помощью нестандартных средств: крышки от пластиковых бутылок, фасоль, пуговицы, тряпочки.

Плюсы этой техники: прекрасный способ для дополнения к логическим программам, не требует больших финансовых вливаний и посещения специальных обучающих центров.

К минусам можно отнести узкую направленность метода на развитие творческого потенциала.

Методика — блоки Дьенеша

«Блоки Дьенеша» рассчитаны на тренировку аналитического и логического аппарата, способствуют тренингу речи, формируют мыслительные навыки, умение выявлять и удерживать в памяти несколько свойств предмета одновременно, манипулировать предметами в зависимости от выявленных свойств. (Пример, найти такие\не такие фигуры по размеру\цвету\форме).

Плюсы этого способа обучения заключаются в большом возрастном диапазоне, его легко можно предлагать детям от 1-го года до 7-ми лет. Сами блоки можно приобрести в магазине или изготовить самостоятельно. Это позволяет использовать данный метод в домашних условиях, без дополнительных затрат.

Методика А.А. Сабурской

«Интеллектуальная музыка», основана на способности музыки влиять на психофизиологию человека. Музыка способствует научению вербальной речи и формированию образного мышления. Улучшает арифметические способности, стимулирует проявление эмоций. Детьми самого раннего возраста информация, преподнесенная с музыкальным сопровождением (потешки, развивающие песенки) воспринимается и усваивается в значительно более высокой степени.

Метод  М.Монтессори

Основан на использование сенситивных периодов развития детей, «подстройке» обучающих программ под эти периоды. Например, период становления вербальной речи от 0 до 6 лет.

Игровые программы по Монтессори используют дидактический материал, направленный на все сферы жизни: сенсорную активность, становление речи письменной и устной, практику бытовых, когнитивных и мыслительных навыков, мелкую моторику. Ребенок научается на глаз отличать размер предметов, оценивать их объем и количество.

Достоинства: многофункциональная методика, способствующая развития речи, индивидуальности и самостоятельность ребенка.

Недостатки: не развивает творческий потенциал малыша.

Работа доктора Г. Домана

Эта работа основана на блочном восприятии информации.

Методы познавательного развития в дошкольном возрасте

Достоинства: требует мало времени, один этап занятия составляет от 10 до 30 секунд, затем до 60 секунд.

Ребенок быстро накапливает большой объем информации.

Недостатки: ребенок запоминает названия животных целым словом в именительном падеже. При изменении падежа слово перестает быть узнаваемым. Ребенок усваивает знания, но не учится думать. Готовый дидактический материал отсутствует.

Методики раннего развития детей от 0 месяцев до полугода

Как думаете, какой методики развития детей не существует? На самом деле, той естественной и логичной, заложенной природой в каждой маме. То, как мы ведём себя с новорожденным ребенком, по сути, тоже этап развития с набором необходимых действий, но для их воплощения в жизнь обычно не нужны особые знания. Мы улыбаемся ребёнку и смеёмся и вскоре получаем такую же реакцию в ответ. Перемещаем перед глазами малыша погремушку, а позже замечаем, что он уже следит за ней и тянет ручки. 

Но даже такие, на первый взгляд, банальные вещи нужно делать на регулярной основе: так у крохи формируются базовые навыки, рефлексы и отношение к окружающему миру. 

Так малыш будет одновременно получать физическую нагрузку, контакт с близким человеком и новую полезную информацию в форме игры.

Кстати, подобные развивающие эпизоды лучше совмещать с привычными ритуалами: купание, зарядка на мяче, воздушные ванны, отход ко сну или пробуждение. Систематический подход позволит не только родителям не пропустить занятие, но и крохе привыкнуть к такой форме общения. Единственное исключение — когда ребёнок явно не в настроении. В таком случае не стоит упорствовать. 

Использование методики раннего развития ребенка с рождения — лучшее времяпрепровождение для всех. Пока взрослый поёт весёлую песенку или ритмичную потешку, малыш тренирует звуковое восприятие, изучает на лице эмоции и следит за мимикой. Игра в прятки позволяет понять, что исчезнувший предмет или человек пропадает не навсегда. Это кажется таким очевидным для нас, но становится целым открытием для младенца. 

Система раннего развития по карточкам Домана

В возрастном диапазоне от 0 до 6 месяцев можно начинать пробовать заниматься с ребёнком по системе Домана. Если рассматривать развивающие методики, детские карточки пользуются наибольшей популярностью.

Суть занятий проста: родитель показывает малышу изображения, на которых есть картинка предмета и подпись к нему, либо же только слово, либо точки, обозначающие количество. Взрослый озвучивает то, что на карточке, при этом может придумывать другие ассоциации или целые истории с изучаемым словом. Таким образом формируется образное мышление, зрительная память, восприятие информации на слух. 

Когда малыш становится активнее, он может перестать смирно разглядывать карточки, поэтому родителям нужно быть к этому готовыми, насильственные занятия не пойдут на пользу таким темпераментным детям. К тому же есть мнение, что, несмотря на большой объем информации, который ребёнок узнает через карточки, без дополнительного ассоциативного обучения он не сможет применять полученные знания в жизни. Поэтому никакие детские методики раннего развития — не панацея, и исключать другие подходы в обучении никак нельзя. 

Системы общего раннего развития

К методикам, охватывающим развитие у детей способности к самообучению, формированию навыков письма, чтению, совершенствованию психических процессов можно отнести системы Марии Монтессори, Глена Домана, Николая Зайцева и некоторые другие.

Педагогика Монтессори

Основа обучающей методики Марии Монтессори состоит в том, чтобы ребенок развивался самостоятельно. В работающих по данной педагогической системе детских садах малыши окружены различными предметами, помогающими им самостоятельно экспериментировать и свободно познавать окружающий мир. Воспитатели являются мудрыми помощниками, которые не ограничивают, а направляют детей. То же самое относится и к взрослым, которые должны показывать ребенку пример, которому он будет подражать, и направлять его способности в необходимое русло, обеспечивая соответствующими игрушками. Вот тут подробно о методике Монтессори.

Вальдорфская педагогика

В основе Вальдорфской системы развития лежат абсолютно другие принципы. Обучение делится на три этапа, учитывая возраст детей. Ребенок до семи лет получает новые знания и умения через подражание, с семи до 14 лет подключаются чувства и эмоции. И лишь с 14 лет дети «включают» логику. Данная методика не приемлет раннее интеллектуальное обучение в любом виде. Так, лишь с 3-го класса детей учат чтению, а до школы ребята играют только игрушками из натуральных материалов. Кстати, взрослые должны полностью вычеркнуть из жизни ребенка телевизор, компьютер и видеоигры.

Методика Глена Домана

Глен Доман утверждал, что развитие эффективно лишь в период роста головного мозга – то есть до семи лет. Главная задача взрослых – сохранить и преумножить огромный потенциал новорожденного ребенка. Программа раннего обучения состоит из четырех основных направлений: физического развития, умения считать, умения читать и энциклопедическим знаниям.

Так, счет для малышей выглядит как игра с карточками, на которых изображены крупные красные точки. И вслух называется количество точек, а не цифра. Доман считал, что дети легко могут заучивать и систематизировать голые факты. Родителям предлагается сделать набор карточек с изображениями великих людей, растений или животных. Малыш должен не только запомнить название изображения, но и рассказать о нем.

Читать подробно о методике Глене Домана

Методика Сесиль Лупан

Автор методики взяла за основу систему Домана, переработав и упростив ее. Так, Сесиль Лупан рекомендует разговаривать с младенцем с самых первых минут жизни, пусть даже он и не понимает слов. Зато малыш привыкает к родной речи, а бессмысленные прежде звуки наполняются конкретным смыслом. Когда дети начнут говорить, нужно обучать их чтению. Каждое знакомое слово необходимо написать крупными буквами на карточках и разместить их возле предметов, которые они обозначают. К примеру, «стул» возле стула, а «диван» рядом с диваном. Также автор рекомендует создавать самодельные книги о своем ребенке, в которых, помимо сказок, будут и его фотографии.

Кубики Зайцева

Николай Зайцев разработал комплекс пособий по обучению детей чтению, математике, письму и английскому языку для домашнего и детсадовского образования. Эта методика безумно популярна, так как нравится и родителям, и малышам. Все, что от них нужно – играть очень красочными, необычно звучащими, интересными кубиками и распевать песенки. Обучение и запоминание проходит в увлекательной игровой форме, без особых усилий и энергозатрат. Итак, вначале взрослым нужно приобрести (или изготовить) необходимый материал для упражнений: таблицы, кубики и аудиозаписи. Затем весело и непринужденно играть с малышом: петь, складывать кубики, писать слова кубиками и на табличках. Как говорят опытные мамочки, чтение придет само собой.

Наверняка, ознакомившись с методиками раннего развития, вы обнаружите, что многие принципы, заложенные в их основе, вы применяете в воспитании собственных малышей. И все же – ни одна педагогическая система не является идеальной, так что лучшим вариантом для думающих родителей, желающих вырастить умного и счастливого ребенка, станет объединение нескольких методик, конечно, с учетом их сильных и слабых сторон.

Основные методики

Существует огромное количество методик раннего развития ребенка до года. Ни одна из них не может применяться в 100 процентах случаев. Также не существует универсальной техники занятия с целью обучения младенца. Наиболее популярные следующие.

Методика Сесиль Лупан

Сесиль Лупан являлась последовательницей метода Глена Домана, который заключался в целенаправленном систематизированном ознакомлении младенца с основными понятиями, изображенными в виде картинок на карточках. Сесиль Лупан внесла эмоциональность в этот метод, поскольку она считала, что обучение должно доставлять удовольствие малышу.

Развитие ребенка

Она разработала систему упражнений и игр, направленных на развитие разных навыков ребенка. Для ознакомления с ней необходимо прочитать ее книгу «Поверь в свое дитя». Эта методика предназначена для развития младенцев и детей до 7 лет.

Методика Масару Ибука

Масару Ибука – это японский инженер, который начал интересоваться возрастной психологией и методиками развития детей после того, как его сын перенес тяжелое заболевание, вследствие которого у него развилась умственная отсталость. Он долго консультировался со всеми возможными специалистами, как улучшить когнитивные функции своего чада, что в результате привело к созданию его собственной методики.

В ее основе лежит идея, что формирование мозга ребенка почти полностью завершается до 3 лет. Поэтому, если до этого времени не заложить фундамент, дальше будет значительно тяжелее (если не невозможно) наверстать упущенное. Поэтому он делает основной упор на всестороннем развитии малыша до 3 лет.

Основные принципы методики:

  1. Основное влияние на способности ребенка оказывают не генетические особенности, а окружающая среда, в которой он развивался. Поэтому труд родителей должен быть направлен на ее обеспечение.
  2. Цель этой развивающей методики – в развитии человека, который будет поистине счастливым. Она не ставит собой целью сделать человека вундеркиндом, а через ощущение внутренней гармонии способствовать росту в нем самого созидательного.
  3. Воспоминания из детства играют очень важную роль в формировании взрослой личности.
  4. Нельзя критиковать детей за негативные эмоции, особенно за гнев. Необходимо понять, что стоит за этими состояниями. То есть надо бороться не со следствием, а с причиной.
  5. Основной упор нужно делать на материнском воспитании в раннем возрасте, хотя отец также должен много внимания уделять малышу. По мнению Ибука, отец может вырастить гения, но только мать может сформировать в крохе нужные моральные качества.
  6. Поощряются присутствие в доме бабушек и дедушек, а также общение детей между собой. В более взрослом возрасте Масару поощрял ссоры между маленькими людьми, поскольку для них это первые уроки решения конфликтов.

Важно! Чтобы применять методику, нужно ориентироваться на интересы малыша. При этом Масару Ибука сам говорил, что универсальных рецептов воспитания ребенка не существует, найти индивидуальный подход ко крохе может только мама

Методика Марии Монтессори

Этот метод является одним из самых популярных. Его базовая идея звучит так: нужно следовать за интересами малыша и помогать ему самостоятельно решать жизненные задачи. В свою очередь, взрослый старается заинтересовать кроху путем создания развивающей среды.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наш детеныш
Добавить комментарий