Стадии развития после рождения
Зрение и слух формируются постепенно, проходя различные этапы развития. После рождения ребенок не воспринимает объемные предметы и не запоминает тон голоса. Он реагирует только на простые раздражители:
- источники света и шума;
- крупные размеры предметов.
Младенец не отмечает различия в цвете.
Новорожденный
Зрение фрагментировано, из-за чего младенец видит только отдельные образы и изображения. После зрение узкое, поэтому ребенок не наблюдает мелких вещей, располагающихся по бокам от тела. Новорожденный различает 2 объекта, если показать ему только один. Изображение, получаемое от обоих глаз, не комбинируется в один рисунок.
Ребенок реагирует на яркие источники света, плачет и кричит. Он слышит голоса людей, которые кажутся ему громкими. Любые звуки раздражают нежный слух.
3 недели после рождения
Ребенок адаптируется к окружающему миру. На данном этапе развития он не различает цвета и интонации в голосе. Дети постоянно щурятся, пытаясь привыкнуть к освещению. Они видят объекты в двухмерной плоскости. Наблюдается дальнозоркость, поэтому младенец не различает объекты на расстоянии 40 см.
1 месяц
Младенец учится отличать белые и темные оттенки, реагирует на отсутствие или наличие световых источников. Объекты воспринимают расплывчато, одной цветовой гаммы. На 30 сутки острота зрения усиливается в 2 раза. Взгляд скользит по поверхности объектов. Ребенок учится распознавать интонацию в голосе.
2 месяца
Дети начинают видеть предметы на расстоянии до 80 см. Их интересуют крупные объекты однородного оттенка, на которых можно сконцентрироваться. При этом предметы не должны двигаться.
3 месяца
На 12 неделе жизни ребенка интересуют простые геометрические узоры. Дети разглядывают лица, но не запоминают увиденное. Груднички начинают следить за движущимися объектами.
4-5 месяцев
В это время ребенок начинает различать расстояние между объектами. Он фокусирует взгляд как на близких, так и на дальних предметах. Активно развивается боковое зрение. Если дети фиксируют движение на периферии зрительного поля, они поворачиваются в сторону перемещающегося человека или объекта.
Младенец различает красные и желтые цвета, но не различает оттенки по их глубине.
6 месяцев
Бинокулярное зрение позволяет складывать видимое изображение обоих глаз в единое целое. Помимо боковых объектов, дети хорошо различают предметы, располагающиеся перед ними. Ребенок хорошо контролирует хрусталик, его привлекают яркие оттенки и глубина цвета. Контрастные изображения и сложные рисунки дети рассматривают длительное время.
7 месяцев и старше
В этот период активно развивается память, поэтому ребенок активно реагирует на свое имя. Грудные дети способны связать название объекта с его визуальной формой. Младенцы начинают видеть четко, острота зрения прекращает меняться. Глаза полностью сформировываются и должны полностью передавать визуальную информацию.
Как проверяют слух у младенцев?
Слух у младенцев проверяется еще в родильном доме. На 3-4-й день процедура проводится у детей, рожденных в срок. У недоношенного грудничка этот процесс откладывается до 7-го дня. Результаты проверки заносятся в карту крошки. Мамочка может ознакомиться с записями.
Аудиометр
Аудиометр — прибор, который позволяет определить, слышит ли малютка. В основу действия положен принцип отражения звуковой волны от барабанной перепонки.
Он подключается к ушку во время покоя или сна. Звук достигает барабанной перепонки и отражается от нее. Это значит, что преград для проникновения волны не существует. Малютка может улавливать звуки.
Первое тестирование проводится в роддоме. Недоношенным крошкам и деткам, находящимся на лечении в палате интенсивной терапии, процедуру откладывают. Иногда прибор не фиксирует прохождение волны. Одной из причин может быть большое количество родовой смазки в ушном проходе. В этом случае обследование повторяют.
Рефлекс Моро
Проверить слух поможет реакция Моро. На расстоянии 15-20 см от головки малыша требуется хлопнуть в ладоши. Если крошка услышал, то он:
- вздрогнет или замрет;
- изменит мимику;
- моргнет;
- вскинет ручки и ножки.
Но самостоятельно проверять рефлекс Моро не следует: только врач знает, с какой силой следует хлопнуть в ладоши, чтобы не напугать крошку.
Метод Калмыковой
Этот способ проверки основан на том, что разные предметы издают разные по силе звуки. Емкости из пластика наполняются на 1/3 или ½ крупами различного помола:
- мелкого (манкой или пшеном);
- среднего (гречкой-ядрицей или рисом);
- крупного (цельным горохом или фасолью).
Дальше следует действовать по алгоритму:
- Один из родителей играет с ребенком яркой игрушкой.
- Второй — встряхивает банку с мелкой крупой сбоку от малыша и наблюдает за его реакцией.
- Делается перерыв на 1-2 минуты.
- Затем процедуру повторяют с банкой, где насыпана крупа среднего размера.
- Снова перерыв на 1-2 минуты.
- Повторяют исследование с банкой, где содержатся крупные фракции.
Если ребенок слышит, он отреагирует на слух. Нормой считается проявление реакции на 2-3 банки. Если малютка не услышал грохота банки с крупными горошинами, требуется показать его врачу.
Особенности реакции новорожденного в ответ на звуки
Учитывая тот факт, что ребенок начинает воспринимать посторонние звуки еще в утробе матери, а родители в первые недели жизни малыша стараются не шуметь в его присутствии, может показаться, что слух у новорожденного отсутствует. Это не так, просто, дети, привыкшие к такому развитию событий, не считают необходимым как-то реагировать на незначительный шум. При этом необходимо помнить, что у грудничков еще нет такой четкости внимания, как у взрослых
Резкий или очень громкий звук не просто привлечет их внимание, а напугает, вызвав плач
Детский слух имеет еще одну интересную особенность. Он очень восприимчив к неспешным, ритмичным, немного монотонным мелодиям. Веселая песенка в дневное время развеселит ребенка, спетая почти шепотом колыбельная – успокоит и убаюкает. Сколько бы мама не разговаривала с малышом тихим и неспешным голосом, он будет лежать и слушать, как загипнотизированный, если, конечно, его ничто не беспокоит.
Специалисты советуют наблюдать, какой реакцией сопровождается прослушивание ребенком громких звуков. Если до двух месяцев она может быть бурной, то после достижения данного возраста реактивность в норме начинает уменьшаться. Именно в это время новорожденный должен начать не просто реагировать на звуки, но и различать их. Он уже не пытается найти источник неожиданного шума, радуется приятным мелодиям и в некоторых случаях даже знает свое имя.
Методы проверки слуха у младенца
Еще один волнующий вопрос, как проверить слух у новорожденного? В домашних условиях для звуковых игр с месячным ребенком подойдут погремушки, колокольчики, музыкальные инструменты, металлические и деревянные ложки, шуршащие бумажки, любые трещащие коробочки и так далее. Само собой, сразу «оркестр» излишен. Новые «инструменты» нужно вводить постепенно по мере привыкания малыша к «пройденному материалу». Медленно перемещайте яркие и звучащие игрушки во всех направлениях (влево-вправо, вниз-вверх, ближе-дальше, а также в разном темпе).
Если ребенок отвлекается, займитесь чем-нибудь другим, а потом вновь вернитесь к занятиям, подбирая темп в зависимости от реакции малыша. Помните, что когда ребенок начинает слышать голоса, он непрерывно познает окружающее его пространство. Желательно, чтобы этот бесконечный процесс познания был, по возможности, всегда окрашен положительными эмоциями.
Полноценное психическое развитие малыша невозможно без глубокого развития музыкального слуха. Новорожденные карапузы охотно слушают музыку, предпочитая мелодичную и спокойную: это может быть инструментальная или вокальная, классическая или современная музыка, народные песни, и, конечно же, особое место в этом ряду занимают детские песенки – потешки, песни из мультфильмов и колыбельные. Когда малыш бодрствует, в его комнате может звучать негромкая и ненавязчивая музыка.
Почему новорожденный плохо слышит звуки и голоса, что может привести к потере слуха?
Согласно статистике, численность детей с нарушениями слуха увеличивается. Причин тому огромное число:
- Плохая генетика. Если отец и мать, или другие родственники крохи страдали нарушением слуха, то в 50 % – это наследует малыш и начинает слышать звуки очень плохо.
- Курение, распитие алкогольных напитков во время беременности. Даже небольшие дозы алкоголя могут привести до потери слуха у ребенка. То же самое касается и сигарет.
- Употребление лекарственных препаратов.
- Быстрые или напротив, продолжительные роды, использование гинекологических щипцов.
Смотреть видео по теме публикации:
Когда новорожденный здоров, то он в состоянии не только научиться слышать звуки, но и начинает различать, делить их на любимые и нет. Помимо этого, увлекшись любимой игрушкой, малыш может не услышать ничего вокруг. Это естественно и бояться этого не надо.
Привет, друзья!
Я, Лена Жабинская, рада приветствовать Вас на своем блоге! Многие молодые родители сталкиваются с ситуацией, когда привезенный из роддома малыш практически не реагирует на окружающие его звуки. Он не плачет, не поворачивает на них головы и, кажется, будто совсем их не замечает. Что это: патология или норма?
Оказывается, ответить на этот вопрос без труда может современная педиатрия. Причем не просто ответить, но также объяснить, когда начинает слышать новорожденный ребенок, почему и как. Ввиду особой значимости и увлекательности темы, сегодня мы об этом и поговорим.
Пожалуй, слух – это одно из самых загадочных явлений. Сегодня уже никто не сомневается в том, что он появляется еще в утробе. Примерно на 16 – 17 неделе беременности крохотный малыш начинает улавливать отдельные звуки, музыку, голоса. Изначально, мама этого может и не замечать, однако на более поздних сроках беременность проигнорировать эту способность ей точно не удастся: услышав знакомую речь, ребенок начнет толкаться!
Самое интересное, что память о прослушанных мелодиях и стихах в утробе, останется даже после рождения ребенка. Лучшее тому подтверждение – его повышенная активность при прослушивании стихов, сказок, музыкальных композиций, наконец, голосов родных и близких.
Если что-то идет не так…
Согласно статистике, более половины всех случаев тугоухости у детей являются врожденными, а около 80% из оставшейся половины формируется на первом году жизни. К сожалению, многие факторы могут оказать негативное влияние на развитие органа слуха. К таковым относятся:
- различные инфекционные осложнения беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз, сифилис и др.);
- тяжелые соматические заболевания матери (сахарный диабет, сердечно-сосудистая патология, болезни почек);
- использование во время беременности препаратов с потенциальным ототоксическим эффектом, то есть опасных для органа слуха — антибиотиков-амигликозидов (СТРЕПТОМИЦИН, ГЕНТАМИЦИН, АМИКАЦИН, ТОБРАМИЦИН и пр.) и макролидов (ЭРИТРОМИЦИН, АЗИТРОМИЦИН и др.), сильных мочегонных средств (ФУРОСЕМИД), нестероидных противовоспалительных препаратов (ИНДОМЕТАЦИН, НАПРОКСЕН);
- курение и употребление наркотиков;
- контакт с ядовитыми веществами;
- радиационное воздействие.
Со стороны малыша факторами риска являются родовые травмы и другие тяжелые состояния:
- тяжелая гипоксия (кислородная недостаточность) во время беременности и родов;
- асфиксия новорожденного (когда первая оценка по шкале Апгар менее 5 баллов, вторая — менее 7 баллов);
- глубокая степень недоношенности и очень низкий вес при рождении (менее 2 кг);
- переношенность;
- поражение в родах центральной нервной системы;
- необходимость использования искусственной вентиляции легких более 4 суток;
- гемолитическая болезнь новорожденных, развившаяся в результате резус-конфликтной беременности.
Вероятность развития нарушения слуха у детей значительно повышается в семьях, где среди ближайших родственников имеются случаи врожденной тугоухости, тем более при близкородственных браках. Если у одного ребенка насчитывается более двух факторов риска, вероятность снижения слуха увеличивается. Нарушение функции слухового аппарата может также быть осложнением некоторых заболеваний, перенесенных в раннем детстве, особенно на первом году жизни, главным образом инфекционных (краснуха, ветряная оспа, корь, свинка, токсоплазмоз, коклюш, скарлатина, грипп и др.).
Самостоятельная проверка зрения
Глядя на косящие и мутные глазки малыша (а они такие почти у всех грудничков до определенного возраста), родители нет-нет, да и начинают задаваться вопросом, а все ли в порядке со зрением чада. Конечно, окончательный ответ на этот вопрос может дать только врач-офтальмолог, но некоторые признаки и тревожные симптомы нарушений зрения родители малыша вполне могут определить и самостоятельно для того, чтобы незамедлительно посетить все того же офтальмолога. Итак, проблемы чаще всего возникают у детей, которые:
- появились на свет недоношенными, раньше срока;
- родились в семье, где у близких родственников имеются проблемы со зрением (офтальмологические проблемы довольно часто передаются по наследству);
- в месяц не демонстрируют реакции зрачка на свет (зрачок в ответ на яркое освещение не становится меньше);
- в три месяца не фокусируют взгляд на больших предметах, которые не издают звуков, проявляют интерес только к игрушкам, которые могут производить звуки;
- в четыре месяца не следят за движущимися предметами;
- в полгода не распознают лиц родственников, не дифференцируют их с чужими;
- в полгода демонстрируют непроизвольный нистагм (подрагивание и самопроизвольное движение зрачков из стороны в сторону или сверху вниз);
- в полгода демонстрируют выраженное одностороннее косоглазие;
- в годовалом возрасте не обращают внимания на собак, птичек или кошечек на улице, не интересуются движущимися предметами.
Во сколько новорожденные начинают слышать первые звуки?
Впервые дни своей жизни вне материнской утробы младенец слышит звуки недостаточно хорошо. Его трудно разбудит каким-либо шумом. Подобная «тугоухость» — это временное явление. Как только барабанная полость в ушках малютки освободится от амниотической жидкости, его слух станет гораздо лучше. Но стоит знать, что слух малыша первого года жизни нельзя назвать совершенным, поскольку развитие слухового нерва происходит не за один день.
Итак, когда же младенец начинает слышать голоса мамы и папы? Голос своей мамы новорожденный человечек «запомнил» еще со времен своего внутриутробного развития. И после рождения ребенок быстро узнает голос своей родительницы и даже умеет различать интонацию ее голоса (ласковую или строгую).
Чтобы новорожденный кроха учился акцентировать внимание на слуховых ощущениях, его родители, особенно мама, должны как можно чаще с ним «беседовать». А для того чтобы малыш научился распознавать положение первоисточника звука в пространстве, необходимо говорить с ним перемещаясь по комнате
Развитие слуха во внутриутробном периоде
Развитие органа слуха у плода начинается практически с самого начала внутриутробного периода, а именно с 5-й недели беременности, и продолжается вплоть до появления на свет. Примерно с 16-й недели внутриутробной жизни малыш начинает воспринимать, то есть различать на слух, звуки. К 20-й неделе внутреннее ухо плода развивается до размеров внутреннего уха взрослого человека. С этого момента малютка начинает различать частоту (то есть высоту) и интенсивность (то есть громкость) звука. С 26-27-й недели внутриутробного периода малыш уже начинает реагировать на различные звуки. При ультразвуковом исследовании можно наблюдать, что в ответ на резкий внешний звук кроха вздрагивает, у него может усилиться двигательная активность, увеличиться частота сердечных сокращений.
По мере развития органа слуха малыш учится распознавать источник звука. Оказывается, способность поворачивать головку в сторону источника звука, наблюдающаяся у грудничков, появляется у плода уже после 32-й недели беременности. Полагают, что после этого срока малютка может запоминать музыку и узнавать ее после появления на свет.
«Место жительства» малыша в утробе полно самых разнообразных звуков, что создает отличные условия для тренировки формирующегося органа слуха. Эта «звуковая среда» представлена, в первую очередь, звуками маминого организма. С легким шипением течет по сосудам плаценты кровь, с шумом и стуком сокращается в отдалении материнское сердце, с хлюпаньем и урчанием переливается жидкость в кишечнике, большим насосом неторопливо работают легкие. В эту череду естественных звуков врывается мамин голос. Постепенно кроха учится распознавать его, привыкает к определенному ритму и темпу речи. Вот почему сразу после рождения новорожденный быстро идентифицирует голос матери и выделяет его из всех прочих. Кстати, голоса других людей тоже слышны в утробе, но неразборчиво, общим фоном, примерно как мы слышим голоса из другой комнаты: слышен общий тон речи, но слов не разобрать. Другие звуки внешнего мира кроха также слышит приглушенно — за счет того, что он находится в околоплодных водах и, кроме того, окружен тканями материнского организма.
К моменту рождения периферический орган слуха (он включает в себя ушные раковины, наружный слуховой проход, полость среднего уха, в которой располагаются слуховые косточки, передающие колебания от барабанной перепонки к внутреннему уху, и улитка, орган внутреннего уха, где расположены слуховые нейроны) полностью сформирован. Он мало изменится со временем, зато височные доли головного мозга, ответственные за слух и представляющие собой центральную часть слухового анализатора, будут развиваться еще как минимум до школьного возраста.
Как реагирует на звук новорожденный?
В первые дни новорожденный реагирует лишь на громкие или резкие вибрирующие звуки. Его реакция зачастую отличается от той, которую ожидают увидеть родители. Он может плакать, вздрагивать или, наоборот, замирать при неожиданном звуке. Это связано с тем, что ребенок слышит все посторонние звуки одновременно и не может различать их. Поэтому шум, доносящийся со всех сторон, различного тембра, высоты и громкости вызывает у него такую себе «шоковую» реакцию.
В первую очередь новорожденные дети начинают различать голос мамы. Ведь именно она разговаривала с ним еще задолго до его рождения. Поэтому теперь, когда он столкнулся с окружающим миром, мамин голос способен успокоить его. Согласно исследованиям, дети также различают знакомые музыкальные или литературные произведения, которые слышали, будучи в утробе матери. О том, что они узнают знакомые строки, свидетельствует их реакция — активные движения ножками и ручками.
Помимо самого звука, новорожденные дети умеют различать интонацию, тембр голоса, темп разговорной речи, а также отличать звуки. Лучше всего ребенок слышит высокие звуки. Чтобы развивать слух малыша, необходимо чаще общаться с ним, включать детские песни и сказки. В зависимости от того, какой звук слышит ребенок, у него может быть разная реакция. О том, что малыш реагирует на посторонние звуки могут свидетельствовать:
- замирание;
- плач;
- вздрагивание и судорожные движения;
- поворот головы в сторону источника звука;
- поиск источника звука глазами.
Ребенок различает темп речи: когда мама начинает говорить быстро — его движения ускоряются; как только речь мамы замедляется — успокаивается и малыш.
Проверка слуха: как, кому, когда
Если зрение малыша в первые несколько месяцев жизни крайне трудно проверить – оно ещё находится в процессе становления – то способность ребёнка слышать уже вполне оформлена. Проводя аудиологический скрининг практически сразу после рождения, специалисты помогают вовремя заметить патологию и успешно её скорректировать.
Ранее проверка слуха проводилась лишь у новорождённых, входящих в группу риска, а именно:
- дети с наличием родственников, страдающих отсутствием или нарушением слуха;
- родившиеся с челюстно-лицевой патологией;
- перенёсшие внутриутробную инфекцию;
- получившие родовые травмы, перенёсшие асфиксию в родах и проведшие какое-то время после родов в реанимации;
- недоношенные дети.
Однако нарушения слуха часто обнаруживаются у абсолютно здоровых детей с неотягощенной наследственностью, поэтому сегодня аудиологический скрининг проводится для всех новорождённых без исключения.
Суть обследования заключается в воздействии на улитку – отдел внутреннего уха, отвечающий за восприятие и распознавание звука.
Передачу импульсов от звуковых сигналов в головной мозг обеспечивают так называемые волосковые клетки, которые при воздействии звука начинают распрямляться или вытягиваться.
Для скрининга используют специальный аппарат известный как прибор для ВОАЭ – вызванной отоакустической эмиссии. В ухо малыша вставляется специальный вкладыш (обтуратор), после чего к нему приставляется прибор, посылающий звуковые импульсы, напоминающие щелчки определённой частотности. На небольшом мониторе аппарата можно наблюдать регистрацию колебаний наружных волосковых клеток в пределах или за пределами нормы.
Далее, в ухо последовательно посылаются два сигнала разной частоты, реакцию на которые также можно наблюдать на мониторчике прибора. Диагностика проводится для каждого уха поочерёдно. Результат обследования может определить даже не самая опытная мама: на современных приборах ВОАЭ он высвечивается сразу. Это может быть «Прошёл» (Pass) или «Подлежит направлению» (Refer). Второй результат обозначает, что колебаний волосковых клеток аппарат не выявил. Следовательно, нарушения слуха всё же имеются, и ребёнок должен быть направлен в территориальный центр коррекции слуха.
Первый этап скрининга проводится в роддоме, через 3–4 дня после родов, и в возрасте 4–6 недель для детей, не прошедших скрининг в роддоме, а также новорождённых из групп риска. Второй этап – для годовалых детей из группы риска, хотя здоровым детям так же рекомендуется обследоваться повторно: тугоухость малыша может развиваться постепенно.
Что может обнаружиться
Метод ВОАЭ позволяет выявить практически все отклонения в развитии наружного, среднего и внутреннего уха: кондуктивную и сенсоневральную тугоухость, частичную потерю слуха и даже глухоту. Благодаря столь ранней диагностике нарушений слуха стало возможным быстро оказать малышу помощь, способствуя тем самым его нормальному развитию.
Органы слуха у здорового новорожденного ребенка готовы выполнять свои функции с первых секунд его появления на свет. Малыш познает мир звуков постепенно и в течение первых месяцев адаптируется к новым условиям. Для своевременного выявления отклонений и оказания помощи в развитии грудничка необходимо знать, как можно проверить слух у младенца. При возникновении сомнений не обойтись без визита к специалисту, но базовые тесты можно провести самостоятельно в домашних условиях.
Внимание к ребенку
Участие и внимание родителей является самым важным действием в выявлении и лечении потери слуха. Когда появляется проблема, и выясняется, что новорожденный плохо воспринимает некоторые частоты, то следует незамедлительно идти к специалисту
И чем раньше вы это сделаете, тем больше шансов на то, что проблема решится одним из современных методов, которыми располагает медицина.
Новорожденные с нарушением слуха требуют особого внимания. Когда неутешительный диагноз поставлен, родители должны способствовать применению различных терапевтических методов лечения, а если потребуется, начать использование слухового аппарата. Главное, помочь крохе стать полноценным членом общества, который слышит, общается и живет полной жизнью.
Зарождение такой важной способности, как слух, происходит еще в утробе матери. Малыш может ответить толчком на звучание маминого голоса или громкий шум
Так как существуют различные причины нарушения этой функции у детей сразу после родов, то желательно проконсультироваться со специалистом, как проверить слух у новорожденного и провести необходимые исследования.
Окружающий мир наполнен большим разнообразием звуков и при рождении у ребенка идет активация его слухового аппарата. От правильного функционирования органа слуха зависит развитие мозга и способность ребенка к развитию речи. Если же кора головного мозга не будет получать нужную информацию, то в дальнейшем это может стать причиной не способности ребенком понимать звуки.
В роддоме
Слух новорожденных проверяют при плановом осмотре в первые дни, а также по желанию родителей, когда они жалуются на отсутствие внимания малыша на голоса и другие звуки. Некоторые дети в обязательном порядке проходят проверку слуха, так как они относятся к группе риска:
- генетическая предрасположенность;
- наличие у матери во время беременности инфекционных заболеваний, а также употребление ею алкоголя и никотина;
- недостаточный вес при рождении;
- преждевременные роды;
- травматизм ребенка в процессе родоразрешения;
- у новорожденного малыша диагностируется инфекционная патология, влияющая на слуховой орган.
В педиатрии существует 2 методики проверки слуха в роддоме:
- Отоакустическая эмиссия. При ее проведении ребенок должен спать или спокойно лежать, тогда процедура занимает не более 10 мин. Если же малыша не удается успокоить, то она продлится около 2 ч. Она безопасна и не вызывает никаких болевых ощущений. В ухо вводится зонд, на котором прикреплен микрофон с динамиком, и через него подают звуковой сигнал. На дисплее компьютера отображаются показатели, необходимые для оценки слуха. ОАЭ позволяет фиксировать реакцию внутреннего уха.
- Исследование реакции ствола спинного мозга. На уши младенца надевают наушники, через которые происходит передача различных звуковых сигналов, а к голове крепят электроды (4-5 штук). На специальном аппарате показывается активность нервных волокон в этот момент. Такая процедура длится в течение 5-15 мин.
Если ребенок не прошел данные тесты, то назначают повторное их проведение через 1 неделю.
В домашних условиях
После выписки из роддома родителям необходимо выяснить у врача как проверить слух ребенку в домашних условиях. Для этой цели можно выбрать один из следующих способов:
- Рефлекс Моро. Малыша освобождают от пеленки и укладывают на ровную поверхность. Затем мама или папа отходят на расстояние 25-30 см от уха ребенка и выполняют громкий хлопок, такую же манипуляцию проводят и со стороны второго уха. Если со слухом нет проблем, то младенец испугается и начнет активно двигать конечностями. В том случае, когда реакция у него отсутствует, необходимо обратиться за консультацией к специалисту.
- Метод Калмыковой. Для проведения данной процедуры потребуются оба родителя, один из которых будет отвлекать ребенка яркой игрушкой, а другой начнет трясти поочередно пластиковыми банками, заполненными манкой, гречкой и горохом. Между сменами емкостей делают минутный перерыв. Банки держат над ухом на высоте 10-15 см. У ребенка как минимум должна появиться реакция на звук трясущихся гречки и гороха.
Возраст первого услышанного звука
Когда ребенок начинает слышать? Впервые малыш становится способным распознавать звуки на 16-17 неделе беременности. К 20-й неделе процесс формирования слуховой системы полностью заканчивается. Начиная с этого времени, можно разговаривать с малышом. Некоторые мамы считают это бесполезным занятием, но общение в утробе помогает подготовиться к появлению на свет сына или дочки.
Плод способен понимать звуки, громкость которых превышает 30 децибел. Конечно, околоплодная жидкость несколько приглушает эти звуки, но это не мешает крохе.
Интересно! Лучше всего ребенок во внутриутробном периоде понимает низкие звуки, в частности, мужские голоса. Поэтому желательно, чтобы с младенцем общался папа.