Советы и рекомендации психологов
По мнению специалистов, очень важно соблюдать такие правила при воспитании детей:
Выражать недовольство можно относительно совершенных действий, а не личности ребенка. Он должен быть всегда уверен, что любим.
Нельзя переносить собственные страхи на ребенка
Если ваше чудо хочет заняться скалолазанием, а вам страшно и на горку его отпустить, так как вы боитесь высоты – лучше отдайте его в руки профессионалов, которые обучат необходимому и обезопасят.
Важно дать ребенку обязанности, которые будет выполнять лично он, давая ему осознать чувство ответственности. Решая определенные трудности, он будет находить все новые и новые методы решения различных ситуаций, структурировать свое время, чтобы успеть все желаемое и понимать, что необходимо сделать для получения результата.
Как воспитать ребёнка уверенным в себе?
Уверенное поведение должны демонстрировать сами родители. Сложнее будет привить ребёнку смелость и веру в себя, если мать или отец впадают в панику при каждом его шаге. Не стоит часто использовать в речи обесценивающие слова: «не уверен», «сомневаюсь», «не знаю», «боюсь».
С раннего детства необходимо относиться к ребёнку как к личности. Можно проявлять строгость, серьёзность по отношению к малышу, но при этом он всегда должен чувствовать, что его уважают, слышат и с ним считаются
Это способствует формированию адекватной самооценки.
Важно искренне любить малыша, заботиться о нём, радоваться в ответ на его улыбку, тем самым формируя здоровую привязанность. Родители учат детей доверять миру, познавать его, задают жизненные ориентиры.
Чаще создавать условия для проявления ребёнком самостоятельности
Чем раньше начать это делать, тем большим спектром умений он сможет обладать. Малыш будет уверен в своих способностях. Иногда достаточно просто быть рядом, поддержать его и направить.
Развивать умение брать на себя ответственность. Сначала надо поручать детям определенные обязанности и следить за их выполнением. Затем пусть ребёнок сам учится ставить себе задачи, а вы лишь помогайте ему контролировать результат.
В воспитании детей нельзя переусердствовать с запретами. Излишнее ограничение свободы действий не даёт развиваться смелости и мотивации достижения успеха. Постоянными запретами не воспитать уверенного в себе ребёнка. Иногда слово «нельзя» стоит заменять на: «нужно (лучше) сделать так».
Давать правдивую похвалу. Не для утешения, а для того чтобы подчеркнуть заслуги ребёнка и его сильные стороны. Даже если ребёнок сделал что-то не совсем хорошо, похвалите ту часть его работы, которая у него получилась. Если малыш взялся мыть посуду, но что-то не доделал, не разложил тарелки по местам, ложки по отделениям или что-то ещё, похвалите его за то, «какие чистые тарелочки и ложки», а потом покажите, как правильно довести дело до конца.
Критика не должна носить характер навешивания ярлыков. Она может быть направлена на конкретные действия, но не на личность ребёнка. Вместо категоричной критики: «Ты неряха, и всё время у тебя беспорядок!» лучше сказать: «Я знаю, что для тебя не составит труда прибраться в своей комнате. Сделай это сегодня».
Необходимо избегать сравнения с другими детьми. Любые сравнения способствуют появлению тревоги и развитию неуверенности в себе. У ребёнка может закрепиться страх, что «я какой-то не такой». Всегда нужно подчёркивать только индивидуальные особенности и заслуги детей без сравнения их с другими.
Обязательно следует поощрять инициативу ребёнка. Если он хочет попробовать что-либо сделать, предоставьте эту возможность. Если малыш изъявляет желание помочь вам, не запрещайте ему. Это очень полезное стремление. Ошибочной является позиция взрослых, считающих: «он не сможет сделать это хорошо. Лучше я сам». Ребёнок, которому постоянно бьют по рукам, перестаёт проявлять инициативу, становится пассивным, у него может развиться комплекс неполноценности. Эффективной стратегией родителей будет: «пусть попробует, а я подскажу, помогу, исправлю, если что-то он сделает не так». Даже если поначалу чадо что-то испортит, нельзя подавлять его интерес. Для родителей в данном случае важнее даже не само дело, а инициатива ребёнка. Умение с возрастом улучшиться в любом случае, а вот отбитую в детстве инициативу восстановить будет сложно.
Важно быть для ребёнка другом и наставником, поощрять его интерес к миру, стремление идти вперёд, ставить цели и достигать их. Тогда вера в свои силы будет для него основным путеводителем!
Поощряйте любопытство
Порой бесконечный поток вопросов, задаваемых вашим ребёнком, может утомлять. Однако не следует упрекать в этом вашего малыша. Напротив, желание задавать вопросы и узнавать новое необходимо всеми силами поощрять. Ведь в этом случае ребенок осознает, что есть масса вещей, которых он не знает и не понимает, что мотивирует его развиваться, узнавая больше и больше. Согласно статистике, дети, которые в первые годы жизни проявляли любопытство, интересуясь всем вокруг и получая ответы на все вопросы от родителей, попав в начальную школу, имеют преимущество над своими одноклассниками. Ведь они способны лучше учиться и быстрее усваивать новые знания.
Позитив: фото животных способны растопить любое, даже каменное сердце
Они стали еще больше похожи! Агутин вместе с отцом приняли участие в «Смаке»
Девушка позвала в дом мастера по фэншуй. Он вынес вердикт, даже не войдя в него
Повышаем самооценку школьнику (6–10 лет)
У школьника впервые возникают два важных мотива: «быть как все» и «отличаться чем–то от всех, быть лучше». Первый нужен, когда действуют общие правила. Второй возникает в условиях соревнования и обращается к самолюбию. Если ребенок достигает успеха в соревновании, то его самооценка повышается.
- Помогите развить его личный особый навык: художественный или технический.
- Примите участие в эстафете, олимпиаде, пообещайте награду за успех в контрольной по математике. Не забудьте похвалить за минимальное продвижение и мотивировать на следующий шаг.
- Вселить уверенность в десятилетку очень просто: объясните, что гордитесь им, его умениями, его лучшими качествами. Что любите его не за что–то, а потому, что он есть, вы цените его как личность и готовы помогать.
Дети очень отзывчивы на искренность взрослых, на поучительный доброжелательный тон. Они с удовольствием идут на контакт, даже после серьезных конфликтов. Впрочем, конфликтов лучше избегать.
Поднимаем самооценку подростку (12–18 лет)
В этом видео психолог, создатель «Академии Профессионального Родительства» Марина Романенко подробно рассказывает о том, что нужно сделать родителям, что бы у подростка с самооценкой стало все в порядке. Советуем посмотреть до конца.
Казавшийся самостоятельным и самодостаточным школьник вдруг превратился в неуверенного юношу. Тревожный симптом, который нельзя оставлять без внимания. Профессиональная диагностика поможет понять причины, как и доверительный разговор с отцом или матерью. Выберите наиболее подходящий метод и постарайтесь поднять самооценку подростку до того, как она станет проблемной:
Акцентируйте внимание молодого человека на том, что гораздо важнее быть собой, чем соответствовать чужим идеалам. Приводите примеры из жизни значимых для него людей (родных, сверстников или даже звезд).
Ведите разговоры без поучающих интонаций
Постарайтесь объяснить на своем примере, что для достижения успеха нужно по–настоящему принять и полюбить себя.
Переключите внимание от проблемной области, в которой сформировалась низкая самооценка.
Поддерживайте увлечения, интересуйтесь внешкольной жизнью подростка, даже если не слишком одобряете аниме, готику или стрит–арт. Искренне гордитесь результатами совместной работы: повесьте грамоту за участие в выставке в общей комнате, выложите в соцсеть отчет о совместной поездке на соревнования по хип–хопу.
Забудьте о негативных оценках и критике. Придется побороть в себе злого учителя. Изучите несколько техник НЛП и научитесь давать негативную оценку в позитивном ключе: «Ты здорово это придумал! А что если добавить/изменить вот здесь?..» Конфликт с подростком – это верный путь потерять его доверие на долгое время.
Подростки протестуют по каждому удобному поводу, высказывая свое мнение и свою позицию. Родителям не стоит недооценивать силу личности подростка. Его самоощущение равно взрослому, а самоуважение и самоуверенность могут зашкаливать, даже при низкой самооценке. Таков признак и парадокс взросления.
Какой он, уверенный в себе ребенок
Родители часто переживают по поводу и без него, однако, реальным поводом для беспокойства является именно неуверенность в себе ребенка. Ведь если ребенок тяжело находит контакт со сверстниками, избегает новых знакомств, решения разнообразных жизненных задач – стоит начать что-то делать. Ведь то, как ребенок себя ведет в детстве, перенесется во взрослую жизнь, и именно родители должны развить чувство уверенности у своего ребенка.
Чтобы понять, уверен ли ваш ребенок в себе – нужно проанализировать его поведение на соответствие нижеизложенным пунктам. Уверенность ребенка проявляется следующими факторами:
- проявление радости при новых знакомствах, умение сохранить старые контакты;
- способность не только принимать комплименты, но и делать их самому, не испытывая стыда или неловкости;
- отсутствие волнения о том, как тебя оценят другие;
- осознание своих прав, умение их отстоять перед сверстниками и даже взрослыми;
- настойчивое достижение цели;
- умение отказаться от чьего-либо предложения или просьбы, если делать этого совершенно не хочется или вредит планам;
- способность проигрывать с гордостью, не принимая поражения как трагедию, верить в себя и не испытывать ненависти к победившему.
Поощряйте практику
Если вы заметили, что ребенок чем-то заинтересовался, то постарайтесь ненавязчиво сподвигнуть его на то, чтобы он почаще занимался этим
Однако здесь важно не переусердствовать и не начать давить на ваше чадо. Ведь если вы, к примеру, увидите, что ваш ребенок имеет музыкальный талант, то не стоит наседать на него и заставлять играть на пианино или другом инструменте дни напролет
Ведь такой подход может, напротив, отбить у маленького человечка всякое желание заниматься музыкой.
В формочки для пончиков выложила макароны с беконом: получилось вкусно
«Даже розетки золотые»: фанаты оценили роскошь дома Самойловой (фото)
В проточной воде. Почему не стоит мыть клубнику в соленой воде
Как развивать лидерские качества
Прежде всего, для развития уверенности в себе, ребенку нужно побороть страх. Это может быть страх перед новыми знакомствами или же ответом у доски, первым выражением собственного желания. Идеальным решением станут игры, которые помогут развить понимание всего мира и других людей, самого себя, справляться с трудностями, выработать хорошую самооценку.
Игровая форма позволит чувствовать себя максимально комфортно, формируя, тем не менее, полезные качества. Игры лучше проводить каждый день в одно и то же время. Это позволит ребенку чувствовать себя в безопасности, быть уверенным в том, что происходит, ведь все события совершенно предсказуемы.
Для того чтобы усилить в ребенке лидерские качества, можно отдать его в спортивную секцию, кружок театралов или же художников. Навыки, полученные в таких видах деятельности, способствуют появлению собственной значимости, ведь ребенок уже кое-что умеет и это заставляет его гордиться.
Однако не менее важным являются отношения в семье. К мнению ребенка нужно прислушиваться, обсуждая принятые им решения, а также никогда привселюдно не обсуждать его промахи
Ребенок, к которому относятся, как к равному, ощутит свою важность, и будет постоянно стремиться к этому ощущению
Важным аспектом является похвала, которая не должна быть чрезмерной. Потому что ее недостаток или избыток может в равной мере навредить ребенку, который столкнется с мнением посторонних людей и их системой оценивания
Важно стараться быть объективным. А если вы заметили явные проблемы с ощущением себя у ребенка, несмотря на всю вашу поддержку, нужно обратиться к психологу, не упустив этот важный момент
Главное не путать уверенность с наглостью
Нередко родители путают уверенность и наглость ребенка. Эти понятия лишь частично схожи. Общим для них является достижение поставленных целей. Однако различие лежит именно в способах реализации.
Просто уверенный в себе ребенок будет добиваться всего честно. То есть, если он увидит, что сейчас невозможно что-то выполнить либо же не имеет смысла – ребенок может временно отступить от своего плана. Разумеется, его уверенность может слегка уменьшиться, но несущественно.
Наглый же ребенок отступать от намеченной цели не будет. И чтобы добиться желаемого, он будет плакать, бить посуду, сквернословить, подставлять других малышей, манипулировать всеми возможными ему способами. Выдавая желаемое за правду в глазах нужных ему людей, он будет добиваться своей цели.
Это совершенно аморальный способ поведения, который приведет к многочисленным конфликтам. Ведь мало кому понравиться такое воздействие на себя. Кроме того, всегда будет тот, кто даст отпор, а это уже чревато серьезными проблемами в отношениях не только с людьми, но и с самим собой.
Хвалите за достижения
Подростка нужно хвалить тогда, когда он действительно поработал над собой. Пустое расхваливание только обесценивает реальные усилия. Поводы для гордости могут быть как материальные, так и нематериальные. Можно хвалить как за пятёрку в школе, так и за то, что ребёнок уступил кому-то место в транспорте.
Если подросток не знает, как раскрыть свои способности, предложите ему какое-нибудь занятие: музыка, танцы, рукоделие, волонтёрство, помощь по дому, научные курсы. Может, не сразу, но он найдёт, где проявить себя. После первого успеха ребёнок поймёт, на что способен, и у него поднимется самооценка.
Подросток должен чувствовать вашу поддержку и понимание, чтобы пережить внутренние страхи.
Олег Иванов, психолог, конфликтолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов
Откройте возможности для новых переживаний
Родители должны обеспечить ребенку разнообразные жизненные переживания, чтобы он мог чувствовать себя увереннее и спокойнее. Это не значит, что вам нужно отправлять малыша в путешествие или придумывать что-то еще масштабное. Попробовать новое блюдо или научиться кататься на лыжах – вот яркие переживания для ребенка. Так малыш понимает, что даже пугающие переживания могут приносить и удовольствие.
Заброшенная часовня с новой граненой готической крышей (фото)
Маркетинг на высоте: надпись на дне флакона чистящего средства порадовала мам
Чем обработать завязи огурцов, чтобы они не желтели? Мне помогает медный купорос
Как справиться со страхами
Проблему страхов нельзя пускать на самотек. Сегодня ребенок может бояться темноты, а завтра у него может развиться невроз, хронические болезни или фобии. А уж эти состояния никак не придают уверенности в себе, если не сказать обратное. Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы помочь ребенку преодолеть детские страхи.
С раннего детства не следует пугать ребенка «бабайкой», «бабой ягой» и прочими выдуманными персонажами для достижения каких-то своих целей. К примеру, если ребенок не хочет засыпать, или плохо кушает, мы довольно часто прибегаем к подобным манипуляциям. Следует говорить малышу, что он самый смелый, самый мужественный и находится под маминой защитой.
Однако, следует понимать, что страх – это нормальное состояние человека. По статистике, каждый второй ребенок в возрасте от 2 до 5 лет начинает ощущать различные страхи. С возрастом фантазия малыша может приобрести такую форму, при которой он будет бояться абсолютно всего. Грань между реальностью и выдуманным миром очень тонка, а фантазия детей безгранична, а ее последствия могут иметь серьезные заболевания психики.
Социальные страхи у детей возникают в возрасте от 3 до 7 лет. В это же время формируются и страхи, вызванные испугом или запугиванием. Естественный страх проходит, как правило, в течение месяца. Если ребенок не сумел перебороть в себе испуг за это время, то следует обратиться к психологу за консультацией, чтобы не усугубить сложившуюся ситуацию.
Не стоит выяснять отношения с домочадцами на глазах у ребенка. Дети очень болезненно переживают семейные конфликты и замываются в себе, оставаясь наедине со своими страхами. На формирование уверенности это никак не повлияет. То же самое можно сказать и о запугивании детей. Подобным поведением мы сами прививаем ребенку страх и мешает формированию у него уверенности в себе. Не разрешайте детям смотреть страшные передачи, фильмы ужасов и прочее. Дети в возрасте до 10-12 лет не воспринимаю телевизор, как телевизор. Для них это и есть самая реальная реальность.
Преодоление детских страхов сводится к следующим правилам поведения:
- не высмеивайте страхи ребенка, какими бы нелепыми с вашей точки зрения они не казались;
- не критикуйте и наказывайте ребенка за то, что он чего-то боится;
- установите с ребенком доверительные отношения, постарайтесь вместе решать его проблемы (если он боится темноты, оставляйте в его комнате ночник на ночь, включенную настольную лампу и прочее);
- не сравнивайте ребенка с собой или другими детьми, помните, что каждый человек индивидуален;
- преодолевайте детские страхи методом «закаливания», не делайте сами то, чего боится ваш ребенок (например, если ребенок боится выступать на сцене перед широкой публикой, не выталкивайте его туда, лучше приучайте сначала выступать перед небольшим числом зрителей);
- разъясняйте все интересующие ребенка моменты на доступном ему языке, не прибегая к слишком взрослым терминам. Часто страхи возникают из-за недопонимания какой-либо ситуации.
Типичные ошибки в воспитании и к чему они приводят
Уверенность не является прирожденным качеством, оно прививается родителями. Как правило, во время подражания и общения с ними же. Среди факторов, которые способствуют появлению неуверенности детей перечисляют такие:
Повышенная тревожность, сопровождающаяся излишней опекой и контролем. Чрезмерное родительское «лелеяние» детей способствует развитию собственной неуверенности. Долгожданных детей часто опекают не только в детстве, но и во взрослой жизни, постоянно поддерживая состояние нецелостности выросшего ребенка. Ведь таким людям будет тяжело построить собственную семью и принять за нее ответственность, решать встречающиеся проблемы и достигать поставленных целей.
Объясняется это тем, что родители при малейшем появлении какой-то проблемы или трудности кидаются на выручку ребенка, часто не ограничиваясь этим, а и полностью решая задачу за своего ребенка. Помощь должна заключаться в том, чтобы помочь понять ребенку, как решить ту или иную проблему самостоятельно.
Постоянно сравнение с другими детьми. Сравнение ребенка с другими детьми или родственниками, соседями и даже самими собой в детстве – грубейшая и наиболее распространенная ошибка родителей. При этом происходит подавление личности ребенка, она просто прячется глубоко внутрь, считая, что никому не интересна и не имеет права на уважения со стороны других, право существования.
Таким образом, ребенок, выросший на упреках и критике, вырастает несамостоятельным и безынициативным. Он привыкает выражать не собственное мнение, а то, что от него хотят получить.
Использование негативных утверждений. Воспитывая целостную личность, родители должны использовать только положительные утверждения. Фразы о том, что «у тебя нет таланта стать певцом, выбери что-то другое», «ты еще не заслужил», «ты не сможешь», нельзя использовать
Это прочно закоренеет в сознании ребенка его заниженное чувство собственной важности. И в дальнейшем, под влиянием навязанных рамок, он может выбрать совсем не ту жизнь, которую хотел
Такие люди постоянно страдают, но не могут и бояться что-то изменить, ведь это разрушит все их мировоззрение.
Фиксация внимание на совершенных ошибках
У каждого в жизни случаются неприятности, никто не застрахован от принятия неверных решений и совершения ошибок
Тем более дети, которые только узнают мир.
Если ребенок ошибся, не стоит кричать или упрекать его, лучше спокойным голосом объяснить, в чем была ошибка. Таким образом, ребенок поймет, как поступать в той или иной ситуации и его ощущение уверенности не пошатнется.
Гораздо лучше хвалить за совершаемые поступки, вырабатывая правильную мотивацию.
Манипуляторные действия со стороны родителей. На пути взросления ребенка бывают ситуации, когда для его безопасности или здоровья нужно сказать жесткое «нет». Однако, совершенно другой случай, когда родители спекулируют чувствами ребенка, вызывая страх или жалость, чтобы выбрать наиболее удобный для себя вариант. Допустим, заставляя ребенка есть, нельзя использовать «ну скушай ложечку за маму. Ты что, меня не любишь?», это совершенно негуманно. Ведь ребенок так воспринимает это, что, отказывая родителям, он показывает им свою нелюбовь и их отношения могут испортиться, что порождает страх. Говорить о том, что «не будешь учить математику – будешь уборщиком» также не способствует развитию уверенности. Чтобы достичь чего-то от ребенка, нужно объяснить ему важность события. И всегда стоит помнить, что выбранным им путь может отличаться от ваших пожеланий и это совершенно нормально.