Метод обучения чтению николая зайцева. часть ii

В чем заключается методика Зайцева

Программа представляет собой обучение чтению по кубикам Зайцева в форме игры, где задействуются следующие виды восприятия: зрение, слух, мышление, движение, осязание. Во время занятий используются не только кубики со складами, но и таблицы, картинки, игровое поле.

Методика подходит практически для всех детей, даже имеющих психические отклонения, нарушения зрения, слуха, страдающих аутизмом. Занятия проходят без предварительного изучения алфавита и слогов (вместо них используются склады). Во время обучения можно двигаться, петь, говорить, танцевать.

Важным фактором является атмосфера во время уроков. Она должна быть спокойной, чтобы дошкольник находился в хорошем расположении духа, ему было интересно и весело. Если у детей нет настроения, не нужно заставлять их. Родители должны выступать в качестве друга-наставника, а не строгого учителя. Это облегчит, а также ускорит процесс обучения.

Главные цели программы:

  • расширение словарного запаса;
  • умение писать грамотно;
  • избавление от речевых проблем, невнятности;
  • развитие мышления, логики;
  • обучение работать самостоятельно.

Используемый комплект

В набор входят:

  • кубики — 61 шт.;
  • карточки в виде таблицы из картона с буквами, слогами — 6 шт.;
  • картонные таблицы в формате В3 — 4 шт.;
  • диск для прослушивания;
  • методическое пособие — инструкция в виде конспекта для проведения уроков.

Наборы бывают 3 видов:

  1. С собранными кубиками.
  2. С пластиковой основой.
  3. С раскладкой, которую нужно собирать.

Чтение по складам

Склады — минимальная единица, произносимая ребенком, которую ему легко воспринимать. То есть это первые слова у детей: «да», «ма», «па». Они состоят из 1 или 2 букв.

Склады могут быть следующими:

  • гласная и согласная вместе («ве», «ни»);
  • отдельная гласная или согласная как слог («я-ма», «ло-д-ка»);
  • согласная с мягким или твердым знаком («ль», «сь», «дь»).

На всех сторонах кубиков написаны склады по правилам:

  • склады начинаются с одной и той же согласной, если она есть («на», «но», «ну», «ни»);
  • на больших кубиках находятся твердые согласные, а на маленьких — мягкие;
  • звонкие согласные располагаются на серых кубиках с железным наполнителем внутри, а глухие согласные — на оранжевых с деревянным наполнителем;
  • отдельные гласные находятся на кубиках желтого цвета;
  • на белые нанесены знаки препинания;
  • на двойных кубиках на каждой стороне объединены склады, которые пишутся по-разному, но читаются одинаково («же», «жо», «шь», «ш»).

Во время занятий склады показываются, устно проговариваются или напеваются. Родитель или педагог в детском саду рассказывает о звучании складов на желтых, деревянных и железных кубиках, предлагает ребятам разложить их по звуку, объему, а также показать и напеть склады с кубиков, таблиц, картинок. Таким образом дети постепенно учатся складывать полностью слова, читать и писать.

С какого возраста начинать

Николай Александрович Зайцев впервые апробировал свой метод обучения чтению с детьми в возрасте полутора лет. Использовался исключительно игровой урок. Результат превзошел ожидания. Дети начали читать через несколько занятий.

Наблюдая за детсадовцами, автор методики пришел к выводу, что начинать знакомство малышей с кубиками можно с самого рождения. Не ставьте перед собой задачу научить чему-то кроху. Кубики должны стать игрушкой для младенца. Пусть использует их как погремушку до 6 месяцев.

После полугода можно начать пропевать склады, составлять простые слова. Игры усложняйте постепенно. В год–полтора просите ребенка дать кубик со знакомым складом. Развесьте таблицы Зайцева так, чтобы они были доступны взгляду малыша.

К 1,5 года, если играть со складами каждый день, даже по 5–15 минут, ребенок сможет самостоятельно сложить свое имя, несколько простых слов: мама, папа, мяч. Родителям нужно постоянно подстегивать детский интерес, пропевать новые склады, показывать, как сложить еще одно слово.

Как вы считаете нужно ли ребенку раннее обучение чтению?
Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

Альтернатива слогам — склады

Как же тогда научить малыша читать, раз буквы и слоги лишь запутывают его и отдаляют момент освоения чтения?

Основной единицей языка у Зайцева является не звук, буква или слог, а склад.

Склад — это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же даже одна буква. Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-3, А-И-С-Т и т. д. Складовой принцип чтения — основа зайцевского метода обучения детей чтению.

Почему именно склад?

«Все, что мы произносим, это комбинации из пары гласный-согласный, — поясняет Николай Александрович. — За согласным обязательно следует гласный звук. Он может не обозначаться на письме, но он есть». Наши предки чувствовали это и ставили «ять» в конце существительных, оканчивающихся на согласный. Произнесите, например, слово: «о-а-зис», держа руку на горле, и вы почувствуете усилие связок перед «о» и перед «а», или по терминологии Зайцева — «мускульное усилие речевого аппарата». Это самое усилие и есть склад.

Плюсы и минусы методики

Как и у каждой современной методики, обучение чтению с помощью кубиков Зайцева имеет как свои достоинства, так и недостатки. Рассмотрим подробнее.

Достоинства

  • Дети очень быстро учатся читать. Для того чтобы ребенок начал это делать требуется совсем немного времени. Причем чем он старше, тем быстрее протекает процесс обучения. По словам самого автора, даже ребята, которым только исполнилось 4 года, могут начать читать самостоятельно уже через 4 занятия. Конечно, это не относится ко всем детям. В среднем малышам 3-4 лет требуется полгода для обучения, дошкольнику постарше требуется 10-12 занятий, ребенку 6-7 лет уже будет достаточно недели.
  • Метод обучения по Зайцеву не привязан к какому-то определенному возрасту. Вы можете начинать заниматься когда ребенку исполнится 6 месяцев, а можно использовать и для первоклассников.
  • Разные по тембру, высоте и громкости звуки, издаваемые кубиками, поспособствуют развитию слуха, памяти, будут отлично развивать чувство ритма.
  • В результате игр с кубиками активно развивается мелкая моторика рук ребенка, которая очень важна для развития интеллекта.
  • Обучение проходит в темпе, который позволяют способности ребенка. Все очень индивидуально. Никто не торопит и не подгоняет ребят, не говорит им о том, что они что-то должны.
  • Освоить методику не составит труда. Ее с успехом можно применять в домашних условиях.
  • Дети сразу учатся грамотному письму. На кубиках отсутствуют склады, которые невозможны в русском языке (таких, как ЧЯ, ЖЫ).
  • Метод обучения по Зайцеву способствует профилактике, сохранению и укреплению здоровья. Играя, ребенок тренирует глазные мышцы. Это помогает сохранить зрение. Его сохранности содействует расположение крупного текста на таблицах в разных местах, яркий цвет кубиков, который не раздражает глаза.

В целом, такой игровой метод обучения чтению успешно помогает в развитии всесторонне развитой гармоничной личности.

  • Метод построен на принципах педагогики сотрудничества, что позволяет избежать конфликтов между детьми, родителями и педагогами.
  • Дети играют сами. Это отлично развивает самостоятельность и самоорганизованность. Хватает даже непродолжительных занятий для успешного обучения. Играя с ними постоянно, незаметность их проведения по принципу «между прочим», дадут отличный результат в обучении.
  • Методика очень простая, систематизированная, наглядная.
  • Ребенку не приходится осваивать способы слияния букв в слоги, он учит готовые склады, что содействует умению читать бегло и без запинок.

Недостатки

Несмотря на огромное количество достоинств при выборе этого способа обучения, можно столкнуться и с рядом проблем.

  • Педагоги дефектологи и логопеды говорят о том, что заучивая склады, не разобравшись в том, как сливать буквы, дети часто начинают пропускать окончания слов. Могут возникнуть проблемы при делении слов на слоги, разборе слов по составу.
  • Отличный от школьного цветовой окрас звуков (голубой, синий, зеленый вместо синего, зеленого, красного), создают проблемы у ученика при фонематическом разборе слов. Переучивать детей сложнее, чем учить с нуля.
  • Высокая стоимость пособий. Множество хлопот при самостоятельном склеивании кубиков.
  • Создаются определенные трудности при выборе написания букв Э и Е. На кубиках имеются такие склады, как БЭ, ВЭ. В русском языке их можно встретить очень редко. Придется постоянно останавливать желание ребенка написать букву Э в словах, где после твердого согласного мы слышим Э, а написать надо Е (например, слово ТЕННИС).
  • Использование методики будет эффективнее у детей, которых более развито правое полушарие мозга. У них более развито образное мышление.
  • У ребят могут возникать трудности с вычленением отдельного звука из слова, что повлияет на письмо.
  • Данный способ обучения практически не развивает творческие способности детей.

Еще по теме «Обучение чтению зайцев»:

Таблицы Зайцева

Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. Долго и безрезультатно искал в интернете таблицы Зайцева по обучению чтению и математике, поэтому пришлось изготовить их самому.

Методики Домана или Зайцева для особого ребенка

Раздел: Развитие, обучение ( методика зайцева для особых детей). Методики Домана или Зайцева для особого ребенка. Часть II. Николай Зайцев придумал свою методику обучения детей чтению ! В ней не нужно заучивать, а нужно просто играть.

Где скачать таблицу складов Зайцева?

у меня есть двд диск » обучение чтению и математике по методике зайцева » (уроки ведет сам зайцев ) — забирайте (за киндер:)). пишите на почту. 03.02.2007 10:04:18, nataly21.

Чтение по Зайцеву и звуко-буквенный анализ

На этапе обучения чтению не следует _одновременно_ учить ребенка читать по складовой системе Зайцева и заниматься звуковым анализом в его школьном варианте.

«Стосчет» Зайцева: как у вас пошел? Инте

Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. Метод обучения чтению Николая Зайцева. Часть II. Целостна ли методика Зайцева ? Говорить о нецелостности методики Зайцева, может тот, кто видел…

видео-уроки Зайцева 2

Метод обучения чтению Николая Зайцева. Часть II. у меня есть двд диск » обучение чтению и математике по методике зайцева » ( уроки ведет сам Методика Николая Зайцева обучение чтению ребенка. Обучающие игры с кубиками. Раздел: Подготовка к школе (65 уроков чтения …

видео-уроки Зайцева

Метод обучения чтению Николая Зайцева. Часть II. у меня есть двд диск » обучение чтению и математике по методике зайцева » ( уроки ведет сам Методика Николая Зайцева обучение чтению ребенка. Обучающие игры с кубиками. Раздел: Подготовка к школе (65 уроков чтения …

Привет всем. Помогите не подскажите как

Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. Метод обучения чтению Николая Зайцева. Кубики Зайцева я хотела бы пластмассовые. Кубики пока рассматриваю как элемент, но не как единственный вид обучения.

Методики Зайцева. Список пособий

Метод обучения чтению Николая Зайцева. Недостатки методики Зайцева. у меня есть двд диск » обучение чтению и математике по методике зайцева » (уроки ведет сам зайцев …

Кто занимался обучению чтению по кубикам Зайцева?

Как освоить чтение по складам по кубикам Зайцева. Николай Зайцев придумал свою методику обучения детей чтению ! В ней не нужно заучивать, а нужно просто играть.

Кубики Зайцева для аутиста

Кубики Зайцева для аутиста. Аутизм. Другие дети. Мы остановились на глобальном чтении (целиком все слово в привязке к конкретному слову или ситуации).

Обучение чтению по методике Зайцева

Этот материал основан на методике Зайцева — обучение чтению по складам. Часть II. Игры с кубиками Зайцева. Когда, где, сколько играть. Плюсы и минусы системы Зайцева. Методика Николая Зайцева обучение чтению ребенка. Обучающие игры с кубиками.

Приглашаю гостей на семинар «Обучение чтению по кубикам Зайцева»

Светлана, семинары по методикам Зайцева — бывают только по субботам, потому что они достаточно продолжительные по времени и это Метод обучения чтению Николая Зайцева. Часть I. человек онлайн. Приглашаю на однодневные практические семинары » Обучение …

Методика Зайцева

Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. Метод обучения чтению Николая Зайцева. Часть II. Семинар «Кубики Зайцева для учебы и игры» в Москве Дата проведения ближайшего семинара: 22 апреля 2012 г…

Первое занятие с кубиками Зайцева

Первое занятие с кубиками Зайцева. . Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми.

Зайцев.Математика в таблицах.

Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. Метод обучения чтению Николая Зайцева. Часть II. Кто хочет — может скачать таблицы Зайцева для чтения и таблицу «Стосчет» Зайцева, дополненные некоторыми…

Целостна ли методика Зайцева ?

Целостна ли методика Зайцева ?.. Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми.

Обучение методике Зайцева

Приглашаю на однодневные практические семинары » Обучение чтению по кубикам Зайцева «, » Обучение математике по методике Зайцева «. На семинаре не просто читается лекция на тему…

Таблицы Зайцева

Узнать про обучение чтению по методикам зайцева для родителей и педагогов можно Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы…

С какого возраста можно начинать обучение и в какие игры играть

Познакомить малыша с кубиками можно практически с рождения. Учитывайте, что в этом возрасте ребенок еще не способен на занятия. До полугода развитие ребенка идет очень быстрым темпом. Не стоит его сейчас дополнительно перегружать. Кубики можно использовать в качестве погремушки, лишь временами показывая ему склад или слово. Не пытайтесь в этот период увидеть каких-то результатов, не ждите их от ребенка. Сейчас с их помощью вы только подготовите ребенка к обучению, которое ждет его впереди.

После 6 месяцев ребенку уже становится не интересно играть с кубиками, как с погремушкой. Теперь можно начинать пропевать склады. До достижения годовалого возраста продолжайте показывать кубики, склады, простые слова. Позвольте крохе поползать среди них. Можете попробовать попросить его дать вам кубик с определенным складом. Оставляйте склады на предметах, названия которых вы составили и в течение дня, показывайте и пропевайте их малышу.

Чем старше становится ребенок, тем сложнее предлагаются ему игры. Годовалому крохе, вместе с теми играми, что были раньше, уже можно увеличивать уровень сложности, предлагая новые. Действуйте постепенно. Можно воспользоваться пособием Н.Зайцева «Письмо. Чтение. Счет», к котором предложена масса занимательных игр, а можно придумать свои. Подключайте фантазию малыша, спросите у него, в какие он хочет поиграть игры.

Поиграйте в «Зоопарк». Пусть малыш расселит по зоопарку различных животных, составляя их названия из складов. В «Магазине» он может разложить товар по полочкам. Отправляясь в «Путешествие» обязательно надо собрать чемодан. Пусть он побудет в роли повара, сложив в кастрюлю названия, необходимых для приготовления супа или любимого блюда, ингредиентов.

Предложите ребенку сыграть в игру «Кто больше назовет». Называйте слова, которые начинаются с заданного склада. Можно сделать эту игру тематической.

Положите перед ним кубики, из складов на них должно быть можно составить его имя. Пусть малыш попробует это сделать самостоятельно. В следующий раз усложните задачу, подходящие склады он должен найти сам. Пусть он складывает слова из кубиков, а потом ищет эти склады в таблице, показывая указкой на необходимый склад.

В игры, которые вы придумали вместе, ребенок будет играть с огромным удовольствием, ведь они для него гораздо занимательнее, чем предлагаемые автором. Эти игры будут именно такими, которые ему нравятся, придуманы с учетом его интересов.

Суть методик Зайцева

Первой автором была запатентована методика обучения чтению

Вот уже более 20 лет методики петербургского педагога-новатора Николая Александровича Зайцева применяются на практике для обучения детей читать, писать и считать.

Когда начинать заниматься по методике

Начинать игры с кубиками можно уже в доречевом возрасте

Заниматься с детками можно уже с 2–3 лет, но, конечно, следует учитывать индивидуальные особенности развития малыша, главная из которых — любознательность, а именно:

  • желание проводить время за книжками (перебирать их, листать, внимательно слушать, когда читают взрослые);
  • любопытство (это касается не только чтения-счёта, но и всех аспектов жизни в целом);
  • способность усидеть на месте, занимаясь интересным делом, хотя бы 5–10 минут.

У каждого ребёнка эти проявления становятся явными в разном возрасте, поэтому родители должны, так сказать, поймать момент.

Принципы техники обучения по Зайцеву

Заниматься по методикам можно как и индивидуально, так и в группе

За основу методики для детей Н.А. Зайцев взял психолого-педагогические особенности развития дошколят и адаптировал принципы их обучения к базовым аспектам целей образования в общем:

  • работа с новой информацией по схеме «к частному от общего»;
  • связка «образное — наглядно-действенное — словесно-логическое», что обеспечивается включением разных каналов восприятия малыша;
  • чёткая система разработки материала;
  • понятные алгоритмы работы;
  • учёт физиологических и психологических тонкостей развития ребёнка.

Благодаря таблицам ребёнок может моделировать и систематизировать те или иные учебные ситуации. Наглядные пособия выполняют роль посредника между объектом и субъектом обучения, помогая:

  • информировать маленького ученика;
  • ориентировать его в материале;
  • тренировать и формировать необходимые навыки ребёнка.

Каких результатов можно добиться

Для занятий достаточно выделить около 1 часа 2–3 раза в неделю. И тогда через полгода вы увидите:

  • эффективность применения методики (после 20 часов работы малыш сможет складывать в пределах 100 и вычитать, а также читать по складам);
  • насколько легко использовать пособие, так как в комплекте есть все необходимое для занятий (упражнения, примеры, игры, песни);
  • насколько ваш ребёнок обучаем, что играет огромную роль для определения индивидуальной образовательной траектории в школе;
  • что ребёнок гораздо быстрее и прочнее хватает нужную информацию «на лету» в повседневной жизни, чем в отведённое для этого время, например, в детском саду.

Не стоит забывать и о том, что общая направленность упражнений всех методик способствует развитию логического мышления, а ряд заданий — решению логопедических проблем у ребёнка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наш детеныш
Добавить комментарий