3 месяца ребенку

Улыбка и смех в 3 месяца

На данном этапе развития, на личике малыша все чаще появляется сознательная, искренняя улыбка, предвестница будущего смеха. А спустя всего пару недель, счастливых родителей ждет настоящее чудо – заливистый и счастливый хохот, вашего любимого чада.

В первые пол года жизни, смех у ребенка вызывают в основном тактильные ощущения: щекотка, игра в «ладушки» или «козу», покусывание пальчиков на маленьких ножках. Родители сами должны определить, что больше всего развлекает вашего малыша и всячески стимулировать его веселье, ведь всем прекрасно известно, какую пользу это приносит.

Отсутствие смеха, в возрасте трех месяцев, ни в коем случае не является отклонением, просто ваш ребенок, чуть более сдержан, и родителям надо немного запастись терпением, за которое вы, непременно, получите долгожданную награду.

Особенности физического развития новорожденного в течение первого года по месяцам

Совет 1: Что умеет делать 2-х месячный ребенок

Эмоциональное развитие двухмесячного ребенка

В развитии даже 2-месячного, еще совсем маленького ребенка, по сравнению с новорожденным, уже очевидна огромная разница. В первую очередь меняется его взгляд, он становится более сосредоточенным, осмысленным. Угол обзора и поле зрения ребенка расширяется, он активно интересуется тем, что он видит, рассматривает яркие игрушки и лица людей. Если водить перед его глазками игрушкой, ребенок концентрирует на ней взгляд и довольно быстро поворачивает голову вслед за вашими движениями. Также он может реагировать и на звук, поворачивая голову на звон погремушки.

Малыш уже умеет осознанно улыбаться и даже смеяться, реагируя на ласковый голос мамы и игры с родителями. Он узнает любимых людей, встречая их улыбкой. В этом возрасте уже более развит и речевой аппарат, ребенок произносит звуки «а», «у», «о» и активно «гулит», когда взрослые с ним разговаривают. Чем больше уделять внимания малышу, играть и разговаривать с ним, тем быстрее у него будут появляться новые навыки и умения.

Физическое развитие ребенка в 2 месяца

Если малыш развивается должным образом, в 2 месяца он уже гораздо больше времени проводит, бодрствуя. Он не засыпает сразу после кормления, а может полежать в кроватке, наблюдая за родителями и двигая ручками и ножками. Движения ребенка становятся более координированными, он перестает хаотично вскидывать руки, а начинает ими управлять: тянется к понравившейся игрушке, пытается потрогать интересующие его предметы, намеренно дотрагивается до своего личика. Если дать малышу игрушку, он может недолго удерживать ее в своих ручках.

Реакцией ребенка на резкий звук, яркий свет, боль, голод или другой раздражитель остается, как и прежде, плач. Но к этому времени родители уже могут различать его особенности, ведь плачет малыш всегда по-разному.

В 2 месяца дети умеют контролировать шейные мышцы и держат голову гораздо лучше. Лежа на животе, ребенок может поднять голову и удерживать ее в вертикальном положении длительное время, наблюдая за взрослыми. Некоторые малыши в этом возрасте уверенно приподнимают верхнюю часть спины, упираются на ручки и смотрят по сторонам. При хорошем физическом развитии ребенка, он может поворачиваться со спинки на бок и менять положение тела на поверхности, например, разворачиваться во сне.

У ребенка в 2 месяца активно развит сосательный рефлекс. Дети обычно осознанно сосут кулачок или несколько пальцев, успокаивая себя. Этот навык помогает малышам успокоиться и заснуть.

Основные потребности

Что должен уметь ребенок в 3 месяца? Больше всего родителей волнует, что умеет грудничок в психологическом плане. В этом возрасте малыша больше интересует компания мамы, чем какого-то другого знакомого взрослого. Он часто просится на ручки, чтобы изучать мир. Если он слишком много находится в кроватке, его обзор ограничен, в этом возрасте начинает проявляться любознательность.

Маленький ребенок спит на животе

В 3 мес. малыш больше требует любви и внимания, учится различать эмоции, наблюдая за лицами взрослых. В ответ на голос мамы или появление игрушек перед ним может агукать и улыбаться.

Внимание неустойчиво, поэтому ребенка легко переключить предметом, окрашенным в яркие цвета

Важно! У малыша нет другого способа изъявлять о своих желаниях, кроме плача. Его характер может принципиально отличаться

Со временем мама может научиться отличать потребности ребенка в зависимости от тона, которым он осуществляется. Как правило, о голоде свидетельствует громкий и резкий крик. Приблизительно те же звуки говорят о том, что малыш мокрый, или он ощущает физический дискомфорт. Если плач тихий и жалобный, взрослый должен убить скуку грудничка, пообщавшись с ним

Его характер может принципиально отличаться. Со временем мама может научиться отличать потребности ребенка в зависимости от тона, которым он осуществляется. Как правило, о голоде свидетельствует громкий и резкий крик. Приблизительно те же звуки говорят о том, что малыш мокрый, или он ощущает физический дискомфорт. Если плач тихий и жалобный, взрослый должен убить скуку грудничка, пообщавшись с ним

Важно! У малыша нет другого способа изъявлять о своих желаниях, кроме плача. Его характер может принципиально отличаться

Со временем мама может научиться отличать потребности ребенка в зависимости от тона, которым он осуществляется. Как правило, о голоде свидетельствует громкий и резкий крик. Приблизительно те же звуки говорят о том, что малыш мокрый, или он ощущает физический дискомфорт. Если плач тихий и жалобный, взрослый должен убить скуку грудничка, пообщавшись с ним.

Эмоциональное и психическое развитие малыша

После того как прошла адаптация новорожденного к новому, неизведанному для него окружающему миру, он начинает активно знакомиться с ним, тем более, что времени для этого у него становится больше, так как увеличились промежутки между сном. Любимой игрушкой ребенка в этом возрасте является он сам, малыш обнаруживает свои руки и ноги, начинает с любопытством рассматривать их, пробовать на вкус, ощупывает свое лицо, изучает носик, рот, глаза, и делает это с превеликим удовольствием.

Огромной радостью для него становится обнаружение в поле зрения, лиц своих родителей, которые он уже начал узнавать. На улыбку и знакомый, родной голос мамы или папы, ваш ребенок отвечает «комплексом оживления» и радостным гулением.

Читаем также: Когда новорожденный начинает слышать и видеть

Этот разнообразный мир

Малыш с увлечением рассматривает собственные ручки и в какой-то момент совершает первое управляемое действие — хватает одной рукой другую. Возьмите большую цветную резинку для волос и надевайте ее крохе то на одно, то на другое запястье

Яркий предмет еще больше привлечет внимание, и малыш будет с увлечением тренировать хватательные движения

Разглядывать ножки — занятие не менее интересное, особенно если вы наденете на них цветные носочки. Еще лучше, если носочки будут разных цветов, чтобы развивалось не только восприятие цвета, но и ощущение контраста.

К третьему месяцу малыш уже не просто разглядывает предметы, но и начинает ими манипулировать. Поэтому надо позаботиться о том, чтобы в его арсенале были игрушки с самыми разнообразными свойствами.

Игрушка-пищалка учит анализировать причинно-следственные связи: «Если я нажимаю, она пищит. Если не нажимаю — не пищит». Для ребенка это не просто игра, это огромный шаг вперед в умении координировать и осознавать свои движения, ведь до сих пор они носили хаотичный характер.

Для познавательного развития очень важно, чтобы игрушки отличались друг от друга на ощупь. Это могут быть разные колечки: гладкие, шершавые, ребристые, пластмассовые, матерчатые..

Попеременно вкладывайте их то в правую, то в левую руку ребенка (нужно развивать обе руки).

Сенсорный коврик. Ребенок уже достаточно много времени проводит на животе, так что пора выкладывать его на коврик. Сенсорный коврик должен быть составлен из элементов, отличающихся по фактуре, чтобы и ручки, и ножки ребенка знакомились с разными ощущениями.

Пора осваивать понятия «вверх» и «вниз». Играем в «самолетик»: «Полетели-полетели, — поднимаем ребенка на руках. — Вверх! Вниз! Вверх! Вниз!»

Психологи и логопеды говорят, что в три месяца появляются первые предпосылки к речи. Если раньше звуки, которые издавал малыш, были никак не связаны с ситуацией, то теперь вы можете заметить, что в одних случаях, например, при удивлении, он говорит «кхе», при появлении мамы «кху» и т. д. Это первая попытка что-то сказать без крика и плача.

Ребенок активно познает и усваивает эмоции, наблюдает за выражением лица взрослого. Раньше я советовала повесить над кроваткой фотографии улыбающихся мамы и папы. Пришла пора вносить разнообразие и в мир чувств. Купите или сделайте сами двустороннюю рожицу, с одной стороны веселую, а с другой — грустную. Подвесьте ее над кроваткой так, чтобы она крутилась, и малыш видел то одну, то другую сторону. Чтобы игрушки, подвешенные над кроваткой, не приедались, можно их чередовать: один день карусель, один день рожица, один день сенсорное панно — его можно прикрепить на стенку кроватки.

Эмоции должны появляться и в песенках-потешках. Если раньше они были очень короткими, мелодичными и убаюкивающими, то теперь пора включать в них и отрицательные эмоции. Например, грозным голосом: «Идет коза рогатая за малыми ребятами». Тот же «волчок», который «укусит за бочок», уже может звучать не так безобидно. Так мы учим ребенка понимать, осознавать и выражать свои чувства. Конечно, мы только в самом начале пути. Все, что он сейчас поймет, — это «грустный», «веселый», «испуганный»

Но важно этот путь начать. Проблема в том, что часто сами взрослые оказываются недостаточно эмоциональными

А бывает, что мама или папа стесняются проигрывать перед ребенком разные чувства, боясь показаться смешными. Особенно это относится к папам. «Я что, ненормальный, чтобы кривляться?» — возмущаются они на предложение изобразить печаль или испуг. Постарайтесь объяснить вашему мужу, что это совсем не кривляние, а серьезное, важное дело, которое очень нужно сейчас вашему ребенку.

В играх с малышом можно использовать матерчатую куклу, надетую на руку. Младенец воспринимает куклу как отдельное существо, постороннее и непонятное

И очень важно, чтобы этот посторонний был ласковым и дружелюбным — пусть он погладит, обнимет малыша. Материал, из которого сделана кукла, должен быть мягким и приятным на ощупь

Эта игрушка учит тому, что не только мама может быть ласковой и нежной. Мы можем получать тепло и ласку от совершенно незнакомых, посторонних для нас существ. Да, пока это только кукла. Но так мы начинаем готовить ребенка к появлению незнакомых людей в его жизни, учим его воспринимать их без страха — позитивно и спокойно.

Рефлексы и прочие навыки

При нормальном развитии у 3-х месячного ребенка развиты следующие рефлексы:

Спинной рефлекс, для проверки которого нужно положить ребенка на бок и провести двумя пальцами по обоим бокам хребта в направлении от ягодиц до плечевого пояса. Это вызовет рефлекторное разгибание спины.

Подошвенный рефлекс, который проверяют с помощью небольшого надавливания указательным пальцем на подошву у основания пальцев. Малыш сожмет пальчики, а если провести пальцами от внешнего края стопы до пятки – пальчики разогнутся.

Рефлекс положения, который можно проверить, положив малыша на живот и подхватив его руками под грудь и за ноги. Поднимая таким образом малыша, он будет разгибать спину и поднимать головку.

Рефлекс ножек, который проявляется, если взять малыша под мышки, держать его вертикально лицом к себе и опустить, чтобы его ножки касались поверхности. Ножки ребенка выровняются в коленях, и он как бы начнет идти.

Эти упражнения можно использовать для зарядки малыша или в качестве игры, повторяя их по 2-3 подхода несколько раз в день.

Немного о кризисе первого года жизни

В годик у малыша возникает своеобразный протест на все «нельзя» которые он слышит. Но родителям не стоит злоупотреблять запретами, нужно оставлять малышу свободу для развития и познания окружающего мира. Все действия ребёнка, которые могут привести к нежелательным или опасным последствиям, необходимо переключать на идентичные им, но в более мирном контексте. Например, попытки малыша порисовать на обоях можно заменить рисованием пальчиковыми красками на полотне обоев, расстеленном на полу. Желание ребёнка участвовать в приготовлении салата можно воплотить в отрывании веточек петрушки от стебельков, перемешивании салата ложкой.

Любимые игрушки для годовалого ребёнка — различные каталки и машинки, которые можно возить за собой

Ребёнку очень важно понять, что он имеет власть над предметами — он может изменять их положение в пространстве при помощи собственных усилий

Что это такое — «кризис первого года» — родители поймут, когда их любимое чадо будет закатывать истерику по малейшему поводу, падая на пол и стуча ножками. Не нужно ругать малыша за такие выпады — он не виноват, что в данный момент его потребности вырвались далеко вперёд от возможностей

После истерик ребёнка нужно успокоить, переключить его внимание на другое занятие. Когда же он снова будет в хорошем настроении — необходимо поговорить с малышом о прошлой ситуации, объяснить, почему ему было отказано в том или ином действии

В результате такой работы очень скоро малыш будет мягче реагировать на запреты, а его истерики исчезнут.

Для того, чтобы ребёнок мог проявлять самостоятельность, можно предоставить ему свободу выбора. Например, при одевании на прогулку ему нужно позволить выбрать себе кофточку или шапку, которую наденет сегодня. Во время прогулок он может выбирать свой маршрут, «вести» маму за собой. Перед едой ребёнок может выбрать блюдо, которое он хочет съесть — нужно предложить ему на выбор несколько фруктовых пюре или соков. Таким образом, ребёнок будет ощущать, что он большой, что он имеет право на собственное мнение, и станет гораздо спокойнее, увереннее в себе.

Полезные советы родителям

Многим родителям важно знать, как развивать ребенка в 3 месяца, и что для этого необходимо делать. Поэтому сейчас мы рассмотрим несколько советов, которые помогут вам справиться с этой задачей

Начиная с этого возраста, ребенок с каждым днем становится более активным, и теперь его начинает многое интересовать. Совсем скоро вы заметите, что если выложить малыша на животик, через некоторое время он может оказаться в другом месте кроватки

Поэтому сейчас очень важно не оставлять малыша одного, а лучше всего организовать ему пространство на полу. Так он никуда не упадет, и это обеспечит ему безопасность

Это первое, что необходимо малышу.

Занимайтесь с ним зарядкой и делайте легкий массаж
Уделяйте особое внимание рукам, стимулируя пальчики крохи и разрабатывая кулачки

В этот период у малыша значительно развивается тактильное восприятие окружающего мира, а также развитие подвижности пальцев влияет на созревание и развитие нервной системы ребенка
Для этого можно самостоятельно сделать или приобрести шарики разного размера и в течение дня вкладывать их в руки малыша, тогда совсем скоро он научится держать эти предметы.
А еще важно, чтобы эти шарики были из разного материала. Еще можно вешать на кроватку яркие погремушки на таком уровне, чтобы малыш мог достать их, и совсем скоро он научится самостоятельно хватать и держать игрушки.Общайтесь с малышом как можно больше, делайте это ласково, спокойно и с улыбкой

Включайте крохе приятные мелодии, пойте сами, ваш голос для него сейчас важнее всего.

На физическое развитие влияет психо-эмоциональное состояние малыша, поэтому важно окружить его любовью с первых дней жизни.Стоит еще сказать о том, что для ребенка все так же важным остается грудное вскармливание, ведь развитие маленького организма напрямую зависит от питания. Но, если по каким-то причинам оно невозможно, искусственное вскармливание должно быть качественным и максимально полезным.

Когда родителям стоит беспокоиться

Специфика развития организма ребенка такова, что врожденные или приобретенные аномалии, выявленные на ранних стадиях, поддаются корректировке, а если не излечиваются полностью, то значительно исправляются

Поэтому крайне важно внимательно наблюдать за крохой и контролировать своевременность развития необходимых навыков. Особенно следует насторожиться, если возраст для их окончательного формирования подходит к пограничному

Так, к педиатру за консультацией необходимо обратиться в том случае, если к концу 9 месяца грудничок:

  • не способен разворачиваться вокруг своей оси, уверенно ползти вперед;
  • сидя, плохо держит равновесие, не может поворачиваться вокруг себя в том же положении;
  • не пробует самостоятельно попить из чашки;
  • не сдергивает с головы косыночку или шапочку;
  • не может стучать кубиками друг о друга;
  • не в состоянии воспроизвести, подражая маме, восемь различных слогов или звукосочетаний;
  • не стесняется или не пугается совершенно посторонних людей, не прячется за маму или за предмет мебели (стул, спинка дивана);
  • не сердится, когда ему мешают играть или забирают игрушку.

Еще один момент: если грудничка на руки берет незнакомый человек, то реакция должна быть иной, чем на близкого. Если же кроха с одинаковым удовольствием идет и к тому, и к другому, то это сигнал опасности: социальная адаптация происходит с нарушениями.

Как развивать четырехмесячного ребенка

  1. Подвесные игрушки. Это могут быть мобили, игрушки, закрепленные на перекладине или просто предметы разного размера, формы, цвета, фактуры, издающие звуки, подвешенные на прищепках на веревочке или резинке поперек кроватки. Со временем старые, надоевшие игрушки заменяют новыми, а старые прячут и через некоторое время используют вновь.
  2. Погремушки. В возрасте четырех месяцев малышу будут интересны легкие погремушки. Желательно, чтобы они были разные. Также как и подвесные игрушки они за счет тактильных ощущений, звука, цвета способствуют развитию ребенка. Лучше всего, если это будут пластмассовые или деревянные погремушки, которые легко мыть. Кроха непременно попробует игрушку на вкус. Рот в этом возрасте — это важнейший орган познания окружающего мира, поэтому препятствовать тянуть все подряд в рот, значит сдерживать нормальное развитие ребенка. Основная забота мамы — это обеспечить чистоту всех предметов, которые находятся в доступной близости от малыша.
  3. Прятки. Бурю восторга наверняка вызовет игра с малышом в прятки. Играть можно, используя разные варианты: прятаться за пеленкой или закрывать глаза руками, а потом вновь «находиться» с возгласом «ку-ку». Крохе будет интересно понаблюдать и за мягкой игрушкой, которая то прячется, то опять возвращается. В конце игры дайте потрогать ее руками.
  4. Сорока-белобока. Вспомните эту игру из вашего детства и она также как и вам когда-то понравится вашему малышу. Также не забывайте о пальчиковых играх, приговаривая при этом забавные потешки.
  5. Подтягивание. Четырехмесячный малыш вполне может подтянуться, зацепившись за опору, а если это у него плохо получается, потренируйте его. Дайте зацепиться ручками за большие пальцы, а указательными зафиксируйте ладошки и слегка потяните. Кроха непременно попытается подтянуться. Такое упражнение помогает развить мышцы и постепенно малыш сможет уже почти сидеть. Вместе с тем, оставлять его в сидячем положении еще нежелательно, поэтому необходимо вернуть кроху в положение лежа.
  6. Прыжки. Поскольку мышцы шеи и спины малыша уже достаточно окрепли, то можно попробовать, поддерживая кроху под мышки, поучить ребенка прыгать. Сидя приподнимите малыша над коленями и опустите на ножки, но так, чтобы он не успел полностью перенести на них весь свой вес. В этот момент опять приподнимите малыша. Обязательно общайтесь при этом с крохой. приговаривая какой-нибудь ритмичный стишок, улыбайтесь, чтобы малыш не испугался.
  7. Разговорчики. Постарайтесь поговорить с малышомв форме диалога. Скажите ему что-нибудь, а потом выдержите паузу и вы наверняка услышите ответ. Больше разговаривайте, описывая и рассказывая окружающие предметы. Общаясь, не забывайте выражать свои эмоции, чтобы ваше лицо было хорошо видно малышу. Конечно же смысл слов он не поймет, но ваши эмоции все ему скажут.

Как развивать ребенка с 3 по 4 месяц жизни?

Чтобы помочь трехмесячному грудничку правильно развиваться, родителям стоит проводить с ним обучающие занятия

Важно, чтобы они проходили в игровой форме. Необходимо учитывать физическое, интеллектуальное и неврологическое состояние

Перечень развивающих игр приведен в таблице ниже.

С трехмесячным малышом необходимо регулярно заниматься

Название игры Какие предметы нужны Как играть с грудничком
Что где звучит? Погремушка, музыкальная игрушка, проигрыватель В другой комнате включить проигрыватель. Предложить крохе отправиться искать источник звука. Когда малыш найдет, откуда исходит мелодия, его следует похвалить. Также можно справа либо слева от детской кроватки позвенеть погремушкой. Ребенок должен определить, откуда идет звук.
Отдай кольцо Резиновое кольцо малого веса Дать крохе в руки кольцо, а затем попросить вернуть его.
Порви газету Лист бумаги, газеты Предложить малышу коснуться листа бумаги, смять его. Если получится, то можно дать ребенку разорвать газету на кусочки. Это хорошо тренирует моторику.
Кто в зеркале? Зеркало Следует поднести кроху к зеркалу. Называть части тела ребенка и показывать на них. Затем продемонстрировать разные выражения лица.

Для укрепления и ускорения роста мышц, улучшения координации рекомендуется выполнять такие упражнения:

  • поочередно поднимать и опускать ножки;
  • подтягивать кроху к себе за руки из положения лежа на спине;
  • положить ребенка животом себе на ноги. Зафиксировать голову. Придерживая спину малыша, начать раскачивать его.

Во время упражнений рекомендуется разговаривать с крохой, развлекать его стишками, сказками, песенками. Тогда тренировка пройдет легко и весело.

Для развития тактильных ощущений и моторики следует давать малышу трогать различные предметы: круглые, квадратные, мягкие, твердые, шершавые, гладкие, с пупырышками. Чтобы грудничок учился держать вещи, следует вкладывать ему в ладошки маленькие игрушки.

Как развиваются недоношенные младенцы?

Недоношенными считаются детки, рождённые раньше срока, с весом менее 2,5 кг и ростом в пределах 35-46 см, физиологически незрелые. Тело малышей имеет анатомически неправильную форму, черепной шов не сомкнут, наблюдаются покраснения кожи. Недоношенные младенцы требуют более тщательного ухода. Если вес «раннего» ребёнка к 3 месяцам удваивается — это хороший признак.

У такого младенца появятся рефлексы, мимика, он будет реагировать на звук и фиксировать взгляд на лицах. Но ребёнок по-прежнему много спит и быстро устаёт.

Формирование основных возрастных навыков у большинства недоношенных младенцев запаздывает: они не в состоянии справиться с тем, что должен уметь ребёнок в три месяца.

Отставание в психомоторном развитии будет зависеть от срока недоношенности: после 32 недель навыки и умения сформируются с запозданием на 1-1,5 месяца. Если роды произошли ранее 30-31 недели, задержка в развитии составит 3-4 месяца.

Если родители заметили «недочёты» в развитии своего младенца, следует незамедлительно обратиться к неврологу. Доктор оценит состояние крохи по специальной углублённой шкале и выяснит, есть ли проблема, а в случае необходимости проведёт своевременное лечение.

Неврологи и педиатры, наблюдающие «ранних» деток, отмечают, что они в физическом плане быстро догоняют своих ровесников, но нервно-психическое развитие запаздывает, достигая нормальных показателей лишь к 2-3 годам.

Психическое развитие ребенка в 3 месяца: зрение, слух, эмоции

Зрение

Малыш пытается получить всё больше информации о предмете, который он видит. Поэтому обязательным условием развития считается ношение ребенка в вертикальном положении, которое позволит познакомить и рассказать об окружающих интересных его предметов. Деткам этот процесс обычно очень нравится. Они энергично участвуют в игре гляделки, когда мама прячется за своими же руками и неожиданно открывает их. Считается что ребенок в этом возрасте все пытается пристально рассмотреть. На помощь придет музыкальная карусель. Детки интенсивно изучают и следят за каждым предметом, который движется, прислушиваются к песенке, иногда пытаются повторить услышанные звуки. Благодаря интенсивному развитию органа зрения, ребенок может оживленно встречать родного человека, размахивая при этом ручками, ножками и даря естественную улыбку.

Слух

Мама которая постоянно находится рядом отмечает важную деталь — ребенок активно развивает слух к 3-х месячному возрасту. Обычно малыш безошибочно может определить, с какой стороны доносится звук, a родной голос мамочки он теперь не перепутает ни с чем. Пойте малышу детские песенки и вы убедитесь, какое наслаждение он получает от данного процесса. Некоторые малыши даже начинают подпевать мамочкам.

Эмоции

Важно отметить, что именно в этот период кроха дарит первые осознанные улыбки своим родным и близким. На момент появления того, кто ему нравится, он отвечает оживленным дерганием ручек и ножек

Также многие родители отмечают, что детки в этом возрасте начинают показывать свой характер. Уже точно плачем или хныканьем могут указать, что им не нравится. Конечно, эти проявления носят примитивный характер, но уже являются весомым показателем гармоничного развития крохи.

Двигательная активность

В этом возрасте у малышей появляется масса новых способностей. Их мышечный аппарат укрепляется, тонус приходит в норму, улучшается координация движений. Большинство рефлексов, которые присущи новорожденным, к 3 месяцам ослабевают или вовсе исчезают.

Например, у трехмесячных малышей должны отсутствовать следующие рефлексы:

  • поисковый – открытие рта, если поглаживают щеки или губы;
  • Бабкина – открытие рта при надавливании на ладонь;
  • хоботковый – вытягивание губ хоботком при касании к ним.

На смену им приходят новые навыки, но рефлекс сосания и ползанья остается явно выражен.

Что умеет ребенок

Двигательная активность рук и ног улучшается, 3-месячный ребенок активно шевелит ими, пытается засунуть их в рот или дотянуться ими до погремушек, игрушек над кроватью.

Согласно календарю развития ребенка, малыши в 3 месяца могут делать следующее:

  • уверенно удерживают головку в вертикальном положении и лежа на животе;
  • при поддержке под мышки упираются стопами в горизонтальную поверхность;
  • в положении на животе делают попытки опереться на ручки, приподняться;
  • захватывают и подтягивают игрушки, низко подвешенные над кроватью;
  • пытаются перевернуться на бок, а затем на живот;
  • в положении лежа отталкиваются ногами от опоры;
  • поворачивают головой в стороны;
  • могут подтянуться или приподнять туловище, схватившись за опору, расположенную над ними.

Еще грудничок в этом возрасте может крепко держать игрушки в руках, отобрать что-либо у него уже проблематично. Кроме этого, он любит стоять на руках у матери, когда та держит его под мышки. Ребенок пытается перебирать ножками, имитируя ходьбу.

Как развивать

Двигательная активность ребенка от 3 до 4 месяцев будет еще более прогрессивной, если помогать крохе. Необходимо усовершенствовать навык отталкивания, для этого нужно подставлять к стопам ладошку. Чтобы развить умение доставать ножкой или ручкой игрушку, нужно класть ее в кроватку или манеж, где находится малыш. Интерес к новой вещи обязательно победит тяжелые усилия.

Для развития двигательной активности важно укреплять мышцы рук, ног, фаланги пальцев, развивать хватательный рефлекс. Этому поможет пальчиковая гимнастика, массаж, упражнения с применением погремушек, ярких игрушек, маленьких мячей

Чтобы младенец в 3 месяца начал переворачиваться на живот или обратно на спину, нужно положить в стороне яркую игрушку. Как только ребенок потянется за ней, переложить ее вверх, над головой. Благодаря таким манипуляциям, кроха перевернется на живот.

Правила ухода за младенцем

купаниигигиене за носовымслуховым проходамимассажзакаливание

Каждое утро педиатры советуют начинать с проведения гигиенических процедур. Лицо малыша нужно протирать ватным тампоном, смоченным в теплой воде

Важно следить за чистотой подгузников. Памперсы стоит менять каждые 4-5 часов, по мере их загрязнения

После опорожнения кишечника кроху надо подмывать. Перед сном полезно проводить купание. Температура воды должна быть +36-37 градусов. Мыло разрешается использовать не чаще 1-2 раз в 7 дней.

Педиатр Евгений Олегович Комаровский советует проводить закаливание с малых лет. Это позволит вырастить крепкого и здорового ребенка. Полезны воздушные и солнечные ванны, обливание прохладной водой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наш детеныш
Добавить комментарий