Конфликт «Учитель — родитель ученика»
Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.
Причины конфликта между учителем и родителями
- разные представления сторон о средствах воспитания
- недовольство родителя методами обучения педагога
- личная неприязнь
- мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку
Способы решения конфликта с родителями ученика
Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента
Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.
Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.
После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.
Пример
Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?
Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон. Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям. Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону».
Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом.
Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику. Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят
Кричит значит любит?
Проблемы в отношениях подростка и его взрослых появляются как раз потому, что они близкие люди и всё их общение связано с эмоциями. При этом намерения у родителей действительно всегда добрые — защитить, подстраховать, научить, обеспечить твоё будущее. То есть если родители не пускают с друзьями в поход с ночёвкой, это означает, что они за тебя волнуются. И жизненный опыт вполне чётко подсказывает им, чего опасаться.
Учись отделять эмоции, считывать намерение и понимать, чего на самом деле хотят близкие тебе взрослые. Не было бы 90% конфликтов, если бы люди знали и держали в голове вот эту формулу:
Повторю: намерение всегда позитивно! А вот действие и значение этого действия для нас могут быть негативными.
Например, ты задержался и не позвонил, потому что телефон разрядился. Из-за этого дома был скандал (действие), и ты тоже разозлился (значение). Но реагировать надо было на намерение: мама боялась, что с тобой случилось что-то плохое, а она не может помочь, ведь даже не знает, где ты.
Чтобы погасить конфликт и избежать его повторения в будущем, стоило сказать так: «Мам, я понимаю, что ты переживала. И тоже тебя люблю. Да, с мобильным получилось глупо. Это больше не повторится, я обязательно буду звонить, в крайнем случае с чьего-нибудь телефона».
То есть вслух проговори позитивное намерение и способ решения проблемы:
Понимаю, что вам это важно, потому что…
Я собираюсь сделать…
С понимания намерения начинается улучшение отношений. Поэтому первым экспериментом будет такой: вспомни недавний любой и неприятный разговор с родителями и подумай, а что они на самом деле пытались сказать? Реагируй не на действие и слова, а на намерение. Если получится, обсуди с ними ту ситуацию, проверь, правильно ли ты понял.
Домашнее задание. Вообще, понимать истинное намерение — меганавык. Его надо отрабатывать. Попробуй привести пять примеров, когда ты или твои знакомые делали нечто, что другие воспринимали негативно, и запиши, какое позитивное намерение могло стоять за этим действием.
Намерение | Действие | Значение |
Что такое хорошее правило для ребенка?
Правило должно быть понятным и четким, чрезмерные объяснения и многословность ни к чему. Не нужно говорить ребенку пяти лет: «Ты можешь смотреть телевизор полчаса, потому что, если просидишь перед экраном дольше, слишком увлечешься и не услышишь, как я зову тебя ужинать. Ты сам знаешь, что нельзя много смотреть телевизор». Лучше сказать: «Можешь посмотреть одну серию твоего любимого мультфильма».
Во-вторых, хорошее правило должно учитывать возраст ребенка: избегайте завышенных требований или, наоборот, ограничения самостоятельности.
Правило должно быть выполнимым. Кроме того, оно не должно запрещать: правила — это пространства свободы, в рамках которых дети и подростки должны двигаться самостоятельно, осознавая границы. Бессмысленно говорить шестилетнему ребенку «Сейчас мы пойдем в парк, но ты ни в коем случае не должен вспотеть», если на дворе лето, светит солнце, а ребенок собирается играть в мяч с друзьями.
Правило — это не команда: «Пошевеливайся!», «Ешь!», «Садись за уроки», а то и «Спи!». Подобные слова активируют в ребенке желание сопротивляться. В таких ситуациях возникают споры, из которых родителю сложно выйти победителем.
Правило — не то же самое, что запрет. Запреты особенно важны для детей младшего возраста: «Это нельзя трогать», «Сюда нельзя ходить». Пока ребенку не исполнилось два или три года, именно запреты позволяют ему понять, что можно, а чего нельзя делать.
И, наконец, правила и уговоры — это разные вещи. Не нужно настаивать, убеждать, а то и упрашивать, как это порой случается. Когда родитель податлив и не может ни в чем отказать, дети воспринимают это как неспособность действовать соответствующим образом. «Ну пожалуйста… Давай же… Одевайся, мы уже опаздываем… Ну же, не серди меня». Обычно именно этим все и заканчивается: родитель оказывается очень рассержен.
Способы уклонения от конфликта
Перекладывание ответственности. Если произошла ситуация, в которой мнения родителя и ребенка разделились, стоит дать ему право совершить поступок и пожинать его плоды собственной деятельности. Такой метод не только не вызывает протеста, но и имеет воспитательный момент. Строптивец убеждается в ошибочности своей затеи и в следующий раз прислушивается к старшим.
Игнорирование. Часто дети доставляют неприятности только затем, чтобы посмотреть на реакцию. Худшее, что может быть – не получить ее. Абсолютное безразличие к плохому поведению обладает целительным эффектом. Ребенок отказывается от неправильной модели, так как играть спектакль не для кого. Главное – держаться, не выражать интереса ни мимикой, ни даже взглядом. Стоит включить в игру и других членов семьи – бойкот должен быть общим. Завершить его можно только после того, как ребенок перестанет плохо себя вести. После этого обязательно нужно похвалить чадо – положительная модель поведения будет закреплена.
Уход от конфликта. Еще одна разновидность игнорирования – перемещение в другое место. В случае если ребенок капризничает, необходимо просто встать и уйти. Это покажет чаду, что манипуляция – вещь непозволительная и терпеться не будет. При этом нельзя забывать о безопасности и краем глазом наблюдать за ним.
Переключение внимания. Если конфликт только в начальной стадии, можно попробовать отвлечь ребенка, пока его каприз не превратился в истерику. Для этого необходимо напрячь фантазию – придумать игру, показать интересную вещь или рассказать историю.
Предложение альтернативы. Чтобы избежать нежелательного поведения, нужно дать что-то взамен. Так справедливость будет восстановлена, и чадо не найдет причин для возражений. К примеру, если энергия требует выхода через бросание вещей, можно поиграть в мяч.
Физический контакт. Если агрессия достигла пика и в ход пошли кулаки, лучшим выходом будет демонстрация твердости и силы. Ни в коем случае нельзя бить в ответ – напротив, рекомендуется заключить ребенка в объятия. На первых порах это вызовет еще больший протест, но скоро злость уйдет. Показание стойкости и спокойствия подействует волшебным образом.
Положительные моменты. Психологи советуют: критикуя, сначала нужно похвалить, так замечание не вызовет негативных эмоций. Это правило необходимо применять и с детьми
Акцентируя внимание на недостатке, стоит перед этим упомянуть о достоинстве. Так ребенок будет сотрудничать, а не воспринимать всё в штыки.
Воспитание детей – дело не простое
Конфликт «Учитель — ученик»
Причины конфликтов между учителем и учениками
- отсутствие единства в требованиях учителей
- чрезмерное количество требований к ученику
- непостоянство требований учителя
- невыполнение требований самим учителем
- ученик считает себя недооцененным
- учитель не может примириться с недостатками ученика
- личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)
Решение конфликта учителя и ученика
Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.
Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.
Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.
Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.
Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку
Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.
При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.Пример
Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.
Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом. После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.
После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.
Хочу или должен?
Слова часто вызывают негативную реакцию только из-за своей окраски, хотя их смысл нейтральный и даже позитивный. Самая яркая реакция обычно бывает на слово «должен»: «ты должен учиться», «должен убраться в комнате», «должен гулять с собакой», «должен слушать, что тебе говорят».
Сказать по правде, никто никому ничего не должен. Осознание этого помогает по-новому взглянуть на многие вещи.
Например, у нас всегда есть выбор. Делать или не делать и как именно делать. Ты недавно научился выделять позитивное намерение и не реагировать истерикой на неудачные формулировки взрослых. Поэтому вполне можешь разобраться и с тем, что ты обязан делать. Давай расшифруем несколько привычных реплик родителей.
- «Ты должен учиться» = «я беспокоюсь за твоё будущее».
- «Ты должен убраться в комнате» = «тебе будет комфортнее».
- «Ты должен гулять с собакой» = «твой пёс тоже живой, и он по тебе скучает».
- «Ты должен слушать, что тебе говорят» = «почему ты упираешься, когда я пытаюсь о тебе заботиться?».
Согласись, в виде намерений эти слова воспринимаются совсем по-другому и выглядят более справедливыми. Кое с чем даже можно согласиться. То есть за каждым «должен» через позитивное намерение родителей вырастает твоё «я хочу».
Например «должен хорошо учиться» вполне согласуется с нормальным человеческим желанием заниматься интересным делом, зарабатывать выше среднего, иметь друзей, с которыми интересно. Все эти бонусы, а по большому счёту возможность выбирать свою жизнь, даёт хорошее образование. Звучит пафосно, конечно, но это правда.
Домашнее задание. Поэтому выполни следующее упражнение. Слева я собрала типичные «должен», а твоя задача — написать справа, почему этого можно хотеть.
Кстати, родители на обращённые к ним «должны» и «обязаны» реагируют точно так же, как ты. Поэтому последний эксперимент будет таким: научись просить, не используя эти слова. И оцени результат.
Ошибки родителей при разрешении конфликтов
В поиске виноватых многие родители ведут себя некорректно. К таковым действиям взрослых относят:
- Необъективность. Взрослые уверены, что их чадо не могло поступить неправильно, и защищают его. Так, вы разовьёте в ребёнке безнаказанность. Будьте справедливы, и не оправдывайте малыша, если виновен именно он.
- Запрет на общение. Ссора не должна стать поводом для запрета. Дети постоянно ругаются, мирятся, а иногда и дерутся – это всё варианты нормы. Следует воздерживаться от общения только с асоциальными детьми.
- Навязчивое вмешательство. Разрешать разногласия нужно только в случаях, когда это действительно требуется. Во многих ситуациях дети сами находят решение. Ваша задача – подсказать, дать совет, как помириться наилучшим образом.
- Полное доверие. Как бы странно это не звучало, но детям нельзя доверять. Они прекрасные манипуляторы, и умеют показать происходящее, как выгодно им. Поэту прежде, чем принять решение, полностью убедитесь в правоте ребёнка.
- Публичную критику. Если вы станете отчитывать чадо в присутствии неприятеля, но воспримет это как предательство (ведь вы всегда должны быть на его стороне). Поэтому скажите жалобщикам, что ваше чадо исправится и вы поговорите с ним дома, а также не позволяйте другим людям ругать вашего ребёнка.
Не приучайте детей сразу бежать к вам при малейшей ссоре. Так, они вырастут ябедами, которых не любят в детских коллективах.
Правила избегания конфликтов
Несколько важных советов. Следуйте им, и сможете избежать конфликтов:
Всегда принимайте решения на трезвую голову. В них не должны превалировать эмоции. Бывает, что в приступе раздражения и негатива человек наговорит много лишнего или даже допустит определённые поступки, а затем начинает жалеть об этом. Негативные эмоции — путь в никуда
Недаром на Востоке при обучении тому, как избежать конфликтных ситуаций такое внимание уделяется умению контролировать себя и свои чувства. Думайте о решении проблемы, а не решайте её на пике эмоционального всплеска
Берите пример с восточных монахов — всегда спокойных и рассудительных.
Не накручивайте себя. Живите в соответствии с восточной мудростью: «Чем меньше думаю — тем более счастлив». Вспомните ситуацию, когда вы сами сочинили себе проблему, накрутили себя, обиделись да ещё и раздули из этого конфликт. Не нужно слишком много думать о проблемах. Иначе вы не только не сможете придумать, как решить конфликтную ситуацию, но и можете надумать себе цепочку несуществующих событий, а потом преувеличить их до вселенских масштабов и в это поверить.
К примеру, ваш партнёр по бизнесу опаздывает на встречу, вы не можете с ним связаться и начинаете строить различные предположения о ситуации и обвинять его в чём-либо. Но ведь все эти обвинения строятся на надуманных версиях. Ведь вы не знаете настоящих причин опоздания. Возможно, этот человек вовсе не виноват
Не стоит нервничать раньше времени, ведь это неразумно и может спровоцировать ссору.
Важно правильно выбрать момент. Если вы чувствуете, что собеседник не в духе и у него плохое настроение, не лезьте ему под горячую руку с разговорами
Подождите до завтра. К тому же любые переговоры лучше проводить после обеда. К этому времени человек успеет пообедать, отдохнуть, наладить работу. А договариваться лучше с сытым, а не с голодным товарищем.
Узнайте причину, а не следствие. Нам всем неприятны конфликты. Но мы не всегда задумываемся о том, что стало причиной такого поведения человека? Старайтесь проанализировать ситуацию и ваши отношения с этим человеком в целом, чтобы понять, как избежать с ним конфликтов.
Будьте здесь и сейчас. Не зацикливайтесь на прошлых воспоминаниях. Не нужно упрекать человека в том, что уже прошло, вспоминать ваши прошлые обиды на него. Это лишь разогреет ваш теперешний конфликт. Отнеситесь к ситуации рационально. Прошлое уже в небытии, и в нём ничего нельзя изменить, а будущего мы не знаем. Повлиять можно только на текущую ситуацию и ничего, кроме «сейчас», не существует.
Не скапливайте проблемы. Решайте сложности по мере их поступления. Не копите переживания и обиды. Сразу всё обговаривайте, решайте и договаривайтесь. Иначе проблемы превратятся в снежный ком, который, в конце концов, свалится вам на голову, обсыпав холодом неприятных ситуаций и конфликтов.
Не таите обиды. Не вынашивайте план мести, не надумывайте ничего. Научитесь спокойно и без эмоций обговаривать спорные моменты. Это избавит от ненужных домыслов и поможет наладить отношения.
Не оскорбляйте. Это самое низкое, что может быть. Если человек оскорбляет собеседника — он проявляет слабость и неумение доказать свою позицию. Оскорбляет тот, кто понимает, что неправ и не находит других способов показать превосходство, кроме как наговорить гадостей. Оскорбления станут почвой для нового конфликта, ими вы ни в коей мере не решите ситуацию.
Следите за тоном. Обидеть могут не только слова, но и интонация. Следите в каком тоне вы говорите. Не подкалывайте, не язвите, не высмеивайте какие-то качества — вашему собеседнику это точно не понравится. Всегда ставьте себя на место другого и ведите себя с ним так, как вы хотите, чтобы вели себя с вами.
Не впадайте в истерику. Это разновидность манипуляции другим человеком. Даже если конфликт прекратится в этот момент, то вызвавшая его проблема не решится, и в результате всё останется, как было.
Самое важное в конфликтных ситуациях, в которых претензии предъявляют обе стороны — сохранить компромисс. Обе стороны должны уступить, изменить своё представление о ситуации и найти такой вариант решения проблемы, который устроил бы обоих
Перечисленные основные советы, как избежать конфликтов (правила), дадут вам верное решение возникшей проблемы.
Единый алгоритм решения любого школьного конфликта
- Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
- Второй момент — анализ ситуации без превратности.
- Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
- Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.
- Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.
Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.Фото: Екатерина Афанасьичева.
Скажи по-другому
Наблюдая за людьми, я удивляюсь: они хотят получить разный результат, совершая одно и то же действие. Например, человек что-то сказал, но не получил желаемой реакции. Он повторяет то же самое, но уже громче. Опять не работает.
В третий раз он уже кричит. Как будто чем громче, тем понятнее. Возможно, если в первый раз эффекта не было, стоит переформулировать послание? Нарисовать схему, показать видео, найти готовый пример?
Как научиться переформулировать? А ты уже умеешь. Давай убедимся в этом.
Представь, что нужно рассказать группе детей в детском саду сказку «Репка», причем так, чтобы она запомнилась на всю жизнь. Что для этого необходимо? Сто раз повторить текст? Боюсь, дети сказку возненавидят. Так бывает с некоторыми знаниями, которые дают в школе, — педагог просто повторяет по сто раз одно и то же, а эффекта нет.
Давай попробуем по-другому:
- Сказку можно прочитать.
- Нарисовать комикс.
- Поставить спектакль.
- Сделать макет из пластилина.
- Снять мультик.
- Посмотреть мультик.
- Поставить оперу.
- Провести эксперимент, реально посадив репку.
Как думаешь, в таком случае дети запомнили бы сказку? 100%!
Домашнее задание. Возьми любую тему, которую тебе сложно объяснить родителям: чем сноуборд лучше горных лыж; что хорошего в рэпе; почему YouTube — окно в мир. А теперь презентуй её родителями пятью разными способами, чтобы донести свою точку зрения.