Правила этикета на улице
Как только за нами закрылась дверь парадной или дома, начинается улица. Точнее – придомовая или дворовая территория с детской площадкой, скамейками у каждого подъезда и контейнерами для мусора. И первое правило уличного этикета звучит так: — «Уважай соседей, с которыми живёшь в одном дворе!»
Двор принадлежит всем и каждому жителю, поэтому все и каждый:
- помогают пожилым людям открыть дверь в подъезд, пропуская их вперёд;
- не оставляют у скамеек или на детских площадках мусор;
- бережно относятся ко всем расположенным во дворе горкам, домикам, тренажёрам, ландшафтным объектам;
- не шумят, не сигналят и не ремонтируют машины по ночам;
- убирают в приготовленный мешочек «подарки», оставленные своей собакой на дорожках, газонах, где могут ходить (гулять) люди;
- принимают участие в благоустройстве своего двора.
Нежелательно ставить у подъездов на стоянку автомашины.
Но обилие личного транспорта и малое количество оборудованных парковочных мест делает это правило в настоящее время невыполнимым.
Человек идёт в школу, на работу, в магазин. В каждой стране утверждено определённое направление движения. В России – правостороннее. Как для автотранспорта на проезжей части, так и для пешеходов на тротуарах. Поэтому правила этикета на улице настоятельно рекомендуют: — «Ходи по улице так, чтобы не создавать неудобств другим прохожим!»
- Всегда стоит придерживаться правой стороны.
- Человека, идущего впереди, обходят слева, идущего навстречу – справа.
- Если впереди группа людей движется в более медленном темпе и перекрыла тротуар, освобождают проход не локтями, а словами: — «Прошу прощения! Извините, пожалуйста! Будьте добры!»
- При посадке в общественный транспорт соблюдают очередь, если её нет – пропускают вперёд пожилых людей, взрослых с детьми и школьников.
Парки культуры и отдыха вносят свои коррективы в нормы поведения на улице. В парках нет машин. В парках нет толпы. Пешеходные дорожки располагают к неспешной прогулке, беседки и скамейки в тени кустов и деревьев – к задушевным разговорам. Главное правило этикета в парковых зонах: — «Не спеши! Не шуми! Наслаждайся красотой и дай насладиться другим!»
В парках часто гуляют парами: рядом, за ручку, под ручку.
- Под руку мужчину берёт дама. Он может поддержать её за локоток на подъёме или на скользком участке дороги.
- Когда тропинка узкая, или надо куда-то подняться, чуть впереди идёт Она, чуть позади – Он.
- Если навстречу идут другие люди, пара смещается вправо.
- При встрече со знакомым (знакомыми) кого-то из пары, сначала представляют подошедших. Женщину – мужчине, младшего – старшему.
- Мужчина помогает своей спутнице нести тяжёлую сумку.
Женщина не должна навязывать мужчине свою дамскую сумочку или зонтик. С ними он выглядит нелепо.
И, конечно, матерные слова на прогулке неуместны. Они оскорбляют слух гуляющих, унижают того, в чей адрес прозвучали, характеризуют как плохо воспитанного человека, того, кто их произнёс.
3 формы обучения правилам этикета в школе
Побеседуем. Разговор учителя или родителя с ребенком в формате «вопрос-ответ»
Важно, чтобы младший проговорил правила вслух. Для этого формата эффективны таблицы, картинки, видео презентации.
Проведем тренинг
Практическое рассмотрение ситуаций с разных сторон, проигрывание их в формате «Что будет, если». Например, можно на примере показать ребенку, что чувствует его одноклассник, если его ударят. Ведь это больно, обидно – и сразу становится понятно, что так делать нельзя.
Поиграем. Игровое моделирование школьной ситуации в обычной жизни. Эффективна работа в парах, когда один ребенок играет ученика, а другой учителя, младшего/старшего школьника. Важно, чтобы игровую работу сопровождал психолог.
Поведение на перемене
Перемена – наиболее любимая большинством учеников часть рабочего дня, ведь в эти моменты они фактически предоставлены самим себе
Важно научить ребенка правилам хорошего поведения. Тогда у малыша не будет проблем с администрацией учреждения и, скорее всего, с другими школьниками
Такое задание возлагается в большей степени на родителей, поскольку это скорее воспитание, нежели обучение. Родителям следует научить малыша принципам вежливого обращения с окружающими, поскольку основные пригодятся ребенку даже после окончания школы.
Донести до малыша нужно следующее:
- Звонок на перемену – исключительно для учителя. Он не имеет права отнять у детей перемену совсем, однако хотя бы из уважения следует дать ему пару минут, чтобы закончить мысль.
- Сидеть на подоконниках или открывать окна не стоит, даже если очень хочется. Подоконник может не выдержать веса своих «пассажиров» и обрушиться, а открытое окно станет причиной сквозняка и возникших в результате заболеваний. Даже маленькому ребенку должно быть понятно, почему это плохо.
- В коридоре на перемене возникает огромная вероятность столкновения, поэтому здесь, как и на автомобильной дороге, следует придерживаться правил дорожного движения. Ходить лучше всегда по правой стороне, уровень речевой активности свести до негромкого, чтобы не оглушать окружающих. Не стоит толкать и тем более бить других детей. Для актуально и правило, касающееся девочек: невежливо дергать их за волосы.
- В местах общего пользования — таких, как столовая или туалет, следует придерживаться очереди. Ни в коем случае нельзя выводить из нее стоящих впереди малышей.
- Недопустимо также мусорить или портить имущество школы, рисовать несанкционированные граффити на стенах.
Виды этикета детей
Прежде чем начать учить ребенка этикету, необходимо понять самим и объяснить ему, что же это слово обозначает.
Этикет – это правила поведения в обществе, то есть, общения с окружающими людьми. Данные правила учат ребенка хорошим манерам и воспитанности.
Учить правила хорошего тона нужно с детства.
Хорошие манеры – это умения ребенка или взрослого:
- вести себя при общении с другими людьми
- позиционировать себя
А также:
- характерная походка
- речь (не только употребляемые при разговоре слова, но также громкость и интонация)
- жесты и мимика
- прочее
Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок вел себя хорошо. Но, к сожалению, не каждый понимает, что это «хорошо» означает. Чтобы научить малыша хорошим манерам, мама и папа сами должны быть знакомы с моральными и нравственными ценностями.
Ведь примером для подражания и единственным авторитетом для ребенка в раннем детстве и дошкольном возрасте являются мама и папа. Эти люди должны, в первую очередь, сами обладать спасительными качествами, а именно, быть:
- вежливыми
- сдержанными
- скромными
- отзывчивыми
- рациональными
- участливыми
- ненавязчивыми
- опрятными
- аккуратными
В зависимости от специфики общения, различают определенные виды этикета:
- речевой (правила вербального общения с окружающими)
- столовый (правила общения во время еды)
- выходной (правила поведения в общественных местах для отдыха, например, театре или кино)
- семейный (правила общения между членами семьи, в том числе, старшими и младшими)
- телефонный (сегодня к данному виду целесообразно отнести правила общения не только при разговорное по телефону, но и при переписке по смс, электронной почте, прочее)
- гостевой (правила поведения в гостях)
- пассажирский (правила поведения в транспорте)
- учебный (правила общения с воспитателями, учителями, одногруппниками и одноклассниками во время учебного процесса)
профессиональный - спортивный
- свадебный
- траурный
- военный
- религиозный
- дипломатический
- корпоративный
По возрасту актуально учить ребенка первым восьми видам.
Мобильный телефон в школе
Еще десять лет назад проблемы использования мобильных телефонов в школе не возникало. Сегодня же практически каждый первоклассник приходит в школу с современным гаджетом, напичканном играми и приложениями. Вместо общения на перемене дети играют в свои телефоны, что делает их замкнутыми и необщительными.
Мобильный телефон ребенка должен выполнять единственную функцию – быть средством связи с родителями. Мамы и папы хотят иметь возможность в любой момент узнать, где находится их ребенок и все ли с ним в порядке. Это абсолютно оправданное желание, однако ребенку надо объяснить: в школе он должен пользоваться телефоном иначе, чем дома. Школьник не должен доставать телефон на уроках, играть в него или слушать музыку.
У ребенка никогда не возникнет проблем с учебой или адаптацией к классу и новым людям вокруг, если он будет соблюдать простые правила поведения учеников в школе.
Обучение вежливости
Это один из важных этапов развития культуры поведения и начинать обучение надо с первых слов малыша. Лучше всего это делать не поучениями, что, если хочешь что-то попросить, то надо сказать слово «пожалуйста», а показывать это ежедневно на своем примере.
Основные слова, которые должен знать воспитанные детки, следующие:
- спасибо;
- благодарю;
- пожалуйста;
- прошу;
- извините;
- здравствуйте и до свиданья;
- спокойной ночи;
- доброе утро;
- разрешите;
- будьте добры;
- будьте здоровы;
- приятного аппетита;
- приятно познакомиться;
- можно вам помочь;
- мне очень жаль;
- угощайтесь и другие.
Обучение вежливости у малышей можно превратить в интересную игру. Забыл сказать «пожалуйста» – плати штраф. Не деньгами, конечно, а каким-либо действием (10 приседаний, убрать игрушки, помочь чем-то) или ограничением (выключить мультики). Это касается и взрослых членов семьи. С них штрафы серьезнее – купить мороженое, сделать что-то по просьбе ребенка. Сделайте список вежливых слов и повесьте его на видном месте. Со временем привычка их употреблять будет доведена до автоматизма.
К законам вежливости относится телефонный и подарочный этикет: ребенок должен первым представиться, если звонит кому-то, поблагодарить за полученный подарок.
Нельзя кричать на улице и в общественных местах
Также, правила поведения в обществе требуют соблюдения таких норм:
- стучаться перед тем, как открывать двери;
- не шептаться при других людях, не говорить на непонятном им языке;
- не перебивать, когда кто-то говорит;
- не поворачиваться спиной, когда к тебе обращаются.
Правила приветствия
Здравствуйте, добрый день (вечер, утро) – именно так начинается общение. Часто приветствие задает общий тон всей беседе или закладывает первое впечатление при знакомстве. Имеет значение форма и тон обращения, поэтому правильно здороваться малыша нужно учить с ранних лет. Поможет несколько несложных правил:
- Воспитанные дети не ждут приветствия от других, а здороваются первыми, особенно с людьми, старшими по возрасту.
- На приветствие нужно обязательно ответить.
- Вежливые слова при встрече стоит произнести громко и внятно, но кричать во все горло неприлично. Если знакомый человек проходит вдалеке, достаточно поздороваться кивком головы или легким взмахом руки.
-
Расположение и доброжелательность вызовут искренняя улыбка и теплые интонации в голосе во время приветствия. Сухой тон и грубая речь, напротив, оттолкнут от себя.
- При встрече принято обмениваться рукопожатиями, наклонять голову или немного склоняться в знак уважения. Неприлично отводить взгляд, произнося вежливые слова, держать руки в карманах.
- Малышу нужно объяснить, что если родители здороваются с кем-нибудь, то ему тоже нужно это сделать. Входя в помещение, где находится несколько человек: в группу или класс, во время похода в гости, нужно громко поздороваться со всеми. В гостях первыми приветствуют хозяев.
Этикет для девочек и мальчиков практически не имеет различий. Отличие при обмене рукопожатием: мужчинам (и мальчикам) нужно снять перчатку. Женщины, девушки и девочки первыми подают руку во время приветствия по желанию.
Телефонный разговор
Стационарным аппаратом дети начинают пользоваться лет с пяти, отвечая на звонки, а первый смартфон часто покупают первоклассникам. Хорошие манеры при использовании телефона заключаются в следующем:
- Начинать телефонный разговор нужно с приветствия, заканчивать прощанием.
- Громко общаясь по телефону, ребенок может вызвать неудовольствие окружающих.
- В некоторых ситуациях или в организациях, где по правилам нельзя разговаривать по смартфону, – на уроке, в церкви, магазинах и банках – телефон отключают.
-
В обстоятельствах, при которых нет возможности для разговора, на телефонный звонок нужно ответить и пообещать перезвонить позднее.
Нужно непременно исполнить обещанное позже.
- Если произошла ошибка набора номера, следует извиниться.
- SMS-переписку необходимо вести грамотно.
- Нельзя отвечать на звонки с незнакомого номера.
Этикет для детей школьного возраста: звонить до 8 утра и после 9 вечера невежливо, исключение – срочный, неотложный разговор. Если на стационарный телефон позвонили кому-то из членов семьи, не нужно задавать лишних вопросов и праздно беседовать. Если близкий человек отсутствует, нужно спросить, что ему передать.
Правила поведения в театре, в кино и на концерте
На личном примере родители обучают детей, как вести себя в общественных местах: в кинотеатре, театре или на концерте. Конечно, для выхода в театр или концерт принято приходить нарядно одетыми (для мальчиков – брюки и рубашка, для девочек – нарядное платье).
Также есть и другие правила:
- опаздывать крайне нежелательно;
- верхнюю одежду сдают в гардероб;
- если ваше место находится посредине ряда, проходят к месту, повернувшись лицом к людям;
- во время показа или концерта не разговаривают;
- не принято есть или пить – для этого существует антракт и буфет;
- нехорошо шуршать бумажками;
- кашель и насморк могут отвлекать других, поэтому с симптомами болезни оставайтесь дома;
- не принято подпевать артистам;
- нельзя шуметь.
Этикет общения и правила безопасного поведения на улице для детей – необходимость, а не роскошь. Ведь это облегчит их жизнь. Нужна мотивация – объясняйте ребенку, почему эти правила так важны для его будущего.
Общие сведения о программе
Программа образовательная.
Документы и материалы, с учетом которых
составлена программа:
- Закон РФ “Об образовании”.
- Типовое положение об образовательном
учреждении от 19 марта 2001 года №196.
Цели занятий:
- познакомить учащихся с нормами поведения в
обществе, сформировать умения выглядеть
достойно и чувствовать себя уверенно в различных
жизненных ситуациях в соответствии с нормами
поведения; - развитие коммуникативных способностей
школьников.
Основные задачи:
- познакомить учащихся с правилами, нормами
поведения в общественных местах; - сформировать адаптивный тип взаимодействия со
сверстниками и взрослыми; - сформировать уважительное и тактичное
отношение к личности другого человека; - формировать устойчивую положительную
самооценку школьников.
Формы и методы организации работы.
В основе обучения лежит ролевой принцип.
Собеседники должны осознавать свои ролевые
позиции. Игровой принцип обучения соответствует
возрастным особенностям ребенка. Формы работы:
ролевые игры, рисование, конкурсы, викторины,
тесты, беседы.
Длительность курса – 68 академических часов.
Продолжительность занятия 40 минут (1
академический час):
- 1 класс – 17 часов;
- 2 класс – 17 часов;
- 3 класс – 17 часов;
- 4 класс – 17 часов.
Ожидаемые результаты.
Введение в активный словарь детей достаточного
количества этикетных стереотипов. Умение
выбирать нужную формулу этикетного поведения с
учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем
говоришь). Освоение общих правил культурного
поведения.