Почему возникает необходимость тренировать память и внимание у ребенка 10 лет
Помимо возможной потери успеваемости, вы можете заметить также, что ваш ребёнок стал немного рассеянным и невнимательным и не помнит о какой-то вашей просьбе, сделанной вами 10 минут назад. Если мы берём за аксиому, что ребёнок здоров (потеря памяти или внимательности может быть связана, например, с дефицитом йода в организме, но это не тема нашей статьи, хотя и тема для проверки этого момента у детского эндокринолога вами), то причины для этого могут быть, например, следующие:
Переутомление ребёнка — помимо посещения школы и выполнения домашнего задания ребёнок посещает ещё два кружка и одну спортивную секцию, а в перерывах успевает смотреть телевизионные программы? Очень даже вероятно, что у него накопилась хроническая усталость. Нужно помочь ребёнку разобраться с его режимом дня, следить за тем, чтобы он полноценно питался и имел возможность отдохнуть, прогулявшись по улице
Если следует пожертвовать каким-то кружком, стоит это сделать, поскольку здоровье ребёнка очевидно важнее, чем ваше стремление впихнуть в него все знания и умения.
Крайне важно в этом возрасте спать минимум 10 часов в сутки, не нужно равнять ребёнка по себе. Если вам хватает семи часов, чтобы выспаться, для ребёнка это мало
Хронический недосып обязательно приведёт к проблемам с памятью и внимательностью.
Игры
Помимо упражнений, также существуют различные игры, способствующие улучшению детской памяти. В качестве примера можно привести несколько игровых форм, которые помогают развить процесс запоминания. Сюда относится следующее:
-
Игра в слова и картинки – в данном случае необходимо назвать несколько разных слов (10-15 штук). Затем нужно попросить ребенка повторить все сказанные слова. Такая игра позволит развить словесно-логическую память.
Для улучшения зрительной памяти, ребенку можно показать несколько картинок, попросить закрыть глаза, после чего убрать некоторые из них. В дальнейшем он должен сказать, каких изображений не хватает. - Игра «отгадай слово» — в данном случае родитель должен загадать определенное слово, но не озвучивать его. В это время ребенок называет наводящие вопросы и тем самым пытается узнать, какое слово было загадано. Например, могут звучать следующие вопросы: съедобен ли этот предмет? Какого цвета? Какой формы? и т.д.
- Игра «Посмотри и назови» — родитель просит ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, которые он видит. К примеру, звучать это может следующим образом: «Назови все предметы, которые окрашены в зеленый цвет». Далее ребенок должен осмотреть вокруг, потом закрыть глаза и по памяти перечислить все вещи зеленого цвета, которые он успел запомнить.
Отдельно стоит отметить, что для улучшения памяти необходимо сделать традицией семейное чтение, в ходе которого можно читать ребенку интересные сказки и рассказы, а потом подробно пересказать прочитанное. Также к данному способу развития памяти можно отнести ежедневное заучивание детских стихотворений
Пусть это будет всего лишь 4 строчки, но важно, чтобы школьник заучивал их ежедневно
Особенности у детей
У детей все виды памяти развиваются постепенно, и эта последовательность имеет огромное значение. Новорожденный на уровне моторной памяти прекрасно помнит, как нужно совершать сосательные движения. К 5-6 месяцам «включается» эмоциональная память, а к году — образная. С года начинает формироваться долговременная память, и малыш уже сможет вспомнить, где они с мамой гуляли вчера. Высокой степени развития долговременная память достигнет к 2-2,5 годам. Свои познания о мире малыш будет строить, непроизвольно получая информацию в процессе игры.
В 5-6 лет дети обычно уже владеют достаточно развитой произвольной памятью, и могут специально заучивать что-то, например, стихи или басни, если у них будет мотивация.
Есть и очень интересные особенности детской памяти:
- Зрительная память лучше развита у девочек, чем у мальчиков.
- Моторная память быстрее развивается у мальчиков.
- Долговременная память раньше формируется у девочек, причем, преимущественно она носит эмоциональный характер.
- Мальчики легче запоминают числа.
Способ 3. Играйте с ребенком в слова
- Называйте малышу 10 слов и просите его повторить их. Можно выбирать слова определенной тематики (фрукты и овощи, еда, игрушки, деревья, цветы, какие предметы есть в комнате и т.д.). Все слова, которые ребенок не назвал, ему обязательно нужно напомнить. Считается, что если малыш 6-7 лет может повторить 5 слов из 10, у него хорошая кратковременная память, а если он называет 7-8 – его долговременная память тоже прекрасно развита.
- Для развития зрительной памяти можно выкладывать перед малышом картинки (например, 5-7 штук) и просить запомнить их. Затем можно убрать одну или две и спросить, чего не хватает, либо перемешать все картинки местами и попросить малыша выложить их в изначальном порядке.
- С детьми постарше можно играть в эту игру немного по-другому. Положите перед ними фотографию или картинку со множеством деталей. Пусть ребенок рассматривает ее в течение 15-20 секунд, стараясь запомнить как можно больше подробностей. Затем уберите изображение и попросите его написать на листе бумаги список всего, что он запомнил.
Советы по тренировке памяти ребенка
Не только педагоги могут заниматься с детьми. Родители могут учить своего малыша в домашних условиях. Прежде всего нужно создать дома спокойную обстановку. Стресс, переживания не будут способствовать развитию.
Обучение можно начинать с дошкольного возраста
В дошкольном возрасте ребенок особенно нуждается в эмоциональном взаимодействии. Поэтому каждый день его обнимают и целуют. Взрослым не стоит выяснять отношения при ребенке, так как это негативно скажется на его психике.
Важно! Можно завести ритуалы, например, определенное количество объятий в день. Физическая активность тоже благотворно влияет на детское развитие
Даже обычная прогулка с катанием на горке или карусели поможет наполнить организм кислородом, который важен для работы нервной системы
Физическая активность тоже благотворно влияет на детское развитие. Даже обычная прогулка с катанием на горке или карусели поможет наполнить организм кислородом, который важен для работы нервной системы.
На внимательность влияет и веселье. Поэтому не стоит одергивать ребенка, мешая ему развлекаться и дурачиться
Подобное времяпровождение важно для развития творческих способностей
Игровые формы
В дошкольном возрасте ведущая деятельность развития — игровая. Поэтому не стоит рассчитывать на то, что малыш начнет прилежно сидеть за столом. Особенно это актуально в 4 года и старше — в этот период дети не особо склонны к традиционному обучению.
С помощью игрушек можно создавать множество ситуаций, которые будут способствовать развитию памяти. Например, ребенку предлагают сходить с куклой в магазин и купить определенный набор товаров. Постепенно количество наименований с 2 предметов увеличивают до шести и больше.
Хорошо помогают пальчиковые игры, так как в них под счет выполняется определенная последовательность действий. Хорошо зарекомендовали себя мемо-игры, где нужно искать две одинаковых картинки.
Актуальность традиционного заучивания стихов
Существуют разные методики развития памяти. Одна из самых популярных – это запоминание стихов. Для детей дошкольного возраста используют простые четверостишия, которые легко рифмуются и запоминаются.
С помощью стихов дети расширяют кругозор, учатся рифмовать стихи и формируют культурный уровень
Упражнения со стихотворениями даются легко тем, кто обладает хорошей памятью. Поэтому нужно правильно подбирать материал с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Тренировка памяти начинается с небольших стихов в три-четыре строчки.
Для облегчения процесса используют небольшую помощь в виде зрительной опоры. Для этого составляются специальные схемы, которые состоят из маленьких символов. В таком случае ребенок использует зрение для запоминания и ему проще усвоить стих.
Заучивание стихотворение позволяет улучшить память в кратчайшие сроки. Поэтому такие упражнения начинают давать с детского сада.
Тренировки
Добиться улучшения памяти также получится с помощью специальных коррекционных тренировок. Они включают различные упражнения и интересные игры. Большинство из них могут применяться не только для детей подросткового возраста, но и для взрослых. Однако эффективность во втором случае будет несколько ниже.
Набор самых эффективных игр и упражнений для развития памяти у подростков включает следующие варианты:
- Пропавший предмет. Ребенок смотрит на комнату в течение 30 секунд, после чего отворачивается. Взрослый за это время прячет один из предметов и просит подростка повернуться. Задачей станет определение пропавшего предмета. Такой способ хорош для развития зрительной памяти.
- Запоминание слов или картинок. Родитель показывает ребенку картинки с животными или просто называет обычные слова. Всего их понадобится 10. Подросток при этом должен внимательно смотреть или слушать. После этого ему нужно назвать все, что удалось запомнить.
- Поиск отличий. Классический метод тренировки памяти и внимательности. Родителям нужно подобрать 2 практически одинаковых картинки, на которых есть 5-15 отличий, что и придется найти ребенку.
- Города. Простая популярная игра сделает процесс обучения еще более привлекательным. Взрослый называет город, а ребенок отвечает другим названием города, которое начинается с последней буквы первого. Игра продолжается поочередными ответами до тех пор, пока кто-то не сможет назвать не упомянутый ранее вариант ответа.
- Сочинение. Такой способ можно применять самостоятельно без помощи взрослых. Нужно лишь задать себе тему, связав ее с любыми предметами, и написать по ней небольшой рассказ или сочинение. При желании можно даже заняться созданием полноценного романа, но начинать лучше всего с чего-то более маленького.
- Мелкие детали. Родители дают ребенку одну картинку, на которой изображены 4 человека, но все они одеты по-разному и различаются внешне. После 30 секунд просмотра изображения ребенок должен ответить на вопросы взрослых. Они могут касаться особенностей одежды («У кого была рубашка в горошек?»), внешности людей («Были ли у кого-то веснушки? У кого?») и других мелких деталей.
- Сохранение важных данных. Взрослые пишут несколько похожих предложений, в которых обязательно присутствуют имена, действия и даты. Например, «Настя читала книгу Шекспира с 27 августа до 13 сентября». Ребенок должен посмотреть на предложения и запомнить их. Через 30 секунд текст нужно воспроизвести на чистом листе.
- Шифр. Тренировка таким методом может показаться достаточно сложной даже для развитых подростков, поэтому стоит применять ее далеко не для всех. Родители составляют шифр, где определенные символы обозначают ту или иную букву. Ребенок же знакомится с готовой памяткой в течение 2 минут, после чего без подсказок расшифровывает простое словосочетание или предложение из символов, представленное родителями.
Такие упражнения для развития памяти у подростков показывают высочайшую эффективность. Применять их можно ежедневно, но стоит правильно рассчитывать возможности ребенка, т.к. переутомление даже от занятий в игровой форме может быть крайне неприятным и вредным для тренировок.
Проводим тесты
Проверить способности к запоминанию, хранению и воспроизведению информации можно самостоятельно. Для этого существует несколько простых тестов на память:
Тест Лурия. Эта методика исследования покажет, насколько у ребенка развита произвольная память, именно она является важнейшим элементом процесс обучения. Проводите тестирование в спокойной обстановке, желательно, в тихой комнате, чтобы ребенка ничто не отвлекало. Попросите чадо сесть поудобнее и постараться запомнить слова. Называйте без лишний спешки (с паузой в 2-3 секунды) десять слов, которые ребенок хорошо знает, но они не должны быть связаны между собой логически. Пример: кошка, школа, ложка, качели, лес, варенье, машина, море, молоко, слон.
Потом повторите словесный ряд и дайте вторую попытку, это даст возможность понять, какие слова чадо «зафиксировало» в голове во вторую очередь. Поблагодарите его и отложите продолжение теста на потом. Через час-полтора попросите ребенка вспомнить, какие слова вы называли, так станет ясно состояние способностей к воспроизведению новой информации (отложенное запоминание).
Если ребенок вспомнил 3-4 слова при первом подходе — это говорит о нормальной способности к запоминанию. При второй попытке чадо с нормальной памятью должно воспроизводить не менее 6-7 слов. Через час ребенок должен вспомнить не менее 6 слов. При высоких запоминающих способностях ребенок после второй попытки сможет назвать от 8-10 слов, а при низких показателях — от 0 до 2.
Еще по теме «Как развить память и внимание у ребенка»:
Развивающие компьютерные игры. Обмен опытом
В плане общего развития ( внимание, память + моторика, форма, цвет, размер, логика и т.д. и т.п.) я бы поставила на Еще я бы предпочла, чтобы ребенка чуть-чуть активизировали и можно было лопнуть (красиво) либо только красные шарики, либо только шарики с треугольниками
подскажите проверенные курсы для развития памяти, внимания у ребенка
7я.ру — информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения.
Кто может определить степень подготовки к школе?
Он может определить как развита память, внимание, оценить мотивацию и т.д. Учитель как правило просто оценивает знания
В первом классе вся программа и состоит в том, чтобы адаптировать ребенка к школе. Оценок не ставят. Домашних заданий не задают.
Как развить Собранность у ребенка 9 лет! Хелп!
Помогите советом, плиз! Дочке 9 лет, в апреле уже 10 будет. Не перегружена, учится хорошо, даже отлично
Последнее время стала обращать внимание, что она жутко несобранная! Витает в облаках. Проявляется практически во всем!
Прошу принести одно, приносит другое
Говорю, только крышкой кастрюльку прикрой… не забудь! прихожу, забыла.
Ребенок ничего не запоминает
Можно заметить проблему и думать, как же развить ребенка, а можно просто повторять, что мой самый умный, самый спортивный и т.п. Ага, я и старшему говорю, что у него мне Маугли тоже неинтересно, я ребенку читаю, а сама вся изведусь…но память у меня отличная (тьфу три раза).
Совсем плохая зрительная память-посоветуйте
Сама эта ситуация же и развивает эту характеристику. разбор новых музыкальлных произведений способствует улучшению распределения внимания. еще задействуется кратковременная память, но если у ребенка сложности только в некоторых произведениях в…
Рассеянное внимание и плохая память
Подскажите, пожалуйста, где можно найти психолога для ребенка 7 лет (1 класс), чтобы развить внимание и память, а то у нас проблемы в школе (и дома, когда уроки делаем)
Плохая память у ребенка
Плохая память у ребенка. …затрудняюсь выбрать раздел. Детская медицина. Здоровье ребенка, болезни и лечение, поликлиника, больница, врач, прививки. Они осмотривают ребенка, общаются с ним — говорят, нормальный и развитый ребенок.
Методики
Добиться максимальной эффективности в развитии памяти у своего ребенка получится, если придерживаться проверенных методик. Они позволяют быстро получить результат, избегая различных ошибок, которые могли бы допустить родители. Две методики, имеющие особую популярность, получили хорошие отзывы во всем мире.
Методика Глена Домана
Разработанные Г. Доманом методы развития памяти были предназначены для малышей, имеющих различные отклонения, касающиеся способности запоминать информацию. Позже они были адаптированы для всех детей. Особенности метода в следующих правилах:
- Начинать заниматься в раннем возрасте;
- Радоваться успехам своего малыша, хвалить и поощрять его;
- Проявлять уважение и показывать свое доверие;
- Проводить занятия только в комфортной обстановке при наличии желания;
- Заканчивать все тренировки еще до того, как появится усталость;
- Делать материал для обучения разнообразным и последовательным;
- Заниматься регулярно, но не устраивать проверок знаний;
- Никогда не заниматься «через силу».
Такие простые условности позволяют добиться максимального результата в кратчайшие сроки.
Методика Монтессори
Основой методики является игровая форма обучения с самостоятельной работой ребенка. При развитии памяти и внимания у детей по такой методике родители должны отказаться от роли учителя и просто наблюдать. Особенность метода в том, что ребенок самостоятельно выбирает, что именно он будет делать. Это позволяет добиться развития мышления, памяти, воображения, моторики, логики и речи.
Главные принципы:
- Ребенок сам выбирает способ развития и длительность занятия;
- Все упражнения должны быть представлены в игровой форме.
Очень важно, чтобы родители обеспечили комфортные условия для выполнения всех игровых задач
Этапы формирования и виды памяти
Память человека работает как отражение нажитого опыта и состоит из 3 процессов:
- запоминания информации;
- сохранения в памяти;
- воспроизведения.
Запоминание информации представляет собой появление и закрепление в коре мозга материала, который представлен в виде нервных импульсов, переходящих по клеткам друг к другу. В ходе этого процесса получаются связи между старыми и новыми путями. Появляется ассоциация – образование связи фактов и происходящих событий между объектами и явлениями в сознании, закрепляющиеся в памяти человека. Ассоциация необходима для развития психической зрелости человека и запоминания материала.
Сохранение информации происходит в виде энграммы. Это такой вид следа памяти или физическая привычка, в установлении которой участвуют клетки головного мозга. Энграмма сохраняется на протяжении всей жизни человека, но ее вспоминание — это тяжелый и трудоемкий процесс. Эта проблема легко решается благодаря тренировке памяти специальными упражнениями. Чем больше занятий, тем лучше растет связь между клетками нервов, они становятся устойчивыми и тогда легко извлекать энграммы из памяти.
Воспроизведение – это образование в сознании уже полученной информации, повторение выученных действий. Воспроизведение помогает лучше и без посторонней помощи вывести информацию. Но для этого понадобится многократное повторение материала.
Принято различать несколько видов памяти. В основе этих классификаций лежит 3 главных признака:
- Период сохранения информации. В этот признак входит кратковременная и долговременная память.
- Уровень регуляции памяти. Здесь память разделяют на произвольную и непроизвольную. Произвольная требует для запоминания затрат усилий человеком, непроизвольная получается сама по себе.
- Объект памяти. Сюда входят следующие разновидности памяти:
- образно-наглядная – помогает запомнить внешность, звуки, цвета;
- словесно – смысловая – помогает запомнить материал на слух;
- эмоциональная – запоминает эмоции и чувства;
- двигательная – запоминает движение и действия.
Методики для подростков
Развивать память необходимо в любом возрасте, особенно в детском и подростковом. Для этого имеются специальные методы. Рассмотрим их.
Есть очень действенный способ, который подойдёт всем. С его помощью можно развивать память ребёнку 12-13 лет
Кроме того, такой метод позволит улучшить зрительную память и внимание. Называется он «Исчезнувший предмет»
Для его осуществления попросите ребёнка осмотреть внимательно комнату в течение 1 минуты, после чего он должен отвернуться. В это время необходимо спрятать несколько предметов. Потом ребёнок должен повернуться и назвать те предметы, которые были удалены. Если он затрудняется выполнить такое задание, необходимо тренироваться, пока всё не получится.
В возрасте 14 лет оперативная память должна работать очень хорошо. Если этого не происходит, следует проводить коррекционные занятия. Например такие, как «Сохранение важных данных». Один из родителей должен написать несколько предложений, где будут присутствовать точные данные: имена, даты. Предложение может быть примерно таким: Мартина читала роман, который был написан в 1891 году и издан намного позже этой даты, в 1910 году. После прочтения данной информации, ребёнок должен в точности воспроизвести даты и вспомнить другие подробности.
Для индивидов в возрасте 15 и 16 лет можно предложить поиграть в игру под названием «Города». Игрок-взрослый произносит первый город, а игрок-подросток продолжает этот список. Название следующего пункта должно начинаться с последней буквы первого.
Необязательно проводить специальные занятия с детьми для улучшения памяти и делать сложные упражнения. Лучше всего происходит восприятие информации тогда, когда методики используются в игровой форме.
Игры и упражнения для развития памяти у детей 3–6 лет
В 5–6 лет происходит быстрое развитие внимания. Ребенок хорошо и быстро запоминает интересную ему информацию, небольшие стишки. Пытается самостоятельно поставить перед собой цель и хочет ее достичь. Чадо следует всегда поддерживать в начинаниях и при необходимости ему помогать, делать с ним домашнее задание или играть в развивающие игры.
Этот возраст лучше подходит для развития тактильной памяти и изучения иностранного языка. Улучшить память помогут специальные упражнения для запоминания.
«Игра в ассоциации»
Предложите ребенку поиграть в интересную игру – слова, которая ему обязательно понравится и поможет улучшить внимание. Для этого придумывается 10 слов пар, одинаковых по смыслу и медленно повторяются ребенку, чтобы он запомнил
Затем произносите первое слово, а ребенок должен назвать вторую пару и так со всеми словами. Например, озеро – лягушка, дача – огород, море – ракушка.
«Поход на рынок»
Поиграйте с ребенком в игру, в которой ему нужно «пойти» на рынок за продуктами. Составьте ему список из 10 продуктов, которые он там купит. Продавцом побудет один из родителей, который и проверит, как правильно запомнил продукты ребенок.
«Что это?»
Это игра на развитие тактильной памяти. Завязываем ребенку глаза и кладем ему в ручку небольшие предметы. Малыш должен отгадать, что это за предмет, не развязывая глаза. После нескольких минут отгадывания просим повторить предметы, которые он потрогал в первоначальном порядке.