Упражнения для исправления осанки
Приведем примеры выполнения базовых упражнений для детей разных возрастов.
Разминка
Упражнение 1
Занятия начинают с разминки. Она должна «подготовить» мышцы и связки к последующим нагрузкам, «разогреть» их. Для детей 7 лет можно начать зарядку с такого упражнения.
- Исходная позиция (И.п.) – стоим прямо с опущенными руками;
- Во время глубокого вдоха медленно становимся на носочки и поднимаем руки вверх;
- Тянем руки вверх, стараясь «достать до потолка»;
- Возвращаемся в исходную позицию, выдыхаем.
Для правильного «разогрева» понадобится 10 подходов.
Упражнение 2
Следующее упражнение направлено на разогрев» мышц рук и шеи:
- И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела;
- По очереди поднимаем плечи по 5 раз каждое;
- Делаем махи правой рукой 5 раз;
- Делаем махи левой рукой 5 раз;
- Обводим круговыми движениями правой рукой вдоль тела 5 раз;
- Повторяем это движение левой рукой 5 раз;
- Делаем двумя руками круговые движения одновременно 5 раз;
- Возвращаемся в И.п.
Упражнение 3
Дети 10 лет смогут выполнить это упражнение, интенсивно «разминая» мышечную и суставную ткань:
- И.п. – стоим, расставив широко ноги, опустив руки вдоль тела;
- Хождение на месте с высоким подъемом коленей в течение 2 минут;
- Вернуться в исходное положение;
- Подпрыгнуть на правой ноге 5 раз;
- Подпрыгнуть на левой ноге 5 раз;
- Подпрыгнуть на двух ногах 5 раз;
- Прыгнуть, развернувшись на 180 градусов, 5 раз;
- Вернуться в исходную позицию;
Основные упражнения
Упражнение 1
- И.п. – стоим, широко расставив ноги и согнув руки в локтях;
- На спину кладут гимнастическую палку, удерживая ее локтями;
- Делаем наклоны вперед, держа спину ровно;
- Возвращаемся в И.п.
Упражнение 2
- И.п. – стоя, широко расставив ноги и согнув руки в локтях;
- Гимнастическую палку держим за спиной около плеч;
- Не спеша поднимаем руки с фиксированной палкой вверх;
- Возвращаемся в исходное положение.
Упражнение 3
- И.п. – лежа на животе, с выпрямленными в одну линию с телом руками и ногами;
- На выдохе медленно поднимаем ноги как можно выше;
- Возвращаемся в И.п.
Упражнение 4
- И.п. – стоя на четвереньках, делая упор на колени;
- Вдохнуть и опуститься ягодицами на ступни;
- Выдохнуть и потянуться всем телом вперед, медленно прогибая спину;
- Вернуться в И.п.
Упражнение 5
- И.п. – стоя на четвереньках, делая упор на колени;
- Выдохнуть и поднять вверх правую руку, повернув к ней голову;
- Вернуться в исходное положение;
- Выдохнуть и поднять вверх левую руку, повернув к ней голову;
- Вернуться в И.п.
Упражнение 6
- И.п. – сидя, делая упор на руки;
- Медленно выдыхаем воздух, приподнимая таз;
- Вдыхаем и возвращаемся в И.п.
Упражнение 7
- И.п. – лежа на спине, руки и ноги вытянуты вдоль тела;
- Упираясь ступнями и ладонями в пол, прогибаем спину, медленно поднимаясь в позицию мостик;
- Зафиксироваться в таком положении на 2-3 минуты;
- Вернуться в И.п.
Упражнение 8
- И.п. – сидя, с широко разведенными в сторону ногами;
- Правой рукой тянемся к носку левой ноги;
- Возвращаемся в исходную позицию;
- Левой рукой тянемся к носку правой ноги;
- Возвращаемся в И.п.
Упражнение 9
- И.п. – стоя с вытянутыми вдоль туловища прямыми руками;
- Сгибаем колено правой ноги и поднимаем его;
- Делаем под ним хлопок;
- Сгибаем колено левой ноги и поднимаем его;
- Делаем под ним хлопок;
- Вытягиваем правую ногу и поднимаем ее как можно выше;
- Хлопаем под ней в ладоши;
- Вытягиваем левую ногу и поднимаем ее как можно выше;
- Хлопаем под ней в ладоши;
- Возвращаемся в исходную позицию.
Количество повторений каждого упражнения определяет инструктор. В среднем оно составляет – 5-6 раз.
Упражнение на расслабление
- И.п.- стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела;
- Подняться на носочки, делая вдох и поднимая руки вверх;
- Опуститься на всю стопу, делая выдох и опуская руки вниз, наклониться вперед;
- Вернуться в И.п.
Повторить 10 раз.
ЛФК можно проводить в форме индивидуальных, малогрупповых (два-три ребенка) или групповых занятий (до восьми человек), которые организует инструктор ЛФК или медсестра дошкольного учреждения, прошедшая специальную подготовку.
Лечебная физическая культура (ЛФК) — метод лечения, использующий физические упражнения и другие средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для восстановления здоровья и предупреждения осложнений болезней. Особенность ЛФК по сравнению с другими методами лечения и реабилитации заключается в том, что в качестве основного лечебного средства здесь используются физические упражнения, которые являются мощным стимулятором жизненных функций организма ребенка
С помощью физических упражнений можно избирательно влиять на различные функции организма, что очень важно при патологических проявлениях в отдельных системах и органах
При многих заболеваниях снижается интенсивность протекания основных жизненных процессов. Это приводит к тому, что начинают преобладать процессы торможения в центральной нервной системе, снижается секреторная функция желез внутренней секреции. В результате ухудшаются вегетативные функции: снижаются функции кровообращения, дыхания и других систем, сопротивляемость и реактивность организма, ухудшается обмен веществ. Все это способствует снижению работоспособности, а при выполнении какой-либо мышечной или умственной работы быстро наступает утомление.
Современные противомикробные препараты быстро снижают температуру у больного и облегчают течение болезни, однако только лекарства не обеспечивают полного выздоровления. Обратное развитие воспалительного очага протекает медленно и требует много времени. Как правило, дети начинают вновь посещать дошкольное учреждение, когда у них еще наблюдаются остаточные явления воспаления.
Неполное восстановление структуры легкого может привести к тому, что это заболевание приобретет хроническую форму.
Мышечная деятельность — главный стимулятор трофических процессов в сердечной мышце, поэтому физические упражнения способствуют улучшению обменных процессов в миокарде, благодаря чему восстанавливаются структура сердечной мышцы и ее сократительная функция.
Болезнь нарушает многие функции организма. Если страдают жизненно важные функции, самопроизвольно происходит перестройка больного органа, а часто и других органов и систем, чтобы заместить или выровнять нарушенные функции, т. е. осуществить их компенсацию. Так, при многих заболеваниях сердца ослабевает сократительная способность сердечной мышцы, из-за чего может уменьшиться количество крови, которую перекачивает сердце. Чтобы этого не случилось, сокращения сердца учащаются. В этом случае требуется длительное время или дополнительное врачебное воздействие, чтобы произошло замещение нарушений. Занятия физическими упражнениями ускоряют этот процесс и делают его более совершенным.
При хронических заболеваниях легких нарушается функция дыхания. Простейшая самопроизвольная компенсация проявляется в виде одышки. При выполнении мышечной работы одышка усиливается, а продолжительная нагрузка становится невозможной. Занятия физическими упражнениями способствуют выработке и закреплению компенсаций за счет укрепления дыхательной мускулатуры, увеличения подвижности ребер и диафрагмы. Нормализация функций. Для полного выздоровления недостаточно добиться восстановления поврежденного болезнью органа, необходимо также нормализовать его функции. Физические упражнения ускоряют этот процесс в организме, а для восстановления двигательных нарушений и работоспособности они имеют первостепенное значение.
Клиническое выздоровление далеко не всегда обеспечивает восстановление работоспособности. Во многих случаях необходимо, чтобы человек постепенно приспособился к мышечной работе. У перенесшего воспаление легких могут нормализоваться температура, состав крови, структура легочной ткани, но в процессе физической работы у него могут появиться обильное потоотделение, сердцебиение и головокружение. Для восстановления работоспособности потребуется длительное время. Нормализация двигательных качеств и функций внутренних органов, которые ухудшились в период болезни, достигается с помощью правильно подобранных физических упражнений.
Таким образом, оздоровительное и лечебное действие физических упражнений является многогранным. Их комплексное воздействие позволяет использовать физическую культуру при многих заболеваниях.
Описание комплексов упражнений
Существует несколько видов упражнений, которые используются в медицине:
- Активные, которые дети выполняют сами.
- Пассивные – это упражнения, которые требуют воздействия. Как правило, они применяются, когда малыш не в состоянии заниматься сам, – груднички, дети с ДЦП или другими тяжелыми повреждениями центральной нервной системы.
- Рефлекторные. Это упражнения, которые вызваны воздействием на рефлексы (сгибание, сокращение). Применяются, в основном, для детей до 1 года.
- Статичные: малыш принимает и удерживает позу несколько секунд.
По своему характеру упражнения могут быть дыхательными, координационными, растягивающими, коррекционными. Занятия ЛФК для детей могут продолжаться дома, если это рекомендовано, по видео или по инструкции специалиста.
Возможная схема комплекса для детей от 6 месяцев до года
Такие занятия с грудничками нужно осуществлять в теплом помещении, когда младенец раздет, теплыми чистыми руками.
- Ласковые поглаживания по всему тельцу от центра к периферии: руки – от плеч к кисти, ножки – от пояса к стопам, спинка – снизу-вверх, животик – основанием ладони по часовой стрелке.
- Скрещивание рук на груди.
- Рефлекторное сгибание корпуса. Положить малыша на бок, ногами к себе. Двумя пальцами провести от ягодиц к лопаткам по ходу позвоночника. Это вызовет рефлекторное сгибание мышц спины, стимулирует их укрепление.
- Присаживание и подтягивание. Ребенок лежит на спине, в ручки ему даются кольца или просто пальцы, за которые он хватается. Потянуть его на себя, чтобы малыш приподнялся и присел. Опустить.
- Упражнение «велосипед». Выполняется так же, лежа на спине, но в движении ног помогает мама, папа или инструктор.
- Нежные поглаживания по всему телу, как перед началом упражнений.
Возможная схема комплекса для детей 3-7 лет
- Разогрев. Это может быть ходьба спокойным шагом, ходьба в высоким поднятием колена, шаги на пятках, на носочках; шаги со взмахами руками, можно комбинировать взмахи руками в стороны и поднятие на носочки.
- Наклоны. Можно использовать различные предметы, игрушки, кубики, мячи, гимнастическую палку.
- Махи ногами в положении лежа на спине, на боку.
- Упражнение «велосипед».
- Упражнение «ласточка» – стоя на одной ножке, вытянуть максимально вперед руки и назад одну ногу, потянуться, чтобы расслабить мышцы.
- Полуприсед с прямой спиной.
- Ходьба, восстанавливать дыхание.
Возможная схема комплекса для детей 7-10 лет
- Разминка, по желанию.
- Упражнения с мячом или гимнастической палкой: спина прямая, колени не согнуты. Руки выпрямлены, держат мяч перед собой статично. Руки подняты над головой; сгибая в локтях, опускать мяч за спину.
- Упражнение на гибкость – «замочек»: попытаться соединить руки за спиной.
- Упражнение «кошка».
- Лежа на животе, вытянуть руки перед собой и одновременно поднимать руки, плечи и ноги.
- Упражнение «велосипед».
- Растяжка и дыхательные упражнения.
Правила при занятиях ЛФК с ребенком
Основное правило в лечебной физкультуре – это лечебная манипуляция, и её назначает врач после осмотра и обследования. Проводить занятия должны специалисты, которые имеют медицинское образование. Эти вопросы принципиально важны, поскольку от них зависит здоровье ребёнка.
Группы, в которых проводятся занятия, должны быть небольшими. Точный размер зависит от тяжести патологии – чем сложнее состояние детей, тем меньше их должно быть в группе, при тяжёлых заболеваниях нужны индивидуальные занятия. Максимальный размер группы – 12 человек.
Это нужно, чтобы тренер успевал уделить внимание каждому ребёнку, проследил, чтобы дети правильно выполняли упражнения и не отвлекались. Продолжительность каждого занятия – 30-40 мин в зависимости от возраста детей, регулярность занятий – 2-3 раза в неделю
Чтобы ребёнок, особенно маленький, чувствовал себя комфортно, родителям придётся ходить на занятия вместе с ним. Первый раз малышу могут предложить просто посмотреть, как занимаются другие дети. Нагрузки будут расти постепенно, чтобы организм ребёнка успевал к ним адаптироваться.
Занятие должно начинаться и заканчиваться чем-то приятным для ребёнка. У грудничков это поглаживания, у детей постарше – игровые моменты. Элементы игры сделают тренировку более интересной, стимулируют малыша развивать собственное тело.
Принимать пищу нужно за 45 мин – 3 часа до начала занятия. Полный желудок во время тренировки создаст чувство тяжести и боли в животе, а чувство голода будет отвлекать и не позволит полноценно выполнять упражнения.
Некоторые особенности проведения занятий в ДОУ
Занятия лечебной гимнастикой в ДОУ рекомендуется проводить не менее 2 раз в неделю. Продолжительность тренировок для малышей до 5 лет составляет 20-25 минут, для 5-7-летних детей – 30-35 минут. Занятие состоит из 3 частей:
- Вводная – 5-7 мин. Организация детей перед тренировкой – беседы о здоровье и пользе ЛФК, короткие игровые или танцевальные упражнения.
- Основная – 15-20 мин. Выполнение комплекса упражнений, направленных на укрепление различных органов и систем, включая гимнастические элементы со спортивными снарядами.
- Заключительная – 3 мин. Плавное возвращение детей к состоянию покоя – малоподвижные игры, дыхательная гимнастика, самомассаж ступней.
Кроме комплексных занятий ЛФК дважды в неделю, нужно ежедневно поддерживать двигательную активность детей на высоком уровне: проводить физкультминутки, пальчиковую гимнастику, подвижные игры на свежем воздухе и в помещении.
При планировании тренировок – как взрослых, так и детских – учитываются следующие рекомендации:
Наращивать нагрузки нужно постепенно, увеличивая число повторений и общее количество упражнений.
Задания подбираются в соответствии с возрастом и физическим состоянием ребенка.
Занятия должны проводиться регулярно, равномерно распределяться в течение недели.
Каждое упражнение повторяется несколько раз для выработки правильных динамических стереотипов.
Сложные элементы нужно чередовать с относительно простыми, с упражнениями на расслабление.
Каждые 2-3 недели гимнастический комплекс желательно корректировать, обновлять упражнения.
Важно контролировать состояние детей во время занятий. Если кто-то из малышей не справляется с нагрузками, значит комплекс для него стоит облегчить
Не нужно заставлять дошкольников заниматься на пределе своих физических возможностей – это вызовет срыв компенсации.
Разновидности упражнений
Упражнение, применяемые в ЛФК, делятся на 2 типа:
- предназначенные для укрепления организма в целом и повышения выносливости;
- нацеленные на проработку определенной зоны, например, формирование мышечного корсета спины при сколиозе.
При другой классификации выделяют динамические, в зависимости от возраста ребенка, представляющие собой активные или пассивные движения, а также статические упражнения, сводящиеся к принятию определенной позы и удержанию ее в течение установленного времени.
В дополнение различают следующие виды движений:
- дыхательные;
- рефлекторные;
- координационные;
- растягивающие;
- расслабляющие;
- коррегирующие.
Важно грамотно комбинировать все виды упражнений для гармоничного развития организма ребенка.
Многие специалисты относят к ЛФК не только комплекс, направленный на коррекцию какого-либо недостатка, но и обычные активные игры или занятия спортом. Так, бег на коньках и лыжах помогает развивать мышцы голени и стопы и предотвращает формирование плоскостопия.
До 6 месяцев у грудничков есть врожденная способность нырять и плавать
Младенец хорошо чувствует себя на водной поверхности. Если малыш плавает, его сердечный ритм сокращается на 20%, а кровоток несколько замедляется. Значит, ребенок не испытывает чувства паники и страха. Рефлекс ныряния позволяет сохранить кислород для мозга и сердца. Данная особенность помогает грудничку выжить, находясь под водой. Интересно, что способность к нырянию и плаванию исчезает при достижении ребенком 6-месячного возраста.
Наседка и еще 3 типа мам по способу воспитания детей
Рекомендации для родителей
Эффективность лечебной гимнастики и восстановления малыша в условиях тяжелых патологий зависит от совокупной работы медиков, родителей, самого ребенка, массажистов и психологов. Родители не должны перекладывать всю ответственность на специалистов, многое зависит от них.
В первую очередь, родитель должен донести до своего маленького чада информацию о правильной осанке, для чего она нужна, как правильно сидеть за столом и т. д.
Нельзя ругать детей и обижать их словами, если есть какое-то искривление или нарушение в осанке.
Дома необходимо организовать быт так, чтобы он способствовал восстановлению:
- мебель и предметы быта должны соответствовать росту малыша;
- когда ребенок сидит на стуле, он должен упираться в пол ступнями;
- занятия должны проводиться строго по расписанию, желательно с утра;
- режим дня должен быть четким, с соблюдением времени работы и отдыха, ЛФК тоже должна быть вписана в режим дня;
- матрас у ребенка должен быть твердым, чтобы спина не прогибалась во время сна;
- создать благоприятную атмосферу, избегать ругательств и повышения тона на малыша, нелицеприятной критики в его адрес.
Занятия с детьми дошкольного возраста должны принимать облик игры, чтобы малыш не терял интереса и концентрации. Выполнять комплекс ЛФК лучше под присмотром инструктора, в домашних условиях можно совершать отдельные элементы гимнастики. Длительность курса и количество повторов каждого упражнения также должен определять специалист, так как у всех детей разная выносливость и индивидуальная реакция организма.
В детском возрасте формируется весь организм и его костяк, важно внимательно следить за ростом ребенка и замечать малейшие недостатки, которые легко можно исправить. Взрослому человеку тяжело справляться с нарушениями позвоночника или опорно-двигательной системы, иногда невозможно излечить заболевание до конца
Что такое ЛФК
ЛФК – это лечебная физкультура, в которую входят физические упражнения, направленные на общее укрепление всего организма и решающие конкретные проблемы пациента программы. Занятия такой физкультурой для детей проводятся инструктором со специальным образованием и часто по назначению лечащего врача. Практически любая травма и большинство заболеваний могут являться показаниями к назначению курса ЛФК, так как нагрузки всегда строго определенные, не имеют возрастных ограничений.
Показаниями для курса лечебной физкультуры являются ослабление или полное истощение какой-либо функции организма, период реабилитации после травм, в том числе родовых.
ЛФК – это качественный метод лечения и профилактики, который не требует фармакологической поддержки, не имеет негативных побочных действий. Индивидуально подобранный для пациента комплекс упражнений мягко стимулирует определённые группы мышц, не создавая чрезмерной физической нагрузки.
Комплексы упражнений
В комплекс входят как статические, так и динамические нагрузки
Упражнения при сколиозе у детей выполняют в 3 этапа: разминка, основная часть и заключительная.
Разминка нужна, чтобы разогревать мышцы, активировать кровообращение. Это предупреждает возможные спазмы во время выполнения основного комплекса. Разминка включает:
- Фиксацию осанки – ребенок встает возле стенки и выпрямляется так, чтобы пятки, ягодицы, лопатки и плечи соприкасались со стеной.
- Приседание с прямой спиной – требует большого внимания от тренера или доктора, проводящего ЛФК. Опускаться нужно до момента изгиба спины или наклона. Так как объяснить этот элемент ребенку сложно, выполняют приседание под команду.
- Вытягивание тела – ребенок выпрямляется, вытягивает руки над головой. Обычно детям предлагают представить, что они цветы или грибы и растут под дождиком.
- Разминку суставов – дети совершают круговые движения плечами, руками, ступнями.
Основная часть включает упражнения в основном статические, так как важно добиться правильного напряжения нужных мышц. Динамические элементы в этой части выполняются медленно и плавно
Прыжки исключаются. В домашних условиях и в школе лучше использовать спортивный инвентарь.
- Ребенок укладывается на мяч таких размеров, чтобы ноги и руки его свободно дотягивались до пола. Перебирая руками и ногами, передвигается вперед и назад.
- Лежа спиной на мяче, малыш вытягивает руки над головой и в таком положение старается сесть на мячик.
- Лежа спиной на мяче, поднимает по очереди ножки.
- Лежа на спине на полу, удерживает прямыми ногами маленький мячик и поднимает ноги вверх.
- Лежа на спине, ребенок сгибает ноги и ставит рядом с ягодицами, а затем поднимает корпус, упираясь плечами и рукам в пол. Полумостик нужно делать аккуратно, не разрешать малышу становиться на голову.
Растяжка разгружает позвоночник, вытягивает его вдоль оси
Растяжка направлена на снятие нагрузки на позвоночник. Она не менее важна, чем базовая часть:
- вис на турнике;
- наклоны, сидя с прямыми ногами; ребенок старается дотянуться до носочков;
- кошка – маленький пациент выгибает спину вверх и вниз; упражнение требует внимания тренера;
- наклоны стоя на прямых ногах; ребенок старается коснуться головой коленок.
При растяжке тоже можно использовать фитбол.
Специальные комплексы
Чтобы укрепить спину, можно ходить с родителями или самостоятельно в бассейн
Комплексы упражнений для детей в качестве ЛФК при сколиозе или профилактики могут иметь непривычный вид.
Один из самых эффективных вариантов – занятие в плавательном бассейне. Вода – среда более плотная, чем воздух, движение в ней при такой же амплитуде требует куда больше усилий, поэтому приносит больше пользы.
Занятия для маленьких детей и дошкольников проводят в детском бассейне. Используют упражнения в воде – наклоны с вдохом и выдохом, подъемом колен, подъемом рук, а также разные виды плавания. Например, плавание с помощью только рук, только с помощью ног – в этом случае руками удерживаются за бортик или за пенопластовую площадку.
Очень полезно осваивать такие техники плавания, как баттерфляй, кроль, брасс, где основная нагрузка приходится на плечевой пояс и грудной отдел позвоночника.
Укрепляет спину и исправляет сколиоз гимнастика по Бубновскому. Для ее выполнения требуются эспандеры, резинки, гантели. Часть упражнений делают на кроссовере. ЛФК такого рода дома сделать нельзя – нужен гимнастический зал. В детский комплекс обычно включают самые простые упражнения с резинками.
Программы ЛФК подбирают по типу сколиоза. При заболевании шейного отдела большую часть занятия уделяют упражнениям с вращением и наклоном головы и сведением лопаток. При грудопоясничном искривлении нужно включить в урок варианты с наклонами, подтягиванием и выпрямлением позвоночника лежа. Если заболевание наблюдается в пояснично-крестцовом отделе, выполняют упражнения с поворотами сидя и лежа.
Виды занятий
Стоит отметить, что к лечебной физкультуре относится не только комплекс упражнений, но и любая форма физической деятельности. К ним можно отнести:
- плавание;
- художественная гимнастика;
- прогулки;
- подвижные игры.
В этом возрасте у ребенка основная деятельность — игровая, поэтому все занятия должны проходить в форме игры для того, чтобы малышу было интересно и увлекательно заниматься. Не стоит насильно заставлять – от таких тренировок пользы точно не будет. Нужно выбрать такое время, чтобы ребенок был расположен к занятиям, и ничего его не раздражало.
Рекомендуется грамотно составить режим дня. Крохе по-прежнему необходим дневной сон и пятиразовое питание. Тогда ребенок не будет сильно утомлен, и с легкостью станет осваивать новый вид деятельности. По времени занятия в этом возрасте не имеют ограничений – комплекс упражнений можно проводить до того момента, пока малышу это в удовольствие.
Упражнения подразделяются:
- общие – направлены на укрепление организма;
- специальные – необходимы для исправления нарушенных функций организма;
- динамические — комплекс активных и пассивных упражнений.
В 4 года все упражнения относятся к классу игровых, которые улучшают координацию, приводят мышцы в тонус.
Особых противопоказаний не существует. Однако для детей, которые имеют хронические заболевания, проблемы с сердечно-сосудистой системой, занятия полностью противопоказаны.