Что делать если дети дерутся: причины, советы психолога

Проявляется ли агрессия по отношению к родным?

Бывают ситуации, когда послушный и спокойный ребенок вдруг начинает драться и кусаться. Не надо сразу начинать ругать его и критиковать.

Прежде стоит разобраться в причинах такого негативного поведения, чтобы выбрать модель своего поведения по отношению к малышу.

Разберемся, какие же могут быть причины:

Недостаточное внимание родителей.
Ребенок нуждается во внимании папы и мамы. Любые игрушки, мультики быстро утомляют малыша

Ему необходим контакт с родителями: совместные игры, чтение книг или дружеский разговор. Когда просьбы поиграть заканчиваются неудачей, он, для привлечения к себе внимания, начинает драться.
Заметили похожую ситуацию – ответ прост: нужно больше времени уделить общению. Не надо ругать малыша, иначе добившись того, что он не будет драться с вами – получите обратный эффект: ребенок станет драться в саду.

Протест.
Возможно, установлены слишком жесткие рамки: много ограничений, строгость родителей. Это вызывает переутомление и с помощью драки выражается протест против сложившейся ситуации.
Проблему можно решить, немного ослабив давление.

Неумение ребенка проявлять любовь.
Не все родители эмоциональны, некоторые не склонны сюсюкаться, целовать и обнимать ребенка. В связи с этим, малыш, желающий проявить свои нежные чувства к родителям, не знает, как это сделать. В итоге получаем щипки и укусы в качестве проявления любви.
Здесь родителям стоит сменить тактику своего поведения. Быть нежнее, почаще его обнимать, говорить добрые слова, то есть своими действиями научить правильно проявлять свои чувства.

Дерётся ли ребёнок в вашем присутствии?

Какое поведение ваш отпрыск позволяет себе дома? Частая перемена настроения, от бурного веселья до горьких слёз? Может замахнуться или даже ударить кого-то из семьи или друзей при вас? Утвердительные ответы, скорее всего, свидетельствуют о том, что ваше чадо вошло в возраст, в котором ему важно познать свою силу и узнать размеры своих допустимостей. Раздувать из мухи слона, конечно, не надо, но показать правильную реакцию на такую агрессию нужно непременно:

Раздувать из мухи слона, конечно, не надо, но показать правильную реакцию на такую агрессию нужно непременно:

  • Запретить чаду бить кого-либо;
  • Смотря прямо в глаза, уверенным и твёрдым голосом произнесите свой запрет;
  • Даже если дитя сопротивляется и норовит ускользнуть, той же интонацией продублируйте свои слова;
  • Возможно, вам придётся повторить свою реакцию неоднократно;
  • В будущем придумайте, как в правильном ключе направить энергию вашего ребёнка на его же развитие, в этом вам помогут совместные игры, в которых он сможет от души побегать, попрыгать и покричать.

Что собой представляют правильные запреты

Запреты используются часто, поскольку являются основной формой манипуляции поведением ребенка со стороны родителей. К сожалению, мама с папой не всегда понимают, как формулировать и применять ограничения. Например, если ребенок в 4 года дерется или не слушается, родители отстраняют его от телевизора или отменяют прогулку. К вечеру они забывают об этом, спокойно включают чаду мультики или выводят на детскую площадку. В итоге малыш привыкает к тому, что все запреты условны и при определенных, непонятных для него обстоятельствах, они снимаются сами по себе.


Ребенок четко должен знать, какие запреты нарушать нельзя в любом случае

Поэтому родителям рекомендуется приучать 4-летнего ребенка к послушанию систематично, учить его слушаться по определенным принципам.

  • отсутствие запрета (делай все что хочется, выбирай сам, чем заниматься и как себя вести);
  • условный запрет (ты можешь это сделать, но сначала придется выполнить условие);
  • запрет с исключением (ты сделаешь это, но только при определенных обстоятельствах);
  • полный запрет (нельзя ни при каких обстоятельствах).

Отсутствие запрета – ребенок может ложиться спать тогда, когда сам захочет.Условный запрет – отбытие ко сну можно передвинуть на полчаса, если малыш убрал игрушки в комнате или помог маме подмести.Запрет с исключением – ребенок всегда ложится в 8 часов вечера, кроме праздничных дней.Полный запрет – малыш укладывается в 8 часов вечера всегда, независимо от обстоятельств и своего поведения в течение дня.

Важно непреклонно следовать этой системе, не делать никаких дополнительных исключений без веских на то причин. В противном случае ребенок привыкнет к нестабильности ограничений и будет капризничать регулярно


Выбор наказания – правила

Как быть, если малыш не слушается воспитателей в садике?

Воспитатели часто стараются подвести поведение детей в группе под одну удобную для себя модель: послушные, неконфликтные. Если ваш ребенок не приспособился под эту норму, проявляет индивидуальность, он автоматически становится объектом недовольства у воспитательницы. Тут необходимо выслушать обе стороны и прийти к решению, которое устраивает всех.

Ваша задача – разобраться, почему так происходит. Возможно, это протест против определенных условий, ответ на давление педагога. Если не удается самостоятельно определить, по какой причине ваш малыш не слушает и не выполняет то, что ему говорят воспитатели детского сада, проконсультируйтесь у психолога.

Как отучить от драк в детском саду?

  1. Первое – это ваша реакция на происходящее. Не надо самим демонстрировать агрессию: накричать, отшлепать. Постарайтесь взять себя в руки и спокойно поговорите с ребенком, выясните, почему он обижает товарищей по садику.

    Возможно, действительно есть серьезные причины: не принимают в коллектив, обзывают и прочее. В таком случае надо устранить причину: поговорить с воспитателем, родителями обидчиков.

  2. Не демонстрируйте ярость, покажите лишь, что ситуация вас расстроила.
  3. Ни в коем случае перегибайте палку, используя фразы:« Ты меня не любишь», «Ты плохой мальчик» и прочее. Это может вызвать серьезные переживания у ребенка.

Объясните малышу его чувства

Порой ребенок и сам не понимает, почему он вступил в драку. Постарайтесь почаще разговаривать с малышом. Подсказывайте как лучше себя вести,чтобы не огорчать близких.

Очень действенный способ – обыграть ситуацию в виде сказки, где главными героями будут ваш ребенок и его сверстники. Расскажите о чувствах каждого героя, что он переживает, если его обижают. Игровые моменты всегда лучше воспринимаются малышами, нежели привычные нравоучения.

Придерживайтесь установленных правил

Для поддержания эмоционального спокойствия важен режим дня и соблюдение определенных правил. Заведите свои добрые семейные традиции: обсуждать вечером, как прошел день, добрая сказка на ночь, игры с мамой и папой.

Если установили запрет, то не отступайтесь от него ни при каких обстоятельствах. Просмотр мультфильма или компьютерная игра – обозначили время 30 мин, значит именно столько, даже если друзья пришли или праздник семейный. Правило есть правило и его надо соблюдать.

Научите управлять эмоциями

Малышу трудно разобраться в своих эмоциях, часто реакция в виде агрессии – это призыв о помощи. Учите ребенка понимать свои чувства. Когда он плачет или капризничает, задавайте ему простые вопросы: «Тебе больно?», «Ты обижен?» и подобные по ситуации. Он должен видеть вашу заботу и готовность в любой момент прийти на помощь.

Что делать родителям

Если ребенок дерется с родителями в 2-3 года, то это может быть вызвано психологически не комфортной обстановкой в семье, невнимательным отношением к проблемам малыша, либо личным примером родителей. Однако, если в вашей семье все нормально, а ребенок все равно дерется, то это может быть так же связано с тем, что он растет и развивается, ему необходимо понять и проверить на собственном опыте, на что способно его тело. Кроме того, он должен понять так же и то, что родители сильней, поэтому не позволяйте крохе себя бить. Как же отучить кроху от этой жестокой привычки?

Лишите его своего внимания. Этот метод действует в любом возрасте. Объясните, что так делать нельзя и дистанциируйтесь от него на время – опустите на пол, если он сидел у вас на коленях или уйдите в другую комнату. Тем самым вы дадите понять, что вы обижены, и общаться с ним вы не намерены до тех пор, пока он не перестанет так себя вести. Главное, не молчать, а комментировать все свои действия. Ваша цель – объяснить, а, ни в коем случае, не унизить или наказать. Вы пытаетесь овладеть ситуацией в течение уже достаточно долгого времени, но ничего не получается? Посетите психолога, который владеет приемами работы с данной проблемой и даст практические советы.

Оценить:

Причины детской агрессии

Описанная вами ситуация — не редкость. Конфликты, ссоры и даже мелкие драки в детском саду возникают по разным причинам. Прежде всего, нужно искать корень этой проблемы в семье.

И речь сейчас не о том, что родители бьют ребенка дома или таким же образом решают споры друг с другом. Это немного другая история, которая требует совсем другого подхода:

  1. Ребенок может стать агрессивным, если родители излишне подавляют его индивидуальность:
  • Постоянная критика поведения малыша;
  • Упреки;
  • Обвинения его в том, что он не такой хороший, как его сверстники. Все это очень негативно отражается на самооценке и характере дошкольника;
  • Особенно нежелательно говорить, что вам стыдно иметь такого малыша, что вы хотите его отдать куда-то. Такие слова очень обижают ребенка, вызывают у него тревогу и враждебное отношение не только к своим родителям, но и ко всему окружающему миру.

Конечно, каждый родитель хоть раз выходил из себя. И, чаще всего, причиной становится детское непослушание. А вот способов, как договориться с ребенком в таких ситуациях бывает мало. Покричать, наругать, предложить выбор из двух вариантов – это чаще всего используют родители.

Вы сможете понять особенности развития ребенка в том или ином возрасте, основные потребности и задачи ребенка и причины его плохого поведения в курсе Послушание без криков и угроз>>>.

Также вас ждет более 15 приемов, как договориться с непослушным ребенком, но без применения криков, угроз или физических наказаний. Подробно рассматриваем воспитание детей от 1 до 5 лет.

  1. Чересчур строгое воспитание;
  • Не стоит окружать малыша большим количеством запретов и требовать их непременного выполнения;
  • Причем взрослые не всегда учитывают интересы и потребности ребенка и заботятся лишь о своем комфорте, запрещая детям шуметь, трогать вещи и т.п. А ведь дошкольники очень любознательны и подвижны;
  • Множество запретов обязательно приводит к тому, что ребенка часто наказывают. Конечно, это вызывает у него негативные эмоции и затаенную агрессию;
  • Особенно плохо, если малыш не понимает, за что именно его отругали или лишили любимой игрушки.
  1. Возможная причина того, почему ребенок бьет детей в садике – отсутствие воспитания или применение слишком демократичной модели воспитания, при которой малышу позволяется делать все, что вздумается. Поэтому он просто не знает норм и правил поведения и во многих случаях действует спонтанно;
  • Чтобы установить границы поведения, научиться грамотно влиять на ребенка, смотрите семинар Мама-главная!>>>;
  • Он поможет вам повысить ваш авторитет в глазах ребенка и решать возникающие конфликты со своим малышом или с ребенком и другими детьми вам станет в десятки раз проще; 
  1. В семье может сложиться и еще одна неблагоприятная ситуация, когда родители не уделяют ребенку должного внимания, мало интересуются его самочувствием, его делами. Малыш будет чувствовать себя одиноким, никому не нужным и у него сформируется соответствующее отношение к окружающим людям;

Другие причины

Кроме неправильного подхода в семейном воспитании есть и другие причины детской агрессии:

  • Серьезное влияние на характер малыша могут оказать мультфильмы, видео или сюжеты компьютерных игр со сценами драк, жестоких шуток и т.д.;
  • Обиды от сверстников часто приводят к тому, что ребенок начинает отвечать тем же. Он, не задумываясь, ударит в ответ или начнет драться за игрушку, которую у него попытаются отобрать;
  • Иногда малыш попадает в ситуацию, когда другие дети не хотят с ним дружить или даже общаться. В таком случае он может попытаться силой добиться уважения от своих сверстников или просто будет мстить им за такое отношение;
  • Бывает, что дошкольник часто бьет своих сверстников, как бы нечаянно, без злого умысла. Такое характерно для гиперактивных детей, которые очень подвижны и слабо контролируют свое поведение. Такой тип характера подробно рассмотрен в статье Ребенок холерик>>>;
  • В некоторых случаях агрессия ребенка в отношении других людей может быть спровоцирована состоянием его здоровья. Если у ребенка болезненное состояние, он устал, не выспался и т.п., то он будет реагировать на действия окружающих довольно резко;
  • Также излишняя возбудимость возникает на фоне повышенного внутричерепного давления.

Получено 3 совета – консультации от психологов, на вопрос: Ребенок дерется

Минец Татьяна Владимировна

Психолог Минск
Был на сайте: 28 марта

Ответов на сайте:     Проводит тренингов:     Публикаций:

Показать контакты

Отправить вопрос бесплатно

Ребенку в таком возрасте уже можно объяснить, что есть отличие —плохой человек или человек плохо себя ведет. Ваш малыш — хороший. Его любят, его ждали. И при этом, когда он обижает других малышей -им больно. И они обижаются. И тоже злятся.

каким образом научить ребенка выражать свои эмоции — больше зависит от Вас. Хорошая диагностика — каким образом выражаете злость Вы? Обижаетесь и молчите, кричите, словами делаете больно, хочется ли Вам ударить обидчика, или Вы говорите, что Вам неприятно это слышать  и просите так больше не делать и так далее.. И как злость выражает отец ребенка?

Дети перенимают манеру выражения чувств у своих родителей. Сложно научить ребенка «правильно» себя вести, если кто-то из близких людей показывает другой пример. Но, в любом случае, мама и папа — самые дорогие люди. Им нужно принять общее решение чему они будут учить малыша, тогда и ребенку будет легче определиться — дать сдачи обидчику, пожаловаться воспитательнице и замкнуться в себе.. Варианты есть всегда..

Хороший ответ1Плохой ответ2

Контролируйте эмоции

Делать это можно посредством физических нагрузок (что привьет ему навыки здорового образа жизни и будет не лишним в школе), ограждением ребенка от просмотра телевизора, компьютера, планшета и своевременной похвалой. В процессе прогулок, когда малыш бегает, прыгает, танцует, делает зарядку, лазает на детских турниках, происходит эмоциональная разрядка. Ведь именно тогда, когда накапливаются эмоции, чаще всего, и возникает агрессия. Всегда отмечайте его победы, даже самые маленькие. Хвалите за достойные поступки, дабы ребенок ощущал вашу поддержку и любовь

Одновременно с этим, стоит осторожно отнестись к «неподвижным» занятиям, вроде просмотра случайных телепрограмм или игр на смартфоне

Помните, что чрезмерный просмотр мультфильмов вреден не только для, еще не окрепшей, психики малыша, а и для глаз.

Комаровский о проблеме

Авторитетный детский врач Евгений Комаровский таких детишек в своей практике видел, и не один раз. Он категорически несогласен с утверждением психологов о том, что нужно запастись терпением и мирно увещевать маленького тирана и убеждать его (на словах!), что «маме и бабушке больно».

Все аспекты детской агресси рассмотрим с доктором Комаровским в следующем видео.

Мягкие и демократичные педагогические меры в этой ситуации не работают, говорит Евгений Олегович. А если и работают, то в исключительных случаях. Это происходит потому, что агрессия — это не что иное, как инстинкт, один из самых сильных древних инстинктов человека. А с инстинктами никакими педагогическими методиками бороться невозможно.

Если укусил, Комаровский советует укусить в ответ, если ударил — сделать то же самое. Естественно, взрослым надо соизмерять силу, но и слишком щадящим ответ быть не должен, поскольку ребенок должен понять на собственном опыте, что такое больно и обидно.

Если интересует вопрос, как все-таки справиться с неуправляемым ребенком, посмотрите следующий выпуск доктора Комаровского на эту тему.

Евгений Комаровский подчеркивает, что ответная, обязательно — контролируемая агрессия не может говорить о недостатке любви мамы к чаду, и даже наоборот.

Советы психолога

В первую очередь психологи советуют не применять физических наказаний по отношению к ребенку. Во-первых, родители, которые используют такие методы, в какой-то момент начинают перебарщивать. Во-вторых, непослушание – это естественное явление, а не прихоть конкретного человека. Поэтому в период “кризиса” лучше проявить больше любви и заботы, а не рукоприкладства, вызывающего у ребенка непонимание и обиду.

Также психологи советуют подавать информацию в развлекательной манере. Из воспитания лучше сделать игру, а не пытку. Поставьте себя на место ребенка: вы игнорируете ту информацию, которая вам не интересна. Вы не стараетесь к ней прислушаться и уж тем более ее запомнить. Так почему ребенок должен это делать? В воспитательный процесс нужно вводить больше игр и объяснений, пусть даже и сказочных. Такой подход даст лучший результат.

Почему дети проявляют агрессию к другим

Как правило, беспокоится по поводу такого поведения, родители начинают только тогда, когда удары и другие проявления агрессии становятся явными. Если сегодня малыш дерется не в шутку и довольно сильно, значит, данные проявления появились не вчера, и начальный момент их возникновения был упущен. Как правило, к этому моменту ребенку уже более двух лет. Безмерно любящие, свое чадо, родители и близкие родственники сначала умиляются, когда кроха делает что-то новое для себя

А ребенок, в свою очередь, понимает, что таким образом можно обратить на себя внимание. И, со временем, такая модель поведения входит у него в привычку

Принимать меры нужно, как можно быстрее, дабы к школе ребенок научился выражать свое недовольство социально приемлемыми способами.

Первые яркие проявления агрессивного поведения возможны уже в возрасте полугода. Новорожденный громко кричи, плачет, щипается, тем самым выражая свое недовольство. В возрасте одного года, когда малыш научился ходить и только начинает осваивать пространство, он сталкивается с постоянными запретами и, естественно, протестует против них, делая это так, как умеет – кусается, дерется, щипается, топает ногами. Дети в этом возрасте еще не могут объяснить своих чувств, поэтому стараются добиться желаемого любыми, доступными им, способами. Пик детской агрессивности приходится на два-три года. Причин такого поведения множество.

Вот основные из них:

Задержка речевого развития

Из-за проблем с речью, дети не могут выразить словами свои желания, как следствие, проблемы с построением взаимоотношений в детском коллективе, сложности в общении, проблемы с самоконтролем.
Ребенок дерется, если ему требуется помощь взрослых, а те, в свою очередь, не обращают на него внимание. Малыш может ударить взрослого, когда у него что-то не получается, он испытывает досаду и раздражение и, в порыве чувств, может ударить

Такие проявления характерны для детей, как одного года, так и более старшего возраста.
Существует такое понятие, как кризис трех лет. В этот период агрессию могут вызвать даже самые незначительные действия взрослого, например, если закрыли дверь или выключили свет, не спросив у него. Вроде ерунда, а может вызвать нешуточный приступ агрессии, ведь малыш стремится все делать самостоятельно, подражая взрослым.
Дефицит внимания. Таким образом малыш пытается привлечь внимание взрослых к себе, ведь негативная реакция – это тоже реакция. В этом случае родителям ненужно делать импульсивных, необдуманных поступков, в виде криков и наказаний.
Влияние мультиков и фильмов с негативным содержанием. По возможности, старайтесь избегать просмотра таких лент и учите ребенка отличать добро от зла. Это нужно и для того, чтобы в школе он меньше поддавался негативному влиянию, имел свое мнение.
Негативный пример. Если вы, в воспитательных целях, кричите на ребенка и применяете силу, этим вы подаете ему плохой пример, неправильную модель поведения. Если в семье разговаривают на повышенных тонах, применяют угрозы, то нужно делать коррекцию отношений внутри семьи, ведь когда родители не умеют контролировать свои эмоции, то и ребенка этому научить они не смогут.
Стоит учесть и темперамент маленького человека. Определить его тип можно с самых ранних лет. Доказано, что дети с холерическим типом темперамента импульсивны, им сложно справляться с эмоциями. А меланхолики, наоборот, не склонны к агрессивным проявлениям.
Эмоциональная холодность мамы, равнодушное, безразличное отношение к ребенку, что порождает дефицит внимания.
Неправильная реакция родителей, игнорирование происходящего, что воспринимается ребенком, как одобрение и даже поощрение такого поведения.
Усталость, раздражение, гнев, плохое настроение, переутомление. В 3 года ребенок способен на все эти чувства, не смотря на столь юный возраст.

Вместе с этим ищут и читают:

Когда привычка перерастает в болезнь

Если своевременно не бороться с данной вредной привычкой, впоследствии она может перерасти в полноценную болезнь. Это происходит по мере взросления ребенка. Можно сказать, что при поступлении в школу, кусающийся ребенок уже является психически больным.

С одной стороны, к началу первого учебного года он должен уже многое понимать, однако повзрослевший «малыш» продолжает кусаться. С другой стороны, сама «привычка» с возрастом только развивается, и в первые учебные годы из «кусаки» получится ущербная личность с девиантным поведением.

В это время бороться с «кусачеством», неконтролируемой агрессией и всеми остальными «прелестями» должны уже врачи – психиатр, невролог, детский психолог, — но даже для специалистов справиться с болезнью – задача непростая.

Одна из причин развития детской жестокости – уверенность ребенка в том, что ему все будет сходить с рук, ведь до сих пор окружающие только умилялись его шалостям.


Более подробно о том какие еще бывают вредные привычки у детей и как от них отучать ребенка, можно узнать здесь: Беседа с детьми о вредных привычках
 

Учите ребенка правильно реагировать на свою злость

Физическая агрессия – распространенная реакция каждого второго ребенка на негативные чувства. Просто они не знают других способов выразить переполняющие их эмоции.

В тот момент, когда ребенок находится в таком состоянии, просто крепко обнимите его и подождите, пока эмоции немного поутихнут

Важно донести до него, что вы рядом, готовы выслушать и помочь. Разговаривать лучше наедине

Выражайте свои требования четко и всегда объясняйте причину, почему должно быть именно так, а не иначе. Расскажите крохе о том, что есть альтернативные способы реакции в сложной ситуации. Предложите ему, например, вместо того, чтобы пускать в ход кулаки, обличить свои претензии в слова, используя для этого такие словоформы, как: «я злюсь…», «я обижен…», «я расстроен…».
Покажите малышу альтернативные способы выпустить злость наружу. Это может что угодно, например, кидание мяча в стену, разрывание бумаги или газет, все, что помогает не задавить агрессию, а выпустить ее, но при этом не нанести вред окружающим. Можно даже дать крохе обычную подушку и сказать, что когда он зол, то может ее бить или кричать в нее.
Можно так же подойти к вопросу творчески. Предложите малышу нарисовать свою злость или слепить из пластилина, теста, глины. Но помните, что вы обязательно должны принимать участие в процессе, то есть, вы работаете со своей злостью, а ребенок со своей. А через время научите его превращать свою злость в другие, добрые чувства.
Хорошо зарекомендовала себя сказкотерапия и проигрывание различных ситуаций. Так, ребенок в процессе игры, научается из любых ситуаций выходить достойно, без применения силы.

Развивающие занятия

Занятие с детьми 3-4 лет нужно предварительно спланировать, желательно на неделю вперед. Таким образом вы учтёте все значимые для ребёнка моменты, предотвратите перегрузку малыша и будете иметь в запасе время, чтобы к ним подготовиться. Составляя недельный план, первостепенно необходимо учесть посещение малышом детского сада

Если ребёнок целый день находится в саду, то важно учесть следующие аспекты:

  • Ребенок в садике ежедневно участвует в развивающих занятиях и регулярно получает физическую нагрузку;
  • Ваши занятия будут проходить только в вечернее время и на выходных;
  • На вечер не стоит намечать активных мероприятий;
  • Вечером у вас не так много времени, поэтому строить планы можно максимум на два занятия;
  • Нужно уточнить, какую программу используют с ребёнком в садике, чтобы не повторять, а грамотно дополнять ее;
  • Для малыша, не посещающего сад, расписание занятий будет более объёмным. План занятий составляется с учётом имеющихся навыков и интересов ребёнка.

5 основных причин непослушания

Почему ребенок в 3-4 года не слушается родителей, огрызается на них, постоянно закатывает истерики, если до этого возраста он вел себя иначе? Причин несколько, более того, они чаще всего они выступают в комбинации.

Во-первых, главным фактором является то, что ребенок взрослеет и обретает собственное “я”, которое ему хочется отстаивать. Во-вторых, родители не успевают перестроиться и поменять свое поведение по отношению к малышу. Нередко они позволяют себе быть грубыми или, напротив, излишне мягкими.

Испорченные отношения между собой. Если мама с папой хамят и обижают друг друга, то это непременно отражается на малыше. Ребенок чувствует происходящее острее, чем взрослый и зрелый человек. При этом, в отличие от взрослого, он не может осознать причины конфликтов между родителями. Отсюда вытекает плохое поведение ребенка, которое является защитной реакцией. Тоже самое происходит, если мама с папой разводятся, начинают жить порознь.
Ложь, переменчивость мнений. Наглядная ситуация: мама говорит малышу, что он получит сладкое, когда уберется в комнате, но впоследствии она отказывается от своего обещания, мотивируя это тем, что сахар в принципе вреден. Это утрированный пример. Ложь имеет несколько форм, но каждая из них одинаково негативно влияет на отношения с ребенком. Не следует менять свое мнение, отказываться от слов, обещать то, что с великой долей вероятности не произойдет. Например, планировать поход в цирк в период безденежья.
Чрезмерное желание угодить. Ребенок хочет игрушку? Он получит ее немедленно. Захотел пирожные? Вот уже мама побежала в кондитерскую. Это абсолютно неправильное поведение, провоцирующее нездоровое отношение к деньгам, к вещам и к самим родителям. Часто бывает такое, что один родитель чрезмерно балует ребенка, второй же проявляет строгость. Такая модель поведения приводит не к равновесию, а к эмоциональным “качелям”. У ребенка вырабатывается алгоритм: “захотел мороженое – подошел к маме, но скрыл это от папы”. В итоге маму он не слушается, а папу боится.
Приуменьшение значимости и возможностей

Снова пример типичной ситуации: в семье появляется младший ребенок, на которого уходит все внимание родителей. Старший ребенок, будь он 5, 3 или 2-летнего возраста, начинает чувствовать себя ненужным и брошенным

Еще ситуация: мама постоянно сравнивает малыша с сыном соседки, который во всем якобы лучше. Звучат фразы в духе “вот он убирается, а ты нет”, “вот он помогает маме, а ты нет”. В определенный момент малыш начинает бунтовать.
Отсутствие разговоров. Родители покупают ребенку красивые вещи, возят его с собой на курорты, удовлетворяют его прихоти, но при этом не находят времени на разговор. В возрасте 3-5 лет у малыша просыпается интерес к окружающему миру. Первые люди, которым он хочет задать вопросы, то и дело появляющиеся в голове – это его родители.

Из всего этого вытекает простой и понятный вывод: независимо от ситуации, первопричиной непослушания ребенка является недостаток внимания со стороны родителей. Невозможно объяснить крохе, почему мама с папой его игнорируют.

Возможно, причиной также являются частые и незаслуженные наказания, которые возникают вследствие того, что у родителей просто плохое настроение. В таком случае маме с папой необходимо полностью пересмотреть свое поведение и научиться избавляться от стресса за пределами дома.


Физические наказания недопустимы даже за серьезные нарушения

Советы психолога

Часто бывает так, что детишки не слушают своих родителей и непослушание продолжается. Предположим, ребёнок не хочет убирать за собой игрушки, отказывается собираться куда-нибудь, портит книги. Как вести себя в такой ситуации? Рекомендуем следующую последовательность действий, подходящую для любого случая.

Для начала следует сказать, что так делать запрещается, и позволить малышу самостоятельно исправить своё поведение.
Если он не перестаёт баловаться, нужно предупредить его, что он будет наказан. Варианты наказания могут быть разными – например, отмена уличных аттракционов, запрет на просмотр мультфильмов

Важно не использовать отсроченных наказаний. В конце недели ребёнок может забыть о своем проступке.
Если и эта мера не действует на ваше чадо, то нужно сообщить о наказании, закрепив словами: «Хорошо, ты разбрасываешь вещи, поэтому вечером мы не пойдем играть в песочнице».
Вероятно, уже спустя два часа ребёнок не будет помнить про наказание

Повторяем ему, за что он наказан, спокойным голосом – без злорадства: «Днём ты вёл себя плохо, бросал вещи, а это не разрешено. Потому мы не идём в песочницу».

Психологами также рекомендуется пренебрежение лишь плохими поступками ребенка, а не самого малыша. Некоторые мамы и папы отказывают детям в общении, потому что они балуются. Это недопустимо. Можно разумно наказывать, но лишать любви неправильно.

И ещё одно замечание: если ваше чадо не повинуется вам, может, стоит пересмотреть ситуацию? Может оно того не стоит и ваше требование вовсе вам не нужно? Предоставьте ребёнку свободу выбора, и может тогда он не будет больше противиться вам и как вы хотите, будет безоговорочно выполнять ваши просьбы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наш детеныш
Добавить комментарий